Река Бахта. Енисей до Бора
Сплав по реке Бахта на катамаране 243 км, 8,5 дней. Плавание по Бахте до Енисея на моторной лодке 215 км 1,5 дня. По Енисею до Бора на моторной лодке 120 км 1 день. 31 августа - 10 сентября
Начало. Порог Космический

А в сентябре на таежную реку
Свесится дождь, и качнутся ветра.
Лист упадет, как письмо человеку,
И перелетная крикнет: "Пора!"
      С нами ничего не случится.
      Память уведет во вчера:
      Солнце одинокою птицей
      В тучах заплутало с утра.

Ю. Панюшкин, С. Анцинов
      (и далее эта же песня)

Река Бахта – крупный правый приток Енисея, общая протяженность около 500 км, протекает в основном по территории Туруханского района Красноярского края, истоки находятся в Эвенкии. В устье Бахты расположена одноименная деревня, ближайший к ней крупный поселок – Бор, 120 км вверх по Енисею. Бахта, по всем показателем, классическая сибирская река. Здесь есть все – широкие плесы и бурные пороги, бесконечная тайга, непуганые звери и птицы, отличная рыбалка. Даже названия боковых притоков говорят об этом: Хурингда в переводе с эвенкийского языка – сиговая, Дельтула – тайменья.
     Строительство катамарана происходило под непрерывным дождем. Но мы уже привыкли жить в дожде: ели в дожде, спали в дожде, ходили в дожде. Каркас сделали из березы, которая в большом количестве росла на берегу.
Сборка катамарана
     Тот район Бахты, куда мы вышли, по всем предыдущим описаниям был мало пригоден для сплава из-за обилия камней в русле и мелководности. Двухмесячные непрерывные дожди сделали свое дело – Бахта стала полноводной, широкой, почти все камни под водой.
Река Бахта в верховьях
     На Бахте всего около 120 порогов и шивер, при этом они распределены практически по всей ее длине. В верховьях, естественно, порогов побольше, встречаются часто, в среднем и нижнем течение они пореже, и только самое низовье, перед Енисеем, порогов и перекатов не имеет.
     В нашу высокую воду почти все пороги были однотипны: небольшой слив, а потом валы. Все камни были закрыты и только иногда отдельные крупные особи торчали среди бурунов. Высота валов доходила до 1-1,5 м, но для нашего катамарана они не представляли никакой опасности. Из общего количества порогов выделяются два: Космический и Уступ. В малую воду Космический непроходим, а на Уступе первая ступень падения воды обносится. О прохождении этих двух порогов стоит рассказать подробнее.
     Стартовали мы после обеда во второй половине дня, дождь к этому времени перестал. Мы были очень рады, что пешая часть похода закончилась, что речка оказалась сплавная и течение хорошее, можно было не грести, а только подправлять катамаран, который быстро скользил по гладкой воде. Если быть предельно честным, то надо сказать, что к Бахте, на которой мы не видели препятствий на месте старта, мы отнеслись без должного внимания. Во-первых, она была гораздо уже той Тунгуски, где мы закончили плавание, берега близко, ни порогов, ни перекатов не видно и не слышно, и спасжилеты не одели, они просто лежали на катамаране. А во-вторых, мы думали об одной рыбалке, соскучились, и проплыть собирались немного, скорее опробовать только что собранный катамаран.
     Мы знали, что где-то здесь должен быть порог Космический, но так как первоначально мы думали выйти на Бахту ниже, то его описание просмотрели наискосок и не помнили. Единственное, что сохранила память, это то, что первопроходцы на ЛАСах дали порогу 5 к.с. Но время идет, средства сплава меняются, улучшаются, значит, категория его завышена. Так мы думали.
     Уже дома, после похода, внимательно изучая описание Космического и сравнивая его с тем, что мы видели в реальности, пришли к выводу, что наш Космический очень сильно отличался от своего описания. Там ребята проходили (по их мнению) в большую воду после десятидневных дождей, наша большая вода была после двухмесячных дождей. Это небо и земля.
     Первое сужение, образованное грядами камней с обоих берегов. Центральный чистый слив с валами. Просто перекат или Космический? А, неважно! Прокатились на волнах и тут же причалили, расчехлив спиннинги. 15-20 минут на берегу, и вот уже первые хариусы в нашей "рыбной" сумке. Второе сужение также с чистым сливом встретило нас более крупными валами (Космический?), но мы при прохождении его только высматривали место, где причалить для успешной рыбалки.
     После длинного плеса впереди опять что-то серьезно шумит. По берегам поднялись скалы, река резко сужается, из воды торчат большие камни. Этот порог образован подводной частью каменной гряды с левого берега. В центральной части река пропилила скалу, и вода с большой скоростью устремляется в этот проход. Большие валы. (Бахта предупреждала, только мы не вняли ей, спасжилеты остались лежать на катамаране). Может, это порог Космический? Здесь останавливаться для рыбалки не стали, т.к. за коротким спокойным участком реки слышался ещё более сильный шум. Когда мы приблизились, то увидели впереди кипящее белое месиво, до далекого поворота русло представляло собой сплошное падение, уклон был виден на глаз. Река сузилась, берега стали крутыми, все завалены крупной осыпью. Что-то наподобие каньона. Огромные камни то там, то тут торчали из воды, между ними бесконечные сливы, идущие непрерывной чередой в хаотичном порядке.
     – Катамаран носом на волну! Наш "танк" пройдет!
     И понеслись! Слив, "бочка", вал… слив, "бочка", вал… и так без конца. Чем дальше мы уходили по порогу, тем короче становились промежутки между сливами. Часто бывало, что когда нос катамарана мы направляли в очередной слив, корма ещё находилась в "бочке" предыдущего и предыдущий вал бил со всей силы уже сбоку в корму, т.к. сам катамаран к этому времени уже был развернут к новому сливу. И вот в этот момент мы часто слышали громкий грохот – это ударяло раму о торчащие камни. Благо, что рама катамарана из березы, значит, очень прочная и гибкая. Что было бы с металлической, трудно представить. Очень быстро мы стали мокрыми по пояс, т.к. валы гуляли по катамарану, как хотели, но холода не чувствовали, не до этого.
     Долетели до поворота, но за ним та же картина – все кипит и клокочет. Мы начали уставать от постоянного маневрирования, от бесконечных гребков на пределе наших сил. А причалить для отдыха негде: улова отсутствовали. Вдоль обоих берегов все то же бешенное течение. И вот тут произошло то, что произошло. Возникла, уже ставшей привычной, стандартная ситуация: нос катамарана поворачивали в новый слив, а корму ударило о камень. За мгновение до этого Володя наклонился в бок, чтобы сделать более мощный гребок. При ударе возникла инерция, которая и сбросила его с катамарана. Он ушел под воду с головой, крепко зажав в руках весло. Тут же вынырнул и зацепился за раму. Вот эту картину я и увидела, когда повернулась к Володе с вопросом, почему он нам не помогает управлять катамараном. Тут же бросила на тент свое весло и метнулась к мужу. Забрала у него его весло, чтобы освободить руки. Помочь ему я никак не могла, но и оставить просто так, висящим в этой бушующей воде, тоже не могла, поэтому цеплялась за его штормовку, как бы удерживая. Но это больше морально, для себя. В этот момент мне было все равно, как падает в очередной слив катамаран, управляемый одним Сергеем. "Танк" вытащит и без нашего участия. Выбрав момент, Володя рывком забрался на катамаран, и мы дружно понеслись дальше. Порог продолжался. Не до обсуждений, не до эмоций…
     Общая длина порога составила около 4-5 км, а наиболее крутая его часть 2,7 км, где падение русла – 33 м. Это данные с нашего навигатора. Для сравнения, для интереса: на пороге Уступ, где первую ступень водопадного типа обычно обносят, на длине в 2 км (вместе с входной шиверой) падение составляет всего 9 м (данные навигатора).