12 августа. Чнырнах - стоянка на мели в Амурском лимане
Как стало светать, пошли дальше. Вокруг плескались нерпы и белухи. Огромная рыбы калуги выпрыгивали из воды.
Калуга – огромная хищная рыба семейства осетровых из рода белуг. Это одна из крупнейших пресноводных рыб. Рыба ценна своей черной икрой. Она водится только в устье Амура. Взрослая рыбина весит 300 – 700 килограмм. В одной рыбине – 4 миллиона икринок и 70 килограмм настоящей черной икры! Но первый раз она нереститься только в 18 лет, поэтому ей тяжело дожить до нерестового возраста.
Хотя лов этой рыбы полностью запретили еще двадцать лет назад, местные жители продолжают ее ловить. Дальше на берегах мы часто видели распоротые туши этой рыбы.
Ветер стих, и мы стали заводить мотор. А он опять не работает. Долго Олеся дергала за ручку – все бесполезно. На звук хлопающего мотора к нам подошла моторка. «Может помощь нужна?» - спросили рыбаки. Мы не отказались.
Мужики взялись ремонтировать мотор прямо на плаву. Меня поразило их мастерство - разбирать мотор над водой, все время рискуя уронить что-нибудь в воду, не каждый сумеет. Мы подвязали моторку к тримарану и дрейфовали по течению. Разборка карбюратора проводилась на руках: прочистили, подкрутили, поставили прокладки, и он заработал!
Мотор успели отремонтировать как раз вовремя. Потому что погода быстро портилась. Поднялся ветер, пошел дождь. Мы поблагодарили рыбаков, а рыбаки позвали нас в гости в виднеющуюся впереди деревню Новопокровка. Мы отказались, хотя, забегая вперед скажу, остановились там на обратном пути.
Нас предупреждали, что Амурский лиман – место очень опасное. Ширина лимана от материка до Сахалина – менее тридцати километров, и все это пространство – сплошные мели. Суда идут по двум глубоким фарватерам. Один из фарватеров проходит ближе к материку, а другой – возле Сахалина. Но фарватеры эти достаточно узкие, не имея координат их тяжело обнаружить. В остальном из-за небольшой глубины и мощных приливов здесь короткая высокая волна, сильные течения и много мелей.
Чем дальше мы шли на север, тем глубина медленно, но неуклонно уменьшалась. Попытки менять курс и искать фарватер не привели к успеху. Через какое-то время глубина стала меньше полуметра. Судно стало цеплять песчаное дно, и мотор пришлось выключить. Шли какое-то время под парусом, но все равно сели на мель. Пришлось отправляться пешком на разведку. Глубина во всех окрестностях вокруг тримарана была такая же маленькая. К тому же начинался отлив, и с каждой минутой становилось все мельче.
Мы находились посреди Амурского лимана. На западе в 10 км был материковый скалистый берег, в 15 км - на востоке виднелся низкий берег Сахалина. Все водное пространство вокруг представляло одну сплошную мель, чуть прикрытую водой. В сторону Сахалина стала проступать из воды целая цепь отмелей, на которых собирались птицы. Где проходил узкий фарватер, мы не знали. На обратном пути через этот лиман мы пытались досконально следовать карте, но фарватера в нужном месте не было. Из-за сильных приливов и течений дно лимана за двадцать лет сильно изменилось, и карта уже не соответствовала действительности.
Олеся приняла решение ночевать посреди лимана и ждать прилива. Во время прилива глубина поднимается на метр, и этого будет достаточно, чтобы пройти на нашем судне. Мы бросили якорь и завалились в спячку до рассвета.