Коста-рика. География, климат, население
Тема: География

Коста-Рика – в переводе с исп. означает «Богатый берег». Земля открыта Колумбом во время его последней, четвертой экспедиции, и именно с его руки получила свое название.

Это одна из самых маленьких стран Центральной Америки, расположенная в узкой части перешейка, соединяющей Серверную Америку с Южной. На юге граничит с Панамой, на северо-востоке – с Никарагуа. С юга и запада омывается Тихим океаном, с востока – Карибским морем.

С Северо-Запада на Юго-Восток тянутся горные хребты: в северной части – Кордильера де Гуанакасте, в южной – Кордильера де Таламанка, в Центральной – восточнее столицы Сан-Хосе – Центральная Кордильера. Между хребтами Гуанакасте и Таламанкой расположено Центральное плато, где и обитает большая часть населения страны. На Северо-Западе расположен полустров Никоя, на Юге – Оса.

Для страны характерна сильнопересеченная местность, что мы в полной мере прочувствовали: даже когда за день не предполагался абсолютный набор высоты, дневной набор в любом случае получался немалым благодаря локальным подъемам. Горы в основном вулканического происхождения. Высочайшая точка - гора Чиррипо-Гранде (3819 м), расположена в южной части страны. Вдоль Тихоокеанского побережья чередуются участки холмистого и равнинного рельефа

Имеются и действующие вулканы, самый известный из которых – молодой вулкан Ареналь, правильной конической формы. Самый высокий вулкан – Ирасу – 3423 м.

Коста-Рика – это страна-заповедник - национальные парки занимают здесь более 25 % территории страны. По различным сведениям, на долю этой небольшой страны приходится от 4 до 6 % видов всего мирового биологического многообразия! Одних только разновидностей бабочек здесь больше, чем во всей Африке.

Именно на территории Коста-Рики находится остров, который, как предполагается, подразумевался Стивенсоном под тем самым знаменитым островом сокровищ. Остров называется "Isla de Coco", это самый большой остров в мире, имеющий статус необитаемого. Однако на самом деле практически постоянно там находятся люди, которые до сих пор не оставляют надежды найти клад. К сожалению, время не позволило нам посетить остров "Кокос".

Климат страны – субэкваториальный (8-11 градусов Северной Широты). Большую часть года там стоит жаркая, дождливая погода. На тихоокеанском побережье 4 месяца в году длится сухой зимний сезон. На Карибском побережье осадки еще более обильны и их количество достигает 3000 мм в год. Средние температуры января и июля на низменностях отличаются мало – 23 и 25 градусов соответственно.

Города Коста-Рики - совсем небольшие, столица - Сан-Хосе - 890 тыс. жителей, а второй по величине город - лишь 158 тыс. Практически все дома - одно- и двухэтажные, так как сейсмоопасная зона. Здесь необычная система адресов - как правило, это не конкретные улица и дом, а что-то вроде "100 метров к Северу и 40 к Востоку от пекарни". Малочисленные архитектурные достопримечательности - несколько зданий в испанском колониальном стиле в Сан-Хосе и Картаго. Очень непривычно было видеть католические церкви, чаще всего расположенные в самых обыкновенных одноэтажных домах, без каких-либо украшений.

Коста-Рика является практически "белой" страной (на 94 %). Дело в том, что на момент начала испанской колонизации, местное индейское население здесь было крайне малочисленно. Заселение испанцами и экономическое развитие также шло крайне медленно - из-за сложных природных условий и из-за постоянных набегов голландских и английских пиратов. Поэтому изначально здесь, в отличие от других испанских колоний, селились не крупные плантаторы-рабовладельцы, а мелкие и средние фермеры. Таким образом, исторически сложилось, что индейское и темнокожее население здесь практически отсутствует.

Официальный язык – испанский.

Около 30 % трудоспособного населения заняты в сельском хозяйстве. Основные статьи экспорта - бананы (второе место в мире после Эквадора), кофе, пальмовое масло и сахар. Иностранный туризм - также одна из важных сфер экономики.

Костариканский кофе считается одним из лучших в мире и в стране его пьют в огромных количествах. Наиболее популярное национальное блюдо - касадос - жареное мясо, курица либо рыба с рисом, черной фасолью и овощами.

Денежная единица - костариканский колон. На момент нашего путешествия курс рубля к колону составлял приблизительно 1:20 (1000 колон - 50 рублей). Надо сказать, монеты (от 25 до 500 колон) - на редкость крупные и тяжеленные, мы постоянно старались от них избавиться просто чтобы не таскать тяжесть, в сравнению с ними металлические рубли кажутся непривычно легкими и несерьезными.

Коста-Рика гордится тем, что она – первая страна в мире, отменившая армию (еще в 1949 году). Лозунг страны – «Pura vida» - «чистая жизнь», имеется в виду жизнь натуральная, спокойная, близкая к природе.

Коста-Рика - это единственная страна Центральной Америки, где развит маунтинбайк. Здесь проходит всемирно известная многодневка "La Ruta de los Conquistaderos" и множество других байк-марафонов и многодневок. С одной стороны, это обусловлено высоким уровнем развития иностранного туризма и наличием необходимой инфраструктуры, с другой - развитой сетью грунтовых дорог и сложным рельефом.