Национальный парк “Денали”: сердце Аляски

Карибу Карибу
Toklat river резко поворачивала вправо, скрываясь между скал Toklat river резко поворачивала вправо, скрываясь между скал
Голубичная поляна Голубичная поляна
Радуга Радуга
Медведица с тремя медвежатами Медведица с тремя медвежатами
Медведица-гризли Медведица-гризли
Евражки Евражки
Водопад Водопад
Шикша Шикша
С утра позавтракав хлебцами с ветчиной и запив горячим, сладким чаем, мы сложили все кемперское оборудование в рюкзак, который одел Илья. Мне пришлось тащить 7-кг фото-рюкзак со штативом. До автобусной остановки было 10 минут хода.
Ровно в 7 подъехал camper bus, уже почти заполненный. Водитель проверил билеты и сказал садиться где хотим. Все рюкзаки-палатки нужно было сложить в специальную секцию в хвосте автобуса.
Познакомившись с народом, узнали, что почти все едут до конечной остановки Wonder lake (8 часов), и лишь некоторые до середины - Eielson visitor center, чтобы оттуда отправиться в тундру с ночевкой. Все были американцы без детей, за исключением одной пары из Чехии. В основном, в парке мы видели именно семейные пары, объединенные общим хобби - фотографией и неравнодушием к природе.

Путь предстоял не близкий, водитель попался отличный, много рассказывающий о здешних местах и животных. Камеры просил держать наготове, в любой момент могла появиться дичь. Водители автобусов держат связь по рации, и предупреждают друг друга, где видели Dall sheep, карибу, медведей или даже волков.
Стоит ли упоминать, что все перечисленные, плюс еще кое-кто, попались нам на глаза. Если пассажиры первыми заметят кого-то интересного, то нужно завопить “Stop!”, водитель обязательно свернет на обочину.
Самая высокая гора в США - Mount McKinley (6193 метра) не видна при въезде в парк. Вот и еще одна причина, по которой стоит ехать в глубь, даже если особо не интересуешься животными.

Как было написано в нескольких путеводителях, район в начале Park rd. очень любят лоси, т.к. здесь обильно растет их любимая еда ивняк. Но они по-прежнему нас игнорировали. Зато буквально через пару миль мы засекли карибу. Настоящие, дикие северные олени в паре десятков метров! С ума можно было сойти. Они спокойно паслись на сочном зеленом склоне, чуть ли не задевая друг друга раскидистыми рогами. Даже создавалось впечатление, что они дерутся.

Позже, в середине пути у инфо-центра Eielson, удалось подержать в руках лосиные и карибьи рога. Так вот рога карибу можно было поднять с трудом и пошатываясь, а ведь они их носят на голове :)
Народ прилип к правому борту с камерами, выходить из автобуса не разрешается.
Далее дорога спускалась в долину, образованную двумя реками: Savage river и Teklanika river. Вдоль них также было несколько живописных зон для похода с рюкзаками. Затем дорога круто забирается вверх на высоту около 500 метров, и проходит через перевал Sable pass.

Здесь мы уперлись в хвост из других автобусов, т.к. народ рассматривал белые точки на склоне. Это оказались овечки Dall sheep, очень хорошо контрастирующие с окружающим пейзажем. Они всегда пасутся группами, имеют шикарные, завитые в колечки рога, причем как самцы, так и самки.
С другой стороны дороги кто-то засек сокола, спланировавшего на скалу, а затем показался первый хозяин этих мест. Медведь-гризли шел вдоль русла реки, периодически переворачивая лапами камни. Когда ему надоело это занятие, он косолапо взобрался на склон и ушел в заросли голубики и своей любимой ягоды вороники (soap-berry).

Затем начиналась наша зона #9 (East fork of Toklat river). Но по плану мы хотели доехать до конца дороги у Wonder lake, а уже на обратном пути высадиться здесь, и отправиться в поход ближе к вечеру. Зона 9 плавно перетекает в Polychrome pass overlook, где была назначена остановка, чтобы можно было отдохнуть и нам, и автобусу.

Забравшись на небольшой холм, мы были потрясены открывшимися пейзажами. Справа возвышалась сама гора Мак-Кинли, огромная и снежная. Узенькая дорога только подчеркивала её величину. Прямо взгляд скользил по тундре и упирался в цветной и очень фотогеничный участок горной гряды Alaska range. Контраст цветов был изумителен, и чтобы не потерять его при съемке, мы накрутили поляризатор.
Да, для пейзажей использовали новый широкоугольник Canon EF 17-40mm f/4L; совершенно замечательный объектив, очень резкий и быстрый.

Дышалось легко, возникало восхитительное ощущение свободы, которое испытываешь только в горах.
Хочется заметить, что на протяжении всей дороги не будет места, где можно поесть (даже автоматов), поэтому рекомендуется взять с собой бутерброды, все-таки 8 часов в одну сторону.

После перевала дорога постепенно спускается вниз, в некоторых местах очень страшно проходя по самому краю пропасти. Водитель не упустил случая подколоть пассажиров, и сказал: “Ответ на вопрос, крутящийся у вас на языке - нет” :) Это он совершенно верно “угадал” типичный вопрос всех людей, проезжающих данное место: “Были ли случаи падения автобусов в пропасть в парке Денали?”

И вот вдали показался инфо-центр Eielson на фоне горной гряды Alaska range. Пейзаж вокруг удивительный: под ногами долина с разлившейся рекой, над ней горы и ледник Muldrow glacier, на противоположной стороне скалы подходят вплотную к дороге. И самое главное, величественная Мак-Кинли предстает во всей красе. Большее время года гора скрывается за облаками, и как нам объяснял водитель, нужно попасть в парк в правильное время, чтобы увидеть её целиком. Нам гора открылась, только сверху предпочла прикрыться облачком-шляпкой. Каждый год на гору пытаются забраться в среднем 1300 скалолазов, около 40% успешно.

Перерыв на отдых дали 40 минут, чем мы воспользовались и погуляли по окрестностям. Внутри инфо-центра стоял стенд со шкурами медведей, волков, черно-бурой и обычной лис, и более мелкой живности. Можно было даже примерить такое своеобразное манто. Рядом лежали черепа зверушек. Особо страшно смотрелся черепок бобра с жуткими верхними резцами, и череп волка с острыми клыками.
Также можно было пройти странноватый тест по определению “goo” различных животных. В банках были собраны примеры, нужно было угадать кто конкретно наследил :)

Растянувшись на травке на склоне, мы слегка перекусили в обществе любопытных евражек, и вскоре после этого объявили посадку на автобус. Путешествие продолжается.
Автобус слегка опустел, т.к. часть путешественников сошла у инфо-центра, и отправилась в сектор #10. Мы его рассматривали как страховку, на случай если бы не оказалось мест в первоначально запланированном.
Вдруг в кустах что-то зашевелилось, и на обочину выскочили одна за другой курочки-пеструшки. Ptarmigans, т.е. куропатки по-нашему, являются официальной птахой парка. Зимой абсолютно белые, с мохнатыми ножками. Летом же очень трудно различимые в траве из-за богатой окраски.

Остальной путь до “Чудесного озера” окружен болотцами, небольшими речушками и вкусными для лосей зарослями ивы. Наконец, мы его увидели. Лось стоял по колено в пруду, периодически опускал морду в воду, чтобы подцепить деликатесные водоросли. Потом он их с упоением медленно-медленно жевал, не обращая внимания на текущую по носу воду и лениво потряхивал рогами. Зрелище презабавное.

Через час мы уже были в окрестностях Wonder lake, и любовались его гладкой поверхностью с высоты дороги. Кстати, многие наверное видели знаменитые фотографии, на которых гора Мак Кинли отражается в водах озера. Такая своеобразная визитная карточка парка. По ней создается впечатление, что озеро находится у подножия горы, так же как и кемпинг “Wonder lake”. Мягко сказать, это не совсем так. Кемпинг находится в небольшом лесу на склоне в миле-полторы от озера. А чтобы получить знаменитое отражение, нужно отправляться в поход вокруг озера, лучше с ночевкой.

Мы поначалу тоже планировали остановиться в кемпинге “Wonder lake”, но тщательно изучив масштабы и крупицы информации, забраковали идею. В дополнение к этому, места очень комариные. У нас был комплект накомарников на особый случай. Но не пригодился - в комарином сезоне был перерыв по словам водителя автобуса.
В обратный путь автобус отправлялся через час. Мы решили провести его с пользой: приуменьшить свои запасы еды, поесть голубики, заросли которой были везде, и пофотографировать озеро.

Опустошив банку ветчины с хлебцами на одной из зон для пикника, отправились к берегу голубичными зарослями. Дорога была долгая и трудная, не только пальцы, но и губы и язык стали иссиня-черными.
Я уже и забыла, какое это наслаждение ходить по ягоды-грибы! Под Питером выбирались обычно в августе-сентябре за морошкой и клюквой на 68-72 км калищенской железной дороги. Но препятствие было успешно преодолено, и мы вышли на берег.

Озеро удивительной прозрачности слегка рябило, отражало темные леса по берегам и проплывающие облака. Вдали виднелся горный массив Alaska range; было тихо-тихо за исключением редкого жужжания комара, забывшего, что у них перерыв в сезоне :)

Ближе к назначенному времени побрели обратно на остановку. Назад ехало буквально три человека. Выезд из парка бесплатный, билеты показывать не нужно. Только желательно было предупредить водителя (на этот раз женского пола), где собирались сходить. Она обещала высадить нас у секретной тропки, не обозначенной ни на одной карте, на левом берегу Toklat river.
Столь длинные переезды и поход в один день мы могли себе позволить исключительно потому, что световой день был очень долгим. Темнеть начинало где-то в пол-одиннадцатого вечера. И конечно, мы вовсю пользовались таким преимуществом, ограниченные лишь собственной усталостью.

Пошел небольшой, 10-минутный дождик. Сразу небо прояснилось и выпустило радугу. Одним концом она упиралась в лужайку, будто специально подстриженную. Почему-то вспомнился мультик “Тайна третьей планеты”; тот эпизод, где корабль профессора Селезнева приземляется на аналогичной лужайке, оказавшейся крышкой подземного “чайника” :)

Миновав все обзорные точки в обратном направлении, мы наконец ступили в зону #9. Водитель действительно высадила нас на обочине, у еле приметной тропки, спускающейся в долину, и пожелала счастливого пути.
Склон сильно порос высокими кустами, не скажу, что было очень легко пробираться сквозь его цепляющие ветки. Но препятствие было успешно пройдено, и мы оказались на берегу. К вечеру вода в Toklat river серьезно поднялась, бежала с неслабой скоростью и даже бурлила. Питается в основном талой водой из ледников в сердце гор, плюс совсем немного из подземных источников. Совершенно естественно, что во второй половине дня ледники изрядно подтаяли, что и вызвало повышенный уровень воды в реке. Отсюда совет - речки переходить лучше утром.

Один из её притоков перегораживал нам путь к сухой тундре. И хотя был очень узкий и наполовину пересохший, перешли мы его с трудом, изрядно вымазавшись в серой, липкой грязи. Я даже умудрилась шлепнуться на колени, трясина моментально стала засасывать ноги. Ощущения не самые приятные. Вытащил меня за шкирку Илья, и сказал впредь идти за ним след в след.
Через 15 минут мы прошли топь, и оказались на сухом склоне, поросшем карликовой березой и многочисленными цветами. Мокрую грязь лучше не отряхивать сразу, чтобы не развозить по всей поверхности, а подождать когда сама засохнет и отвалится. Ботинки и нижняя часть штанов походили на серые, бесформенные “тумбы”, сильно прибавлявшие вес.

Немного отдохнув, пошли дальше. Троп действительно нет, иди где хочешь. Периодически со склонов гор к реке подходили каменисто-песчаные “трамплины” - пересохшие ложа рек. Из опыта: переходить их поперек жутко трудно, камни крупные и беспорядочно навалены. Лучше спускаться к самой воде, и проходить по самому краю.

Где-то через милю пути мы увидели перед собой странный куст. Он возвышался над остальной карликовой растительностью и даже не думал шевелиться от ветра. Поглядев в бинокль, мы дружно рассмеялись, признав в “кусте” рога карибу. Животное явно спало, спрятавшись в траве, но рога-то не спрячешь :)
Стараясь двигаться тихо по возможности, мы решили его обойти слева. И в этом заключалась ошибка. Слева от карибу спала его жена-карибиха, не примеченная нами раньше. Двигаясь прямо не неё, мы привели в ярость её мужа, который моментально вскочил, опустил голову к земле, повернул к нам свои шикарные рога, и грозно засопел. Мы совершенно не ожидали такой реакции, бочком-бочком стали обходить уединившуюся парочку. Карибу-он что-то крякнул самке, она грациозно поднялась и не спеша поскакала под прикрытие леса. Двигаются карибу удивительно легко, как бы танцуя с высоко поднятой головой и царственной осанкой. Очень грациозные животные!

По мере того, как мы обходили обороняющегося самца, он продолжал нагибать рогатую голову к земле, поворачивался на одном месте, держа круговую защиту. Когда мы ушли с прямой линии к лесу, что-то фыркнул и недовольно побежал в его гущу. Эмоции у нас били через край! Мы просто не представляли насколько это интересно - встретиться с дикими животными на их территории.
Через милю пути устроили привал на одной из кочек. И только успели перекусить, как показался медведь. Шел он довольно далеко, по левому склону, опустив морду в ягодные кусты. Никакой потенциальной опасности не представлял, т.к. вокруг нас кустов с ягодами не наблюдалось, и медведю просто незачем было спускаться в долину. Понаблюдав за ним в бинокль, отправились дальше.

Ориентиром служила зеленая лужайка у подножия гор на горизонте. В том месте Toklat river резко поворачивала вправо, скрываясь между скал.
Оказывается, тундра - это совсем не однообразное “поле” мелкой растительности. На одном участке она может быть покрыта шелковистой травой-муравой, колышущейся на ветру, на другом - кочками евражек и карликовыми березками, на третьем - симпатичными цветами, фотогеничными, желтыми лишайниками и грибами. В некоторых местах почва пружинит, идешь как по батуту, спотыкаясь о грибы-дождевики-”пуховики” (когда на них наступаешь, они издают такой звук “пух”).

Уже было около 10 часов вечера, а солнце только-только начало опускаться, заливая все вокруг теплым, оранжевым светом. Приметив журчащий ручеек на живописном плато, мы решили, что место вполне подходит для ночевки: на высоком берегу над рекой, склон мягкий и ровный, и есть вода. Изучив все подходы к будущему лагерю на предмет наличия медвежьих или еще каких троп, остались вполне довольны. Как я уже упоминала, палаточный лагерь нужно разбивать по схеме равнобедренного треугольника; в одной вершине - палатка, во второй - кухня, в третьей - хранилище.

Мы умылись в ручейке, набрали воды для супа и с удовольствием сняв ботинки, растянулись на лежанках в ожидании ужина. Вот уж действительно дикая природа, никого вокруг, и того и гляди из кустов вылезет медведь.
У нас с собой даже была бутылочка немецкого вина, но в противо-медвежий контейнер она не влезла, пришлось нести в рюкзаке. Штопор мы благополучно забыли, отработав на бутылке старый общажный способ по проталкиванию пробки внутрь. Завершив маленький праздник жизни, решили отправляться на боковую. День выдался долгим, и к этому времени за плечами было около 10 пеших километров.

Утром не осталось и следа от вчерашней усталости, и мы не долго думая, решили налегке побродить в округе, может что (или кто) интересное попадется. И чутье не обмануло. Где-то в получасе от лагеря мы открыли… водопад. Да еще двойной!
Он не отмечен ни на одной карте, поэтому если бы мы знали о его существовании, то конечно же разбили бы лагерь рядом. Но с другой стороны, в том-то и прелесть парка “Денали”, что он дикий, персонал секреты не выдает, на топографических картах отмечены только реки и рельеф, и никаких водопадов. Приятно ощущать себя первооткрывателями!

Вода из водопада промыла узкое русло через плато, получился самый настоящий каньон. Мы с удовольствием искупались в почти ледяной воде (не даром с ледника течет), пугая криками пятнистых евражек. По плану, здесь была конечная точка пути. В этом месте река Toklat забирает вправо, чтобы продолжать путь в выбранном направлении, нужно её пересекать. Но как бы заманчиво это не звучало, у нас не было ни времени, ни соответствующей экипировки. Нас ждала обратная дорога.

Погода начала меняться, изредка накрапывал дождик. Продираясь через кусты карликовой березы и заросли таежной ягоды шикши, мы краем глаза уловили резкое движение. Приглядевшись, увидели замершую на месте куропатку и трех её цыплят. Прикрывая их крыльями, она уводила потомство под дальний куст, а сама так и замаячила перед нами, отвлекая на себя внимание. Двигалась она хаотично, то и дело кудахтая.
Оставив потревоженную птицу, мы спустились к реке буквально в 10 метрах от самки-карибу, развалившейся на берегу. С места она прыгнула через приток, и резво стала удаляться, кося на нас левым глазом.

Чередуя переходы по тундре и вдоль реки, мы не спеша продвигались к шоссе. Видели еще карибу-самца, но вдалеке. Долгое время он шел параллельно с нами, что-то искал на галечном дне, пока еще не прикрытым водой.

Когда до выхода на дорогу оставалось не более километра, пошел град, затем и дождь, окружающий пейзаж изменился в считанные секунды. Вот показался и тот самый лес на склоне, но где же тропинка? Отыскать её не получилось, зато нашлась медвежья.
Принадлежность тропинки косолапому определялась просто: по оставленным “сувенирам” и ободранным на всем протяжении кустам голубики. Медведи не церемонятся в еде, и заглатывают ягоды вместе с листьями. На полпути вверх лес расступился, и перед нами раскинулась голубичная поляна. Шанса мы не упустили, наелись до отвала, надеясь, что мишка простит нас за непрошенное вторжение.

Наконец, через 15 минут мы уже стояли на обочине, сняв рюкзаки и голосуя проезжающим автобусам. Выезжать из парка можно на любом (не только кемперском), были бы места. Но к сожалению, два первых автобуса были забиты под завязку. Водители все равно притормаживали, крича: “I’m full!”, а могли бы и мимо проехать.
И вот за поворотом показался зеленый корпус туристического автобуса “Wilderness tours”. Мы с удовольствием раскинулись на передних сиденьях, надеясь немного подремать. Но не тут-то было. Не успели мы отъехать, как народ закричал: “Стойте, волки!”

Прямо под склоном мы увидели “нашего” голубичного медведя, на которого нападали два волка. Медведь оставался наполовину скрытым деревьями, но волки были как на ладони, серо-коричневые и тощие. Они по очереди делали выпады в медвежью сторону, но близко не подходили. Медведь вел себя спокойно, лишь изредка прыгая вперед, после чего волки отлетали метров на десять.
Водитель автобуса с мощным биноклем увидел, что медведь стоит над какой-то тушей. Скорее всего, сделал он предположение, волки завалили молодого карибу, но пришел медведь и все отнял. Вот волки и бесились. Да, подумалось, а мы всего в паре десятков метров от того места проходили…

Поехали дальше, возбужденно галдя. Водитель заметил, что сегодня им особенно везет на встреченную живность. Его слова тут же подтвердились. Сначала мы увидели парочку Dall sheep достаточно близко, в районе перевала Sable pass. Они сидели на самом верху обломка скалы, и меланхолично жевали.
А затем через пару миль показалась медведица с тремя медвежатами. Да не где-то вдалеке, а в 5 метрах от автобуса. Даже автобус, ехавший впереди нас, вернулся, т.к. наш водитель оповестил других о находке. Этикет у них такой.

По сравнению со своими детками, мама-гризли была похожа на огромную гору светло-коричневого меха. Холка даже отливала блондинисто-золотым. А все медвежата носили простые черные шубки, и лишь у одного было белое “ожерелье”. Медведица не обращала никакого внимания на автобус, с упоением обдирая кусты вороники, погружая в них мощную голову по самые уши. Детишки играли рядом, периодически сворачиваясь в дерущийся клубок, иногда подкатывая к маме и кусая её за ногу. Зрелище было презабавное, народ умилялся.

Если бы медведица подняла голову и посмотрела на людей за стеклами автобуса с округлившимися глазами, тоже бы умилилась.
Медвежонок с белым воротничком был меньше всех и быстро уставал. Тогда он садился в кустах и схватив лапами ветку как букет цветов, рассматривал и кушал ягоды. Когда медвежата сильно досаждали медведице, она ласково отстраняла их лапой, и открывала огромную пасть с клыками для острастки.
Обычно у медведицы рождается как раз три медвежонка, которые два-три года ходят с мамой, а потом живут своей жизнью. Однако, помнят мать, и изредка возвращаются к ней, выпрашивая еду. Как раз такое возвращение взрослого медвежьего сына мы увидим позже, в национальном парке “Катмаи”.

Позади нашего автобуса скопился целый хвост из других, тоже желающих посмотреть на медвежью семью вблизи. Пришлось из вежливости отъезжать. Народ восторгался. Одно дело зоопарк или даже сафари, и совсем другое - дикая местность, где невозможно предсказать появление животных.
Вечер мы провели в кемпинге, укутанные туманом. Только раз пришлось съездить в ближайший магазинчик около Riley creek за бутылочкой рислинга. Там же можно помыться (правда за грабительские 4 бакса), и постирать за $2. Но не будешь же грязный ходить, тем более после тяжелого перехода по тундре.

Ближе к ночи появилась знакомая нам парочка сорокопута и белки. Подкормив голодающих, мы замуровались в палатке, как следует утеплившись. В эту ночь ожидалось сильное понижение температуры.
На 5 утра назначили подъем. К половине первого дня мы должны были попасть в Анкоридж, сдать машину и пройти регистрацию на рейс, отправляющийся на полуостров Аляска, в сердце национального парка “Катмаи”.