Италия / Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Кельн - Амстердам - Париж - Барселона - Мадрид - Рим - Пиза - Флоренция - Милан

16 июля - 2 августа 2009 г.

Отчет

В июле 2009 года ездили вдвоем самостоятельно в Европу по маршруту
Киев-Кельн-Амстердам-Париж-Барселона-Мадрид-Рим-Пиза-Флоренция-Милан-Катовице-Киев
(Украина-Германия-Голландия-Франция-Испания-Италия-Польша-Украина).

Катовице в Польше был просто пунктом пересадки с самолета на самолет, провели в аэропорту 6 часов, никуда не ездили. Летали бюджетными авиалиниями, ездили поездами по дешевым билетам. Всего было 5 авиаперелетов и 7 поездов (7 по предварительному плану, а в действительности - 9).
Все планировал и покупал заранее в Киеве, по интернету.

Полезные сайты при подготовке маршрута
www.skyscanner.net Отличный и удобный поиск самых дешевых авиабилетов. В конце перебрасывает на сайт авиакомпании для покупки билета
www.wikitravel.org/en Классные путеводители и актуальная информация по трансферу в/из аэропортов (только английская версия, русская очень неполная).
http://www.lonelyplanet.com/thorntree/index.jspa - гигантский форум на англ. языке с ответами на любые вопросы, связанные с путешествиями. По каждой стране есть очень полезный FAQ.
http://shop.lonelyplanet.com/index.jsp?lpaffil=lphp-topindex - можно бесплатно скачать некоторые главы путеводителей Lonely Planet (самая полезная из них – Getting started) по любой стране мира. На английском языке.
www.bahn.de - ж/д Германии
http://onlineboeken.nshispeed.nl ж/д Голландии
www.trenitalia.com ж/д Италии
www.renfe.es  - ж/д Испании
www.movelia.es  - автобусы в Испании
www.thalys.com - Скоростные поезда в Северо-Западной Европе (Германия, Бельгия, Голландия, Франция)
www.eurolines.com - автобусы по всей Европе
www.hostelworld.com - хостелы во всем мире
www.booking.com - бронирование гостинниц
www.wizzair.com, www.easyjet.com, www.ryanair.com - крупные лоукост авиакомпании, остальные найдет www.skyscanner.net

Кредитная карточка
Для интернет-платежей сделал евровую карточку Visa Classic в Укрсиббанке. Стоит 100 гривен в год, делается неделю. Затем кладешь необходимую сумму в евро в любом отделении Укрсиббанка.

Виза
Делал голландскую визу в Киеве в визовом центре. На сайте есть список необходимых документов. Кроме них, сдавал факс с подтверждением брони отеля в Амстердаме, распечатки бронировки хостелов на www.hostelworld.com, план маршрута по дням, авиабилеты туда-обратно, ж/д билет Кельн-Амстердам. Просил визу на 25 дней, дали на 18 дней (ровно по датам авиабилетов). Виза стоит 35 евро + 275 гривен услуги визового центра. Вы можете подавать документы прямо в посольство Голландии и не платить визовому центру, но записываться на подачу надо минимум за 6 недель. На сайте визового центра назначаешь день и время, когда придешь сдавать документы. Если это не первый шенген за последние пару лет, то собеседования не будет. Никаких очередей в центре нет, все очень вежливо и корректно. В этом же центре можно оформить визы Испании и Бельгии. Страховку делал в Просто-страхування (120 грн за 25 дней). Справка из банка о счете и движении по нему стоила 100 грн.

Маршрут поездки, 18 дней
16.07 Чт Киев-Кельн KBP-CGN (www.wizzair.com) 17:50-19:45 26,4 euro;
17.07 Пт Кельн-Амстердам поезд (можно купить на www.bahn.de или http://onlineboeken.nshispeed.nl ) 08:48-11:25 (2:37) (ICE) 29€
18.07 Сб Амстердам
27.07 Пн Мадрид-Рим MAD-CIA (www.easyJet.com) 6:50-9:10 23,24 euro;
28.07 Вт Рим
29.07 Ср Рим
30.07 Чт Рим-Пиза региональный поезд (Regionale) (www.trenitalia.com)
10:15-14:25 17,5 euro;
Пиза-Флоренция 5,7 euro; региональный поезд (Regionale) (www.trenitalia.com)
31.07 Пт Флоренция
1.08 Сб Флоренция-Милан. Поезд (www.trenitalia.com) 06:38-10:05 (03:27) 23,5 euro;
2.08 Вс Милан- Катовице BGY-KTW (www.wizzair.com) 12:40-14:20 52 euro;
Катовице - Киев KTW-KBP 20:45-23:15 (www.wizzair.com) 34,5 euro;

Фотографии

Барселона
Ватикан
Пиза

Багаж
Ездили каждый с одним рюкзаком до 10 кг, его брали в самолеты как ручную кладь. Нигде в багаж ничего не сдавали, и, соответственно, не доплачивали за него. Ограничения по размерам ручной клади на всех бюджетных авиалиниях - 55х40х20 см. С линейкой никто багаж не проверяет и не взвешивает. Но если багаж очень большой на вид - могут придраться. В случае онлайн-регистрации с Easyjet на него вообще смотрят в последний момент, уже при посадке в самолет. Если есть перевес, можно где-то спрятать излишек, зарегистрироваться, а потом вернуться и забрать спрятанное, так как ручную кладь вы несете на борт сами.

Города

Кельн
Из Киева самолетом Wizzair прилетели в Кельн (Cologne Bonn Airport). Он находится между Кельном и Бонном, можно уехать в любой из них, поэтому аэропорт так и называется. Из аэропорта в Кельн ходят электрички (S-Bahn), стоимость 2,3€; в одну сторону, покупать в автомате (нужно иметь евровые монеты или мелкие купюры), поезд едет 15 минут и вы приезжаете на главный вокзал Koln Hbf.
Сразу возле вокзала главная достопримечательность Кельна - собор. Один из лучших в Европе.
Посмотрели город (3 часа или полдня вполне достаточно), переночевали и утром уехали на поезде в Амстердам. Поезд ICE, билет покупал на www.bahn.de (29€) их много ходит в течении дня, дешевые билеты надо хорошо поискать. При покупке билетов на www.bahn.de вы должны иметь при себе во время поездки карточку, по которой вы платили на сайте (виртуальные карточки не подходят). Нет карточки – билет недействителен. Поезд идет 2:37, приходит на главный вокзал в Амстердаме.
Билеты проверяет в поезде один и тот же контролер (один на весь поезд) 2 раза.

Амстердам
В Амстердаме жили 3 дня. Бесплатных карт города в туристических офисах нет, можно взять только в отеле или хостеле. Центр маленький, можно перемещаться пешком или на велосипеде. На метро не ездили ни разу, не было необходимости. Время на осмотр города - 1-2 дня (за 1 можно успеть, если очень мало времени). Вход в музей Ван Гога – 12,5€, скидки не действуют. Есть хороший пункт общепита (их несколько по городу) - Wok to go или Wok to walk. 5-7€ за порцию (лапша или рис с мясом или овощами) - очень вкусно, одной порцией можно хорошо наесться. В Амстердаме стоит взять велосипед напрокат хотя бы на 3 часа (6€). Город очень хорошо адаптирован для велосипедов, везде дорожки, машины везде уступают велосипедистам дорогу, а пешеходы в страхе жмутся к обочине.
Из Амстердама поехали в Париж поездом www.thalys.com за 33€. Как и все остальные, билет покупался заранее на сайте. Идет 4 часа, есть много отправлений в течении дня, не на все из них есть дешевые билеты (в основном, дешевые билеты на неудобное время). Билеты проверяли 1 раз уже в поезде.

Париж
Поезд приезжает в Париж на вокзал Gare de Nord. Это большой транспортный узел. В Париже был второй раз, поэтому внимание уделил местам, в которые не успел в первый раз. Бесплатную карту города можно взять в пунктах информации для туристов. Билет на метро стоит 1,6€, выгоднее покупать в автомате 10 билетов сразу (carnet) – 11,6€. Контролеров ни разу не встречал, но они бывают (рассказывали парижане). На некоторых станциях билет нужен и для того, чтобы выйти. Тем не менее, бесплатно ездить реально. Штраф – 50€. На Париж надо планировать минимум 3-4 дня (если в первый раз). Но можно и 2 дня, а потом еще когда-нибудь вернуться.
Вход в Лувр - 9€, по вторникам не работает, первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный. Внимание для любителей шары! В Лувре есть камера хранения, она бесплатна. И сдать в нее багаж можно не покупая билет, так как камера хранения находится в вестибюле, до пункта контроля билетов. И никто в камере не проверяет, есть у вас билет, или нет. Т.е. можно сдать туда рюкзак, гулять весь день по Парижу, а вечером, перед закрытием музея - забрать.
Из Парижа мы летели с easyjet.com в Барселону за 41,24€. С easyjet-ом есть небольшой нюанс. Заявленная цена на сайте ниже, но при оплате любой другой карточкой, кроме Visa Electron, к сумме в самом конце добавляется комиссия около 8-9€ за транзакцию, и ее избежать никак нельзя (разве что платить Visa Electron, но не факт что платеж по ней пройдет). Также на сайте easyjet.com после покупки билета можно сделать онлайн-регистрацию (online check-in) и распечатать посадочный талон. Это можно сделать уже за 60 дней до вылета вашего рейса. Если у вас только ручная кладь (1 вещь до 10 кг), с этим посадочным талоном можете сразу идти на проверку службы безопасности (security control), а затем к воротам (gate). Самолет улетал из Аэропорта Шарль де Голь (Charles de Gaulle International Airport (CDG). Из Парижа туда надо добираться электричкой RER, линия В. Билет стоит 8,4€, покупается в автомате или в кассе (кассы с персоналом в Париже есть далеко не на всех станциях). Поезд едет около 40 минут. В аэропорту есть 2 остановки RER. Предпоследняя для терминалов 1 и 3, и последняя - для терминала 2. Смотрите в вашем билете, какой у вас терминал.

Барселона
Из аэропорта (Barcelona International Airport (BCN) до центра города - 10 км. Поезд Renfe идет каждые 30 минут, время в пути 25-30 минут, стоимость 2,20€. Или можно купить в автомате T-10 ticket (€7.20 за 10 поездок, включая все поездки на автобусе и метро ,сделанные в течении 75 минут после активации). Таким образом, из аэропорта в центр мы добрались за 0,72€ - европейский рекорд! Этот же билет использовали затем сразу же для метро, дополнительной поездки не засчитали. Этот Т-10 представляет собой запрограммированную на 10 поездок карточку, т.е. использовать его вдвоем можно только если вы все время ездите вместе.
Мы были в Барселоне 2 дня, но я бы с удовольствием остался там на 3-4 дня. Архитектура Гауди очень впечатляет (La Sagrada Familia, Casa Batllo, Casa Mila, Park Guell)
Так же очень рекомендую поездку на гору Montjuic (метро, затем пешком, или фуникелер. Но фуникулер (подвесные кабинки) очень дорогой, а пешком идти минут 15-20).
В Барселоне есть пляж, можно купаться в Средиземном море. За городом (примерно час на электричке) – пляжи получше.

Мадрид
Из Барселоны уехали в Мадрид ночным поездом (www.renfe.es). 22.20-07.21, стоимость 33€. На сайте выбирал тариф Joven Tracheta (молодежная карточка), по этому тарифу билеты дешевле. Наличие молодежных карточек (ISIC, Euro26) никто не проверял. Есть еще вариант – несколько ночных автобусов (www.movelia.es), но по своей карточке я не смог купить там билеты, так как сайт ее не принимал. На всех других сайтах покупал нормально. Автобусы идут часов 8-10, стоят 30€. Меры безопасности на барселонском ж/д вокзале Sants такие же, как в аэропортах – багаж просвечивают, людей пропускают через рамку. Опасаются террористов ЭТА. Билеты проверяют 3 раза на самом вокзале, до выхода на путь. На пути и в самом поезде уже никто ничего не проверяет. Купе состоит из 8 кресел (друг напротив друга), если купе заполнено, спать не очень удобно. В нашем купе, кроме нас, еще были поляк и специально обученный китаец ростом метра полтора. Он даже не мог сам забросить свой чемодан на полку для багажа. Каждому получилось по 2 противоположных кресла. Китаец вообще не испытывал никаких неудобств. Мы же провели ночь в диких извращенных позах, но выспались. Есть и другие вагоны – там нет отдельных отсеков, кресла расположены по принципу автобуса. В Мадриде с вокзала доехали на метро в центр (билет 1€, есть пакет 10 билетов, стоит где-то 7,4€).
Если мало времени, и не пойдете в музей Прадо, для Мадрида вполне достаточно одного дня. Мы были два дня, во второй просто отдыхали. Есть интересный центр современного искусства Tyssen (черех дорогу от Прадо). Единственный крупный супермаркет в центре - на площади Sol, в подвале торгового центра El Corte Ingles. Площадь Sol (одноименная станция метро) – самая центральная площадь, от нее начинаются все маршруты по городу. Кое-где есть туристические информационные центры, там дадут бесплатную карту и ответят на все вопросы. В Мадриде стоит сходить в Королевский дворец (3,5€ по ISIC, Euro26). Также очень классный парк Retiro.
Поскольку у нас был очень ранний самолет в Рим (6:50), доехать утром на метро в аэропорт мы уже не успевали, поэтому ночевали в аэропорту Barajas International Airport (MAD). Приехали туда ночью на метро (1€ за билет метро + 1€ дополнительный сбор за поездку в аэропорт, этот дополнительный билет можно купить в автомате уже прямо в аэропорту, без него через турникеты не пройдешь). Метро из центра едет примерно 20 минут (есть специальная ветка в аэропорт).
Самолет был easyJet.com, 6:50-9:10, цена на одного - 23,24€.
Если будете ночевать в аэропорту, и у вас будет на руках посадочный талон с онлайн-регистрации – не ждите утреннего открытия регистрации, идите прямо на проверку службы безопасности, а затем спите и ждите посадки на самолет в зале ожидания. Потому что до зала ожидания нигде нет никаких скамеек – приходится спать на полу. Перед стойкой регистрации было много таких персонажей, создающих атмосферу цыганского табора, чуть ли не весь наш рейс. Мы к ним тоже присоединились и очень сильно не выспались.

Рим
Из римского аэропорта Сiampino (CIA) ходят автобусы в город. Самый дешевый вариант – доехать из аэропорта на автобусе до конечной станции метро Anagnina (1.2€). Ходят раз в 40 минут. Билеты можно купить у водителя. Автобусная остановка прямо на выходе из аэропорта. Хаос там дикий, как и везде в Италии, поэтому соображайте быстро, не теряйтесь. В Италии все почти как дома, поэтому приобретенные дома навыки выживания очень помогут. Затем на метро в центр (станция Termini). Билет на метро стоит 1€. На удивление, в Риме всего 2 линии метро – А и В. Termini – пересадка.
Сколько дней нужно в Риме? Минимум – 2 дня. Оптимально – 3 дня. Мы почти все посмотрели за 2, утром четвертого дня уехали в Пизу.
Самое главные объекты – Колизей, рядом с ним Палатино, форумы, площадь Венеции. Затем – Ватикан. До него надо ехать на метро 20 минут со станции Термини. Недалеко от Ватикана - Замок Святого Ангела. Также из главных достопримечательностей – фонтан Треви, Пантеон. Но вообще в Риме очень много всего интересного. Бесплатную карту можно взять в аэропорту (на стойке компании, которая продает автобусные билеты) и в отеле/хостеле.
В Колизей всегда большие очереди, но есть один хитрый трюк. Билет в Колизей дает также право входа в Палатино (большая территория рядом с развалинами всех мастей) и римский форум. Вход в Палатино – в 300 метрах от входа в Колизей. Идете сначала в кассу Палатино, покупаете там этот единый билет (12€), затем без очереди проходите в Колизей, свысока посматривая на робких туристов. После Колизея – в Палатино.
В городе огромное количество колонок c питьевой водой. Рядом с площадью Largo Argentina (это недалеко от Piazza Venezia), есть дешевый супермаркет DeSPAR.

Пиза
Из Рима на региональном поезде поехали в Пизу (10:15-14:25), 17,5€. Поезд опоздал на 20 минут, потом 5 минут гонялись за ним по вокзалу, так прибыл он на очень далекий путь, а информацию об этом обнародовали за 2 минуты до времени нового отправления поезда. Но и на этот раз, он, естественно, вовремя не отъехал. Вообще английское выражение to catch the train в Италии приобретает буквальное значение.
В Пизе от ж/д вокзала до башни 20 минут пешком. По дороге, недалеко от вокзала есть туристический инф. центр с картой. Все достопримечательности сосредоточены на одной площади – башня (вход 15€), собор, 2 музея. На Пизу нужно 2-3 часа на все про все. Поэтому ее можно посмотреть по дороге в/из Флоренции. На площади туристы со всего мира фотографируются в неэстетичных позах, имитируя поддержку башни руками. Умоляю вас не поддаваться массовому безумию и не делать этого.

Флоренция

Из Пизы во Флоренцию (Firenze по-итальянски) ходит много региональных поездов (раз в 30-60 минут, 5,7€). Билеты в нем почему-то никто не проверял. Было больно. Флоренция мне очень понравилась. Были там вечер и целый день – этого было достаточно. Также там есть знаменитая галерея Uffigi. Если собираетесь в нее – планируйте больше времени. А в принципе, все равно за день можно успеть. Флоренция очень небольшая. И атмосфера в городе намного более историческая и доброжелательная, чем в Риме. Город производит приятное и целостное впечатление.

Милан
На утро у нас были электронные билеты Флоренция-Милан (06:38-10:05), 23,5€.
Придя на центральный вокзал, никаких следов нашего поезда мы не обнаружили. Не работало табло, по вокзалу метались обезумевшие толпы туристов и итальянцев, никто не знал, с какого пути что отправляется, персонала на станции не было. Все вслушивались в доступные и понятные объявления на итальянском (250 слов в минуту). Затем мы выяснили, что перепутали вокзалы. Мы пришли на центральный, Santa Maria Novella, а поезд отходил со второстепенного Stazione Firenze Campo Marte. Но осознали мы это слишком поздно. Поезд уже ушел. Внезапно появившиеся работники железной дороги в форме сообщили нам, что мы можем сесть на следующий поезд и лишь доплатить разницу. Поезда в Италии бывают скоростные (около 47€, едет путь Флоренция-Милан 2 часа), средние – 3-3,5 часа и около 25€ и региональные (прямых между Флоренцией и Миланом нет). Мы дождались ближайшего среднего поезда, вальяжно заняли чужие места и поехали. Появившийся через час контролер нашего оптимизма не разделял, и высадил нас в Болонье. Штраф не требовал, сказал, что надо купить билет Болонья-Милан, раз мы опоздали. Билет Болонья-Милан стоил 25€. Я решил так просто не сдаваться, пошел в службу помощи клиентам (есть на каждом крупном вокзале), объяснил им трудную историю своей жизни, и они написали мне непонятные закорючки на моем просроченном билете, поставили печать, и сказали, что мы можем доехать до Милана бесплатно двумя региональными поездами. Сначала Болонья-Пьяченца, затем Пьяченца-Милан. Так мы и сделали. Так что внимательно смотрите, с какого вокзала отходят ваши поезда.
В Милане достопримечательностей очень немного. Собор (центральная ст. метро Duomo), замок, театр Ла Скала, шоппинг-улица Monte Napoleone. Собор и замок очень впечатляют, театр выглядит как обычный дом, магазины порождают чувство классовой ненависти. Магазинов очень много, деньги легко можно тратить со скоростью 1000€/метр и выше. Есть и традиционный набор демократичных марок одежды. На осмотр достопримечательностей может понадобиться часа 2-3.
На следующий день поехали в аэропорт Бергамо. Это самый дальний аэропорт в округе Милана. Автобусы во все 3 Аэропорта (Malpensa, Linate и Orio al Serio airport, Bergamo) отправляются с Milano Centrale station (главный ж/д вокзал, одноименная станция метро). Билет в аэропорт Бергамо стоит 8,9€, 3 билета продают по цене двух (17,8€). Купить можно как в киосках на вокзале, так и у водителя. Автобусы ходят каждые 20-40 минут, едут час, в будни возможны пробки, надо делать запас времени.
Самолет wizzair.com Милан- Катовице BGY-KTW (Wizzair.com) 12:40-14:20 52€
Самолет wizzair.com Катовице – Киев KTW-KBP 20:45-23:15 (Wizzair.com) 34,5 €
Затем мы прилетели в польское Катовице, там подождали 6 часов в аэропорту. В самом Катовице смотреть совершенно нечего, в Краков ехать 1,5 часа (маршрутка до Катовице + поезд или прямая маршрутка, что дороже). Вечером сели на самолет Катовице-Киев и через два часа были дома. Путешествие закончилось.

Жилье
Хостелы бронировал через www.hostelworld.com, также искал вписки по www.couchsurfing.org. В Италии каучсерферы-итальянцы принимают только девушек в любых количествах. Если вы носите гордое звание мужчины или путешествуете парой, то обращайтесь к женщинам или забудьте о вписках в Италии вообще. Во Флоренции, правда, я нашел бесплатное жилье, читайте об этом ниже.

Кельн
18.5€ с чел/сутки за койку в 6-местном смешанном номере. Идеальное расположение (300 метров от Собора и вокзала). Чистый. Рекомендую.

Амстердам
Бронировал на их сайте www.hotel-abba.nl
37,5€ с чел/сутки за двухместный номер, туалет и ванная одни на 2 номера. Присылают подтверждение факсом для посольства. В случае отмены бронирования, в любом случае снимают с карточки стоимость первых 3 ночей. Был выбран только из-за визы, вообще есть варианты подешевле. Расположение – 15 минут пешком до центра. Завтрак включен в стоимость (шведский стол).

Париж, Барселона
Жилье по www.couchsurfing.org

Мадрид
Забронировали за 17€ с чел/сутки за койку в 6-местном смешанном номере. Нам за те же деньги предоставили двухместный номер, потому что был большой наплыв туристов. Расположен прямо в центре Мадрида, убирают там с маникальным упорством. В нашей комнате (Private) не было окон.

Рим
18€ с чел/сутки за койку в 6-местном смешанном номере. Хороший хостел, расположен недалеко от главного вокзала (Termini), до центра 15-20 минут пешком. В 200-х метрах от отеля есть недорогой супермаркет Pam. Чисто, кровати очень удобные, постель чистая. Рекомендую.

Флоренция
Жили в хостеле, но по www.couchsurfing.org. Они предоставляют одну комнату (4 кровати) для коучсерферов. Надо заплатить только 4€ за членство в их организации. Постель дают только за дополнительные 2€, можно спать в своем спальном мешке. Хорошее расположение, неплохие условия.
Профиль в CS https://www.couchsurfing.org/people/ospitale/

Милан
22,5€ с чел/сутки. Номер на двоих. Расположен в мрачном районе, рядом с метро Lambreta, до центра 20 минут на метро. Чисто, ванная и туалет в номере. Хорошие условия за эти деньги. В Милане очень мало хостелов. Это, фактически, 1-звездочный отель. В 200-х метрах от отеля есть супермаркет.

Питание
В Мадриде комплексный обед на человека в ресторанчике стоит 12€, в Риме – 15€. Часто есть наценка 1-2€, если сидишь на терассе, а не внутри заведения. В основном закупались в супермаркетах. Набор продуктов на обед или на завтрак+обед на двоих обычно обходился около 5€. Почти в каждом супермаркете есть акционные товары, а также товары private label – собственная торговая марка супермаркета. Они существенно дешевле других торговых марок. В основном, брали именно такие продукты. Фрукты и овощи стоят примерно столько же, сколько в Украине. Воду не покупали, набирали в 1,5 л бутылку колонках и кранах. В Испании и Италии очень много колонок с питьевой водой на улице. В супермаркетах практически везде вода стоила 0,42-0,75€ за 1,5 л. В Европе чем северней, тем дороже. Из наших стран самая дорогая была Голландия, затем, по убыванию - Франция, Испания, Италия.

Расходы
5 авиаперелетов и 7 поездов стоили 319€ на человека
Жилье (11 ночей в отеле/хостелах) – 224,5€ на человека
Бесплатное жилье – couchsurfing (6 ночей), 1 ночь в поезде Барселона-Мадрид, 1 ночь в мадридском аэропорту
Средние расходы в день на человека - 16€ (еда, городской транспорт, трансферы в/из аэропортов, вход в музеи)
Итого, вся поездка (18 дней - все переезды, перелеты, жилье, питание, ежедневные расходы, вход в музеи, городской транспорт, трансферы в аэропорты) обошлась в 800€ на человека.

Выводы
По Италии очень удобно и дешево передвигаться региональными поездами. Покупать билеты заранее не нужно – за 2 минуты до отправления они стоят столько же, сколько и за 2 месяца. На региональные поезда билеты никогда не заканчиваются. Этот способ передвижения особенно удобен, если хочется посетить много небольших городов в Италии. Расписание и цены - на www.trenitalia.com
Лоукосты часто опаздывают. 15-30 минут опоздания – очень частое явление. Учитывайте это.
Хороший маршрут, посетили много культовых городов. Ничего невозможного нет! Вы можете побывать в любой точке земного шара, нужно только захотеть и приложить усилия.
Немного напрягало то, что все это были большие города (кроме Пизы). Такие маршруты надо разбавлять какой-то природой и маленькими городками/деревушками. Под конец свежесть восприятия теряется, большого эмоционального подъема увиденное не вызывает. Также неплохо планировать день отдыха где-то на 6-7 дней активного путешествия. Потому что накапливается сильная усталость от непрерывной ходьбы, осмотра достопримечательностей и новых впечатлений.