ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, НАЧАЛО

Юля Юля
  29.04.06.
 Утром проснулась от всполошенного крика снаружи "Тонем! Вода! Вставайте!". Сонно похлопала рукой под головой - пока вода под палаткой не захлюпает - не шелохнусь, спать, спать, спать...
 Вылезли - палатки на островках, всю долину залило и видно как вода струится из реки по ручьям на поляну, медленно, но верно заливая оставшуюся нам сушу. Бросили вместо мостика нашу собранную двойку на особенно шустрый ручей. Ее скоро стало стаскивать с места водой. Так непривычно, что ручей бежит не в реку, а из реки...
 Поползли разговоры о возможной отмене соревнований из-за паводка. Не-еееет, не хочу я отмены... Дождь, собачий холод, ветер.
 Наш автобусик нас покинул, мы теперь увидим его только 2 мая в конце маршрута в деревне Солоновка, в нем уехала одна из наших - замерзшая жена Витька: "нафиг-нафиг". С ней уехал их кат-двойка, а Витек командирован на рафт капитаном.
 Утром поздравили Дениса с 19-летием, сделали с Леной тортик из вафельных коржей и сгущенки с мармеладом.
 После завтрака под дождем загидрились (я впервые одела гидру!), экипировались, "Ворона" подкачали.

Судьи провели торжественное открытие соревнований с поднятием флага и традиционно посвятили Песчанку-2006 "...памяти друзей". Мокрый флаг зябко жмётся к флагштоку и развеваться не хочет. Народу почти сотня человек собралась. Я впервые участвую в подобном и поэтому нахожусь в возбужденно-приподнятом настроении.
 Нам предстоит:
 29 апреля - гонка с элементами ориентирования на участке реки с порогом "Кривой".
 30 апреля - длинная гонка в каньоне на порогах Лестница, Прижим, Розовый Бом.
 1 мая - на пороге Абрамыч техническая гонка с воротами (в том числе обратными).
 2 мая - торжественное закрытие соревнований, награждение, баня в д. Солоновка, отъезд в Бийск.

Началось томительное ожидание и замерзание. Вещи увязывают на суда. На "Ворон" - наши два драйбэга, все общаковское - на "Крокодила" (катарафт 6м с палубой и распашными веслами) и на рафт.
 Долгая изматывающая трясучка - коньяк из фляжки уже не помогает, и почти кончился, не дожив до выхода на воду. Зажгли костер из мусора и бензина и люди приникли к нему, почти залезли в костер, уже никто не отворачивается от дыма. Неплохо помогают и прыжки на месте - "зайчик" с размахиваниями руками - и сбивают конвульсивную дрожь, и разгоняют кровь по немеющим конечностям. Речная вода уже не пугает, охота скорее поработать веслом.

Трогаемся мы почти последние, Крокодил - первым, потом наш Ворон, потом рафт.

Участники Песчанского безумия, наша группа:
 1. Катарафт "Крокодил"
 Лёша Соколов, кэп, адмирал, руководитель группы, реммастер - на распашных веслах
 Веня-Дима - здоровенные хлопцы, говоруны, певуны, и вообще как братья-близнецы (порознь я их и не помню), - на носу
 Дядя Женя и девушка Юля,- корма.

2. Рафт
 Пятеро молодых людей (я их пока еще путаю по именам) Витёк, Саня, Коля, Лёха, Диман и с ними Лена.

3. Кат-2 "Ворон"
 Денис справа - кэп и я слева - матрос.

Вика жила с нами и была шеф-поваром и хозяйкой лагеря, но на воде шла капитаном команды "Касатки", на рафте.

Ну, понеслось.
 Иногда нас заносит в кусты, в лес, течение неожиданно пропадает, и мы ищем, выгребаем на основное русло. Холодно, дождь, ветер, ноги в шлеях сводит, руки леденеют от металлического весла - дышишь в кулачок сквозь шерстяные перчатки, отогреваешь... Наша фляжка опустела, от неудержимой тряски подпрыгиваю на сидушке, догоняем Крокодила (видим, что у них бутылка с перцовкой ходит по кругу), но хлопцы Веня-Дима повели себя странно и так и не передали нам бутылку (впоследствии их прижимистость на спиртное стала отчетливей), удалось глотнуть перцовки только после второго причаливания к Крокодилу и лишь благодаря адмиральскому приказу. Из меня полезли вслух первые маты этого похода, хотелось очень дотянуться веслом до Вени...
 Течение быстрое, ближе к обеду стали попадаться валы и сливы, очень даже крутые - убегали. Прошли каньончик, гребла я на пределе сил, а Денис понукает "не мельтеши, сильнее давай, сильнее". Видать все ж я дохлая в гребле, хоть и плавала успешно в бассейне всю осень-зиму...

Обед-перекус с горячим чаем из термоса на левом берегу, зачалились с трудом - со струи уже тяжело уходить под берег. Жуткий колотун, злюсь, окружающее воспринимаю с трудом, жизнь не в радость, пронизывающий холодный ветер, дождь. Негнущимися пальцами одеваю на неопреновые носки под спортивные тапочки полиэтиленовые мешки - немного легче стало, попрыгала, побегала.
 Отсюда начинается наша первая гонка из предстоящих трех - с элементами ориентирования. Наш номер - 47. Всего же участвуют 10 катов-2, рафты. Все экипажи, кто не участники соревнований, ушли вперед.
 Ну-ну...
 Стартуют участники с интервалом в 3 минуты, дают каждому экипажу за минуту до старта листочки в файле - карта дистанции, с условными изображениями ручьев и поворотов русла. На ней надо будет нам булавкой наколоть местонахождение шести КП - красных мешочков, которые еще предстоит разглядеть на берегах. Промах свыше 2 мм на карте - штрафные 3 минуты к зачетному времени.

Отмашка, пошли. Сразу же шивера, ветер в морду, гребем, смотрим красные мешочки. На берегах глыбы не растаявшего снега, лед. Холмы-сопки укрыты снегом, усеяны голыми деревьями, небо серое, мертвое, и лишь местами неуместно оптимистично для черно-белой гаммы пейзажа зеленеют сосны.
 И тут мне начало все это нравится! Во-первых, согрелись, наконец-то сгреблись, мешочки красные опять же прикольно высматривать - кто первый заметит. Вокруг - никого кроме нас. А тут еще порожек "Кривой" на левом повороте - просто красавчик, в самый раз для ката-двоечки - валы пирамидальные, бочечки.
 Вот только Песчаная так и норовит плеснуть ледяной коричневой водой да в лицо, да в глаза, это ж пока проморгаешься с линзами моими... Злобная речка, и что мы ей плохого сделали, она явно против людей настроена, кильнуть пока не может, но плюхами водяными швыряется метко и часто.
 Нас догоняет кат-2, мы поднажали и держим дистанцию, шли еще минут 20.
 Наконец-то финиш - на правом берегу перед бурным ручьем стоят судьи, прокричали им наш номер, они засекли время. Тут мы спохватились - надо же карту судьям сразу отдать (нашли 5 из 6 красных мешочков). Срочно чалимся, выкидываемся прямо на толстый слой снега-льда, вернулись, но ручей не перейти, тут же топчется команда рафта "да мы потом отдадим свою карту", ну мы и поплыли дальше, с картой. Думала, тут где-то и лагерь должен быть (те, кто не участники соревнований, вперед раньше нас ушли, для организации лагеря). Мы гребли еще часа 1,5. Я достала свой цифровик и занялась любимым делом - кадры с воды, окружающие зимние пейзажи, наши портреты...
 Нащелкала кадров море (будет чем домашних и коллег пугать), и уже было упаковала фотик, но тут мы догнали чей-то рафт, прицепились к ним, а правый берег - красивый скальник, левый поворот. Ну, я и решила еще кадр с рафтом сделать. Достала фотоаппарат, весло поленилась уложить... Откуда ни возьмись - бульки, надо срочно подгрести. Засуетилась и в результате, выбирая между выпадающим из закоченевших рук веслом и выскальзывающим фотоаппаратом, выбрала весло. Рефлекс водника, блин!... Моя SONY-ка на прощение звякнула об трубу рамы и исчезла в бурой холодной воде реки Песчаной: "...лядь!!!"
 Глубина горя осозналась не сразу, а по мере вспоминания всех безвозвратно утраченных кадров и представления всех не сделанных, а ведь впереди еще целых три дня! Серый день еще больше помрачнел, но что проку горевать - куплю новый, значит. Вот кадров не вернуть - это жалко.
 Внезапно за кустами на левом берегу мелькнуло цветное - лагерь, шатры. Проплыли сквозь заросли кустов и деревьев, зачалились, перебрели вброд заливчик, нас тепло встречают. Переодеваемся, отдыхаем, кушаем. Недалеко охотничий домик, в нем есть печка и завтра утром можно будет ее растопить, чтоб одевать мокрые гидры в тепле. Возле домика разбили лагерь "Касатки" и "Белуха".
 Вика пророчит нам отстранение от соревнований, за то, что карту сразу не сдали, но я надеюсь зачтут нам результат. А пока идет дождь, я брожу в трауре по фотоаппарату и начинаю подкатывать к Лёше - "дай камеру, дай поснимать".
  Лёша в этом походе удивлял меня своей суровостью. Даже не думала, что он таким может быть. Лишний раз не решалась к нему подступиться.
 После ужина на десерт Вика достала аптечку и стала угощать нас разнообразными таблетками и витаминами от простуды, нахваливая и объясняя действие и свойства каждого препарата. Повеселил всех своим выбором Денис: "Ну ладно, давай ту синенькую одну, и две красненьких".

Камеру мне с трудом, но в руки доверили. Поужинав и глотнув "колес" для профилактики мы трое влезли, не сговариваясь, в палатку погреться, да так на ночь и остались. Рассуждали, что получится, если состегнуть вместе 3 спальника? А если четыре? А пять? Устали думать и спросили Лёшу. Лёша сказал - можно. И действительно, получился просторный трехместный мешок, Димка, таким образом, к нам присоединился. Сбились, согреваясь, в клубок так, что полпалатки свободно. Тепло, а уж как весело было - лучше умолчу!... уснуть все-таки удалось, но очень нескоро.

Лагерь утром 30 апреля Лагерь утром 30 апреля
30.04.06
 Утро было тихое и светлое, но явно не солнечный свет был тому причиной. Лежа в полудреме я услышала характерное для зимней поры поскрипывание и похрустывание снега - местная охотничья собака делала обход лагеря. Она же, говорят, стащила этим утром мясо в соседнем лагере.
 Выглянула наружу (полог палатки тяжелый!) - мама родная! Снег. Везде. На палатке сплошным толстым слоем, на земле, на шатре. И тихо так, тепло. Пробежалась до кустов в одной кофте - славно.
 Это Вика виновата - накануне за ужином высказывала пожелание о снеге - и вот на тебе. "Вика, а может, ты солнца теперь захочешь?" "Не-еее. Лучше пусть снег". Вредина. Хотя снег и правда легче переносить чем дождь, кто б мог подумать.
  Диман ушел быстро, а мы с Денисом проспали до самого завтрака, за что получили выговор от Лёши "Подъем у нас в 7 утра. Особенно это касается тебя, Денис". Неспешный плотный завтрак под открытым небом, - королевская яичница с колбасой, фирменный Викин фруктовый салат с взбитыми сливками, традиционная рисовая каша на сгущенке, колбаска, сало и пр.. На стол тихо и красиво падает пушистыми хлопьями снег... Отдыхаем, однако.

Одеваемся в "сплавное" в натопленной, темной, тесной от вещей и тел избушке. Но все равно успеваем промерзнуть в ожидании отчаливания, да и ветер опять поднялся, крупу снежную сеет.
 Иду и смотрю на свои ноги в мокрых тапочках, протаптывающие в снегу тропинку... Полчаса такой прогулки в городе и гарантирована неделя на больничном. А тут еще весь день впереди, сухой одежды до вечера не будет - и ничего, нормально.
 Мальчишки наши были столь галантны, что перенесли на закорках дам, уже экипированных в спасжилеты, через заливчик к ожидающим нас "каретам", то есть судам.
 Лёша по-прежнему суров, камеру упаковал (а я хотела заснять момент отчаливания). Погребли. От накатывающих валов леденеем. Я вместо шерстяных перчаток одела кожаные - не так холодно и руки не скользят по веслу.

В полдень дошли до места старта второй гонки - впереди пороги Лестница, Прижим, Розовый Бом.
 Речка стала свирепой, отдельные сливы и бочки нешуточно напрягали и пугали меня - киляться совершенно не охота - вода в районе нуля, бр-ррррр... Воздух так же. Зачалились еле-еле на морковку - тащило мимо берега сильно. Причем люди на берегу, кидавшие моркву и чалившие нас, устроили такую панику - поди не утащило бы нас дальше...
 Вся "обочина" вдоль левого берега занята "припаркованными" разнообразными судами.
 Опять потряски, отупение от холода, прыжки для согрева. Прошлись вперед по берегу посмотреть начало Лестницы, сам порог идет в каньоне, тропы там нет, но уже сам вход впечатляет. И так холодно, что уже не только руки-ноги, но и мозги отказывают, далеко смотреть я не пошла, не хватало еще навернуться с крутого каменистого склона. Лица у вернувшихся с просмотра напряженные, глаза смотрят сквозь тебя.
 Обступили дымящий костерок - не нужны уже мне ни просмотры порога, ничего не нужно. Тут же стоит настоящий холодильник с проводом и розеткой под деревом, в нем продукты и даже пиво, каркас баньки. Мини-музей туристический - всякий смешной хлам на дереве прикреплен, тетрадь-журнал имеется для памятных записей. Но мне все это без интереса - согреться бы хоть чуть-чуть. А Юля, гляжу, тетрадь раскрыла и строчит что-то.
 Судьи ходили, смотрели, говорят, даже мнение народа спрашивали. Народ мерз и робел. Вода говорят дико большая, как никогда. Вика после просмотра пессимистична как никогда, Лёша мрачен. Ползут разговоры об основных "жопах" где-то там-то и там-то, ждущих нас на Лестнице и ниже, в которые попадать никак нельзя, а обойти их сложно - по всей реки понатыканы. Те, кто ходил и всё это видел, чертят палочками на земле повороты русла и "жопы". Остальные смотрят и запоминают. Я, слоняясь среди групп, тоже пытаюсь запомнить, но я этих "жоп" не видела, масштаба схем не представляю, мне просто дико, жутко холодно и я побаиваюсь идти туда на двойке, так как сознаю свою женскую слабосильность. В конце концов, я же кататься сюда приехала на 3 к.с., а не замерзать и киляться на хз какой...

Соревнования закрыли.
 Но сплав не отменили - выход из каньона один - только по воде, вниз.
 Время - уже почти 14 часов. Ушли вперед бубль, пара рафтов и двойки тех, кто поопытней - на страховку. Сорвалась с привязи в порог чья-то пустая двойка.
 Выждали немного и стали запускать людей. Многие экипажи перетасовались - добавили опытных к новичкам. При нас стартовал рафт с распашными веслами, так у них при старте весло распашное в прибрежных камнях под водой заклинило и со звоном сломало пополам - обломок торчит из воды вертикально, не шелохнется. Срочно зачалились, чем у них там кончилось - не знаю.