Дорога на самую Крышу

Даже не предполагал, что когда-то окажусь на Чукотке. Мой отец очень любил изучать карты, мечтал посетить Бухту Провидения. Ну а я побывал там. Рядом с теми местами.
От Домодедово до Анадыря - 9 часов полета. Время прошло незаметно. Пассажиры почти все время спали или дремали. В полупустом Боинге все они распределились равномерно и заняли по 2-3 места в горизонтали. Аэропорт Анадыря встретил нас суетливо и настороженно. Пограничники проверяют паспорта и командировочные удостоверения. Без прописки или сопроводительных документов дальше порта они никуда и не пустят.
Поскольку пунктом нашего назначения был именно остров Ратманова, впереди нас ждало еще как минимум два перелета! До Лаврентия ведь еще более 700 км. Можно было воспользоваться гражданским воздушным флотом или сесть на военный борт. Поскольку у нас был еще и негабаритный груз, который мы сопровождали, выбора нам не осталось. Ждем военных. Военный транспортный самолет - точно такой же, как гражданский АН-26, только предназначен для транспортировки грузов. Ненастья затормозили наш вылет. К чести гражданских пилотов можно сказать, что они все-таки нашли "окно" раньше и среагировали быстро. Военные шанс проморгали, и вылет задержался на две недели. То есть, времени было предостаточно для исследования поселка. Мы остановились в Угольных копях. Дело в том, что сам город Анадырь и его аэропорт расположены на разных берегах залива и очень неудобно попасть в столицу Чукотки сходу.  Для этого в летнее время предусмотрен паром. Он отходит от причала каждое утро. Вечером - назад. В межсезонье - вообще проблематично добраться, когда судоходство завершено. Можно воспользоваться только вертолетом. 10000 р. на круг. Зимой действует зимник по льду залива. Это намного легче.
От поселка Угольные копи до залива недалеко. Всего минут 40 пешком, мимо заброшенного микрорайона "пехота", где когда-то жили военные летчики.
В июле начиналась путина.
На берегах залива можно и днем встретить рыбаков, которые вытаскивают неводами и бреднями идущую на нерест красную рыбу. Настоящее золото Чукотки! Но и тундра поражает своими красками. Очень много цветов!
Наконец, наш самолет готов, принимает несколько тонн мороженой рыбы, продуктов и пассажиров. Свободного места нет вообще! Загрузились под завязки. 2 часа незабываемого перелета до поселка св. Лаврентия на высоте около 3,500 метров. Тундра, как на ладони!  Холмы, речушки, болота, скалы, побережье океана... Я приник к иллюминатору. Снимаю кино.До Лаврентия более 700 километров.
Лаврентия - небольшой и компактный поселочек с 5000 местных жителей. Здесь и узловая транспортная развязка.
Отсюда летят на Уэлен, Инчоун, Эгвекинот, бухту Провидения, Уэлькаль, Наукан. Чтобы попасть в Анадырь из этих населенных пунктов, невозможно миновать Лаврентия. Очень дорогие магазины! Цены потрясают! Здесь чувствуешь себя нищим! Задерживаться здесь нежелательно. Есть приличная гостинница. 2.500 с носа. Но можно найти и снять квартиру. Без коек, матрасов, постельного белья, посуды. Просто голые полы в комнате и кухня с плитой. 1000 рублей в день такая радость стоит. )) Сразу пересесть в вертолет из самолета не получилось. Было уже поздно. Поэтому пришлось ночевать. Маленькая экскурсия по местным магазинам просто поразила. Цены тут раза в три выше, чем в Анадыре.
Воспользовавшись свободным временем, бегу на холмы, чтобы успеть заснять панорамку города. Потом сразу - к заливу, который некогда обнаружил Джеймс Кук во время одного из своих путешествий. Лаврентия красивый поселок с развитой инфраструктурой. Центр Чукотского района Чукотки. То есть, самая что ни на есть Чукотка Чукотская. Тут есть магазины продуктовые, промтоварные магазины, гостиница, школа, почта, действует ветеринарно-санитарная служба. Много из местных жителей занимается зверобойным промыслом и рыбы, а также охотой. Один из охотников - Эдуард, с которым я познакомился уже на обратном пути с острова Ратманова в Анадырь, потомок тех людей, которых принудительно выселили после войны на материк. Некоторые из его родни так же продолжают жить на американском острове Крузенштерна. Очень давно он бывал в гостях там и даже прокатился вокруг островов Диомида. Поездка была специально организована двумя сторонами.Сейчас родственники общаются посредством файсбука.   Его рыбацкий сарай расположен с самого края на берегу в этом длинном ряду, где рыбаки и зверобои хранят лодки и катера. Я зашел к нему на огонек погреться во время сильной пурги, шторма и очень удивился, что его катер стоит на воде, тарахтит движком. Это Эдик проверял работу мотора после ремонта. В океан нет, он не собирался. Зашли погреться, побеседовали по доброму, много интересного  рассказал из истории своего народа. Кстати, в Лаврентия очень интересный краеведческий музей! Все находки стекаются сюда. кости морских зверей, стрелы, наконечники копий, предметы быта, которыми пользовались люди несколько столетий назад. Костяные предметы мало подвержены разрушению, поэтому океан часто выбрасывает на берег старинные гарпуны, наконечники... Да и в земле еще очень много чего сохранилось. Особенно на острове Ратманова.
От Лаврентия до острова лететь минут 20. Но нам нужно было еще забросить груз на Уэлен и оставить нескольких пассажиров. Военные не отказывают в помощи местным и помогают, если надо, подбросить до нужного поселка. Местные очень часто летают друг к другу в гости и единственным видом транспорта служит вертолет. Уэлен - самый крайний на востоке страны поселок у самого берега океана. Узкая песчаная коса отделяет прибрежную бухточку. Прямо на этой косе и находится вертолетная площадка.
На Ратманова есть немало мест, которые можно посетить обязательно и что будет интересно каждому. Но есть такие места, не побывать на которых никак нельзя! Первое, конечно, куда вас приведут, это застава. Там штаб и место дислокации пограничников. Знакомимся с начальником заставы и вручаем ему наши командировочные удостоверения. Ну а как же - такой порядок! По большому счету, на сем ваше путешествие может и закончится, если начальник заставы запуганный инструкциями, зашоренный, бедный человек.... С нами поначалу так и случилось. Старлей Ваня не разрешал шагу ступить никуда с  мыса "всадник", где расположена застава.Площадка небольшая 90х40 метров. Даже к берегу океана, где мы экскаватором брали щебенку и песок ходить не разрешалось. А это в 50 метрах от заставы! Мне с ним часто приходилось спорить на эту тему, но всегда каждый оставался при своем. Тогда он пригрозил, что будет охотиться на нарушителей с автоматами, если заметит "побег" со стройплощадки. Ну ну, рыбаки на финском заливе круглый год рыбачат, а по весне предпринимаются даже спасательные операции, если льдину отрывает, и что-то я не помню, чтобы задействовались пограничники. Только вездесущий МЧС! Возможно Ваня просто ошибся с выбором профессии и поступил не в то училище... Начальником колонии ему так и не удалось стать.
Практически все экскурсии приходилось начинать ночью, чтобы не вызывать ни у кого волнений. Первое место, которое можно реально посетить - Гора Царь. Названа она так по своему очертанию, напоминающему корону. Расположена на том же хребте Ратманова, что и самая высшая точка - гора Крыша. Только Царь находится на северном берегу острова, а Крыша - ближе к южной. Хребет как бы разделяет остров на две части. Одна сторона, где находится вертолетная площадка - ровная, весьма болотистая, изрезанная ручейками. По ней бегут, срываясь в океаны, три речушки. Две из них текут на север, еще одна - на юг. По пути к горе нужно посетить еще одно памятное место - поклонный православный крест, воздвигнутый совсем недавно напротив погранзаставы на противоположном берегу бушующей речушки. Стоит только пересечь лог. Весной или после дождей пересекать бушующий поток весьма опасно а то и попросту невозможно. Речки здесь все безымянные, во всяком случае. никто не знал их первобытного названия. Этот бурный и обильный поток, наполняющий водозаборный участок из камней и питающий нашу заставу, называли Айвой. С ударением на первом слоге. Она сформировала широкий лог, начинающийся с хребта возле вершины горы Крыша. Новый поклонный крест установили взамен тому, что был установлен на Крыше в 2005 году при участии Епископа Чукотского и Анадырского Диомида. Суровый климат и постоянные штормы весьма потрепали святыню. Позже я посетил это место и поклонился ветхим обломкам. Ну а пока, движемся дальше - вдоль берега Ледовитого океана, любуясь прекрасными видами мыса Дежнева и природой острова. Кстати, на нашем пути встречается еще одна достопримечательность острова - речка Диана. она такая же бурная, пенная и своенравная, как Айва, но намного шире и полноводнее. Об этом можно судить по огромным разбросанным и размытым гранитным валунам вдоль всего ее русла. По ее берегам никогда не было поселений и ее вода никогда не использовалась для строительно-хозяйственных нужд.Обладающая огромным разрушительным потенциалом, местные жители ее видимо остерегались. Зато она может утолить жажду усталого путника, гуляющего по острову.
Очередным местом путешествия может стать конечно самая восточная часть острова, а стало быть и всей России. Чтобы посмотреть на американский остров мало предпринять некоторые меры предосторожности, очень важно угадать погоду. В первую вылазку на восточную окраину я отправился в июле, когда стояла ясная, теплая погода. но из-за разницы температур воздуха и океана летом здесь образуются густые туманы. Туман такой плотности, что не имея привязки к ориентирам можно запросто заблудиться, особенно если он застает тебя на другой стороне хребта. В данном случае, я все время следовал вдоль обрывистого берега, поэтому туман был не сильной помехой в ориентировании.Однако, остров Крузенштерна не предстал во всей красе на этот раз. То низовой, то верховой туман мешали полному обзору. Однако же, на краю нашей земли побывать удалось! Вторая попытка в конце августа тоже оказалась не совсем удачной. Утренний туман опять помешал обзору. Тогда мы ходили вдвоем. Нам оставалось только одно - ждать холодов и когда эти холода остудят воды океанов. 
Удачное сочетание выпало в середине сентября. В этот день я собирался посетить вершину горы Крыша, останки самолета ЛИ-2 времен второй мировой войны и выти к острову Крузенштерна. Если останется время - еще и посетить заветную  "захребтовую" часть острова. В потемках по равнинной болотистой части идти очень тяжело. Фонарик включать нельзя, чтобы не демаскировать себя. Старался прижиматься ближе к берегу Айвы. Каменистая поверхность не давала проваливаться. Постепенно начал подниматься выше, пересек в веховьях речку Диану и вот она - вершина 505 метров! Уже достаточно рассвело и тут я увидел, что болотные лужи подернулись легким слоем льда! Это первые заморозки. Мои резиновые сапоги от холода лопнули в трех местах. Строительная обувь вообще полная дрянь. Ну не берцы же одевать в болото?! На противоположном берегу начиналось вчерашнее утро. Осознавать это было приятно и восхитительно. По дороге к крыше появился попутчик - песец Прошка. Он явно ждал от меня какой-нибудь вкусняшки. Всю дорогу угощал его хлебом и кусочками кексика, который умело и вкусно умел готовить наш повар. На вершине обнаружил сваленные ветрами и временем крест и столбик с указателем. Тумана не было совершенно и мне удалось разглядеть на противоположном острове поселок алеутов, которые живут там с незапямятных времен. Поселок обращен как раз в сторону нашего острова Ратманова, а там, у них, начиналась некогда наша Аляска. Всего каких-то 4 километра! Кажется, кинь камень - и он долетит! Индейцы еще спали. Или только проснулись. Никакого движения не заметил. Просто горели огоньки, освещая каменистые дорожки.
Разбитый самолет ЛИ-2 лежит здесь же, недалеко от вершины. Никто не знает как и каким образом он сюда залетел. Главное, что долетел. Бортовой номер его - 01. По слухам, пассажиры и летчики не пострадали. Просто во время посадки сломались шасси и самолет сел на брюхо. Двигатель выковыривали уже позже и обшивку сдирали на память наши срочнослужащие пограничники.Может быть, кто-то знает историю этого самолета? Как он сюда попал? Напишите, если что? Очень любопытно.
За вершиной Крыши открывалась чудесная панорама нетронутых, диких мест тундры! Издалека видны уже побелевшие зайчики, песцы, рыскающие по камням в поисках Тупиков. На этой половине острова имеется обширное пляжистое место. Узкая полоска берега, на которое часто выбираются моржи и тюлени. Раньше на них здесь и охотились. Когда-то на острове Ратманова было два поселения численностью около 400 человек. Уже не осталось никаких построек и следы пребывания людей можно найти только в земле -  в виде чудесных находок предметов утвари, быта. Очень часто попадаются костяные наконечники дротиков, всякого рода скребки, ножи, иглы, поворотные гарпуны. Уже трудно представить их жилища, обтянутые шкурами морских животных. И как они здесь выживали, грелись, готовили еду?! Ведь на острове нет даже ни одного деревца! Довольствовались только тем, что океаны выбрасывали на берег. Топливом служил жир тюленей. Он очень хорошо горит и способен обогревать небольшие жилища.
Кстати, еще о животных - Берингов пролив это точка в миграционных путях многих видов птиц, китов и моржей. Вокруг постоянно кто-то громко дышит или плюхается, либо плещется. В марте на заставу приходили белые мишки. Есть видео. В хорошую погоду осенью очень хорошо видны стада моржей и китов. Но они теперь и очень близко подходят к берегам, никого не опасаясь и не замечая границ, не признавая и линии перемены дат.
 

Комментарии
О Маршруте