15 сентября

Полнолуние Полнолуние
Колокольчики Колокольчики
Листопад Листопад
Туман над тайгой Туман над тайгой
Затопленные поля Затопленные поля
Флора Флора
Залив Цетчецаб Залив Цетчецаб
Тундра дышит красками Тундра дышит красками
 Встали рано, на день амбициозные планы - пройти через вершинные плата гор до Райявра. Перешли Сенгисйок и клоня по кривой к вершине Сенгисъчорра взяли высоту. Над Паргуайвом пляшет шестью, а может и большим числом опускающихся из основного купола воздушных ног - легкое, цвета сливочного крема, облако. Выходим на Тавайокский перевал, видим лесной дол на западном побережье Сейдъяввра. Вся тайга сверкает красным с высоты, еловые просторы налились темным отливом. Подходим к плато Маннепахка. На горе тем временем пошел процесс кипячения и бурления воздушных масс, наверное, готовится сделать из нас яичницу (Маннепахк - Яичная гора по топонимике Саам). Обед пошел на пользу, выждав немного времени, перед нами открылся ясный коридор. Маннепахк бесконечен, ровное пологое плато тянется на километры, скрывая горизонт. Как-же нам везет пройти этот каменный простор без надобности ориентирования по приборам. Выходим на перевал Чивруай-Ладк, подустали уже. А с вершины Страшемпахка на нас несет зловещую, почерневшую от скуки тучу. Принимаем решение быстро уходить с открытого плато, и ныряем на осыпь в долину Киткъявра. Снежник основательно пошуровал камнями, угол приличный, идем медленно, аккуратно, продумывая шаги на десять вперед. Наконец спускаемся с сыпухи на нормальный уровень. Облако тем временем начинает опускаться в нашу долину. Выходим к ближней оконечности Малого Киткъявра, ставим лагерь. Видимость ухудшается.

Смотри, в серебренном подносе
прозрачной северной реки
разносит пасмурная осень
опавших листьев огоньки.
Они еще теплом лучатся,
но им уж больше не качаться
на ветвях ласковых берез:
прошла пора тепла и грез!
Зима уже не за горами,
Она спускается с вершин,
спешит ущельями Хибин,
как смоль густыми вечерами.
Мороз холодною щекой
коснулся осени нагой!

16 сентября

На ручье Эльморайок На ручье Эльморайок
На плато Куамдеспахка На плато Куамдеспахка
Видимость минимальна, облако гуляет возле палатки, ложась прямо на водную гладь. Обходим озера, гонимые ветром на юг. За нашими спинами обнажаются своды скального цирка Маннепахка и Страшемпахка. Ощущения подобны тому, как если поднести к глазам белесую простынь, и чтобы ее трепало на ветру, и вдруг на ней начнут проступать просторы и острое понимание масштабности картины, появляющейся на белом полотне коснется глаз. Километровые стены обрамляют ягельное поле. Забираем на склон Страшемпахка, облако вновь плотно закрывает простор, на этот раз уже окончательно. Весь день идем по склону Страшемпахка, меж камней и кустов карликовой ивы. Попеременно льет дождь, под ногами хлюпает редкая земля, мох набух и потемнел. Выходим к Раййоку. Видимость нулевая, дождь. Ставим лагерь.

17 сентября

Ручей на Нинчурт Ручей на Нинчурт
Закат над Куйвчорром Закат над Куйвчорром
Погода без перемен, закрыло глухо. Идти к Райявру бессмысленно. Продолжаем движение по склону, переходя дальше на восток по отрогам, движемся к слону Суолуайв. Завеса тумана начинает редеть. Упираемся в ущелье Анкисуай, переходим. Открывается просвет над таежными озерами к югу, первый раз за два дня видим ориентиры, видим склон Суолуайв перед нами. Под ногами не просто много ягод, их не счесть. Черника везде, сколько видно горизонта. Брусника сверкает алыми бусинами. Видим солнце, облака улетают прочь. От Суолуайва начинаем спуск в зону леса, по азимуту беря положение Янъявра. Буреломно, спуск идет через частокол облетевших березок. На озере штиль, рябина налилась и свисает над гладью. Выходим к Ловозеру, у рыбачьего домика встречаем мужика с двумя Карельскими лайками. Ставим лагерь чуть ближе к устью Индичйока от песчаной косы. Наш новый знакомый помогает перевезти рюкзаки и предлагает посушить ботинки в рыбачьем домике. Треплю Тайгу (кличка лайки) за холку. Над Ловозером встает полная луна.
18 сентября

Погода чудесна, отдыхаем на берегу Ловозера. Пошел в гости к рыбакам, выпили немного водки. Последовало предложение сплавать за Юлианскую Салму по Ловозеру - выйти на сигнал GSM, позвонить. Поплыли, с воды открываются интересные ракурсы на Нинчурт, Куамдеспахк, хорошо читается водопад на крутом склоне восточной стены Нинчурта, за Моткой просматривается долина Сейда. Доплыли до Семерки (нежилой поселок на берегу Ловозера близ одноименного села). Забрали еще одного рыбака, водку. Плоскодонку сильно бросает на волнах, за нами устремляется в погоню фронт дождя, прибавляем в узлах чтобы уйти за Сейд. И действительно, дальше мыса Кеснерк облако решило нас не преследовать. Пьем водку, хлебушек с бужениной. возвращаемся к косе под Индичйок. Вечером посидели с костром, выдался хороший день. Днем снимал пейзаж в окргуе. Листья без умолку шуршат, песчаные косы покрыты опавшей листвой. Тепло по-осеннему.

Пролетело отрадное времечко
- лес до листика ветром раздет.
Машет осень прозрачным передничком
из унылого ситца дождей.
Не наряды ей дороги летние,
гложет женщина-осень тоска,
не легко ей ужиться со сплетнею:
что зима, мол, с морозом близка.
Да, зима одевается девушкой
В дорогой подвенечный наряд,
С ней соперничать осени - где уж там!
Только листья, как уши горят.
И стоит он, тихая, грустная
На виду у осанистых гор.
Но они никому не сочувствуют
На земле с незапамятных пор.

19 сентября

Погода изменилась. Верха закрыло пеленой. Идти через Пункаруайвы и Нинчурт - значит, весь день провести в обществе тумана и камня. Принимаем решение - идти по берегу Ловозера. Побережье очень неприятно для пеших марш-бросков, поэтому путь лежит чуть левее, по просеке от старой заброшенной ЛЭП. Тропа в целом уверенная и ровная, местами немного завалов. Выходим к балагану Теплякова. Водка, рыба и т.д. Идем дальше, выходим к избе Крапивы. Приплывают рыбаки. Водка, рыба и т.д. У избы распят на доске альбатрос. Тропа ЛЭП начинает круто прыгать в овраги, последние пару километров ведет через сплошной перепад холмов. Впереди виднеется стена Куамдеспахка, на противоположной стороне губы Мотки. Выходим к лесной полосе между Сейдом и Ловозером, через болото находим на ручей Сейдъяврйок у самого Ловозера. Тропа по ручью идет множественными сброс-наборами, обходя утесы. Сильно выматывает. Уже в сумерках вышли на побережье Цетчецаб. Проходим залив по берегу, открывается большая Сейда. Совсем стемнело, ночь легла. Доходим до Чивруайского ручья, ставим лагерь на берегу.
20 сентября

Чивруайская путевая изба Чивруайская путевая изба
Погода не радует, идет дождь. Переносим лагерь в Чивруайскую избу по восточной тропе. Изба пустеет, последняя запись в путевой тетради от 2 сентября. Обживаемся, сушим вещи. Растопили печь, нагнали хороший жар. Вечером улеглось, спустились к Сейду - полюбоваться закатом.
21 сентября

Прошли по косе Цетчецаба до пролива меж заливом и озерной чашей. Два пролета до моста отсутствуют, камень под водой лежит хаотично, прохождение с рюкзаком может обернуться плаваньем. Решили подумать над этим вопросом завтра. Поднялись в лоб с угла Сейдуайского устья на Лепхе. Западный бассейн Сейда предстал в небольшой дымке, болота налились, горы безмолвствуют.
22 сентября

С ночи зарядил шквальный дождь и не прекращался полные сутки. Провели день в избушке. Чивруайская изба - очень уютное и атмосферное место. В путевой тетради нашли запись лыжной группы из Бреста от 5го марта этого года. Наверное их последняя запись. Спустя 3 дня группа попала под лавину на Северном Тавайоке (мы проходили его во второй день). Четверо из шести остались в этих горах.
23 сентября

Погода успокоилась, но делов наделала. Вода поднялась во всех ручьях и разумеется в самом Сейде. Наша сухая ранее тропка из балагана до берега превратилась в частичный затоп, вода почти лизала мосты. По побережью прошли к подножью Нинчурта и начали подъем с балочного ручья на северном склоне. Нинчурт был прекрасен в этот осенний день. Сейд олицетворял собою всю благодать Северного края. Подошли вновь к проливу Цетчецаба, вода зримо прибыла, окончательно расстались с идеей перехода на южное побережье через пролив.

Сентябрьское утро свежо и легко,
рассыпалось солнце искрами,
березка к рассвету прижалась щекой,
почувствовав осень близкую.
О чем-то задумалась, смотрит с тоской
на ели, на сосны гордые,
а осень безжалостной, грубой рукой
срывает листочки желтые.
Мне жаль тебя, только уж так повелось,
за осенью - зимы мглистые.
И легкий наряд свой ты все-таки сбрось:
в мороз тебе в нем не выстоять!

24 сентября

Попрощались с избушкой, приютившей нас в эти дождливые дни сентября и вышли к берегам Сейда. Прошли через западный берег, по болотцу на север - под своды Куйвы. Погода играла шараду. За день сменилось все - и солнце и дождь и ветер. Сейд волновался, волнами гнал на восток. Встали на ночь в километре западнее от острова Линдимсуол.
25 сентября

Чувствуется поступь скорой зимы. Дни все короче, рассветы морозней. Утро встретило штилем на озере, выводки утят рассекали на горизонте. Морозное, свежее, тихое. Углубились в лес, прошли напрямую к подножью ущелья Суолуай меж Кэлкнюном и Куамдеспахком. Переправились на восточный берег ручья и взяли вверх. С верховий ручья открылся вид на Сейду, Щучье озеро, склон Нинчурта. По перемычке меж двух ранее упомянутых гор спустились на плато Кувторды, перед нами засияло Пальго, в дали показались строения Ловозера. Переправились через Светлую левее ее впадения в озеро, прошли Пальго по западном берегу. Берег крутой, обрывистый, сильная осыпь, но значительно более интересный, нежели восточный с набитой тропкой и стоянками. Уже к сумерками спустились под Вавнбед. Надо сказать, что за все эти дни мы так и не встретили в тундре людей. Только рыбаков и оленеводов на побережье Ловозера.. .
26 сентября

Утром выдвинулись в сторону поселка. Перешли Сергевань по навесному мосту и уперлись в болото. Зыбко местами, но вполне проходимо. По дороге встретили несколько человек из поселка, идущих по бруснику. Хорошо, что вчера спустились с верхов, отроги вновь закрыло пеленой, и ветер злобствовал в этот воскресный день. В Ловозере зашли, приложив усилия в музей (пришлось лично идти на дом к музейному работнику, в воскресенье - выходной), взяли у охотников мяса и уехали в Оленегорск. Поздние яблочки пошли в духовку на десерт. Утром приехали Женька с Вовкой. Посидели, и скорый 21ый поезд понес меня в Петербург. А в горах этой ночью выпал первый снег. И он уже не растает.

Послушно небо поздней осенью
изголодавшимся ветрам.
Все реже солнце с яркой просиней
в окно заглядывает к нам.
Все чаще грусть неуловимая
листком увядшим пролетит.
Дожди Хибинам спины вымыли -
всерьез зима на полпути!
Ручьи, как чувством переполнены,
средь каменистых берегов,
мелькает кумжа, точно молния,
над пенной гривой борунов.
И лишь горам светло и прзднично,
мудры свидетели Веков!
Стоят...ну точно первоклассницы
в тугом переднике снегов.

стихи - Аскольд Бажанов. "Стихи и поэмы о саамском крае". Издательство института Северо-Европейской культуры Берлина, Германия 2009г.