Маршрут по партизанским местам Крыма в октябре прошлого года прервался досрочно. Вначале мы потеряли время из-за непогоды. А потом - к этому добавилась травма.В первые дни января мы решили ликвидировать этот пробел, и прошли оставшуюся часть запланированного тогда маршрута

Партизанскими лесами Крыма - часть 2

Старый Крым Старый Крым
Внутренний дворик монастыря Внутренний дворик монастыря
Монастырь Сурб-Хач Монастырь Сурб-Хач
Нам туда спускаться Нам туда спускаться
Кролики – это не только пушистый мех. А Крым – это не только лето и море. Об этом я знаю не первый год. И именно поэтому в первый день нового года мы маленькой компанией друзей садимся в поезд Харьков – Симферополь. Лучшего способа использовать свалившиеся на голову 10-дневные каникулы и придумать нельзя. Вдобавок –  появляется возможность «закрыть» кое-какие белые пятна Горного Крыма. В октябре, прошлого уже года, мы закончили поход по партизанским лесам на перевале Верхний Шелен, идя от Ангарского перевала в сторону Старого Крыма. А теперь планируем от Старого Крыма направиться встречным маршрутом – в сторону Шелена. В Симферополе мы рано утром. Автобусы в направлении Феодосии и Судака отправляются прямо с привокзальной площади – не нужно переезжать с рюкзаками на автостанцию. В 7.25 мы уже выезжаем. Из окна автобуса видим зеленеющие поля, а после Зуи – вдали встают горы. Таких, как мы, в автобусе немного: компания из четверых молодых людей выходит в Земляничном, и лишь один путешественник едет с нами до Старого Крыма.
 В Старом Крыму пасмурно, около 0, снега нет. И вообще – впечатления этот город, бывший когда-то столицей и давший название всему полуострову, не производит. Выйдя из автобуса вблизи мечети, спускаемся по улице до реки и, перейдя её, оказываемся на асфальте. Наличие новой асфальтовой дороги до монастыря Сурб – Хач является для нас приятной неожиданностью. На картах её нет – видимо, проложена она совсем недавно. Движения по дороге почти нет, и идётся по ней приятно. Примерно через 4 километра мы – у ворот монастыря. Страж у ворот ненавязчиво интересуется нашими планами, предупреждает о недопустимости курения на  территории. А мы-то и некурящие! А вот позавтракать нам уже не помешало бы, запив завтрак глоточком коньяка за начало путешествия. Но этого, кажется, ни одна из христианских религий не запрещает. На окраине монастырского двора, под самым лесом, установлены столы, затянутые на зиму пластиковой плёнкой. На них после осмотра комплекса и располагаемся. Рядом – маленький домик – то ли магазин, то ли кафе. Увидев наши манёвры, служитель заходит внутрь и  какое-то время  наблюдает за нами. Но при этом – ничего не предлагает. Увидев, что у нас всё с собой, покидает свой пост. От монастыря начинаем подъём по лесной дороге. И снега, и луж становится всё больше. Поскольку местность незнакомая, ориентируемся не спеша. Мы все – не впервые в Крыму. Только за прошедший год я прошёл 4 похода по нему, во все сезоны. Но именно крымский опыт и удерживает нас от скоростного ориентирования. Потому что ещё ни одного похода не было без ошибок. Это в Крыму-то, где расстояния кажутся игрушечными по сравнению с Кольской тундрой или замёрзшим Белым морем! У нас -3 карты: новая и старая версии 500-метровки, изданной специально для туристов, и распечатанная до 240м\см электронная версия. Старенький, но 12-канальный навигатор, с монохромным дисплеем, но тем не менее, он исправно определяет координаты и указывает направление и расстояние до следующей точки маршрута. Разумеется, 2 компаса. Но – при всей этой технической мощи мы не питаем иллюзий. Мы-то знаем, что ни одна из 3-х карт полностью не соответствует местности. Как правило, в реальности значительно больше дорог, чем на самой подробной карте. И уже «обжигались» на том, что на картах координаты многих объектов определяются метров на 200 западнее, чем их определяет пентагоновский приборчик в координатной сетке WGS 84. Поэтому и ориентируемся очень неспешно. В какой-то момент мы переваливаем водораздельный гребень, и буквально за несколько шагов полностью исчезает снег на земле. Мы словно попадаем в другое время года. Конечная цель перехода нашего первого дня – стоянка у горы Фрэнк – Мезер. Тропа выходит из леса и вьётся по полянам на гребне небольшого хребта. С открытого места мы, несмотря на пасмурный день, можем видеть под собой обширную котловину, заполненную невысокими короткими хребтами и отдельными вершинами. Туда нам и идти – в сторону села Лесного. И разобраться в этой путанице будет отнюдь не просто. На полянке недалеко от вершины Фрэнк – Мезер встречаем двух мужчин, путешествующих налегке. И они подсказывают нам, что лучшее место для ночлега здесь – не то, что указано на туристских картах, а  у истоков ручья к юго-востоку от вершины. Это, так называемый, «верхний Фрэнк – Мезерский» источник. Так и поступаем. В истоках ручья – крошечный прудик, с явно рукотворной плотинкой. Но – вода набирается и прямо из-под камня в самом начале ручья. Это – прелесть январских походов. Летом, скорее всего, за водой пришлось бы спускаться ниже. Площадка у ручья не то, чтобы ровная, но  одну палатку можно поставить. Мы, готовясь к зимнему походу, отказались от идеи располагаться в 2-х двухместных палатках, а взяли одну с размерами 240х210 см, с которой мы ходим в лыжные походы по Кольскому. Вечером – чуть выше 0, но абсолютно безветренно, и поэтому тепло.