Техническое описание маршрута 2009 года

Пос.Тюнгур - вид от нашего лагеря Пос.Тюнгур - вид от нашего лагеря
10 августа (Заброска)

Как было уже описано в разделе про транспорт, добирались мы все из разных частей нашей Родины и разными видами транспорта. Тем не менее, утром 10 августа семеро из нас собрались на ж/д вокзале, перебрались на автовокзал и встретили летний солнечный день в ожидании автобуса до Бийска, билеты на который были куплены заранее. Проезжали Бийск транзитом, очень понравился длинный бульвар, тянущийся от вокзала через весь город. Надо будет по нему прогуляться! Неподалеку от вокзала нашелся и продовольственный рынок, где мы докупили недостающие продукты. Это было запланированным шагом, т.к. везти все продукты из Москвы было не удобно (и так у Мити и Славы на двоих оказалось около 50 кг сданных им в поезд продуктов). После бега по рынкам и магазинам мы затащили все наше богатство в микроавтобус от «Алтай Транспорт» и отправились в горы. Жара на улице стояла какая-то нереальная!

Параллельно основной части группы из Кемерово выехали Петя и Катя (как раз перед походом у Пети образовалась выгодная командировка в Кемерово). Выехали на такси за неимением другого удобного варианта заброски в Тюнгур из Кемеровской области и по причине запаздывания (относительно нас).

Уже в звездной ночи, разбуженные от нашего неспокойного сна водителем, приезжаем на погранпост. В прошлом году проезд через погранпост с оформленными заранее пропусками не вызывал никакой сложности. В этот раз все оказалось не так легко. На посту нам сказали, что ужесточились правила пересечения границы. В результате почти час руководителю пришлось доказывать, что мы не собираемся незаконно эмигрировать в дружественный Казахстан. При этом Аню заставили несколько раз рисовать для пограничников схему нашего маршрута (конечно, интересовала только горная часть) то на фотообоях внутри комнаты, то на какой-то мелкой схеме сродни пачке Беломора. Разглядывая наши цветные карты Генштаба со скромной надписью в уголке «СЕКРЕТНО», пограничник цокал языком и утверждал, что 5 лет лишения свободы не принесут морального удовлетворения ни Ане, ни ему (а отвечать за наше аморальное поведение будет именно он). Дабы ускорить процесс покидания поста на голодный желудок, пришлось откреститься от Верхнего плато Белухи и переписать маршрут без упоминания о нем (а в голове остался вопрос: неужели на плато нас встретит цепочка пограничников с наручниками и машины с решетками на окнах?). Со вздохами и смехами добрались мы до ближайшего придорожного кафе, где успокоили свои нервы тарелочкой плова и пиалой чая.

Ближе к полуночи за окнами показался Тюнгур. Прибывать туда в ночи совершенно не хотелось. Поэтому мы решили не доехать до села около 2-3 км, а разбить лагерь в редких соснах на крутом берегу р.Катунь. Ужинать уже не было сил.

Журавль Журавль
11 августа (нулевой день похода – незапланированная дневка)

Около 9 утра мы, как полные идиоты, не выспались, но позавтракали и выпустили боевой отряд на взятие языка с лошадьми. По телефону заранее была договоренность, что с сегодняшнего дня нас будут ждать 9 наших лошадей и два конюха со своими конями. До дальнего конца Тюнгура, где живет Петр – владелец лошадей и (как мы думали тогда) наш будущий погонщик – шли около 40 минут. Азия не была бы Азией, если бы все шло, как по маслу!

На месте выяснилось, что Петр, которого нам так рекомендовал Иван – замечательный прошлогодний погонщик в группе Пети и Кати (ох уж эти сложные переплетения человеческих судеб!), во-первых, упал с коня и, видимо, сломал ребро (а потому сам лично не поедет с нами); во-вторых, растерял коней («ой, что-то они разбежались все!.. только троих пока нашли!»). Вывод был ясен (и немного ожидаем с самого начала) – старт конного похода переносится на завтра. Договорились стартовать в 9 (конечно же, в уме прибавляя к этому часа 2 – Азия!).

Вздохнув, мы отправились в обратный путь. По дороге наше внимание привлек одинокий серый журавль, задумчиво стоящий прямо посреди проезжей части (хотя, конечно, машину тут можно встретить редко), и два магазина. Магазины, впрочем, заняли наше время ненадолго, ибо смотреть (а тем более потреблять) там было почти ничего. Лишь наполовину завядшая капуста грустно сложила свои головы в грязном углу одного из магазинов – как на поле брани. Она то и оказалась в нашем пакете. Для щей.

Что ж? Сегодня – незапланированная дневка. Срочно мыться-стираться и отъедаться-отсыпаться! Вода в Катуни оказалась нехолодной, и наши водные процедуры неожиданно затянулись. Тем временем до нас наконец-то доехали Петя и Катя. Несмотря на длительный переезд, выглядели они почти бодрячками и не побоялись потратить последние силы на поедание арбуза и дыни, которые проделали с нами весь путь от Бийского базара.

Пятая палатка ребят гармонично вписалась в наш цветной лагерь. Теперь издалека мы выглядели еще более воинственно и массово. Видимо, именно поэтому никаких конфликтов с местными жителями за 1,5 дня стояния на этом месте не было.

Поскольку непосредственно перед походом встреча всех участников горной части не могла состояться, то обмен снаряжением и продуктами, упаковка свежекупленного продовольствия и прочие махинации происходили сегодняшним вечером. Причем затянулись допоздна. Под вечер пошел дождь, но под большим тентом было по-прежнему сухо и весело. В кромешной ночи где-то вдалеке сверкали молнии, но до нас гроза не докатилась. Разбежались по палаткам в полночь.

Стартовали Стартовали
Наши погонщики Наши погонщики
12 августа (первый день похода)

Поскольку вчера договорились, что лошади будут готовы к 9 ч (у нас в лагере), то поднялись сегодня в 7. Погода опять хорошая, солнышко!

Собирались, собирались, собирались… 9 ч, 10 ч… Лошадей все нет. Сходили в лес за земляникой, покидали летающую тарелку, порезвились… Наконец около 11 ч по частям начали прибывать кони. Не в смысле, что головы отдельно от туловищ, а в смысле, что сначала Пётр со сломанным ребром и две лошади, потом еще две лошади и две собаки, потом еще трое местных с тремя конями, потом... В общем, долго это все происходило, с интервалом в 15-40 минут нам очередное представление показывали. Мы даже притомились. Азия…

Оправдание, конечно, было: «Кони разбежались все. Нам пришлось за ними по полям бегать… Сложно было найти! Позавчера всё было готово, но вот беда – разбежались все кони…», а дальше еще один куплет этой песни… Пока нам не надоело…

Нам выдали арчемаки (перекидные сумки для коней). Сумки были едва ли не позапрошлого века. В эту ветошь пришлось аккуратно запихивать всю свою горную снарягу (конюхи очень вздыхали по поводу лошадок, которым довелось тащить железо), продукты, палатки и прочее. Практически головоломка, т.к. объемов явно не хватало. Закончилось все тем, что часть снаряжения все же была оставлена в рюкзаках, а они, в свою очередь, аккуратно были прикреплены лошади на спину позади седла. В общем, коней загружали  долго. Если бы знали – успели бы пообедать. А так все уже убрали и не хотелось заново разворачивать скатерть-самобранку.

В 14 ч случилось чудо! Мы выехали! Ну то есть в буквальном смысле расселись каждый на своего коня и стартовали. Инструкций нам почти не давали (проинструктировала накануне Саша – бывалая наездница). Кони, говорят, спокойные. Понеслось…

В Тюнгуре от нас отстали местные товарищи, помогавшие грузиться. А вот две собаки (бело-рыжая, Чекраш, и черно-белая, названная нами Черным), которые пришли в лагерь вместе с мужчинами, не отстали. Более того, они проделали с нами весь наш дальнейший конный путь, но об этом по ходу дела.

Наших конюхов зовут Алексей и Аймерген, оба алтайцы. По дороге иногда пытаются что-то рассказывать про окружающие хребты, но гиды из них плохие – мы и сами больше знаем.

От пос.Кучерла держим путь на юг вдоль р.Кучерла. Жарко. Виды красивые. Около 17 ч в конце урочища Елань устраиваем перекус у монумента погибшему каякеру (погиб при сплаве по р.Кучерла). Конюхи недовольны, что мы полчаса потратили на еду. Но кто же заставлял их опаздывать утром?

По полям кони скачут отменно! Конечно, галопом мы не носимся, но рысью иногда устраиваем пробежку. Правда, быстро устаешь с непривычки. А коням – хоть бы что! Тут уже начинают проявляться характеры каждой особи. Один (черный Воронко) все время вперед несется. Он Пете нашему достался. Другой, ленивый и сонный рыжий конь Рыжка, - у Кати. Самый красивый, буланый (белый с коричневой гривой), конь Сарышка у Ани. Он, оказывается, шалун: во время перекуса решил поваляться на земле вместе со всеми арчемаками и рюкзаком.

Тут же всплывают и проблемы с вещами. То у кого-то арчемаки перекосятся, то рюкзак наполовину съедет, то для одной лошади такой вес слишком тяжелый, а для другой – слишком легкий… На ходу почти ничего не поправишь – вот и приходится делать частые остановки. Хотя если бы арчемаки были вместительные и не рваные, а конюхи хорошо бы затягивали подпругу на лошадях, то такого бы не было вовсе.

Доехали до мест возле устья р.Куйлю, где большие поляны. На одной из полян есть домик. Наши конюхи туда очень рвутся. Но там уже стоит группа, поэтому наш лагерь обустраиваем чуть не доходя (около 20 ч). Хитрый конюх Алексей объявил нам, что тут какая-то частная территория, и что за нахождение на ней нужно платить. Естественно, ничего платить не стали, т.к. еще прошлом году никто не предъявлял права на данную территорию. Никто не стал предъявлять права и в этот раз. Конюхи, правда, сразу после этого пропали (даже не расседлав коней) и вернулись поздно ночью, вдребезги пьяные (улеглись спать под нашим общественным тентом, хотя имели свою палатку).

Погода и настроения позволяли сидеть у костра довольно долго, чем мы и занимались. Полвечера жарили собранные перед ужином грибы. Вкуснотища! Разбрелись по палаткам около полуночи.

ЧХВ за день: 4,5 ч. Пройденный километраж: 19,5 км (на лошадях).

Месим грязь Месим грязь
Тропа вдоль Кучерлы Тропа вдоль Кучерлы
13 августа (второй день похода)

Вставать начали с 8 ч, но очень постепенно. Накануне договорились о готовности лошадей к 10 утра. На удивление почти протрезвевшие конюхи подготовили коней ну не к 10, но хотя бы к 10-30! Зато группа собиралась долго. Стартовали только в 11-20.

Конюхи отпустили нас вперед. Мы проехали 10-15 минут до следующей большой поляны и решили их подождать. Подождали сначала верхом, потом слезли, потом достали карты и книги… В общем, прождали час. Развед-группа в лице отстающей (из-за неторопливости коня) Кати донесла, что конюхи встретили своих приятелей и обещали догнать. Проехали еще полчаса. Никто не догоняет. Подождали еще 15 минут. И в ус не дуя, появились веселые Алексей и Аймерген. В смысле не просто веселые, а навеселе. Аймерген вообще на ногах еле стоит… Да… Хорошенькая у нас компания! У группы настроение уже не такое радужное. Лучше бы этот лишний час поспали, чем вот так стоять в неизвестности! Правда, погода хорошая: не жарко, около +20, солнце – хорошо!

Идем дальше по тропе. Поля закончились. Тропа сухая, но узкая, часто идет то вверх, то вниз, пересекает ручьи. На ручьях надо давать коням пить. Но чтобы не увлекались. А то Сарышка в одном грязном ручье глубиной сантиметров 20 начал копать копытом под себя. Саша вовремя успела заметить, что это лошади так делают, когда хотят лечь. Ане такая перспектива явно не нравилась. Пришлось коня приструнить.

Рюкзаки все также съезжают и арчемаки кривятся. А еще, поскольку тропа узкая (довольно часто надо протиснуться между двух деревьев), то надо успевать следить, в какой из «коридоров» между деревьями пойдет лошадь – иногда половина лошади проходит, а сумки застревают или ветки неприятно хлещут по лицу всаднику или по ногам (желательно иметь длинные штанины)… В общем, есть ряд нюансов. Входим в курс дела на своих ошибках.

В 14-30 нашли подходящее место для обеда (небольшая уютная поляна после длительного перехода без полян). Конюхи, правда, пытались возражать. Мы потом поняли, почему они так торопились – у них на Кучерлинском озере своя большая тусовка. Честно говоря, общение с конюхами начинает очень сильно утомлять. Обязанности выполняют плохо, время не соблюдают да еще большую часть времени нетрезвые… Вот попали мы!

На месте обеда много жимолости и брусники – очень хорошо вписываются в чай! В 16 ч едем дальше. Тропа пошла круто вверх. В одном месте нужно было проехать траверсом по осыпной дорожке. Очень неприятный участок был. Мы все спешились. После этого траверса еще метров 50 пошло получше, поположе, тропа пошире – все опять залезли на спину коням. Но не тут-то было! Траверс – это еще цветочки! А дальше – спуск вниз. Спуск-то всего метров 7, но очень крутой (градусов до 35), небольшими ступеньками. Вот тут аттракцион тот еще был! Когда лошадь резко шагает вниз, сразу переставляя ногу сантиметров на 40, шанс перелететь через ее голову очень велик! Надо хорошо держаться в седле! Не самые отважные из нас спешились и здесь.

В общем, сегодня день «радовал» нас разнообразным рельефом, а скорость передвижения вряд ли превышала скорость пешего туриста с рюкзаком (иногда, даже наоборот). В следующий раз надо думать, куда стоит ездить на лошадях, а куда нет :) Удовольствие от конной поездки на этом участке маршрута не самое большое. Да еще и лошади устают, фыркают, тяжело дышат, останавливаются, головой мотают… Жалко их, а погонщики говорят, что, мол, это так, ленятся они просто. Вот и разбирайся, где правда…

Дальше какое-то время едем по низкому берегу вдоль красивой бирюзовой Кучерлы. То и дело у кого-то съезжает и падает рюкзак, а у кого-то и вовсе рвутся лямки арчемака или (еще хуже) подпруги… Да, в следующий раз надо брать в погонщики только проверенных людей! На остановках и починках теряем много времени. При хорошем снаряжении и нормальных проводниках от пос.Кучерлы до Кучерлинского озера, наверное, и за день добраться можно, а мы идем два дня…

К Кучерлинскому озеру тропа идет через небольшой условный перевал по камням и мху. Кто-то едет верхом, кто-то спешился: не очень приятный подъемчик. Уклон около 35 градусов, протяженность – около 80 м. Тропа узкая. Вернее, ее наметки. А так лошадь сама выбирает, между какими камнями ей лучше ступить. Часто спотыкается. И тогда по телу пробегают мурашки: упасть здесь совершенно не хотелось бы! Но нет, пока все нормально. Вот только у Славы неприятность: конюхи плохо затянули подпругу, и она в течение дня постоянно куда-то съезжала, а вот сейчас со всеми рюкзаками-арчемаками свалилась лошади под пузо. Нечет (имя коня) упал на склон. Слава и сам еле успел как-то ретироваться. Спасработы. Конюхи сбежались, помогли коню встать, наладили подпругу. Но это все равно временно. Лошадь очень жалко! И в целом ситуация неприятная. :(

После этого тяжелого подъема тропа идет по относительно ровной местности. Едем по абсолютно карельским пейзажам: мхи, камни, скалы… Очень красиво! Наконец, вышли на открытую полянку, с которой открывается вид на Кучерлинское озеро. Жаль, уже спускаются сумерки, но полюбоваться озером мы все равно успели. Большое и голубое! Здорово! Место для созерцания – самое то!

Спуск к озеру – около 150 м – немного положе подъема и по траве. Здесь гораздо спокойнее. Но все равно некоторые проходят его пешком.

В 21 ч вся группа на северной оконечности озера. Здесь есть несколько полян, но самое выгодное место занято большой командой. Наше место тоже ничего. Поверхность земли не совсем ровная – камни торчат, но найти место под палатки можно. Уже в темноте расседлали (сами) коней. Конюхи поныли нам о своей несчастной судьбе, заняли 300 рублей и отчалили, даже не удосужившись заняться лошадьми. В результате несколько коней оказалось непривязанными и полночи доставляли нам хлопоты (было боязно, что сейчас на лицо тебе обрушится тяжелое копыто :) ), пришлось среди сна выходить из палатки и привязывать гулён (один конь оказался привязанным, но ходил вместе со своим деревом – маленькой ёлочкой :) ).

Под вечер небо начало хмуриться, стало черным-черным, и даже упала пара капель. На большой поляне это выглядело зловещим, но приходилось мириться и готовить ужин под этой черной пастью Вселенной. Петя опять насобирал много грибов и вкусно их сварил и пожарил (признан сегодня главным грибоваром). Ммм… Опять расползлись за полночь.

ЧХВ за день: 6 ч. Пройденный километраж: 16 км (на лошадях).

Кучерлинское озеро Кучерлинское озеро
Оз.Зеленое Оз.Зеленое
Оз.Синее Оз.Синее
Озеро на пер.Рижский Озеро на пер.Рижский
Спуск с Рижского Спуск с Рижского
14 августа (третий день похода)

Сегодня у нас по плану дневка. Когда маршрут готовился, была задумка сгонять на очень красивое (по отзывам) озеро Дорошколь на лошадях. Позже выяснилось, что кони туда не забираются (по факту это было очевидно: тропа буквально в 50 м от лагеря портилась). Можно было за день сбегать туда-обратно пешком (но это на весь день), но мы что-то поздно встали, кто-то не хотел оставлять лагерь, кто-то не хотел идти так далеко… Был запасной вариант для радиальной вылазки – к озерам Зеленому и Синему и перевалу Рижский. Долго завтракали, долго думали, что из снаряжения брать на прогулку…

В общем, в пеший выход отправилась только «горная» часть команды (те, кто собирался на Белуху), а остальные решили покататься немного в течение дня на лошадях около лагеря и просто отдохнуть. Погода этому благоприятствовала, а вот конюхи нет. Их просто не было. Куда они пропали еще с вечера – было не понятно. Лошади, соответственно, паслись сами по себе (видимо, конюхи все же приходили с утра и отвязали коней).

В 12 ч впятером отправились на прогулку по кольцевому маршруту через Зеленое, Синее озера и пер.Рижский. Дорошколь оставили на следующий раз. Жаль!

На небе ни облачка, тепло! Кучерлинское озеро, отражая небо, кажется уже нереально голубым! Фантастический цвет! За 45 минут по тропе вдоль восточного берега озера дошли почти до его южной оконечности, где в озеро втекает ручей, бегущий от озера Зеленого. Вдоль него начинаем подъем к Зеленому озеру. Подъем сопровождается пением «Машины времени» немного фальшивыми голосами Пети и Димы. После примерно третьего исполнения в перепутанном виде «Птицы цвета ультрамарин» (видимо, цвет озера навеял) приходится бороться с нарушителями природной тишины.

По правому берегу ручья поначалу идет относительно крутая тропа (уклон около 30 градусов, местами до 40). Периодически она теряется, но подъем (особенно без рюкзаков) и так несложен. При подъеме открывается красивый вид на левый берег Кучерлы. Проходим симпатичный небольшой водопад. Чуть выше него (в 14-30) подъем выполаживается. Еще минут 45 хода до водопада уже больших масштабов. И еще 5-10 минут подъема до начала Зеленого озера. В 15-30 мы у озера.

Перешли на левый берег ручья возле самого его истока и устроили там перекус. Пока сюда поднимались, было очень жарко (все разделись до маек, а кое-кто и до шорт). Здесь же на виду был цирк перевалов Рериха, Урусвати, Токмак и др. С ледника дул прохладный ветерок. Так что все довольно быстро оделись. Здесь же отдыхала группа, собирающаяся на штурм пер.Рериха.

Озеро отнюдь не выглядело зеленым. Скорее, грязно-серым, с какой стороны ни посмотреть. Зато в целом вид озера и стены заснеженных гор за ним приятно радовал глаз. Вот только периодически вершины окутывала пелена снежных облаков. Лишь бы до нас не дошла!

В 16-15 отправляемся выше. Еще 30-40 минут подъема по травянистому склону крутизной около 30 градусов и травянистому плато – и мы выходим к Синему озеру. Вот здесь, пожалуй, название недалеко от реальности. Цвет озера очень насыщенный. Очередная фотосессия и перекус. Озеро закрыто от ледяного цирка, здесь почти нет ветра и очень тепло. Долго думали, идти ли через пер.Рижский или вернуться по пути подъема. В результате перевесил первый вариант за счет того, что никто из нас не любит ходить одним и тем же путем по нескольку раз.

Пер. Рижский (н/к, 2760 м)

Перевал: Рижский
Высота: 2760 м
Категория трудности: н/к
Характер: осыпной
Время прохождения: 14 августа 2009 г.
Соединяет: долины ручья, вытекающего из оз.Зеленое, и ручья, стекающего с пер.Буревестник
Прохождение: от оз.Синее в сторону ручья, стекающего с пер.Буревестник.

В 17-10 начинаем подъем к перевалу Рижский (н/к). Ориентируемся на самую маленькую (правую по ходу) седловину в боковом отроге основного хребта. Местами заметная тропа, местами встречаются туры. Вот тут становится очень жарко! Ветра нет совсем, а солнце припекает. Первая половина подъема от оз.Синее пологая, затем начинается подъем около 25 градусов (перевальный взлет), около 100 м.

В 18-30 собираемся у озера на перевале (высота 2760 м! неплохо мы за сегодня набрали! почти километр!). Мы обходили озеро слева по ходу, хотя, возможно, справа ближе. В самой правой части бокового отрога хребта видна тропа вниз. Отдохнули, полюбовались пейзажами. В 19 ч начинаем спуск.

Тропа идет вдоль ручья, но довольно быстро заканчивается. С правого берега ручья перешли на левый. Здесь круто (45 градусов) и скользко. Надо аккуратнее ходить. Отошли от ручья – крутизна уменьшилась до 35 градусов. Осыпь средних размеров, в меру живая. Самая крутая часть спуска – около 50 м (ее преодолеваем примерно за 15 минут). Дальше проще. Весь дальнейший спуск представляет собой чередование уступов крутизной 30-35 градусов (осыпь средних или мелких размеров, трава) и травянистых плато длиной от 50 до 300 м. Нормально, в общем.

Примерно через полчаса спуска с перевала находим хорошую тропу и больше ее не теряем. Вдоль спуска множество мест, где можно поставить лагерь, несколько бегущих мимо ручьев, встречаются и прозрачные лужи. В общем, места хорошие.

Примерно в 20-20 доходим до первых кедровых стлаников, дальше начинается лес, местами довольно заросший. Но тропа везде хорошо читается и через полчаса спуска по такому лесу (крутизна от 15 до 35 градусов) приводит к Кучерлинскому озеру напротив турбазы на противоположном берегу озера. Еще 10-15 минут по известной тропе – и мы в лагере (в 21-10, как раз к окончанию контрольного срока). Почти стемнело.

Подъем по осыпи средних размеров крутизной 100,  900 м35 мин
Подъем по осыпи перевального взлета крутизной до 250,  100 м 45 мин
Спуск вдоль ручья крутизной до 450, 10 м
15 мин
Спуск вдоль ручья крутизной до 350, 40 м
Спуск по осыпным уступам (с тропой) крутизной от 5 до 350, около 3,5 км55 мин
Спуск по лесной тропе крутизной от 15 до 350 (около 1,5 км) до Кучерлинского озера30 мин
ИТОГО:3 ч

В лагере как раз готов ужин (хотя кое-кто из нас уже не в состоянии ужинать)! Еще и чая немеряно выпили. Уморились мы сегодня. Все-таки за день набрали-сбросили почти 2 км высоты! Остававшиеся в лагере рассказали, что наши конюхи сегодня пришли снова в нетрезвом виде, да еще и в компании себе подобных. Весь день они сидели в лагере (очевидно, что оставлять лагерь без присмотра не хотелось) и мешали счастливой жизни ребят. Хорошо хоть, они смогли немного покататься по окрестностям.

Желающие уходят в баню на турбазе, остальные укладываются спать. Будут ли с утра лошади готовы к выходу – не ясно совершенно.

ЧХВ за день: 7 ч. Пройденный километраж: 13 км (пешком).

Путь к пер.Каратюрек Путь к пер.Каратюрек
Извилистая тропа Извилистая тропа
Кедровые стоянки Кедровые стоянки
15 августа (четвертый день похода)

Как обычно, хотели выехать в 10 ч, и завтрак был готов уже в 8. Однако конюхов с утра ни разу не видели. Ближе к 10 начинаем нервничать, ведь лошадей в лагере еще нет. Часть из них пасется по склонам и видна из лагеря, а остальные вообще не известно где! Стали думать, а не бросить ли лошадей на совесть конюхов, и не уйти ли на Аккем самостоятельно пешком (не заплатив большую часть денег)? Все торопятся: кто-то на самолет, кто-то на Белуху. Простаивать нам нельзя! Сидим на рюкзаках. Отправили гонцов на турбазу (напротив). Думаем, если конюхов сейчас не найдут – все, уходим. Сколько можно ждать?

Но конюхов нашли. Оба пьяные. Алексей («по секрету») рассказал, что у него тут на турбазе девушка, и что он никак не мог с ней распрощаться… Стали собирать коней, но как-то очень вяло. С турбазы привели с собой несколько еще менее вменяемых алтайцев, и теперь они сидят все в нашем лагере. Даже нагоняй своим погонщикам не устроишь – на их стороне численный перевес. Для убедительности один из «дружков» наших конюхов достает ружье и стреляет в воздух. Ладно, подождем… Нервы уже на пределе, злость накопилась. Скорее бы уже распрощаться с этими товарищами! Пожалуй, конная часть похода вышла немного не такая, как ее задумывали.

Лошадей по большей части приходится седлать самим, и уж тем более привязывать вещи. Радует одно: тем, у кого арчемаки на подходе к Кучерлинскому озеру рвались, конюхи выдали гораздо более новые и вместительные!

Раз уж выход затянулся, заодно и пообедали здесь. Выехали только в 13 ч! Чудо! Решили сегодня не оставлять конюхов ни на минуту одних (а то они любят отстать, а потом еле на ногах держатся), подпруги и сумки все еще с утра затянули хорошо. В итоге ходовой день сегодня первый раз прошел без казусов.

Пер. Каратюрек (1А, 3122 м)

Перевал: Каратюрек
Высота: 3122 м
Категория трудности: 1А
Характер: осыпной
Время прохождения: 15-16 августа 2009 г.
Соединяет: долины р.Кучерла (от верховий ручья Текелюшка) и Аккем
Прохождение: из долины р.Кучерлы в долину р.Аккем.

Поднялись на бугор, откуда открывался красивый вид на озеро, а дальше спускаться по тому неприятному спуску не стали, а наоборот, идем еще выше и вправо по ходу. Сюда забирает тропа на перевал Каратюрек. Подъем через лиственично-еловый лес (красиво!). На тропе довольно большие камни, которые лошади осмысленно обходят. Есть два очень крутых (до 40 градусов) осыпных подъема с узкой тропой вдоль обрыва. Здесь мы спешивались – даже пешком (с риском иметь упавшую на тебя здоровую лошадь, идущую позади тебя на коротких поводьях) идти боязно. Встречающиеся на этой узкой тропе пешие туристы только удивлялись, как мы здесь на лошадях перемещаемся! Лошади наши сильно устают от таких подъемов, фыркают и, успокаивая нервы, часто пытаются пожевать на ходу траву.

Затяжной подъем в 15-40 выводит нас на большую поляну. Лес здесь заканчивается и открывается отличный обзор на всю долину Кучерлы (вплоть до Елани) и кусочек Кучерлинского озера. Где-то вдалеке маячит осыпная шапка, по которой мы будем идти на перевал Каратюрек. Самого перевала не видно. На этой симпатичной поляне примерно на 30-40 минут устраиваем передышку для коней, да и сами перекусываем.

От поляны идем траверсом склона по кромке леса. Здесь набор высоты уже не такой значительный, подъем некрутой. Часто ехать довольно просторно, и тогда удается пообщаться друг с другом. Здесь же бегают сурки, а в безлюдное время (по словам конюха Алексея) к солончакам выходят кормиться олени.

В 17-50 проходим последний лесной участок перед перевалом – так называемые «Кедровые стоянки» вдоль большого ручья Текелюшка. Здесь тоже есть конные группы с алтайцами во главе. Естественно, дальше эти групп наши конюхи не соизволили пойти. Мы же поднялись чуть выше и перешли на правый берег ручья, чтобы стоять одним (встали в 18-20). Лес как раз здесь и заканчивается. Редких лиственниц хватило, чтобы привязать лошадей. Дрова же пришлось добывать с соседнего пупыря, обрывающегося к лагерю гладкими скалами. За водой надо ходить метров 50 вниз к ручью. Но зато мы здесь одни.

Только успели поставить палатки и развести костёр, как налетает туча и резко начинается град. Через 20 минут, запорошив наш лагерь градом, а соседние холмы – снегом, всё заканчивается. Выходит вечернее солнце. Очень красивое освещение! С погодой нам пока везет (скрестим пальцы на удачу!).

Приходят конюхи (на удивление все еще трезвые!), просят сварить ужин и на них (похоже, они вообще за эти 4 дня первый раз ужинают). Коней они распустили (пусть пасутся), а самых ретивых стреножили. По лагерю носятся наши собаки. Теперь у нас их три. Сегодня от Кучерлинского озера с нами проследовала еще одна собака (откуда взялась – не понятно) – на этот раз серая (прозвали ее Серым и Волчком). Собаки здесь, на Алтае, очень добродушные и веселые (по крайней мере, с другими мы не сталкивались даже по дороге). Наши все три как будто вылеплены одним мастером: беспородные, среднего роста, пушистые, со стоячими ушами и хвостиком колечком :) Очень интересно наблюдать в походе как за лошадьми, так и за собаками. Все они похожи на своих собратьев, но все разные.

После ужина еще долго созерцаем окрестные виды, а также обсуждаем некоторые технические аспекты горовосхождения, в предвкушении Белухи. Спать сегодня легли чуть раньше обычного.

ЧХВ за день: 4,5 ч. Пройденный километраж: 7 км (на лошадях).

Вид в сторону долины Кучерлы Вид в сторону долины Кучерлы
Белуха Белуха
Группа на пер.Каратюрек Группа на пер.Каратюрек
Спуск с пер.Каратюрек в сторону Аккема Спуск с пер.Каратюрек в сторону Аккема
Панорама Аккемского озера Панорама Аккемского озера
16 августа (пятый день похода)

Подъем и завтрак в 8 ч (дежурные в 7-30). Выход в 10. Ввиду того, что конюхи теперь торопятся на Аккем, а вчера не пили, лошадей сегодня собрали и укомплектовали быстро (да и сами мы теперь в этом деле с усами!).

Погода не перестает радовать! Немного жарко. Едем потихоньку (набор высоты плавный), обгоняем пеших туристов. Поначалу от Кедровых стоянок тропа шла по осыпи и траве, но трава вскоре закончилась. Только камни. Подъем постепенно становится все труднее для лошадей. Правда, наездникам здесь не так страшно и пространства много (голые пупыри). На всем протяжении до перевала – хорошая тропа. Подъем плавный, траверсами. При проходе каждого маленького клочка с желтой травой лошади кидаются жадно ее жевать. Но в указаниях значится не кормить лошадь по пути (одна ест – начинают тормозить остальные).

Последний участок подъема на пер.Каратюрек – широкий осыпной склон крутизной до 25 градусов и протяженностью около 200-300 м. К этому моменту лошади сильно отстают, и сочувствующие им спешиваются. Нам навстречу идет еще одна довольна большая группа конных туристов, а уж пешеходников мы сегодня встречали несколько групп.

Около 12-15 вся группа на перевале Каратюрек. Вернее, седловина чуть ниже (виден сложенный тур и палка с ленточками). Отсюда открывается отличная панорама Белухи, Аккемского ледника, Аккемского озера, хребтов за Кучерлой и прочих окрестностей. Очень красивый вид во все стороны! Долго любуемся видами и делаем перевальные фотографии. Успели замерзнуть, т.к. ветра на перевале дуют нехилые.

В 12-50 начинаем спуск в сторону долины р.Аккем. Опять осыпной склон крутизной 20-25 градусов, идет серпантином. Постепенно забираем вправо. Пока идем пешком. Довольно долго и нудно. Примерно через час спуска прошли ручей (перешли на его правый берег) с небольшим клочком травы – кони жадно бросились пить и жевать траву.

В 14-30 выходим на большое травяное плато, откуда до Аккемского озера – рукой подать. Устраиваем здесь короткий перекус. В большом количестве встречаются пешие туристы. Виды красивые. Погода все такая же хорошая.

На удивление быстро от поляны доходим до Аккемского озера. Теперь уже в основном верхом. Правда, и здесь есть отдельные крутые участки. В начавшемся лесу дорогу нам перебежал заяц :) Интересно, насколько это хороший знак? Вот Пушкину не понравился…

Кони внезапно почуяли, что внизу их ждет пища (или запах костра учуяли), и понеслись вниз. Только что приходилось подхлестывать их поводьями – и тут на тебе! Очень быстро домчались до домика метеостанции. Местное время 15-20.

Подъем от Кучерлинского озера по траве крутизной 200,  150 м15 мин
Подъем через лес по тропе среди камней крутизной от 15 до 400, 4 км2 ч
Подъем по осыпи (тропа) до Кедровых стоянок, крутизна около 150, местами до 250,  3 км 1 ч 45 мин
Подъем по траве и осыпи (тропа) крутизной около 150, 2,5 км1 ч 50 мин
Подъем по мелкой осыпи крутизной до 250, 250 м20 мин
Спуск по осыпному серпантину (тропа) крутизной 20-250 до большого травяного плато, 2,3 км1 ч 30 мин
Спуск по траве и лесной тропе крутизной от 15 до 250 (около 1,5 км) до Аккемского озера50 мин
ИТОГО:8 ч 30 мин

На метеостанции, как и раньше, можно купить лепешки. Правда, теперь они стоят 50 руб. Еще на станции можно купить крупы и газовые баллоны. Баня у них в этом году не работала, отправили к спасателям. Лагерь разбили в 70 м от спасательских бочек, в сосново-еловом перелеске (хотя здесь и висит табличка «Стоять запрещено»). Место хорошее, есть костровище и столик, а чуть в стороне – небольшой навес (скинули туда пустые арчемаки).

Конюхов, как водится, как корова языком слизала. Те, кто отправляются завтра на горную часть, прощаются с лошадками. Уже почти родные! Но им надо пастись – кони с радостью уходят на заливные луга выше озера. Зато пока с нами в лагере собаки, все трое. Они, конечно, уже успели обежать окрестности (и где они каждый раз еду достают? у нас попрошайничает только рыжий), а теперь играют друг с другом. Забавные зверьки. Шутим, что Насте придется брать в Москву Чекраша – так он к ней привязался.

Готовим обед, формируем заброску, которую оставим завтра у спасателей (а это все ужасно долго, т.к. приходится пересчитывать продукты и т.п.). Устраиваем «совет племени», на котором решаем, сколько платить нашим «проводникам». Т.к. группа разделяется, то решили заплатить всю обещанную сумму (чтобы у ребят не было проблем с местными). Хотя, по-хорошему, за такое отношение к делу, постоянные простои и нервотрепки урезать бы им гонорар! Алкоголики!

Вечером немного покрапал дождик, а мы сходили в баню. Как обычно, улеглись к полуночи. С завтрашнего дня надо будет менять график!

ЧХВ за день: 4,5 ч. Пройденный километраж: 6,5 км (на лошадях).

Тропа вдоль Аккема Тропа вдоль Аккема
17 августа (шестой день похода)

Так. У нас начинается горная часть похода (с сегодняшнего дня наши две подгруппы расходятся: кто вниз на лошадях, а кто вверх пешком). Поэтому и подъемы теперь будут ранние. Дежурные встали в 6-15. На улице еще прохладно, на палатках даже иней, а на озере - лёд (осень подбирается)! Солнце уже вылезло, но до нашего берега еще не дошло…

В 7 ч завтрак. Пока собирались (долго), успела проснуться и вторая половина группы. Попрощались с ребятами и в 9-45 вышли в сторону бочек. Отметились у спасателей, оставили у них сумку с заброской (абсолютно бесплатно, заметьте!).

В 10 стартуем от бочек. Солнце теперь вовсю припекает. Еле дошли (40 минут) до подвесного мостика через Аккем (от бочек наверх вдоль западного берега озера ведет отличная тропа), чтобы поснимать с себя лишнее! По такой погоде в шортах хорошо! Отдыхая возле мостика, обнаруживаем, что за нами увязался наш серый пёс!

От подвесного моста тропа идет вдоль орографически правого берега реки Аккем. Тропа натоптана хорошо, и вначале довольно пологая, но постепенно начинаются подъемы, а на тропе мешаются под ногами крупные камни. Тропа растраивается: можно идти по низу, вдоль реки, а можно двумя параллельными маршрутами (выше и ниже) идти по курумнику. Выбираем средний маршрут.

Наш Серый нашел по дороге приятеля или приятельницу. Она меньше размером и рыженькая. Мордочка более вытянутая – ну вылитая лисица! Так мы ее и прозвали – Лисичка. Вместе они озорничают в камнях: гоняют по норам пищух. Пищухи же – существа медитативные, часто отрешенно сидят на высоких камнях и смотрят вдаль… А тут собаки. Приходится спасаться бегством.

Пошел снег, но кратковременно, так что даже переодеться не успели: некоторые так и шли под снегом в шортах :) До обеда от подвесного моста успели пройти 3 перехода. Обед в 14-15 на камнях с малюсенькой полянкой с лужами (до вод Аккема спускаться теперь уже далеко). Снова пошел то ли дождь, то ли снег, причем над нами зависла большая серая туча (осадки, видимо, надолго), а над озером, где еще пасутся наши лошадки, небо чистое :( Переоделись, готовим обед. С собой со стоянки на озере принесли дрова (газа у нас не так много). Вода закипает очень долго! Пока дождались обеда, ужасно замерзли! Погода не радует! На обед затратили 2 ч.

После обеда под непрекращающимся снегопадом еще два перехода по 40 минут движемся по условной тропе и просто по камням правобережной морены ледника (здесь подъем стал немного сложнее, т.к. приходится все время искать оптимальный путь, а еще камни более живые и крупные стали). Дальше переходим на ледник. Он пологий и нескользкий, однако в верхней его части встречается много трещин, некоторые присыпаны свежим снегом, что мешает ориентироваться по следам.

Лисичка куда-то запропастилась, а Серый неотступно следует за нами. Похоже, он рад снегопаду да и вообще появлению снега на маршруте: с удовольствием валяется и кувыркается в нем. Трещины Серый обходит ловчее нас, но по его следам, к сожалению, не всегда можно пройти людям. Восторгаемся нашим отважным попутчиком.

Снегопад в какой-то момент усилился, и видимость стала вообще метров 70. Тогда только по чужим следам (встречным) и идем. Запутаться в паутине трещин не хочется. По леднику (ближе к ПБ) движемся 70 мин ЧХВ, держа друг друга в поле зрения, не растягиваясь.

В 20-15 мы на Томских стоянках. Снова показалось голубое небо, тучи рассеиваются. К сожалению, домик спасателей занят (здесь уже 12 человек), но это не страшно: мест для палаток здесь множество. Ужин пытались снова готовить на принесенных дровах, но на этой высоте (3000 м) – это практически бесполезно. Дрова перевели, а толку мало. Заканчивали дело на горелках. Ужинали в палатках, т.к. снаружи уж больно неуютно сегодня, хоть осадки и закончились. Разошлись на сон около полуночи.

ЧХВ за день: 5,2 ч. Пройденный километраж: 11,5 км (здесь и далее – пешком).

Перевал Делоне Перевал Делоне
Группа на пер.Делоне Группа на пер.Делоне
Верхнее плато лед.Менсу Верхнее плато лед.Менсу
Ночевки у пер.ББС Ночевки у пер.ББС
Панорама с ББС Панорама с ББС
18 августа (седьмой день похода)

Сегодня нам предстоит подняться на верхнее плато ледника Менсу через пер.Делоне и далее в сторону Большого Берельского Седла (ББС), где находятся классические ночевки перед восхождением на Белуху. Выходить лучше пораньше, поэтому дежурные на ногах уже с 5-30, а остальные – с 6 утра.

Пер. Делоне (2Б, 3520 м)

Перевал: Делоне
Высота: 3520 м
Характер: снежный
Время прохождения: 18  августа 2009 г
Соединяет:  лед.Аккемский и верхнее плато лед.Менсу
Прохождение: со стороны лед.Аккемский  в сторону лед.Менсу

Вроде бы собирались, не тормозя, но вышли только в 8-45. В 9 ч в начале ледника одели кошки и направились к подножью пер.Делоне. Ясно, солнце уже вылезает, но перевал пока еще в тени. Примерно через час утроили привал. Решили сразу достать веревки и связаться, чтобы потом не тратить на это время.

Издалека пер.Делоне похож на белую стену, но по мере подхода к этой стене она начинает «ложиться». Средняя крутизна 250-метрового склона перевала – 45-50 градусов. Лишь перед седловиной выполаживается до 35 граудсов. В самом начале подъема – бергшрунд шириной в самой узкой части около 1 м. К бергрушнду перевала подошли в 11 ч.

В прошлом году мы ходили на Делоне радиально. Год был очень теплый, снега на перевалах было мало. Делоне со стороны подъема был полностью  открыт – почти голый лед, в который идеально вкручивались ледобуры. В этом году снега несравнимо больше. Пожалуй, стоит идти наверх в связках, т.к. крепить станцию на склоне не за что: до льда не докопаться.

Параллельно нам снизу пришли еще 7 человек (группа из Н.Новгорода) и две наши замечательные собаки. Начинаем подниматься параллельными курсами в связках (у нас две связки: Аня-Митя-Катя и Петя-Дима). Бергшрунд переходим по снежному мосту с попеременной страховкой, выше движемся одновременно. Идти довольно тяжело (крутой склон, идем часто «на три такта»), но привалы до седловины делать негде. Под ногами снуют жизнерадостные собаки. Они умудряются на 50-градусном склоне играть в догонялки, валяться в снегу, прыгать идущим в связках на колени и есть снег! Удивительные животные! Однако здесь они скорее лишние: только мешают сделать шаг, да еще небольшие лавинки сбрасывают. Втолковать собакам, что они неправы, не получается. До конца не верилось, что животные полезут на полностью заснеженный перевал 2Б – что им там делать? По факту же Серый и Лисичка оказались наверху раньше всех и еще несколько раз сбегали навстречу поднимающимся.

В 12-20 на перевале первая наша связка, через 20 минут – вторая. Нижегородцев больше, поэтому они финишируют позже. На перевале долго отдыхаем. Нам и так-то уже жарко было, а тут еще и солнце припекает. Пить, пить, пить! С перевала открываются красивые виды на Аккемский ледник и ледник Менсу. Спуск в сторону верхнего плато ледника Менсу – крутой тридцатиметровый заснеженный участок ледника (около 45-50 градусов) с бергшрундом, а дальше крутизна ледника уменьшается до 5-20 градусов в разных частях. Чтобы попасть на ночевки перед Белухой, надо сбросить примерно 200 м и снова их набрать, поворачивая вместе с ледником Менсу направо по ходу. Тур почему-то не нашли на прошлогоднем месте.

В 13-15 начинаем спуск на плато ледника Менсу. Это примерно 30 метров крутого участка (с бергом после первых 5-7 м), а далее довольно полого. Бергшрунд проходим по снежному мосту (общая ширина – около 2 м) с попеременной страховкой, далее снова техника одновременного хождения в связках. Верхнее плато ледника Менсу в народе называется «сковородкой», т.к. здесь – практически чаша, закрытая от ветров, но обращенная к солнцу. Нам повезло: солнце в конце августа печет уже не так сильно, а отсутствие ветра пока даже приятно.

По плато проходим 2 перехода по 40 минут, в течение которых сначала плавно сбросили 300 м, а затем также плавно начали их набирать. В 14-40 устраиваем обед с горячим супом (конечно, если б знали наверняка, что пройти всего 40 минут оставалось, не обедали бы здесь). Начинают проявляться первые признаки горной болезни – у троих участников из пяти болит голова. Каффетин спасает ситуацию. Пока обедаем, нас обгоняют нижегородцы, а верный Серый отказывается от супа и укладывается спать на мягкий снежок прямо возле нас. У него сиеста.

Участок путиЧистое время
Подъем от Томских ночевок по Аккемскому леднику под перевал, крутизна до 200,  1,7 км1 ч 30 мин
Подъем в связках с попеременной и одновременной страховкой по снежному склону перевала крутизной 40-500,  250 м 1 ч 30 мин
Спуск с перевала (через бергшрунд) по снежному склону (в связках с попеременной страховкой)  крутизной 450,  30 м1 ч
Спуск на верхнее плато лед.Менсу по снежному склону (в связках с одновременной страховкой)  крутизной 10-250,  2 км
ИТОГО:4 ч

В 16-50 продолжаем подъем к ночевкам на ББС. Последний крутой (около 30-35 градусов) подъем по язычку между трещин, высотой около 100 м (медленно-медленно) – и в 17-35 первая связка выходит на ночевки перевала ББС. Собственно, сам перевал ББС совсем немного в стороне от ночевок (это же плато), но основная его фишка – не с этой стороны (сложность подъема можно оценить примерно как 1Б), а с другой стороны скального гребня, ведущей на Берельский ледник (3А).

На ночевках, помимо уже знакомой нам группы из Н.Новгорода (7 чел.), стоят еще 4-5 палаток. Часть групп собирается на восхождение, как и мы, завтра (среди них и украинская группа из 4 человек, которую мы уже встречали возле Зеленого озер во время конной части). Кто-то же уже успешно вернулся с вершины и отсыпается. Строем стенки из снежных кирпичей для палаток и полевой кухни. Готовим на улице. Вечер довольно теплый для этих высот (около нуля или чуть ниже), ясный и очень красивый: куда ни взглянешь – везде красивые виды, убегающие вдаль. После заката высыпали звезды, отлично видно детали Млечного пути! Правда, сегодня немного не до них: ложимся спать пораньше в преддверии завтрашнего дня. Высота немного мешает уснуть: у кого пульс немного участился, кому-то просто не спится, кто-то замерз… В общем, ночь неспокойная…

ЧХВ за день: 5 ч. Пройденный километраж: 7 км.

Подъем к Белухинскому Подъем к Белухинскому
Вид на путь подъема Вид на путь подъема
Подъем на Белухинский Подъем на Белухинский
Группа на вершине Белуха-Вост. Группа на вершине Белуха-Вост.
Вид с вершины в сторону Аккема Вид с вершины в сторону Аккема
Вид с вершины в сторону пер.Белухинский Вид с вершины в сторону пер.Белухинский
Спуск с вершины Спуск с вершины
Вид на Б.Берельский ледник Вид на Б.Берельский ледник
Спуск с пер.Белухинский Спуск с пер.Белухинский
19 августа (восьмой день похода)

По плану у нас сегодня восхождение на Белуху. Есть еще в графике пара запасных дней, но пока погода позволяет, хочется уже сходить. На вершину мы сегодня отправляемся вчетвером. Митя за недостатком опыта остается сторожить наш лагерь. А еще он сегодня готовит нам завтрак. Однако будильник, прозвеневший в 2 ч, явил собой долгожданное спасение от неспокойного холодного сна  не  только для него, но и для остальных. Завтрак в виде чая – больше в это время суток (3 утра) вряд ли что-то влезет в наши желудки. Зато натопили 3 л воды с собой.

Снаружи показывают изумительное звездное небо! Ясно! Тьфу-тьфу-тьфу! В соседних лагерях свет только в двух палатках, хотя ребята собирались выходить в 4 утра. Но и мы тормозим. Казалось бы, большую часть снаряжения подготовили еще вчера, и все равно сегодня в темноте по недосыпу долго возимся. Выходим из лагеря только в 5 утра! Это практически крайнее время, надо торопиться. Идем! Минут за 15 до нас стартовали 7 нижегородцев, минут через 15 после нас – четверо украинцев.

Связка пер. Белухинский (4342 м) – в.Белуха-Вост. (4506 м, 2Б)

Препятствие: связка пер.Белухинский и в.Белуха-Вост.
Высота: 4342-4506 м
Характер: снежно-ледовый
Время прохождения: 19 августа 2009 г
Перевал Белухинский соединяет Центр.и Вост.плато Белухи
Прохождение: со стороны Вост.плато Белухи  радиально

Траверсируем снежную воронку по набитым следам. Крутизна подъема от 5 градусов в начале до 25 в конце перехода. Окружение звезд и редких фонариков. Пуховка, кошки, каска, ледоруб. Связались в связки прямо в лагере (хотя можно и позже). Первая наша связка – женская, вторая – мужская. После первого 40-минутного перехода начинает понемногу светать, выключаем фонарики, снимаем пуховки. Жарко.

Второй 40-минутный переход в розовых лучах рассвета, кружащими над головами облаками, то и дело застилающими нам дорогу, но, в конце концов, отступившими; лавируя между огромными пастями трещин. Все это при крутизне подъема в среднем около 20 градусов. Периодически меняемся рюкзаками (взяли два на четверых), т.к. то одним, то другим холодно и наоборот. Лисичка и Серый неотступно следуют за нашей огромной толпой восходителей (нас уже 17: присоединились двое мужчин из Кемерово), а мы только диву даемся и пытаемся их прогнать на ночевки – бесполезно!

Вот мы и подошли под перевал Белухинский. Издалека он казался еще большей стеной, чем Делоне, хотя они очень похожи: крутизна Белухинского тоже около 45 градусов, а протяженность взлета – в два раза больше. Только подъем здесь не такой тривиальный и трещин больше… На привале любуемся видами (невероятно красивый рассвет! и как нам повезло, что облака все же рассосались!) и обсуждаем тактику. Серый подумал-подумал – и решил вернуться в лагерь. Ну и правильно!

В очередной раз обгоняем нижегородцев (они одевают кошки, а мы уже обуты). Продолжаем идти связками вверх при увеличившейся до 45 градусов крутизне склона. Таким образом проходим около 100 м, затем чуть-чуть выполаживается, и мы подходим к бергу. Трещина шириной около 5 м, глубиной (до крепкого снежного моста) около 2,5-3 м. Выпускаем первую Катю на страховке, она закрепляет связочную веревку на противоположном берегу берга, вторая связка идет «по связке», последний – с верхней страховкой. Нижегородцы «дышат нам в спины». Лисичка откололась на этапе прохождения бергшрунда – очень упрямая и отважная собака!

После бергшрунда поднимаемся еще 50-100 м при крутизне 35 градусов до второго большого берга. Он сильнее засыпан снегом, и не очевидно, в каком его месте есть крепкий мост. Щупаем, пытаемся пролезть и там, и сям. Нижегородцы, видя наши неудачи, обходят нас справа по ходу (там оказался крепкий мост и довольно пологий подъем). Мы же вылезаем прямо по курсу, вслед за «прорубившим окно в Европу» Петей. В этом месте трещина больше метра, ее верхний край примерно на высоте 1,3 м от уровня ног, вылезти не так-то просто. Но вылезли (девчонки со страховкой), хотя и долго. Под ногами нижний край берга обваливается. Решили вниз идти по пути нижегородской команды.

От этого второго берга продолжаем одновременное движение связок. Крутизна склона около 35 градусов, длина участка – около 200 м. После этого крутизна снова увеливается, причем до 45-50 градусов. Сюда приходят сброшенные сверху 100 м (примерно) чьих-то перил. Поскольку они не проверены, наша женская связка поднимается параллельно перилам вверх. Нижегородцы – с другой стороны от перил, параллельно нам :) Практически «Веселые старты» какие-то.  Аккуратно переходим через третий (и последний на этом подъеме) бергшрунд. Он довольно узкий и не опасный. От бергшрунда до седловины перевала – 150 м. Проходим их «связка-по-связке», меняясь по очереди (первый идет с двумя ледовыми инструментами, «на 4 такта»).

На седловину первая вылезает Аня в 11-35. Там уже присутствует нижегородский дух в лице лидера их команды Сергея (профессионального гида, в отличие от остальных участников) и его напарника по связке. Перевал Белухинский на самом деле метрах в 200 (по горизонтали) ниже по склону, но вылезать между трещин удобнее сюда, да и к вершине ближе. Высота 4342 м. Тура нет. Снежная седловина по ширине вмещает одну палатку, по длине – несколько. Только надо быть очень аккуратными, т.к. сразу после перевальной площадки начивается резкий обрыв в обе стороны… Общаемся, рассматриваем виды под ногами. Видимость отличная! Солнце вовсю старается нас согреть, но ветра на перевале не шуточные! Девушки еле дождались мужской половины команды с рюкзаками, полными пуховок! Последний наш участник поднимается в 12-25. Перекусываем, пьем, пьем, пьем, греемся… И на вершину!

Рюкзаки и все лишнее (но не пуховки!) оставили на седловине и в 13 ч выдвинулись к вершине. Подъем по снежно-ледовому гребню вдоль скальных выходов (слева по ходу). Крутизна подъема от 25 до 45-50 градусов. На всякий случай поднимались на вершину в связках, хотя можно и без этого обойтись. Через 45 минут достигли вершины.

Вершина Белуха-Восточная представляет собой широкое футбольное поле. Есть самая высокая точка, однако она на гребне с огромными карнизами. До края по этой причине (как раз недавно кто-то сорвался отсюда) не дошли, хотя очень хотелось рассмотреть Аккемское озеро и весь наш путь подъем по Аккемскому леднику :( Чуть ниже основного возвышения, на маленьком отроге, сложен тур. На нем установлена мемориальная табличка в честь кого-то, висит колокольчик и разные ленточки. Симпатично, но долго сидеть в этом уголке не хочется: как-то боязно. Спускаться к нему тоже надо аккуратнее (скользко).

Погода и виды прекрасные – фотографируемся и фотографируем дружественные команды восходителей. Голова ни у кого не болит – акклиматизировались.

Около 14-10 начинаем спуск вниз. На всякий случай провесили две веревки дюльфера (так быстрее, чем осторожничать в связках), дальше в связках. К сожалению, на этом участке находилось слишком много народу – приходилось то и дело кому-то уступать место и ждать. Спускались поэтому долго.

В 15 ч вновь на седловине. На спуск организовали два коридора. Вернее, мы повесили свои веревки, у нас спросили, можно ли спуститься по нашим, а ниже повесить чужие… В общем, зря мы связались, конечно. Получилось не очень оперативно. Особенно из-за того, что в нижегородской команде находились совсем не опытные люди, которым приходилось объяснять теорию дюльфера и которые не реагировали на наши настойчивые крики не занимать 100-метровые (провешенные кем-то ранее, те самые) перила, чтобы мы могли спуститься и сделать из них два независимых участка по 50 м. Пришлось долго томиться в ожидании и мерзнуть. Повеселил, однако, один из участников какой-то команды (возможно, кемеровской), который упрямо и долго спускался по 100-метровым перилам, затем (будучи пристрахованным к перилам) свалился в ближайший бергшрунд, долго корячился там, а потом боком и кувырками катился ниже последней перилины до выполаживания!

Наконец, пришла наша очередь спуститься до нижней станции (итого спуск по перилам – 150 м). Там еще какое-то время прождали наши веревки и побрели дальше вниз в связках с одновременной страховкой. Средний берг обошли слева, нижний прошли той же техникой, что и на подъем. На последнем крутом участке перевального взлета решили провесить одну веревку, т.к. снег уже раскис, а барахтаться в нем связками не хотелось. Перевальный взлет постепенно погружался в тень, вечерело.

Нижегородцы пошли сразу в лагерь, а мы уселись под склоном (там, где он стал выполаживаться) и, наконец, полноценно отдохнули (очень хотелось пить – не могли отказать себе в таком удовольствии!). Снизу пришел заботливый Митя – заволновался, что нас долго нет. Уверили его, что скоро будем, доели орехи и поспешили к лагерю в связках.

Мы были очень довольные сегодняшним днем, погодой, попутчиками, собой и всем на свете! :) Поэтому не торопились. Аж полчаса до лагеря топали. На подходе к ночевкам нам навстречу выдвинулась маленькая точка – ах, это же наша Лисичка! Кинулась облизывать наши обгоревшие и обветрившиеся лица, как будто мы месяц дома не были! Ну какая нежная и чуткая собака! Аж слезы наворачиваются!

Ходовое время (все участки проходятся в связках с одновременной страховкой, если не указано иное):
Участок путиЧистое время
Траверс от ночевок на ББС большой ледниковой воронки, крутизна 5-250,  1,2 км40 мин
Подъем к перевальному взлету между больших трещин, крутизна 20-250,  800 м40 мин
Подъем крутизной 450до первого бергшрунда,  100 м4 ч
Преодоление первого берга (П-образка длиной 10-12 м) способом «связка по связке», лидер с двумя инструментами
Подъем от 1-го до 3-го бергшрунда крутизной 30-350с преодолением второго бергшрунда (1-1,5 м)  с верхней страховкой, 300 м
Подъем на перевал по снежному склону крутизной 450 («связка по связке», первый – «на 4 такта»), 150 м
Подъем от перевала Белухинский на в.Белуха-Вост. по снежно-ледовому гребню вдоль скальных выходов, крутизна от 25 до 450, 300 м45 мин
Спуск с вершины на перевал по пути подъема (100 м дюльфера, крепеж за скальные выступы, далее в связках с одноврем.страховкой)35 мин
Спуск с перевала Белухинский до подножья (150 м дюльфер, крепление на ледобурах, далее в связках с одноврем.страховкой) по пути подъема,  550 м2 ч
Спуск по леднику до ночевок (по пути подъема), 2 км30 мин
ИТОГО:9 ч 10 мин

В 19 ч в БЛ на ББС. Митя уже вскипятил нам воду – завариваем пюре с кальмарами, обедаем. Пришла связка из Кемерово, принесла нашим девушкам пачку печенья – «за мужество» :) Поскольку устали сегодня, уже в 22 ч разбрелись по палаткам и уснули. Еще и не стемнело толком.

ЧХВ за день: 9,2 ч. Пройденный километраж: 5 (в зачет 2,5) км.

Лисичка снова с нами! Лисичка снова с нами!
Верхняя часть спуска с пер.Делоне Верхняя часть спуска с пер.Делоне
Средняя часть спуска с пер.Делоне Средняя часть спуска с пер.Делоне
20 августа (девятый день похода)

Встали к завтраку (спасибо Диме!) в 8 ч. Погода более-менее. То кусочек солнца покажут, то снежок легкий пойдет. Неторопливо собирались. Вышли в 10-30 (на всякий случай в связках). Минут на 20 нас с выходом опередила нижегородская и украинская команды. Это оказалось нам на руку, потому что видимость внезапно испортилась, снег повалил большущими хлопьями, и чужие следы нам очень помогали. Снег под ногами мокрый, но пока проваливается не сильно. Температура – около +7 С.

Пер. Делоне (2Б, 3520 м)

Перевал: Делоне
Высота: 3520 м
Характер: снежный
Время прохождения: 20 августа 2009 г
Соединяет:  лед.Аккемский и верхнее плато лед.Менсу
Прохождение: со стороны лед.Менсу в сторону лед.Аккемский

Через два наших перехода по 40 минут ненадолго выходит солнце. На радостях к нам откуда-то прибежала Лисичка и уселась у Ани на руках :) Очень ласковая собака! Еще за полчаса поднимаемся на пер.Делоне. Там в 12-45. Большая часть нижегородцев уже на перевале, кто-то начал спускаться, а украинские ребята пошли на Бийчанку и дальше на Титова. Удачи им!

На перевале нас вместе осталось 10 человек. Веревок на десятерых четыре. На спуск решаем вешать перила – это безопаснее связок, причем вешать дюльфер сообща с нижегородцами, т.к. все равно коридор фактически один (крепить перила наверху удобно за скалы, т.е. только в одном месте; ледорубы плохо держат точки).

Снег все идет и идет, лавинная опасность возрастает. Хочется уже поскорее спуститься до безопасных Томских ночевок. Некоторые малоопытные нижегородцы спускаются очень долго. Снег идет мокрый, ждать промозгло, но ничего не поделаешь – сами подписались на совместную работу. Провесили 4 веревки по 50 м (одна, правда, по факту метров 40 спуска обеспечивала). Крепили за скалы (3 веревки) и одну (третью станцию) на ледорубах (но довольно неустойчиво). Впрочем, здесь вполне можно было спуститься и в связках, и мы уже задним умом поняли, что так было бы быстрее, но после драки, как говорится, кулаками не машут.

До берга веревок наших, конечно, не хватило. Но мы даже рады – отправились в свободное плавание, убедившись, что у оставшихся нижегородцев все в порядке, и к ним снизу спешит подмога. Хотя бы стоять так долго на станции не надо. А то уже и руки, и ноги закоченели (при дюльфере по мокрой веревке руки мерзнут)! Бергшрунд преодолеваем в связках с попеременной страховкой. Вернее даже, как обычно, по одной связочной веревке спустились методом «связка по связке». Все благополучно. В 17-30 (Аллилуйя!) мы все под перевалом.

Участок путиЧистое время
Спуск-подъем от ночевок на ББС на верхнее плато лед.Менсу по снежному склону (в связках с одновременной страховкой)  крутизной 10-250,  5 км1 ч 30 мин
Подъем на перевал (через бергшрунд) по снежному склону (в связках с попеременной страховкой)  крутизной 450,  30 м20 мин
Спуск с перевала по снежному склону (3 станции на скальных выступах,1 – на ледорубах) перевала крутизной 40-500,  250 м2 ч 30 мин
Спуск до Томских ночевок по Аккемскому леднику, крутизна до 200,  1,7 км40 мин
ИТОГО:5 ч

Снег не прекращает идти. Холодно, хочется пить. Отдыхать не хочется. Собрали веревки и побрели к Томским стоянкам. Чуть-чуть согрелись. На стоянках уже после 18 ч. Народу полно! Естественно, домик занят. Большую часть вечера дежурные тусуются в домике – так как-то поуютнее готовить. Основной шум там создают 12 кемеровчан, которые здесь третий день тренируются на Арбузе (крутонаклонная часть Аккемского ледника, похожая черными каменными полосками на арбуз). Есть особо не хочется, а вот запас жидкости в организме пополнить – еще как хочется! За ужином в палатке расписали пульку. Параллельно выяснилось, что хозяйская палатка протекает – пришлось после чая использовать кружку не по прямому назначению и поотчерпывать воду со дна…

Легли чуть позже 23 ч. Снег идет и идет…

ЧХВ за день: 5 ч. Пройденный километраж: 7 (в зачет 0) км.

Часовня на Аккеме Часовня на Аккеме
21 августа (десятый день похода)

За ночь снега привалило немеряно! Нам крайне повезло, что мы уже спустились сверху! Палатку Пети-Кати-Димы замело снегом так, что ночью пришлось откапываться (начали задыхаться), палатку Ани-Мити только немного погнуло, но зато с ней случился другой казус. Поскольку она стояла на скальной плите, то тающий под палаткой снег в виде воды никуда не сливался, а скапливался «в ногах» (туда был небольшой наклон). Посреди ночи был обнаружен некий дискомфорт в ногах. Утро дало понять, что просто в палатке появилось бонусное приложение в виде бассейна глубиной до 20 см!!! Нечего и говорить о том, что большая часть спальников, а также все то, что было внутри них, заботливо укутывая ноги (в частности Анина пуховка), и снаружи них (самые разные вещи) были мокрыми! Все пришлось отжимать. Вроде бы, с одной стороны, все это неприятно. Но, с другой… если поразмыслить… то очень даже неплохо, что наводнение случилось именно сейчас, а не когда мы только наверх шли! Это боги над нами сжалились! Так что терпим все невзгоды.

Поднялись в 8, готовили опять в теплом домике с шумными кемеровчанами. Долго подбирали одежду для выхода (внезапно все оказалось либо мокрым, либо грязным). Вышли в 10-20.

Часа за 1,5-2 до нас от ночевок вниз ушли нижегородцы, оставив после себя едва заметный снег на живо заметающемся леднике. Идем по ней, но и там приходится тропить – вот сколько снегу прибавилось! Выпускаем вперед владельцев замечательных бахил – это работка для них :). Тропа нижегородцев идет ближе к морене ПБ, там очень мало трещин и очень удобно все обходить.

Постепенно осадки (снег) заканчиваются, теплеет. Облака водят вокруг нас хороводы: то кусок Белухи покажут, то кусок ледника, то Аккемское озеро. Снимаем теплые вещи (а то утром с испугу нацепили на себя почти все, что можно было). От ночевок 2,5 перехода по 40 минут идем по леднику, затем переходим на ПБ морену. По уже знакомой тропе по камням (при открывшейся видимости) еще за 1,5-2 перехода доходим до часовни… Навстречу идут туристы, завистливо смотрящие на нас. Вообще-то да, в такую погоду с их точки зрения нам можно только завидовать. Не известно, надолго ли она испортилась…

С 13-30 до 14 ч тусуемся у часовни – отдыхаем, пьем воду, заходим внутрь. Еще полчаса хода до подвесного моста через Аккем и еще 40 минут до базы КСС. Закрапал дождик. Окрестности озера встречают нас какими-то желтоватыми красками. Никак осень пришла в эти края? На озере контрастно мало народу (если сравнивать, например, с прошлым годом, когда мы были здесь в районе солнечного затмения 1 августа). Да, сезон заканчивается…

В 15-30 у спасателей. Снялись с учета, забрали заброску, получили записку от дружественной группы из т/к МГУ (ура!). Тут же, у спасателей, нас встретила Лисичка! Опять практически кинулась нам на шею! Родная!!! А вот Серый куда-то запропастился. Возможно, остался на Томских с кемеровчанами, а, может, уже убежал вниз, в Тюнур. Собаки тут самостоятельные.

Поскольку у части группы абсолютно мокрые спальники, хотели поселиться в «бочке», но они все заняты. Что ж, ладно, просушим спальники – и в палатку. Для информации: ночевка в стационарной палатке спасателей стоит 300 рублей с человека.

Спасатели оказались очень хорошими ребятами! Пустили нас готовить на свою кухню (на улице дождик), угостили конфетами, поговорили о жизни. Им уже в конце сезона тоскливо тут – народу мало, погода портится. Хорошо еще, ЧП очень мало! Так, порассказывали разные случаи из прошлого года. Тяжелая, конечно, работа у них на спасах!

Остаток дня отдыхали от погодной передряги в армейской палатке спасателей, играли в преферанс, гоняли чаи, сушили вещи, перепаковывали рюкзаки и, конечно, перед сном посетили баню (стоит 150 руб.). Дождик на улице закончился, но спустились облака. Через них виднеются уже покрасневшие от увядающей травы макушки соседних холмов и снежные шапки Белухинского массива. Какое-то осеннее очарование в этом есть! Тихо, спокойно, непривычно для Аккемского озера… К нам приходили с расспросами ребята с Урала, собирающиеся на восхождение. Грустно им в такую погоду – поздновато они, конечно, приехали в эти края. Но вдруг повезет?

Ночью облака рассосались и очистили темное звездное небо над нами – красота! Отбились за полночь.

ЧХВ за день: 4 ч. Пройденный километраж: 11,5 (в зачет 0) км.

22 августа (одиннадцатый день похода)

В 7-30 подъем дежурных (снова на спасательской, или лучше сказать «спасительной», кухне). В 8 ч – общий подъем и завтрак. С утра облачно, но довольно тепло (по ощущениям +14 С).

В 10-20 вышли, попрощавшись со спасателями и Лисичкой. Купили лепешки на ГМС. Тропа хорошо набитая, но грязноватая после дождя. Идем с частыми остановками: во-первых, мы никуда не торопимся, т.к. сэкономили на восхождении 2 запасных дня; во-вторых, жалко расставаться с горами: то на одни виды полюбуемся, то на другие; в-третьих, в лесу притягивают ягоды и грибы. Собираем. Сначала долго шли через заросли брусники и черники, объедались. Тут же и жимолость есть, но при наличии более сладких ягод ее что-то не хочется. Сыроежек много – собираем на ужин.

Вылезло солнце, но трава и кусты мокрые, поэтому штаны тоже мокрые. Рюкзак с непривычки (забрали заброску) тяжелый. До обеда идем 60+40+40+35 минут ЧХВ.

С 14 до 16 ч устраиваем обед на замечательной полянке (их тут много) напротив впадения в Аккем ручья Текелю. Потеплело до +20 С. Сушим вещи. Хорошо, тепло и сытно. Объелись :)

В лесу полно бурундуков, а иногда и пищухи встречаются. В одном месте наблюдали забавную картину: на камнях, на расстоянии метров 2-3 друг от друга, словно рассаженные живописцем в качестве натурщиков, располагались философствующая пищуха и два юрких бурундука. Бурундуки стали гоняться друг за другом; в какой-то момент прямо перед мордочкой пищухи проскочил один из них, заторможенная пищуха запоздало пискнула и скрылась среди камней, а второй бурундук от неожиданного страшного звука подпрыгнул на месте и тоже, засмущавшись, поторопился укрыться от нас в камнях :)

Примерно через полчаса после обеда начался дождик и вообще стало как-то мрачно :( Тропа местами пошла через осыпи или обрывы: то вверх, то вниз. За весь день встретили две пешеходные группы и пару всадников.

После 17-30 стали искать стоянку, но здесь как раз участок, где со стоянками плоховато: то места мало, то уклон большой, то вообще заросли и кочки. В 19-20 доходим до очередного ручья (левый приток Аккема), сразу за которым хоть какие-то приличные стоянки. Встаем. От места обеда прошли 150 минут ЧХВ. На стоянке уже расположился турист-одиночка из Харькова Олег. Хороший парень! Проболтали с ним весь вечер. Готовили на дровах (в лесу мокро, но дрова от прежних ночующих остались сухие).

Ложимся спать около 22 ч. Дождь так и не прекратился. Все-таки нам очень повезло с погодой! В конце августа – и сходить на Белуху в такие солнечные дни! Ну а сейчас уже не важно. При желании завтра можно дойти прямо до Тюнгура.

ЧХВ за день: 5,5 ч. Пройденный километраж: 14,5 км.

Наш последний обед на Аккеме Наш последний обед на Аккеме
По дороге к Кузуяку По дороге к Кузуяку
23 августа (двенадцатый день похода)

Завтрак в 7-40. Нажарили много грибов – теперь приходится есть :) Всю ночь крапал дождик, во время завтрака поутих. Собираемся. Олег тоже встал.

В 9-30 вышло солнце. А мы вышли в 10 ч. Сегодня идти немного проще. Конечно, тропа грязновата и скользкая (все умудрились поскользнуться и упасть, а особо ловкие даже по нескольку раз!), но зато почти все время вниз и не по камням. А еще вдоль тропы стали попадаться заросли смородиновых кустов (особенно буйствует сейчас красная смородина), обдираем ее прямо на ходу и тем более на привалах. Погода наладилась, постепенно подсыхает.

Сегодня обгоняем и встречаем множество групп. Правда, по виду – это, в основном, любители несложных пеших прогулок и медитаций, а еще много семей с малыми детьми. В принципе, при таком обилии ягод и грибов, возможно, это как раз лучший сезон для прогулки в этих краях не выше 2000 м… У стоянки «три березы» продают блины (оставшие) по 20 рублей.

До обеда прошли 45+45+45+60 минут ЧХВ. Обедать встали в 14 ч в том месте, где тропа с Кузуяка практически выходит на берег Аккема (здесь еще полуразвалившийся автомобильный мост на ПБ Аккема). Можно было, конечно, не устраивать горячий обед, а поспешить в Тюнгур, но что там делать под вечер – совершенно не ясно. Поэтому лежим на солнышке, отъедаемся, сушим мокрые вещи.

Лишь в 16-20 выходим в сторону перевала Кузуяк. По пути встречаем табун кобылиц с жеребятами. Погода хорошая -  +25 С, солнечно. Разделись до футболок, и все равно жарко.

Подъем в сторону перевала Кузуяк  довольно трудоемкий. Крутизна до 25 градусов, постоянный и довольно значительный (полкилометра) набор высоты. По пути вода только в одном месте – ручей, стекающий с Кузуяка образует небольшую ванночку. Здесь все набирают воду и напиваются впрок. Пить при подъеме очень хочется! Подъем скрашивают многочисленные кусты сладкой и крупной малины. Оторваться очень сложно!

Виды красивые! И долина Аккема, и лошадки, и золотые снопы сена, выложенные в шахматном порядке на небольших полях перед перевалом…

В 18-40 (от обеда прошли чуть меньше 2 ч ЧХВ) на перевале, среди ленточек. Отдыхаем. Любуемся панорамой невысоких Тюнгурских гор. Вечереет. Решаем возле первого же места с водой вставать лагерем. Торопиться некуда.

Спустились (крутизна местами до 30 градусов, приходится себя сдерживать при спуске, чтобы не побежать) всего 45 минут ЧХВ, объелись малины и красной смородины. В 19-40 ставим лагерь на небольшой полянке, в 10 метрах от которой течет ручей. Пока готовился ужин, насобирали около 2 кг красной смородины и малины! Сварили очень насыщенный компот (скорее даже варенье) и вообще очень вкусно поужинали. Теперь приходится подъедать неизрасходованные продукты – объедаемся каждый раз.

Отрубились в 23-30.

ЧХВ за день: 6 ч. Пройденный километраж: 17 км.

Дорога к пос.Кучерла Дорога к пос.Кучерла
Идем в Тюнгур Идем в Тюнгур
24 августа (тринадцатый день похода)

Подъем дежурных в 6-30. Утром погода долго определялась, какой ей на сегодня быть, но, к счастью, после 8 ч окончательно и бесповоротно вылезло солнце! Завтрак вновь был насыщенным, так что даже понадобилось какое-то время для его утрамбовывания в желудках.

Вышли в 9-30. Наступила жара. Мимо пробежал, поздоровавшись на ходу, наш знакомый спасатель с Аккема. Интересно, что стряслось?

Тропа идет совсем полого, большей частью через поля и перелески. На полянах в огромном количестве встречается полевая клубника – невероятно вкусная и ароматная ягода!

В 11 ч приходим в Кучерлу, еще через 40 минут – в Тюнгуре. Тут уже все совсем знакомо. Не удержались (а про плотный завтрак Вы еще помните?) от перекуса в кафе возле турбазы «Высотник» (предлагают борщ, блины, кефир, пиво, чай, что-то еще). От кафе побрели к Петру (владельцу лошадей), у которого мы оставляли часть вещей, не нужных нам в походе. Петр тоже накормил салатами-чаем-вареньями. Уф! Ну и денек! Столько всего есть приходится! Еще у Петра дома нас встретил Чекраш, бело-рыжий пёс, путешествующий с нами на конной части :)

Привели себя в порядок, просушили вещи. Пытались договориться с кем-нибудь на счет заброски нас в Усть-Коксу (хотим попасть в село Верхний Уймон – в музей Рериха), но в селе на завтра планировалась свадьба, гулять должны были три села – все свободное мужское население Тюнгура помогало сколачивать лавки и навесы для гостей. Лишь один товарищ согласился отвезти нас за 1500 рублей на «Ниве». Нам это оказалось дорого, тем более, что драгоценное время, когда музей должен был быть открытым с большей вероятностью, было потеряно.

В общем, остаток дня неторопливо прошел в гостеприимном Тюнгуре. От Петра перекочевали к Ивану Сысову (через которого организовывали конную часть), поставили палатки на поляне возле его дома, сходили в баню, ну и прочее, прочее, прочее…Иван за вечерними посиделками рассказывал много всего интересного про края, про горы, про коней, про конные туры и вообще про жизнь здесь… Под вечер прошел дождик и снова выползли звезды. Спать легли около 23 ч.

ЧХВ за день: 2 ч. Пройденный километраж: 7 км.

Музей Рериха Музей Рериха
25 августа (отъезд)

После официальной части похода мы еще несколько дней провели на Алтае (у кого-то были авиабилеты, купленные с учетом запасных дней; у кого-то не было работы и обратных билетов – в общем, мы не торопились :) ). 25 августа приятель Ивана довез нас на своей «Ниве» в с.В.Уймон, где мы часа 2 провели в музее Рериха. Тетенька-экскурсовод так интересно рассказывала про жизнь, семью и творчества Николая Константиновича, что мы еле-еле заставили себя закончить экскурсию. Этот же водитель подбросил нас в Усть-Коксу (все вместе за 1200 руб.), откуда мы после обеда пытались уехать автостопом (автобус обещали только ближе к ночи) в Горно-Алтайск. В итоге мы спеклись при 30-градусной жаре и договорились с каким-то товарищем на новом «Land Rover’e» по 650 руб./человека (частные маршрутки просили 650 руб./чел. + 200 руб. за каждый рюкзак!).

Ехали мы быстро, так что даже партию в преф не успели закончить. К тому же за окном постоянно показывали красивые виды, от которых трудно было оторваться! Т.к. мы решили, что под вечер в Горно-Алтайске делать уже нечего (он был для нас транзитным пунктом переброски на Телецкое озеро), то стали выбирать место для ночевки на каком-нибудь водоеме. Самым очевидным был берег Катуни, однако совсем недалеко от него проходила трасса, да и в самых удобных местах уже стояли лагеря. Мы выбрали по путеводителю район озера Ая (до которого мы домчались из Усть-Коксы за 5 ч). К нашему великому разочарованию, то, что мы увидели, не поддается цензурному описанию! Если коротко, то это местечко (между Республикой Горный Алтай и Алтайским краем) представляет собой миниатюру Лас Вегаса с азиатским уклоном. То есть куча кафе, шашлычных, казино, сияющих огней, толпы отдыхающих, шум, гам и т.п. Два берега развлекательной индустрии соединяет платный (по 30 руб.) подвесной однополосный автомобильный мост, а посередине Катуни в этом месте, на острове, расположен какой-то огромный сияющий отель «Корона Алтая»! Ну просто слов нет!

Расстроенные, мы встали чуть выше по течению Катуни, на ее правом берегу, возле лагеря туристов-водников из Нижневартовска (?). Здесь было неплохо: запах шашлыков уже не доносился, праздные туристы не шатались, а прямо перед нами открывался вид на широкую Катунь с маленькими перекатами. Правда, около 21 ч идиллия закончилась: на противоположном берегу разразилась дискотека, да с такими децибелами, что уснули мы в тот вечер с трудом!

Ночевка на Катуни Ночевка на Катуни
Телецкое озеро Телецкое озеро
Водопад на Телецком озере Водопад на Телецком озере
Бийск Бийск
26-31 августа («матрасная» часть отдыха на Алтае и дорога домой)

На следующий день мы доехали автостопом до города (Горно-Алтайска) и после до Телецкого озера. На озере мы провели два дня и две ночи: гуляли по окрестностям, плавали на водную экскурсию до его середины, собирали грибы и ягоды в соседнем лесу, купались и просто отдыхали. Конечно, Телецкое озеро достаточно красиво и обязательно заслуживает посещения. Однако при такой заселенности в северной его части, возможно, более приятным отдых был бы с южной стороны озера.

После озера кто-то поехал домой, а кто-то продолжил длинное путешествие посещением села Сростки – родиной В.Шукшина (с домом его матери, а также школой-музеем, где Василий Макарович учился и работал некоторое время учителем), осмотром Бийска и однодневными прогулками по Новосибирску, Казани и Нижнему Новгороду :)

От Алтая остались самые лучшие воспоминания. Несмотря на то, что большая часть группы побывала на Алтае второй год подряд, не исключена вероятность оправдать народную пословицу «Бог Троицу любит». С погодой, ягодами и благосклонностью гор вот уже второй год нам везет, а это не может не радовать!
Всем, кто еще не был на Алтае, срочно сюда!