ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ, ПЕШЕ-ИЗНУРИТЕЛЬНАЯ

Песчаная, фон Песчаная, фон
Песчаная Песчаная
 01.05.06
 Типа сегодня праздник. Настроение, правда, далекое от праздника. Вылезла из уютной палатки и опять вокруг страшная реальность.
 Прошли организаторы, объявили в 14 часов всеобщий выход. Идем пешком вдоль реки, до деревни Солоновка (конец нашего маршрута). С собой брать только личные вещи, палатки, коврики провиант на 2 суток пути. Снарягу и суда бросаем тут, можно оставить людей для охраны.

Про погоду говорить?... Дождь, ветер, снег лежит, не тает, даже под палаткой не растаял. После раздумий все же натягиваю, содрогаясь, мокрую и холодную гидру, - надо сохранить сухим последний комплект для ночевки.
 Лёша Соколов увел пацанов вверх за рафтом. Вика торопит нас - быстрее собирайтесь, вернутся - сразу выходим. Делит еду, большую часть оставляем тут, для тех, кто останется здесь жить, караулить снарягу.
 Утро для меня мрачное - оставляют Дениса жить тут (еле-еле уговорили его - больше некому, всем на работу), караулить имущество до прихода экспедиции спасательной, до падения уровня воды Песчаной до нормального. Да еще и Димана хотели оставить с ним!...
 Впереди еще целых два дня пешки, как я без них. Молча и мрачно пакуюсь. Пацаны тоже молчат, бродят, копошатся с вещами.
 Объявлен общак на все спиртные запасы - никаких нычек, все на стол. Раскулачили неплохо Веню с Димой. Лёха всех понукает, торопит, злится. У кого были рюкзаки - хорошо. Мне Лена свой рюкзак отдала, она остается с Денисом. По крайней мере, женщина взрослая, не даст парню пропасть. А у меня будет поддержка на пешке - Димка все же идет с нами
 У кого не было рюкзаков - привязали к драйбэгам шлеи от катамаранов на манер лямок заплечных. Мимо нас уже народ идет из верхних лагерей. Невесело идет, молча. Видели отца погибшего парнишки. Нет слов, такая боль...
 Мы трогаемся. Я подошла к Денису - обнялись. Денис - сама мрачность, очень ему оставаться тут не охота, мне тоже расставаться жаль. Увидимся еще.

Пошли бодро, хлюпаем по болотине, по траве, местность почти ровная пока, дождь, естественно. Я стараюсь идти за Диманом.
 Через минут 15 Лёша командует "Стойте. Юлю разгружаем, Юля идти не может". Бля... что опять такое у нас с Юлей?!
 "Ой, представляете! Оказывается я вчера так растянула ногу на "Крокодиле" - идти не могу, так болит... Только сегодня почувствовала...". Юля дальше идет налегке, с веслом в руке, рядом с замыкающим колонну Витьком. Витек тащит жуткий рюкзак + палатку + еще что-то. Все вместе выглядит устрашающе. Говорят, он еще и пешечник.
 Параллельно с нами, иногда перемешиваясь, идут другие группы. Тропы фактически нет, ее набивают на мокром скользком склоне впереди идущие, ступаем шаг в шаг.
 Идти нам предстоит по слухам километров 20, из них 2 перевала, 1 переправа через р.Быструю (левый приток Песчаной). Под ногами прошлогодние листья, скользкие, как мокрое мыло, черная жирная грязь, местами упавшие деревья, ветви. Идет дождь, то еле крапая, то заливая глаза. Одно хорошо - с 20 килограммовым рюкзаком и в неопрене идти не холодно, даже жарко.
 Внизу справа клокочет и ревет река, вверх слева уходит склон горы. Вокруг нас - березы, березы, красноватые ветки кустарника - за них можно и нужно хвататься, чтоб не съехать вниз по крутому склону, обрывающемуся в бурлящем потоке. На мне мягкие сплавные тапочки, совершенно без протектора. И вскоре Димка прочно становится моим поводырем - особо опасные места (а опасны для меня все скользкие крутые склоны) он ведет меня за руку, уступая мне набитую тропку. Я все равно падаю время от времени, он помогает подняться.
 Дошли до самого сложного места - вроде над порогом Абрамыч. На воде что-то невообразимое творится. Вниз справа лучше не смотреть - дурно делается. Как прошла - не знаю. Димка крепко держал за руку, сам шёл ниже, не понятно как и где ступая. Спасибо тебе, Димка!
 Видели у правого берега прибитые вещи, весла, еще что-то плавает.
 Остановились на перекур на полянке со столом, дождь заливает все и всех.
  А потом был 1-ый перевал. Перед ним Вика раздала по горсти орешков, шоколад, горячий чай из термоса. Она как фокусник - всегда в запасе есть что-то вкусное, бодрящее. На самом деле это конечно просто многолетний опыт походов. Подъем на метров 25 вверх, градусов 50-70. Последние метры я ползла носом к земле, почти на четвереньках, пот заливает глаза, пальцами цепляюсь за пучки травы и землю... Наверху отдышались и дальше...
 Теперь наш путь от реки ушел в глубь берега, потому что левый берег стал крутыми скальными бомами, шум воды стих.
 Поднимаясь, вдруг почувствовала, что вес рюкзака почти не ощущаю. В затуманенном сознании поползли мысли о некоей высшей силе, помогающей мне. Но все оказалось прозаичнее - сзади поднимающиеся Коля и Диман поддерживают моего "зеленого друга" (рюкзак у меня зеленого цвета). Ха-ха-ха... Сознание сразу прояснилось. А Димка еще и комментирует, хихикая где-то внизу и сзади меня: "О! какой вид-то мне отсюда открывается!". "А-аааа! Димка! Не смей смотреть!".
 Нет смысла пересказывать весь этот день. Был еще один перевал. Была красота вокруг, которую я видела глазами, но ощутить не могла, пелена дождя, клубы тумана. Вроде видели п.Татаринова. Шли по вешкам - красным тряпочкам на деревьях. Временами казалось, что тропу прокладывали, жестоко издеваясь над людьми - вверх, вниз, вверх, вниз... Я уже не понимала, куда мы идем и где финиш всего этого кошмара. Пространства и расстояния больше не было, осталось только время. Иногда сверху видна была нитка Песчаной, какие-то точечки-домики, пальцами туда показывали, говорили, что это наша конечная цель. Я знала, что к ночи мы остановимся, будет палатка, сухая одежда вместо мокрой гидры и отдых. Какая-то группа пошла по другому пути, - и опередила нас и устала намного меньше.
 К концу дня я скользила и падала каждые 15-20 метров, кроя матом свои скользкие тапочки, склоны, листья, дождь и весь этот обнос вообще. Димка иногда просил не ругаться и постоянно подставлял мне свою ногу для упора на спусках, но я спускалась все больше "жопой по склону". Вика - сверхчеловек для меня и спортсмен, но тоже начала перенимать мою тактику...
 Последние полчаса на спуске Димка забрал мой рюкзак и нес его вместе со своим, лишь бы я дошла сама. Но тут меня подстерегало другое испытание - Юля, ей хотелось общения, а я была в устало-остервеневшем состоянии...
 Чудесным сюрпризом стала бутылка пива, которое мне предложили отхлебнуть Веня-Дима на финише - это было счастье. Этот глоток перекрыл всю тихую неприязнь к этим веселым и шумным, но прижимистым ребятам.
 Часов в 18 пришли к реке Быстрая. Вполне сплавная речка, бурлящая. Стали ждать переправу. МЧС-овцы завалили для переправы одно дерево... Потом другое... Все что-то не так. При всем при этом был наготове катамаран-2, можно было начать переправлять народ "корабликом". Недалеко от нас стоит мужчина, не снимая рюкзак и не шевелясь, один, ни на кого не глядя. Стоит уже давно. Стало не по себе, - мало ли что с ним. Наши оставили шуточки, Лёша пошел звать его к костру. Но он лишь снял рюкзак и так и остался стоять...
 Мы замерзали под дождем, костер не горел - один дым, жгли резиновые вязки от ката. Я перестала улыбаться, я уже не могла разговаривать. Достала и надела пуховик, но и он уже промок, ноги и руки окоченели, сырая гидра остывала прямо на мне. Я беспомощно следовала, как ребенок, за Димкой, видя в нем свою опору и спасение, тихо стояла рядом и привычно тряслась от ног до макушки.
 Около 20 часов решили все-таки переправлять всю толпу на кате-2 корабликом. Спуск к воде - утоптанный обледеневший снег. Ехала грузом меж баллонами, глядя в бурлящую воду, захлестывающую мне руки, и даже не ощущая страха. Вылезая на берег, шмякнулась (ног не чувствую) и чуть не ободрала подбородок.

Тут произошёл в нашей группе спор. Лёша Соколов и пацаны были за то, чтобы идти сегодня до конца, до Солоновки. Говорят, дальше идет грунтовая дорога, еще километров 10, один брод, - и мы будем в тепле и комфорте. Вика и Юля были категорически против вечерне-ночного марша и уже ставят лагерь, вместе с другими группами, тут же на поляне за переправой. Мне все равно, если по дороге - я пойду. Лишь бы всем вместе, лишь бы не по склонам - у меня ноги от них болят, левая щиколотка явно потянута. Лёха очень психовал, но уступил Вике. А как женщинам не уступишь?
 На всей поляне стоит ор и крик, ругань - люди устали, замерзли, эмоции прут. Я как зомби подтащила свой драйбэг к палатке, молча влезла внутрь, молча переоделась в сухое. Жизнь начала налаживаться. Только вот Юля невыносимо общительна и дружелюбна, щебечет, щебечет, щебечет... И сил нет возмутиться, тяжело молчу в ответ.
 А Дима, оказывается, сухую одежду с собой и не брал... Ходит в мокром. Точнее ходил, потому что через полчаса, нарезая морковку (овощ) на плов, я хватилась - а его нет. Вика не знает, Лёха не знает... Кто-то сказал, что он ушел ночевать в деревню, один (!!!). Я в шоке. Как так, группа не контролируема, что ли! Чёрная тоска и упадок. Появился Дима через час - кинулась к нему навстречу, бросив все - а он говорит, что просто за дровами ходил. О-ооо...
 Допоздна варили плов, прямо под дождем. Витек махал часа два хобой, раздувая огонь под котлом. Лёша с Диманом пошли пешком разведать дорогу с рацией, вернули мы их к плову. Веня-Дима были в ударе и болтали весь вечер, веселили нас всех.
 Поужинали, плов был бесподобен. По мне бы и ужина не надо - скорее в палатку, согреться и уснуть наконец-то. Мы с Диманом подселились к Лёхе и Вике, чему я очень рада. Нас 12 человек и 3 палатки. Димка разделся, а из сухого у него только тельняшка. Я поделилась теплыми вещами, укрыла его всего, и мы заснули. А снаружи наши Веня, Дима, Витек и Вика долго и с чувством пели у костра.

Нижняя Песчаная Нижняя Песчаная
Перед Солоновкой Перед Солоновкой
Веня и Дима Веня и Дима
С егерем С егерем
затопленная дорога у бома перед Солоновкой затопленная дорога у бома перед Солоновкой
Диман, Витёк и Леша Диман, Витёк и Леша
База МЧС у Солоновки База МЧС у Солоновки
В Солоновке В Солоновке
Бийск Бийск
 02.05.06
 А утром вокруг был снег. И солнце, впервые за эти дни. СОЛНЦЕ! Природа кругом стала яркой и приветливой, снежные склоны нарядны и чисты. Я боялась, что после вчерашнего перехода все будет болеть, но просто на удивление хорошо себя чувствую.
 Быстренько упаковались, съели по куску хлеба с повидлом, чай и вперед. Идем, рекой любуемся - тут бы на кате-двоечке покататься, шикарно было бы! Река тут по идее должна бы уже успокоиться, но бочек злобных еще хватает, валы кипят, пеной играют.
 Грунтовая дорога идет по левому берегу, мы топаем по дороге. Лёша с появлением солнца подобрел, повеселел и достал камеру (она сутки лежала в силикагеле - отказала из-за влажности над порогом Абрамыч) и начал все и всех снимать.
 Хорошо, что мы вчера вечером тут не пошли - сегодня при солнце хоть на пейзажи полюбовались, пуховик мой впервые подсох и мех на капюшоне распушился.
 В одном месте дорога затоплена рекой, и мы крались вдоль скального бома по колено в воде. Димка тут же приготовил мне свою руку, золотко моё.
 После обеда вышли из гор - впереди степь, уже видна деревня Солоновка, пообщались с местным егерем. Песчаная тут действительно выглядит песчаной, залила все кругом.
 Дошли до деревни, нам навстречу наш автобус, довез до базы, бани. Местные жители в курсе случившегося. Кого-то из погибших река вынесла сюда, на правом берегу стоит база МЧС со скорой. Говорили, одному из МЧС-овцев стало с сердцем плохо - увезли.
 Перекусываем, прогулялись за пивом с Диманом, помылись все в бане, там же подсушили вещи.
 Обратная короткая дорога - из Бийска тревожные новости, город залит, районы многие подтоплены. Едем и не знаем - Перевалка плавает или нет.
Я устроилась лежа на сиденье, дремлю и вдыхаю запах костра от одежды Димана. Мальчики налегают на водку.

Ночевать отправилась к Соколовым, у Юли рано утром самолет из Барнаула - ночью ее Лёша повез на автовокзал.
 У гаражей встречал нас папа Дениса, похоже, не очень поверил, что с Денисом все в порядке, приходила утром его сестра. Накануне прошел слух, что все погибли. Я срочно стала дозваниваться домой, в Павлодар.
 Утром еле встала на ноги, как калека после пешки в 20км. В обед мне пора на вокзал. Вику и Лёшу я надеюсь скоро увидеть, через полтора месяца едем на Кумир-Чарыш. Будет солнце, жара, зеленые деревья, бирюзовая прозрачная вода, и никакого холода и снега.
 Димка посадил меня на маршрутку. Какой же он стал близкий и родной за эти дни, внутри все сжимается от расставания. Обещал поцеловать за меня Дениса при встрече. Как там бедный Денис на Песчанке, интересно...
 Уже ехала в маршрутке, когда покатились слезы расставанья. Я уже не хочу домой, в комфорт, в цивилизацию - я хочу быть рядом с этими людьми, мерзнуть, лезть по горам, да просто быть вместе с ними.

А в Бийске шквалистый ветер, многие дороги закрыты - Бия разлилась и всю дорогу до Барнаула я смотрела на залитые луга, поля, деревья в воде...

По приезду домой в то же утро пошла в церковь. Не была там больше года - не припекало как-то.
 Пешка по горам в гидре бесследно не прошла - 4 килограммов как не бывало, ноги болели еще пару дней, хромала на левую щиколотку, зато по лестнице на 5 этаж - бегом, легко.
 Дома залезла в инет - обещают новую волну паводка на Алтае в конце мая, дожди.
 Надеюсь, они не поедут на Мажой-ралли. Страшно за них - вдруг и там паводком накроет... Такой кошмар на Алтае творится.