Поход выходного дня по пещерным городам Мангуп, Эски-Кермен, с посещением пещерных монастырей Шулдан и Челтер

Пещерные города 19-20.04.08 Ялтинская спелеосекция

Этот выход планировался нами как прогулочный. Нужно было набирать форму после зимнего затишья. Хотелось прогуляться с рюкзаками в какое-нибудь интересное место – не очень высоко, и чтобы красиво было. Первый день решили посвятить Мангупу , а на второй – посмотреть пещерные города Шулдан, Эски-Кермен и Челтер.
Дорога от Ялты до Терновки на микроавтобусе заняла 1 час 30 минут. Подниматься на Мангуп по классическому маршруту (от озера, через татарский поселок, караимское кладбище) нам не хотелось: шумно там, да и навязчивый «сервис» неприятен. Поэтому пошли с другой стороны. Подъем несложный, тропа более пологая, чем та, что берет начало в поселке и проходит по западному оврагу Табана-Дере (Кожевенный Овраг).
Для походов весной (конец апреля – май) - Мангуп- прекрасное место. Пещерный город расположен на вершине столовой горы Баба-Даг (Отчая гора) возвышающейся на 580 м над уровнем моря и на 200 м над окружающими ее долинами. Не очень высокое, солнечное плато. Еще на подъеме нас порадовало обилие цветов (ятрышник, мускари, одуванчики и др.). Больше всего удивила находка целой полянки орхидеи венерин башмачок. Цветок очень редкий, а тут его так много! Мы впервые увидели его живьем, а не на картинке. Среди нас даже не нашлось человека, который бы до сегодняшнего дня с этим цветком встречался. К сожалению, цветочек оказался не очень «фотогеничным» , красиво сфотографировать его никак не получалось (см.фото). Но то что мы увидели, когда вышли на плато – просто фантастика! Море цветов! Ковер.. Даже не описать в двух словах. Каждый квадратный сантиметр – цветы. Всевозможные! Некуда ногу поставить! Все вперемешку: одуванчики, мускари, ятрышник , еще какие-то цветы и цветочки, названия которых мы не знали. Кстати, довольно чисто здесь оказалось по сравнению с другими местами, которые доступны массовому туристу. Позже, гуляя по плато , мы встретили дедушку-лесника, который бродил с кассовым аппаратом на шее (честное слово!) и настойчиво предлагал оплатить посещение заповедника (5 грн. с человека), мотивируя это тем, что возле тропы стоит табличка «ВХОД ПЛАТНЫЙ», а деньги идут на уборку и вывоз мусора.
Бросив рюкзаки неподалеку от родника мы разделились на две группы – пока одни гуляют, другие отдыхают и сторожат рюкзаки.
Конечно, для осмотра всего Мангупа времени у нас было маловато и пройтись по всем четырем мысам (Чамны-Бурун (Сосновый мыс), Чуфут-Чеарган-Бурун (мыс Вызова иудеев), Елли-Бурун (Ветреный мыс) и Тешкли-Бурун (Дырявый мыс)) мы не успевали. Сходили только на Чамны-Бурун и на Тешкли-Бурун. Особенно интересным нам показался Тешкли-Бурун. Дырявый мыс. В его оконечности просматривается сквозное отверстие, образовавшееся при разрушении стен пещерных сооружений. Из всех построек Мангупа лучше других сохранилась цитадель на восточном мысу Тешкли-Буруна. Она возведена над местом, где в Х веке было кладбище и церковь .Цитадель состоит из оборонительной стены, ворот, перекрытых сводом, и донжона ,расположенного посредине стены. Кроме пещерных сооружений на всей территории Тешкли-Буруна находились наземные сооружения. Они угадываются в неровностях грунта и выступающих из земли кладках. С мыса открывается великолепный вид, почти каждая возвышенность, которую видно отсюда, - это какой-нибудь историко-архитектурный памятник.
500 лет назад пал Мангуп, 200 лет назад его покинули последние уже немногочисленные жители, не уцелело никаких архивных записей – все или погибло в огне пожарищ, или было увезено за пределы страны, а камни руин растаскивались для новых построек. Но раскопки тут ведутся постоянно, и надеемся, что будет найдено еще немало следов былого величия.
Дисгармонию в эту приятную прогулку по плато вносят часто встречающиеся «городские» туристы, бродящие по руинам на каблуках и таскающие с собой бутылки с пивом, без которого, похоже, и ста метров пройти не смогут – упадут, встанут как машины без бензина. Как-то дико и неуместно они выглядят среди этой гордой древности. Понятно, что люди они здесь исключительно случайные. Тем более обидно видеть под кустами и среди и среди руин их «следы» : бутылки, пачки и салфетки (хотя мусора все же немного, спасибо лесникам!) Да еще настораживают «полубомжеватые» личности, поселившиеся в пещерах-кельях. Ну да, говорят, они народ тихий. А так – цветы, птичье пение, ветер и солнце, пока еще ласковое.
В общем, весна, пожалуй, идеальное время для посещения Мангупа. Летом здесь будет жарко, трава и цветы высохнут, а людей будет также много как на Набережной в Ялте.
Вернувшись к месту стоянки, мы дождались вторую группу , ушедшую бродить по плато, и снова спустились в долину той же тропой, по которой и поднимались наверх. Небольшой переход до стоянки в районе пещерного монастыря Шулдан, ночевка, а наутро – Шулдан, Эски-Кермен и Челтер.