В 5 утра, 1 января, нового 2008 года, около 10 спелеолыжников различных полов и возрастов погрузилось в поезд Абакан-Москва, дабы начать свое путешествие к восточно-саянской тайге. целью маршрута было посещение красивейшей(есть такое мнение у старших товарищей) пещеры Сибири - Лысанской, а также находящейся неподалеку от нее, посещаемой только нашим клубом пещеры Павловской. Нитка маршрута : Новосибирск- Красноярск-поселок Кошурниково- деревня Чибижек - р. Шинда - р. Балахтисон - руч. Павловский - руч. Лысан. - п. Лысанкая -п. Павловская - обратно.

История освоения и посещения пещер Лысанской и Павловской членами нашего клуба началась в 1991 году. Тогда пещеру Лысанскую с подземной рекой посетили Тема Ковалевский и А.В. Шихов (Патрон). С нахождения и первопрохождения пещеры Павловской (1994 год) стрелка реки Павловки и ручья Лысан становится центром, если не сказать меккой, спелео, водного, лыжного и даже пешего туризма для спелеологов нашего клуба. Мы совершили туда штук 10 различных путешествий, и все они ярко запомнились участникам и живут в их воспоминаниях как самые-самые... самые соленые, самые сухие, самые легкие, самые теплые. Мы приближались к этой точке с севера, с юга, с запада и даже с востока (несмотря на то, что с востока - 1000 верст тайги). С 2001 года мы не могли попасть в пещеру Лысанскую с подземной рекой по понятной и естественной причине - в 500 м от нее находится пещера Павловская, в которой ведутся исследования, открываются новые ходы, трубы и сифоны - и все это членами нашего клуба. Между тем пещера Лысанская манила нас всегда. И наконец 1 января 2008 года мы решительно собрались, подпоясались и вышли группой в 13 человек. 14-й участник - абаканский спасатель Алексей Щекотов - присоединился к нам уже в Абакане. Доехав до поселка Чибижек, надеваем лыжи и идем некруто в горку по дороге. Есть место, где вода выходит на дорогу - приходится снимать лыжи и прыгать по деревьям. К концу второго дня, уже в темноте, выходим к переправе через Павловку - вода, вышедшая из пещеры, весело плещет и норовит искупать. К ночи ставим нашу красную палатку напротив пещеры Лысанской - главной цели нашего путешествия. Громадный вход зияет справа, а слева вода подземной реки с шумом выплевывается через воклюз - дырочку в скале. На следующий день надуваем лодку и отправляемся в плавание по подземной реке. Вскоре отдыхаем на песчаном пляже. Потом елка, служащая шестом для восхождения на верхний этаж. После калибровок и узостей верхнего этажа возвращаемся к лодке и путешествуем по реке ко второму сифону. Здесь тросы уводят под воду - к засифонному продолжению пещеры. Выбег на улицу в -40, добежать до палатки метров 100, но за это время комбез успевает превратиться в ледяные латы, а вода замерзнуть в сапогах. Вторая часть группы в это время посещает пещеру Павловскую с прекрасными ледяными кристаллами на входе, забавными извилистыми ходами, подземным ручьем и перспективами новых исследований. На следующий день собираемся обратно. Нас настигает группа Натальи Закревской, пришедшая с севера. К утру добираемся до поселка Чибижек, ночуем в школе на сцене. Мы периодически читаем в школе лекции о своих исследованиях, и нас пускают туда в любой час ночи. Прибыв в Кошурниково, предприняли рождественское путешествие на такси через половину южной Сибири, чтобы доставить Алену к самолету. По дороге нас принимали за представителей какой-то секты, так что к концу путешествия мы сами стали называть себя грязными братьями. В Красноярске нас встречал совершенно пустой аэропорт - синичка была единственным живым существом. За час до отлет нашли дежурную, которая была поражена нашим визитом - она не знала, что в аэропорт можно прийти пешком.