Техническое описание маршрута 2008 года

ПБ – орографически правый берег реки
ЛБ – орографически левый берег реки
ЧХВ – чистое ходовое время

16-19 июля (Предыстория)

Теплым солнечным днем 16 июля в 13-19 большая часть группы (5 человек) отправилась с Казанского вокзала Москвы на поезде до Барнаула. Провожать пришла вторая половины группы, притащившая, конечно же, кучу своего снаряжения и продуктов, а также родственники. К счастью, проблем с перевесом у отъезжающих не оказалось (хотя обычно на Казанском вокзале дежурят штатные амбалы, не пускающие на перрон пассажиров с большими сумками, пока они не доплатят в багажной кассе за перевес). В связи с тем, что поезд не пересекал ни одной границы, также не было проблем с проверкой багажа в пути. Поэтому газовые баллоны и традиционные белые кульки с сахаром, манкой и прочим провезли совершенно спокойно.

18 июля прилетел из Киева наш украинский участник Серега. Около 20 ч вся улетающая четверка встретилась в аэропорту Домодедово. Рейс в Барнаул должен был отправляться в 22-10. Нас посадили в автобус, повезли к самолету, повозили кругами и… привезли обратно в здание аэропорта :( Рейс задержали на 1,5 ч из-за опоздания какого-то стыковочного рейса. В 23-30 мы все-таки вылетели. Ночные рейсы, несомненно, удобны экономией времени светового дня, но выспаться в них особо не получается :(

19 июля (нулевой день похода)

Первая часть группы в 5-20 утра местного барнаульского времени прибыла на вокзал города Барнаул. В 7 ч прилетели, нервничая, и отстающие. На 8-часовой автобус Барнаул-Бийск у нас были забронированы билеты еще из Москвы. Из-за опоздания самолета мы на этот автобус не попадали, поэтому группа, тусующаяся на вокзале, поменяла наши билеты на билеты на следующий автобус. До отъезда успели немного перепаковаться (у ребят в поезде ехало несколько больших пакетов и сумок) и перекусить местными пирожками. Пирожки на вокзальной площади продают очень вкусные и с большим выбором начинок!

В 9-30 наш автобус отправляется в Бийск. Ехать 2,5 ч. В Бийске нас уже ждет заказанная «Газель»: мы не смогли дозвониться до водителя и предупредить об опоздании. Но ничего, дождалась. Загружаемся, съедаем по мороженому (времени на осмотр Бийска сейчас нет) и в 12-30 стартуем к далеким горам.

В «Газели» свой микроклимат. Мы здесь одни и никто нас не слышит (кроме водителя и его супруги), поэтому не только едим, спим и разговариваем, но еще и гитару расчехлили :) Однако за окном очень красивые виды, поэтому большую часть пути наши взоры устремлены туда. По дороге где-то вылезали размяться и сходить к дереву с ленточками, под которым течет родник. Уже в горах, хоть еще и в невысоких.

Около 19 ч приехали на погранпост в районе Усть-Коксы. Мы пропуска заказывали заранее, все необходимые документы у нас с собой есть, поэтому проблем никаких. Спим дальше.

В 23 ч приезжаем в село Тюнгур. В Тюнгуре большущий мост через Катунь. Мост подвесной, вантовый, но очень старый и узкий. Ехать по качающемуся узкому мосту с деревянным настилом ночью несколько неприятно, согласитесь. Вот и водитель решил, что лучше нам пройтись по мосту пешком. А сам проехал. Уф!

А вот и Кучерла. Нам надо найти мост через речку Кучерла, но местные в это время суток не очень-то дружелюбны! Ветхий деревянный мост находим нескоро, да и ехать по нему наш водитель не горит желанием. Да, мост, конечно, не в лучшем виде. Пожалуй, второго ночного приключения нам не надо. Прощаемся с очень приятным водителем и продолжаем наш долгий сегодняшний путь пешком. Надо хоть немного отойти от домов: разборок с местной шпаной совершенно не хочется. Примерно через 1,5 км, преодолев подъем в горку по грунтовой дороге, находим небольшой перелесок возле поля. Здесь и устанавливаем лагерь и ужинаем. Спать легли только в 2-30. Какой сегодня невероятно длинный день!

ЧХВ за день: 0,3 ч. Пройденный километраж: 1,5 км.

Дорога от Кучерлы Дорога от Кучерлы
На пер.Кузуяк На пер.Кузуяк
Вид со спуска Вид со спуска
20 июля (первый день похода)

Вчера при разборе вещей и продуктов выяснилось, что наш чеснок, к сожалению, уже в начале похода не в лучшем виде. Решили на ночь выложить его под тамбур палатки на просушку. Утро сегодня началось не по будильнику, а по крикам из той самой палатки. Оказывается, на поле, возле которого мы встали, пришли пастись коровы. Каким образом они учуяли абсолютно не вкусный для них чеснок под тентом – науке не известно. Но факт в том, что одна наглая тварь вторглась в жилище и бессовестным образом облизала весь наш бедный чеснок. Криков, как вы понимаете, было море. А вот чеснок пришлось выбросить.

Все громкие события произошли около 10 утра, когда уже пора было вставать. Встав, дежурные обнаружили еще один печальный факт, вытекающий из соседства с рогатыми: прямо посреди нашего костровища красовалась свеженькая лепешка! Ну это уже просто безобразие какое-то! Все, коров больше к лагерю не подпускаем!

С утра небо хмурилось, но потом погода решила разгуляться, вышло солнце и потеплело до 25 градусов!

В 13 ч выдвинулись, наконец, в путь. Идем по грунтовой дороге на восток от села. Периодически нас обгоняют грузовики, тракторы и лошади с туристами. Пеших туристов что-то не видно. Идти довольно долго и немного нудно. Жарко. Через 1 ч 45 мин ЧХВ нас останавливают пограничники, проверяют пропуска.

Начался подъем. Люда очень сильно отстает. На привалах порой ждем ее минут 40. Коротать время помогает красная смородина: она произрастает здесь в изобилии и очень вкусная! На одном из привалов обнаруживаем, что Люду и замыкающего Лёню  подвозит ГАЗ-66 с другими туристами. Это в принципе хорошо! Теперь можно идти чуть быстрее.

От места встречи с пограничниками до перевала Кузуяк – примерно 1,5 ч тяжелого подъема (крутизна до 30 градусов) по грунтовой дороге и тропам. На перевале в 17-20. Перевал Кузуяк – поляна в хвойном лесу. На деревьях полно ленточек. Конные туристы устраивают тут традиционный отдых. Стоит щит о том, что мы находимся на территории природного парка «Белуха». Мы, естественно, тоже отдыхаем на перевале, общаемся с всадниками, немного им завидуя. Жара страшная! Градусов под 30, наверное. Пот так и катится с нас градом.

В 17-35 начинаем спуск с перевала. Спуск по разбитой грунтовке в любом случае приятнее подъема. Крутизна – до 25 градусов. Вдоль дороги – кусты малины и смородины. Очень хочется пить, а воды с собой сегодня мы не набрали (балбесы!). Наконец, чуть ниже нашли родник и долго не могли с ним расстаться!

Вниз идем довольно вальяжно, с частыми привалами на фотографирование видов и поедание смородины. Сколько же ее здесь!

В 19-30 доходим до массовых стоянок возле р.Аккем. Здесь много туристов, но Люды и Лёни нет! Все обыскали! Сотовая связь здесь уже не ловит, рации мы пока не доставали, а наших искать надо. Решаем в любом случае ставить лагерь на этом месте, а то скоро уже стемнеет. Кроме того, у Люды с Лёней есть и палатка, и кан, и пила, и продукты – все, что нужно для счастья! Интересно, куда их мог довезти грузовик?

Минут через 40, как раз когда снаряжалась экспедиция на поиски пропавших, откуда-то появился Лёня. Грузовик довез их до стоянки «3 березы». Отсюда до нее еще около 3 км. Ребята тоже не знали, где мы. Хорошо, что все-таки нашлись. Т.к. и одна, и вторая половина группы уже разбила лагерь (а у нас уже и ужин готовился), то, конечно, перемещаться уже никому не хочется. Договариваемся завтра утром прийти к ним на завтрак.

После ужина достали гитару и очень приятно посидели у костра. Ночь очень теплая и звездная. Т.к. все мы всемером в одну палатку явно не влезем, повесили между деревьями тент. Желающими под ним спать оказались девушки. Ну и один рыцарь для ночной бдительности нашелся. Очень хороший вечер сегодня был, несмотря на потери. Долго не могли угомониться. Опять только в 2 ч улеглись.

ЧХВ за день: 5 ч. Пройденный километраж: 11 км.

Тропа вдоль Аккема Тропа вдоль Аккема
21 июля (второй день похода)

Подъем в 7-15. Уже с утра светит солнце, но до нас оно доходит нескоро. Так что около +12 С. В 8-20 выходим без завтрака к нашим бедным товарищам. Примерно через 30 минут доходим до «3 берез» (на деле оказалось меньше 3 км). Тут нас ждет теплый прием. Вместо чая сварен компот из смородины. На «трех березах» стоит тоже довольно много народу. Здесь смородина растет прямо под боком, но в целом менее уютно, чем на стоянках возле Аккема.

В 10-30 выходим полным составом. Люду разгрузили, но она все равно сильно устает, идет медленно. Идем минут по 40, а потом еще минут 30 ждем последних. Устали идти в таком темпе. Снова жарко. На тропе много народу. Изредка проезжают конные туристы, но чаще встречаются такие странные компании: с маленькими рюкзачками, кучей всего привязанного к ним, пакетами и даже клетчатыми китайскими сумками в руках! Идем и постоянно со всеми здороваемся. Периодически обгоняем какие-то группы, потом останавливаемся на привал – они нас обгоняют. Когда идешь, обычно смотришь куда-то под ноги, говоришь: «Здрасьте!» на автомате, поднимаешь голову – а… знакомые все лица (или сумки :) )! Сколько мы раз сегодня с вами виделись? Ну ничего, еще раз поздороваемся :) Так и идем. На тропе в сторону Аккема уже почти все люди знакомые.

До обеда прошли 5 переходов по 40 минут с небольшим набором высоты. Передовой отряд остановился на обед (возле первого же ручья, стекающего с ЛБ Аккема) в 13-40, остальные неторопливо подтягивались. Обедали до 15-30.

После обеда всем идется тяжело: разгрузили Люду да и животы потяжелели. Еще 5 переходов по 40 минут. Тропа идет то вверх, то вниз, уклон в среднем около 15-20 градусов. В основном по лесу, но в одном месте около 300 м – осыпной склон. В лесу полно бурундуков и белки. Когда выходишь к воде – порой открываются виды на Белуху. Уже дух захватывает!

В 20 ч основная часть группы доходит до места стоянки почти напротив устья р.Текелю. Наш передовой отряд уже разбил здесь лагерь и развел костер (и это притом, что они потеряли друг друга по пути и еще долго друг за другом гонялись, чуть не добежав до Аккемского озера :) ). Удобно! В 20-40 приходят отстающие.

Место очень уютное. Хорошая ровная стоянка, костровище с дровами, выход к воде отличный. Некоторые даже изобразили из себя купальщиков! Долго сидели у костра. Все-таки так не обычно, когда горный поход вроде бы – а вокруг прекрасный лес и очень тепло! Отбились около полуночи.

ЧХВ за день: 7,2 ч. Пройденный километраж: 15 км

Долина Ярлу Долина Ярлу
И снова Аккемское озеро И снова Аккемское озеро
22 июля (третий день похода)

Дежурные встали в 6-30, а в 7-15 разбудили всю группу к завтраку. Собирались долго и вышли только в 9-45. И снова идем медленно. Теперь отстает не только Люда, но и Леша себя не очень хорошо чувствует. Снова темп группы никак нельзя называть выдающимся :(

Уже с утра жарко. Но по тенистому лесу идти приятно. Под ногами опять снуют бурундуки. Грибы собираем. За два с половиной перехода (около 12-45) приходим к турбазе «Аккем». Там сдаются несколько домиков и палатки, есть баня. Но нам это все не нужно. Продолжаем движение к Аккемскому озеру. До начала озера от турбазы еще минут 40. На Аккемском озере нам надо оставить заброску и вернуться примерно до уровня турбазы, где на ПБ Аккема уходит тропа (далее она идет по р.Ярлу, чего нам и надо, т.к. нам завтра идти на перевал Звездочка).

Перетряхиваем рюкзаки, компонуем заброску, оставляем ее на метеостанции (за 100 руб.). В районе метеостанции очень оживленно. Чуть южнее, тоже на берегу озера, расположена база спасателей, «бочки» и длинная череда палаточных лагерей. Озеро Аккемское при таком ярко-голубом небе невероятно красиво! На метеостанции пекут лепешки – они безумно вкусны в горячем виде! Стоят лепешки 40 руб. за штуку.

Возвращаемся к ручью возле турбазы. Обедаем. Загораем. Погода отличная!

Примерно в 17-30 продолжаем путь. Ищем переправы через несколько рукавов р.Аккем. Есть несколько перекинутых бревен, но и по ним идти немного страшновато. Однако приходится. Глубина реки здесь небольшая, вот только течение сильное. Но, к счастью, нам не доводится столкнуться с ним! Все переправы заканчиваются успешно около 19 ч.

Тропа какое-то время идет по ЛБ р.Ярлу, но потом уходит по руслу и дальше, а нам надо сворачивать направо. Пробираемся через заросший лес самостоятельно. Это довольно трудоемкое занятие! Ищем место для лагеря. Нужна вода. Она течет под мхом и камнями, но докопаться до нее невозможно!

Около 20-20 сдаемся и решаем вставать на пригорке напротив базы спасателей. Вода для ужина – из озера (до него метров 200 вниз). Да, не очень много прошли! Можно было при хорошем раскладе договориться, чтобы нас перевезли почти сюда на лодке от метеостанции (уже позже выяснили, что это стоит 100 руб. за лодку в один конец). Ну да ладно. В другой раз будем иметь в виду.

В дополнение к ужину варим собранные днем грибы. Но они варятся так долго, что ужин уже закончился, а они еще не готовы. В общем, так мы их и не съели :) Зато чаепитие (с жимолостью, кстати) проходит в музыкальной обстановке. Широко известный в узких кругах своей замечательной песенной памятью тенор Евгений выдает нам очередной шедевр – песню «Господин горных дорог» (группы «Мельница») в аранжировке звездного неба и зажигалок верных поклонниц… А звезды сегодня, и впрямь, отлично видны! Потрясающий ночной вид на Аккемское озеро под звездным покрывалом! Помедитировав, снова ложимся спать поздно.

ЧХВ за день: 5 ч. Пройденный километраж: 11 км (в зачет – 10 км).

Вид на пер.Звездочка с пер.Каратюрек Вид на пер.Звездочка с пер.Каратюрек
Цирк пер.Звездочка Цирк пер.Звездочка
Ледник Текелю - верхняя часть Ледник Текелю - верхняя часть
Ледник Текелю - нижняя часть Ледник Текелю - нижняя часть
23 июля (четвертый день похода)

Дежурные разбудили к завтраку в 7 ч. Пока ели с видом на озеро (оно такое разное каждый день, если не каждый час!), закрапал дождик. В связи с этим все стали быстро собираться, и вышли сегодня в какие-то рекордные для нас сроки: в 8-47 уже были на тропе! Может, каждое утро дождик для сборов запускать?..

Пер. Звездочка (1Б, 3247 м)

Перевал: Звездочка
Высота: 3247 м
Категория трудности: 1Б
Характер: осыпной
Время прохождения: 23-24 июля 2008 г.
Соединяет: долину р.Аккем и  лед.Текелю
Прохождение: из долины р.Аккем в сторону  лед.Текелю

Только вышли – дождик прекратился. Ну вот и ладненько! Пробираемся по зарослям можжевельника вверх и немного влево под более удобный траверс. Примерно через час выходим на осыпь. Осыпь мелкая и крутая (до 30 градусов!). Надеваем каски. Подъем очень неприятный, медленный. Цирка перевала пока не видно, она за поворотом. Поднимаемся по осыпи еще один переход (40 минут) и ждем отстающих. Люда и Леша в такой крутой подъем идут особенно медленно :( Приходят только через 40 минут после начала привала! Да… Надо срочно что-то придумывать! Так мы далеко не уйдем!

В целях эксперимента продолжаем подъем. Аккемское озеро теперь манит не только своими завораживающими видами, но и наличием людей, спасателей, турбаз. Через половину ходки ребята «сломались» окончательно. Решили поступить так: сейчас основная часть группы уходит на техническое кольцо; дней через 6-7 возвращаемся к метеостанции; Люда и Леша остаются на это время на озере на какой-нибудь турбазе (или просто под нашим общественным тентом). Наверное, это самое мудрое решение в сложившейся обстановке. После перевала Звездочка отступать будет уже некуда, а здесь цивилизация (и помощь, если она будет необходима) еще близко. Спутниковый телефон для связи (если потребуется) у нас есть. Снаряжение теоретически делится на две части. Кое-как судорожно начинаем перекладывать вещи и продукты. Очень неудобная ситуация. Как в моральном плане (очень жалко ребят: пропустят полпохода!), так и в тактическом (потеря времени сейчас при перетряхивании рюкзаков, перепланирование раскладки, перетасовка снаряжения на маршруте).

Из неудобств, которые были выявлены позже: ребятам из еды достались только овсянка и картофельное пюре, из сладкого – только халва (за неделю они от этой однообразной еды опухли!); отдали ребятам одну горелку, себе оставили две, но переходник на ковеевские баллоны был только для одной горелки (тратили впоследствии кучу времени на приготовление еды); с расставанием с ребятами Аня лишилась своей спарки, в результате чего на техническое кольцо пришлось сооружать спарку-четверку из двух состегивающихся спальников (а это было очень тесное и неудобное соседство), ну и так по мелочам…

Ровно в полдень с вздохами и набегающими слезами расстались на той же неприятной сыпухе. Основная часть группы пошла наверх, двое – вниз. Периодически смотрели друг другу вслед, пока не скрылись из виду.

Осыпь тем временем становится положе (от 15 до 25 градусов). Стараемся двигаться по ручью между моренами, т.к. все камни живые. В середине подъема есть места выхода ручья из-под камней наружу и небольшие снежники, что позволяет нам устроить обед на полпути до перевала (через два перехода после прощания с ребятами). Надо обедать, пока есть вода. Горячий обед уже некогда устраивать из-за потери времени. Перекусываем, осматриваем, наконец, открывшийся цирк перевала. С соседнего склона начинают слетать здоровенные «тумбочки», но мы от них закрыты. Со стороны нашего перевала вроде бы ничего не летит. Это хорошо!

После обеда выходим в 16-30. Заметно потеплело, вышло солнце. Все начинают раздеваться. Продолжаем движение по довольно пологой морене, дальше начинается крутой подъем. Чтобы обойти потенциально опасное место (камнепады!), приходится забирать несколько левее самого очевидного подъема, брать осыпной склон в лоб. Осыпь мелкая, не сильно едет под ногами, но все равно неприятная, т.к. крутизна уже 30-35 градусов! Привалы делаем на скальных выступах. Скалы здесь разрушающиеся, довольно опасные.

За неполных три перехода от обеда поднимаемся на перевал Звездочка (вся группа на перевале в 19 ч). Перевальный взлет узкий, осыпной. Воды нет, снежников тоже нет. Виден перевал Новосибирцев. На небе начинают собираться облака, и вообще погода портится. Нашли тур с запиской, оставили свою.

Времени до темноты мало, перевальная седловина не привлекательна для ночевки – надо скорее спускаться. Спуск виден довольно плохо. В верхней части он представляет собой крутую осыпь. Разведка показала, что хороших вариантов спуска прямо возле седловины не имеется (после 50 м спуска пешком надо вешать перила). Соседние кулуары тоже весьма круты. Темнеет на глазах. Начинает капать дождик, холодает. Опять надо принимать какое-то ответственное решение! Ситуация все больше начинает напоминать условия ситуационной задачи из книги «Безопасность в альпинизме»: группа поднялась на перевал поздно, обнаружила крутой спуск, нижний участок спуска с перевала не виден, погода портится, темнота подступает… Обычно все такие задачки в учебнике завершались довольно трагично… Взвесили все «за» и «против». Признали поражение. Решили остаться ночевать на перевале, т.к. ночной спуск под дождем по неизвестному перевалу (и описаний-то хороших нет!) ничего хорошего принести не может. Времени 20-40.

Решение принято, но это еще не вздох облегчения на сегодняшний день. На седловине нет воды и места под палатку неровные. Часть группы начинает заниматься выравниванием хребта для пола двух палаток (это удается немного в стороне от основной седловины), часть отправляется на поиски воды. Воду нашли в 100 метрах ниже по склону, со стороны нашего подъема на перевал. Она течет под камнями. Докопаться до нее сложно, но можно. Пришлось разобрать груду камней, прочистить канавку и черпать воду по чуть-чуть кружкой. Много так не наберешь, но выбирать не приходится. За час что-то около 6-7 л насобирали. Уже в кромешной темноте (звезд не видно, т.к. все затянуло черными тучами) возвращаемся с бутылками обратно. Мероприятие тоже не из приятных, т.к. на троих только один фонарик, осыпь под ногами шевелится, дождь барабанит по капюшонам, а некоторые бутылки без крышек…

Героизм закончен. Разбиваемся по палаткам в новом раскладе. Теперь в пятиместной палатке живут всего трое – мужская палатка, а в четырехместной четверо остальных, готовых поставить сегодня рекорд, достойный книги рекордов Гиннеса – залезть всей палаткой в два спальника и так проспать до утра! Готовим ужин. Дождик разошелся. Все вещи успели неприятно вымокнуть. В тесноте палатки, как обычно, толком ничего не высушить. Выходить на улицу не хочется совсем. Ужинаем в большой палатке. Обсуждаем, какой сегодня прекрасный день. Отбой только в 2 ч ночи!

ЧХВ за день: 5 ч. Пройденный километраж: 4 км.

Спуск с пер.звездочка. Начало... Спуск с пер.звездочка. Начало...
Спуск с пер.звездочка. Весь путь Спуск с пер.звездочка. Весь путь
24 июля (пятый день похода)

Ночью была гроза. Под утро дождь ослаб, но усилились порывы ветра. Они гнули дуги почти до пола, в результате чего все проснулись около 5 утра и еще часа полтора сражались с дугами, поддерживая их своим телом и периодически пытаясь вновь погрузиться в царствие Морфея. В спарке-четверке оказалось очень тесно. Периодически откуда-то из ночи доносился грохот камнепадов… В общем, ночь была под стать вчерашнему дню – что надо! Выспаться не удалось никому.

Пока готовился завтрак, была организована примерно часовая разведка спуска. На небе в этот момент ненадолго образовалась очень яркая радуга, а дождик закончился. Более-менее приличный (безопасный) спуск был найден метрах в 150 от места ночевки к северу по хребту. Отличительной деталью этого спуска является ржавый цвет породы осыпи на спуске.

Сразу после завтрака передовая группа (у кого рюкзаки уже были собраны) отправляется к рыжим скалам на спуск. На всякий случай одели обвязки, достали поближе все потенциально нужное снаряжение. Вторая группа собирает лагерь и догоняет. Снова пошел снег с дождем.

Спуск происходит по узкому осыпному кулуару (очень живая осыпь!) длиной около 100-150 м и крутизной до 30 градусов (опасные места проходим по одному), затем кулуар расширяется, по левому борту возникают разрушенные скалы, крутизна увеличивается до 35, местами до 40 градусов. При этом осыпь стала крупнее, но умудряется ужасно сильно ехать под ногами! Спуск нетривиальный. Пошла снежная пороша. Прохладно. Начинаем траверсом уходить под скалы налево. Таким образом преодолеваем еще метров 150 по длине. Последняя треть спуска – те же 150-200 метров по выполаживающейся в маленьком кулуаре «живой» осыпи. Этот участок проходим строго по одному. Камни периодически все-таки вылетают из-под ног.

В 14-40 на ледник Текелю ступает нога первого нашего участника. Постепенно собираемся все внизу. Разведываем места для лагеря. На пер.Новосибирцев (который в нашем графике стоит после Звездочки), наверное, сегодня уже идти не стоит. Можно было бы подойти к нему, но там довольно покатый ледник. У нас тут пологий, но неровный. Еще можно спуститься чуть вниз в сторону р.Ярлу до ближайшего озера (там есть вода и морена), но это лишние минут 30-40 в одну сторону.

Последняя партия участников спускается уже после 17 ч. Становится очевидным, что идти сегодня уже никуда не нужно. Все участники вымотаны как физически, так и морально. Проходим минут 15 вверх по леднику, находим ровное место и ставим лагерь. Вода есть: в маленьких трещинах ледника текут ручьи.

Дождь весь вечер не прекращается. Палатки поставили входом ко входу, чтобы было удобнее переползать из одной в другую на ужин. Промозгло. С соседнего склона (с хребта южнее пер.Звездочка) один за другим сходят камнепады. Грохот от них впечатляющий! До нас по идее не должно докатываться. По крайней мере, следов упавших камней нет. Но это все по идее, а в жизни траектория отлетевших камней может не согласовываться с законами физики. Неприятно все это слышать! Очень неприятно!

За ужином обсуждаем наш «восхитительный» перевал Звездочку. Вот уж не стали бы никому советовать здесь ходить! Читаем описания пер.Новосибирцев. Эти новосибирцы – веселые ребята. Второй день ругаем и смеемся над отчетом лыжников-новосибирцев. На Звездочку они взлетали, как птички (неужели лыжи дают такое преимущество на подъеме?). Посмотрим, как будет соотноситься действительность с их описанием пер.Новосибирцев…

Спать легли сегодня рано, не до веселья. Однако под резкие раскаты камнепадов и барабанную дробь дождя по крыше палатки заснуть сложно. К тому же сегодня холодная ночь, а одежда почти у всех мокрая…

Ходовое время (указано время прохождения участков всей группой в целом):
Подъем от Аккемского озера по густому лесу, крутизна до 200,  1,5 км1 ч
Подъем по траве и средней осыпи крутизной до 300,  500 м 1 ч
Подъем по осыпи и ПБ морене склона крутизной 15-250, 1,7 км2 ч 30 мин
Подъем по мелкой осыпи перевального взлета на перевал, крутизна 30-350, 200 м40 мин
Траверс хребта от пер.Звездочка на север, около 150 м с перепадами высот20 мин
Спуск с хребта по узкому осыпному кулуару (живая осыпь) крутизной до 400, 200 м1 ч 40 мин
Траверс осыпного склона налево, под скалы, крутизна до 350, 150 м1 ч 20 мин
Спуск на ледник Текелю по осыпному (средняя и крупная осыпь) узкому кулуару-«канавке» крутизной до 250, 200 м1 ч
ИТОГО:9,5 ч

ЧХВ за день: 4,5 ч. Пройденный километраж: 2 км.
25 июля (шестой день похода)

На пер.Новосибирцев На пер.Новосибирцев
Начало спуска с пер.Новосибирцев. Вид сверху Начало спуска с пер.Новосибирцев. Вид сверху

Дежурные проснулись в 4 ч и стали готовить завтрак. Погода совершенно не налаживается. Ночь опять была ужасной (холодно, тесно, камнепады грохотали). В 5-20 готов завтрак. Снова под канонаду камней. Нас накрыли облака, но осадков нет. Потихоньку собираем вещи, ждем погоды, сидим по палаткам, играем в какие-то игры, пытаясь отвлечься от неприятных мыслей. Казалось бы, уже должны привыкнуть к звуку камнепадов, но нет, каждый раз – как ножом по горлу. Трепетно. А также холодно и мокро. Настроение у группы так себе.

Около 9 ч распогодило. Надеваем обвязки, убираем коврики. Пока одевались – снова затянуло. Собрали палатки, одели кошки. Снова выглянуло солнце. Череда облаков с невероятной скоростью проносится чуть выше наших голов. Иногда нам показывают ледник и путь, по которому надо идти на перевал. Стараемся запомнить. Потому что если так и не распогодится, придется идти даже при такой видимости. День запаса мы уже съели. Очень красивые картины паутины облаков, отрывочных видов, клочков солнца!

В 10-30 нам удается выйти. Видимость стала чуть-чуть лучше. И даже солнце сквозь облака освещает нам дорогу.

Пер. Новосибирцев (2А, 3425 м)

Перевал: Новосибирцев
Высота: 3425 м
Категория трудности: 2А
Характер: ледово-осыпной
Время прохождения: 25 июля 2008 г.
Соединяет: лед.Текелю и лед.Плоский
Прохождение: со стороны лед.Текелю в сторону лед.Плоский

Ледник Текелю – открытый, довольно пологий. Идет неровными ступенями. Примерно 25 минут небольшой подъем (крутизна около 25 градусов), еще 40 минут выполаживания (крутизна до 15 градусов), 25 минут опять покруче (до 20 градусов) и еще около часа совсем пологого подъема (10-15 градусов крутизны). Обходим аккуратно трещины, особенно на более крутых участках. Идем, не связываясь.

Около 13-30 вылезаем на большое снежное плато. Это и есть перевал. Погода становится лучше. Потеплело градусов до 10 (с утра было чуть выше ноля). На плато готовим чай и разведываем спуск. В окнах облаков по-прежнему красивые виды окрестностей, но цельной картины не складывается. Прямо напротив нас – красивая острая вершина. Ее показывают нам с периодичностью раз в 10-15 минут.

Вариантов спуска несколько, один страннее другого. Полностью не видно из-за облачности. Везде осыпь разной крутизны. Выбираем самый пологий и безопасный кулуар. На вид там нужно провесить одну веревку перил, дальше ногами.

В 15 ч вся группа у кулуара для спуска, снимаем кошки.. Вешаем 50 м перил (станцию крепили за скальный выступ). Снова живая осыпь (средняя и крупная). Спускаться надо очень аккуратно! Крутизна уже до 50 градусов! Очень крутой и неприятный спуск! После этой веревки совсем немного (до 40-45 градусов) выполаживается, так еще метров 150. Можно было повесить перила дальше, но уж очень ненадежными были все потенциальные места для станций. Спускаемся без страховки. Очень и очень медленно. Осыпь ужасно живая!

Пошел снег с дождем. Камни под ногами вдобавок к своей «живости» стали еще мокрыми и скользят. Спускаемся по руслу ручья, иногда прямо по воде. Ногам все равно – они мокрые еще со вчерашнего дня. Облака сгущаются, видимость падает почти до нуля! Хорошо, что у нас есть рации! Только так и общаемся.

Спускаемся на ледник опять с большой разницей во времени между первыми и последними. Последние спускаются около 19 ч, когда лидеры уже успели изрядно промерзнуть. Погода, конечно, просто мерзкая. Да и перевалы под стать ей. Неужели на Алтае все такие???

Ходовое время (указано время прохождения участков всей группой в целом):
Участок путиЧистое время
Подъем от места ночевки под пер.Звездочка по леднику Текелю, крутизна до 250,  300 м25 мин
Подъем по леднику крутизной до 150,  800 м 40 мин
Подъем по леднику крутизной до 200,  400 м 25 мин
Подъем по леднику крутизной до 10-150 до плато пер.Новосибирцев, 1 км 1 ч
Спуск с хребта по узкому осыпному кулуару (крупная живая осыпь) крутизной до 500, 50 м1 ч 10 мин
Спуск по осыпи средних размеров крутизной до 450, 150 м1 ч 50 мин
Спуск на ледник Плоский по камням (средних размеров) русла ручья крутизной до 350, 150 м1 ч
ИТОГО:6,5 ч

Практически без отдыха последних продолжаем спуск. Теперь уже по грязному леднику. Вид на перевал Новосибирцев с ледника не вызывает восторга. Посмотреть отсюда – и ни за что не захотелось бы на него лезть!

Всем хочется поскорее добраться до озер. Там хотя бы на камнях встать можно и с водой проблем не будет. Спускаемся теперь в ускоренном режиме. Через полчаса спуска крутизна ледника увеличивается (примерно до 20 градусов), снова надеваем кошки. Дождь то идет, то не идет, но все равно все уже вымокли, как суслики. Да и вообще холодно.

Около 20 ч дошли до первой группы озер. Это не совсем то, что мы хотели, но скоро начнет темнеть. Надо вставать здесь. Возле озер берега мокрые. Еле удается найти места под палатку на морене. Пошел снег, причем активно. Палатки ставим очень быстро. Здесь растут цветочки, ныне заснеженные. Глядя на них, так хочется вернуть тепло двухдневной давности!..

В 21 ч разбежались по палаткам. Снова не хочется высовывать нос наружу. Только ужин заставляет нас сделать это. Кое-кто сегодня так утомился, что от ужина отказывается. Зато другие получают в качестве бонуса сюрприз от Лёни. Сейчас он, как никогда, кстати! Немного коньяка с лимоном. О, что за наслаждение! Тепло прямо побежало во все части тела. Стало гораздо лучше! :) К полуночи разбрелись по палаткам и легли спать. Снег все идет.

ЧХВ за день: 7,5 ч. Пройденный километраж: 7,5 км.

26 июля (седьмой день похода)

Дежурные встали в 7 ч, остальная часть группы позволила себе поспать на полчаса подольше. На улице наконец-то солнце! Ну, Лёня! Коньяк надо было на день раньше доставать – тогда бы и погода быстрее наладилась!

Собираемся сегодня вальяжно, пытаемся высушить вещи. Наконец-то можно достать фото- и видеокамеры, не боясь залить их каплями осадков! Да и виды красивые! На цветочках нежно тают крупинки вчерашней пороши, внизу открывается вид на следующую партию озер, соседние хребты, наконец, открылись в полный рост…

Выходим только в 10-30. Тепло. От нашего озера до следующих озер спускается висячая долина. Вначале спуск очень крутой и по большим камням. На любителя, в общем. Затем крутые спуски чередуются с выполаживаниями. Появляются трава и разнообразные цветы. Проходим несколько озер разного цвета. Особенно красиво большое бирюзовое озеро с огромным камнем-стенкой по ЛБ (возле него в 11-40). Правда, вдоль него довольно сложно пробираться. За этим озером морена обрывается очередным уступом и открывается вид на водопад ручья, вытекающего из озера. Красиво!

Еще один длинный крутой спуск, плавный подъем по здоровенным камням на морену – и возле ручья устраиваем обед в 13-30. Полностью открылся взгляду ледник Менсу с его роскошным ледопадом и весь Белухинский узел. Тут же растет смородина, листья которой мы завариваем в чай. Хорошее место для созерцания! Температура воздуха по ощущениям – около 22 градусов С, а термометр всего +9 показывает!

В 14-50 выдвигаемся дальше вниз. Менее 1 ч ЧХВ спуска по морене (по камням средних размеров) и мы достигаем ледника Менсу. Он полностью открыт. Ледник пологий (уклон до 10 градусов), идет по нему без кошек замечательно. По леднику бегут-торопятся множество ручьев. Некоторые прорывают себе глубокие канавы и заполняют их своим бирюзовым телом. Симпатично! Идем, придерживаясь ближнего к нам (орографически левого) берега ледника.

Примерно за 2 ч подъема по леднику преодолели около 6 км. Около 18 ч подошли к ледопаду на безопасное расстояние, ищем места для лагеря. Ледник издалека кажется ровным, но при ближайшем рассмотрении видно, что его поверхность имеет причудливые изгибы, ямы, неровности. Приходится выравнивать площадки ледорубами.

Ближе к 19 ч наш лагерь установлен, готовится ужин (наконец-то не в палатке, а снаружи). Погода все также радует, хотя и холодает. От футболок перешли не только к свитерам, но уже и шапки с куртками достали. Очень красивый разноцветный закат, розовые верхушки гор вокруг нас, лимон и смородина в чае и остатки вчерашнего коньяка – жизнь прекрасна! :)

Перед сном похолодало до -1 С, так что все сначала напялили на себя все, что только могли, а потом и вовсе пошли спать. Но уж лучше так: холодно, красиво и спокойно, чем как ночевки на пер.Звездочка и лед.Текелю! Отрубились около 22 ч.

ЧХВ за день: 4,5 ч. Пройденный километраж: 9,5 км.

На пер.Титова На пер.Титова
Общий вид на пер.Титова Общий вид на пер.Титова
27 июля (восьмой день похода)

Дежурным сегодня очень повезло – встали аж в 4 утра! Сегодня очень ответственный день! Либо мы проходим ледопад и идем завтра на Белуху, либо идем по запасному варианту и, видимо, на Белуху уже не остается времени :(

Около 5-30 выходит солнце и снова окрашивает вершины в нежно-розовый цвет. Из-за утреннего холода готовим и завтракаем снова в палатке.

В 6-30 передовой отряд (три человека) выходит на обследование путей подъема на ледопад. Казалось, что ледопад прямо рядом, до него рукой подать – на деле вышло, что шли до него целый час! Ледник крайне растрескавшийся, постоянно приходилось обходить трещины и то набирать высоту, то снова ее терять.

Далее крутизна постепенно увеличивается до 30 градусов. Трещины становятся шире и опаснее. Одеваем обвязки, связываемся. Остальные только-только одели кошки и выходят. По рации говорят, что все нормально, просто были проблемы с кошкой.

Примерно час идем по ледопаду в связке вверх. Трещины многозначительно раскрывают нам свои пасти, но мы их обходим. Периодически обходить не получается – приходится перебираться по снежным мостам. Их кружево становится все тоньше. Ледопад невероятно красив! Дух захватывает от его вида и мощи! Очень хочется пройти его весь!

Верхний конец ледопада уже близок, но вторая часть группы затерялась где-то на подходах. С ними пропала связь по рации, и визуальной тоже нет. Думаем, что делать. Бросаем рюкзаки и идем налегке вниз искать затерявшихся. Пришлось спуститься метров на 100, чтобы вновь появилась связь по рации. Ребята выбрали не совсем верную траекторию движения и столкнулись с большим количеством трещин, чем мы. Расстояние до ребят  около 300 м по прямой, но с учетом трещин добираться до нас они будут еще, наверное, минут 40, а уж до наших рюкзаков – и вовсе около 1,5 ч (а ведь еще вверх идти!). Зато от ребят близок скальный контрфорс перемычки Бийчанка, по которой обходят ледопад Менсу (в некоторых отчетах категорию сложности ледопада оценивают как 2Б-3А, перемычки – 2А-2Б). Может, попробовать через Бийчанку? И как раз во время этих размышлений с перемычки начинает сыпать. Тааак!..

Бийчанка отпадает. А на ледопаде тем временем снег уже размокает, лед под ногами гудит, часть мостиков проваливается. Жара! И самое неприятное, что нам до верха осталось не так много, но вторая подгруппа слишком далека от цели с учетом все возрастающей температуры окружающей среды и потенциальных ледовых обвалов. В очередной раз обращаем свои вопросительные взгляды к Фемиде. Чаша безопасности перевешивает. Опять. Все-таки у нас горный поход, а не авантюрное приключение. Что ж? Оставим ледопад как-нибудь на потом. Мысли пройти его позже не покидают нас, передовой отряд.

Потратили кучу времени на возвращение в сторону отстающей подгруппы и размышления, теперь же надо возвращаться за рюкзаками. И опять потери времени. Только около 12 ч две наши подгруппы собираются вместе под ледопадом. Отправляемся на левый приток ледника Менсу, ведущий в цирк перевала Титова. Группа весьма расстроена несостоявшимся прохождением ледопада. Но все было в наших руках: надо готовить снаряжение с вечера, а не тратить на это драгоценное утреннее время.

Пер. Титова (2А, 3357 м)

Перевал: Титова
Высота: 3357 м
Категория трудности: 2А
Характер: снежно-ледово-осыпной
Время прохождения: 27 июля 2008 г.
Соединяет: левую ветвь  лед.Менсу и лед.Аккемский
Прохождение: со стороны лед.Менсу в сторону лед.Аккемский

Вскоре начинается подъем по осыпному выносу ледника крутизной примерно 30 градусов (длина участка – около 50 м). Постепенно выходим на чистый ледник. Крутизна его уменьшается от 30 до 5 градусов. Цирк представляет собой очень ровное плато. На этом плато устраиваем обед с супом. Если мы хотим сегодня идти на перевал Титова (а мы хотим!), то надо подкрепиться – день снова будет длинным.

Перевал Титова (2А) находится в левой по ходу части гребня, с плато он выглядит довольно сурово: крутой и с заметным бергшрундом. Но зато, судя по его виду, в этом году мало снега и лавинной опасности нет. Значит, можно идти перевал в любое время суток (на спуск – осыпь, камнепадоопасность ни в одном отчете не замечена).

В 14-40 выдвигаемся к перевальному взлету. Подход под него – около 20 минут от места обеда. Перевальный взлет перевала Титова представляет собой снежно-ледовый участок крутизной от 30 градусов в нижней части до 50 в верхней, набором высоты около 200 м и бергшрундом через весь склон (со снежными мостами). В начале наиболее крутого участка делаем станцию на ледобурах.

Первый провешивает перила с промежуточными бурами в обход широкой трещины берга по снежному мосту вправо по ходу (вторая станция – чуть выше бергшрунда, на ледобурах). Снег неглубокий, под ним лед. Подъем первого с нижней страховкой и самостраховкой ледорубом клювиком. В идеале, конечно, идти надо с двумя инструментами, а не с ледорубом. И без рюкзака :) Но мы что-то недооценили крутизну перевала. И еще периодически то ледобуры, то карабины у лидера заканчиваются – приходится передавать снаряжение и ждать. Всё недостатки тактического планирования.

Первая веревка (50 м, средняя крутизна около 40-45 градусов) обошла бергшрунд и почти закончилась под скалами, где уже висела чья-то спусковая петля. Здесь же закрепляем свою станцию (за скалы) на подъем и провешиваем до седловины вторую веревку (еще 50 м). От скал крутизна склона увеличивается до 50 градусов и снег плавно перетекает в лед. Но здесь есть большой плюс – можно придерживаться руками за крепкие скальные выступы. Ноги сильно устают от крутизны склона и от того, что зубья кошек приходится вбивать со всего размаху. Промежуточные буры крутим довольно близко друг к другу для подстраховки. Участники группы поднимаются по наведенным перилам с самостраховкой схватывающим узлом или жумаром.

Первая около 17 ч выбирается на перевал Аня. С перевала открывается вид на Аккемский ледник, Белуху, освещенные солнцем вершины и маленьких человечков внизу на леднике. Седловина перевала очень узкая, человека на три, от силы четыре. В туре записка от киевской группы, которая проходила перевал буквально накануне вечером. Причем эта группа тоже спускалась с пер.Новосибирцев. Странно, что мы не видели ни их самих, ни их следов (только непосредственно на подъеме на Титова).

Спуск с перевала проходит по скально-осыпному склону крутизной в верхней части до 45 градусов, поэтому на седловине снимаем кошки и вешаем одну веревку (сдвоенные для сдергивания 50 м) перил для подстраховки (станцию закрепляем на скальном выступе).

Участники постепенно добираются до седловины перевала и почти сразу отправляются дюльферять вниз, т.к. кулуар спуска узкий и проходится по одному, да и на седловине всем вместе не усесться. Даже групповую фотографию не удалось сделать. Первый участник стартовал вниз в 18-30, в то время как последний только поднялся на перевал около 19 ч. Последним шел Лёня и со свойственной ему исполнительностью по завету руководителя снял все веревки, включая чужие :) Хорошо, что это была станция, уже не нужная группе, ее навесившей.

Через примерно 10 м спуска с перевала крутизна склона становится меньше, до 30-35 градусов, перила уже не необходимы. При сдергивании перил веревка зацепилась, последнему участнику (Ане) пришлось вновь подняться и снять ее без рюкзака.

Осыпь на спуске средних размеров, местами живая. Идем вниз аккуратно, самостраховка палками или ледорубами. Честно говоря, под вечер такого ударного дня ноги уже начинают заплетаться сами по себе, а тут еще камни под ногами! :)

Спуск до ледника занимает еще минут 30-40. Убираем ненужное снаряжение в рюкзаки. Солнце устроило нам отличные розовые декорации для фото- и видеосессии, поэтому мы немного задерживаемся на леднике. Около 20-40 продолжаем движение к Томским стоянкам (до них спускаться по пологому открытому леднику с редкими трещинами еще минут 40, в нижней части этот ледник покруче и называется в народе «Арбуз» из-за своих черных полос). Передовой отряд выпущен ранее (примерно на час) на завоевание мест под палатки. Места на Томских оказалось довольно много, включая ровные площадки. Однако прелестный домик спасателей – удача для попавших сюда в непогоду! – занят другими.

Ходовое время (указано примерное время прохождения участков всей группой):

Подъем от основной ветви ледника Менсу по осыпи, крутизна до 300,  50 м20 мин
Подъем по леднику крутизной от 30 до 50,  3 км 1 ч
Подъем по снежно-ледовому перевальному взлету через бергшрунд (по снежному мосту) до скал,  крутизна до 450,  50 м
3 ч
Подъем по снежно-ледовому перевальному взлету крутизной до 500 на пер.Титова, 50 м
Спуск с перевала по узкому осыпному кулуару (разрушающиеся скалы) крутизной до 40-450, 20 м
1 ч 30 мин
Спуск по осыпи средних размеров крутизной до 350 на лед.Аккемский, 400 м
Спуск по лед.Аккемский до Томских ночевок, крутизна до 150, 1,1 км40 мин
ИТОГО:6,5 ч

Да, очередной ударный день! Все устали, еле ужина дожидаемся. А тут еще надо все-таки определиться с планами на завтра. К сожалению, мы уже потеряли слишком много времени (съели все запасные дни), силы группы сегодня серьезно подорвались, погода подозрительно хорошая, внизу ждут наши медлительные товарищи, а Аня вдобавок сегодня подвернула ногу (при прыжке через трещину ледопада Менсу), нога немного опухла и болит при спуске. Снова дух приключений оттиснут в дальний угол сознания, а на передний план выходят безопасность, рассудительность, билеты на самолет. Решаем встать завтра и посмотреть, на что мы будем горазды. Если сможем, сходим радиально на Делоне (2Б). Участникам надо потренироваться проходить снежно-ледовые склоны.

За всеми этими рассуждениями ложимся спать поздно, около часа ночи. Перед сном обнаружили на небе бездонное звездное небо и долго не могли оторваться от созерцания его, несмотря на замерзающие конечности. В горах звезды намного ближе и доступнее, чем в городских условиях – надо этим пользоваться.

ЧХВ за день: 9 ч. Пройденный километраж: 7 (в зачет – 6) км.

Вид на пер.Делоне с подходов к нему Вид на пер.Делоне с подходов к нему
Группа на пер.Делоне Группа на пер.Делоне
Спуск с Делоне Спуск с Делоне
28 июля (девятый день похода)

Несмотря на то, что вчера у всех были большие расстройства по поводу вероятного отказа от взятия Белухи, никто из участников сегодня не встал пораньше и не стал уговаривать остальных все же пойти на вершину. Значит, не очень и хотелось…

Все поднялись уже после 10 ч и лениво завтракали на солнышке. Очень тепло, и серьезных подвигов совершать не хочется. Порешили-таки сходить на Делоне радиально и немного отдохнуть.

Пер. Делоне (2Б, 3520 м, рад.)

Перевал: Делоне
Высота: 3520 м
Категория трудности: 2Б
Характер: ледово-снежный
Время прохождения: 28 июля 2008 г
Соединяет:  лед.Аккемский и верхнее плато лед.Менсу
Прохождение: со стороны лед.Аккемский радиально, с определяющей стороны

Вышли в 12, взяв с собой все три веревки и все ледовое снаряжение, которое у нас было + перекус. Около часа неторопливо подходили под склон перевала Делоне. На перевал провешены перила спасателей, но мы тренируемся, поэтому будем провешивать свои. Вслед за нами на перевал собралось еще две группы туристов, а двое бородатых товарищей параллельно нашему подъему спускались сверху.

Перевал издалека выглядит неприступной стенкой, но по мере подхода визуальная крутизна уменьшается. Реально склон – около 45, местами до 50 градусов; непосредственно перед седловиной выполаживается до 35 градусов. Снега на поверхности почти нет, лед хороший, ледобуры крутятся замечательно! Длина крутого участка подъема, как было когда-то подсчитано Константином Бекетовым, 225 м. На вид так и есть. 4 веревки по 50 м не хватает. В самом начале подъема – бергшрунд шириной в самой узкой части около 1 м. В месте, где провешены перила спасателей, -  крепкий снежный мост.

Участники тренируются делать станции на льду, провешивать «ледобурную дорожку», ходить в кошках по крутому ледовому склону. Только около 15-30 ч вся группа на перевале Делоне. Спуск в сторону верхнего плато ледника Менсу – крутой тридцатиметровый (на вид) заснеженный участок ледника (около 45-50 градусов) с бергшрундом, а дальше крутизна ледника уменьшается до 5-20 градусов в разных частях. Чтобы попасть на ночевки перед Белухой, надо сбросить примерно 200 м и снова их набрать, поворачивая вместе с ледником Менсу направо по ходу.

Сняли перевальную записку (тур на левой части седловины по ходу движения), сделали фотографию, тоскливо понаблюдали за цепочками будущих восходителей Белухи, идущих по верхнему плато ледника Менсу в сторону пер.ТКТ… Погода отличная и виды – ей под стать. На перевал вылезла украинская команда, немного общаемся с ними про их маршрут. Устраиваем перекус.

Решили радиально сходить на в.Томских студентов (2А) – это соседний пик от перевала, до которого ходят обычно за 40-60 мин от пер.Делоне. Но, во-первых, примерно через 50 м подъема по скальному ребру, когда начался лед, выяснилось, что некоторые оставили коши на седловине Делоне (вместе с частью снаряжения и перекусом), а во-вторых, погода начала портиться, прогремели раскаты грома. Неудачники мы какие-то! Плюнули на вершину и вернулись на перевал.

Около 17 ч начинаем спуск с пер.Делоне по пути подъема. Верхние две веревки мы не снимали, поэтому живо спускаемся по ним до промежуточной станции, вешаем третью, снимаем верхние. Погода явно портится, вдали сверкают молнии. Решаем на последнем этапе спуска воспользоваться стационарными перилами и поскорее добраться до лагеря.

Примерно в 18 ч внизу первые, еще минут через 50 – последние; собрали веревки и скорее в лагерь. В лагере в 20 ч. Закапал дождик. Все железо на всякий случай спрятали подальше от палаток, предостерегаясь молний. Однако гроза так и не разразилась, а вот дождик продолжился на всю ночь, и звезд нам сегодня не показывали. В связи с такими изменениями в погоде, ужинали опять в большой палатке, а после ужина устроили интеллектуальные игрища, зациклившись на оригинальной игре по парам, зовущейся в простонародье «бумажками» или «шляпой».

Ходовое время (указано примерное время прохождения участков всей группой):
Участок путиЧистое время
Подъем от Томских ночевок по Аккемскому леднику под перевал, крутизна до 200,  1,7 км1 ч
Подъем по ледовому склону (станции и точки страховки на ледобурах) перевала крутизной 40-500,  250 м 2 ч
Спуск с перевала по ледовому склону (станции и точки страховки на ледобурах) перевала крутизной 40-500,  250 м1 ч 45 мин
Спуск до Томских ночевок по Аккемскому леднику, крутизна до 200,  1,7 км45 мин
ИТОГО:5,5 ч

ЧХВ за день: 5 ч 30 мин. Пройденный километраж: 4 (в зачет – 2) км.

Спуск по Аккемскому леднику Спуск по Аккемскому леднику
Аккемское озеро. Взгляд сверху Аккемское озеро. Взгляд сверху
Подвесной мост через Аккем Подвесной мост через Аккем
29 июля (десятый день похода)

Встали около 9 ч. Погода все же не испортилась, и нас опять согревает солнце. На прощание фотографируемся с Белухой и окрестностями. Неторопливо собираемся. Вышли только в 11-40 ч.

Спускаемся по пологому (около 15-20 градусов) открытому леднику Аккемский, прижимаясь к правобережной морене (здесь меньше трещин). Идти по нему можно без кошек, т.к. ледник пологий и имеет на поверхности множество мелких камней. По леднику бегут ручьи, редкие трещины открыты, легко обходятся или перепрыгиваются.

После второго перехода спускаемся с ледника (спуск крутизной до 30 градусов) на морену ПБ. Спуск по морене местами крутой (до 35 градусов), но в целом довольно несложный. Осыпь средних и крупных размеров. Начинают встречаться турики, а еще ниже – и вовсе хорошо натоптанная тропа между камней. Если идти тихо, то можно увидеть греющихся на солнышке пищух, их здесь много.
Т.к. темп у всех немного разный, а путь уже несложный, скороходы запускаются вперед готовить обед. Обед устроили примерно с 15 до 16-30 на плоской цветущей полянке, когда тропа стала проходить в относительной близости р.Аккем. Мимо нас опять снуют толпы людей – народная тропа.

Отдыхаем, загораем, переодеваемся (на солнце – прямо жара градусов под 25, а в тени всего +18 С), любуемся видами: как в сторону Белухи, так и в сторону Аккемского озера.

После обеда тропа стала вообще шикарной, а спуск – еще проще. Средняя крутизна спуска – около 20 градусов. Начали встречаться кустарники. Идем каждый в своем темпе (кроме замыкающего), т.к. нам надо много сегодня успеть: забрать и перепаковать заброску, договориться на счет бани и, самое главное, найти Люду и Лёшу! Договорились встретиться возле спасателей, рации включены.

Примерно за полчаса (в 17 ч) добираемся до часовни. Тут уже вовсю растут деревья. Чуть ниже часовни – запоминающийся вид на контур часовни на фоне исполина-Белухи!  От часовни до подвесного моста через р.Аккем – около получаса по тропе. Мост весьма шатающийся и нервы немного треплет, но хорошо, что хоть такой построили (еще лет 6 назад приходилось бродить Аккем стенкой)!

За мостом входим в болотистую пойму Аккема. На заливных лугах пасутся темногривые лошади. Их шкура блестит на солнце и контрастирует с изумрудной травой. Минут через 20 по левую руку начинаются туристические стоянки. Виды потрясающие! Аккемское озеро, маленькие озерца, скалы в предзакатном освещении… Возле водопада по ЛБ Аккема «рериховцы» или кто-то еще соорудили  различные каменные пирамиды, ворота, окна и прочие скульптурные композиции – забавное местечко! Дальше неровными рядами расположились палаточные лагеря туристов из разных городов, в т.ч. иностранцев. Следом за ними расположен лагерь кришнаитов, разгуливающих по поляне в своих красочных одеждах. Далее – база спасателей и сдаваемые в аренду «бочки». Здесь около 19 ч собирается большая часть нашей группы, кроме Влада и Лёни, которые уже разыскали Люду и Лёшу, а теперь стояли в очереди за горячими лепешками. Аккемское озеро весь вечер дарило нам невероятные виды, изменяясь каждые 5-10 минут в закатных красках. В его мутно-белой воде красочно отражались соседние хребты, а в стелящемся дыму костра паслись лошадки…

Пока поджидали остальных, ставили лагерь и разбирали заброску, нам нанесли дружественный визит представители лагеря Кришны с целью поделиться невообразимого размера каном вегетарианского плова. Дружественные намерения были оценены сполна –  кан был незамедлительно подчищен. В то время, когда кришнаиты уже устроили благодарственные песнопения в честь  чистого канна, очередь за ними на прием к нам заняли спасатели. Они поведали нам о том, что в 9 утра может прилететь вертолет и сдуть наши палатки с нашего замечательного ровного места (которое мы, кстати, нашли с большой сложностью – приткнуться в районе «бочек» почти негде). Нельзя сказать, что сия новость была сказана особо симпатизирующим тоном и тем более, что нам она понравилась, но пришлось мириться. Искать новое место под палатки не хотелось, нас ждала баня, да и 9 утра казались вполне планомерным временем завтрашнего выхода. И мы оставили все как есть.

До метеостанции (где была баня) около 20 минут хода по грязи (вообще-то это хорошая дорога, просто в свете недавней непогоды и болотистой поймы Аккема она немного пострадала) мимо очередных палаточных лагерей. Там мы, наконец, встретились с нашими «матрасниками», которые нас уже заждались (несмотря на то, что мы вернулись почти на сутки раньше оговоренного времени). Люда рассказала о том, как они жили все это время на турбазе «Аккем» в брезентовой палатке, как тут шли обильные дожди, как они играли со щенком, живущим на базе, как бурундуки не стеснялись бегать по их вещам, а в последний вечер на базе появился новый жилец – котенок…

После бани настроение стало вообще на «5+», появились легкость в теле и звезды на небе. Чудом не испачкавшись до прежнего состояния, добрались мы в темноте от бани до палаток и, конечно же, полвечера рассказывали Люде с Лёхой обо всех наших приключениях. Угомонились поздно.

ЧХВ за день: 4 ч. Пройденный километраж: 11,5 км.

Тропа на подъем в долину Семи озер Тропа на подъем в долину Семи озер
30 июля (одиннадцатый день похода)

Так как нам совсем не хотелось оказаться «сдутыми на фиг» лопастями вертолета, к 9 утра, как и было обещано спасателям, мы уже собрали вещи и начали завтракать. В ожидании вертолета попивали чай в лучах теплого солнца (погода прекрасная! тсссс!). Вертолет так и не прилетел… От Аккемского озера трудно было оторваться – все ходили и фотографировали его в разных ракурсах. Жара разгулялась не на шутку – уже утром хорошенько припекает!

Стартовали около 11 ч. Сегодня мы должны подойти под перевал Рига-Турист. Пройти нам надо немного, значит, будет полудневка. По тропе немного возвращаемся в сторону Белухи и уходим направо по ходу, наверх, в долину «семи озер». Подъем через лиственнично-сосновый лес крутой, тропа иногда идет с уклоном около 30 градусов! В 11-40 проходим этот крутой участок. Вышли на большую поляну, откуда открывается шикарный вид на озеро. Еще минут 20 поднимаемся до небольшого водопада, возле которого фотографируются толпы народа – ну и мы не исключение. Лёша после отдыха вошел в ритм, идет хорошо. Люда по-прежнему отстает.

Еще минут 20-25 подъема по тропе (крутизна около 25 градусов) до вида первых маленьких озер. Около 14 ч добираемся до большого зеленоватого озера, а затем до бирюзового, у которого устраиваем обед. Сюда доходят уже не все праздные туристы, только одна группа тоже обедает на противоположном берегу озера. Здесь тихо и спокойно. На кочках в озере растут какие-то местные одуванчики, в траве шумят куропатки. Обедаем неторопливо – сегодня совсем немного осталось пройти. Музицируем, гуляем к соседним озерам. Самое красивое – соседнее бирюзовое озеро. Очень оно нам понравилось!

Около 17 ч выдвигаемся чуть выше озер в сторону цирка пер.Рига-Турист (цирк левее по ходу). Встречаем группу только что оттуда спустившихся туристов. Они говорят, что в самом цирке перевала мест для стоянки с водой нет, лучше вставать неподалеку, что мы и делаем  буквально через 20 минут подъема.

Ставим лагерь на морене. Неподалеку течет маленький ручеек. Еще довольно рано и очень тепло, поэтому долго сидим на улице: готовим ужин (в том числе компот из сэкономленных сухофруктов), поем песни под гитару и просто дурачимся. Очень хороший вечер!

Но наши тихие-мирные посиделки внезапно прервал неизвестно откуда взявшийся парень Сергей из Питера. Он только что спустился с пер.Буревестник (на этот перевал мы, планируя маршрут в Москве, тоже хотели пойти, но прочтенные описания, в каждом из которых говорилось о камнепадах с травмами участников или летальными исходами, заставили нас пересмотреть свою точку зрения), не имея никакой для этого подготовки. Чуть не потерял рюкзак, чуть не распрощался с жизнью. И теперь его глаза выдавали все это своими размерами. Пообщались с Сергеем (более подробно вот здесь: http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=a080b440-6945-4cd2-91fd-a25adcd6823b), проводили его, поусмехались и разошлись спать около 22 ч.

ЧХВ за день: 2 ч 10 мин. Пройденный километраж: 5 (в зачет – 3) км.

Цирк пер.Рига-Турист Цирк пер.Рига-Турист
Седловина пер.Рига-Турист (нашего) и путь обхода Седловина пер.Рига-Турист (нашего) и путь обхода
Скальный этап Скальный этап
Последний участок подъема на хребет Последний участок подъема на хребет
Кулуар, непосредственно ведущий на перевал Кулуар, непосредственно ведущий на перевал
Вид на спуск с пер.Рига-Турист Вид на спуск с пер.Рига-Турист
31 июля (двенадцатый день похода)

Дежурным пришлось сегодня встречать рассвет, а вся группа была разбужена в 6 ч. Можем же, если надо – вышли уже в 7-45! Молодцы!

С утра довольно прохладно (рано еще) – около 7 градусов тепла. Но солнечно. И все предпосылки к жаркому дню.

Пер. Рига-Турист (1Б, 3339 м, рад.)

Перевал: Рига-Турист
Высота: 3339 м
Категория трудности: 1Б
Характер: осыпной
Время прохождения: 31 июля 2008 г.
Соединяет:  долины рек Аккем и Кучерла
Прохождение: со стороны долины «Семи озер» в сторону долины р.Кучерла

Поднимаемся вдоль ручья по осыпи в цирк перевала. Крутизна подъема – около 20 градусов. Где-то на пути Аня и Люда нашли человеческий череп. Приятное местечко! Как раз вчера все вокруг говорили о том, что где-то под перевалом долго лежал труп, и неизвестно, вынесли ли его оттуда… Начало дня замечательное! Особенно если в придачу к черепу посмотреть на склон перевала, который мы сейчас будем преодолевать… Но идем дальше.

Тут стоит сделать топографическое отступление о перевале Рига-Турист. Дело в том, что на известных хребтовках перевал показан так, как пошли его мы (вернее, это мы его пошли так, как он указан на хребтовках). На нашем перевале мы нашли аж два тура, и оба имели записки о перевале Рига-Турист. Однако есть мнение, что перевал Рига-Турист ведет из этого же цирка в долину соседнего правого притока Кучерлы, т.е. в цирк, куда выходит и  перевал Рижский (если смотреть с нашей стороны подъема, то наш вариант – в правой части хребта, вариант 2 – в левой). Какое из этих мнений правильное – сказать сложно, однако, как позже выяснилось, оба варианта перевала Рига-Турист очень неприятны при преодолении. В любом случае при планировании прохождения перевала Рига-Турист надо внимательно читать его описания и проверять по карте, какой именно из вариантов перевала прошла группа!

Примерно за час от ночевок дошли до начала подъема под перевал. Крутизна подъема по осыпному склону везде небольшая, до 25 градусов. В принципе в цирке были места для ночевок и даже небольшие ручейки. Зря послушали вчерашнюю группу туристов!

Подъем на перевал в нижней части представляет собой длинный и крутой осыпной кулуар. Самое безопасное его место прохождения – правее по ходу, под скалами. Верхняя часть склона снизу просматривается плохо. Перепад высот между цирком перевала и седловиной – около полукилометра.

Подъем осуществляем маленькими подгруппами по три человека, плотной группой. Камни, как здесь водится, ужасно живые. В самом пологом месте начала подъема крутизна составляет 35-40 градусов. За час пролезли примерно половину видимого склона, добрались до скал. Скалы оказались еще более крутыми (местами до 60 градусов!) и сильно разрушенными. Проходим свободным лазаньем с рюкзаками. Перила закрепить не за что, т.к. порода очень ветхая. Даже руками иногда не за что схватиться. Постоянно приходится первому разведывать ближайшие варианты подъема, иногда подавать руку друг другу или подстраховывать рюкзаки. Балансируется с трдом. Ужасно неприятный подъем! Группа растянулась. Безопасный и удобный для отдыха привал сделать пока совершенно негде! Лезть тяжело физически и страшно. Всю дорогу про себя (а порой и вслух) материм перевал на чем свет стоит. По скалам лезли около 2 ч. Оценить пройденное расстояние очень сложно.

Около 12 ч первая тройка заканчивает скальный участок. Оказывается, все только начинается! Правда, уже не так круто. Около 150 м вверх и влево (т.к. изначально ушли немного правее) по осыпи крутизной около 35-40 градусов. Часть группы продолжает подъем на перевал, другая остается ждать отстающих. К сожалению, получилось, что у них нет рации, а докричаться получается плохо. И перила закрепить совершенно не за что. Вся осыпь живая, но ледоруб в ней не выдержит и вес рюкзака, не то что человека с рюкзаком.

Лидирующая двойка выходит практически на гребень (чуть ниже) и далее движется влево по ходу на более низкую седловину (подъем непосредственно в лоб на седловину более камнепадоопасен). Одновременно с этим прохождение скального участка закончено всеми участниками. Можно более-менее спокойно подниматься дальше (верхний участок не такой сложный и, соответственно, не такой страшный). ЧХВ от лагеря до седловины перевала для одного человека – почти 4,5 ч, но вся группа в целом поднимается намного дольше. Группам, проходящим данный перевал со стороны долины р.Кучерла, также рекомендуем спускаться в долину «Семи озер» орографически левее от седловины перевала.

Примерно с 14 ч часть группы готовит обед на небольшом снежнике чуть ниже седловины в сторону спуска, остальные продолжают подъем. Солнце разогрело камни так, что сидеть на безветренном перевале почти невыносимо! Очень жарко! Около +20 градусов, но при этом печет очень сильно! С соседнего склона (там, где расположены пер.Буревестник и пер.Рига-Турист версии 2) практически непрерывно (часов с 10-11 утра) что-нибудь сыпет.

Долго ли, коротко ли, но последние участники все же достигают седловины перевала с турами около 16-15. Хорошо все-таки, что мы не пошли на Белуху и не оставили на прохождение перевала и спуск до пос.Кучерла 2,5 дня вместо 4!

Обедаем, отдыхаем (те, кому отдых все еще актуален), снимаем виды. Отсюда, конечно, красивый обзор на окрестности! Спуск на вид проще подъема. В 17-20 первые участники начинают спуск с рацией – сразу пойдут искать место для ночевки.

В 17-40 выдвигается на спуск вторая половина группы. Физически уже сильно вымотались, а тут надо взять себя в руки, сконцентрировать внимание и аккуратно спускаться по мелкой осыпи. Хорошо, что с этой стороны осыпь не такая живая, как со стороны подъема! Кому-то удается преодолеть основной (крутизной до 35 градусов) спуск по осыпи довольно быстро, а уставшие девчонки спускаются за два часа!

Дальше спуск немного выполаживается, появляется растительность. Вот только одна беда: совершенно нет никакой воды на поверхности! Ни снежника, ни лужи, ни ручья! :( Вода журчит под глыбами камней, но несколько попыток докопаться до нее на этот раз оказались неудачными.

Катя и Влад по рации передают, что лес-то начался, но ровных мест под палатки нет; кроме того, нет и воды. Выясняется, что Серёжа, Лёша и Лёня, спускавшиеся вторым эшелоном, видимо, разминулись с лидирующей двойкой (с рацией) и теперь их след потерян (поиски и крики не увенчались успехом). Отличная новость под конец дня! Далее спуск только через лес, несложный – ничего с ребятами не приключится. И маршрут наш они знают, не пройдем мимо друг друга или хотя бы мимо пос.Кучерла :). Однако у ребят две наши палатки (из двух)… Всё это кажется мелочами по сравнению с тотальным отсутствием воды. До Кучерлинского озера или до Кучерлы идти вниз никак не меньше часа, а уже начало темнеть и все ужасно устали, еле ноги волочат. Чуть выше на склоне  - маленький водопадик, но до него идти около получаса. Что ж? Это наш единственный вариант, похоже. Влад и Женя В., последние оставшиеся среди женского коллектива рыцари, отправляются за водой со всеми имеющимися у нас ёмкостями, остальные ищут ровное место для ночевки с возможностью натянуть тент между деревьев. Здесь с этим проблема. С большим трудом находим хоть какую-то пригодную полянку с кустами можжевельника, поверх которых мы и стелем коврики и тент. Ночь сегодня удивительно теплая и звездная. Будем надеяться, что ночью не набегут дождевые тучи.

К лесу подошли около 20-45, но поскольку долго думали, идти или не идти дальше и что делать с водой и пропавшими ребятами, время куда-то улетело. Готовить что-то уже нет ни сил, ни желания… Ужин обозначился в виде нескольких сухарей, куска колбасы и большого количества воды (все не могут напиться, т.к. весь день почти не пили – с собой было не много). Ночь очень теплая. Немного поразмышляли на тему, хорошо ли сейчас где-то внизу нашим троим скороходам («наверняка, у них там ровное место, река,  горячий костерок и аж две палатки!»); немного поругали мерзкий перевал Рига-Турист; немного позагадывали желания на падающие прямо над нашими головами звезды (как все-таки приято ночевать прямо под открытым небом!) и чуть раньше полуночи, наконец, предались сну!

Ходовое время (указано среднее время прохождения участков каждым участником):
Подъем в цирк перевала от долины «Семи озер», крутизна до 20-250,  1,5 км1 ч
Подъем по живой мелкой осыпи крутизной 35-400,  300 м 40 мин
Подъем по разрушенным скалам крутизной до 600,  300 м2 ч
Подъем по осыпному склону крутизной до 300,  200 м10 мин
Подъем траверсом осыпного склона на перевал, крутизна до 350,  200 м20 мин
Спуск по мелкой осыпи крутизной до 350,  2,3 км1 ч 30 мин
Спуск по осыпи средних размеров и лиственничному заросшему лесу крутизной до 25-300,  800 м20 мин
ИТОГО:6 ч

ЧХВ за день: 6 ч  (в среднем один участник), около 10 ч (вся группа). Пройденный километраж: 5,5 км.

Кучерлинское озеро Кучерлинское озеро
Смотрим затмение Смотрим затмение
Полное затмение Полное затмение
Наскальные рисунки Наскальные рисунки
1 августа (тринадцатый день похода)

Просыпаясь без надежды на горячий завтрак и с ветками можжевельника в спине, все отметили, что эта ночевка была одной из самых приятных за поход! Да, здорово ночевать без крыши, только если с неба ничего не капает!

Около 8 ч выдвинулись в сторону р.Кучерла. Первоначально было желание посмотреть на Кучерлинское озеро, но все уже устали как-то, побыстрее хочется на финиш. Да еще и троицу нашу надо искать. 2 ч спускались по лесу без тропы (и местами там такие заросшие склоны, что можно ноги переломать о замаскированную корягу!) почти без отдыха (крутизна склона – около 25-35 градусов) – и вот мы на берегу р.Кучерла. Симпатичная маленькая полянка вполне подходит для того, чтобы устроить на ней долгожданный горячий завтрак.

В общем-то нам некуда торопиться – до завтрашнего вечера мы непременно будем в пос.Кучерла, - но и мотать лишние километры, чтобы посмотреть озера или что-то еще интересное, никто уже не в состоянии. Неторопливо завтракаем, собираем ягоды, фотографируем виды.

В 12 ч продолжаем путь, теперь уже по тропе! Тропа хорошая. Правда, чаще всего узкая, со спусками-подъемами. Поляны (и хорошие места для лагеря) на протяжении долгого времени отсутствуют. Вновь встречаем группы туристов. Но в этой долине больше все же нормальных, рюкзачных, туристов, а не странных товарищей с Черкизовского рынка, судя по их сумкам. От наших хлопцев все еще ни слуху, ни духу. Снова начинаем волноваться. До обеда прошли 3,5 перехода (50+50+60+15 мин). Люда снова отстает.

Погода сегодня опять отличная: солнечно, около +25 градусов (невероятно, но факт: проходить половину горного похода в шортах!). Лишь бы небо не затянуло! Для нас это крайне важно, ведь сегодня – полное солнечное затмение, ради которого мы выбрали именно эти сроки похода!

В 15-30 Влад обнаруживает на дереве записку от наших скороходов, что они будут ждать нас впереди на большой поляне. Н-да… Хорошее объяснение! После 16 ч стали попадаться сплошные поляны, и многие из них большие. В 16-20 останавливаемся на большой поляне с хорошей видимостью в сторону солнца, где и будут происходить волшебные события. На всякий случай проходящего мимо паренька попросили поспрашивать у встретившихся после нас групп, не из Москвы ли они. Спустя минут 40, когда мы уже поели и настроились на просмотр затмения, к нам прибежал Алексей! О, чудо! Значит, мы просто не дошли до них (и куда же они так ускакали?!). Лёша принес нам заготовленные заранее Сережей (официальным ответственным по затмениям лицом в группе) кружочки от дискет, через которые удобно смотреть на солнечный диск. Сами Серёжа и Лёня остались сторожить свой лагерь.

Устраиваемся поудобнее и примерно час наблюдаем все краски дня и ночи в одном флаконе. Как назло, прямо во время обеда откуда-то взялись облака и стали водить хороводы вокруг солнца. Поэтому представление было не непрерывным. Но все равно очень впечатляющим! Почти на две минуты солнце было скрыто лунным диском полностью, демонстрируя лишь свое ожерелье. Конечно, наблюдать сие зрелище в походе – это большое позитивное дополнение, если не сказать: большая удача! (Опять же, более подробно вот здесь: http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=a080b440-6945-4cd2-91fd-a25adcd6823b)

В 18-20 движемся в сторону ребят. Несмотря на то, что они уже поставили палатки, им приходится не только получить нагоняй от руководителя, но и собрать палатки и двигаться дальше. Все хотят сегодня пройти как можно больше, оставив на завтра лишь маленький хвостик пешеходного Алтая.

Большие поляны закончились, но вот-вот начнутся большие поля :) Вечереет. Мы проходим стоянку первобытного человека с наскальными рисунками, но надолго здесь не задерживаемся. Около 21 ч вся группа на уютной полянке, окруженной стеной деревьев, за которыми открывается большое скошенное поле. Костер очень близко от воды. Чувствуем себя какими-то водниками, а не горниками – так шумит шиверистая Кучерла! Ее падение воды в свете звезд завораживает… Сегодня последний походный вечер, хочется подольше посидеть у костра, прочувствовать запахи и звуки Алтая… Даже не верится, сегодня один из тех редких разов, когда вся группа ночует вместе :) Потешаемся над нашим нестабильным количеством… И опять отбой около полуночи.

ЧХВ за день: 7 ч 15 мин. Пройденный километраж: 17 км.

Урочище Елань Урочище Елань
Мост через Кучерлу Мост через Кучерлу
Подвесной мост через Катунь Подвесной мост через Катунь
Катунь Катунь
Прощальные хребты Прощальные хребты
2 августа (четырнадцатый день похода)

Несмотря на то, что ночью шел дождь (ох, вовремя мы со своими двумя палатками повстречались!), спать было очень жарко. Наверное, уже давно (две недели!) не спали на такой небольшой высоте. С утра +17 С, вылезло солнце, красиво освещая капельки ночных осадков, и стелящиеся облака обратились в бегство в соседние долины. Потрясающе красиво! Как жаль, что уже последний день! Алтай, Алтай…

Подъем около 7 ч. В 9 выходим. Солнце окончательно и бесповоротно заняло свои владения. Дождем очень сильно разбило тропу. Здесь часто ходят на лошадях, и сейчас дорога представляет собой невообразимое! Надо очень тщательно выбирать путь в обход того, что намесили копытные.

Через час пути выходим на большое поле. Здесь тропа открыта солнечным лучам, а потому просохла. Идется хорошо. Через тропинку с периодичностью раз в 5-10 секунд прыгает саранча (или какие-то большие желто-зеленые кузнечики). До Кучерлы осталось совсем чуть-чуть, машина заказана только на вечер. Растягиваем удовольствие побыть вне цивилизации… Но тропа плавно переходит в грунтовую дорогу. Теперь уже встречаются не только всадники, но и редкие автомобилисты.

Последние 50 минут дорога идет через хвойные перелески. Очень приятно! Довольно быстро (последние – около 14 ч) доходим до моста через р.Кучерлу на окраине одноименного поселка. Так как до приезда машины еще полно времени, решаем именно в этом месте остановиться на обед и банные процедуры. Дома здесь еще не начались, а прохожих мало. Хорошее место!

Обедаем с красной икрой (специально припасенной Сережей для этого момента) и компотом из сухофруктов, а также остатками всего-всего. Праздничный банкет, так сказать :) Ну а дальше морально разлагаемся, приводим в порядок себя и свою одежду, перепаковываем вещи и прочее. Самые голодные добежали до деревенского магазина… Погода – как обычно! И кто сказал, что на Алтае часто плохая погода? За две недели только два дня нас не очень порадовали! Сказка…

В 18 ч за нами подъезжает наша знакомая «Газель». Грузимся и… первая же остановка – возле магазина в Тюнгуре. Еще бы! :) Переехали небезызвестный нам вантовый мост (на этот раз в салоне машины) – да, конструкция, конечно, уже довольно сомнительная.

Первую часть обратной дороги рассматривали за окном те виды, которые мы пропустили при заброске сюда в темноте. Большую часть пути едем вдоль Катуни. Берега ее пленительны! Просто залюбуешься! Уезжать совсем не хочется! После видов Катуни нам показывают очаровательные изумрудно-зеленые холмы. Это, конечно, не те горы, где мы гуляли две недели, но все равно такие красивые! Надо будет обязательно вернуться на Алтай!

Проехали без происшествий погранпост, проводили солнце за горизонт и накинулись на купленную еду. Часа 1,5 не могли остановиться! Вот она, цивилизация! Уже начинает нас портить… После еды все попытались хоть как-нибудь уснуть, но, к сожалению, эта задачка далась не всем. Очень уж неудобно это делать в забитой рюкзаками «Газели»!

ЧХВ за день: 2 ч 50 мин. Пройденный километраж: 13 км.

Барнаул Барнаул
Центральная площадь Барнаула Центральная площадь Барнаула
3 августа (Барнаул, отъезд)

Ровно в 5 утра нас встретило прохладное барнаульское утро. Сдали вещи в камеру хранения, вкусили барнаульских пирожков и в 8 утра отправились на прогулку по городу. Основной план – поход – выполнен. Поезд и самолет у всех только вечером. Можно отдыхать! Ага, особенно если учесть, что мы почти не спали…

Доехали до речного вокзала, выяснили расписание и стоимость прогулок по Оби на теплоходе. Обнаружили ресторан, открытый в это раннее время суток и, конечно, полностью погрузили свою группу в это заведение на пару часиков :)  Наши желудки давно уже соскучились  по городской пище, поэтому, несмотря на раннее утро, одно блюдо сменялось другим, а мы и не думали останавливаться… Но не будем о чревоугодии! Дошли мы и до водной экскурсии. Не сказать, чтобы берега Оби были столь же живописны, как берега породившей ее Катуни, но поплавать с ветерком нам понравилось. Кое-кому понравилось спать на лавках теплохода. Они такие ровные и не тесные! :)

Тем временем наступила дневная жара. И если в горах она редко позволяла себе температуру выше +25, то в Барнауле она бесстыдным образом пекла наши головы со всеми +30-ю! Естественно, всех разморило, и пришлось срочно искать городской пляж вместо музеев. Пляж каменистый, замусоренный. Купаться хорошо (вода теплая-теплая!), а вот загорать лучше с закрытыми глазами… До музея мы все же добрели в прямом смысле этого слова. Музей, пожалуй, не самый интересный. Самыми запоминающимися экспонатами в нем оказались фотографии начала 20-го века. А еще тетенька-экскурсовод разные интересные факты рассказывала.

Еще в Барнауле, на центральной площади, есть отличный сувенирный базар! Недорого (не то что в популярных местах отдыха!) и выбор сувениров огромный! Мы провели там больше часа. И вообще Барнаул оказался очень приятным городом с симпатичной архитектурой и развитой современной инфраструктурой (например, найти приемлемое кафе – здесь совсем не проблема). Приятно прогулялись по его улочкам и скверам, посетили секонд-хэнд, купили на базаре разных ягод и вообще хорошо провели время.

В 17 ч группа разделилась на две части в связи с отъездом Ани, Кати, Серёжи в аэропорт. Ну а вечером все отправились в столицу. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но Алтай и до сих пор вспоминается только теплыми, как и его погода в нашу поездку, словами!