Дальний Восток / Парусный туризм | Спортивный туризм
 

Под парусом по Амуру и Охотскому морю

1 - 24 августа 2007 г.
По Амуру от Комсомольска до Николаевска 
4 августа. Комсомольск - Нижнетамбовское.

первая стоянка на Амуре первая стоянка на Амуре
попутный ветер попутный ветер

В этот первый ходовой день отчалили в 10:30.

Стояла приятная солнечная погода. Дул попутный ветер. Олеся, капитан судна, рассказывала про парусную оснастку и основы управления. Матросы внимательно слушали и мотали на ус. Но нереально было запомнить огромное количество «парусных» понятий, так что в первые дни мы все время путались.

Наибольшие проблемы возникли с двумя словами: «привестить» - стать острее к ветру, и «увалиться» - увеличить угол к ветру. Кроме того, что эти слова все время путались в голове, необходимо было еще каждый раз точно уловить направление ветра.

Главным парусом на тримаране был «Грот» площадью 14кв. м. Второй парус ставился в зависимости от силы ветра: когда сильный - маленький стаксель, когда средний – геную, когда слабый – геннакер.

В середине дня было решено зачалиться в деревне Верхнетамбовское. Для этого требовалось идти лавировкой поперек реки. Надо заметить, что ширина Амура в этом месте очень небольшая – всего три километра! А лавировка означает смену галса – поворот то влево, то вправо.

Кстати, по Амуру непрерывно шли баржи и сухогрузы, а главную опасность при пересечении фарватера представляют «Метеоры». Метеоры несутся по Амуру с бешеной скоростью – больше 50 км/час. Необходимо всматриваться и еще на горизонте замечать приближающийся Метеор, чтобы успеть уйти поближе к берегу.

Вода в Амуре – грязная и не подходит для еды и питья. Поэтому на борту у нас всегда имелось 20-30 литров чистой воды в пластиковых пяти-литровках. В Верхнетамбовском запаслись пресной водой и продолжили плавание.

Обедали на ходу. У нас был 10-литровый газовый баллон и камбуз (фанерный ящик с газовой горелкой). В последующие дни обед представлял собой перекус с чаем из термосов, потому что готовить на борту было хоть и возможно, но неудобно.

Встали на стоянку в 20:30 напротив Нижнетамбовского.

5 августа. Нижнетамбовское - Циммермановка

наше судно - тримаран ФГ-22 наше судно - тримаран ФГ-22
погрузка леса на Амуре погрузка леса на Амуре

Подъем в 7.30. Завтрак и погрузка стабильно требуют двух часов времени. Так что вышли в 9.30.

Как легли на курс, приступили к наведению порядка на борту. Вчера в палатке не было места даже для одного человека. Часть гермов удалось разместить на боковых аутригерах (боковые баллоны тримарана). Теперь в палатке могут разместиться для сна два человека.

Мы проплывали мимо берегов с огромными складами леса, который грузили на баржи. Амур здесь всего несколько километров в ширину, так как река обжата горными хребтами. Вокруг красивые пейзажи, крутые лесистые берега.

Ветер стал очень слабым, поэтому решили поставить геннакер. Геннакер - парус большой площади, который дает хорошую тягу даже при очень слабом ветре.

Проплывая возле Киселевки, мы услышали шум приближающейся моторки. Рыбаки, подплыв поближе, поздоровались, узнали, куда держим курс, и угостили тремя здоровенными рыбинами. Нас очень обрадовало такое хорошее отношение местных жителей.

В 21.00 встали на стоянку не доходя до Циммермановки.

6 августа. Вниз от Циммермановки. Ночная вахта.

Аня и Леша Аня и Леша

Подъем в 7.30 и отчаливание в 9.30 становится традиционным. Через несколько километров остановились в Циммермановке, где запаслись водой (из колонки) и закупили свежий хлеб в сельском магазине.

Пошли дальше. Ветер совсем стих, жара, солнце и слепни одолевали. Я убедил Алексея погрести до ближайшего мыса. Надежды оправдались - впереди водное зеркало ломалось и рябило, дул слабый ветерок. Неожиданным препятствием оказались водовороты и обратное течение возле мыса. Управлять без ветра мы не могли, и течение отнесло нас назад. Со второго захода прошли дальше от мыса. Через какое-то время паруса наполнились ветром, и скорость увеличилась.

К концу дня прошли только тридцать километров из запланированных ста. Чтобы нагонять график похода капитан приняла решение идти ночью.

Вскоре нас окружали только звезды. Вдалеке за кормой светились огни поселка Софиевка. С наступлением темноты ветер усилился. Впереди был сложный участок реки: множество островов и проток, а ни черта не было видно: линия горизонта слабо выделяется, но расстояние до нее оценить невозможно. Несколько раз мы неожиданно обнаруживали берег в непосредственной к нам близости, пока вдруг не услышали среди ночи шуршащий звук. Мы сели на мель. Пришлось слазить и сталкивать судно. Хорошо, ветер не натягивал нас на мель, иначе сняться было бы проблематично.

Ветер настолько усилился, что пришлось зарифиться (уменьшить площадь грота). Скорость все равно 17км/час, и мы несемся в ночи.

Опять шуршащий звук, потом сильный толчок. Мы выскочили на песчаную косу. С трудом снялись, тримаран наполовину выскочил на берег.

С рассветом ветер начал стихать. Когда солнце появилось на горизонте, наступил штиль.
Моя вахта завершилась в 8.30, и я заснул в палатке как убитый.

7 августа. Богородское - Тыр. Третьи сутки на плаву.

День для меня начался после обеда. Пока я спал, прошли мало, так как без мотора и опять нет ветра. После обеда тучи, маячившие вдалеке, стали приближаться. Раскаты грома заставили нас подготовиться к грозе и свернуть паруса. Ветер чуть подул, но гроза прошла мимо. Опять штиль.

Амурский пейзаж

Заступил на вахту в 4 утра. Начинало светать, ветра не было, зато был туман. Неожиданно из тумана в двухстах метрах от нас показался сухогруз. Это было неожиданно. Такой слон раздавит в тумане и не заметит. Все обошлось благополучно.

Еще большей неожиданностью для нас стало то, что Метеоры ходят по реке даже ночью. Изначально мы думали, что ночью им ходить нельзя, и очень удивились, когда позже возле Николаевска увидели среди ночи мчавшийся по Амуру Метеор. А скорость его порой доходит до 65км/час.

8 августа. Тыр - Маго.

Начались третьи сутки безостановочного плавания.

Очень слабый ветер поддерживал скорость судна 3-4 км/час. Именно на такой скорости удобно купаться, а солнце жарило нещадно. Я прыгал в воду и плыл впереди тримарана. Вода прекрасно спасает и от жары, и от надоедливых насекомых.

После обеда опять появились тучи. На этот раз приближалась настоящая гроза. Поднялся ветер, пошел дождь. Мы находились в районе поселка Тахта. По реке стояло множество сетей, и десятки рыбацких моторов курсировали по реке.

Ветер сменился на сильный встречный, и пришлось идти галсами. Так как вокруг были сети, то мы двигались по реке как мячик в икре арканоид. Непрерывно всматривались вперед, чтобы определить, где начинается очередная сеть, а где заканчивается предыдущая. Почти упершись в сеть, мы поворачивали на 110 градусов и двигались, пока не упирались в следующую сеть. Наше движение галсами рыбакам было непонятно. Они пользуются моторами и не понимают, что значит идти под парусом против ветра. Поэтому они вставали в своих лодках и начинали жестами показывать, куда мы должны плыть, чтобы не попасть в сети.

Вечером встали на стоянку в районе поселка Маго. Становились в темноте, поэтому место было не самое лучшее. Когда ставили палатки, к нам пришли два гостя из леса, две пары желтых светящихся глаз. Они шустро бегали по склону и подходили к нам достаточно близко. Но что это были за «еноты» мы так и не поняли.

9 августа. Прибытие в Николаевск

Мы рассчитывали добраться в Николаевск-на-Амуре к обеду, поэтому экономили время и без завтрака вышли в 8:30

Ветер был хороший, но опять встречный. В Николаевск пришли только в 16:30. Оказалось, что причалив на песчаный бережок в порту, мы попали на закрытую территорию торгового порта. Охранники отнеслись к нам хорошо и посоветовали обратиться к начальнику, чтобы он дал нам разрешение на стоянку. Получив разрешение, поставили палатки.

Предстоял выход в море, и для продолжения маршрута необходимо было отремонтировать мотор. Обратились к охранникам в порту, и они нашли того, кто нам может помочь. На следующий день мотор к нашей радости был отремонтирован.


Комментарии
Guest16.04.13, 20:26
Спасибо 
Очень понравилось.спасибо
Guest02.02.13, 13:23
Спасибо! 
Прочел "на одном дыхании"!)
Guest24.06.12, 18:04
Очень интересно! 
Прочитала с интересом! Спасибо за повествование!)))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Опубликовал Роман Железов