Мне неоднократно говорили:"Ты-то изъездил Расею вдоль и поперек". Нет, честно возражал я, поперек - да, а вдоль таки нет!И эта необходимость возражать долго мешала жить. Теперь, наконец, не мешает...Нитка небольшая - Москва-Челябинск-Владивосток-Пластун-Хабаровск-Тында-Тюмень-Екатеринбург-Пермь-Казань-Москва.
На Восток 
Подготовка

  Прокладывать возможный маршрут начал еще зимой в Гугле. Ставил метки на места, интересные с точки зрения порыбачить, просто поглазеть, уютно отдохнуть и т.д. В планах были заезды в Усть-Каменогорск к родственикам, на Телецкое озеро, на БАМ, на Шилку, на Амур и пр. Таким образом добрался по карте до Владивостока, посмотрел фотки в ГУГЛе и вспомнил последний свой халявный (в смысле за гос. счет) офицерский отпуск в 1978г., который там провел, как стрелял и ловил рыбу, собирал трепангов, гребешков и прочую живность и понял, что интереснее мест не сыскать, а мои еще там не были и неизвестно, выберутся ли когда-нибудь (я-то уж точно в этой жизни не успею). План был в корне пересмотрен, сокращен и ужесточен. Решено было давить педаль до Владивостока, а на обратном пути уже заглядывать в разные места по остаточному с точки зрения времени принципу.
   И вот позади подготовка машины, психологический тренинг команды, особенно второго состава (Иришка даже уволилась с работы, т.к. ее не отпускали так надолго), согласование сроков отпусков, краткий курс географии, (чтоб представляли, куда едем и что проезжать будем), собирание шмотья и прочая суета.
 
Поехали. Москва-Ангара.

    А теперь слово старпому, 1-му штурману, завскладом, коку, начмеду, замполиту, ну, и жене по совместительству. Мои будут лишь ремарки уточняющего и технического плана.
   В этот раз в отпуск отправились вчетвером. Поскольку двое из нас – Сергеи, то зваться они будут Старший и Младший. Остальные: младшая- Ира, старшая- Лена. Я ,Лена, веду дневник.
   Выехали 12.08.11. (пятница) в 4.30, т.е. на 4 часа позже намеченного Старшим. Мы с Ирой почти сразу отдались Морфею. Проснулись где-то под Н.Новгородом примерно в 9.30. Первый завтрак пирожками с капустой, клубникой и вишней (отдельное спасибо маме Свете). Навигатор работает, видеорегистратор работает, антирадар – слышала сквозь сон, как пищал. В общем, вооружены и очень… прекрасны, все друг другом довольны, что будет к концу похода – посмотрим. Не покидает мысль, что на работе сегодня проблем – выше крыши. Гоню эту гадость из головы. За рулем Ст.
   Переехали Оку. Берега сильно затопляемые. Справа глиняные обрывы. Дорога на Саранск. Hа Казань указателей нет. Сам Саранск нам не нужен. Разворот через сплошную. Указатели по-прежнему только на Н.Новгород. Пос. Дружный. То ли тюрьма, то ли дурдом – высоченный забор, окна с решетками. Подхолящее название для подобного объекта.
   Наконец увернулись от Саранска. Река Кудьма за нами гоняется: переезжали ее 5 или 6 раз. Поля местами уже убраны. Объезд Нижнего обошелся нам в лишние 30 км. На удивление нет вдоль дорог борщевика. Нас. пункт Варварское. Ездили искать Волгу, но увидеть ее удалось только издали. Вернулись на трассу. Почти сразу увидели хорошую дорогу в том же направлении. Как почти всегда.
  12.30. Младший сел за руль. Едем к Волге. Проехали 2/3 спуска, дальше пути для машины нет.  Обозначенный на карте детский лагерь не обнаружен, только остатки кирпичной кладки, какие-то бетонные колодцы и стены. Спускались ногами. Очень круто. Ст купался.
Перекус пирожками.
  13 час. Едем по трассе. Мл за рулем. Привыкает. Вел машину с 21.45. 12-го до 5.30.
13.08.11.     Навигатор послал нас по дороге, не обозначенной на карте. 5.30. завтрак на обочине, и снова погнали. Молодые спят, Ст. за рулем, я рядом. Ирка хорошо устроилась, спит то со мной, то с Мл. Едем к суровым челябинским мужикам. Пошли не холмы и распадки, а настоящие горы со скальными выходами – Предуралье. Проехали 1500 км за сутки. Солнце светит в лицо, закладывает уши от быстрого подъема. Много встречных машин. В кафе чудесная холодная вода и пирожки  с рисом-яйцами и капустой. Дорога то почти идеальная, то вся в кочках и ямках, но таких безобразных выбоин, как, например, в Тульской области, нет.
   Отдыхали на озерце Еланчик в 100 км от Челябинска. Вход – в «ванную», дальше все в водорослях, на другом берегу еще машины, тоже вход в воду, остальное заросло камышом. Вода прозрачная, чудесная. А на берегу жуткий срач.
Руки бы обрывать таким проезжающим.

   В начале 12-го поехали дальше. Мл отдохнул и сел за руль. По дороге – ремонт мостов, тянемся еле-еле. Жарко и донимают мухи. Зато теперь есть горячий чай в термосах. Челябинск по объездной. 1894 км. 14.30. – чай. Смена караула. Ст. за рулем. До Кургана 227 км. В поле – маленький частный сеноукладчик. Как игрушечный.
  15.30. Пошла равнинная местность. . У нас перегрев. Влили 10 л воды. Хорошо, что в озере запаслись. Купили для тренировки зубов маленькое ведро зеленых груш 
и яблок.
  Мишлинский район. Большие озера на совершенно плоской равнине.
Еще озера-болота. Много погибших березняков, следов пожаров не видно. Поля с почти полностью полегшим зерном.
  17.30. Ст. за рулем. Засыпает. Дорога нудная однообразная. Энергетик. Солнце уже вечернее, в спину, но для глаз все равно ярко.
  18 час. Проехали Курган по объездной.

  19.30. Чай, последний огурец, последний белый хлеб. В березнячке у дороги растут карликовые вишни: ростом по пояс, вишенки как смородина, но вкус вполне настоящий.
   Вода из машины опять ушла непонятно куда. Влили последнюю . (Протерся нижний патрубок)
 
14.08.01. (воскресенье). Когда мы со Ст проснулись в 4 утра, был туман и несколько километров до Казахстана. Ночью навигатор вел по полям, в лучшем случае по проселочным дорогам, к утру привел в нежилой поселок, но с современным телефоном в центре. Около часа колесили по чудесным березовым рощам с туманом и росой на траве, не зная, куда нас приведет этот тип (Илья). В конце концов одно радовало: солнце светит в глаза, значит, едем на востокУ
Мл. за рулем. Не знаю, радовали ли его лужи черноземные. Примерно через час выехали на асфальт, жилье со спутниковыми антеннами на развалинах, пасущимися лошадьми и коровами. На окраине – парк Победы, у входа теленок объедает яблоню.
Перекусили. За Ильей теперь следит Ст. Утром сгоряча сказал, что больше спать не будет вообще, т.к. когда ложился, мы были в цивилизации (Сладково), а проснулся в почти Казахской глуши. 
 
Тут вынужден сделать большую вставку. Дело в том, что это просыпание для меня было вторым (первый раз главный штурман благополучно продрых). Но, вернемся чуть назад. Когда Мл. первый раз сел за руль где-то под Нижним, я, естественно, спать не мог – его водительский стаж меньше года, какой уж тут сон! Сигарету, и ту, просил ему прикурить. Но длинная, нудная дорога имеет и плюсы, да и врожденный талант, неукротимое желание стать асом и упорство сыграло роль – освоился быстро – стал прикуривать сам и даже пытался чего-то жевать на ходу, в общем, вел себя уверенно. Ну, я и расслабился – стал кемарить, а когда поехали вокруг Казахстана, дорога пошла - не разгонишься, движение ночью малоинтенсивное,  заснул крепко и спокойно – куда он с трассы денется! Что меня разбудило, ангел-хранитель ли, будильник Кашпировского, не знаю. Застаю картину маслом: молодой экипаж спокойно(!) пилит по грунтовой(!!) дороге. В глазах горит истовая вера в навигатор и фанатичное желание изменить Родине и уехать в Казахстан (до границы 10 км.). Кругом ночь, туман и ни единого огонька!
На вопрос «как тебя сюда занесло?» вахтенный водила пеняет на Илью и утверждает, что Люся (она же Клава, Наташа) такой подлянки бы не сотворила. Требуется пояснить, что Илья и Люся – это голоса в навигаторе. Я, естественно, настраиваю мужской – не могу, чтобы женский голос в автомобиле говорил мне, куда и как ехать, а молодому девки еще не надоели, и он предпочитает Люсю и убеждает всех, что навигатор при этом ведет себя лучше. В общем, позднее разобрались,  что маршрут ему (навигатору) было велено прокладывать короткий и не запрещено выбирать грунтовые дороги. Ну, вот он и выбрал. Так что виноват, получается, я сам.
  Кое как выбрались на хотя бы грейдер, и я снова уснул. При следующем пробуждении, уже вместе с 1-м штурманом. снова застали примерно ту же картину. Снова выбирались из ж…, пардон, глуши на нормальную дорогу. В общем, километры, может и сэкономили, но время точно нет. Зато получили незабываемые ощущения.  
  70 км до Омска. до 8 утра машину вел Мл. Что-то в 8 утра уже такое пекло! А это 8 ч. по Москве, а местное – 11! обещали ночью +6, днем +31. Так и есть. У дороги продают грибы. Что с ними становится на таком солнцепеке?!
   До Омска 55 км. Плоская равнина, даже березняки посреди полей кончились. Пшеница сменилась овсом. Попадаются озера, такие же недоступные.  40 км до Омска, Направо – конезавод. Судя по скульптурной группе на постаменте – выращивают рысаков. В полях пошел ячмень. Объехали Омск. До  Новосибирска 677 км. Не свернули на 2,5 км налево за газом. Фортуна на нас обиделась, и заправки кончились вообще.   Равнина и равнина. Не представляла себе как выглядит Сибирь, но уж точно не так. Совсем нет воды – речек, нормальных озер. То, что есть – болота. Березовые перелески, судя по состоянию почвы под деревьями, - понижения, где 2-3 месяца назад стояла вода, поэтому их и не распахивают, а сорняк-береза пользуется случаем.
   Даже березы пропали. Даже поля не пашут. Одни болота. 
   Останавливались перекусить и залить воду в машину. Выпала сумка, разбилась банка с Ириным вареньем. Разбитое выкинули, остальное – липкое, сладкое – запихали как есть, отмывать нечем.
   О! Озеро! Кафе, заправка и озеро! Едем! Песочек на берегу! Н-да… воды по щиколотку, мутная, соленая… метров 20, все не достает до колен. 
Отмыли машину и вещи от варенья, набрали в кафе воды в канистру и – дальше.
   По карте понравилось озеро - (
Убинское называется )  Пока Ст. и Мл. искали его и гибли в колеях, девочки спали. Сквозь сон я слышала, что происходит, но, судя по комментариям Ст., решила, что мне лучше не просыпаться, чтобы не пугать криками сына. Не найдя подъездную дорогу, поехали восвояси. Первый раз, что ли?! И тут начался дождь. Что это был за дождь! Каждая капля с вишню, а может быть даже сливу! Серое мрачное небо завершает картину. Но достаточно быстро сквозь тучи стало пробиваться солнце. Настроение сразу изменилось, хотя дождь прекратился только на минуту. Мл. сказал, что окно недостаточно отмыто и – его услышали.
К моменту выезда на шоссе дождь перестал, на удивление мы нашли магазин, где купили последний хлеб, колбасы, печенья, сникерсов, воды, станков для бритья Мл.  и помыли руки горячей водой за 10 руб. с носа. Едем дальше. Купаться уже не хочется, но чая сделать надо бы. Объезжаем Новосибирск. Пересекли Обь.
 
   В поисках воды поехали параллельно Оби в сторону Красного Яра, где дорога должна была подходить к воде. Но увидели перпендикулярную глиняную дорогу, которая теоретически должна была бы дойти до берега. Мл. ехал аккуратно, но трясло сильно из-за колдобин. До воды доехали, удобная полянка, вокруг облепиха вся в ягодах, но спуск к воде длинный и требующий альпснаряжения. Нашли другую тропу, боле пологую, но очень длинную. Взятые языки рассказали, как доехать до воды. При выезде-развороте Мл погнул номер машины и что-то внутри (Ст допишет).(
Да, оторвал подкрылок, ерунда, но шуму много.) Приехали не туда, но место красивое обалденно. Высокий песчаный обрыв, сосны, сухо, песок, нет комаров, огромная полная луна, тени, бакены на реке, огни чего-то… красота! А фотик всего этого не берет. Ст. и Мл. искупались, поели-попили и уснули на минутку. Мы с Ирой всех укрыли, вещи собрали и притихли. Мне очень хотелось сфотить при свете окрестности и облепиху. Но Ст проснулся в 24 ч. по Москве (в 3 по местному), собрались и поехали в темноте.
  Дорога от моста новая, нет еще на карте. Заправились газом
. Только отъехали, оторвался ролик. Пошли на шоссе искать. 5 часов. (8 ч.). Сейчас оба лежат под машиной. Что там, нам с Ирой не говорят, поэтому пытаемся подглядывать и подслушивать.
  
Подробности, кому интересно. 1-я, (но, далеко, к сожалению, не последняя!), поломка - полетел ролик натяжителя ремня. И чего мне стоило взять запасной?! Ну, впредь умнее буду. Ремонту на 15 минут, а потратили 6 часов!!

  Мл уехал за запчастями в Кемерово. Вернулся через 5 часов (10.40.) с искомым. Воды в кафе напротив нет, говорят, что ходят в деревню. До деревни не меньше километра. Не пошли.
 
15.08.11. (понедельник). Кемерово. День шахтера. Приехали на ГАЗовское СТО. Купили сцепление. Зашли на рынок. В основном тряпки. Подруга ушедшей в неизвестном направлении продавщицы взвесила нам огурцов и помидоров в единственной овощной палатке. Огурцы по 30 руб. парниковые полудлинные, помидоры по 35 руб. розовые. В поисках хлеба зашли в уличное кафе, купили за неимением ничего другого 4 курника. Попробовали и пошли еще раз, взяв заодно 2+1,5 разливного пива – Жигулевского и Злата Прага. Очень вкусное все: курица и картошка кусочками, все настоящее, пиво холодное и вкусное.(Представляете, каково водителю?!)        Проехали через город.   Город всем понравился. Наконец за городом пошли горки-спуски, совсем другое настроение, чем в Омской области. По дороге купили арбуз. С 17 руб. сторговались до 16, посчитал все-таки по 16.50. (~290 руб.) В гору Соболь идет с трудом. Единогласно решили, что виною этому тяжелый арбуз.
  К сумеркам стали искать место для ночевки. По карте- деревня Новый Свет.
Прямо Крым! В магазине  - хлеб, вода, кефир, чай.  Местные сказали, что вода в реке (
река называется Золотой Китат! ) грязная… не знаю… прозрачнейшая! Мелко. Самое глубокое, где Ст. ловил (пытался ловить) рыбу – по пояс.
Мылись, поливаясь из кружки. На мое невинное замечание, что такого трезвого отпуска у нас еще не было, Ст. и Мл. отреагировали совершенно конкретно, затребовав огурцов и водки. Огурцы я забыла, довольствовались репчатым луком и лечо, от оливок отказались. Соблазнили даже Иру. Пока стояли, три или четыре раза через брод переходили самостоятельные коровы. Молодые первый раз спали в палатке с надувным матрасом во всю площадь. Я для испытания тоже полежала. Классно! Это вам не расползающиеся надувнушки для плавания и не рахитичные пенки. 

  16.08.11. уехали в 9 час по Москве. В Золотом Китате отмыли руки и ноги. Чистые головы тоже создают ощущение комфорта и уверенности в себе.
  Купленное сцепление благополучно поехало путешествовать в нашем сарае. (прим.: сарай – грузовой отсек Соболя). По дороге  - одна заправка не работает, другая – без 92-го бензина. Дальше – вообще тишина. Населенок нет, заправок нет. Дорога хорошая, разметка свежая. Кругом – леса, луга, перелески, распвдки, сопки – приятная глазу картина, не то, что степь. После Нового Света приближаемся к Мариинску. Ст. говорит, что там должен быть Мариинский театр и Мариинская впадина. Насчет театра Ира не поверила, а про впадину, кажется, засомневалась. 
  Поля донника. Низкий, по колено. Для чего? Вроде не кормовая культура. Заправка бензином по 21-50 . Давно бензин по такой цене. Потом пошел дорогой - по 21-80.
 10-35. До Красноярска 340км. Искали Чулым, нашли болото и сад ранеток размером с мелкую смородину. В лесу и в полях растет аконит.
  А с шоссе видна река, и достаточно широкая. 
   Начал дурить фотик, как в том году в Карелии. Что-то  у него с мозгами случается от интенсивного использования или от жары. Пытался сачкануть холодильник, но Ст. и Мл. поставили его на место.
  Чулым все-таки нашли. Искупались, Ст. помочил поплавок, но пришли коровы и разогнали всех на фиг. 
   
  Ачинск, Козульский район. Город не Козульск, как я думала, а Козулька.

 

  Местами стали попадаться лиственницы, но сплошного лиственничного леса пока нет. Еще были населенки Б. Косуль и М.Косуль. То ли больной, то ли бешенный, а М – медленный, мутный? Предлагают гостиницу в квартире и квартиры посуточно.

  Объезжаем Красноярск, переехали Енисей.

 

Для съемок уже темновато. Не первый раз на дороге встречаются объявления о пунктах экстренной помощи. Вот бы везде так! 18 (21) час. Смена караула. Дети спят. Через 2 часа и мы стали засыпать. В ход шли чай, энергетик. Помогало слабо. Но тут пошла дорога… М53. Дорога через Канск запомнится навсегда. Федеральная трасса, идет через город. Асфальт в ямах, колдо..бинах и вы..боинах + отсутствие информации. Повороты на Иркутск не обозначены. Навигатор посылал в дальний объезд, качество дороги заставляло сомневаться в правильности направления движения. № дороги в одном месте был написан на фанере, прибитой к сосне. 17.08.11. после выезда на асфальт – опять ямы, опять грейдер… Когда пошел нормальный асфальт (ровно когда кончился Канск) – долго не верилось. Языка Ст. брать не хотел, поэтому за поездку испсиховался и стал засыпать. Лунища опять огромная, местами между туманом встречаются прогалины. Дорога позволяла ехать быстро, но туман, усталость и серпантинность создавали дополнительные опасности. До часу (4-х) ночи пели песни, чтобы не уснуть. Потом за руль сел Мл,  мы уснули как убитые. Потом выяснилось, что не мы, а я, потому что Ст.  перепсиховал и не мог уснуть. Утро ехали по лесному грейдеру. Тулун – город, запомнившийся как уже внедривший у себя мечту Медведева о пересадке жителей на общественный транспорт: на центральные улицы проезд закрыт (кроме автобусов). Перед Тулуном  встретили шоблу байкеров в сопровождении милиции и батюшки. Ира в инете тут же прочла, что это спецпробег по местам боевой славы А. Невского.(Когда это Невский бывал за Уралом?

 

Может, это теперешный голливудский?) За вчерашний день сломался опрыскиватель, фотоаппарат, не каждый раз включается камера. Как-то незаметно проскочили часовой пояс. То все было +3 часа, а сегодня – раз, и +5!.поскольку режима как такового нет, то это незаметно. +4 часа было в Красноярске, который мы объехали. А вне цивилизации время не имеет значения. Огромные площади, поросшие полынью и иван-чаем. Много плоских озер, то ли углубленные, то ли подпруженные болота, практически у каждой деревни. До Иркутска 103 км. 15 часов по местному. Много венков вдоль дороги. Но и народ распущенный. При обгонах вообще ничего не соблюдают. Вот вам и венки на прямых хороших дорогах. Когда свернули на песчаную дорогу вдоль Ангары, а над головой залетали остроносые самолеты, я стала узнавать местность. Мы были здесь в прошлом году (см. маршрут "Залет на Ангару и Байкал"). Подъехали к КПП, погудели, прибежавший солдат открыл ворота. Въехали. Навстречу Трофимыч (командующий профилакторием). Как родной. Познакомили с детьми. Нам отвели отдельный домик (с баней!) на отшибе, почти у колючки. Чудесно: и мы никому глаза не мозолим, и нам никто не мешает. Мл дорвался, тут же съездил за пивом, вечером баня с березово-еловым веником. Класс!

 



18.08.11. четверг. 

   На другое утро поехали менять сцепление – что- то поменяли, что-то нет – подробности у Ст. Провели на сервисе полдня.
 
Подробности, кому интересно. С самого начала поездки с трудом включалась 2-я передача. раньше такое было и после замены сцепления прошло. Решил, что и сейчас то же самое, поэтому в Кемерово купили сцепление и в Усолье-Сибирском поменяли его. Результат нулевой, и КПП напрягала всю оставшуюся дорогу
От Ангары до Амура.

Байкал на рассвете. Байкал на рассвете.
Байкал на рассвете. Байкал на рассвете.
Байкал на рассвете. Байкал на рассвете.
   19.08.11. (пятница).   20.30. по Москве или пол-второго ночи по местному. Все спят, вещи собраны. Сейчас схожу к солдатам за кипятком для термосов, попьем кофе на дорожку и поедем.   
  Выехали как и планировали, в 10 час (2 ночи). Когда начало светать, подъехали к горам предбайкалья. Тягуны вверх, когда машина еле тянет, сменились сумасшедшими спусками, где и уклон, и поворот, и обрыв… Кавказу и не снилось! Не знаю, будет ли эффект на камере. Я со сборами на Ангаре поспать не успела, и на этих спусках выпадала из реальности с открытыми глазами, замечая, что заснула, только когда просыпалась.
   Проехали Слюдянку. Обогнув залив, поехали вдоль Байкала и ж/д.  Нашли дорожку вдоль реки Утулик. Чуть не завязли, но двое против одного (Ира не участвовала) поехали искать другую дорогу. 
Прорвались к берегу мимо людей и палаток, сфоткались. Ст искупался, кое-кто сделал вид, что только-только из воды и запечатлел это на телефон.
   Поехали дальше. По пути набрала грибов. Моя планида: пошла в кустики.  Пришлось покупать картошку , огурцы и помидоры. В полях цветет астра-морозка, чуть выше щиколотки. Нашли  речушку – 3 метра в ширину, прозрачнейшая вода, песок, ледяная, как с гор. Походила чуть выше колена, ноги аж покраснели до этого места. Вокруг в колеях цветет белый мак. Вернулись на основное шоссе. Ближайший нас. пункт – Брянск.
   Километров 6 бороздили по полям в поисках р. Селенги. Когда мы, как нам показалось, нашли ее,  Люся  сказала, что это протока. На карте эта широкая в натуре река была обозначена ниточкой, а сама Селенга мм 5 шириной. Интересно было бы посмотреть на нее. Вода в притоке теплая, а течение такое, что против него невозможно выплыть и даже идти по пояс в воде очень тяжело. 
   После купания облегчение неизъяснимое. А Ст. купал только червяка,  Мл. даже не подходил.      
  Проезжаем мимо Улан-Удэ. Дорога пошла ближе к Селенге, и мы наконец, на нее свернули.  Ст кинулся к воде с удочкой . Купались, доели захваченного с Ангары леща и остатки арбуза.
Покинули это место в 20 час. по местному. За рулем – Ст. Местность пошла очень своеобразная. Гладкие, как обкошенные, горы со сглаженными вершинами. Овраги-провалы-размывы земли и между всего этого дорога. Потом стала вообще как лунная:совершенно голые холмы. Ехали до часу.

   20.08.11. (суббота).  С часу до пяти вел Мл. Потом молодые уснули. В пустынном месте остановились – добежать до сосенок, т.к. место голое, а машины идут, на дороге не сядешь. Тут же хлопнула дверь машины – Ирка, полуголая, глазищи квадратные: «Куда вы делись? Я проснулась, нет никого?» Вот те на! Младший ей уже – никто? До этого Ст ее запугал страшным спуском перед выездом на Байкал. Бедный ребенок потом спрашивал, был ли этот спуск САМЫМ страшным за поход, или еще такие будут. Я ее уговаривала, что САМЫЙ и больше ТАКИХ не будет. А тут вдруг ВСЕ ПРОПАЛИ!!! Не понос, так золотуха.
   600 верст ехали на бензине, газа нет. За 100 км до Читы заправка. Ст. сказал, что надо ехать на бензине, газ везти с собой как н/з. Бензин с ночи по 30-31 руб. Подвезли на буксире легковушку "Тойоту" (оказывается они тоже ломаются). Просились до Читы, сошли с хвоста на 40 км раньше. Мы ничего не просили, но дали 500 руб. Тяжело по утрам. Засыпаем. Ничего не помогает. Искупаться бы! Обходим Читу (9 час.) по объездной. Кругом сосновый лес.
 
Штурман (она же - Нестор-летописец) засачковал, потому пишу теперь сам. В очередной раз повернул по указателю на Хабаровск, и всякие указатели пропали напрочь. Навигатор тоже заблудился - карта у него в этом месте неточная. Дорога же заставляет сильно сомневаться в своей "федеральности". На обочине полно машин, но народ весь в лесу - суббота и грибная пора. Все-таки удалось взять языка и убедиться в правильности курса. Как же достал этот постоянный российский дефицит фанеры и краски для рисования дорожных указателей!!! Кто много ездит, тот меня поймет.
  Наконец выехали на новую трассу "Амур". Дорога хорошая, у нас бы все были такие!


  Свернули налево на речку с громким названием Большая Верея. Поле, покос, реки не видно. С трудом нашли - ширина 1метр, глубина до колен не доходит даже девушкам. Какие обманчивые бывают названия! В одном месте все-таки нашли омуточек по пояс и искупались. Поэтому речку эту я в свой актив запишу. Ведь на нашем сайте нет четких критериев, что значит "посетил реку", и я их сам себе установил - вписывать реки, где купал приманку, либо купался сам, т.к.на все речки, которые пересекал и просто видел никаких гигабайтов не хватит. Правда, не знаю, удастся ли, ведь в сайтовом перечне ее точно нет (там даже Бирюсы нет!), а возможность добавлять зачем-то ликвидировали.
  Едем дальше. Жарко, поэтому купаемся при каждом удобном случае: в каком-то карьере, потом в Нерче, в Амазаре. Дорога великолепная! Асфальт еще свежий, разметка четкая, катафоты, даже ночью не утомительно. Можем же!!! Правда, местами асфальт пропадает, но куча дорожной техники вселяет надежду, что ее все-таки достроят. Путин, я думаю, ехал по асфальтированным участкам.





   21 августа.Едем всю ночь. Перед обедом ( по местному времени) поворачиваем на Тыгду с целью выехать на берег Амура, и, возможно, проехать вдоль него. Через 10км. на сосне фанерка:"Погранзона". Больше пока ничего. Еще через 15км. вдруг вдоль дороги появляется капитальный забор из колючки с КСП за ним и долговременными огневыми точками , направленными ВНУТРЬ(!!), т.е. на территорию РФ! Погранцы полностью готовы к отражению массового побега граждан РФ на территорию Китая! Молодцы!

  Подъезжаем к КПП. Выясняю возможность проехать дальше.
  Нач. караула после долгих выяснений причин нашего желания просто(?) посмотреть на Амур, (так, похоже, и оставшихся для него непонятными), звонит в комендатуру, находящуюся внутри(!?) зоны. Потом с видимым сожалением говорит, что пропуск выписать некому, потому как воскресенье. Непруха! Незаметно плюем на это все, и едем обратно. Купаемся в речке Тыгда и возвращаемся на трассу.
  К вечеру съезжаем на Зею на перекус, перекуп и передых. Стояли долго даже пивка себе позволили.
  Выезжали уже в сумерках, и меня черт дернул поехать не по той же дороге, а по параллельной. которая ушла в поля и луга. попетляла среди стариц, болот. прибавила всем адреналинчику. но вывела все-же на трассу уже в полной темноте.
  22 августа. Сил хватило часа на 3. т.к. на стоянке не поспал. а пытался ловить рыбу. Закемарил прямо за рулем. Сменщик пива насосался, и за руль его пускать не рискнул. несмотря на полное отсутствие не только ДПС-ников, но и вообще кого-либо.  

  До Хабаровска добрались без приключений. Дорога в основном хорошая, но поэтому нудноватая.
   При въезде узнаем, что в городе есть единственная (!) газовая заправка.Часа1,5 убили на поиски и заправку. Выезжаем не на Владивосток, а на Комсомольск в желании все же повидаться с Амуром. 
   Поворачиваем к деревне Малышево. Заезжаем в расположенное рядом село Сикачи-Алян. По возвращении в Москву узнал. что там много петроглифов и нанайцев. а тогда цель была прорваться к Амуру. В селе действительно живут одни нанайцы, на ходу посмотрели стелу с петроглифом и шикарное новое здание музея, но это и все. Вот, что значит некачественно готовиться к поездке. А к реке проехать не удалось - все, кроме одной, дороги из села перекрыты кучами земли, либо ведут на турбазы. Теперь-то я понимаю, что это сделано намеренно из-за петроглифов, чтобы ограничить диких туристов.
  Едем в Малышево, с трудом, но проезжаем его насквозь и добираемся до берега залива напротив какого-то грузового порта. Сил искать что-то еще нет, остаемся. 
  И только собрав лодку, попали-таки на основной Амур. Масштабы, конечно. впечатляют. 
  Рыбалка была вялой. Клевало только на донку, (а я ее не люблю) и мелочь.
  Поймал каких-то невиданных (мною) рыб, думаю. амурских эндемиков.
  После плотного знакомства все были благополучно съедены в ухе за компанию с ершами аж с Ангары. Купались. гоняли по Амуру и протокам. в общем. отдохнули перед последним броском до Владивостока.
На Владивосток.

  С Амура выехали 23-го вечером, чтобы во Владик приехать утром, а не в ночь. Перед Князе-Волконским (каково название?, насколько я знаю. дальше Иркутска их не посылали), хотя  съезд тщательно замаскирован и запутан (ночью бы ни в жисть не нашел),свернули  влево , на дорогу, обозначенную в атласе, как чуть ли не основная трасса, имеющая явно стратегическое значение, потому что идет в глубине, подальше от китайцев и никуда не выходит. Качество покрытия средней фиговости в начале, но ухудшающееся с каждым километром, а также ее (дороги) абсолютная пустынность, заронили сильное сомнение в правильности выбора маршрута. Только редкие встречные сдерживали желание повернуть обратно - откуда-то же они   едут? И вдруг, как мираж, машина ДПС! 1-й раз обрадовался их наличию! Стоят на перекрестке (1-м за 40км). Справа примыкает дорога, ведущая на трассу М60. Все едут справа, либо направо, прямо - никто. Днем конечно же поехал бы прямо, а сейчас дрогнул и повернул. До сих пор жалею - так и не узнал, чем же кончается эта загадочная дорога! 
  Выезжаем на трассу М60, разгоняемся по только что уложенному асфальту, организм расслабляется, но не надолго. Асфальт резко плохеет, потом исчезает вовсе, зато появляются дорожная техника, знаки"40", объезды. Далее цикл повторяется, и так всю ночь. Кошмар!!! Приморским дорожникам явно только что выделили много денег и дали для освоения очень короткий срок.
   Перед Вольно-Надеждинским уходим вправо в направлении Тавричанки, чтобы пораньше встретиться с морем, и выезжаем на северный берег Амурского залива. М-да... 1-я встреча не удалась.
  Мелко, тина, водоросли, ил, пыльно, воняет.
  Возвращаемся на трассу, ждем, что, наконец, кончится это грандиозное дорожное строительство, но тщетно.
  Такое впечатление, что гравий они делают из известняка - все покрыто белой пылью в палец толщиной. И вот, посреди всего этого отказывают тормоза! За рулем Мл. Вышел из этой ж.., пардон, ситуации с честью - ни в кого не въехал, нашел карман, остановился. Будет из него водитель! (хотя он-то считает, что уже). Заглянули под машину - лопнула задняя тормозная трубка. Почесал затылок, загнул и заклепал трубку, поехал дальше. Появилась конкретная цель. В этом краю японских а\м цель непростая.
  Въезжаем в город. Пробки ничуть не меньше московских (тоже столица же!). ГАИшники послали на авторынок, объяснили, как проехать. 

   Крайне все запутанно, но нашли. Продавцы очень удивились нашему вопросу про тормозную трубку и объяснили, что им ничего не известно об эксплуатации отечественной техники в их краю. Из инета узнаем о наличии в городе ГАЗсервиса(!?) и его адрес. Оказывается, были близко, но теперь уже гораздо дальше. Анекдот, да и только. Ментам, видимо, тоже ничего об отечественных автомобилях не известно. Возвращаемся на край города, где въезжали, находим сервис, пытаемся договориться насчет ремонта, получаем отказ - еле с гарантийным ремонтом управляются. Зато в магазине есть все! Покупаем трубку, что-то еще по мелочи. Знакомимся с мужиком на "Шевроле" 1940года(!). он чуть не силой зазывает в свой гараж, где есть эстакада. Едем. Эстакада для нас мала. Забрались одним колесом, меняем трубку. Девочки сходили на китайский рынок, принесли большой китайский же пельмень. Вкусно!
  Готовы к движению. Находимся в км от моря, но отделены ж\д. На переезде длинный и бесперспективный хвост. Отказываемся от идеи. День (ну, очень насыщенный!) идет к концу. Что-то нужно решать. Экскурсия по городу не складывается. Народ верит мне на слово, что город красивый и не выражает желания в этом убедиться. Выезжаем, поворачиваем направо и по извилистой, почти горной дорожке, которая почему-то называется улицей Шевченко, приезжаем в Лазурную бухту.
За 100руб съезжаем ближе к воде. Песчаный пляж, полно людей и прибитых прибоем водорослей, вода мутная. Ничуть не лучше, чем в Сочи. Стоило столько ехать! Ночевать здесь команда отказывается напрочь. Иринка даже не искупалась, морщит нос. Уезжаем.
  Буквально через 1км. видим домики и более цивильный пляж. Мл. сходил на разведку, должил о наличии пустого домика и его цене. Едем, еще раз заплатив за въезд(!), располагаемся. В магазинчике на пляже молодежь купила холодной водки и пива. Начинаем отдыхать. В доме, не на море-там делать нечего: такое же песчаное дно и куча народу. Получше, чем 1-я встреча с морем, но хочется экзотики. Поэтому завтра утром едем дальше. Этот пункт стал поворотным. После него мы уже едем в сторону еще очень далекого дома, и это уже другая история и другой маршрут.
            Продолжение непременно последует, а сейчас заканчиваю.

Комментарии
Guest10.11.11, 15:15
Бывалый турист 
очень инересно читала и смотрела с удовольствием так как сами путешествовали в 2007 г из владивостока в саянск только дорога от хабаровска до читы была ужасная владивосток
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Сергей Воронко