Техническое описание маршрута

Маршрут включает посещение родины М.В. Ломоносова, косторезной фабрики в с. Ломоносово, осмотр памятников петровской эпохи и новгородской колонизации Севера, этнографический музей-заповедник северного деревянного зодчества в Малых Карелах.

Ст. Паленьга – с. Усть-Пинега.
Между селами хорошая, укатанная дорога. Чистится не так часто, поэтому толщина снега достигает 10см. На всем протяжении есть сухие дрова. За 6 км. до с. Усть-Пинега есть небольшая деревенька с заброшенными домами.

С. Усть-Пинега – левый берег р. Северная Двина.

Через Двину хорошая дорога (зимник), которую периодически заливают, расширяя ее. Также чистят, поэтому толщина снега 3-5 см. На левом берегу Двины есть сухие дрова, в достаточном количестве для стоянки.

Левый берег р. Северная Двина – протока Матигорка –  с. Холмогоры.

На протоке крепкий наст и небольшая толщина снега. От места стоянки (ельник) до с. Холмогоры сухих дров нет, поэтому на ночевку остановились в частном доме у знакомых в с. Холмогоры.
С. Холмогоры прошло немалый исторический путь: столица легендарной Биармии, крупнейшая меховая ярмарка XI века, административный и культурный центр северных владений Великого Новгорода, а затем стольной Москвы. Мы осмотрели ансамбль Спасо-Преображенского собора (1685г.).

С. Холмогоры – с. Ломоносово – протока Курополка –

Левый берег Двины западнее с. Холмогоры

От с. Холмогоры до с. Ломоносово хорошая дорога (зимник). Перейдя через Двину мы проходили по так называемому Холмогорскому разветвлению. После слияния с Пинегой многоводная Двина разделяется на протоки: влево уходят Быстрокурка и Ровдогорка, образующие Курополку, а вправо – главный судоходный рукав.
В Ломоносово прошло детство великого русского ученого М.В. Ломоносова, в его честь основан мемориальный музей. Также мы осмотрели работы артели художественной резьбы по кости. Искусство холмогорских резчиков процветает несколько веков: еще указом царя Алексея Михайловича отсюда выписывались мастера для украшения Оружейной палаты Московского Кремля.
Сухие дрова за Холмогорами нашли лишь на территории заброшенного скотного двора.

С. Холмогоры – д. Курья – д. Калитинская

На Двине наст, отдельные участки переметены снегом, толщиной до 15 см.

Д. Калитинская – протока Койдокурка – д. Оладовская – д. Марковская – о. Кехотский – д. Трепузово.

На о. Кехтский на открытых участках наст, в закрытых – рыхлый снег.

Д. Трепузово – д. Малые Карелы

Проходим Лявлю – место летнего отдыха архангелогородцев. Там сохранилась самая древняя в бассейне лявлинская Никольская шатровая церковь (1586г.)
В д. Малые Карелы уникальный музей-заповедник деревянного зодчества, куда перевозят из старинных сел различные постройки. В д. Малые Карелы проходят гуляния, есть качели и горки, гостевая изба с чайной.

Д. Малые Карелы – Новодвинск – ст. Иссакогорка

Переход через Двину в районе Новодвинска, далее по железной дороге до ст. Исакогорка. Участок неинтересен, поэтому рекомендуем исключить его при планировании нового маршрута.
Подъезды и выходы с маршрута

Из г. Северодвинска до г. Архангельска добирались на автобусе №133. Далее на поезде Архангельск – Карпогоры до станции Паленьга (отправление 23-35). Поезд опоздал на час и в Паленьгу прибыли в 03-35. На станции есть вокзал, где можно дождаться утра.
От ст. Исакогорка автобусом №3  до морского вокзала Архангельска, далее на автобусе №138 до Северодвинска.