Окончание водного сезона в этом году
Вологда - река Вологда - река Сухона -Тотьма - Великий Устюг - река Северная Двина - Котлас - Березник - Архангельск

31.08
Река Вологда.
Оставили рюкзаки в камере хранения, погуляли по Вологде, закупили продукты, поели в кафешке. Старинный русский город, красивый исторический центр. Вологодским друзьям я на всякий случай не звонил и не писал, а то бы мы зависли здесь минимум на неделю. В полдень стартуем пешком от вокзала с рюкзаками. Через полчаса пришли на берег реки Вологды, на Пречистенскую набережную. Собираем байдарки с видом на Андреевскую церковь и мост 800-летия Вологды. Около 14 часов собрались и отчаливаем. Начался завершающий поход этого сезона. Мы снова вдвоём, в два каяка.
Больше всего этот день запомнился стоянкой и ночёвкой. Но это будет потом, а пока гребём вдоль речного вокзала, причалов, судов разных, рыбаков, прибрежных кустов.
Течения нет. Вообще нет. Зато есть километровые столбики с табличками, показывающие – сколько километров осталось до устья. Первый, который мы увидели, показывал «19». Погода так себе, то хмурится, то дождь. Берега глинистые, топкие. Стоянок нет, на всю реку одна стоянка, на правом повороте у впадения заметного левого притока, текущего из Молотовского озера. Рыба плещется громко, часто, сильно. Много моторных лодок.
Постепенно начинает вечереть. Хм… Стоянок нет, ну то есть совсем нет. На берег не выйти, сразу вязнешь в глине, плюс кусты и крутой берег.
Восьмой час. Сгущаются сумерки. Стоянок нет. Вроде бы у нас в Питере в это время ещё светло, а тут уже темнеет. (Наверно, это из-за того, что тут на 500 км восточнее Питера). Кое-как с матами-перематами встали на каком-то пятачке на впадении Вологды в Сухону. Грязно, косо, сыро, дождь… Восемь вечера. Палатку ставим уже в полной темноте. Ужин не варим, вообще неохота этим заниматься. Бутерброды с квасом – и спать. В темноте громко плещется рыба, или выдра охотится.
Вода в реке мутная, не хочется её пить, поэтому набрали воды в ручейке, таком же мутном, как и река.

01.09
Река Сухона.
Осень. Весь день дождь. Завтракаем в палатке, готовим на газу.
На реку выходим в 10. Сразу же развилка на реке, нам – налево. Направо – это в Сухону впадает река Лежа, нам туда не надо. Опять по берегам начались столбики с указанием расстояния до устья. Теперь – через 5 км. Первый, который мы увидели, показывал «490». Столбы видны хорошо, но только с близкого расстояния, наверно, чтоб не путать их с навигационными знаками. Кроме расстояния по ним удобно отслеживать скорость движения.
Пейзаж однообразный, кусты и ивы. Погода мерзкая (дождь, ветер). Течения нет. Дзэнская река, никуда не торопится. Развлекаемся разглядыванием навигационных знаков.
У меня лодка слегка сдувает, у Юрки слегка течёт. Я поддуваюсь, он подклеивается. Вот такие мы опытные турысты.
Постепенно по берегам начинают появляться стоянки, редкие, небольшие, не очень ровные, но хоть такие. Лес лиственный, видно только то, что растёт вдоль реки.
На стоянку встаём в шесть вечера после деревень Пристань Исады и Мытница. Из тех стоянок, что мы видели, наша очень даже неплохая: ровное место под палатку, полным-полно дров (сухая ива), так что сегодня ужин готовим на костре.
Дождь так и идёт без перерыва. К пол-восьмому сварили ужин. В восемь лежим в палатке. Дождь закончился. Как же приятно лежать сытому, в тепле и уюте после такого дня! Рассуждаем о том, как можно получать удовольствие от походов в таких условиях. Появилось много разных версий, но мы их рассказывать не будем.
*Когда меня дома спросят: Какое удовольствие от походов в хреновую погоду? – я не буду знать, что ответить. Допустим, пусть звучит так: Укрепление тела и духа, а также вера, что когда-то будет хорошо.

02.09
С утра пасмурно, но пока мы встаём, готовим завтрак, погода улучшается, начинаются просветы в облачности. На воде в 10. Солнце время от времени светит, облака плывут, погода радует. Окружающая природа уже не кажется такой унылой и однообразной. Иногда берега немного сужаются, в русле появляются отдельные камни, течение слегка ускоряется. В целом течение есть, не быстрое, но заметное, идём веселее, чем вчера. Т.е. своя скорость у нас как всегда около 5 км/ч, всё, что свыше этого – благодаря течению.
По берегам появляются деревья, в т.ч. хвойные, не только ива. Но стоянок всё также крайне мало.
Пока гребём, думаю о том, что вот мы путешествуем по России. А ведь для некоторых людей Россия в непосредственном восприятии – это дорога на работу и обратно, в магазин, на дачу да в аэропорт, чтобы слетать в Турцию. Это конечно же тоже неплохо, но нам с Юркой хочется знать Россию получше, как бы высокопарно это ни звучало. Мы выбираем хождение по рекам. Конечно же, путешествовать можно по-разному: и авто, и вело, и пешком… и другими способами, указанными в документах о туризме. Ну а мы – вот так… по речке Встретили судно «Сокол», которое везёт баржу с бакенами.
К 14 часам дошли до деревни Шуйской, закупили продукты и пообедали. И ещё на всякий случай докупили несколько баллонов газа, а то хрен знает какая погода будет. В Шуйской есть «Пятёрочка», «Дикси». Для похода в магазин удобней чалиться между голубым здание пристани и церковью. Кстати, сотовая связь тоже есть почти везде. В Шуйской причалены суда Речфлота «Зяблик» и «Павлин» и опять же баржа с бакенами. Видимо, они размечают бакенами фарватер, чтобы показать путь судам с бакенами.
Дальше стартуем в пол-четвёртого. Начинается небольшой дождик, вкупе с солнцем получается поочерёдно несколько радуг, от фрагментов до полной через всю реку. Да ещё и ветер задул в спину, мелочь, а приятно.
Но стоянок по-прежнему нет и нет. Встали прямо на берегу (на правом) под ивами, между деревнями Мотыри и Сухонский. Причалили ближе к 7 вечера. До этого чалиться вообще некуда, хотя смотрели стоянку, начиная с 6 часов. Ужин на газу, брожение по берегу, любование закатом, беседы в палатке.
В хорошую погоду до половины восьмого видимость вполне удовлетворительная.
С наступлением сумерек у нас программа: «Спокойной ночи, голыши!»
Тишина. Легли спать – приплыли рыбаки и давай ловить где-то совсем рядом.

03.09
Всё как всегда: подъём в 8, завтрак, сборы, в 9.40 отчаливаем от берега. Почти сразу же проходим отметку «400» км до устья. Облачно, постепенно проясняется,  выходит солнце, небо голубеет, настроение улучшается. Река то расширяется, то сужается, лес то подходит к реке, то отходит вдаль от берега, берега то глинистые, то песчаные, то каменистые. Присутствует небольшое течение, которое на разливах пропадает.
Как и в другие дни, пока плывём – беседуем на разные темы. Сегодня долго вспоминали летние группы, которые мы водим по рекам, работая на турбазе, говорили о том, какие иногда приезжают классные туристы, а иногда… наоборот. Обсуждали отношение туристов к своей деятельности в группе, к инструкторам, к тому, как они участвуют в организации лагеря и готовке еды. Можно очень долго про это писать. Может даже, как-нибудь соберёмся с Юркой и напишем какой-нибудь длинный текст, размышления на данную тему.
В обед небо стало затягиваться, пошёл небольшой дождь. Мы гребём дальше. Как обычно, набрали воды в притоке.
Часам к 6 дошли до деревни Туровец, которая видна издалека по дыму от деревообрабатывающего комбината. Деревня большая, протяжённая. Напротив комбината столбик «350», скорее даже напротив сотовой вышки. На стоянку встали в пол-седьмого. Дождь так и идёт, только усилился к вечеру. Берег глинистый, топкий, о какой-то стоянке речи не идёт. Расположились прямо на берегу, в траве под ивами. Ужин готовим на газу. Может, смысл этого похода в том, чтобы мы оценили прелесть хреновых стоянок на хреновом берегу в хреновую погоду?..
В начале девятого мы лежим в сухих тёплых спальниках и слушаем как дождь барабанит по тенту.

04.09
Дождь так и не прекратился. Лил всю ночь. Ветер дул и потрясывал палатку. Кстати, ветер к утру тоже не прекратился. Из-за ветра дождь сильно косой, поэтому наветренная стенка и пол в палатке намокли (мы вчера от усталости небрежно отнеслись к натягиванию тента). Лежим, просыпаться категорически неохота. В пол-одиннадцатого кое-как начинаем вставать. Юрка грандиозным усилием воли начал одеваться, пришлось поддержать его, и не только морально. Так же под дождём завтракаем, греем руки свежезаваренными чайными пакетиками, пока они тёплые, одеваем мокрую одёжку и примерно в 12 отчаливаем. На реке дождь, сильный встречный ветер и волны с барашками. Всё это летит в лицо, удовольствие небольшое. Холодно сыро мерзко, что из этого существительное, а что глагол?
Но постепенно согреваемся, меньше обращаем внимание на волны и ветер, а дождь вообще не замечаем. Гребём молча, каждый думает о своём. Юрка наверно о чём-то хорошем (или о ком-то хорошей), а я – о том, что уже столько лет в туризме, а всё равно просыпаюсь в мокрой палатке
К обеду дождь начал успокаиваться, ветер уменьшился, из-за туч начало просвечивать солнце. На обед остановились на большом пляже, в устье реки Толшма. Пообедали, набрали воды, пошли дальше.
Смотрим на столбики с указанием километров, как на спортивное ориентирование. «О, смотри, наше КП «320». Отмечаемся и идём дальше
Солнце как начало просвечивать, так и кончило. Снова дождь и ветер, но он не встречный, боковой, поэтому волн нет, просто рябь на реке. Ну хоть так.
Стоянка в 5. По местным меркам просто отличная: на высоком правом берегу, перед деревней Большой Горох, с табличкой про опасность пожаров (хотя по такой погоде их очень сложно представить). Большая, просторная, с кучей дров. Вешаем тент, второй раз за поход разводим костёр. Хоть немного прогреться и просушиться. Ужинаем в восьмом часу. Дождь стих, над деревьями розовая полоска заката. Пока готовили ужин, в палатке зажгли горелку, немного её, палатку, просушить. Примерно в восемь часов залезли в палатку, завернулись в спальники, поболтали и спать. В тишине, без ветра и дождя.

05.09
С утра хмуро, постепенно выходит солнце, но мы ему уже не верим. Опять обманет, посветит немного и уйдёт, оставив вместо себя дождь с ветром. Почему мы уверены, что так и будет? Потому что такое утро у нас каждый день, а потом начинается хрень всякая
Сушим одёжку у костра, почему-то от него очень сложно отойти. Наконец собираемся, около половины одиннадцатого выходим. Над нами солнце, но впереди и позади дождевые тучи. В душу закрадываются какие-то сомнения относительно погоды. Как известно, если в первом акте на стене висит ружьё…
Тучи дошли до нас. Дождь, ветер, но ненадолго. Снова солнце, тучи, дождь, ветер, солнце, тучи, дождь, ветер, и так по кругу. Ветер и дождь нас вдувают и вливают.
Красивая церковь в деревне Устье. Прошли деревню, и тут дунуло так, что чуть уши не оторвало. И полил ливень, зато было последовательно две радуги, первая – даже видно, откуда и куда она идёт, в какие деревья приходит, так близко, что можно дотронуться рукой. Хотя нет, рукой не достанешь, веслом можно.
В перерывах между ветрами и ливнями тепло, солнечно, классно. В один из таких перерывов мы перекусили на большом песчаном острове. Островки, отмели – появляются всё чаще и чаще.
*Если ветер дует в спину,
Я гребу на середину.
Если ветер дует в харю,
То держусь я ближе к краю.
Если ветер дует сбоку,
То конечно мне всё
Перед Тотьмой проходим Дедов Остров, на котором стоит Троицкая часовня, одна из местных достопримечательностей. В шестом часу дошли до Тотьмы. Перед ней – автомост. В городе на берегу – красивые церкви. Хотя самая красивая, церковь Вхождения Господня, в стороне от реки, еле-еле видна, просто мы её раньше на картинке видели. Ещё вдалеке над домами хорошо виден огромный мячик для гольфа на мачте. По крайней мере, аналогия именно такая, уж не знаю, что это за конструкция. Шесть, начало седьмого. Встали сразу за Тотьмой, на небольшой полянке правого берега, на лесной дороге. Опять дождь. Не успел я матом выругаться, как он закончился. Дней без дождя у нас пока не было, без солнца – были. Дальше всё по программе: костёр, ужин, разговоры, медпроцедуры, спальники, сон.
*Из отчёта о походе: Так шли они и шли, пока река не кончилась.

06.09
Это был бы обычный ходовой день, если бы не одно «но»… Сегодня не было дождя. Первый раз за поход.
Начался день как обычно. В 8 часов, когда встаём, пасмурно и холодно. В 10, когда отчаливаем от берега, начинает проглядывать солнце. Потом оно появляется как следует (наверно, чтоб мы не забыли – как оно выглядит) и к обеду пропадает. Так всегда до этого и было, но не сегодня.
После Тотьмы появились хорошие стоянки по обоим берегам, потом на песке в устье речки Леденьги. Это просто для справки, нам они не нужны, и с собой мы их не заберём.
Прошли Лось-камень, здешнюю достопримечательность, о которой упоминают в связи с Петром Первым, пофографировали его, идём дальше. Течение заметное, лучше, чем раньше.
В предыдущие дни от напряжённой гребли потянул правую руку (которой кручу весло), сегодня она ноет и не хочет грести. Юрка наложил мне не запястье повязку (скороговорка: Юркины юркие руки), надеюсь, она поможет.. Гребу, меняя правый и левый хват, чтоб не слишком нагружать правую руку.
Пейзажи, красоты. По берегам лес, в том числе сосновый.
В реке острова и отмели. Подробно их описывать не буду, наедете на них лодкой – сами поймёте.
Часовня по правому берегу в дер. Камчуга. Простая, но красивая.
В обед солнце не пропало. Слегка подозрительно. Оно уходит за облака, потом снова появляется. Снова прячется, опять появляется. Дождя нет, странно. Хорошая погода простояла до вечера (может, тут по понедельникам хорошая погода). Но вот со стоянками опять беда. Их нет. Нет и нет. Юрка, пока выходил на берег в поисках стоянки, нашёл несколько подосиновиков. Это, конечно, здорово, но проблему со стоянкой не решает.
В результате встали в пол-седьмого у рыбацкого домика-цистерны на левом берегу, не дойдя до деревни Коченьга. Большая поляна, хозяйские дрова не пользовали, принесли свои из леса, благо их тут полно.
Суп с грибами, найденными на одном из выходов на берег, стол, стулья. Палатка, спальники, медпроцедуры, разговоры, сон.
* (Послепоходная ремарка) Вот сейчас дома сижу на диване, перечитываю это описание, улыбаюсь. Но тогда, в ту погоду, ни хрена не до улыбок.

07.09
Вчера вечером решили, что сегодня проснёмся пораньше, например в 7 утра. Но ночью что? Правильно, пошёл дождь. Поэтому подъём отложили до 7.30. Тут дождь утих, мы встали, позавтракали, собрались и в 9.40 отчалили. Небо серое и хмурое, практически питерское. Ветер попутный, дождя нет. Нет… нет А вот и есть. В обед полило. Уже пишу практически рефреном: «Пошёл дождь…», «С неба полило…», «Снова заморосило…». Но если «дождь пошёл», значит какое-то время его не было Хотя к дождю мы уже настолько привыкли, что почти его не замечаем. Стоит отметить, что на фотках у нас в основном солнце и облака, но это просто потому, что в хорошую погоду лучше фотографируется.
Гребу и вспоминаю песни: Подожди, дожди, дожди… Полгода плохая погода… Стоп зе рейн ин зе найт…  Где-то глубоко внутри греет мысль, что дождь не может идти вечно. Но как-то слабо греет.
По дороге как всегда разговоры обо всём подряд, от книг до педагогики и политологии… включая палатки и спальники. Просто кроме разговоров ничего интересного не происходит. Уж извините, что описываю каждый день одинаковыми словами, просто дни тоже одинаковые.
С обеда, как я уже написал, снова начался дождь. Попутный ветер. Высокие красивые берега (выходы глинистых пород), если б не дождь с ветром, вообще была бы красотища. Прошли отметку «200» км до устья. Всё ближе к Северной Двине. Я грёб в основном левым хватом. Правая рука почти не болит, но на всякий случай берегу её, не нагружаю. Хотя на какой случай?.. Ладно, случаи бывают разные, авось пригодится.
В деревне Игмас справа к реке подходит железная дорога, наверно по ней лес свозили к берегу. (*Дома залез в интернет, да, так и было. Интересно, кстати, почитать про эту узкоколейку.) Ещё в этих местах интересные деревянные конструкции по берегам, скорей всего для ловли рыбы. Точнее не скажу, не знаю.
Около пяти часов прошли Нюксеницу, мост. Потом больше часа искали стоянку. Стоянок как всегда нет. Может потому, что нет туристов? Или наоборот? В результате встали в седьмом часу на какой-то кривой полочке. А дождь-то так и идёт, ему-то что?..
Натянули тент, под ним поставили палатку, залезли в неё, переоделись в сухое и тёплое, а уже потом занялись варкой ужина, конечно на газу.
Засыпаем под шум дождя.

08.09
Дождь шёл до середины ночи. Вот интересно. Ну чисто познавательно. Есть ли здесь такое понятие как «Золотая осень» или «Бабье лето»?
Сегодняшний день – ксерокс предыдущего. Это я о погоде.
Проснулись в 7.15. Готовим завтрак и завтракаем, не вылезая из спальников. Всё-таки газ в походе – это удобно. Используем то время, когда ночной дождь уже кончился, а утренний ещё не думал начинатьсяПосле завтрака собираемся, одеваемся, ближе к 9.30 отходим от берега. Небо серое, хмурое, воздух холодный. Церковь в Бобровском, каменная, заброшенная, недействующая.
У деревни Леваш несколько хороших стоянок, полянок, которые нам совершенно не по графику. Вот и говори потом, что на Сухоне стоянок нет. Тебе обязательно возразят: Как это нет? Вот, целых две штуки! И не поспоришь…
Проходим высокие красные обрывы напротив деревни Вострое. Ветер попутный. На реке перекаты, отмели – скорость течения больше, но надо не сесть на мель.
Сегодня дождь включили в 15 часов. Несильный, но опять до ночи. Долго искать стоянку совершенно не хочется. Встали в начале шестого ниже деревни Копылово, на первом же приемлемом пятачке,  на правом берегу на песчаной полке. Раскопали её до размеров палатки и вполне комфортно разложились. Ввиду обилия дров, слабого дождя и не позднего вставания на ночлег готовим на костре. В палатку лезем ближе к 8.
*После обеда, в начале деревни Копылово, ниже паромной переправы – знак «100» км до устья. По Сухоне осталось совсем чуть-чуть. Километровые знаки – это удобно, хотя не хочется на них зацикливаться.
Берега стали высокими, лесистыми. Я не буду каждый день писать: красивые высокие берега, покрытые лесом, обрывистые, с выходами различных геологических пород. Один раз написал – и хватит.
* Из вечерних размышлений - Старость: ремкомплект всё меньше, аптечка всё больше.

09.09
Ночной дождь кончился далеко за полночь. На ровном песке под шум дождя спится отлично!
Решаем вставать в 7 утра. И тут же с нами проснулся дождь и загулял волнами над рекой. Правда, через полчаса кончился. Что будет потом?.. Пока не знаю, пока завтракаем в палатке. Каша, горячий кофе и сыр. Вкуснотища! Особенно когда на улице полная хрень.
Вылезание из палатки подзадержали, пережидаем дождь, вспоминаем времена резиновых байдарок, брезентовой одежды, отсутствие спасжилетов. Но ведь как нам это нравилось!.. Сейчас тоже нравится, но по-другому.
К 8 часам дождь стихает, небо светлеет, проявляется солнце… Хренасе!.. Откуда оно взялось?.. Сегодня ж не понедельник?..
Отчаливаем в 9 с копейками. В 10 – сильный ливень на полчаса, затем погода улучшается. Дошли до водопада Васькин ключ по левому берегу, небольшого, но живописного. На подходе к нему выглянуло солнце, чтобы он фотогеничнее смотрелся. Пофотали, набрали воды, пошли дальше. Солнечно, облачно, ветренно.
Напротив деревни Прилуки - красивый водопад в распадке берегов, сами берега – высокие, красные, разумеется очень красивые. Так и зовут остановиться, поглазеть и пофотаться.
Чуть ниже по течению, напротив устья реки Стрельны, большущий гейзер. Струя воды, бьющая из-под земли на несколько метров вверх. Тут же плакаты, говорящие о том, что это – самоизливающаяся скважина. Это когда-то геологи пробурили. Тоже пофотались. Рядом со скважиной - беседки, наверно, туристов сюда возят.
От дер. Прилуки до мыса Бык – самый красивый участок реки. Я уже писал про красивые высокие берега, поросшие лесом. А тут прям красивые-красивые, высокие-высокие, поросшие-поросшие. Короче, красота неописуенная. Тем более, что погода улучшилась, небо расчистилось, природа раскрасилась разными цветами. Судя по карте, по берегам много деревень, но с воды их не видно.
Проходим мыс Бык в устье Верхней Ерги. На подходе к мысу Бык – опять сильнейший ливень. Но теперь со встречным ветром.
В 5 начали искать стоянку, к 6 нашли её на левом берегу перед дер. Большое Калкино. Наверху, на высоком берегу, в хвойном лесу на полянке. Отлично расположились. Вдоль реки по левому берегу идёт дорога (это просто для информации).
За поворотом после стоянки – урочище Цветные камни, красивый разноцветный берег. Постепенно погода улучшается, дождь уходит, к вечеру погода ясная, даже видно звёзды. Хороший спокойный вечер.

10.09
И такое же хорошее утро. Солнце, облачка. Сегодня на завтрак – суп из грибов. Минут за 5 набрали целый котёл подберёзовиков, на поляне рядом с палаткой. Кстати, здесь подберёзовики крепкие, ноги толстые, не как у нас в Ленобласти.
Выходим на воду в 10. Почти сразу же проходим урочище «Цветные камни» с очень красивыми, узорчатыми геологическими выходами.
К середине дня, опять успев поглядеть на дождь и радугу, догребли до деревни Новатор. Точнее, перед Новатором проходили деревню Подсосенье, в это время полил очередной сильный ливень, в небе появилась очередная радуга от берега до берега, хоть и неяркая. Это Великий Устюг радуется нашему приходу! Ливень сопровождался боковым ветром, туча идёт поперёк реки, поэтому волн нет, только мелкая рябь. Дождь быстро закончился, снова просвечивает солнце.
В полтретьего перекусили на левом берегу и тут же встали на стоянку, напротив Великоустюгского фанерного комбината «Новатор»,  рядом с недостроенной землянкой. Сегодня больше торопиться некуда, завтра пойдём в Великий Устюг.
На полуднёвке положено расслабляться и бездельничать, чем мы и занялись. Развесили сушиться всё, что может висеть и сохнуть, попили кофе. Я залез в интернет, и тут выяснилось, что мы стоим совсем рядом с Резиденцией Деда Мороза. Раз уж такое дело, то надо бы туда сходить, поглядеть. Дошёл туда к 5 часам (Юрка остался в лагере), а они как раз до 5 и работают, так что упёрся в закрытые двери. Ну вот, нет чтоб раньше об этом узнать. Ладно, может завтра с утра схожу.
Вечер ясно-облачный, тихий, только лесопилка шумит, и рядом автодорога проходит, а так – тихо.
Отдыхаем от гребли, занимаемся кто чем, сидим на берегу Сухоны и любуемся красотами.
Дедушка Мороз! Дай нам хорошую погоду на Двине! Мы себя хорошо вели: не мусорили,  регулярно гребли, много кушали, хорошо спали. Ну пожалуйста!

11.09
река Северная Двина.
Просыпаемся около 8. На небе непонятный жёлтый шар. А, так это солнце! Ладно, хватит шутить про солнце, а то оно тоже пошутит.
С утра в Резиденцию Деда Мороза я уже не пошёл. Ну и ладно, время сэкономили, потом в интернете посмотрю.
Со стоянки вышли в 9.40. В Устюге причалили в 10.30, у спуска с набережной к реке. До 14 часов поочерёдно с Юркой погуляли по городу, закупили продукты в дорогу. Обедаем здесь же, на берегу. Обед: пирожки, хычины, лимонад, опять пирожки, шаверма, лимонад… Главное – вовремя остановиться.
Город нам понравился. Небольшой, уютный. Чистый и ухоженный. Много церквей, двухэтажные каменные и деревянные дома, приятный провинциальный колорит. В общем, очень положительные впечатления от города.
Вперёд, к Северной Двине! Она собственно и начинается до слияния Сухоны и реки Юг. Так что пойдём мы по ней от самого истока, хотя и не до самого устья.
В устье Сухоны и дальше по Двине по обоим берегам большие песчаные отмели, можно стоять где хочешь. Со стоянками здесь явно лучше, чем на Сухоне.
В 15 часов вышли с обеда и в 15.40 вошли в Двину. Ну то есть как – вошли. Поскольку Северная Двина начинается на слиянии рек Юг и Сухона, то идём по ней от чистого истокав прекрасное далёко. Река тут широкая, видать далеко, берега – ивовые заросли и песок.
Почти сразу же прошли столбик «680». Это нам столько до Архангельска осталось. Течение заметное, очень много больших мелей, проходя над которыми лодка замедляется, как будто въезжая в масло. Река петляет, образует острова и протоки. Стараемся держаться навигационных знаков. На стоянку встаём в 18 часов напротив деревни Колпаково.
На ужин доедаем то, что не доели в обед.
Красивый закат, но что будет завтра?

12.09
С утра на реке туман, потом низкая облачность по реке, потом облачность, потом облачность и солнце, потом солнце (до заката). Идётся быстро, настроение отличное. Правый берег высокий, обрывистый, левый низкий с песчаными пляжами (типа, по закону Бэра для рек). Пляжи так и тянутся вдоль всей реки. Наверно, правильней их назвать большими песчаными отмелями по берегам, но «пляжи» как-то веселей. Со стоянками никаких проблем, вставай где хочешь. После Сухоны это особенно радует.
Покидаем Вологодскую область, заходим в Архангельскую. В четыре – начале пятого догребли до Котласа. Ориентир: ж/д мост и наклонный автомост на подходе к Котласу. Сам город с реки не видно.
Причаливать и гулять по городу не стали, ушли по навигационной разметке в протоку Межниковский полой. Поэтому пропустили впадение Вычегды. Хотя её видно потом, вдалеке сзади. Здесь полно моторок и других судов, больших и маленьких. Ориентируемся по бакенам, а то вообще непонятно, где находимся и куда лучше идти. В реке много мелей, опять же помогают навигационные знаки.
Встали на стоянку на большой ровной поляне, в ёлках и с дровами. Красота! Стоянки всё лучше и лучше. Глинистые берега кончились, но теперь всё в песке: лодки, палатка, одежда, спасжилеты. Потом вытряхнем. Всяко лучше, чем глина.
Засыпаем под шум теплохода, который стоит на якоре и тарахтит.

13.09
Все дни становятся похожими друг на друга, как из ксерокса. Завтрак, сборы, отчаливание, вечером стоянка, ужин, сон. Из спасика – в спальник, из спальника – в спасик. И впечатления от природы, от реки, от этих мест примерно одинаковые. Но при этом каждый день конечно же отличается от других. Сегодня днём шёл дождь и дул попутный ветер. Греблось хорошо, но пейзажи не радовали, однообразно и скучновато. Почему не радовали? Не знаю, так записал в заметках, значит, так и было.
По карте-десятикилометровке ориентироваться не всегда удобно, но помогают разные электронные приспособления. Не указываю все деревни, которые мы проходим, только некоторые. Например, сегодня стоянку мы нашли не сразу. Встали на острове напротив деревни Большая и Церкви Георгия Победоносца. Дождь – до ночи.
Погода обычная для нашего похода – солнце, ветер, дождь в разных сочетаниях.
Как всегда в плохую погоду, задумываешься о снаряжении: вот это надо бы поменять, это – отремонтировать, вместо этого надо что-то другое. Но плохая погода проходит, и обо всём таком забываешь. Может, в этот раз не забуду?.. Хотя кого я обманываю Ну да, старая известная мудрость, что генералы готовятся к прошлой войне, а мы, видимо, – к прошлым походам. И вдруг оказываемся неготовы к бесконечным дождям.
Как же приятно после сытного ужина лежать в палатке, в тепле и уюте, и слушать как дождь барабанит по тенту. Правда, к шуму дождя добавляется шум транспорта – авто, авиа, ж/д, водного.

14.09
В дождь очень лениво просыпаться, а уж вставать – тем более.
Сегодня получился радужный день, поочерёдно появились четыре или пять радуг в разных вариациях. А ещё часов до 4 вечера ветер нас зае надувал нам куда только можно. По реке гуляют волны. Короче, устали. Стоим чуть ниже посёлка Авнюгский, на острове. Двойная радуга совпала с табличкой «500» км до Архангельска. Вот и поверишь тут в сверхъестественное!
Ближе к вечеру солнце, облака. На стоянку встали на большом пляже. Хотя и не на самом большом из виденных нами. Пляжи тянутся на километры. Огромные песчаные отмели по берегам, а иногда и в реке, образуя острова. По-прежнему в протоках ориентируемся по бакенам и знакам.

15.09
Свинцовое небо, свинцовые тучи, свинцовая вода, волны, дождь, холод, встречный, мать его! ветер, ужин, спать.

16.09
Сегодня подъём задержали. Решили поспать подольше, восстановить силы, отдохнуть после такой гр…ебли. Не торопясь встаём, пьём кофе, бродим туда-сюда, сушим одежду.
На воде в пол-одиннадцатого. Опять ветер, волна, хмурое небо. Но сегодня хотя бы не такой жесткач, как вчера, грести можно. Идём потихоньку. Как поётся в старой бардовской песне: «Солнца не будет, жди – не жди, третью неделю льют дожди». Раньше просто пели такие песни у костра и радовались походной романтике, а сейчас прочувствовали это всё на своей шкуре.
Река разлилась широко, видно во все стороны до горизонта. Глядя на волны, насколько хватает глаз, на небо всё в тучах, ощущаешь себя маленькой песчинкой в этом мире, где силы природы чихать на тебя хотели, у них свои дела, наверняка вселенские. А о чём ещё думать, пока руки веслом машут? Вот мы такими песчинками и гребём дальше. Ветер и волна весь день. На стоянку встали достаточно рано, душа и тело требуют отдыха. Сегодня почти не было дождя. Ну так, чуть-чуть, ближе к вечеру, перед стоянкой. А это уже событие! В голове появляются странные мысли: «Блин, еле ползём, за два дня меньше ста километров прошли». Вот мы, блин, маньяки и каяки!
На стоянке, пока разгружали байдарки и ставили лагерь, куда-то делся ветер, наступила непривычная тишина. Да и небо начало проясняться, правда не до конца, к сумеркам опять всё затянуло, но на этот раз без дождя и ветра. Засыпаем в странной тишине, ничего не завывает, не барабанит, не гавкает с противоположного берега, не шумит моторами по реке. Эх, что там будет завтра?

17.09
В шесть утра пошёл дождь. Завтракаем на газу. Небо однотонно серое.
На воду выходим в девять. Ветер, волна, холод, всё как всегда. Но идти можно, холод не такой пронизывающий, волна лодку не подкидывает, ветер тоже человеческий, позволяет идти ровно. Ближе к полудню ветер немного утихает, сквозь тучи проглядывает солнце, появляются просветы голубого неба. После полудня даже потеплело. Ветер небольшой, можно сказать, даже приятный.
Высокие красные берега – красивей выглядят издалека, чем вблизи. ЛЭП в Рочегде издали кажется огромной башней Саурона (тогда понятно, почему у нас такая погода). Когда подошли к ней ближе – выглядит вполне обычно.
Набираем запас воды в притоке. Не пьём из реки, т.к. вдруг кто-то постирал трусы в Двине, а мы оттуда пить будем!.. И не стоим у деревень, т.к. есть убеждение, что в этом случае вся деревня в полном составе придёт к нам что-нибудь воровать.
Дни однообразные, пейзажи тоже. Протоки, высокие берега, пляжи, ивовые заросли, деревни, разрушенные церкви, паромы. Как правило, по одной стороне реки тянутся пляжи, по другой – высокие отвесные красные берега, поросшие лесом. Иногда они меняются местами.
Писать о реке нечего, пишу свои мысли. Вдруг кому интересно!.. Да не, неинтересно никому, просто пишу, чтобы хоть что-то написать.
Течение то побыстрей, то помедленней. Сегодня прошли больше 50 км. Ночуем на острове после деревни Рочегда. На стоянку встаём в начале шестого. Холодрыгапипец! Сразу костёр, кофе, только после этого начинаем согреваться. В седьмом часу уже темнеет. Ужинаем – и в палатку, в тёплый спальник. Залезая в спальник, мелькает мысль: хороший был мужик Уиткомб Джадсон, инженер-изобретатель, застёжку-молнию придумал.

18.09
С утра как обычно холодно так, что едва-едва себя заставляешь вылезти из спальника. Пока завтракаем, Юрка меряет температуру. +8. Друзья! Занимайтесь водным туризмом! Особенно в сентябре в Архангельской области!
В 9 выходим на воду. Холодный, но не сильный ветер, дует наискось реки, так что волна небольшая.
С 12 часов постоянная смена: солнце, дождь, тепло, холодно, опять по новой. К обеду много отдельных облаков, каждое со своим дождём.
На нас все глазеют как на диковинку, и с берегов, и с лодок, и с буксиров. Наверно, туристы здесь не часты.
После полудня прошли устье реки Ваги, хорошо заметное. В третьем часу причалили в Березнике. Юрка сходил за продуктами, тут же на берегу и перекусили. Шаверма в походе – это классно! В четвёртом часу идём дальше. Встречный ветер, волна, можно уже и не повторять это каждый раз.
Двина – широкая, волне есть где разгуляться. В 5 встаём на стоянку на длинном и широком пляже, долго таскали вещи от лодок до стоянки. Но ничего получше мы сегодня для стоянки не нашли. Наш лагерь метрах в 300 от воды по пляжу. Предпочитаем стоять в деревьях – палатка закрыта и накрыта, костёр меньше сдувает, посуше, ветра поменьше. К ужину стемнело. Вторую ночь ярко-жёлтая луна. Проявились звёзды.
Полезли в палатку рассказывать страшные истории про местных русалок, их привычки, места обитания, особенности зимовки, пути миграций, отличия от Вологодских разновидностей. Давно же мы в походе, если такие темы начались.

19.09
Блин! Охренеть! В 7 утра чистое ясное небо и солнце! Мы даже подумали: А-а, так сегодня ж выборы в Думу!
Утром опять вспомнилась турбаза, работа с группами на реках. Вспомнилась, когда пили кофе. Обсуждаем с Юркой, что в коммерческих походах кофе участника – его личное, а кофе инструктора – всегда общее. Это же касается и других вещей и продуктов.
К 8 часам небо затянуло, но солнечные просветы остались. До обеда сменялись: облака, дождь, солнце, радуга, снова солнце, снова облака, опять дождь.
Потом река повернула на север, и встречный ветер снова включился. Когда разгуливается ветер – звездец: стиснуть зубы, сжать весло и отрабатывать каждый гребок, только вперёд, не глядя по сторонам. Мы ещё немного погребли в таком режиме и в пятом часу встали на стоянку. Разгружали лодки бегом, чтоб хоть немного согреться. Как мы делаем уже неделю, первым делом после разгрузки лодок сварили кофе, согрелись, а уже потом начали ставить лагерь.
Позвонил домой, мне пожелали хорошей погоды. Куснули, отдохнули и заснули.
*В походе лучше неделю хреновой погоды, чем неделю хреновой компании.

20.09
Утро началось как обычно, даже можно сказать – банально: в 7 солнце проглянуло сквозь деревья, к 8 набежали тучки. Когда мы отчаливаем в 9-м часу, то погода начинает скакать в разнообразии туч, солнца, ветра, радуг и далее по кругу.
В обед прошли деревню Подсосанье, причаливать побоялись.
Прошли посёлок Двинской, снова издали увидели гигантские линии ЛЭП, которые вблизи смотрятся вполне обычно.
К полудню вдруг потеплело так, что почувствовали кусочек лета. Тепло, хорошо, ветра нет… Красотища, можно полюбоваться живописными берегами.
В обед неожиданно все облака с тучами разбежались за горизонт, осталось одно солнце. Вот это да!.. Так бывает?!... Наверно, это потому, что из дома пожелали хорошей погоды. Надо б звонить почаще
На стоянку встаём около пяти, на левом берегу после устья реки Емцы. Небо абсолютно чистое, в семь начала всходить луна, ну а мы – в палатку, спальники греть. Думается, ночь будет холодная.

21.09
Мороз и солнце. Время – 6.40. Тент полностью в изморози, водная одёжка – тоже, в котелках лёд.
За сутки сменились все сезоны: ночью зима, утром весна, когда начало всходить солнце, и иней стал таять. Потом днём – однозначно лето, тепло, тихо, солнечно. Под вечер – нормальная осень.
Как же хорошо грести в хорошую погоду! Вы не представляете! Может быть, вы с этим встречались, но всё познаётся в сравнении. Можно полюбоваться красотами Двины, берегов, расслабиться. Двина уже широкая, судов прибавилось, в основном возят лес. Встречаются паромные переправы, мостов в этих краях нет и до Архангельска уже не будет.
Деревья по-осеннему пожелтели, покраснели. Ввиду отсутствия порогов основное препятствие на реке – погода. А наша задача – к такой погоде приспособиться и научиться находить стоянки в условиях полного их отсутствия.
В деревне Подворье впервые за поход встретилась деревянная церковь. Вообще, деревянное северное зодчество нам очень нравится, простая и скромная красота.
На стоянку встали перед деревней Казенщина. Стоянка в этот раз прямо на берегу в зарослях ивы, на маленьком пятачке. Такие стоянки у нас в этом походе не редкость, хотя не всегда об этом упоминаю. Позвонил домой, попросил глянуть расписание поездов Архангельск – Петербург (у нас интернет тоже был, но так проще и быстрее, да и из дома всегда рады помочь). Кстати на реке мобильная связь и интернет есть практически везде. В результате ответа поняли, что пойдём как пойдётся.
Ужин, костёр. И вдруг – северное сияние, хоть и бледное, но узнаваемое. Ух ты!.. Бледная красотища! Поглядели, восхитились и пошли готовиться к ночному морозу.

22.09
К ночному морозу оказались готовы. Оказались неготовы к утреннему. На ночёвку мы встали на правый берег. Утром левый берег уже залит солнцем, тёплым и жизнерадостным, а у нас оно только-только начинает пробиваться сквозь деревья. Всё в инее и во льду. Холодина жуткая. В результате сборы значительно задержались, т.к. мы каждые две минуты бегали к костру отогревать пальцы. Без солнца иней таять не хочет. Наконец солнце поднялось над ивняком и над нашим берегом, мы более-менее подсушились, обогрелись и тронулись в путь. Постепенно потеплело. Опять хороший солнечный день, небольшой ветерок, на воде рябь, опять идём с ленцой и удовольствием.
У деревни Малая Товра срезали путь, чтоб не огибать Марилов остров по основному судоходному руслу, и пошли в правую протоку Селиваниха, но она вдруг оказалась такой мелкой, что еле-еле протолкались по ней, спасибо дождям на Сухоне и Двине!
Стоянка отличная! Стоим на левом берегу напротив устья реки Пинеги, большая ровная поляна, дров как всегда полным-полно. Надеемся, встали как раз напротив восхода солнца. Горячий сытный ужин при полной луне, хороший был день!

23.09
Ночь холодная, но не морозная. Инея утром нет. Солнце есть. В 7 оно уже приподнялось над горизонтом, стало заметно теплеть. А в тепле и собираться приятно. Собрались на час быстрее, чем вчера.
Почти попутный ветер, который больше крутит, чем несёт вперёд. Юрке проще, ему штевни и кильсон помогают более-менее ровно идти, хотя из-под бортов ему в лодку заплёскивает вода (он без юбки, так ногам и заднице удобнее).  Меня же вообще крутит, как на хреновой карусели. Из-за этого кручения идём небыстро. Снова пошли не по основному руслу, а в более короткие протоки, но не в самые левые, не вокруг острова Кулья, поэтому деревню Холмогоры не посетили, прошли мимо. К полудню небо заволокло сплошной облачностью. Гуляем по протокам, их много, не всегда понятно – куда лучше идти. В основное русло вышли примерно в районе космических антенн (видных издалека). До этого в протоках один раз упёрлись в глухой залив, пришлось метров сто пятьдесят перетаскивать каяки по песку в соседнюю протоку (опять вспомнилось про «два дебила – это сила»), течения в протоках  незаметно. На выходе в Двину – обед. Попутно смотрим, как над противоположным берегом летают парапланеристы. Дальше путь снова по широкой-широкой Двине.
На стоянку встаём на острове, чуть-чуть не дойдя до деревни Боброво. К вечеру ветер значительно усилился, мы это слышим из палатки. Лежим и болтаем о том, стоит ли брать в коммерческие походы на сложные реки (даже относительно сложные) людей без опыта, и чем это может кончиться. Приходим к выводу, что всё равно брать будут несмотря ни на что, т.к. бабло рулит миром, а прибыль превыше всего.
До Архангельска около 40 км. Дойдём ли завтра? Будет зависеть от погоды. Не дойдём – дойдём послезавтра. Такие мысли всегда радуют и успокаивают, когда нет обязательной гонки при непонятной погоде.

24.09
Погода пасмурная, но светлая. Описание каждого утра начинается со сводки погоды.
Ветер средний, дует сзади сбоку. Идём сперва между островами и правым берегом. Выходим на простор ближе к Новодвинску, ветер усиливается, волна тоже. Юрку опять заплёскивает, меня крутит как белку в вентиляторе. Двина уже широченная, полтора-два км в ширину. Ветер всё, блин, дует, волны разгоняются, они уже до полуметра высотой, а отдельно взятые – и до метра (как мне кажется со страху), начался небольшой дождик. Пока ничего опасного, но постоянное внимание требуется. В общем, Двина с нами прощается по-своему…
Бурноводная подготовка конечно помогает. Идём сосредоточенно и внимательно, но не напрягаясь. В какой-то момент поняли, что успеваем в Архангельск засветло. Чуть ускорились и успели. К этому времени ветер сильный, но дождя нет. Северодвинский ж/д-автомост прошли в начале четвёртого.
Зачалились сразу за этим мостом справа, на пляже.
Финиш. Дальше – поезд, ванна… и новые походы…