Поиск незадачливых охотников
Начало поиска

Лагерная жизнь шла своим чередом, компрессор молотил без перерыва, продукты упаковывались и отправлялись за сифон.
Тут к воротам подъехала машина Абхазского МЧС, из нее вышли люди в штатском и стали искать старшего, т.е. меня. К тому моменту я уже собрал аппарат, контейнер с грузом и собирался сделать ходку за сифон. Люди в штатском объяснили, что у них на озере в Пицунде утонули двое сотрудников органов внутренних дел. И что мы, как водолазы, можем им помочь в поисках. Переспектива участвовать в такого рода мероприятиях не очень радужная. Да и результат, как правило, нулевой  Но ко мне подошел директор хозяйства и очень попросил помочь.
Миша Цыбизов, тоже был полностью собран для ныряния. И он как то легко согласился поехать.
поиски

На берегу большого озера собралось около тысячи человек. Двое в гидрокостюмах бродили по грудь в воде, несколько десятков
человек человек тащили сеть из воды. Остальные стояли и смотрели. Организационной деятельности на берегу как-то не наблюдалось. На фоне общего бездействия выделялся коренастый человек интеллигентного вида, одетый в охотничий костюм, подпоясанный патронташем и в болотных сапогах. Он активно руководил теми, кто тащил сеть. К нему то я и подошел за инструкциями. Роберт, так он представился, рассказал следующее:
  Пятеро сотрудником местного РУВД отправились охотиться на уток на озеро. Лодка казанка, на которой они плыли перевернулась в метрах в 200х от берега. Трое схватились за край перевернутой лодки, двое поплыли к берегу. Через 20 метров они ушли под воду.
Лодку с тремя вцепившимися в нее людьми через час прибило к берегу. Температура воды в озере 6 градусов. Вроде они побрасали ружья и скинули потранташи.

Нам показали место, предполагаемого поиска. Миша одел аппарат и пошел в воду. Кто-то в толпе сказал: «Да, вот это водолаз, не то что эти сухумские безпонтовые».
Миша

Миша действительно выглядел внушительно. Собираясь серьезно  работать в сифоне он и аппарат собрал серьезный. За спиной ребризер с двумя баллонами, по бокам еще пару баллонов. Конечно такая конфигурация в данной ситуации была излишней, но ему уж больно не хотелось разбирать аппарат.
 Миша ушел под воду, я попытался разобраться в ситуации. В это время с другого конца послышались крики и женские рыдания. Это вытащили сеть, которая зацепила одного из утопленников. Может быть она зацепила и второго, но он мог вывалиться в большую дыру, образовавшуюся в результате траления.
 Через час вынырнул Миша. Сказал, что вода холоднющая, видимость нулевая, а поиски бесполезны. Мы вернулись на форельное хозяйство.
День второй

А утром за нами снова приехали. Но найти добровольцев оказалось очень сложно. Базаров сказал, что он хоть и профессиональный водолаз, но у себя в Новокузнецке ни за какие деньги за такие работы не берется. Марта сказала, что если она и найдет труп, то у нее сразу будет разрыв сердце, и трупов будет двое. Так примерно высказался каждый. Положение спас Олег Григорьев. Он сказал, что пойдет, если пойдут все, чтоб никому не обидно было. Так и порешили.В экспедиции был введен режим спасработ, все быстро собрали аппараты, загрузились в машину и поехали в Пицунду.................... На берегу стояла вся та же бездействующая толпа, но появилась милицейская машина. Я нашел Роберта,  мы обсудили с ним план действия. Водолазы войдут  в воду цепочкой из 12 человек и поплывем параллельно друг другу к месту , где перевернулась лодка. Искать мы должны труп, ружья или патронташи.
  прочесывание акватории
План был плох. В мутной воде мы сразу растеряли друга. Компаса были не у всех, так что мы еще периодически теряли направление, натыкались друг на друга, и в конце концов разбрелись окончательно.  Если в том месте и был труп, то мы вполне смогли его пропустить. Через час мы решили прекращать поиски. Теперь надо было вернуть  всех водолазов на берег. Когда кто-то всплывал, ему кричали, что поиски закончены. Наконец последним, двенадцатым, всплыл Димка Панченко. Перед тем как уйти на поиск, я всех пересчитал-нас было двенадцать. Значить под водой никого из наших не осталось.
  Ко мне подошли представители администрации. Вроде как глава Пицундского района и начальник МЧС. Вроде как, потому что абхазы всегда представляются начальниками чего-то. А потом когда скажешь в разговоре «Начальник МЧС Пицунды» на тебя недоуменно смотрят, и говорят что у нас такого нет..
 Вобщем я объяснял этим людям, которые выглядели более представительными, чем другие, про метод нашего поиска, все его недостатки, то что таким способом мы можем искать и неделю и две. Выслушав меня внимательно, они предложили нам остаться в пансионате в Пицунде, чтоб завтра начать пораньше. Такой поворот событий нас совершенно не устраивал, так как считали, что сделали всё что могли и можем вернуться к нашему основному занятию. Отказались от ночлега, сославшись на то что надо вернуться в лагерь, где у нас компрессор, люди в пещере и пр. А сами стали думать, как выходить из ситуации. У абхазов другой надежды, кроме как на нас нет. Российская МЧС обещает помочь, но ждут официального запроса. Уже второй день. Родственники ходят по берегу и ждут результатов. В общем мы влипли. Пока не найдем, нас не отпустят.
Конец поисков

Шура Бурмага вздохнул и сказал, что придется искать по настоящему. Опыт у него большой, он еще 86 году искал Кашлева в сифоне Мчишты. Он предложил такую схему поиска:Паралельно берегу натягивается ходовик 30-40м между двумя грузами. Водолаз плывет по нему до груза, потом перекладывает груз на метр. Возврацается уже по новому маршруту до первого груза, перекладывает его, снова плывет по ходовику. Так он прочесывает всё дно. При передвижении груза натянутая веревка должна зацепиться за искомое тело  и оно будет обнаружено.
   Ныряли по трое-сначала Коля, Паша и Светка. Таким образом захватили полосу 3*35=100м Следующая тройка-Григорьев, Бурмага и Я, должны были сменить уставших водолазов.
 Роберт предложил нырять с того места, где лодка перевернулось. Но чутьё, можно сказать интуиция, подсказала мне, что начинать надо с берега. Тем более, что с берега легче было организоваться, наладить взаимодействие водолазов, чтобы не осталось непросмотренных зон.
  Тройка ушла, мы наблюдали за их перемещением по буям, привязанным к грузам. Через полчаса всплыл Коля и подозвал к себе лодочника. Я увидел, что он положил в лодку катушку, и понял что он что-то нашел. Через 5 минут они подплыли к берегу, и за веревку вытащили тело. Мы могли возвращаться домой!
  Потом была баня, застолье с длинными и бестолковыми абхазскими тостами, совершенно не относящиеся к предмету застолья. Выяснилось, кстати, что Роберт,тот единственный абхаз, который что-то организовывал, кончал МГУ, факультет журналистики. Потом он написал несколько статей на местные темы, на это отреагировали и после этого решил больше общественной жизнью не заниматься...