7 день. Вынужденная дневка на о. Медведок
А вот теперь начался день

Солнечная батарея Солнечная батарея
Мы проснулись в районе 14:00 - под звук дождя очень хорошо спалось. Только мне приснился кошмар, что вода поднялась выше чем обычно, и нас затопило.
Погода не предвещала ничего хорошего. В редкие моменты дождь переставал лить, но потом начинался снова.
В зоне латерали

Целый день и ночь наблюдали прилив – отлив, и сделали научно-исследовательский вывод «Мы в зоне латерали». Но куда девается вода во время отливов? – Доказано эмпирически: она выливается на нас стеной дождя.
О пище и водорослях

Водоросль ламинария Водоросль ламинария
Фукус (водоросль Белого моря) Фукус (водоросль Белого моря)
Готовили пищу на морской воде, разбавляя пресной до нужной консистенции. Видели выброшенный на камни длинный лист с бахромой по краям, это ламинария или морская капуста. Но в пищу его употреблять не решились. Во время отлива на камнях лежал ковер из других водорослей, именуемых фукусом. Фукус нам понравился тем, что им хорошо отмывать посуду, орудуешь как губкой. А еще у этого растения есть специальная «нога», корень, которым он прикрепляется к камню, и удерживается на дне, не всплывая.
Ждем погоды

Буро-желтые водоросли (фукус) Буро-желтые водоросли (фукус)
На море сильный ветер с дождем. Повесили тент.
В 17:00 еще отлив. Риф напротив нашего лагеря превратился в весьма приличный остров. Рома и папа ушли за грибами, а оказались на противоположном берегу, т.е. на другом мысу. Добрались они туда в отлив, заигравшись в пятнашки - прыгая по камням в грязи.
Развлечения в вынужденную дневку

Дырки пескоструек Дырки пескоструек
Музей мха Музей мха
Карельская сосенка Карельская сосенка
Чтобы как-то себя развлечь, мы копали пескоструйку. Что это за существо, никто не имел понятия, пока я не набрела в отлив на небольшую песчаную горочку с дырочкой посередине и трубочками песочка вокруг. Папа раскопал горку веслом, но остался недоволен видом пескоструйки – мелкого морского червяка, вряд ли интересного морским рыбам.
Кроме этого я ходила вдоль берега искать глендониты (беломорские рогульки), но безрезультатно. Чуть глубже в бухту есть красивая настоящая карельская стоянка на Белом море. Там можно открывать Музей мхов, сосен и камней. Кстати, там же можно пополнять запасы пресной воды - в естественных ванночках – ложбинках в камнях скапливается дождевая вода.
Пресная вода на Белом море
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Если вы застряли на Белом море из-за непогоды, то там можно найти воду в каменных выступах.
Например, на острове Медведок на берегу залива есть красивый скальный выступ. Там много естественных каменных ванночек в которых скапливается пресная дождевая вода. Вода - не хуже речной.

Это место очень красивое. Мы его назвали музей Мха. Столько разных видов мха, такой сочности красок и разнообразия мы нигде не видели.
Комментарии к параграфу
  • Приливно-отливная зона называется не латераль (латеральный - боковой), а литораль (литорис - берег). Морской червь, прячущийся в грунте называется не пескоструйка, а пескожил! Этот червь очень интересен морским рыбам, так как в прилив служит им пищей в прибрежных водах.
    Внимание! Чтобы употребить в пищу ламинарию, называемую в народе морской капустой, надо её не менее суток вымачивать в пресной воде, меняя воду каждые 3-4 часа. Это сделает плотное слоевище водоросли мягким. При этом бурая окраска сменится нежной зелёной. Размягчившееся слоевище можно свернуть колбаской и порезать на узкие дольки (структура спагетти). Такой материал можно тушить в кисло-сладком маринаде с листьями лигустикума, которые собирают тутже чуть выше полосы штормовых выбросов. Также тонкую нарезку ламинарии можно использовать для заправки супов.
    В.П.Андреев (доцент кафедры ботаники РГПУ им.А.И.Герцена)

• Приливы и отливы бывают дважды в сутки. Луна - спутник очень большой. Её масса составляет 1/80 массы Земли. Ни у одной из планет нет спутника с такими параметрами. Поэтому по поверхности Земли прокатывается водяной горб, обращенный к Луне. Луна притягивает воду. Но это не всё. Из-за того, что масса Луны велика, не Луна вращается вокруг Земли, а оба небесных тела вращаются вокруг общего центра тяжести. Этот центр находится под поверхностью нашей планеты, но смещен к Луне (опять же из-за её большой массы). Следовательно, вода на удалённой от Луны стороне нашего шарика вращается по большему радиусу, чем на ближней. Отсюда - второй водяной горб. Первый - следствие притяжения воды Луной, а второй - центробежной силы, действующей на воду на удалённой стороне Земли.