Выводы и рекомендации

1.  По возможному набору препятствий горы Катунского хребта предоставляют возможность для проведения горных походов любых категорий сложности. С нашей точки зрения, есть одно «но». Алтайские горы в целом, и в районе Катунского хребта в частности, довольно сильно разрушены, поэтому проходить осыпные перевалы надо с крайней осторожностью, а лучше планировать маршрут таким образом, чтобы на маршруте встречались перевалы либо простые и по возможности с тропами (походы н/к или 1 к.с.), либо снежно-ледовые (походы желательно 4-6 к.с.). В нашем случае именно два формально простых, но по факту очень трудоемких и опасных перевала 1Б были самыми неприятными! Все участники сходятся во мнении, что второй раз на эти два перевала (Звездочка и Рига-Турист) никто из нас бы не пошел, да и советовать их остальным группам не будем!

2.  При планировании прохождения ледопада Менсу обязательно запланируйте дополнительное время на его разведку и запасные варианты. Ледопад ежегодно меняется. На момент нашего похода менее изрезанная и более пологая его часть находилась справа по ходу. Однако и она доставила нам массу тревожных ощущений. Ледопад красив и относительно техничен (есть предположения, что в верхней его части необходимо провесить 50-100 м перил, т.к. уклон там уже значительный), и его прохождение может доставить значительное моральное и эстетическое удовлетворение. Если подъем (ведь именно на подъем этот ледопад ходится довольно редко) по ледопаду окажется для Вашей группы сложным или небезопасным, его можно обойти через перемычку Бийчанка. Однако следует иметь в виду, что прохождение перемычки желательно в утреннее время, когда склон, обращенный в долину, еще мало освещен солнцем. Опасность камнепадов на перемычке велика.

3.  Если в Вашей маршрутной книжке будет значиться восхождение на вершину Белуха-Вост., постарайтесь не лишать себя этого удовольствия (как мы), намеренно заложив недостаточное количество запасных дней. В нашем случае ограничения по срокам похода, продиктованные внешними факторами для половины участников, не позволили закончить начатое дело. Это всегда обидно, а здесь – вдвойне, ведь Белуха – значимая вершина российского Алтая и российской Азии в целом.

4.  В районе достаточно длинные подходы к высокогорным перевалам, что автоматически затягивает продолжительность горного похода. Вряд ли у Вас получится спланировать поход 3 к.с. и выше менее чем на две недели. Однако на всех подходах имеются очень хорошие тропы, что дает возможность проводить здесь красивые нетяжелые пешие и горные походы без категорий или 1 к.с., используя только долинные тропы и несложные перевалы.

5.  По причине наличия доминирующей вершины в районе (в.Белуха, 4506 м) район притягивает на себя осадки, погода часто бывает неустойчивой (хотя и теплой в летний период). При планировании похода обязательно нужно закладывать запасные дни на случай непогоды! Также лучше планировать прохождение сложных участков маршрута в первой половине дня, когда погода обычно лучше. Восхождение на вершину лучше планировать на конец июля – начало августа, т.к. во второй половине августа уже возможно наступление осени со всеми вытекающими последствиями. Нашей группе с погодой повезло (было только полдня плохой погоды), но данная ситуация (судя по рассказам и отчетам) – скорее, исключение.

6.  При планировании конной части похода надо учитывать крутизну подъема/спуска на тропах. Лошадям довольно тяжело идти, если угол наклона превышает 15-20 градусов. При крутизне наклона 25-30 градусов, скорее всего, придется спешиться. Для лошадей такая крутизна небезопасна. Также при общении с лошадьми необходимо понимать, что животным периодически нужен отдых, корм и питьевая вода.

7.  При планировании маршрута необходимо хорошо изучить карту местности и другие источники на предмет проходимости указанных троп для лошадей (не все одинаково прорисованные на карте тропы также одинаково проходимы на местности). В районе долин Аккема и Кучерлы на конях можно только добраться до Аккемского и Кучерлинского озер, а также проехать мимо обрыва Скынчак. Тропа через пер.Кузуяк после длительных дождей может быть неформально закрыта для лошадей из-за небезопасности (в этом случае конюхи отказывают по ней ехать). Рассчитывать на передвижение на лошадях выше по Аккему и Кучерле не стоит.

8.  Скорость передвижения на лошадях по горному рельефу обычно не сильно превышает скорость пешего туриста (а подчас и меньше ее). Скорость передвижения на лошадях по полям и широким долинам примерно в два раза больше скорости пешехода.

9.  В районе Катунского хребта сотовая связь работает крайне редко: в радиусе 10-15 км от поселков и на отдельных перевалах. В основном это оператор «Би-лайн». Желательно брать с собой на маршрут спутниковый телефон. Ближайшая база спасателей находится на Аккемском озере. Наличие обоих факторов (спутникового телефона и самих спасателей) повышает безопасность похода.

10.  При планировании походов по Алтаю необходимо учитывать хорошую обеспеченность региона дровами (хвойные леса до высоты примерно 2200-2500 м). На маршруте удобно комбинировать дровяное и альтернативное (в нашем случае – газ) топливо.

11.  Кроме того, район Катунского хребта изобилует плодовыми кустарниками и ягодами. В летний сезон с июня по конец августа всегда можно рассчитывать на землянику, смородину, жимолость, малину, чернику, бруснику, шиповник! В лесу растут грибы. И грибы, и ягоды, могут приятно разнообразить Ваш рацион.

12.  Развитая транспортная сеть и наличие хороших подъездных дорог обеспечивает отсутствие проблем с заброской-выброской. При желании можно заранее организовать себе конную заброску.

13.  Район Катунского хребта в силу своей красоты и удобной транспортной инфраструктуры притягивает большое количество туристов. Однако они в основном проводят время в легкодоступных районах долин Аккема и Кучерлы. Если Вы цените в походе отсутствие людей, планируйте свой маршрут по большей части в стороне от популярных троп. Шаг в сторону – и Вы уже один на один с дикой природой!

14.  Район Катунского хребта оказался очень красивым не только по картинкам, но и по факту. Красивые долины Аккема и Кучерлы, множественные озера, быстрые ручейки, водопады, разноцветные горы и, конечно, красавица Белуха! Сюда обязательно стоит съездить хотя бы раз в жизни! Вам непременно понравятся места, виды, местные животные! Просмотренное в ходе похода полное солнечное затмение оставило неизгладимое впечатление и, несомненно, добавило колорита нашему походу. Выбор района путешествия и сроков оказался на 100% верным!

15.  В дополнение к походу можно посмотреть другие интересные районы Алтая, что само по себе доставит немало удовольствия. Алтай богат на природные достопримечательности.