Идарское Белогорье. 8 - 12 сентября

Подъем на Идарское белогорье из долины р. Кингаш Подъем на Идарское белогорье из долины р. Кингаш
Здесь почти не ступала нога человека Здесь почти не ступала нога человека
Лесистые хребты тянутся до самого горизонта Лесистые хребты тянутся до самого горизонта
«Белки, белогорья – уже не холмы, еще не горы – безлесные вершины, покрытые тундрой с ягелем, снежниками и прочими радостями высотной поясности. Снег там поздно сходит, рано ложится (иногда даже летом), поэтому горы часто бывают белыми».

8.09

С утра – дождь, выход задерживается. Совсем неохота мокнуть, поэтому приготовление завтрака на газовой горелке в тамбуре палатки. Именно для таких случаев мы и взяли с собой ограниченное количество газа. Выход из тамбура – прямо в лужу. Около 10 часов утра так и не дождавшись окончания дождя, надев на себя полиэтиленовые плащи, тронулись в путь.
     Дорога круто уходит вверх, вся раскисла, по ней бежит мутный ручеёк. В плащах идти жарко, неудобно, и, когда дождь прекратился, мы мечтали быстрее снять их. Но обочина слева очень грязная, без всяких следов растительности, которую изничтожили бульдозерами, а справа тайгу отделяет от дороги глубокая канава с ручьём и её крутой склон, на который ещё вчера при разведке не везде можно было подняться. Наконец, на корни кедра, чудом сохранившегося рядом с дорогой, сброшены рюкзаки, и мы сняли наши плащи. Выходит, они хороши на бивуаках, а идти в них под рюкзаками крайне некомфортно. Внизу, в долине Кингаша, клубятся облака, с трудом поднимаясь вверх.
Над долиной Кингаша клубятся облака
     Наконец, дорога вышла на геологическую площадку – небольшое плоское место на склоне, поросшем лесом. Здесь стоит новый домик и большой навес с дровами. Сложены ящики для образцов. Никого нет. Сожалеем, что вчера вечером не поднялись сюда. В домике под дождём было бы гораздо уютнее. Но мы не знали о нем, да и вряд ли бы успели до темноты.
     Здесь же развилка дорог, обе по степени наезженности одинаковы. Сброшены рюкзаки и проведена разведка, которая показала, что правая дорога спускается в верхний посёлок геологов, который также пуст. В итоге выбрана левая дорога, уходящая с небольшим подъёмом в тайгу. В дальнейшем от этой дороги было ещё несколько ответвлений вниз, которые вели, по-видимому, также в верхний посёлок геологов.
     Вспоминается описание этого участка, когда дороги ещё не было:

«Тропа на местности практически незаметна… захламленный частый лес… большей частью ориентируемся только по затесам на стволах деревьев… почва затянута глубоким мхом, много завалов, через которые приходится перебираться или далеко обходить с риском потерять тропу…»

Да, дорога – благо добравшейся сюда цивилизации. Стоит сделать с нее несколько шагов в сторону, и мы там, где почти не ступала нога человека, а с любым инородным предметом тайга быстро и беспощадно расправляется, поглощая его.
Дорога на Идарское белогорье
     Постепенно набираем высоту, и кругом тайга, тайга, тайга, и тишина, иногда нарушаемая криками кедровок. Распогодилось, светит солнце, об утренней непогоде ничего уже не напоминает. На дороге в большом количестве валялись спелые кедровые шишки. Мы подбирали их и одновременно ругали себя – итак, рюкзаки тяжелые, не зачем ещё утяжелять их, но пройти мимо не было никаких сил.
     После обеда, непрерывно набирая высоту, вышли на перевал (Сред. Куе – Идар). Далее дорога траверсирует западный склон вершины 1535,7. Отсюда наше генеральное направление на ЮЮВ. Вдоль обочины густые заросли рододендронов. Много маслят, к сожалению уже замерзших. На ровной площадке у дороги стоит новый балок, вполне пригодный для жилья, но мы от него уходим дальше. Опять набежали тучи, от пронизывающего ветра тайга больше не прикрывает. В углублениях вдоль дороги – снег. Встретился камень, напоминающий по форме памятник на кладбище. На нём надпись о вечной памяти ёжику. Кто-то пошутил…
Идарское белогорье
     Начали подбирать место ночлега. Дорога просматривается на большом расстоянии и видно, как она поднимается на седловину левее высоты 1542,4. Мы её наметили как возможный вариант бивака. Когда дошли, место нам не понравилось. Слишком все открыто и продуваемо. Обошли вершину и на перевале перед подъемом на плато под горой 1637,9, немного спустившись в кедрач, организовали ночёвку. Здесь, на склоне к реке Среднее Куе, остатки базы геологов. Местность разворочена тяжёлой техникой. Зато есть вода в небольшом озерке, которое видно при подходе к этому перевалу. Вечером наползли низкие облака и заволокли всё вокруг. Видно, как ветер гонит их клочьями через перевал. Холодно и сыро. Ночью был заморозок.

9.09

На следующий день продолжили движение по дороге. Холодно, ветер. Только в движении под рюкзаком тепло. Крутой подъем на плато преодолели за одну ходку. Впереди хорошо виден наш дальнейший путь.
Идарское белогорье
     Невольно смотрим назад: а вдруг машина? Но дорога пустынна… Ближе к полудню дорога вошла в тайгу между вершинами 1659,6 и 1435,5, и климат сразу изменился – тепло.
     Обед устроили на границе леса прямо на дороге перед большой заболоченной поляной. Вода в болотистом ручейке на этой же поляне. Основная дорога огибает эту поляну по возвышенным местам. Есть следы техники и прямо через болото. По ним мы и прошли после обеда, срезая путь. Сейчас сухо, воды нет, поэтому без проблем.
     Дорога во второй половине дня всё время шла через тайгу. Пытались ориентироваться, используя рельеф местности, т.к. видимость ограничена густым лесом. Иногда это удавалось. Например, на карте отмечен охотничий домик. Вычислили его местоположение по рельефу. Сам домик мы не видели, т.к. он немного в стороне, но в его районе были ответвления от дороги, которые вели, возможно, к нему.

С приближением вечера как всегда встал вопрос о воде. С самого обеда мы не пересекли ни одного ручейка. Начали изучать даже лужи, попадающиеся изредка на пути, но качество воды в них нас не устраивало, хотя мы и непривередливы. Иногда встречались небольшие болотистые участки, но они были просто сырые, без открытой воды. Мы постепенно теряли надежду на полноценный ужин и завтрак. Наконец, когда силы были на исходе, а солнце уже скатилось к горизонту, дорога вышла из глухой тайги. Справа открылась широкая болотина, а слева прямо рядом с дорогой – полянка без кочек, которых в тайге навалом и которые сильно затрудняют поиски места под палатку. Разведка показала, что в болоте есть неплохая вода, слегка проточная, чистая, без присущей таким местам желтизны.
     Сбросили рюкзаки и пошли изучать местность, т.к. было, на что посмотреть в округе. Год назад (так думаем) примерно в 100 м от дороги была большая стоянка геологов. Чего они только не оставили! Штабеля ящиков для проб грунта, огромные кучи наколотых дров (кедр!), остатки каких-то сооружений и мусор, мусор… А сколько там было выпито водки! Жаль, что нам не оставили…
Бивуак восточнее в. 1443 3
     Естественно, мы воспользовались дровами геологов, а из ящиков соорудили себе стол и сиденья. И скоро наш временный бивак стал обжитым. В ночи запылал огонь костра.

10.09

С утра сфотографировали далёкую ещё вершину Дарьину, к которой мы со временем выйдем.

Сначала дорога продолжала идти тайгой, но через час после выхода с ночёвки вышла на просторы очередной вершины Белогорья (1454,0), и перед нами открылись дали: какой огромный район! Как бесконечна тайга!
     Нагромождения невысоких лесистых хребтов тянутся до самого горизонта. Просматриваются в утренней дымке долины притоков Кунгуса, а там, вдали, виднеется и сам Кунгус. Открыли карты и начали сверять их с местностью. Как же это интересно узнавать в незнакомой местности объекты, известные только по карте. И местность становится сразу ближе и родней. Шли и любовались. Так приятно было оказаться на просторе после ограниченной видимости в тайге.
Отдых с видом на Саянские дали
     Но это блаженство длилось недолго, т.к. дорога опять нырнула в тайгу. Пройдя небольшой лесистый участок, оказались перед самым большим подъёмом на всём протяжении пути по Белогорью. Здесь капитальная туристская стоянка. По идее и вода должна быть где-то рядом, но мы её сходу не увидели и не искали, т.к. до нашего обеда была ещё куча времени.
Со склона в. 1664 2 виден наш путь по Белогорью за последние сут
     Дорога траверсирует склон вершины 1664,2 с постоянным набором высоты. Все видимые слева хребты становятся всё ниже, горизонт отодвигается всё дальше. Идти постоянно вверх трудно, сказывается возраст. Всё тяжелее и тяжелее становится рюкзак, а шаг всё медленнее. И вот наступило такое состояние организма, как будто в стену упёрся, не возможно ещё один шаг вперёд сделать, а делать приходится. Чтобы идти дальше, надо банальное – обеденный отдых, еда и питьё. И всё та же проблема воды. Где её найдёшь на этих крутых, покрытых чахлой травой почти безжизненных склонах. И вдруг далеко впереди глаз выхватил на склоне тоненькую короткую белую полоску. Неужели ручеёк? Невероятно! Спасение! Мысленно провели от него к дороге перпендикуляр, наметили на ней ориентир, прекрасно понимая, что через несколько метров ручеёк станет невидим для нас, и только ориентир на дороге не даст нам потерять его. И заметили этот ручеек только благодаря тому, что остановились на очередной отдых. А если бы присели отдохнуть не здесь, а чуть дальше, хотя бы на 15-20 м, всё, как говорится – антракт.
     Как мы дошли до этого ориентира (большой камень у обочины), непонятно. Каждый шаг – преодоление себя, своего бессилия и обезвоживания организма. Медленно, шаг за шагом вперёд, к драгоценной воде. В городе, когда её в любой момент можно налить из крана, она не ценится. А вот здесь, в этом диком безлюдном крае, открывается истинная ценность простой воды, которая даёт жизнь всему.
     Прямо в дорожную пыль сброшены рюкзаки. А больше некуда. И Володя с двумя котелками спустился вниз. Наступает момент истины: показался нам ручеек как мираж или есть он на самом деле. Тягуче тянутся минуты ожидания. Но вот он показался на дороге, бережно неся чистейшую ледяную воду горного родника.
     Сказать, что совсем у нас не было с собой воды, это неправда. Было примерно 200 г чая в бутылочке, но это уже на самый крайний случай. Просто мы считали, что этот крайний случай ещё не наступил.
     После обеда мир преобразился. Оказывается и дорога не такая уж и крутая, и идётся легко, и солнышко ласково светит, и ветерок нежно обдувает. Не жизнь, а сказка. Много ли человеку для счастья надо?

Совсем скоро мы вышли на самую высшую точку Идарского Белогорья – вершину 1698,2. Она представляет собой широкое каменистое плато с пожухлой в это время года травой, с которого открываются далёкие виды во все стороны. Нам крупно повезло: погода стояла изумительная, видимость по всем направлениям была исключительная. А ведь многие туристы жаловались на плотный туман и дождь именно здесь.
     Сброшены рюкзаки, фотоаппараты в руки. На юге видны далёкие снежные вершины, вытянувшиеся в длинный белый хребет. И мы узнаём виденные ранее на чужих фотографиях пик Грандиозный, вершину Пирамида и Дарьина. Наш дальнейший путь лежит туда, к этим белым горам.

Вдоволь налюбовались и сделали кучу снимков, благо фотоаппарат позволяет приблизить эти такие далёкие хребты. И только потом рассмотрели само вершинное плато, на котором мы находились. Вон неподалёку стоит покосившийся триангуляционный знак, установленный ещё до войны Григорием Федосеевым, исследователем Саян и писателем. А вот и огромный тур, который упоминается во всех отчётах по этому району. Как не подойти к нему и не сфотографироваться на память? После нашего посещения он стал на несколько сантиметров выше. А как же? Обязательно положили парочку плоских камней на его верхотуру.
Гигантский тур на в.1698 2
     Но сколько не любуйся, а уходить надо.
     Далее дорога, хоть и идёт в основном вниз, но постепенно начинает казаться бесконечной. Меняются пейзажи, говоря о том, что мы идём, но совсем не приближается долина речки, которую мы определили себе на ночлег. Сначала казалось, что до неё недалеко: вот ещё один поворот, и начнётся спуск в долину. Но километр проходил за километром, а по сути ничего не менялось. Дорога продолжала идти верхом, вся желанная для ночного отдыха тайга была где-то внизу. Иногда дорогу пересекали слабенькие ручейки. Они смачивали пыль, образуя мокрый след, но набрать воды каким-нибудь способом из них было невозможно. Даже встретилось очень старое оборудованное кострище. Возможно, что в другое время года здесь нет такой проблемы с водой. Видно, что кто-то тут обедал, но не ночевал, т.к. кругом склоны, и поставить палатку, а тем более спать крайне неудобно.
На Идарском белогорье
     А ещё на дороге была масса медвежьих следов, идущих и в нашем направлении и навстречу. То, что медведи давно облюбовали эту дорогу, мы видели на всём пути, но здесь особенно. К их следам мы успели привыкнуть и почти равнодушно констатировали очередную группу. Правда, иногда поглядывали по сторонам, нет ли мишек. Но насколько хватало глаз – то ли выжженная степь, то ли высохшая тундра. И никаких движущихся объектов.
     После обеда мы обычно шли 6-8 ходок минут по двадцать. Две ходки – это примерно час времени. А тут вот уже 10 ходок, 12 ходок… Сколько же можно? Тайга и перевал, на который (как мы думаем) должна спуститься дорога, давно виден. А дорога всё режет и режет склоны поверху. Мы морально и физически готовы были ночевать в любом месте, где встретится вода. Но её не было!

Наступил момент, когда нам уже всё стало безразлично, и мы перестали отдыхать через положенные промежутки времени по одной простой причине, что у нас этого времени уже не было: надвигался вечер. Наконец, дорога резко пошла на спуск прямо напротив перевала. Сначала она спустилась на большую луговину с остатками лагеря геологов (бочки, металлолом, куски полиэтилена…). Возможно, где-то здесь и была вода, но сходу ничего не попалось. А нас ещё тянуло в лес: каждую ночь были заморозки, и немного светового времени пока осталось.
     После луговины дорога вошла в тайгу, но превратилась в глубокий трудно проходимый овраг. Видно, талые воды и дожди всё очень сильно размыли: провалы и огромные ямы с обрывистыми краями, а на обочинах выселись вертикальные стены, как в каньоне. Машинный след ушёл в тайгу, в обход. Мы же пошли по дороге, пробираясь по узким уцелевшим полочкам.
     А т.к. времени у нас уже практически не было и начинало смеркаться, Володя резко ускорился вперёд в поисках воды. Я осталась одна. Немного жутковато, но терпимо, да и след знакомых ботинок внушал уверенность. От дикой усталости колени уже не сгибались. Я переставляла ноги как ходули.
     Вот, наконец, закончился резкий спуск и одновременно закончился этот новоявленный овраг. Далее далеко вперёд смотрелась ровная лесная дорога. А Володи и не видно. Далеко же убежал! Значит, нет воды…
     Но вот он появился, тяжело подошел ко мне, забрал мой рюкзак, не смотря на мои слабые протесты, и на вопрос о воде, ответил отрицательно.
     Вместе мы подошли к самой нижней точке перевала, на которой остались высохшие русла недавних ручьёв. Всё кругом было истоптано медведями, и их следы удалялись в направлении, куда стекала вода. И что теперь делать? Идти вниз по медвежьим следам? Нет сил и времени, темнеет. И неизвестно, как далеко ушёл ручей… Прошли немного вверх по дороге. Даже последние лужи остались сзади… Мы уже даже не разговаривали, не было сил. В молчании бросили рюкзаки на придорожный мох. Володя отошел чуть в сторону, потоптался. И так ясно – там будет палатка. Пока хоть что-то видно, он наломал сухих сучьев, вытащил на дорогу – тут костёр. А я, так же молча, с котелком вернулась назад и из ближайшей лужи по чайной ложке набрала воды. Благо тут никто не ездит и это вода – дождевая, такая же, как в реках и ручьях, если отбросить все предубеждения. А если в ней кто-то уже и поселился, так это его проблемы… Постановка палатки в полной темноте, ужин при свете костра.

11.09

Утром встали с рассветом. Ночи длинные, высыпаться успеваем. Очень холодно, замороженный ягель хрустит под ногами. Солнце только показало свой краешек из-за дальнего хребта. Небо ясное. Есть надежда на хорошую погоду.
     Добывать воду из лужи с утра намного сложнее. Образовалась толстая корка льда, и самой воды очень мало. Зато вся живность вморозилась в лёд, вода относительно чистая.
     Когда солнце осветило нашу полянку, перетащили палатку на более освещённое место, чтобы она скорее оттаяла, и легче было её собирать.
     Наконец, утренние заботы позади. В путь. Уже достаточно потеплело, и мы с удовольствием сбросили лишнюю тёплую одежду. Пройдя вверх по дороге около 100 м, за поворотом мы увидели очередную стоянку геологов с готовыми столами, навесами и пр. Но самое главное – рядом тёк очень хороший ручей с прозрачной водой. Вот так бывает! Переглянулись, перешагнули его. О чём теперь говорить? Всё это прошлое…
     Дорога вышла из тайги и поднялась на склон вершины 1586,2. При подъёме была развилка, которую мы видели накануне перед спуском на перевал. Вправо уходила новая дорога, прямо – старая наезженная. Особо не задумываясь, выбрали старую дорогу, т.к. её направление нам больше понравилось – мы должны были выйти к Тукше, к старому посёлку золотоискателей.
     Поднявшись до самого верха, мы быстро поняли, что эти две дороги, в сущности, единое целое. Старая дорога обходила верховое болото, а новая шла прямо по нему. Вскоре дороги сошлись вместе. У нас получился небольшой крюк, т.к. можно было спокойно пройти по болоту, ставшему к осени полностью сухим.
     Дальнейший путь до Тукши однозначен, вариантов не было. Единая дорога шла через тайгу, поднимаясь и спускаясь с увалов. Иногда попадались небольшие болота. Здесь обычно было несколько машинных следов. Каждый ехал, как ему казалось легче. А нам было всё равно, т.к. легко проходимо было по любому варианту. Мы с удовольствием и нетерпением шли вниз, в долину Тукши, там нас ждал заслуженный отдых – днёвка.

День выдался тёплый. Летали бабочки, стрекотали кузнечики, в кедрачах усиленно работали кедровки. Пару шишек и нам досталось.
     Перед самой Тукшой дорога траверсирует склон с длинным равномерным спуском и упирается в поляну, на которой стоит один большой дом и маленькая банька.
     Прибыли мы сюда в обед. Походили, посмотрели, оценили и выбрали баньку, как более чистое и уютное помещение. Имелась печь, нары с матрасами, стол, крылечко, перед ним кострище.
     Тукша пользуется популярностью у рыбаков и охотников. Об этом говорило и большое количество заготовленных дров, и горы мусора, и много оставленных продуктов. Некоторые были аккуратно подвешены на гвоздиках внутри, другие просто лежали на полке снаружи дома. Там были свежие огурцы и помидоры (проморожены), банка с консервированными огурцами (прокисли), лук и болгарский перец вполне хорошего качества, сухари, пакетики супов и вермишели, макароны, 3-х литровая пластиковая бутылка с квасом (не распечатана). В разных местах стояли три больших пакета с картошкой. В двух из них она уже прозеленела и замёрзла. А один пакет был в баньке, что и спасло его от заморозков. Этой картошкой мы и питались полтора дня, что пробыли в Тукше. Отваривали её, добавляли в суп и даже 4 штуки взяли с собой. И там её осталось ещё больше половины. Вряд ли ещё кто успеет ею воспользоваться в этом году, ночные заморозки, а потом и морозы сделают своё дело.
Долина р. Тукша
     После обеда Володя пошёл изучать речку и пытаться ловить рыбку в мелкой Тукше, а я устроила себе банный день. Вечером протопили печь и легли спать в тёплом помещении.

12.09

Днёвка.
     Утром во время завтрака услышали гул моторов. Выскочили из баньки и увидели, что прибыли рыбаки на Уазике и квадроцикле. Где они были, когда мы неделю шли пешком?
     В этот день погода не радовала, часто шёл дождь, мелкий и занудливый, а так хотелось солнца и полноценного отдыха. Мы немного походили вдоль берега, пытаясь что-нибудь поймать, но неудачно. Впрочем, в этом месте уловом не могли похвастаться и другие туристы, о чем сообщала надпись на стене дома. Рыбаки поймали за день непрерывной рыбалки по 4-5 хариусов. На наш взгляд ехать так далеко из-за этого не стоило.
     Мы отдохнули, отъелись и были готовы к новому пути.