Р. Б. Нирунгда - р. Хагдаткан

Съёмка идёт Съёмка идёт
Большая Нирунгда Большая Нирунгда
Скалы на Большой Нирунгде Скалы на Большой Нирунгде
     В устье Большой Нирунгды мы причалили с целью взобраться на правый берег повыше столбов и снять Подкаменную через столбы. В Интернете есть фотографии с левого берега, нам хотелось посмотреть, а как будет смотреться с правого. Вдоль речки по правому берегу есть тропа, ведущая к охотничьей избушке, по ней дошли до распадка между столбами и, используя навыки, приобретенные когда-то в горах, поднялись на плато. Но, к сожалению, верхушки столбов находятся ниже плато, и густая растительность не дала нам возможности снять так, как мы хотели. Но несколько красивых фотографий тем немее у нас прибавилось.
Каменная сказка
     Когда мы возвращались на берег Тунгуски, видели, как мимо промчался катамаран-четверка, даже рассмотреть его не успели толком. Только мысли возникли – зачем так спешат? Эта река не для гонки. Здесь любоваться надо неповторимостью пейзажа.
Скалы на Большой Нирунгде
     Считается, что каменные колонны под Большой Нирунгдой – самые оригинальные скалы на всей Подкаменной Тунгуске. Их всего пять - шесть, и стоят они отдельно друг от друга. Особенно интересен самый крайний столб. Это отвесная скала, очень тонкая, высотой метров сорок.
Правая скала считается самой оригинальной на реке
     После обеда погода испортилась, сначала мы вроде поплыли, и, несмотря на сильный встречный ветер, перегребали его. Но потом сила ветра увеличилась до такой степени, что он просто потащил наш катамаран против течения. Пришлось срочно причаливать и ждать благоприятного момента. Тяжело сидеть на берегу и ничего не делать. Но дождались.
     Ниже Подкаменную Тунгуску сжимают крутые скалистые берега. От отвесных утесов до самой воды спускаются россыпи, русло сдавлено массой огромных валунов. Течение здесь быстрое. Это самое узкое место на Подкаменной, так называемое Горлышко.
     По обе стороны Горлышка много причудливых скал.
Очередной бастион
     Где-то здесь к нам прямо на воде пришвартовалась рыбацкая лодка, поговорили за жизнь. Местные жители все удивлялись нашему судну и спрашивали, не боимся ли мы на таком плавать. А нам, со своей стороны, было удивительно, что люди не понимают, что катамаран – одно из самых безопасных средств сплава, что утопить четырех секционный "воздушный шарик" гораздо труднее, чем их "корыто" Ещё они сообщили, что впереди идущий катамаран уже прошел пороги.
     Река петляет между крутыми берегами и выходит к отвесному скалистому гребню. Этот гребень тянется на четыре километра по всему правому берегу. Здесь природа тоже изрядно потрудилась. Башни, пики, остовы разрушенных замков, чего только нет среди этой каменной фантазии!
     В начале скалистого гребня находится порог Бабушка, в конце – порог Дедушка, это самое бурное место на участке Байкит – Полигус.
     Существует две легенды об этих странных названиях.
     На этих берегах когда-то жили старик со старухой. Занимались они рыболовством. Однажды старуха поехала на лодке и утонула возле верхнего порога. Старик на другой лодке стал искать старуху. У нижнего порога его лодка перевернулась, и он тоже утонул.
     С тех пор и стали называть эти пороги Бабушкой и Дедушкой.
     Есть и другое объяснение. Напротив порога среди скал якобы есть камень, напоминающий сгорбленную старушку. По нему-то и называют порог Бабушкой. А у нижнего порога один из береговых утесов напоминает будто бы профиль старика, поэтому и называют порог Дедушкой.
     Мы не успели заметить этих скал да и не пытались. Течение на порогах бурное, русло реки сжато огромными камнями, многочисленные подводные камни, их не видно.
Только вода клокочет и пенится над ними. Да и при нашей большой воде ещё и приличный вал стоял, не до красот берега было. А посмотреть есть на что: над Дедушкой нависают фантастические скалы и придают ему необычный и внушительный вид. Но мы несемся среди валов, все внимание порогу. А потом уже – пронеслись, и рады что-то там на берегу рассмотреть, но поздно.
     Пороги достались нам уже вечером, и все из-за потерянного времени, когда мы изнывали от безделья на берегу, а ветер гнал встречные барашки. Время поджимало, и после порогов пришлось вставать на речке Хагдаткан.
     Мы установили палатку на плитах, единственное ровное место в округе. Зато фотосессия на притоке удалась.
Бивак на плитах

Космический
Мы описали этот порог как видели, в нашу большую воду после двухмесячных дождей. В тот год и именно для нас этот порог показался наиболее серьезным препятствием на нашем маршруте. Будем рады прочитать другие описания этого порога в новых отчетах, а не только в отчетах первопроходцев.
Ivan12.04.13, 09:39
Некоторые первопроходнические отчёты страшно читать.
на самом деле они ничего не имеют с реальностью. но отчёт отчёты рознь :)
Guest12.04.13, 01:35
Не берусь судить..
но странное дело. У первопроходцев описывается, как они достаточно долго проходили порог этот Космический, упоминая при этом, что "его лучше обносить, тем более берег в районе порога вполне проходим и удобен для обноса". Если так.. у них были все шансы сфотографировать этот порог на разных участках. А у них на фото полно всякой ерунды... но нет порога Космического. Странно всё это. Это равнозначно тому... что я пройдя маршрут, забыл бы сфоткать вот такое препятствие http://www.panoramio.com/photo/59736411?source=wapi&referrer=kh.google.com

На счет "галлюцинаций".... туристам свойственно преувеличивать. Вот как может выглядеть непроходимый в малую воду порог. http://www.panoramio.com/photo/59736286?source=wapi&referrer=kh.google.com И тем не менее... он вполне проходим, без всякого обноса.

Категория сложности: 4 к.с.