Р. Онгне - р. Хагдаткан

По песку прошлись мама с ребенком По песку прошлись мама с ребенком
Метки уровня воды на берегу Метки уровня воды на берегу
Охотничий домик Охотничий домик
Приток Байкит Приток Байкит
Надвигается осень Надвигается осень
Процесс жарки рыбы Процесс жарки рыбы
Впадает приток Хагдаткан, очень рыбный Впадает приток Хагдаткан, очень рыбный
Тихий вечер Тихий вечер
И это надо съесть за ужином! И это надо съесть за ужином!
     А на утро все береговые плиты от выпавшей обильной росы стали очень скользкими. Мы с большим трудом спустили на воду катамаран, который накануне подняли высоко вверх.
     Отплытие. Впереди шумит Большой или Семиверстный порог.
     Порог состоит из двух огромных ступеней, расположенных на расстоянии семи старых верст одна от другой. Отсюда и его название. Первая ступень порога самая мощная. Есть ещё и третья ступень, но совсем небольшая и простая. Пронеслись по порогу быстро. К валам порогов Подкаменной мы уже привыкли, и они не вызывали уже прежнего восторга и трепета. Все камни в русле закрыты, хотя по описанию здесь они огромные. Выруливать не пришлось, просто держали катамаран носом на волну.
     Сразу после прохождения порога вышли на берег, спешить не хочется. Здесь на узкой песчаной полосе увидели медвежьи следы: мамаша с ребенком прогуливалась.
Подкаменная Тунгуска при впадении притока Байкит
     Далее начинается длинный прямой плес, хотя плесом в чистом понятии (без течения) он не является, как и все плесы на нашем пути. Река спокойно и величественно несет свои воды среди берегов, покрытых стенами темнохвойного леса. На этом участке при нормальном уровне воды обычны длинные песчаные отмели, но у нас их нет по известной причине.
Кострище по эвенкийскому способу
     Обед у устья реки Байкит. В глубине леса на берегу Байкита стоит охотничий домик под оцинкованной крышей. Его нашли, заинтересовавшись хорошей тропинкой (надо же ноги размять!), которая нас к нему и привела. Во время обеда не спешим, сначала пережидаем ветер, потом дождь.
     К вечеру добрались до речки Хагдаткан (название встретилось вторично). Повыше, на луговом участке после прибрежной осыпи, нашлось ровное местечко для палатки. Этот приток тоже нас порадовал хорошей рыбалкой на хариуса. Потом весь вечер жарили-ели.
Устоять не возможно!

Р. Хагдаткан - Вельминские пороги

Следующий день в плане плавания ничем не выделялся – река широкая, спокойная, а вот дожди поливали регулярно. У речки Нижний Байкитик произошла удивительная встреча с Валерием Зуевым.
Валерий Зуев. Ходит в одиночные походы продолжительностью 4 мес
     Это коренной москвич, 69 лет, инженер-конструктор. Туризмом занимается с 1957 г. Ежегодно с 1993 года ходит в одиночные походы продолжительностью 4 месяца – с 15 мая по 15 сентября, исключительно по Сибири. В этом году он уже побывал на Нижней Тунгуске, река ему не понравилась, "не туристская", потом перелетел в Ванавару и идет по Подкаменной до Бора. Поинтересовались, видел ли он катамаран, который нас обогнал. "Там ребята быстро идут, гонят, рыбалкой не занимаются, меня не заметили". Мы долго разговаривали, сплавляясь параллельно, с удивлением рассматривали его самодельный катамаран, который он каждой зимой переделывает, усовершенствует (…"Жаль, что сейчас хороших сплавов для каркаса нет, выпускать перестали, достать невозможно, собираю всякие остатки…"). Гондолы двухсекционные, изготовлены из "чернухи" (тонкий прорезиненный с двух сторон капрон "Черный дождь"). Услышали много рассказов о сплавах по рекам Гонам (попал в сильнейшее наводнение, уровень реки поднялся на 12 м, пороги стали очень серьезными), Тимптон и др., о встречах с медведями ("Как увидите, что коряга поперек речки плывет, это медведь, ушки у него торчат…") и пр. Эту реку он не узнавал. В 2002 г. Подкаменная Тунгуска была узкая, уютная, он ее советовал для отдыха всем друзьям, а сейчас море разливное, встать негде. На вопрос "Почему плавает один" ответил: "С Богом и с людьми", время больших сборищ (слеты, например) для него прошло "Только один, строго…". В каждом населенном пункте у него есть знакомые, друзья-приятели, обзавелся за эти годы. Заходит к ним в гости, задерживаясь на 2-3 дня. Короче, не скучает. О Кузьмовке отозвался положительно: "Люди там замечательные…"
       За разговорами подошли все вместе к впадению большого притока – реки Вельмо.
Здесь мы расстались: Зуев поплыл к устью Вельмо, чтобы подняться в поселок Бурный (7 км вверх по течению Вельмо) к приятелю и посетить местный магазин, а мы остановились на обед. Во время обеда увидели и узнали в далекой точке у противоположного берега катамаран Зуева, который уходил вниз по Подкаменной. Потом, при очередной встрече, он расскажет, что думал дойти до Бурного по берегу, но в этом году сплошной непроход, все залито. Сокрушался, что теперь больше негде будет купить сухого молока, только в Бурном, а без него ему грустно.
     Вельминские пороги мы хотели пройти на следующий день с утра и запланировали свою ночевку у речки Подпорожная, но место было занято – несколько лодок с молодежью из Бурного. Они приехали отдохнуть и подготовить домик к зиме, здесь у них охотничий участок. А нам пришлось уже вечером идти в пороги. Там три ступени, несколько слабее, чем предыдущие пороги на Подкаменной, но большая вода и тут вал поставила. Вечером у нас была большая проблема с поиском площадки для палатки, несколько попыток найти приемлемое место оказались безуспешными, и уже темнело. В итоге остановились у первой после двух ступеней порога речки справа. Там недалеко и избушка, даже российский флаг на флагштоке был, но на Подкаменной чужими жилищами мы ни разу так и не воспользовались.

Космический
Мы описали этот порог как видели, в нашу большую воду после двухмесячных дождей. В тот год и именно для нас этот порог показался наиболее серьезным препятствием на нашем маршруте. Будем рады прочитать другие описания этого порога в новых отчетах, а не только в отчетах первопроходцев.
Ivan12.04.13, 09:39
Некоторые первопроходнические отчёты страшно читать.
на самом деле они ничего не имеют с реальностью. но отчёт отчёты рознь :)
Guest12.04.13, 01:35
Не берусь судить..
но странное дело. У первопроходцев описывается, как они достаточно долго проходили порог этот Космический, упоминая при этом, что "его лучше обносить, тем более берег в районе порога вполне проходим и удобен для обноса". Если так.. у них были все шансы сфотографировать этот порог на разных участках. А у них на фото полно всякой ерунды... но нет порога Космического. Странно всё это. Это равнозначно тому... что я пройдя маршрут, забыл бы сфоткать вот такое препятствие http://www.panoramio.com/photo/59736411?source=wapi&referrer=kh.google.com

На счет "галлюцинаций".... туристам свойственно преувеличивать. Вот как может выглядеть непроходимый в малую воду порог. http://www.panoramio.com/photo/59736286?source=wapi&referrer=kh.google.com И тем не менее... он вполне проходим, без всякого обноса.

Категория сложности: 4 к.с.