К ИСТОКУ ВОЛГИ

Что такое ПВД? Поход Выходного Дня? А может быть – Повод Выбраться из Дома?

До поездки в горы еще не скоро, а так хочется, хотя бы не на долго, выбраться из дома, покинуть суету мегаполиса. Вопрос – куда? А не совершить ли мне паломничество к истоку Великой Реки Волги. Предлагаю товарищу составить компанию. В ответ слышу – «Ты же знаешь, я за любой кипиш, кроме голодовки. Поехали». Заметано! Едем!

Нужно было озаботиться, каким либо картографическим материалом района предстоящей прогулки. Я, хоть был в тех краях, но это было так давно. В ближайших, к дому, магазинах Беломорканал найти не удалось(*), поэтому пришлось обратиться к помощи Яндекс карты.

* Разговор летчика со штурманом:

- Ты карты взял?

- Забыл…

- Черт, опять по пачке Беломорканала летим.

(Анекдот)

Встречаемся на Ленинградском вокзале. Кирилл уже на месте. Очень символично выглядела в его руках баклажка пива «Волга». Итак, как говорят мои друзья киргизы, - Алга! То есть – Вперед! Ночь в сидячем вагоне и мы в Осташкове.

Купив в привокзальном киоске более подробную (как нам казалось) карту района и в ближайшем магазине, необходимую часть снаряжения, забытую дома – туалетную бумагу, выходим на дорогу. Встречаем местного пастуха, выходца из Средней Азии. Забавно.

Крест на выезде из г. Осташков

Планировалось часть пути от Осташкова до Свапуще проехать на попутках, а далее пешком. Выйдя из города, минуя большой деревянный крест, сворачиваем на полевую дорогу, и лавируя между  кучами мусора, находим более-менее не загаженное место и устраиваемся, что бы не много перекусить.  Покончив с завтраком, и вернувшись на трассу, достаточно быстро «ловим» машину. Причем, она сначала, проехала мимо, а потом вернулась. За рулем молодой парень в десантной тельняшке. По дороге разговорились. Полосатая майка и соответствующая музыка из динамиков магнитолы, не случайны, парень служил в десантных войсках и воевал в Чечне. Сам он местный и в настоящее время работает в отделе по борьбе с наркотиками в Осташкове. А сейчас он догонял своих друзей из группы, которая занимается розыском останков солдат, погибших во время Великой Отечественной. Говорит, что в последнее время все больше «фрицы» попадаются. Поругали наше правительство за отношение к ребятам воевавших в локальных войнах. Так за разговорами и проехали 50 км до Свапуще.

***

По грейдерной дороге идем дальше. Жара. Слепни изображают планетную систему, радостно кружа вокруг нас, обезумевшие от счастья при виде подвалившей еды. «Паломники» на машинах обдают пылью. Но все равно хорошо! По пути заглянули к озеру Гитара (если верить карте). Умылись, полюбовались красотами. При любовании, главное, смотреть на озеро. Если оглянуться назад, то начинаешь разочароваться в людях, глядя на следы их отдыха.

Оз. Гитара

оз.Гитара

Перекурив на автобусной остановке на повороте на Коковкино и изучив карту на щите,  идем дальше.

***
В час дня перешли по мостику мелкую речушку под названием Волга. («До озера Стерж Волга скорее ручей, но после цепи Верхневолжских озер это уже река, которой предстоит проделать путь в 3530 км до Каспийского моря» - сведенья, почерпнутые из туристической карты, купленной в Осташкове).

Р. Волга

р. Волга

Через 15 минут вынужденная остановка. Причина – симпатичная часовенка на пригорке рядом с деревней Новинка. Щелкаю затвором,  Кирилл лакомиться земляникой. Присоединяюсь к нему.

Часовенка возле д. Новинка

Деревня Новинка

д. Новинка

На выходе на дорогу, становимся свидетелями развлечения аборигенов. Старенький Москвич-412, выписывает замысловатые вензеля на дорожной пыли, резко разгоняясь, и столь же резко тормозя, рискуя свалиться в кювет. Его сопровождает УАЗик без номеров, с наклейками на борту – Тверские Дороги. Водитель «Русского Джипа» стреляет у нас сигаретку, взамен предлагает «тяпнуть» водки. Отказываемся.

Вот и деревня Вороново. До цели осталось со всем немного. За деревней начинается «Экологическая тропа» о чем гласит соответствующий указатель. На березовом кругляке на березовой ножке, упакованный в «файлы» краткий географо-исторический экскурс – точка 1.

Начало Экологической тропы

Продвигаемся по тропе, радуясь, что покинули пыльный «Волговерховный Тракт». Любуемся видами. На очередных «точках» или читаем текст, или, чтоб не терять время, фотографируем его – почитаем дома.

С точки 7 открылся вид на цель нашей прогулки – деревню Волговерховье, возле которой, собственно, и берет свое начало Волга.

Точка 9. Платина. Запомнилась мне особо. Где то около нее, я умудрился потерять свои любимые очки, купленные в Челябинске.

Платина

Мы у цели – деревня Волговерховье. Уже видна часовенка на болотце. Она воздвигнута над ключом, который и дает начало Великой Русской Реке.

Исток Волги

О чем нам поведает наша карта-путеводитель:

«Исток Волги издавна считался святым местом. В царствование Алексея Михайловича по его указу в 1649 г. На истоке Волги был основан Волговерховский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Эта затерянная обитель состояла из одной деревянной церкви, окруженной кельями и деревянной оградой. Заштатный глухой монастырь у истока Волги ни чем себя не прославил. В 1724. Он сгорел, а в 1740 г. был окончательно упразднен.

В начале XIX века здесь открыли женский Ольгинский монастырь. Монахине занимались хозяйством, строительством, вели огромную воспитательную и просветительную работу. К концу 1924 г. община монахинь Верхневолжского Ольгинского монастыря прекратило свое существование. От прежнего монастыря сохранились деревянная Никольская церковь и каменный Спасо-Преображенский собор, построенный в начале ХХ века на добровольные пожертвования жителей волжских городов.

В 1998 году в Ольгинском монастыре была востоновленна монашенская жизнь, а в ближайшем будующем у его стен будет заложен Славянский сад в честь крестителя и объеденителя Руси святого князя Владимира. Представители 89 регионов России, епархий Руской Православной Церкви, а также областей и епархий Белоруссии и Украины посадят в этом саду плодовые деревья. Кроме этого, у стен Ольгинской обители планируется создать Марфо-Марьинскую обитель милосердия, посад «Владимир Великий» (природный, культурно-исторический, духовный центр России и восточного славянства) и соборный храм в честь князя Владимира.

Каждый год в конце мая торжественным богослужением на истоке Волги начинается Волжский крестный ход. Волга освящается, чтобы потом целый год нести свои святые воды всей России».

Последний раз я был в этих краях в 1994 году. Ходил проветриться. Многое изменилось. Отреставрированы Спасо-Преображенский собор и сама часовенка над Истоком. Если тогда место было безлюдно, то нынче довольно оживленно, очень много экскурсантов. Не дремлет мелкий бизнес – в нескольких местах идет торговля сувенирами. Я тоже прикупил пару магнитиков матери на холодильник.

Спасо-Преображенский собор

Посетив сам Исток и потратив изрядное количество памяти на фотоаппарате, собираемся в обратный путь. Слышим разговор между торговцами сувениров, что в Осташкове сильный дождь, гроза. И как бы в подтверждение слышим далекий раскат грома. Выходим.

Часовня над истоком
Вот отсюда и берет свое начало Волга
Первые капли упали на выходе из деревни Вороново. Переждали под навесом остановки. Опять встретили пастуха – выходца из Средней Азии, скрывающегося под зонтиком, который нам  любезно поведал, что автобусы тут не ходят. Фронт, проходил стороной, и дождик достаточно быстро прекратился. Может и ненадолго, но капать перестало. Поворот на Коковкино. Решили устроить перекус - вскипятили водички для чая, сделали бутерброды... А заодно думали, где устроить ночевку.
Остановка на повороте на Коковкино
Сделать это решили за деревней Коковкино на берегу озера Стерж. Нашли вполне симпатичное место.

Оз. Стерж

оз. Стерж

Перед сном любовались закатами над озером.

Закат над Стержем

На следующий день вернулись в Осташков. Время перед поездом посвятили прогулке по городу.