От Кузьмовки до Бахты. Профиль 
Осуществлен пеший переход с Подкаменной Тунгуски на Бахту по профилю. Несмотря на суровые погодные условия, этот переход 113 км (по прямой по данным навигатора 87 км) пройден без сверх напряжения за 8 дней. Расстояние, рассчитанное измерением по карте с коэффициентом 1,3, более реально отражает истинную величину перехода. 21 - 30 августа
Предисловие

Тайга гудит, встаёт она в полнеба,
   Живая вся, и вся из сказки – небыль…
                      Балтин Александр

     Во время сплава по Подкаменной Тунгуске почти все встреченные моторки с рыбаками причаливали к нашему катамарану, и мы разговаривали. В начале о том, что мы собираемся уйти на Бахту с Кузьмовки мы никому не говорили. Плывем до Бора и все. Вопрос начали поднимать (ради консультаций) поближе к ней. Каково же было наше изумление, когда первый же рыбак, которому мы сказали о своем желании, отреагировал так:
     – Да вы гоните! (ударение на первом слоге).
     Мы подтвердили свое намерение и начали задавать ему конкретные вопросы – ходил ли он сам от Кузьмовки до Бахты, если ходил, то каким путем.
     Из разговора мы поняли, что именно этот рыбак до Бахты не ходил, но много слышал. Когда он узнал, что мы собираемся идти по профилю, сказал: "Ну, что ж, дойдете, если в профилях не запутаетесь."
     – А разве там много профилей? На карте из Гугла виден только один...
     – Там сейчас пробили кучу профилей, идущих в разных направлениях. На карте виден только старый профиль. Как вы собираетесь ориентироваться? Карта есть?
     – Есть и карта, и компас, и GPS.
     – GPS – это серьезно.
     Доходит ли профиль до самой Бахты, он не знал. Но отметил, что охотники зимой на снегоходах добираются до Бахты, используя профили, но срезая по болотам.
     Другие рыбаки так же очень удивлялись нашему намерению, но ничего нового от них мы не узнали.
     Но больше всего рыбаков удивляло то обстоятельство, что мы собираемся уходить в тайгу, не имея при себе никакого оружия. По их словам в тайге расплодилось очень много медведей, и идти без оружия – это самоубийство. Этот год в тайге в этом районе выдался неурожайным, медведь голодный, в поисках корма выходит даже к деревням. Но мы, как практически все туристы путешествующие в таежной местности (это не касается рыбаков и охотников, которые без оружия себя не мыслят в тайге), оружия не берем и считаем, что надо себя правильно вести, и мирное сосуществование со зверями обеспечено. И ещё верим в счастливую звезду, без этого нельзя. Опасно одиночкам, а нас – трое, целая группа, и одно это уже защищает от нападения. И вдобавок мы не хотим нести на себе ещё с десяток килограммов оружейных припасов.
     Валерий Зуев, узнав о нашем намерении уйти на Бахту, сказал дословно следующее:
     – Я сразу могу сказать, что по отзывам туристов, это достаточно сложный маршрут, тяжелая переброска... Бахта – это уже серьезная река...
     Уже в самой Кузьмовке во время разбора и сушки катамарана к нам подошли любопытные местные мальчишки. Ради интереса и у них мы поинтересовались дорогой по профилю на Бахту. Все-таки местные жители. Естественно, они сами не могли туда ходить, но их отцы вполне. Ребята довольно подробно рассказали о профиле до реки Иммокил, о наличие двух охотничьих избушек на этом участке, где примерно они находятся и как их увидеть с профиля. Сами они были на профиле только зимой с отцами на снегоходах. Предсказали, что пешком до Иммокила мы дойдем за два дня. Чуть-чуть ошиблись: мы плелись 2,5 дня. О дальнейшем пути, который нас интересовал, они имели очень смутное представление. А мы сделали вывод – даже жители самой Кузьмовки редко бывают на Бахте.
     Когда готовились к походу, на официальном сайте органов МСУ Эвенкийского муниципального района о Кузьмовке прочли следующее: "Свое название поселение получило от имени крестьянина Кузьмы Попова – жителя с. Сумароково на Енисее, основателя поселения. Муниципальное образование "поселок Кузьмовка" состоит из двух участков: самой Кузьмовки и фактории Кучумдек. Численность населения Кузьмовки – 180 человек, из них три представителя коренных малочисленных народов Севера. Средний возраст сельчанина – 23 года."
     Тогда удивило именно это – 23 года. Но пообщавшись с молодежью, мы узнали много любопытных подробностей о жизни в этой староверческой деревне. Например, что у них есть школа-шестилетка. Этого образования им вполне хватает. Желающие могут его продолжить, но это – единицы. Практически вся молодежь остается в деревне, парни, как и их отцы, становятся охотниками. Значит, молодежь не уезжает, вот откуда эти "23 года". В Кузьмовке есть магазин, электричество, Интернет, спутниковая связь. Мы даже поинтересовались у ребят, где они находят себе невест, поселение-то небольшое. Оказывается, когда приходит время, они ездят по другим староверческим деревням не только Енисея, но и других районов, например, Саян, и подбирают себе спутницу жизни. Точно также ездят и девушки.
     На все необходимые дела в Кузьмовке ушло 3-4 часа. За это время мы высушили катамаран, купили хлеба, зарядили аккумуляторы для фото- и видеотехники на метеостанции. О ней стоит рассказать подробнее. Главная "контора" метеостанции находится прямо напротив причала за притоком, если плыть сверху, в обыкновенном доме, внешне не отличающемся от остальных без всяких внешних признаков метеостанции. В нем одна комната напичкана приборами, отсюда же по рации связь метеостанции с "большой землей", Интернет должен прийти сюда в 2012 г. А другая часть дома – жилая. Сам же комплекс измерительных приборов находится отдельно, на краю Кузьмовки, до притока.

 

Таежный поэт

     Был уже вечер, но мы отправились искать начало профиля, очень хотелось его увидеть, немного пройти по нему, чтобы завтра начать полноценный пешеходный день, да и надо где-то ночевать, не на берегу же Подкаменной. Местные ребята радушно предлагали нам варианты ночевки в деревне, но не хотелось никого утруждать, да и хочется быть хозяином своего ночлега, а не гостем. Поднявшись к деревне, остановили первого встречного мужчину, который на велосипеде, как на вездеходе, уверенно ехал по глубокой грязи. Это было удивительное знакомство. Велосипедистом оказался Иван Матвеев, охотник и поэт. Попозже он подарил нам красивую книгу в твердом переплете, напечатанную на мелованной бумаге "Поэзия на Енисее", ежегодник 2010 г., где были напечатаны его стихи, чем он гордился.
     
В этом ежегоднике напечатана его краткая биография. Матвеев Иван Александрович родился в 1972 году в селе Чердаты Томской области Зырянского района. До 22 лет жил и работал в Томске. В последующие годы переехал жить с семьей в поселок Кузьмовка Эвенкийского автономного округа. Прикипел сердцем к эвенкийским просторам, построил дом, разработал охотничий участок. Именно в тайге, вдалеке от быта, к нему приходит вдохновение и творчество. Человек он верующий и в своих стихах отражает отношение ко всему светлому и возвышенному и во всем находит искру Божию. Пишется ему в основном на охотничьей заимке во время промысла соболя. Печатался в местной газете "Эвенкийская жизнь".
     Иван Матвеев, также как и остальные ранее, искренне удивлялся нашему желанию дойти до Бахты. Сам он был на ней зимой всего два раза за 20 лет жизни в Кузьмовке.
     – А вы знаете, что до Бахты 100 км? Даже не сто, а 108? И по ТАЙГЕ! Вы представляете, как это далеко? Как тяжел путь? Сколько вы будете идти?
     – Да потихоньку за неделю дойдем... Ходили мы раньше такие расстояния, только в другой местности.
     По его просьбе мы показали на карте, как именно хотим идти. До фактории Кучумдек – по профилю (если он доходит туда), а дальше мы для себя нарисовали путь по водоразделу между ручьями Юктакан – Бурусил и Выдракан – Нёнгнедекит, начитавшись в Интернете, что там относительно простой путь по тайге, выход на Бахту наметили в районе старой охотничьей базы. Иван глянул и уверенно заявил, что, мол, наши так не ходят, их путь лежит правее. Но где именно, на карте он показать не мог. Мы его успокоили: "На месте разберемся". Потом он, начал, как и все, пугать нас медведями. Рассказал, как в этом году убил одного тремя выстрелами в упор, когда тот подошел к его дому. "Да от вас одни подметки от сапог останутся... да ещё без оружия..." Но видя, что на нас все его рассказы не действуют, он произнес целую речь, суть которой была следующая: "Если решили идти, идите и дойдете! Не отступайте! А я за вас молиться буду. И у вас будет все хорошо!" Подарил нам малосольного тугунка, подхватил один из рюкзаков в виде реальной помощи и быстро зашагал по разбитой дороге вверх на профиль. Он захотел не просто рассказать, как до него дойти, а точно поставить нас на него. И всю дорогу нараспев декламировал свои стихи. А мы за ним еле поспевали.


Комментарии
Космический 
Мы описали этот порог как видели, в нашу большую воду после двухмесячных дождей. В тот год и именно для нас этот порог показался наиболее серьезным препятствием на нашем маршруте. Будем рады прочитать другие описания этого порога в новых отчетах, а не только в отчетах первопроходцев.
Ivan12.04.13, 09:39
Некоторые первопроходнические отчёты страшно читать. 
на самом деле они ничего не имеют с реальностью. но отчёт отчёты рознь :)
Guest12.04.13, 01:35
Не берусь судить.. 
но странное дело. У первопроходцев описывается, как они достаточно долго проходили порог этот Космический, упоминая при этом, что "его лучше обносить, тем более берег в районе порога вполне проходим и удобен для обноса". Если так.. у них были все шансы сфотографировать этот порог на разных участках. А у них на фото полно всякой ерунды... но нет порога Космического. Странно всё это. Это равнозначно тому... что я пройдя маршрут, забыл бы сфоткать вот такое препятствие http://www.panoramio.com/photo/59736411?source=wapi&referrer=kh.google.com

На счет "галлюцинаций".... туристам свойственно преувеличивать. Вот как может выглядеть непроходимый в малую воду порог. http://www.panoramio.com/photo/59736286?source=wapi&referrer=kh.google.com И тем не менее... он вполне проходим, без всякого обноса.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4 к.с.