Давно мечтал побывать на реке Мехреньга. И вот мечта осуществилась!

По отцовским местам

Давно мечтал побывать на реке Мехреньга. Отец, в молодые, для него даже юношеские, 20-е годы прошлого столетия, заготавливал и сплавлял лес по этой реке. Его рассказы о богатствах природы, своенравной реке будили воображение, но ее запретный статус (территория космодрома, лагерные зоны в более позднее время) мешали даже задуматься о путешествии. Но шли времена…
И вот раннее утро 8 августа 2009 года. Все та же, знакомая по прошлым путешествиям, далеко не святая троица, Шеф, Штурман и Костровой, а также примкнувший к ним 82-летний Бывалый, вдруг оказались в одном вагоне поезда Архангельск-Плесецк. Отходим от вокзала и городских проблем. Впереди чарующая неизвестность. Пропуска заказаны, карты в рюкзаке, готовы к любым неожиданностям и нестыковкам.
Но задуманный сценарий сбоев не дает. В Плесецке нас встречают, в Мирном нас встречают и в деревне Заболото, что на Пуксе, нас тоже встречают одни приятные хлопоты по перегрузке снаряжения, закупке продуктов, топлива и радушные северные люди. Слаженно по устоявшейся раскладке готовимся к сплаву: строим суда, подгоняем экипировку, готовим первый перекус.
Шеф ненавязчиво руководит, Штурман озабоченно ищет забытый дома навигатор, Костровой сосредоточенно работает, Бывалый задает вопросы присутствующим. Примерно так это продолжалось и все путешествие, за малым исключением.
Где-то часам к 18 этого же дня мы уже были на воде. Река Пукса в этом месте и в эту пору представляет собой узкий, но довольно глубокий канал с высокими заросшими в рост человека обильными травами. Кругом безлюдье, безмолвие, если не считать стрекота кузнечиков и наших редких возгласов. Полная тишина на водной глади. Ни всплеска, ни поклевки. И, пожалуй, ничем примечательным нам Пукса не запомнилась.
Тут надо еще сказать, что на карте по нашему маршруту обозначено довольно много деревень, но все они по преимуществу не жилые. Так как в советское время их жителей принудительно выселили с этой территории, которую заняли под космодром, а чтобы и прилегающие территории были под колпаком у органов, разместили здесь многочисленные лагеря (не пионерские). Поэтому деревни есть, а жителей нет. Встречались только редкие рыбаки, отдыхающие отпускники, собирающие грибы-ягоды и живущие в брошенных домах, а также ностальгирующие по старым временам потомки живших здесь когда-то людей. Оказывается, прошлое тоже тянет, притягивает даже через поколения.
Первый денек короток. Ночуем близ обозначенной на карте бывшей деревни Усть-Шорда, не успев немного дойти до Мехреньги, как было задумано по плану первоначально. Рядом вдоль реки идет довольно сносная грунтовая дорога. Кстати, дорог вдоль нашего маршрута на карте порядочно. Движения только не слышно.
Спали хорошо. Особенно Штурман с Костровым. В новой палатке на новом китайском надувном матрасе! Красота!
9 августа. Река Мехреньга встретила нас бойким перекатом. И началось! Рыба только что не кидалась к нам в лодки. Бойкий хариус, хищная щука, проворный окунь соревновались, чтобы выхватить у «экспедиционеров» приманки и блесны. Преувеличения здесь немного. Достаточно сказать, что теперь рыба у нас была в отличие от Пуксы и на первое, и на второе, и даже на завтрак (чего лично я терпеть не могу).
Мехреньга – это рай на земле! Бесконечные леса, заливные луга, зарыбленные перекаты и омуты, казалось бы, создают прекрасное место для жизни человека. Но как раз жизнедеятельности человека здесь и не хватает. И не кризис с перестройкой тому виной. Отбили охоту у людей к самостоятельной жизни.
Но, это так, лирическое отступление.
Дальше по маршруту река сильно петляет, перекат следует за перекатом, несложные порожки разнообразят и веселят сплавщиков. Забытые богом и людьми деревни стоят довольно далеко от берега и не всегда просматриваются с воды. Но в отдельных местах все же пристаем к берегу и из любопытства осматриваем постройки. Прямо музей истории крестьянской жизни! Ткацкие станки, прялки, жернова, плуги, сундуки (пустые!), кованые изделия, серпы и косы. Лодки-долбленки уже отходившие своё. Дома, еще кое-где в неплохом состоянии.
Как всегда проблема к концу дня отыскать приличное для ночевки место. Берега высокие, без отмелей, изрядно заросли кустами, травостоем. Поэтому ночевки в последствии случались и на сыром песке, и на галечнике, и в густой траве на верхотуре склона. В деревнях не останавливались. Гнетущее впечатление от нежилых домов, да и далеко они от реки. Наши плавсредства нам были дороже крыши над головой.
Бросаем якоря на ночную стоянку, опять не выполнив дневную норму. Еще не набрали физическую форму, усталость дает себя знать. Зато вечер удался на славу и погодой, и отличной гречневой кашей с тушенкой, и вовремя початым неприкосновенным запасом. А что его беречь? И для кого? Если для себя, то мы вот они, здесь!
10 августа.
Под утро мы с Костровым почувствовали, что спим на земле. Хваленый китайский матрас сдулся, хотя дырок не видно.
Утро затянулось до обеда. Дает себя знать вчерашний товарищеский ужин. Но значит это кому-нибудь надо? Значит надо отдохнуть после напряженного втягивания в физический труд городским жителям, чтобы потом войти в режим и больше ни о чем не думать. Наконец вышли на маршрут.
Неожиданно цивилизация напоминает о себе: проходим два солидных железобетонных моста, автомобильный и железнодорожный, которые пересекают реку в одном месте. По мосту с приветственными в наш адрес криками проезжают автомашины с солдатами. Для них в такой глухомани это тоже событие. По всей видимости, эти дороги идут в сторону еще одной пусковой площадки. А так живых населенных пунктов по карте в той стороне нет.
Каждое место примечательное с точки зрения рыбалки облавливаем. Увлекательно! Погоды к нам благоволят, несмотря на неблагоприятный прогноз. Все это есть на многочисленных фотографиях с трех фотоаппаратов. График движения трещит по швам! Приходится всеми правдами и неправдами поторапливать спутников, они чертыхаются. Благодаря быстрому характеру Мехреньги махание веслами не так утомительно, как в прошлый год по Ундоше и ее бесконечным озерам.
11 августа.
Снова прошлым вечером заснули с Костровым на надутом матрасе как белые люди, но под утро опять чувствуем все неровности под палаткой своими боками. (И так продолжалось весь поход. Засыпаем в комфорте, встаем изрядно помятые).
Встретившиеся на пути пороги Пектолимна и безымянный перед нежилой деревней Кривец прошли на одном дыхании. Сложностей в их прохождении не заметили. Только более сильный заметный глазу уклон реки и недовольное урчание торчащих из воды тут и там замшелых камней обозначили их присутствие.
Первые жилые деревни по Мехреньге встречаются в районе Чуроз-горы. Это целый куст деревень, расположенных на крутых излучинах реки. Живописное место. Но наш проход остался незамеченным. Только в последней деревеньке, куда мы причалили незнамо зачем, Костровой был облаен сорвавшимся из-за кустов серьезным булем. Зато имели содержательную беседу с местным жителем на предмет ловли хариуса в местных водах.
12 августа. Этот день прошел в более спокойном темпе движения. Во-первых, втянулись в график, поднакачали мышцы, появилась сноровка и уверенность в том, что все в наших руках. Это мы про Мехреньгу и ее запасы.
Практически каждый перекат останавливаемся и интенсивно (и результативно) рыбачим. Черви в сторону. Только на блесны. Шеф смастерил т.н. «балду» из вспомогательного материала и долго расхваливал её нам, рыбам, себе под нос. Но его никто из присутствующих не понял. Только распугивал при броске этого устройства громким всплеском всю живность. На всякий случай оставили его в одиночестве, каждый раз смещаясь куда-нибудь в сторону подальше от рыбака-фаната.
Рыбы не становилось меньше, но размером ловилась все больше и больше. Уже хариус сравнялся по длине с приличной щукой. (Смотри фото).
Наконец появились признаки цивилизации. Деревни Рипалово, Мякурье, Усть-Мехреньга поразили нас нарядными фасадами добротных домов, тарелками НТВ под крышами, под угором на реке стоят лодки с моторами “Merkuri” и “Honda”. Значит можно жить сегодня и в деревне!
Долгожданная встреча с Емцей! Емца широка, мощна и очень быстрая в течении. Скорость движения на глазах увеличилась. В миг доскочили до Сельца (на карте Погост). В принципе здесь можно было бы и закончить маршрут. Отсюда ходят автобусы до Емецка и даже до Архангельска. Но уговор дороже денег. Нас ждут в Емецке только в субботу и нами было решено продолжить знакомство с Емцей. И не пожалели.
Затарились в Сельце свежими продуктами, пивом и в путь. Проскочили узкий проход под низководным мостом и в привычном уже темпе добежали в этот день почти до слияния Емцы с Тегрой.
Могли бы и дальше, но погода испортилась и, чтобы не замокнуть под дождем, мы впервые за поход остановились на ночлег в сенокосной избе по правому берегу. Конечно, никто в избе нас не ждал, все было в крайне антисанитарном состоянии, но приближающаяся гроза заставила нас засучить рукава. Навели маломальский порядок в избе, закрыли от комаров пленкой окна, приготовили ужин.
Спалось безмятежно. Но все равно наша парочка оказалась под утро на голом полу.
13 августа.
Грести уже не хотелось и поэтому под мотором караваном двинулись дальше. Прошли куст деревень Меландово. Снова за весла.
Экипаж флагманского судна освоил ловлю рыбы на «дорожку». Двое рабов гребут, а Бывалый, сидя по середине катамарана спиной к движению, от нечего делать, макает блесны в воду. Очень даже результативно! Рыба не ожидает подвоха от движущегося по делам судна и становится против воли его пассажиром. Вот он, жизненный опыт! Его не пропьешь.
Чтобы не попасть раньше времени в Емецк, бросаем якоря на песчаной отмели напротив нежилой деревни Чухча. Последняя ночевка. Последний костер. Последняя уха. Поздним вечером стал накрапывать дождик.
И шел он всю ночь.
14 августа. Из-за дождя даже пришлось отложить запланированный пораньше подъем. Повезло: в 7 часов дождь кончился. Позавтракали, собрали лагерь и в последний путь до Емецка без остановки. Ровно по графику в 10-30 были под мостом в Емецке. Собрали лодки, рюкзаки. А в 11 часов подъехала за нами наша Маша-выручалочка. Едва загрузились, дождь зарядил на всю дорогу до Архангельска. Счастливая примета!