Р. Хагдаткан - р. Онгне

Подкаменная Тунгуска Подкаменная Тунгуска
Бурундук Бурундук
Плавающий бурундук Плавающий бурундук
Скалы отступают, река становится таежной Скалы отступают, река становится таежной
Профиль скалы в центре напоминает идола с о. Пасхи Профиль скалы в центре напоминает идола с о. Пасхи
Скалы в районе порога "Мучной" Скалы в районе порога "Мучной"
"Окно" "Окно"
Просто скалы, но они последние на том участке, где мы плавали Просто скалы, но они последние на том участке, где мы плавали
Соломин Сергей Соломин Сергей
Подкаменная Тунгуска Подкаменная Тунгуска
Впадает приток Кондромо Впадает приток Кондромо
Самая уютная наша стоянка. Приток Онгне Самая уютная наша стоянка. Приток Онгне
Подкаменная Тунгуска в районе притока Онгне Подкаменная Тунгуска в районе притока Онгне
Приток Онгне. За той скалой в центре кадра проживает стая хариус Приток Онгне. За той скалой в центре кадра проживает стая хариус
Приток Онгне. Плиты, плиты Приток Онгне. Плиты, плиты
Приток Онгне Приток Онгне
Пенный гребень Пенный гребень
Хариус Хариус
     Утром снова в путь. Вскоре мы увидели на берегу катамаран, а его хозяева отсыпались в избушке, еле заметной сквозь густую растительность. А местность тем временем изменилась. Высокие зеленые горы со скалистыми обрывами у вершин обступали реку. Русло ее стало шире, течение быстрое, но спокойное. И после левого поворота на правом берегу показался поселок Полигус. Густо заросшие лесом горы окружили его.
Полигус
     Поселок расположен при устье маленького шумливого ручья, вытекающего из тайги со стороны скалистого обрыва. Там среди леса тоже торчат причудливые каменные столбы, похожие на скалы у Большой Нирунгды. На другом берегу Подкаменной Тунгуски, напротив села, тянется гряда высоких лесистых гор с плоскими вершинами, есть скалистые обнажения.
     Обед на маленьком левом притоке. Попытки поймать рыбу не удались, все ещё близко селение, и все выловлено. Прошел катамаран.
     Подальше слева широким устьем впадает Еннгида. Здесь ширина самой Тунгуски большая, и поэтому хорошо рассмотреть Еннгиду нам не удается да и идем мы правым берегом, в основной струе, которая плавной большой дугой огибает полуостров Юнчинский. Перешеек у него низкий, открыт всем ветрам и покрыт сплошь мелкой галькой. Так хотелось побродить по ней, поискать сердолики, но перешеек в стороне, погода не внушает доверия, близится вечер, а мы спешим найти место бивака. Как потом оказалось, за весь поход мы встретили всего два галечника: на острове Полпоро и на перешейке полуострова Юнченский. Все остальные большие галечники на Подкаменной Тунгуске и Бахте были под водой.
     На ночлег остановились перед Мучным порогом на притоке Катэнигэткан. На берегу хорошая стоянка, а вот с дровами небольшая проблема. Попытки поймать рыбу на устье притока не увенчались успехом. А сам он достаточно интересен: извивается петлями, перекаты, а между перекатами глубокие ямы. Все берега истоптаны до нас и все ямы обследованы до нас. Тут делать нечего.
     Мучной порог расположен в двадцати пяти километрах ниже Полигуса и в четырех км от нашей ночевки.
Впереди порог "Мучной"
Название свое он получил после того, как на нем потерпел крупную аварию караван с мукой. Здесь о подводные камни разбилось несколько илимок. Берега реки возле порога, говорят, были усыпаны мукой. Это было очень давно, однако память об этой истории навсегда сохранилась в названии порога.
     Для катамарана порог не представляет сложности. В начале порога на левом берегу видна чья-то стоянка, лодка лежит, но людей не видно. Правый берег, крутой и скалистый, тянется вдоль реки крепостной стеной. Трудно сказать, чего здесь больше, леса или скал, – все смешалось в каком-то хаосе. Покатавшись на белых барашках порога, ушли на левый поворот, течение здесь также быстрое, идет шивера, но мы не отрываясь смотрим на правый берег, где тянется высокая гора со скалистым частоколом. Высоко в скалах виднеется оригинальный утес со сквозным прямоугольным отверстием – знаменитое на всю Подкаменную "Окно". Удивительное творение природы!
Знаменитое на всю Тунгуску "Окно"
     После порога Мучного на левом повороте, где Подкаменная Тунгуска широко разливается, у охотничьего домика справа, от которого отплывали две рыбацких лодки, мы опять увидели знакомый катамаран, спящий на берегу.
     Вскоре мы доплыли до большого острова Коченятский, ниже его урочище, где когда-то располагалась фактория Коченята (Перевод – мысовая), сейчас никого не осталось, все переселились в более большие поселки.
     После острова Подкаменная Тунгуска разлилась широким плесом и тянется он до так называемых Царских ворот, где к реке вплотную подходит гора Боярина (Перевод – пустое место, без мха-ягеля, без ягод и т.д.). На плесе мы опасались встречного ветра, но Бог миловал. В середине плеса небольшое гористое сужение, где мы пытались заснять орланов в полете. В конце сужения перед очередным участком плеса мы заночевали прямо на правом берегу Тунгуски, сделав перед этим попытку найти охотничий домик на левом берегу, нарисованный на карте (погода была неустойчивая, грозила дождем). Не удалось.
     На утро второй участок широкого плеса также посчастливилось пройти в безветрии.
Подкаменная Тунгуска
У Царских ворот мы сделали небольшую остановку, погуляли по берегу, размялись. Когда мы отчаливали, на наше место пришвартовался катамаран-четверка, который мы время от времени встречали на Тунгуске, но вот побеседовать, поговорить все как-то не удавалось и не удалось. Откуда были эти ребята, мы не знаем.
     Примечание. Когда готовился к публикации этот отчет, мы узнали, что на катамаране были ребята из Москвы, в т.ч. Сергей Арифулла  http://www.marshruty.ru/Persons/Person.aspx?PersonID=71ab49b6-2ba0-428f-b609-cbe7611bd080
     У горы Боярина русло реки становится узким, берега каменистыми. За горой в Подкаменную впадает речка Кондромо (Перевод – промыв в береге, дыра в скале, выступающая скала). В устье речка широкая, спокойная, (подходит первая часть перевода), в Подкаменной Тунгуске она намыла большую галечную мель, а вдоль левого берега Тунгуски, как раз напротив впадения тянется небольшой галечный остров. В связи с большой водой контуры его неясны. На речке Уксиктэ (вторая с таким названием) на обширной каменистой отмели остановились на обед. С дровами туго, с погодой тоже – идет дождь, ветер. Мимо прошел уже знакомый катамаран, и больше мы его не видели.
     После обеда ветер успокаиваться не хочет, и мы с трудом перегребаем его. Общая скорость движения незначительна, не смотря на хорошее течение реки, которую все больше сжимают крутые склоны. Мы приближаемся к Большому порогу.
     Чуть выше порога впадает бурная речка Онгнё, до которой мы с трудом, но дошли.
Приток Онгне. Плиты плиты
Такое название уже было, оно встречается во многих местах Эвенкии. Шумными каскадами с ревом спускается Онгнё по гигантским каменным ступеням в Подкаменную Тунгуску. Над речкой высится группа живописных скал. Берег Подкаменной Тунгуски тут выложен плитами, по которым мы поднялись вверх и обнаружили у леса самую уютную стоянку из тех, что встретились нам на Подкаменной Тунгуске. Сначала, как повелось, фото сессия, пока солнышко позволяет заснять бурную воду Онгнё. Ветер тем временем утих.
     Здесь на Онгнё, там, где его устье перегораживает и отделяет от Подкаменной Тунгуски скальный выход, мы выловили кучу толстых больших хариусов. Нажарили их и объелись. Другой еды не понадобилось.