Подкаменная Тунгуска 
11 - 21 августа. Длина сплава - 366 км
Байкит - р. Уксиктэ

     Названию Подкаменная Тунгуска есть два объяснения.
     1. Ниже Байкита река течет среди утесов, среди камней, под скалами. Отсюда и название.
     2. Из книги Заплатина М.А. "В чертогах Подкаменной Тунгуски":
     "...Как писал в 1921 году красноярский исследователь А. Я. Тугаринов, «Подкаменная Тунгуска носит это название только на устье, выше это имя населению не известно, и реку зовут Катангой».
     Дело в том, что выше устья Подкаменной Тунгуски на Енисее находится довольно внушительная преграда — знаменитый Осиновский порог, который в старину называли Камнем. Все, что было ниже этого порога по Енисею, называлось «под Камнем». И большая река Катанга, которую русские называли Средней Тунгуской, постепенно стала именоваться Подкаменной, то есть рекой, впадающей в Енисей под порогом, под Камнем."
     В Байкит, поселок на Подкаменной Тунгуске, мы прилетели из Красноярска на самолете местных авиалиний.
Внизу - Байкит
     Село Байкит основано в 1927 году. "Байкит" в переводе с эвенкийского языка означает "богатое место". И в самом деле, место, где расположилась фактория (так первоначально называлось село), было сказочно богатым. Реки полны рыбой, тайга – зверьем, рядом Соболиный хребет, где в изобилии водился этот ценный пушной зверь. Кругом сосновые боры, богатые кормом для оленей и бедные гнусом. Сегодня в Байките проживает 3515 человек. Байкитская группа поселений Эвенкии является одной из самых динамично развивающихся территорий. Здесь активно идет освоение нефтегазоносных скважин.
     От аэропорта Байкита до берега Подкаменной Тунгуски недалеко, около километра. Дорога все время идет вниз. Но в Байките, как в большом городе, есть и автобус и такси. Глядя на наши рюкзаки, нам предлагали такси, но в рюкзаках было только снаряжение, одежда и немного продуктов, они легкие, и мы пошли пешком. Оставив рюкзаки у домика сторожа на лодочной станции, в ближайшем магазине, закупили все необходимые продукты на весь поход. Цены примерно в полтора-два раза выше, чем у нас, но на эти затраты мы пошли умышленно, чтобы не платить за перегруз рюкзаков в самолете. Мы посчитали, что так будет дешевле, да и в пути с более легкими рюкзаками меньше проблем. Из дома мы взяли из продуктов только чай, кофе, сало, сыр, специи, супы в пачках, шоколад, сухари, сухое молоко и картофельное пюре. С одной стороны, вес этих продуктов укладывался в допустимый на самолет, а с другой – мы знали качество продуктов, которые покупали.
Байкит
     Берега Подкаменной Тунгуски у Байкита высокие и крутые, что вызывает определенные трудности при строительстве рамы катамарана.
По идее можно пройти вперед несколько
километров по правому берегу, пока не встретится какой-нибудь распадок, где можно подняться в лес. Мы же наняли лодку, которая отвезла нас примерно на 5 км ниже, и у небольшого ручья по левому берегу с кристально чистой и очень вкусной водой, мы собрали катамаран. Рама из березы, которой на берегу было много. Ровного места под палатку здесь не было, поэтому мы сплавились вниз на несколько километров и устроили свой первый бивак на ровной песочной площадке правого берега Подкаменной тунгуски ниже устья притока Юдукэн. У устья Юдукена есть охотничий домик, но он был занят.
     На этом первом биваке мы понесли и первые потери в походе. Устраивали бивак практически в темноте, некоторые вещи забыли на "улице" да и ещё не успели привыкнуть, в чьем рюкзаке что находится и кто за что отвечает. Утром при отплытии, когда мы по многолетней привычке после полной загрузки катамарана проверяли место ночевки, не забыли ли чего, с нашей ровной площадки метнулся в лес черный зверек. Видели его одно мгновение, но, вероятно, это был соболь, его габариты. Он тоже проверял, что мы забыли. А вечером мы не нашли наш сыр, весь стратегический запас на поход. Вспоминая поминутно события предыдущего дня, пришли к выводу, что забыли его на "улице" при устройстве первого бивака, в темноте не заметили. Но его нашел и оценил соболь...
     В первый полноценный день плавания, едва мы отплыли с места ночевки и ещё шли вдоль
берега, присматриваясь и привыкая к реке, к нашему катамарану подошел небольшой катер. Нам представился инспектор ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов) и сразу огорошил вопросом, почему мы не встали на учет у них, и ему и нам бы было спокойнее, если бы мы отзвонились после окончания маршрута, когда выйдем в Бор. Естественно, о том, что впереди нас ждет ещё и Бахта, мы промолчали. Вот сколько плаваем, ни разу ГИМС нами не интересовался, а тем более не требовал постановки на учет. Раньше это были КСС, сейчас МЧС, но ГИМС? Вот что значит судоходная река!
     – Что значит "спокойнее"? По реке до Бора больше 500 км, сотовой связи нет. Даже если что с нами случится, чем вы поможете? Здесь надежда только на себя!
     Инспектор проверил наличие у нас спасжилетов, которые скромно лежали на катамаране и никто пока не собирался их одевать, спросил, знаем ли мы о порогах ниже и умеем ли мы их преодолевать. Вот на этот вопрос я по-наглому ответила:
     – Порог начинается там и тогда, когда через него не могут пройти моторные лодки. Если проходят моторки, то это не порог.
     Теперь растерялся инспектор и ничего не сказал в ответ. Катер ушел, но телефон, чтобы мы отзвонились, так нам и не дали. Даже не поинтересовались, откуда мы приехали и нашими фамилиями. Зачем тогда вообще подъезжали? Позже, через пару-тройку дней мы видели этих инспекторов, занятых рыбной ловлей. Нас они тоже заметили, но мы были для них неинтересны – свой долг они уже выполнили.


Комментарии
Космический 
Мы описали этот порог как видели, в нашу большую воду после двухмесячных дождей. В тот год и именно для нас этот порог показался наиболее серьезным препятствием на нашем маршруте. Будем рады прочитать другие описания этого порога в новых отчетах, а не только в отчетах первопроходцев.
Ivan12.04.13, 09:39
Некоторые первопроходнические отчёты страшно читать. 
на самом деле они ничего не имеют с реальностью. но отчёт отчёты рознь :)
Guest12.04.13, 01:35
Не берусь судить.. 
но странное дело. У первопроходцев описывается, как они достаточно долго проходили порог этот Космический, упоминая при этом, что "его лучше обносить, тем более берег в районе порога вполне проходим и удобен для обноса". Если так.. у них были все шансы сфотографировать этот порог на разных участках. А у них на фото полно всякой ерунды... но нет порога Космического. Странно всё это. Это равнозначно тому... что я пройдя маршрут, забыл бы сфоткать вот такое препятствие http://www.panoramio.com/photo/59736411?source=wapi&referrer=kh.google.com

На счет "галлюцинаций".... туристам свойственно преувеличивать. Вот как может выглядеть непроходимый в малую воду порог. http://www.panoramio.com/photo/59736286?source=wapi&referrer=kh.google.com И тем не менее... он вполне проходим, без всякого обноса.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4 к.с.