"Такого снегопада, такого снегопада, давно не помнят здешние места..." Не помнят такого снегопада даже старожилы. Говорили, что за последние 40 лет ничего подобного не припомнят. Откуда, это ведь Крым!? Вот нам как всегда повезло с сюрпризами)))
Нитка маршрута
Геническ - Феодосия - Старый Крым - Лесное - Приветное - Алушта - Соколиное - Терновка - Балаклава - Севастополь

План маршрута

28 сентября: Поезд №017ЙА "Москва-Севастополь" 1311км
28 сентября: Поезд №018ПА "Севастополь-Москва" 1542км
 
День 1. Приезд.

Новоалексеевка Новоалексеевка
Поезд "Москва-Севастополь" принадлежит украинской стороне железных дорог, соединяющих Россию с дружественной самостийной Державою. Видимо, в целях удовлетворения повышенного спроса этого направления, состав укомплектовали 19-ю вагонами. Вагона-ресторана нет. Наверное все повара давно уже мигрировали на заработки в Россию. Другого объяснения отсутствия этой позиции в составе состава я не нахожу. До Белгорода проводники рассчитываются рублями, но после пересечения границы исключительно гривнами. Там же, по ту сторону кордона, начинают сновать по вагонам коммивояжеры, предлагая разнообразный ассортимент продукции и товаров, рассчитанный на самый изысканный вкус. Здесь и копченая рыба, и красная икра, и черная икра, и пиво с орешками, и печенье с конфетами. То вдруг пробежит обменный пункт валюты на своих двоих, то оставит удушливый шлейф продавщица вареных раков. Тот ещё калейдоскоп. Дело, конечно, нужное. Но увы, чудес не бывает, и все предложения хромают по части соотношения "цена-качество". Курс валюты ниже среднего крымского на 5 гривен, и при этом предприимчивая "банкирша" на полном серьезе доказывает, что именно у неё выгодный курс. Мол ТАМ будет ещё хуже. Раки после третьего захода подешевели с 80 до 30 рублей за штуку. Зато не слишком выгодная покупка SIM-карты для звонков на местные номера освободила нас от необходимости заниматься этим на маршруте, отчего мы сэкономили прилично много времени.
Коньяк 25-летней выдержки, любезно предоставленный нам в качестве стартового елея Юрой, давно закончился. Расписанная двадцаточка в преф* существенно сократила расстояние до Новоалексеевки Приднепровской ЖД.
Десантировались мы за несколько километров до Крымского полуострова. Именно десантировались, потому, что все необходимые приготовления к выгрузке - вынос велосипедов и снаряжения в тамбур, распределение ролей по бесперебойной эвакуации и слаженное метание багажа на перрон - оказались мало действенными и нам пришлось метать свои вещи из двери вагона как рыба икру. Поезд тронулся в тот момент, когда нам оставалось выгрузить пару велосипедов и рюкзаков. Мы ещё быстрее засуетились, заскакивая в движущийся состав и выбрасывая на ходу оставшееся снаряжение. Нервы проводника не выдержали и он дернул ручку стоп-крана, хотя нам оставалось только самим выпрыгнуть из ускоряющегося вагона.
Через полчаса наш караван, навьюченный походным снаряжением, направился в сторону Азовского моря, первому нашему пункту - городу Геническ. Еще через полчаса мы уже заправляли бутылки бензином на местной АЗС с вывеской ЛУКОЙЛ. Бензин нам необходим был для приготовления ужинов и завтраков на горелках, - на Арабатской стрелке совсем нет дров, а ехать нам предстояло пару суток.
В Геническе мы так же пообедали, посетив уютное и не дорогое кафе, закупили продукты и воду с расчетом, что бы запасов хватило до следующего магазина, обменяли валюту и тронулись в путь. День выдался солнечным и теплым, что после холодной и пасмурной Москвы не могло не радовать. Так, гонимые попутным ветром и жаждой приключений, наша группа выехала на стокилометровую косу, соединяющую материк с полуостровом и пролегающую между Азовским морем и солёным озером Сиваш.
Асфальт вскоре сменился песчаной дорогой, которая как и все подобные дороги представляет собой волнистое покрытие, напоминающее поверхность бабушкиной стиральной доски.
Осенью день короткий и к 17:00 мы успели проехать около 60 километров, что позволило нам остановиться на пустынной части береговой ленты. Было достаточно ветрено, но тепло - градусов 15. В шесть вечера солнце село за горизонтом, и наш лагерь накрыла темнота. Мы вкусно поужинали гречкой с тушенкой и разошлись по палаткам спать.

Некоторые цифры дня:
Курс рубля к гривне в вагоне поезда - 1:0,240
Курс рубля к гривне в Геническе - 1:0,251
Бензин - 11  грн.
Обед в кафе - 45 грн.

* - сокращенное от "преферанс"
День 2. Арабатская стрелка.

Восход на Азовском море Восход на Азовском море
Я проснулся за полчаса до рассвета. Полшестого. Запалил горелки и поставил греться воду для каши. Было прохладно - около 5 градусов. Под шум горелок я вспомнил, что по прогнозам погоды нас первые два дня должен был сопровождать дождик. Но вместо него нам всю дорогу улыбалось солнце, хотя видно было, что северный циклон добрался своими холодными руками и до Крыма.
На запах рисовой каши из-под морской глади показалась макушка огромного светила и первый делом коснулась ярким лучом кипящего котла. Затем из палаток начали появляться и другие макушки - Лёши, Димы, Юры, Оли и Иры. Вскоре вся компания стучала ложками по мискам, набивая полные рты сладкой рисовой кашей с изюмом и грецкими орехами. Ровно в 9 часов утра мы уже тряслись по "стиральной доске" Арабатской стрелки.

Завтрак на косе
Стучат ложки. Идет процесс.
Растительности становилось всё меньше, а грибников и рыбаков больше. Группа собралась воедино только на обеденный перекус, часам к двум дня. Полчасика отдохнули за бутербродами и тронулись дальше. Магазин в Соляном работает не долго, но мы успели аккурат к открытию после обеда. График такой: с 11:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00. Так что за час до сумерек мы снова встали лагерем на Азовском море у развалин крепости.

Полевая кухня
Полевая кухня
Здесь у меня начала барахлить горелка, из-за чего приготовление еды имело шансы задержаться на неопределенное время. Исследование неисправности показало, что топливная система забита - бензин своими примесями забил топливные каналы. Пришлось применить экстренный ремонт, а точнее модернизацию - был с корнем выковырян фильтр грубой очистки, что позволило бензину беспрепятственно поступать в форсунку. Но бензин на этом не успокоился. Он вывел из строя иголку регулятора мощности и пришлось снова применять хитрости. Теперь горелка работала на 50% большей мощностью, бензина стало хватать на два приготовления вместо четырех. Благо его было много.
На закате к нашему лагерю прибились пешие туристы, не найдя в окрестностях более удачного места, закрывающего палатки от усиливающегося ветра. Парочка из Польши - Матэуш и Агата - автостоперы, интересные и симпатичные люди.
Мы ещё некоторое время вели дружные беседы за стопочками коньяка, но к десяти вечера морской прибой густо разбавлялся храпом уставших туристов.

Дорога Арабатки

Стоянка у крепости
Дни апокалипсиса.

Утро у крепости не задалось. Солнца уже и след простыл, а вместе с ним простыли и мы. Накрылась вторая горелка. Симптомы те же, что и в первом случае, а значит и лечение соответствующее. После завтрака начали собирать палатки уже под моросящим дождиком и выехали в сторону Феодосии. Во-первых, договорились со знакомым по поводу ремонта заднего колеса Лёши Кегли - требовалась замена порванных спиц. Во-вторых, решили закупить газ для горелок коли местный бензин такой ужасный. Ну, и дождик с холодным ветром - всё это вынудило нас изменить график и повернуть свои рули в Феодосию вопреки первоначальным планам ехать через Старый Крым.
В Феодосии сразу же наткнулись на мастерскую по ремонту велосипедов. Основная группа осталась в качестве группы поддержки, а я с Лёшей Ку занялся поиском подходящего жилья. Через полчаса апартаменты были сняты. Вот только остальных участников всё нет и нет. Через час, когда группа появилась у гостиницы, выяснилось, что Кегле не только "вылечили" колесо но и попутно (!) установили (!!) ЗАДНИЙ ТОРМОЗ  (!!!). Если бы я только знал об этом! Но команда тем и замечательна, что в ней диким хреном проросла взаимовыручка и поддержка. Юра с Лёшей Акузом совместными усилиями организовали устранение вопиющей неисправности.
Вечером в Феодосии несколько раз прибегали к лечению чудодейственным "Коктебелем"

С днем рожденья!
С Днем рождженья, Ира!
и целебной "Граппой"*. Здоровье потихоньку начало возвращаться в родные пенаты.
Поужинать решили в ресторане на побережье. Здесь внезапно выяснилось, что у Иры день рожденья. И как ей удалось скрывать этот факт целый день? Стол моментально превратился в праздничный и вечер перестал быть томным.
Следующий день определил новую тактику - остаемся здесь ещё на одну ночевку. Среда. Все магазины работают. Мы нашли несколько велосипедных магазинов и один с туристическим снаряжением. Закупили газ для горелок, купили кое-что из снаряжения. Во второй половине дня сели на велосипеды и прокатились по городу.
Согласно прогнозу метеослужб ожидалось ухудшение погоды. Температура ночью опустилась до 2 градусов, пошел дождь, который уже не утихал следующие двое суток. Было решено задержаться в Феодосии ещё на один день, что бы переждать непогоду. В четверг открылась для посещения картинная галерея Айвазовского. Избыток времени позволил нам так же посетить музей Грина и несколько раз дегустационный зал, где милая девушка Галя любезно провела нас в мир зеленого змия и волшебных напитков.
Дольше двух суток мы не могли позволить себе оставаться в городе и решили ехать в пятницу под дождем. Те, у кого не хватало теплой одежды, прикупили себе что-то в стоковом магазине.

В Феодосии.
На набережной
Последняя ночь в Феодосии была очень холодная, шел непрерывный дождь, ветер от сильного до ураганного. Но, как говорят у них, - такова се ля ви!

Некоторые цифры:
Сутки в частной гостинице – 60 грн/чел.
Газ 450гр. – 65 грн.
Граппа – 60 грн.
Музей Айвазовского – 50 грн/чел + 100 грн экскурсия/группа (среда выходной)
Музей Грина – 20 грн.
Обед в "Столовой по домашнему" – 40 грн (средняя цена)
Распитие спиртных напитков в общественных местах – 500 грн.

* – Граппакрепкий алкогольный напиток, традиционно вырабатываемый в Италии из виноградной выжимки (во Франции ее называют мар, так же называется и крепкий алкогольный напиток – французский аналог граппы), которая является отходом при производстве вин. Изначально граппа производилась для утилизации отходов производства по окончании сезона виноделия, но со временем начала производиться в качестве основного продукта на многих винодельческих предприятиях. Производство граппы осуществляется путем дистилляции виноградной выжимки (сброженной или несброженной) – плотной массы, состоящей из обрывков кожицы, семян, фрагментов гребней и некоторого количества мякоти, содержащей недоотжатое в процессе производства вина виноградное сусло
 
День 5. Напролом. Феодосия - Старый Крым - Лесное.

Да-а... Тяжело было заставить себя выехать из уютного отеля.

В поисках солнца.
На Берлин!
Облачившись во всё теплое, что было, группа выехала на маршрут. Хоть и с задержкой в двое суток. Погодные информеры обнадеживали перспективой потепления через пару дней. Но пока-что нам в грудь дул сильный западный ветер. Сопровождаемые заметно ослабевшим, но неугомонным дождем, мы крутили педали, отвоёвывая у ландшафта метр за метром и поднимаясь в направлении от моря в горы. На подъездах к Старому Крыму нам в лица стал барабанить мелкий и настырный снег. Так что в местном кафе мы были неслыханно рады горячей похлёбке и сытным чебурекам в холодной летней постройке. Из всех отопительным приборов тут значится кондиционер. Этот бедолага был тут же озадачен просушкой нас и наших курток.

На фоне гор
Горы всё ближе.

Но времени расслабляться у нас не было. Надо было добраться до Лесного, а это километров 15, закупить продукты и подняться выше в горы до места стоянки.
Из холодного кафе мы выходили как на Голгофу. Мучениками нас, конечно, не назовешь, но слово "мазохист" подходит идеально. Дождь закончился. На лесную поляну мы приехали вовремя, засветло, закупившись в ближайшем магазине продуктами только на ужин и завтрак (мало ли, что там будет завтра?). На поляне я занялся приготовлением ужина, остальные собирали по округе ветки и сучья для костра, а Юра и Алексей вернулись в магазин за водой. Собственно тепло костра и вселило в нас оптимизм. Хотя окончательное решение дальнейшего маршрута мы отложили до утра.

Некоторые цифры дня:
Пробег 50 км.
Набор высоты 600м.
Температура в палатке - 4 гр.
Температура за палаткой - 1 гр.
День 6. Во все тажкие.

Утром, бросив беглый взгляд на небо, решили продолжать маршрут. Вернее придерживаться Идеи маршрута. А идея была следующей:

Давнишняя задумка заключалась в том, что мы хотели уделить горному Крыму большее внимание - минимум асфальта и цивилизации и максимум горных красот, перевалов, подъемов и спусков. Ради этой идеи ещё в Москве закупили сублимированное мясо и овощи, распланировали места стоянок, родников, количество воды, бензина и прочего. Собственно очень прельщала возможность автономного похода. От Лесного мы должны были идти выше и выше, пока не окажемся на Караби. Дальше грунтовыми дорогами, перевалами и горами хотели идти дальше вплоть до самого Севастополя.

Так вот. Утром вернулись в магазин, купили всё необходимое для пятидневного автономного похода и продолжили путь в горы. Только двое наших друзей сделали выбор в пользу прибрежного Судака, куда и спустились во избежание ночевок в непригодных условиях. Остальные семеро человек нашли прелесть в толкании груженого велосипеда вверх по грязным раскисшим дорогам до следующего пункта нашего похода - перевала Ай-Серез на высоте 730 метров. После обеда нашему взору стали открываться заснеженные лесные просторы, а ближе к стоянке снегом были покрыты полностью трава, деревья, кустарники, листья, ветки и даже иголки. Сплошь всё в снегу. Место для установки палатки пришлось расчищать от снега. И снова спасительный костер отогревал наши пятки и сердца. А душевное тепло питалось от массандровского Пино-Гри. Чудесный вечер немного затянулся, но ночевку в палатках не отменил. В эту ночь за бортом было до минус 4.

Типичная крымская дорога
Первая грязь

Припорошило.
Первый снег.

Затерянные в снегах
Последний звонок.
День 7. Осенью зима.

Мой спальник, рассчитанный на экстремальную температуру +1, всю ночь пытался согреть меня при фактических минусовых градусах. На тушку было надето всё, что имелось в рюкзаке. Всю ночь из малюсенького отверстия спальника торчал только нос. Наивный, он пытался сопротивляться и порой отказывался пропускать через себя морозный воздух, но его хозяин тоже упёртый, он знает, что впускать нос в кокон - значит увеличить влажность и, как следствие, окончательно замерзнуть. Жаль я не взял с собой шерстяных носков. Их то как раз и не хватило. В итоге ступни я заморозил себе и на оставшееся время похода, кашляя и сопливясь, вступил в общество анонимных алкоголиков. Так что в последующие дни 40 коктебельских градусов помноженные на нулевые зимние давали те самые комфортные 20.
Утром выглянуло солнце и обильно запорошенные снегом деревья игриво переливались в ярких лучах, но, прогреваясь, начинали плакать и сбрасывать не сезонную одёжку. Что касается нас, то у нас выбора не было. Насквозь промокшая и полностью грязная обувь не желала просыхать даже в обжигающих языках пламени костра. Зато становясь тёплой, позволяла воткнуть в неё озябшие ноги, обернутые в герметичные пакеты, что бы избежать моментального намокания свежих носков. Вокруг лагеря росло много кустов тёрна, шиповника и деревья дикой груши. Из всего этого изобилия мы сварили замечательный компот.
Позавтракали сладкой пшенной кашей. Заодно с горячей едой в наши головы начало пробиваться сознание того, что дальнейшее продвижение в горы чревато увеличением снега, понижением температуры и ухудшением здоровья. Решение было единственное - отказаться от горной части и спуститься на побережье, где к этому времени уже

Ура! Солнце!
Здравствуй море!
разыгрывалось солнышко и мир приобретал другие краски, кроме белого на зеленом и серого под белым. Пройдя ещё пяток километров по заснеженным дорогам, мы вышли на перевал Ворон. Отсюда мы ястребами слетели в долину. В Морском неожиданно встретили недостающие два звена - двух Алексеев, которые за прошедшие сутки совершили самостоятельный вояж по побережью от Судака до Морского. В соседнем кафе пообедали и покатили в Приветное. К исходу дня уже полной компанией грелись в теплых номерах эллингов.
Стоимость койки в эллинге Приветного - 80 грн. Конечно, владелец сильно пожадничал назначая такую цену за неподготовленное жильё - были перебои с водой, не хватало полотенец и простыней, не все номера отапливались, поломанные ручки и сантехника. Зато мы единственные жители эллингового царства на ближайшие часы и капризничать было совсем не в наших интересах. Предстояло постирать грязную одежду и обувь, просушить палатки и спальники, да и подлечиться было самое время.

Комментарии
Iron Kate29.11.13, 20:13
Такой хорошей компанией действительно пофигу куда идти. Спасибо за рассказ! 
"Нас невозможно сбить с пути!.. Нам пофигу куда идти!" (С) 
Jurion17.10.13, 15:32
Дороги, которые мы выбираем! Так можно было бы назвать это велоприключение, в которое внесла коррективы погода! Хоть мы и были осведомлены о погодных условиях во время маршрута, большинство участников были уверены в том, что едут на юг,к морю, солнцу и т 
.д. Туда мы и ехали по направлению. Но как, говорится, вооружен тот, кто предупрежден. Из опыта похода, могу сказать, что ни разу не промокли ноги, ни разу ночью не замерз и от процесса получал только удовольствие. Спасибо всем участникам похода, Диме (Соленому Псу), за то, что собрал нас и вел верным путем сытых и радостных, Диме (Бруччо) за то, что всегда найдет нужную тропку, родник, отличную стоянку, да еще и расскажет историю или легенду про них! Спасибо Лехам (всем троим (Акуз, Кегля, Кулек) за то, что в трудную минуту всегда поделятся драгоценным (для них) напитком! Всем остальным, за то, что были рядом!
Дим, отличный, душевный и очень точный отчет об очередном ВелоКрымФотоматрасе!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Дмитрий Соловьев