В общем наш поход по Армении занял второе место на на чемпионате России 2010-2011 по лыжному туризму среди походов пятой категории сложности. Это событие важное и удивительное. Я уж и думать про отчет забыл, но Туляне до ума все довели и все таки мы в чемпионате поучаствовали.. http://www.tssr.ru/main/spp/chempionat/itogi/1086/ Лучше нас отчет написан у команды прошедешей 4ю категорию сложности - по Северной Африке - Хребет Атлас.. На первом месте - отчет по Восточному Саяну. Приятно было увидеть фамилию Королева в списке - поход в Гренландии. Он нам 2ку когда то на Тельпозиз (Гнездо ветров) выпускал.

Лыжная Армения

Илья Илья
Вулкан Вулкан
Идем по плато Идем по плато
Просто поля Просто поля
P1320536 P1320536
Илья Илья
IMGP5150 IMGP5150
Поход в Армению мы совершили. Даже с превышением. Прошли около 300 км. Сам поход длился 17 дней, с 17.02.10 по 6.03.10, а прилетели мы немного раньше – 15 вечером мы уже были в Ереване. Из всех этих дней видимость была около 5 дней. Весь остальной поход прошел в облаках. А внизу в долинах была зеленая трава уже..

Коллектив сложился из двух групп: Мы -Я, Илья, Вова, Дима и Даша и сборная туристов из Тулы. Вова приехал автостопом из Турции через Иран, а после похода улетел в Индию. В общем конфликтов в группе не было, хоть и все были такими разными. Маршрут разработал и организовал я, а Илья сработал как отличный завхоз. Собственно все вопросы до похода упирались именно в питание. У нас к тому же было два вегетарианца. Им постоянно приходилось откладывать еду. В общем две наши группы как-то неплохо ужились несмотря на разные совершенно подходы к еде и движению по маршруту. Так к примеру два блюда вечером для нас было явной новинкой и в общем я остался при своем мнении – это лишнее. Зато кисель в меню, которого у нас никогда не было шел отлично.

В Ереване нас встретила туристическая компания SacVoyage Travel. Не знаю как она в целом, но ее конкретные сотрудники: Анаит Согоян, Рубен выпонили свои обязанности она отлично. Организовано ими все было очень хорошо. К тому же все было очень недорого.

Нас отвезли в добровольный спасательный отряд «Спитак». Он был организован после землятрясения на деньги одного немца и еще долго выполнял свои функции спасая тех кто заблудился или пропал в горах. С государством они заключили договор, по которому им оплачивалось им это помещение. Вообще когда-то у них ресурсов было очень много: техника, земля, помещение и отличные сотрудники. Но куда-то все это делось.. В спасотряд нас привела девушка-альпинистка – Анаит Арутюнян. В первый же вечер она прнесла нам вино, сыр и лаваш. Вино наверно лучшее из всех которые мы пробовали.

Этот год по словам местных выдался особенно теплым. Снег лежит сплошным покровом где-то выше 2000м. Вот такие и были у нас температуры. В основном всегда -1. Только одну ночь было – 15. Быстро менялась температура в зависимости от местонаходения. Так на одной из летовок при температуре воздуха в +20 шел с снег и подлипа почти не было.

Видели диких зверей.

Я оторвался вперед метров на 200 и в результате волк, который бежал в отдалении сделал стойку и вдруг резко побежал ко мне, а я побежал к группе.

Один раз ночевали в бетонном заводе, который для ночлега выбрали каки-то крупные кошки. У них все вокруг было истоптано, а внутри на возвышениии было две лежки.

Мыши совершенно не боятся людей и даже ноборот, часто подбегают и интересуются. Однажды я взял направление на какой-то крупный камень в тумане, но оказалось что это просто маленькая мышь неподалеку.

Вообще виды на маршруте очень необычные. Огромные конусы вулканов на лавовой равнине. И все это подправлено и украшено снежными надувами. На один из вулканов – Аждаак (Великан) мы поднялись. Жаль что ясной погоды было всего около пяти дней. Психологически конечно тяжело идти в тумане целыми днями, зато совершенно не страшно брать траверсы любой крутизны. Многокилометровые крутые обрывы в ясную погоду преодолевать траверсом было бы гораздо сложнее.

За весь маршрут у нас было две дневки. Одна под Аждаакаом из-за плохой видимости, а одна на Селимском перевале. Там мы стояли в исторической постройке 14 века, которая была построена на очередной ветке Шелкового пути. Здание действительно впечатляет. Он собран из отдельных плотно пригнанных камней целиком.

«Караван-сарай, известный под названием Селимского, был построен в 1332 году по велению князя Чесара Орбеляна. Его большой трехнефный интерьер занимает площадь 298 квадратных метров. Девять световых проемов освещали его помещения днем, в ночное время в них горели масляные светильники, устанавливаемые на кронштейнах. Караван-сарай не отапливался, помещения, предназначавшиеся для людей, обогревались жаровнями, Вода из близлежащего родника по гончарным трубам поступала в центральное помещение, где при входе справа были сделаны два корыта для водопоя»

В этом караван-сарае по традиции многие армяне ставят свечки, а там мы. Вот и ели с самого утра до вечера виноград, сыр, шашлык, форель, а некоторе из нас пили водку. Компании сменяли друг друга с утра до самого вечера.

В Ереване и Джермуке после похода были сплошь одни удовольствия. Тепло, еда вкусная и простая,много достопримечательностей. В качестве сувенира купил себе пионерский барабан на митинги ходить. Очень удобно. вроде и не молчишь и позицию свою выражаешь..