Заключительная глава
Отъезд. Рекомендации
Отъезд

Едва приступили к разборке катамарана, как у нас появился зритель – местный молодой парень, пришедший за водой. Примечателен разговор с ним. Он поинтересовался, откуда мы.
     – Из Ульяновска.
     В глазах непонимание. К этому мы готовы, т.к. далеко не все знают этот город, поэтому берем шире:
     – Из Самары.
     В ответ – тишина.
     – А Казань знаешь? Столица Татарстана…
     На лице парня ничего не отразилось. Тогда я прибегла к последнему аргументу:
     – О реке Волга слышал? Великая русская река.
     Он только покачал головой. Тут уж я растерялась, настолько это было неожиданно.
     Когда мы уже ехали на машине в Канск, я рассказала водителю этот разговор. Он пояснил:
     – Новомариновка – глухая деревня и в ней живут староверы, которые ничего нового не приемлют. У них нет электричества, а значит, и телевизоров, радио, о компьютерах не слышали. Школы у них нет, в армии не служат и ничего не знают.
     – Тогда зачем он спрашивал?
     – Может, он думал, что вы из соседней деревни. Их знания дальше соседней деревни не распространяются.
     Пока сушились на ветру разобранные запчасти катамарана, мы не спеша готовили обед и приводили себя в порядок. А вот дальше произошло необъяснимое. Мы лениво пили чай, как вдруг нас внутренне кто-то подстегнул. Мы отставили недопитые кружки в сторону и начали в невероятной спешке собирать рюкзаки, носясь по поляне, как угорелые. Несколько минут, и рюкзаки стоят, готовые в путь, а недопитый чай выплеснут. Даже «на дорожку не присели», схватили рюкзаки и быстро направились в сторону деревни, улица которой была недалеко, за полоской леса. Развилка тропинок, мы с непонятной уверенностью поворачиваем по одной из них, проходим между домами и выходим прямо на машину, готовую уехать. Короткий разговор, и вот мы уже сидим в кабине. Через пару минут мы покидаем деревню и отправляемся в Канск.
     Если бы мы задержались на берегу минут на пять, мы не встретили бы эту машину. Регулярного сообщения с Новомариновкой нет, и отъезд для нас превратился бы в очередную проблему.
     Простой интуицией этот случай не объяснишь, нам явно помогли высшие силы.
     Водитель, молодой парень, в дороге рассказал много интересного о жизни староверов: живут по законам предков, дома не запираются, лодки с моторами стоят открыто, честность невероятная, воровства нет, кормятся тайгой и рекой, мужчины не бреются, дети не учатся. В деревне есть частный магазин только с самыми необходимыми товарами.
     Часа через два-три нас высадили у вокзала в Канске, не взяв за проезд ни копейки.
     – Вы же меня не нанимали, я и так ехал сюда, это же попутно.
     Билетов на ближайшие рейсы не оказалось. Нам предложили только на утренний поезд, поэтому мы сняли номер в вокзальной гостинице и отдохнули там, посетив местный гастроном.
     Домой ехали с пересадкой в Свердловске, который стал почти родным, т.к. путь в прошлогоднем походе на плато Маньпупунёр проходил тоже через Свердловск. Билеты до Свердловска на поезд №339. Отправление из Канска 30.09 в 3.52. Прибытие в Свердловск 01.10 в 21.00. Стоимость плацкартного билета 1899р.  Отправление из Свердловска 02.10 в 00.31 (на поезде №393). Прибытие в Ульяновск 03.10 в 00.03. Стоимость плацкартного билета 970р.
     3 октября в начале первого ночи нас встретил сын и на такси привёз домой.

Всего за 26 походных дней (из них 3 днёвки и 3 полуднёвки) нами пройдено 440 км, из них:
Пешком (километраж рассчитан с коэффициентом 1,3) – 161 км
Сплав (километраж рассчитан с коэффициентом 1,1) – 279 км
Тугач – Тукша – 106 км
Тукша – Орзагай – 55 км
Река Орзагай – река Малый Агул – 52 км
Река Агул до деревни Новомариновка   – 227 км

Итоги и рекомендации

По району путешествия:

Район путешествия является классическим по трем видам туризма – пешеходному, водному и лыжному. Разнообразие естественных препятствий, в том числе горных, требует применения всего арсенала технических средств, тщательного планирования маршрута и разработки тактики движения. Маршруты в районе полностью автономны.
     Особую сложность для движения представляют ерник, заболоченные и гаревые участки, буреломы. Необходим опыт движения по тайге, крутым горным склонам, осыпям, умение переправляться через реки и др. Частые туманы и дожди (снег) усложняют путешествия.
     В данном районе до сих пор сохранилась дикая природа. Здесь можно увидеть почти всех зверей обитающих в нашей тайге, много медведей и маралов.
     Хотелось отметить очень доброжелательное отношение местного населения в Красноярском крае к туристам.

По маршруту:

Основной целью путешествия было проникнуть в самый центр Восточного Саяна в Кизир – Орзагайский горный узел без использования дорогостоящей заброски и оттуда сплавиться на катамаране по настоящей Саянской реке. К сожалению, погода не позволила осуществить всё задуманное. В горах наступила зима, выпал глубокий снег, и нам пришлось упростить маршрут.
     В итоге мы прошли комбинированный пеше-водный маршрут по одному из самых интересных, красивых и редко посещаемых туристами районов Восточного Саяна, объединив пешеходное путешествие со сплавом по рекам Орзагай, Малый Агул и Агул. Осень раскрасила своими красками окружающие пейзажи. Было очень красиво.
     В первой части пешего маршрута мы шли по дороге до бывшего пос. Тукша. Эта дорога проложена геологами недавно. Она пока в хорошем состоянии, по ней до Тукши доезжают рыбаки на полноприводных машинах (начиная от Уазика). Дальше Тукши шли в основном по таёжным тропам. Проблем с переправами не было. Дорогу до Тукши можно использовать для заброски. При этом экономится почти неделя на преодоление 106 км по Идарскому Белогорью.
     Сплав по Малому Агулу и Агулу соответствует 3 к.с. и проходит по чудесным местам. Приятно, что до конца маршрута сохраняется высокая скорость течения. Начинать сплав по Орзагаю можно и выше по течению, что еще больше разнообразит маршрут.

По времени путешествия:

В гольцовой зоне снегопады возможны круглый год, а температура и летом может понижаться до -6 -10, хотя снегопады непродолжительны, но опасны лавинными последствиями, затруднением движения и ориентирования. Когда мы заезжали на маршрут, в горах уже выпал снег. Но он постепенно таял, и мы практически до 17 сентября шли вдогонку за отступающим снеговым покровом. Но в ночь с 17 на 18 произошло резкое похолодание, выпало (на реке Озёрной) много снега.
     Зима в горах наступила рано. Уже в середине сентября все лиственные деревья здесь стояли оголённые. По мере спуска вниз по Агулу на деревьях появлялось всё больше сохранившейся листвы.
     Путешествие в сентябре имеет свои особенности. Дневная температура не превышала + 10о. Ночью повсеместно была минусовая температура.
     В сентябре вполне можно сплавляться. А вот преодолевать горные хребты может быть сложно. Хотя в этом году зима с холодами в Сибири наступила раньше обычных сроков.

По рыбалке:

На реке Агул много рыбаков. Они заезжают на моторках. Реки Малый Агул и Орзагай практически безлюдны. Рыбалка здесь более перспективная. Но не забывайте, что здесь Тофаларский заказник.

По вопросу о комарах:

Из гнуса в небольшом количестве была мошка, можно было обойтись без репеллентов. В основном она приставала на берегу во время сплава, когда пригревало солнце, а такое было редко. Несколько раз использовали крем на основе ДЭТА.
     У нас были плотные накомарники с черной сеткой. Но мы их использовали вместо шапки.

По снаряжению:

Газовая горелка – это очень удобно.
     Пуховый спальник здорово облегчил нашу жизнь.
     Литиевые батарейки – экономичны. Хватило 2.
     Использование ботинок и резиновых сапог оказалось удобным для разных условий походной жизни.
     Термобельем остались очень довольны.

По питанию:

Продуктов было достаточно.
     В самом начале похода были ягоды (черника, брусника), грибы. К сожалению, по мере подъема в горы стало холодно и все замерзло. Рыбу ловили на блесны, мушки и кузнечиков с попеременным успехом.

По финансовым затратам:

Сам поход нам обошелся примерно в 7000 рублей на человека. В эти расходы не включено питание на подъездах и затраты на приобретение снаряжения.