Пешеходный маршрут от г. Гороховец (Владимирская обл.) до пос. Фролищи (Нижегородская обл.)
Золотая осень Vol.3
Преамбула

Есть такие походы, которых ждешь с нетерпением весь год.  И вроде бы ходил уже в них не раз, а все равно сидит в тебе маленький человечек с рюкзаком и канючит: «Ну когда, скорей бы уже». У меня таких походов два: «майский сплав» и «золотая осень».  С первым все понятно, природа просыпается, солнце светит ярко, душа жить хочет. «Золотая осень» - это одна из последних возможностей перед долгой зимой увидеть живой лес, попрощаться с опадающими листьями, глотнуть терпкого осеннего воздуха и, если повезет, немного обгореть под чуть теплыми лучами уже остывающего солнца.

Не стали мы сильно мудрствовать над маршрутом в этот раз и пошли в наши любимые Фролищи. Откуда мы туда только не ходили? Да вот хотя бы от Гороховца. На этом и порешили. Выдвинулись в пятницу вечером впятером (шестой присоединился к нам в Дзержинске). В Гороховец приехали около 9 вечера, поэтому времени на небольшой переход и установку лагеря почти не было. Вообще стоит сказать, что я сильно пожалел о том, что в Гороховце мы не оказали днем, ибо город этот, без сомнения, достоин более пристального внимания, чем то, которое мы ему уделили. Зато теперь у меня есть четкий план на однодневную поездку в какой-либо из выходных дней. Итак, высадившись с автобуса совсем рядом с понтонным мостом, мы беспрепятственно его перешли и, проследовав еще около двух-трех километров на север, встали рядом с дорогой. При установке палаток столкнулись с первой неприятность: в клубной палатке вместо трех стрингеров, положенных ей по комплектации, их был целый набор (разных цветов, с резинками и без таковых и т.д.), поэтому ставили ее в темноте около 25 минут. В отсутствие воды съели сух. паек и легли спать.

Амбула. День первый

Начало пути Начало пути
Воспоминание о лете Воспоминание о лете
Дорога Дорога
Мост Мост
Все та же дорога Все та же дорога
После обеда жизнь хороша После обеда жизнь хороша

Я проснулся первым около 7 и попытался идентифицировать место, на котором мы встали. Пройдя пятьсот метров в обратном направлении нашел мост через ручей Великий, который мы благополучно проскочили вчера в темноте. Там же надыбал сухих сосновых веток и с чувством собственного достоинства вернулся в лагерь разводить костер и готовить завтрак. Возвращаться за водой на ручей не решился, поэтому воду набирал в канале, рядом с которым мы стояли. (Водичка, конечно, не ахти какая, но не такую еще пили. Успокаивал себя тем, что кипячение убивает все микробы).  Позавтракали без эксцессов и двинули вперед. Туту же слегка плутанули, прибежав лесом мимо моста через канал и уйдя в сторону поселка Инженерный. К счастью, встретившийся по пути тракторист, любезно указал нам на нашу ошибку, и мы вернулись к мосту. Поскольку обед был запланирован на озере Великом, прибавили ходу. На первом пересечении с ручьем Великим встретили мужика на велосипеде с двумя полными ведрами зеленух. Он много улыбался, потрещал с нами за жизнь минут пятнадцать и уехал, затем он снова приехал и настоятельно просил нас не заблудиться на какой-то развилке. Узнав, что мы – счастливые обладатели карты-километровки, успокоился и уехал окончательно. Совсем скоро мы оказались на Великом озере и встали на обед. Озеро Великое названо Великим не просто так, оно действительно имеет внушительные размеры (почти 3 км. и длину и 1 км. в ширину). Но самая главная его загадка, терзающая умы не одного туриста – это железная дорога, протянувшаяся подобно кругобайкальской железной дороге по берегам этого озера, при этом на одном из берегов дорога есть и прекрасно функционирует, а на втором от нее остались лишь светлые воспоминания. Нам достался берег без ж/д путей. Во время обеда было принято решение идти до Светлых озер, вместо озера Варех и там оставаться ночевать. Вполне осуществимая задача. Кроме этого, я окончательно убедился в том, что стер ноги по колено новыми берцами и обул стояночные кроссовки.  Вышли около 3-хчасов. Около 4-х километров проследовали по насыпи узкоколейки, а затем свернули в лес. Здесь нам встретились следы жаркого лета 2010. Лес частично сгорел. Однако стоит признать, что пострадал он относительно мало. В 8 вечера пришли на Светлые озера и  встали на ближнем к дороге. Несмотря на то, что ушли мы на менее посещаемый берег, следов присутствия человека и здесь было предостаточно. Это неудивительно по двум причинам: во-первых, озера находятся близко к асфальтовой дороге, что делает доступ к ним совершенно беспрепятственным. Во-вторых, живописность карстовых озер, находящихся среди соснового леса привлекает сюда большое количество людей. Следствием вышеописанного является относительная захламленность этого места. В этот вечер палатка снова решила потрепать мне нервы и отказывалась вставать 30 минут, выслушав от меня немало эпитетов. После ужина долго сидели у костра, смотрели на звезды, играли на флейте, разговаривали, затем разошлись по палаткам, ибо на следующий день предстояло дойти до Фролищ и потусоваться там.

День второй (он же последний)

На берегу озера На берегу озера
Солнце всходит Солнце всходит
Путь домой Путь домой
Яркий лес Яркий лес
Все вместе на берегу Луха Все вместе на берегу Луха
Успенский собор Свято-Успенской Флорищевой пустыни Успенский собор Свято-Успенской Флорищевой пустыни
Он же с обратной стороны Он же с обратной стороны
На колокольне На колокольне
Пол внутри собора Пол внутри собора
Под куполом Под куполом

Проснулся от холода раньше 7. Солнце еще не взошло, но было уже светло. Решил развлечь себя разжиганием костра. Побегал за дровами и немного согрелся. Отдельно слово о второй нашей палатке: ее взял с собой Леха, при этом он уверял меня, что палатка легкая и ставиться за пять минут. Палатка была действительно легкая и действительно ставилась за пять минут, но при всем этом она была горная и однослойная. Ее однослойность и сыграла с нами злую шутку. В октябре, когда температура воздуха ночью нередко опускается ниже нуля, палатка была совершенно непригодна для комфортного сна, кроме того конденсат, скапливающийся на потолке и стенках палатки от воздуха, выдыхаемого спящими в ней людьми, норовил ливнем обрушиться на каждого несчастного, пытающегося из палатки выйти. Иными словами, просыпаясь от жуткого холода и пытаясь свалить из палатки, дабы движением согреться, ты в вдогонку получаешь еще и порцию ледяного дождя. Но хватит о грустном. Народ стал потихоньку выползать из палаток и тянутся к разгорающемуся костру, когда из-за леса взошло Солнце. Ради таких моментов, стоит ходить в осенние походы, терпеть ночной холод и прочие лишения. Я бросил все дела, схватил фотоаппарат и побежал фотографировать все подряд. После завтрака быстро собрались и двинули. Пересекли асфальтную дорогу, затем железную и попали в… Мордор. Иначе никак не назовешь. Песок, торчащие из него сухие корни и вывороченные сосны. Тащились по этой унылой местности километров восемь, затем снова начался лес. По нему довольно быстро вышли на железную дорогу и по ней дошли до Фролищ оставшиеся 3-4 километра. Времени, как и предполагалось, оставалось много для того чтобы посетить Свято-Успенскую Флорищеву пустынь, но сначала мы решили пообедать на берегу Луха. Только развели костер и тут же к нам подошли… Саша Логинов (незабвенный руководитель турклуба «Подорожник») с братом. Я, конечно, ожидал увидеть их во Фролищах, поскольку они оба поют в монастыре на клиросе, но столь ранняя встреча стала для меня неожиданностью. Впрочем, это было к лучшему. Оставшееся до поезда время мы провели очень даже интересно. Саша провел обзорную экскурсию по монастырю для тех, кто там еще не был, сводил нас всех на колокольню и в реставрирующийся Успенский собор (сейчас там идет роспись стен). Уехали мы вместе на вечернем поезде, увозя с собой много ярких впечатлений, таких же солнечных, как три дня, который мы провели вдали от пыльного города.