пос.Отдалённый, Черниговское, г.Апшеронск, станица Пшехская

О походе вкратце

Водный поход 3кс по реке Пшеха с 02.05-11.05.2019г с тур.клубом «Азимут» https://vk.com/azimut_alp под руководством Алексея Орлова https://vk.com/orlovtver. Отлично организованный поход, который прошёл без каких-либо серьёзных накладок и проблем. Огромное спасибо организаторам за проведённую работу по подготовке раскладки, организации заброски и выброски, распределению должностей и решению большого количества прочих вопросов, которые непременно появляются, когда в походе участвует больше 5 человек (в нашем случае – 14 человек) и длительность похода составляет в целом 12 дней.

100
Руководитель похода. Объял всю группу заботой)) и даже блинчики на всех нажарил
158
Наши организаторы
Завхоз производит опись припасов
Заброска

Чаще всего группы забрасываются из Краснодара до пос.Черниговское. На просторах интернета много ссылок на номера людей, которые оказывают услуги заброски на своих автомобилях. Парочку номеров скидываю, возможно, какие-то из них ещё рабочие. (Михаил: 8-953-075-09-86 , 8-900-246-46-72 , 8-928-409-55-12)                                                                                   Мы забрасывались из г.Армавир прямо в п.Отдалённый. Дорога вполне проезжаемая, учитывая, что у нас была до отказа гружёная Газель и УАЗ Патриот. (Контакты наших водителей: Дмитрий 8-928-427-90-01, Юра 8-928-443-04-96. Заброска составила 1000 р/человека, т.е. 14 000 руб.)                                                                                                                                                    Далее от Черниговского на узкоколейном «паровозике», матрисе , можно добраться до пос.Отдалённый. Матриса от станции отправления ходит 2 раза в день (вроде бы как в 7 утра и в 7 вечера), стоит недорого. В пос.Черниговское у местных можно уточнить расписание. По некоторым данным можно даже договориться с машинистом о «внеочередном» отправлении матрисы. Вот информация из просторов интернета:         На «матрице» стоит остановиться отдельно. Так местные жители ласково называют автомотрису ТУ6П – стратегическое средство передвижения в этих краях. «Матрица» ходит вдоль реки Пшеха по узкоколейной железной дороге по маршруту Черниговское – 10-ый киллометр – Кушинка – Режет – Новый Режет - Средние Тубы - Верхние Тубы – Отдаленный. «Матрица» ходит по будним дням - два раза, в выходные - один раз в сутки. Вот актуальное расписание движения «Матрицы» с сайта поселка Отдаленный.                            Будни - с Отдаленного в 3.45 утра, прибывает около 7 часов. С Черниговского в Отдаленный отправляется в 7.00 утра, прибывает в Отдалённый около 10 утра. Назад отправляется 15.30, в Черниговском около 18. И вечерний рейс в Отдаленный в 19.00 - прибывает около 22 часов.                                                       Суббота, Воскресенье - отправляется с п.Черниговское в 19.00, а из Отдаленного назад, выходит в 3.45 утра и прибывает в Черниговское в интервале 6.00 - 7.00, где ее ожидает рейсовый автобус идущий в г.Апшеронск.                                                                                                                                                 В «хлебные дни» - понедельник, среда и пятница – к «матрице» прицепляют грузовой вагончик. Впрочем, прицепляют его и в других случаях, при необходимости. Также имеется грузовая платформа, на которой тоже перевозят пассажиров. Есть возможность договориться об эксклюзивной заброске «вне расписания», стоит эта услуга порядка 7 тысяч рублей.                                                                                                   На выезде из пос. Отдалённый в сторону реки Пшехашка стоит шлагбаум. Возможно, у кого-то из местных есть ключ от этого «КПП» , так как некоторым группам удаётся договориться в Отдалённом о дальнейшей заброске грузовыми автомобилями к реке Пшехашка.

пос. Черниговское и вид на горы
ж/д транспорт в Черниговском
У шлагбаума в пос.Отдалённый разгружаемся
Теперь о маршруте

Руководитель изучает лоцию

Река Пшеха протекает в Краснодарском крае у подножия Кавказских гор. При подъезде к точке старта открываются завораживающие виды снежных горных вершин. Сама заброска от города Армавир до пос.Отдалённый уже целое приключение, особенно когда машина сворачивает с асфальта на грунт горного серпантина. Под дорогой петляет бурная горная река, сверху нависают зелёные кроны деревьев, которые сплошным лесным ковром покрывают склоны гор. Приключения у команды начинаются сразу же после выгрузки из автомобиля: нам предстояло перейти небольшую шумящую реку по бревну со всем скарбом. Для страховки от падения пришлось навесить верёвочные перила.

Переправа через реку Тугупс
Страховка готова
Вещи переносили таким же макаром

Потом переноска огромного количества рюкзаков к месту стапеля и, в добавок ко всему, утром нас хорошенько залило дождиком. Первый день тренировочный.

Тренировка рядом с лагерем
Очень удобное улово для освоения катамарана
Пришлось немного погрести
Часть группы уходит вверх по течению к реке Пшехашха с надеждой пройти порог Водопадный, но до водопадного группа с катамаранами на руках не доходит и сплавляется в лагерь. От нашего лагеря до предполагаемого начала места сплава оказалось достаточно далеко, да и группа потеряла много времени на переправу  через реку Пшехашка (дорога пересекает реку и уходит вдоль правого берега).
Река Пшеха в верхнем течении
Типа "брод" на карте, реально переправа, где пришлось изрядно помахать вёслами и попотеть с навешиванием верёвочной переправы
Порог Водопадный, на него только посмотрели
Река Пшеха на протяжении всего маршрута практически одинаково мелкая и довольно быстрая, по сравнению с реками средней полосы России. Ниже г.Апшеронск может возникнуть проблема с чистой питьевой водой (вода в реке становится грязной и мутной). На пару дней мы решили эту проблему, попросив воды у местных жителей. Добрая женщина впустила нас во двор своего частного дома и мы смогли набрать парочку гермомешков чистой воды.
143
Я решил искупаться, заодно посмотреть глубину. Это уже средняя часть маршрута
145
Вот такие там глубины "в среднем" ))
Волчьи ворота

В следующие дни группа сплавляется до порога Нижние волчьи ворота и устраивает пару днёвок с походной баней.
Обед на маршруте. Чай из термоса и бутербродики...но как всё вкусно в хорошей и тёплой компании
Мост по пути на Нижние Волчьи ворота
По многим отчётам наибольший интерес река Пшеха представляет собой от низовья реки Пшехашка до села Черниговское. Именно на этом отрезке проходятся пороги реки Пшехашка: Змейка и Водопадный и пороги реки Пшеха: Верхние и Нижние Волчьи ворота. Ниже Черниговского группы редко сплавляются, а зря. В нижнем течение встречаются локальные водные препятствия в виде свалов и бочек.
Впрочем, наша компания умудрилась "хапнуть адреналин" на всех этапах маршрута)).
Первые спас работы пришлось проводить перед Верхними Волчьими воротами. КАТ-4 не вписывается в поворот и уходит под завал деревьев. Капитана сбивает в бурлящую воду и команда начинает попытки выбраться самостоятельно, пока капитан держится за раму катамарана (вытащить его из под веток было нереально, сначала нужно было выдернуть кат из завала). К счастью, наш экипаж оказался рядом и мы смогли оперативно зачалиться напротив завала и бросить спас конец "терпящему бедствие экипажу". Спас работы прошли успешно. Небольшая травма у капитана и потерянное весло, которое в итоге было найдено в нескольких километрах ниже.
159
Место первых серьёзных спас работ. Напротив видна часть завала, под который затянуло КАТ-4
161
Экипаж КАТ-4 "победа". Им будет, что вспомнить после этого похода ))
В том месте, где "затянуло" КАТ река сильно изгибается и создаёт определённые сложности для таких судов. Поэтому следующий поворот мы проходим с осторожностью и предварительным просмотром.
113
Разрабатываем план прохождения препятствий
В тот день мы уже без особых приключений дошли до Нижних волчьих ворот.  Наш экипаж немного проплыл место чалки. В итоге пришлось изрядно попотеть (учитывая уже дневную усталость и чувство голода) чтобы поднять наш КАТ-4 вверх по течению и переправиться на другой берег (к лагерю). Совместная и слаженная работа команды через каких-то пару часов "неимоверных усилий" принесла свои плоды....мы пришли в лагерь, в котором уже бурлил супчик на костре, народ развешивал мокрые вещи по верёвкам и забивал места под палатки...
мммм..котелок с вкусняшками и сухие вещи))
еда
Следующий день решили потратить на просмотр порога (скорее участка реки с порогами) Нижние Волчьи Ворота и строительство походной бани. Просматривать этот участок реки довольно удобно, в этом месте вдоль реки проходит узкоколейка той самой "матрисы" из Черниговского. По ней, на следующей день, мы, после прохождения порога, будем тащить катамараны к базовому лагерю, чтобы уже с вещами пройти этот порог ещё раз. В первый раз проходили без вещей, предварительно выставив в нужных местах фотографов и страхующих со спасательными концами ("марковками").
Узкоколейка вдоль реки
Вид на реку с высоты узкоколейки
Просмотр порогов и траектории их прохождения
Вид на каньон
42 3
ещё один вид уже и на реку и на ж/д дорогу
 В этих краях в годы Великой отечественной войны шли ожесточённые бои, о чём напоминают несколько памятных табличек и монументов.
Места боевой славы
9 мая
42 1
В этом месте погиб советский пулемётчик, который в течение нескольких дней в одиночку удерживал фашистов, не давая им пройти дальше...погиб на этом месте от полученных ран
На следующий день после просмотра порога начинаем его прохождение. Первыми идут самые опытные экипажи. Помимо страховки с берега, организована и активная взаимная страховка на воде. Экипажи идут на безопасном расстоянии друг от друга, но в пределах видимости. Это самая зрелищная. захватывающая и .... "мимолётная" часть маршрута...просто не успеваешь понять ...как то место, которые ты пешком по рельсам прошёл за час....на судне проходится за 15 минут (( Но это очень круто...кровь кипит....Далее замечательные фото - эмоции у людей на лицах...
42 4
Старт спортивного сплава. Место нашего лагеря и бани
Владимир и Марина в первых рядах
КАТ-4 второй
Немного мокро
Игорь и Егор
В "белой воде"
Адмиральский флагман
Наш экипаж
Как показать скорость в неподвижной фотографии?....да вот ТАК!!!
обходим обливник
Крупным планом. Начало сложного участка обозначили флажком.

Конец участка
Заключительная часть маршрута

Так не хотелось уходить из Нижних волчьих ворот. Не хотелось оставлять это бурлящий и пенящийся горный поток где-то позади маршрута. Дальше по планам была просто "гребля" на катамаранах...нудная и утомляющая...Но не тут-то было)))
106
Да....сначала всё как-то так и началось
165
118
Потом немного забурлило
А потом начали появляться "нежданчики" )) Вроде бы свал небольшой, но у "двойки" не получается сходу пройти бочку и они "тормозятся". КАТ-4 "По беда" пытается уйти от столкновения, тоже теряет скорость и полулагом заходит в бочку.
129
Вроде бы ничего сложного
132
упсссссс
133
Двойка и четвёрка варятся в бочке
135
Двойка выходит из бочки...четвёрка продолжает вариться...
Вторые спас работы успешно проводит руководитель похода Алексей Орлов. Пострадавших нет, потерь снаряжения нет. Хотя именно это событие произошло на выходе из Верхних Волчьих ворот, после Черниговского подобные препятствия всё ещё встречались, чем время от времени нас очень радовали.
На следующем локальном препятствии я и Николай ( с нашего КАТ-4) выпрашиваем попытку прохождения бочки на КАТ-2 в качестве тренировки
150
Всё прошло успешно
151
Правда вот в это момент я чуть весло не потерял
174
Флаг тур.клуба "Азимут" и такой порог... просто рекламный плакат
Через пару дней реку окутал густой туман. В тумане пришлось проявлять осторожность. Время от времени встречались не только "топляки" и мосты, но и реальные бочки, в одной из которых перевернуло КАТ-2...и снова спас работы проводит экипаж руководителей.
Такие преграды по ходу движения
Туман окутал реку
168
Ёжики в тумане
А это очередной сюрприз от Пшехи
с переворотом КАТ-2
За секунду до....
Просто хороший вид на ступеньку во всю ширину реки
Такие локальные препятствия встречались до конца маршрута