Обь-Енисейский канал / Спортивный туризм | Водный туризм

Путешествие по Обь-Енисейскому каналу

9 - 19 июня 2010 г.
Водораздельное

Встали не очень рано, собрались, и в путь. Сегодня был ответственный переход через озеро. Озеро достаточно большое, думаю километров 7-10. Погода нас радовала, наконец-то припекло солнышко и не было дождя. Мотор на озере пришлось практически сразу заглушить, т.к. сильно заилено в том месте где мы осуществляли вход и была опасность повторного засорения системы охлаждения двигателя.
Первые 300 метров пройдены довольно просто. Местные говорили, что озеро заилено на большую глубину и выходить из лодки категорически не рекомендуется, т.к. сразу уйдешь под ил :) Глубина верхнего слоя воды, что без ила, порядка 20 сантиметров. Говорят что это очень сильно зависит от направления ветра, но похоже нам повезло, ветер дул как раз на нас, принося воду. Местами глубина меняется, иногда это настораживает, т.к. нет никакого желания торчать тут, в ожидании спасения. Но, слава Богу, нам повезло. Мы продвинулись на вёслах до середины озера примерно за 1,5часа. Дальше глубина увеличилась примерно до 30, местами до 40 сантиметров. Эта глубина позволила нам завести мотор и неспеша закончить переход озера.
Встреча с Василичем

Успешно пройдя о.Водораздельное, мы находимся в родной Томской области. Теперь мы будем двигаться по течению. Бензин практически на исходе, осталось 10литров и нам предстоит большую часть времени идти на веслах, как это и было запланировано. Вооружившись веслами неспешно продвигаемся дальше по р.Язёвая. Река узкая, местами завалы, двигаемся к шлюзу Николаевский. На подходе к шлюзу, у стана, видим припаркованый обласок с Ямахой. Сразу догадались что это обласок Александра Васильевича Дубинца - егеря Кеть-Касского заповедника.
Заходим на огонёк. Встречает нас Василич с сыном и собакой. Собака правда гораздо раньше нас заметила. Василич признался: подумал что мишка в гости пожаловал, даже ружье приготовил :) Посидели, поговорили, выпили чайку. Василич рассказал как Мишка у них хулиганит. Рассказал как он сопровождал пробег "нефтяников" на гидроциклах и экспедицию ТВ2, что прошла перед нами. Похвалился подарком от "нефтяников" - новым двигателем "Ямаха" на обласке. Рассказывал про туристов, что по каналу путешествуют, про жизнь на канале и т.д. Время за разговорами прошло быстро. Узнали где можно дальше ночевать на канале и отправились в дальнейший путь. Большое спасибо, Александр Васильевич! Было приятно познакомиться.
Прокол.

Потихоньку гребём дальше, по дороге нас обгоняет Василич. Прошли шлюз Николаевский, подходим к шлюзу Генеральский. Шум шлюза слышен заблаговременно, уже совсем близко.
Начинаем скатываться по шлюзовой камере, на выходе ощущаем приличный удар о дно. Лодка начинает заполняться водой. Быстро причаливаем к берегу - нужно ремонтировать.
Ночевка на кордоне

К нашей удаче тут же расположен кордон №2, тут и решаем ночевать. Помним, Василич говорил что тут мишка шалил - так и есть. На кордоне все перевернуто, стекла, двери сломаны. Даже печь вывернута с места. Делаем небольшую уборку, ремонтируем что можем. Серега нашел удочку на чердаке, закинул, тут-же поймал карасика - будет уха.
Вещи выгрузили, просушили, заклеили лодку. Рыбный ужин и спать.
К шлюзу Новый

Утром встали, перебрали вещи, оставили немного лишнего на заимке, дабы облегчить вес. Обнаружили очень много ненужных вещей, которые уже протащили большую часть пути. Решили лишнее раздавать. Погрузили вещи и в путь. Река Язевая местами сильно завалена, приходится расчищать завалы с помощью бензопилы. Идем в основном на вёслах, периодически отдыхаем - заводим мотор. Утка подпускает близко, то ли не стреляют её в заповеднике :)
Подходим к шлюзу Новый, пытаемся безуспешно найти здесь кладбище, где захоронен первый лоцман.
Новый Стан

Потихоньку подходим к стану Новый. Тут расположена очередная заимка егерей. Ходим, смотрим. Пытаемся найти останки деревни первых строителей, но находим только какие-то железки непонятного назначения. Осмотрели хозяйство Василича, везде порядок, травка для зайцев покошена :)
Нашли записку от "Лесника", в ней написано где бивак для туристов, плывем дальше искать бивак. Утки с выводком плывут рядом с нами, прикольно...
От стана Главный

На стане главный бивак мы не нашли и решили двигать дальше, искать другое место для ночлега. Прошли шлюз Ильинский, по пути попадаются конкретные завалы. Расчищать приходится много. Идем к шлюзу Красный Яр, завалы все больше. Два дня работы веслами дают о себе знать. Нужно искать место ночлега.
На заимке Красный Яр

Проходим шлюз и глазам своим не верим - впереди гостинничный комплекс! Большой дом, номера, баня, мостик. Все по евростандарту - супер. Встречает нас смотритель заимки Геннадий, размещает, топит баню. Готовим ужин, допиваем остатки алкоголя :) Банька отличная, наконец-то помылись :) Генка, спасибо! Отдохнули замечательно, жаль мало времени, можно было бы задержаться тут на пару деньков.
С каждым днем наша лодка становится все легче и легче. Остатки продуктов оставляем на заимке, оставляем только самое необходимое в надежде, что облегченная лодка наконец-то выйдет на глиссирование.
По р.Ломоватой

Встали не рано. Немного размялись забравшись на пожарную вышку метров 35 - отличный вид. Идем дальше, в основном на вёслах, проходим шлюз Веселый. Расчищаем проход в очередном завале. Видим следы вандализма, кто-то отпилил небольшие куски шлюза.
Проходим через мост, видим следы эскпедиции на гидроциклах (о которой так-же рассказывал Василич) в виде плаката на пролёте. Пробуем завести мотор и выйти на глиссер - с трудом но выходим, ура!

Теперь ты мы точно знаем что нужно брать, точнее не брать с собой в следующее путешествие, что-бы не перегружать так себя, лодку, и не смешить людей. Однозначно не нужно: 100 джиг-головок и 50 блёсен, 3кг соли и 2 кг сахара, ведро картошки, литр масла, фонарь-прожектор, 2 АКБ от UPS, 2 кг пшена, 1кг муки и еще куча мелочей...

По плану следующая ночевка у нас в Усть-Озерном, на глиссере доходим быстро.
Д.Усть-Озёрное

Следующий шлюз Ломоватый мы не нашли, его видимо смыло. Идем в деревню Усть-Озерное. Деревня заброшена. Ищем метеостанцию, знаем что она должна быть обитаема. В деревне встречаем Николая. Он с женой работает на метеостанции. Успели во-время, он как раз собирался уезжать, но встретив нас любезно согласился остаться еще на день. Николай предложил нам ночлег в своем доме, накормил, напоил.  Спасибо Николай!
Пробовали рыбачить на спиннинг - неудачно. Переночевали, отзвонились домой, залили немного бензину на дорогу до Катайги.
Николай рассказывал интересные истории о различных экспедициях и людях, которые тут проходили. Рассказывал про путешественника "Волка" из Киева с попутчицей, чья история тоже есть на данном сайте. О хозяине заимки, что пустовала на шлюзе Марьина Грива, который переехал к ним в деревню и умер. А мы гадали, почему дом брошен...
В очередной раз перебираем вещи, оставляя ненужное. Ведь до Катайги нам идти против течения, нужен глиссер.
П.Катайга

Утром собираем вещи и идем до Катайги по р.Кеть против течения. Оттуда автобус в п.Белый Яр. Лодка спокойно, с толчка вышла на глиссер, добираемся достаточно быстро, часа за 2. Скорость порядка 25-30км/ч.
В Катайге знакомимся с местными ребятами, подсказывают как найти нужный нам автобус. Ищем его, договариваемся чтобы забрали нас с берега. Обедаем и собираем, сушим лодку к приходу автобуса. Вещей много, грузимся и едем. Автобус переправляется на другой берег на пароме с евротуалетом на корме :)
П.Белый Яр

В Белый Яр прибываем вечером, покупаем билеты, ждем отправления поезда. Встречаем группу туристов из Новосибирска, которые отправляются на сплав по Кети. Разговариваем с ними, оказывается на нашем маршруте они тоже были в прошлом году. Рассказывают про маршрут по Тунгусске, интересно... Делаем фото на память.
В поезде выкупаем купе, на утро прибываем в родной Томск, где нас уже встречают.
Заключение.

Ну вот и завершилось наше приключение. Уставшие, пока с непонятными эмоциями возвращаемся домой.
Уже прошло некоторое время, мы часто вспоминаем наш поход за посиделками и строим планы на дальнейшие приключения. Делаем выводы. Знаем что нужно в походе, а что лишнее. Знаем как в следующий раз готовиться к походу.

А по поводу путешествия, можем однозначно сказать: люди нам встречались душевные :)
Спасибо всем за помощь, не поминайте лихом...

С Уважением, Казаков Андрей.