Выводы, рекомендации, примечания

1. Связка рек Подкаменная Тунгуска от Байкита до Кузьмовки и далее Бахта давно описана в литературе, но в Интернете мы не нашли описания прохождения этой связки. Поэтому составленный отчет, по нашему мнению, является первым для такого маршрута. Он логичный, красивый и довольно экономичный.
     2. Осуществлен пеший переход с Подкаменной Тунгуски на Бахту по профилю. Несмотря на суровые погодные условия, этот переход 113 км (по прямой по данным навигатора 87 км) пройден без сверх напряжения за 8 дней. Расстояние, рассчитанное измерением по карте с коэффициентом 1,3, более реально отражает истинную величину перехода.
     3. Маршрут пешего перехода представлен на картах. Прямые участки – движение по профилю. На карте указаны места ночевок.

4. В данных условиях (очень высокий уровень воды) сплав на катамаране по Подкаменной Тунгуске можно оценить 2 к.с. с элементами 3.к.с. Соответственно, Бахту оцениваем 3 с элементами 4 к.с. (порог Космический и Уступ).
     5. Сотовая связь Билайн есть в Байките, в Боре. Другие операторы появляются в районе Енисейска. В Кузьмовке и в д. Бахта есть спутниковая связь.
     6. Все, кто интересуется маршрутными точками по всему маршруту или по его отдельным частям, обращайтесь в личку по адресам kitver@mail.ru  и kit-turist@yandex.ru
   7. По рыбалке. В Подкаменной Тунгуске рыба хорошо начала ловиться километрах в тридцати ниже Полигуса. Рекомендуем до Мучного порога рыбалке не уделять много времени. Лучше посвятить свободное время осмотру столбов. На Бахте хорошая рыбалка. Особенно (таймень, ленок) на участке до впадения Дельтулы. Щука (трофейная) ловится по всей реке.
     8. Из гнуса на маршруте были комары и мошка в умеренном количестве. Иногда использовали репеллент на основе ДЭТА в аэрозольной упаковке и накомарники.
     9. Из подножного корма: собирали голубику, бруснику и костянику. Грибы были по всему маршруту, особенно много (подосиновики) во время пешего перехода.
     10. Погода была в основном дождливой и прохладной. Всего случилось 2 дня без дождя. В конце похода (первая декада сентября) начались ночные заморозки.
     11. В данном районе до сих пор сохранилась дикая природа. Здесь можно увидеть почти всех зверей, обитающих в нашей тайге, много медведей.
     12. Хочется отметить очень доброжелательное отношение местного населения к туристам.
     13. Сам поход нам обошелся примерно в 20000 рублей на человека со всеми подъездами и питанием.
     Этот маршрут можно рекомендовать туристам – любителям таёжных путешествий, красивых пейзажей и трофейной рыбалки. Лучше на него заложить побольше времени, чтобы его на все хватило.

Примечания

1. Фильм «Счастливые люди» в 2008 г. удостоен Национальной премии «Лавровая ветвь» – на российском кинофестивале неигрового кино. Он был признан победителем в номинации «Лучший сериал, цикл документальных фильмов 2008 года». Идея фильма – Алексей Цессарский, Михаил Тарковский, Дмитрий Васюков. Автор и режиссер – Дмитрий Васюков. Продюсер – Владимир Перепелкин. Команда кинематографистов продюсерского центра "Территория рыбалки" прожила с героями фильма целый год. Каждая серия рассказывает об определенном сезоне жизни людей в тайге, о вере человека в себя и о великом навыке выживания.
     Гениальный режиссер Вернер Херцог (Германия) в 2010 г. создал международную версию фильма (вместо 4-х серий по 1 часу фильм длится 94 минуты) под названием "Счастливые люди: год в тайге" "Happy People: A Year in the Taiga".

2. Михаил Александрович Тарковский родился в 1958 году в Москве. Внук поэта Арсения Тарковского, племянник режиссера Андрея Тарковского. Мать – Марина Арсеньевна Тарковская, отец – кинорежиссер Александр Витальевич Гордон. Окончил Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина по специальности «география и биология». Затем работал на Енисейской биостанции в Туруханском районе Красноярского края. С 1986 года — штатный охотник, а последние годы — охотник-арендатор в селе Бахта Туруханского района. Писал стихи, последние годы перешел на прозу. Рассказы и повести Михаила Тарковского публиковались в журналах «Новый мир», «Юность», «Москва», «Наш современник», а также «Согласие», «Ветер», «Литературная учеба». Лауреат премий журнала «Наш современник» и сайта «Русский переплет». Финалист Премии Ивана Петровича Белкина за повесть "Кондромо" (2003). Лауреат литературной премии "Ясная Поляна" в номинации "ХХI век" за повесть "Замороженное время" (2010).

3. Официально географический центр России находится на р. Виви.

Космический
Мы описали этот порог как видели, в нашу большую воду после двухмесячных дождей. В тот год и именно для нас этот порог показался наиболее серьезным препятствием на нашем маршруте. Будем рады прочитать другие описания этого порога в новых отчетах, а не только в отчетах первопроходцев.
Ivan12.04.13, 09:39
Некоторые первопроходнические отчёты страшно читать.
на самом деле они ничего не имеют с реальностью. но отчёт отчёты рознь :)
Guest12.04.13, 01:35
Не берусь судить..
но странное дело. У первопроходцев описывается, как они достаточно долго проходили порог этот Космический, упоминая при этом, что "его лучше обносить, тем более берег в районе порога вполне проходим и удобен для обноса". Если так.. у них были все шансы сфотографировать этот порог на разных участках. А у них на фото полно всякой ерунды... но нет порога Космического. Странно всё это. Это равнозначно тому... что я пройдя маршрут, забыл бы сфоткать вот такое препятствие http://www.panoramio.com/photo/59736411?source=wapi&referrer=kh.google.com

На счет "галлюцинаций".... туристам свойственно преувеличивать. Вот как может выглядеть непроходимый в малую воду порог. http://www.panoramio.com/photo/59736286?source=wapi&referrer=kh.google.com И тем не менее... он вполне проходим, без всякого обноса.

Категория сложности: 4 к.с.