Малый Агул. 22 сентября

22.09

Утром впервые за много дней палатка не была покрыта инеем. Совсем немного спустились по реке вниз, а уже другой климат. Когда поднялся утренний туман, мы увидели, что деревья вверху на высоком противоположном берегу стоят белые. Там был мороз! Совсем недалеко от нас, каких-то несколько десятков метров.
В тайге по утрам туман
     Утром опять не спешим, ждём, когда природа согреется, и станет комфортно плыть. Ждали недолго, т.к. в душе нетерпение: а что там за поворотом? Как только солнышко поднялось повыше, отчалили. Быстрое течение подхватило нас.
     А за поворотом была своеобразная извилистая «труба». С обеих сторон реку сжали скалы и просто высокие берега. От этого утреннее солнце почти не проникало внутрь. Мрачновато.
     Из книги С. Климина:
     «Наиболее сложный участок реки начинается порогом «Олений» 3 к.с., русло резко сужается, с правого берега в реку вдаётся скальный выступ, около которого мощный слив более 1 м. Высокие валы, одиночные камни в струе. Далее идёт протяжённый участок мощных шивер с валами до 1,5 м.»
     Очень хорошо описан этот участок реки в одном старом отчёте из Московского клуба туристов (№1428, пеше-водный поход 5 к.с. под руководством Арутюнова Ю.Г. от 1965 г.). Но там группа шла пешком. Это её восприятие с берега:
     "Река меняет свой характер, перепад высот настолько резок, что река здесь ревёт как разъярённый зверь, лишая нас возможности разговаривать между собой. В месте резкого перепада высот на повороте очень много больших камней, в беспорядке разбросанных в реке, в некоторых местах они группируются, создавая что-то похожее на порог. В этих местах река настолько озверела, что, разбиваясь о торчащие камни, рассыпается в пыль, пенясь за камнями в мёртвой зоне."
     Бесконечное маневрирование. Но с утра у нас боевой дух, и нам всё это нравится. Как хорошо, что вчера вовремя встали на ночлег. И по правде сказать, на порог «Олений» мы не обратили особого внимания, нам он не запомнился чем-то особенным. Так, обычно…
     Камней в реке становилось всё больше. И в какой-то момент перед катамараном, несущимся вперёд, выстроилась целая гребёнка из камней с очень узкими проходами между ними. Только в одном единственном месте был двухметровый, точно по ширине катамарана, проход, только заход в него был с моей точки зрения проблематичный. Нужен был манёвр, а времени и места для него не было. Ещё мгновение, и нас прижмёт к этим камням, а там и до аварии недалеко.
     Я преклоняюсь перед опытом и решительностью Володи, когда он одним единственным гребком ювелирно точно направил катамаран в этот проход. Проскочили! Но в то же мгновение перед нами выросла сплошная стена из крупных камней, перегородившая всё русло. И только у правого берега вода нашла себе дорогу сливом прямо через камни.
     – Куда!?
     – Вперёд!
     И Володя направил катамаран в этот слив, а я ему помогла. Слава Богу, воды над камнями хватило, мы даже не шаркнулись дном. Кипящую «бочку» пролетели и даже не обратили на неё внимания. А дальше шла шивера из разряда «злых» протяжённостью 2 км.

Пройденный порог мы оценили 4.к.с. Самое смешное было то, что пройдя этот порог, мы не отнесли его к тому, ожидаемому порогу с водопадным сливом, и продолжали вглядываться вдаль. Вплоть до слияния Малого и Большого Агулов. Только там до нас дошло, что он уже позади.
     Уже дома, просматривая литературу, мы узнали, что этот порог, оцененный нами 4.к.с., имеет название «Весёлый» 3 к.с.
     Кстати, предлагаем переименовать названия порогов, чтобы они отображали что-то более конкретное. Порог в километре после слияния Орзагая и М. Агула предлагаем назвать «Неожиданным». Порог «Олений» – переименовать во «Вход в трубу», а порог «Веселый» – в «Прощальный». Причем, пороги «Неожиданный» и «Прощальный» имеют 3 – 4 к.с. в зависимости от расхода воды в реке.
     Малый Агул немного успокоился, долина расширилась, а мы выплыли из трубы на солнышко.
     На левом притоке, после того, как Малый Агул выходит из гор, стоит охотничий домик. Но в этом месте много проток, река широко разливается, и домик смотрится несколько в стороне. Мы проплыли, не останавливаясь, т.к. подход к нему нам показался неудобным, как бы против течения, да и заметили его не сразу. На прямом широком участке сразу после него мы встали на обед. Чалка на левый берег, галечник.
Река Малый Агул
     Во время обеда мы обратили внимание, что очень тепло, даже жарко на солнце. По нашему обоюдному мнению, это был самый тёплый день нашего похода. Поэтому мы ещё во время обеда и помылись. И, обновлённые, поплыли дальше.
     Вскоре река взяла генеральное направление на восток. Здесь она течёт спокойно, в русле редкие простые перекаты, множество островов, от маленьких до больших, поросших лесом. В протоках завалы, каменистые отмели. Где-то на середине этого участка увидели далеко впереди на берегу красавца-марала с огромными ветвистыми рогами. Но и он нас заметил. Ждать не стал и скрылся в тайге, поэтому мы не успели его сфотографировать, хоть и пытались. Через несколько сотен метров уже на другом берегу встретили двух маралих, но заметили их только тогда, когда они ломанулись через мелкие протоки к берегу и произвели шум. А вообще сентябрь – время свадеб изюбров, и в это время они опасны.
Стрелка Агулов
     Как-то незаметно и быстро выплыли на стрелку Агулов. Причалили. Интересно было посмотреть, как сливаются реки. Здесь же на стрелке попробовали ловить хариусов, и у нас получилось! Мы их засолили и потом ели в течение нескольких дней.
     В итоге мы дальше в этот день уже не поплыли, а остались ночевать, поставив палатку на маленькую площадку, на которой с трудом поместился ещё и катамаран.

Ночь звёздная, светила крупные. Даже попробовали их фотографировать, для интереса, что получится. И вспомнили шутку, которая родилась на реке Озёрная после снегопада:
     «Если ночь звёздная и вечер холодный, то какая погода нас ждёт утром?
     – Дождь, снег или солнце!