На моторках до Бора

База на Аякте База на Аякте
Готовимся к путешествию на лодках Готовимся к путешествию на лодках
Вперед! Вперед!
Можно и поснимать. Можно и поснимать.
Взгляд изнутри Взгляд изнутри
Поселок Бахта Поселок Бахта
Берег Енисея Берег Енисея
Детская площадка Детская площадка
Храм Божий и храм науки (школа) рядом Храм Божий и храм науки (школа) рядом
Бахта Бахта
Бахта Бахта
У нас поля, а тут вырос в ведерке. Но вырос же! У нас поля, а тут вырос в ведерке. Но вырос же!
По Енисею в Бор По Енисею в Бор
Сервис Сервис
Сервис Сервис
Пристань в Бору Пристань в Бору
На этом белом красавце уезжаем вверх по Енисею. Домой! На этом белом красавце уезжаем вверх по Енисею. Домой!
По Енисею По Енисею
     Одна лодка смогла добраться прямо до базы, изувечив гребной винт, вторая остановилась в устье Аякты, и мы пешком черной ночью по тропе выходили на светящийся огонек. На полпути нас встретил Алексей Полонский, повар базы, в прошлом – егерь. Он определил нас в комнату для гостей, по его приказу нам ее протопили, потом нас накормили и напоили (водкой). Наверно, она была кстати, потому что и на моторных лодках мы вымерзли до костей, чего не скажешь о гидах. Они одеты были в мембранные вейдерсы по грудь, на ногах забродные ботинки, а сверху непромокаемые куртки да плюс непромокаемые плащи. Все это снаряжение им предоставляет для работы фирма. Поэтому им любой дождь ни по чем. Мы такое снаряжение не можем себе позволить хотя бы из-за его веса: мы же ещё и пешком ходим.
База на Аякте
     Алексей Полонский – очень интересный человек. Раньше работал старшим егерем, теперь вот на базе поваром. Закончил московский институт, приехал в Сибирь и остался здесь навсегда. Влюблен в этот край. Снимает короткометражные фильмы, показывал нам. Запомнился фильм, как егеря ранней весной, когда лед идет, спасают лосят при миграции через Подкаменную Тунгуску. Этот ролик демонстрировали по телевизору. Когда Полонский узнал, каким образом мы попали на Бахту, он сказал, что мы исполнили его заветную мечту. Он всегда хотел преодолеть пешком водораздел между Подкаменной Тунгуской и Бахтой, "замкнуть круг". А потом, когда мы остались на несколько минут одни, услышали от него такие слова: "Ребята, а вы знаете, что вы – герои? Пройти по Красноярской тайге 100 км – это дорогого стоит". Ну, назвал нас таежник героями, ну, и что? Сказать можно, что угодно. Поэтому на это не обратили внимания и тут же забыли. Эти слова вспомнились уже в пос. Бахта. Пока там гуляли, к нам подходили незнакомые люди и спрашивали: "А это правда, что ВЫ пешком до Бахты дошли?" Будь мы моложе лет на тридцать, это, наверно, так не удивляло. А тут седоволосые чужаки, которым по возрасту в самый раз в домино стучать у подъезда, прошли там, где местные только на снегоходах ездят. Оказалось, что это наши гиды рассказали о наших приключениях, для них такой переход был тоже очень необычным, и они делились этой диковинкой с жителями Бахты.
     Утром на базе нам предложили катамаран не ремонтировать, а продолжить плавание на моторках уже до п. Бахта. Внизу река уже очень широкая и, не смотря на наличие некоторых простых порогов и перекатов, особого интереса не представляет. Рыбная ловля – вся в верховьях, местность мы и с лодок увидим, а черные тучи на небе даже просто отдохнуть на воде не дадут. Мы разобрали катамаран, упаковали рюкзаки и были готовы к сплаву на моторных лодках. Ближе к обеду отчалили.
     Основной проблемой для наших моторок был дефицит топлива. Его едва-едва хватало, чтобы доплыть до п. Бахта. Сначала там, где река оставалась быстрой, обе лодки плыли самостоятельно. Потом слили весь оставшийся бензин в один бак, лодки сцепили и пошли тандемом. Скорость сразу упала. Но эти проблемы нас, пассажиров, касались косвенно, мы глазели по сторонам, фотографировали понравившиеся пейзажи и боролись с замерзанием.
По Бахте
Повезло в том, что в этот день тучи над нами сжалились и, хоть висели очень низко, дождем не проливались. Почти.
     Здесь, в низовьях Бахты, второй раз за поход увидели на берегу медведя. Он стоял и глазел на нас до тех пор, пока одна из лодок не изобразила наезд на берег, с ревом приближаясь к мишке. Только тогда он резко повернулся и убежал в кусты.
     В 10 км до устья уже в темноте нас встретил водометный катер клуба. На него перегрузили личные вещи рыбаков, у которых на завтра был самолет из Бора. Наши лодки не успевали подвезти их вовремя. Все надеялись, что катер привез для нас и бензин, но, похоже, что хозяева кинули гидов, мол, сами выкрутятся. Сначала наши лодки подцепили к катеру, чтобы он помог добраться до села, потом эту затею оставили, т.к. лодки сильно тормозили движение катера, и он мог не успеть к сроку. Катер ушел, кругом темнота, ночь. Где берег, где вода? Еле ползем. Впереди огоньки, там Енисей, там суда ходят. Посовещавшись, решили в п. Бахта идти утром, т.к. тут кругом мели, как бы не сесть. Едва повернули влево, к острову (или полуострову, в зависимости от уровня воды), который в устье Бахты, тут же и сели на мель. Но до берега было близко, дошли, не замочив ног. Поставили на песке палатки, перекусили и спать.
Устье Бахты
     Утром после легкого завтрака быстро собрались и в поселок. Вышли в Енисей, обогнули полуостров, и вот уже деревня Бахта, ставшей знаменитой после выхода в свет четырех серийного документального фильма "Счастливые люди", снятого по идее и активном участии Михаила Тарковского. Кстати, ещё Алексей Полонский, а потом и жители Бахты, с которыми мы разговаривали, критиковали этот фильм, мол, постановочных моментов там много. Мы даже его защищали – это же фильм, надо, чтобы он был интересен зрителям и т.д. Но больше всего жаловались на то, что после выхода фильма, Бахту замучили всякими проверками и ревизиями, устроили ей "счастливую жизнь".
     Когда мы причаливали, от берега отошел "Хивус". Как потом оказалось, на этом "Хивусе" Михаил Тарковский повез кататься по реке Бахта московских гостей. Нам даже немного жалко москвичей стало: серое низкое небо, серая вода, не повезло им с погодой, не увидят всю красоту сибирской реки.
     В Бахте мы узнали, что теплоход вверх по Енисею будет только через несколько дней, поэтому, когда нам предложили опять ехать на моторках до Бора, мы были только рады. Пока наши гиды добывали бензин для дальнейшего плавания, мы гуляли по Бахте и много фотографировали.
По Енисею
     Потом могучий Енисей. Моторки шли вдоль берега, где течение меньше, волны меньше и скорость движения выше. В Бор прибыли вечером. Здесь тоже повезло: у причала стоял "Михаил Годенко" – скоростной глиссирующий пассажирский теплоход, курсирующий между Бором и Енисейском, значит, завтра утром начнем дорогу домой. Ночевка в комнатушке на причале (100 руб. с чел. в карман). Появилась сотовая связь "Билайн".
По Енисею
В итоге у нас получилось следующее:
Подкаменная Тунгуска от Байкита до Кузьмовки – 10 дней – 366 км
Кузьмовка – Бахта пеший переход по профилю – 8 дней – 113 км
Бахта (катамаран) – 8,5 дней – 243 км
Бахта (моторная лодка) до пос. Бахта – 1,5 дня – 215 км
Енисей (моторная лодка) до Бора – 1 день – 120 км
Всего – 29 дней. Дневок в чистом виде не было.
Расстояние измерялось курвиметром с к=1,1 для сплава и к=1,3 для пешки.


Отъезд

Цивильный транспорт:
Бор                       –         Енисейск                                       теплоход "Михаил Годенко"
Енисейск             –         Красноярск                                    рейсовый автобус, ждал на причале
Автовокзал          –        железнодорожный вокзал            такси из-за ночного времени
Красноярск         и         до дома                                          поезд.
С билетами проблем не было. Уехали через два часа после прибытия



Комментарии
Космический 
Мы описали этот порог как видели, в нашу большую воду после двухмесячных дождей. В тот год и именно для нас этот порог показался наиболее серьезным препятствием на нашем маршруте. Будем рады прочитать другие описания этого порога в новых отчетах, а не только в отчетах первопроходцев.
Ivan12.04.13, 09:39
Некоторые первопроходнические отчёты страшно читать. 
на самом деле они ничего не имеют с реальностью. но отчёт отчёты рознь :)
Guest12.04.13, 01:35
Не берусь судить.. 
но странное дело. У первопроходцев описывается, как они достаточно долго проходили порог этот Космический, упоминая при этом, что "его лучше обносить, тем более берег в районе порога вполне проходим и удобен для обноса". Если так.. у них были все шансы сфотографировать этот порог на разных участках. А у них на фото полно всякой ерунды... но нет порога Космического. Странно всё это. Это равнозначно тому... что я пройдя маршрут, забыл бы сфоткать вот такое препятствие http://www.panoramio.com/photo/59736411?source=wapi&referrer=kh.google.com

На счет "галлюцинаций".... туристам свойственно преувеличивать. Вот как может выглядеть непроходимый в малую воду порог. http://www.panoramio.com/photo/59736286?source=wapi&referrer=kh.google.com И тем не менее... он вполне проходим, без всякого обноса.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4 к.с.