И снова - лето И снова - лето
Да и тут - не зима Да и тут - не зима
День 2-й. С утра натягивает туман и начинает моросить.  Развести костёр, приготовить и собраться успеваем до начала дождя. А вот стартуем уже под дождём. Первоначальный план – вернуться на вчерашний маршрут, пройти через стоянку (там, где она на карте) и спускаться вдоль ручья сам собой отпадает. Потому что прямо через вершину Фрэнк – Мезера и далее по её гребню вниз идёт неплохая тропа. По ней и спускаемся до самой реки. Туман и дождь со снегом постепенно сменяются солнцем, и в прозрачном лесу создаётся иллюзия почти летнего дня. Тем более что и лишайники на стволах выглядят издалека, как листва. От реки нам предстоит принять очередное решение по ориентированию. Дело в том, что дорога, идущая по речной долине, перебрасывается через седловину в соседнюю долину и уходит на юг. А обозначенный на карте маршрут от этой седловины поднимается к скалам и, похоже, идёт без дорог и троп, потому что нарисован в виде прямой, идущей строго на запад. Как по линейке. А уж мы-то знаем, что прямых линий в этих горах не бывает.  И к  асфальту выходить раньше времени не хочется, и уходить в полное бездорожье – тоже. Пару раз сворачиваем на заросшие ответвления, но они через несколько десятков метров «растворяются» на склонах. Одна из таких развилок оказывается более перспективной, потому что дорога от неё огибает верховья ручья и постепенно начинает «загибаться» с севера на запад. На картах её, разумеется,  нет – ни на одной из 3-х. И так – целый день. Дорог-то здесь хватает. Но почти все они ведут через водораздел с юга на север. Нам же нужно двигаться строго поперёк всех существующих путей: с востока на запад. После очередной потери дороги вечер застаёт нас на безымянном ручье вблизи горы Апалы.

Наш лагерь вечером Наш лагерь вечером
И он же утром И он же утром
День 3-й. Ночью выпал снег. Скорее даже, вначале шёл дождь, и стремительно упала температура. Потому что даже ткань палатки примёрзла к углепластиковым стойкам, и приходится её отдирать.  Тем не менее, кострище ещё тёплое и, дунув на него, удаётся развести костёр без спичек. Хотя у нас – количество газа, достаточное для всего похода без костров. Пока собираемся, начинается метель. В одном месте, засомневавшись на необозначенной развилке, уходим вправо и в результате огибаем гору Апалы не с юга, как планировалось, а с севера. Отсюда уже слышен лай собак и натужный рёв моторов. Мы вначале подумали, что работают лесовозы, и лишь выйдя вскоре на трассу, понимаем, в чём дело. Асфальт покрыт толстой коркой льда, и с перевала, натужно завывая первой передачей, сползает автопоезд, гружёный щебнем. Километра 1,5 приходится пройти по обочине. Движение здесь даже при такой погоде интенсивное, и этап этот малоприятен. Идём до села Лесного, в нём заходим в магазин, покупаем хлеба и перекусываем внутри – продавцы не возражают. В самом селе снега почти нет, только ветрено. Пройдя от села вверх по долине реки километра 3, становимся лагерем. Температура падает до -10, но благодаря костру мы можем есть на воздухе и сидя, а не лёжа в темноте палатки.

Вид в сторону Судака Вид в сторону Судака
Крымская зима Крымская зима
  День 4-й. Утром – те же -10. Сегодня группе предстоит принять непростое решение. У Саши болит оперированное колено, да и второе начинает побаливать, как было перед прошлым разрывом мениска. А с подъёмом всё выше в горы и снега будет становиться больше, и холоднее. Наши друзья – Саша и Нина – без зимнего опыта, и для пробы сил впечатлений им уже хватает. Для нас же с Валерой дойти до Кок-Асана, где прервался наш осенний поход – тоже не самоцель. Мы и планировали поход длительностью от 4 до 7 дней. Но и терять понапрасну время тоже не хочется. В домашнем существовании один-два дня ничего не значат, а здесь каждый день – событие. После кратког8о совещания Саша и Нина  направляются в Лесное, откуда поедут в Судак и ждать там окончания нашего похода. Мы же с Валерой начинаем подъём на хребет. По картам это – совсем просто. От дороги, идущее вдоль реки, обозначено единственное ответвление на юг. Первое ответвление мы находим, не доходя 500 м до этой точки по навигатору. Но – хорошая вначале дорога вскоре просто «растворяется» в лесу. И ещё – дважды мы повторяем такой «манёвр». Каждый раз – с таким же результатом. Пытаемся траверсировать склон по направлению в надежде пересечь искомую нами дорогу. Снега становится всё больше. В одном месте пересекаем кабанью тропу, по которой недавно прошло целое стадо, вытоптав на спуске настоящий жёлоб в земле. В другом – я срываю под снегом семейство замёрзших груздей. Но самое главное – склон настолько изрезан балками, что движение по направлению лишено всякой целесообразности. Проще вернуться своим же путём и заново искать дорогу. В конце концов именно такая тактика и приносит результат. И мы начинаем постигать логику дорог в горном лесу. Дороги, так сказать, стратегического значения - например, связывающие отдалённые перевалы, идут по гребням хребтов. Там меньше всего балок; но зато они не мелочатся с набором высоты, потому что делались не для пешехода, а для лошадиных сил под капотом. Дороги местного значения, связывающие соседние долины, обычно траверсируют склоны хребтов. Дорога, спускающаяся на дно балки, чаще всего не ведёт никуда. Кроме этой балки. Всё очень логично, только вот часто невозможно понять, какое же место в этой стройной классификации занимает дорога, на которой ты сейчас стоишь. Начиная с вершины хребта ориентирование уже не представляет сложности. Здесь не только накатанная  дорога, но и  натоптанный пешеходный след. Похоже, даже, с палками люди шли – значит, не охотники. Под вечер мы оказываемся в районе стоянки Ай-Серез. Останавливаемся в довольно ветреном месте, но зато – близко вода: дорога пересекает ручей. Слабой защитой от ветра служит нам толстая сосна. Температура быстро падает до -12, а порывы ветра таковы, что почти складывают палатку. О костре даже и мыслей не возникает. Быстрее в палатку, и в ней – газовая горелка. В палатке 240х210 см вдвоём мы совсем не ощущаем избытка пространства. Стены парусят, и чтобы не опрокинуло горелку, приходится держаться от них подальше. А если бы мы были вчетвером…

Вдали - море Вдали - море
Перевал Нижний Шелен ( вид на север) Перевал Нижний Шелен ( вид на север)
Наледи на дорогах Наледи на дорогах
Долина реки Шелен Долина реки Шелен
Долтна Шелена Долтна Шелена
День 5-й. Ночью стих ветер, а к утру и потеплело до -10. Готовим, разумеется, в палатке. Сегодня планируется движение по гребням хребтов, и трудностей в ориентировании быть не должно. И действительно, за 45 минут мы доходим до перевала Маски, и ещё за 15 минут – до перевала Ворон. Развязки грунтовых дорог на этих перевалах выглядят не совсем так, как на картах, но понять их можно. Идём всё время по водоразделу: справа от нас вся вода течёт в Азовское море, а слева – в Чёрное. А вот выход с Воронской поляны приводит нас в замешательство. От неё ведут 3 дороги: одна на север, другая вьётся по южному склону хребта, обходя все балки, и ещё одна – взбирается прямо по гребню хребта, набирая при этом 200м высоты. Это и есть кратчайший путь к перевалу Нижний Шелен. Но вот на местности этой-то дороги как раз и нет! Проходим метров 500 на север, убеждаемся, что дорога эта уводит нас не туда, и возвращаемся. Возможно, развилка эта существует, но находится дальше? Начинаем двигаться по самой южной из всех дорог – той, что по склону. В принципе, она нас тоже устраивает, потому что приводит в итоге к Нижнему Шелену, да ещё и без ненужного набора – сброса высоты. Но вот состояние её не внушает оптимизма. Похоже, это «лесовозка»: глубокие колеи, а между ними растёт кустарник. Пока идём, но вскоре, наверное, на какой-то малозаметной развилке всё же ошибаемся и начинаем уходить с хребта на юг. Определившись по навигатору, решаем делать то, чего позавчера решили не делать никогда: траверсировать склон по направлению. Путь нам преграждает глубокая балка, но удаётся на её склоне найти неплохую дорогу, правда, заваленную буреломом. Впрочем, спустившись на дно балки к существовавшему когда-то броду через ручей, дорога, как ей и положено, исчезает. А ведь когда весь туризм станет трекингом (а это не за горами), этого азарта ориентирования в незнакомой местности уже не дано будет ощутить! Если гид будет путаться в тропах, если он не приведёт группу в назначенное время на стоянку без веских на то причин, его просто уволят! А впечатления участников его никак не будут касаться – ведь они просто плательщики! Мы же для себя впечатления создаём сами. И впечатление это сейчас таково: бросать лирические размышления и карабкаться по склону крутизной градусов 45 со снегом и опавшими листьями под ним. Потому что мы уже рядом с нужной нам дорогой, движемся перпендикулярно ей, но она за гребнем, метрах в 200 по прямой. Так навигатор нам подсказывает. Так и делаем, и вскоре мы уже на седловине Нижнего Шелена. Море затянуто облаками, и снять ничего не удаётся. На самой седловине ветрено и нет воды, поэтому возвращаемся метров на 200 назад, пока в ручье рядом с дорогой появляется течение, и ставим палатку. Здесь можно было бы и костром позаниматься, но последний подъём по крутому склону настолько нас «подкосил», что желание только одно – быстрей в палатку и лёжа ждать, пока приготовится ужин.

 День 6-й. Утром  -10. Окончательное решение – не продолжать переход до перевала Кок-Асан, а спускаться в Громовку. Тем более, что и у друзей наших билеты в Харьков куплены на сегодняшний вечер. С переходом на южный склон с каждым витком дороги становится меньше снега, пока он не исчезает совсем. Дорога разрушается; в некоторых местах обрушились подпорные стенки. Видимо, скоро все грунтовки через эти перевалы придут в негодность, так как хозяйственного значения уже не имеют, и никто не собирается их ремонтировать. Из Громовки уезжаем в Судак, оттуда – в Симферополь. Снова видим из окна гору Фрэнк-Мезер, снова едем через Лесное.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: н\к
Опубликовал Александр Бакшеев