Отдых на берегу Байкала, в заповедных бухтах полуострова Святой нос
Улан-Удэ - Максимиха - Усть-Баргузин - Монахово - Максимиха - Улан-Удэ

Байкал (июль 2014)

Настал черед рассказать про нашу поездку на Байкал.
В наши планы входило:
- просто побывать на Байкале;
- отдохнуть в относительно комфортных условиях (это условие второго участника нашего похода- девушки до этого ни разу не передвигавшейся на природе с рюкзаком :) )
- побродить по относительно диким местам с палаткой.
Все, что задумали, удалось реализовать в полной мере.
Надо сказать, что планируя поездку мы немного сомневались в том насколько гладко получится воплотить наши планы в жизнь: места, которые мы планировали посетить, находились на приличном удалении друг от друга, пешим походом у нас не получалось их пройти (не было ни времени, ни подготовки нашей героической группы из 2-х человек), а насколько удобное и недорогое будет транспортное сообщение между точками наших интересов мы не понимали (узнать в интернете - великом и могучем - достоверно не удалось).
Итак, по порядку.
Выбрали мы местом назначения деревню Максимиха, что в районе Усть-Баргузина. Из Челябинска летели через Москву до Улан-Удэ. Оттуда добирались маршруткой до Максимихи. Далее маршрутка следовала до Усть-Баргузина. Маршруток, которые следуют в том направлении, несколько. Места на них бронируют заранее через диспетчера (по фамилии пассажира). Так что риск остаться без места и не уехать невелик. Маршрутки и рейсовые автобусы ( такие тоже есть) выезжают от автовокзала Улан-Удэ. От аэропорта до автовокзала доехали на такси - не стали выяснять про наличие городских автобусов - наверняка есть и такие. Поскольку прибыли в Улан-Удэ мы рано утром и до маршрутки оставалось несколько часов, то у нас была возможность немного походить по окрестностям автовокзала, по набережной реки Уда. Позавтракали в прикольном ресторанчике тут-же рядом с автовокзалом (!!??): ирландский паб, с пивом,  чипсами, барной стойкой, стенами, исписанным посетителями, различной рок-н-ролльной атрибутикой и нормальной едой тоже.  Мы были первыми посетителями. Завтракали под концерт AC/DC в Мадриде. Неплохое начало дня получилось. В общем, через пару часов приехали в Максимиху. Маршрутка довезли нас прямо до дома, в котором мы предварительно забронировали себе проживание. Все водители знают все гостевые дома и базы отдыха в этих краях.
По поводу где остановиться. Вопрос не праздный. В интернете много предложений. Вот только есть одно обстоятельство, которое не все учитывают по незнанию- как, собственно, и случилось с нами. Условия жизни в нашем гостевом доме нас вполне устраивали и мы были довольны сделанным выбором. Во вторую ночь приехала какая-то шумная компания на нескольких машинах и до позднего утра не давала спать никому из тех, кто отдыхал здесь. Разговоры-уговоры не помогали. Мы с трудом дотерпели до утра и выписались. О том, как по возможности избежать такой горькой доли, разговор будет дальше. Отправились на сутки раньше, чем планировали, в пешую часть нашего похода - на полуостров Святой Нос. Созвонились с маршруткой (нам помог водитель Александр +7 924 352 33 24), и она нас подобрала на перекрестке Максимихи. Была суббота, 10 утра. Через полчаса мы были в Усть-Баргузине. Вышли у администрации Забайкальского заповедника, рассчитывая, что здесь нам подскажут как добраться на сам полуостров. В администрации, как это принято в выходные дни, были только те, кто дежурил. Выяснили, что обычным транспортом не доехать даже до въезда на полуостров. Из результатов предварительной проработки темы нам было известно, что до места старта нашей пешей части (Монахово) по самому полуострову нужно проехать около 25 км. Так что логистика в эту субботу для нас была, прямо скажем,неочевидным делом... Однако, мир, конечно, не без добрых людей, и среди ребят, которые находились в тот день в администрации заповедника, оказался Сергей, который предложил нас довести до места назначения. За деньги, конечно, это неблизкая дорога. Какие- сами узнаете, когда будете договариваться. Скажу так: для группы из 5-6 человек вполне вменяемая сумма, для нас двоих - несколько большая, но посильная для нас. К тому же, нас впереди ждал поход и много нового. Мы были настроены решительно. По дороге Сергей рассказывал нам про историю здешних мест, про рыбацкие станы, которые мы проезжали, показал гнездовья уникальных орлов (которых приезжали изучать несколько лет назад орнитологи из Канады), поведал нам небольшую и правдивую страшилку про диких медведей. Напоследок подарил нам свою карту полуострова, потому что вопреки заверениям интернета, на контрольном пункте при въезде на полуостров ( в заповедник) карт в продаже не было. Да, за пребывание на территории заповедника нужно платить. Итак, мы в Монахово. Как и было написано во многих отчетах, мы тут же вышли на ББТ (большая Байкальская тропа - спасибо тем, кто содержит в исправности этот маршрут и развивает его). Тропа идет практически везде вдоль берега, петляет вверх-вниз. Пейзажи с тропы открываются живописные - идти одно удовольствие. По ББТ мы добрались до Сорожьей (сорожка - это рыба байкальская такая) бухты и там встали на стоянку. Кроме нас там находилось несколько групп рыбаков, которые до этих мест доехали на своих машинах. Здесь мы и провели следующие три дня. Бухта небольшая, берег песчаный, на территории чисто, есть подготовленные дрова  (обрезь с пилорамы - завозится сотрудниками заповедника) и места для стоянок. Соседи все были спокойные, не шумные, погода была теплая - примерно 23-25 градусов по Цельсию. Байкал был теплее, чем в Максимихе моя спутница даже купалась. В общем, это было самое классное место для отдыха из тех, которые мы посещали за последние дни:) да и по моему туристическому опыту - очень приятное место. На следующий день я сходил налегке за Окунёвую бухту, тропа там уже менее хоженая, встречались следы пребывания медведей и я счел за благо вернуться обратно. И туда и обратно шёл через Курбулик - там есть известный всем туристам магазин (можно сказать, единственный на всю округу - в Монахово нет нормального магазина) "Мечта" с хорошим ассортиментом - зашел и купил немного еды.
ББТ от Курбулика до Окунёвой бухты идёт по просёлочной дороге - когда пойдёте - имейте ввиду. Можно, конечно, идти, как почти везде, вдоль берега - эта часть тропы тоже есть, но она заброшена, теряется и во многих местах перегорожена поваленными деревьями - но вид с неё, конечно , замечательный. На третий день мы отправились в противоположную (западную) сторону от Монахово. У нас был план забраться на гору Маркова. Вернулись в Монахово ( попробовали договориться с баней - но не стали ждать 4-х часов на подготовку бани и решили продвигаться дальше) на попутке (правда ждать безуспешно пришлось не меньше пары часов, потом пошли пешком и уже по дороге нас подобрал добрый человек с сыном - они ехали на родник, что был на пол-дороги до места нашего назначения, - но, спасибо, подвезли нас  куда нам было нужно) добрались до развилки Монахово - Глинка - а оттуда было уже рукой подать до тропы на вершину. Посмотрели развалины сгоревшей гостиницы и встали на стоянку на одной из стоянок вблизи тропы, на берегу, конечно. Берег каменистый - не покупаешься особенно. На следующее утро отправились в гору. Неспроста эта дорога называется "тропа испытаний": очень крутая и непривычная для тех, кто имеет некоторый опыт не очень сложных восхождений. Что говорить про новичков. Мы смогли добраться до первой вершины (так называемое плато - 1377 метров), на самый верх (1877метров) не стали подниматься: наших сил не хватило. Насладиться  панорамным видом полуострова нам нее удалось в полной мере - была низкая облачность и накрапывал мелкий дождь иногда, но зато мы наблюдали как облака поднимаются по распадкам, проходят сквозь горы, клубятся, словно живые. На следующий день мы тронулись в обратный путь. Решили не звонить Сергею ( он нам предлагал услуги по выброске с полуострова в Усть-Баргузин) и попробовали самостоятельно преодолеть путь по карге ( песчаная часть полуострова, соединяющая собственно бывший остров с материком), рассчитывая на попутку. Настроение моей спутницы стремительно перевалило за нулевую отметку и неуклонно двигалось вниз... Мимо нас проехало несколько машин не останавливаясь. Впереди 20 км пути. На нашу удачу остановился УАЗик бортовой. Водитель и пассажир недоверчиво спросили поедем ли мы в открытом кузове. Конечно, поедем! Мы были готовы ехать в чем угодно, лишь бы не нести рюкзаки и поскорее добраться до Усть-Баргузина. Взяли нас в кузов. Ехали вместе со свежевыловленной рыбой - омулем!!! Трясло изрядно, держались руками, ногами, чем сидим, в общем, всем, чем могли. Ящики с рыбой на ухабах посягали на наше жизненное пространство, но  нам удалось сдержать их натиск. Спасибо ребятам - добросили прямо до Усть-Баргузина, несмотря на то, что мы были "непристёгнуты" :). И деньги не взяли - есть такое еще (как приятно видеть и ощущать нормальные человеческие отношения). Вернулись в Максимиху на такси ( в любом более-менее крупном магазине вам назовут два-три номера телефона таксистов - это просто частники). Нас довез приятный человек: Павел (+7924 390 09 69), по дороге поговорили про местные красоты, судьбы людей, перспективы туризма и прочее (вот ещё несколько номеров такси в Усть-Баргузине: +7924 754 90 91; +7924 390 40 68).
Приехали в свой гостевой дом, выяснили, что безумцев, мешавших всем жить, выдворили на вторые сутки с милицией, обнаружили, что заселились другие шумные люди ( с женами и детьми!) и пошли искать спокойное место. Мир не без добрых людей, нас радушно приняли на Маяке (радушные и приятные хозяева: Надежда и Александр, http://www.baikal-mayak.com). Здесь мы и провели остаток отпуска к нашему удовольствию. В поисках спокойного места и разговорах с разными людьми на эту тему выяснили: что многие гостевые дома работают преимущественно  по рекомендации  или принимают только одиночные заявки от семейных пар при бронировании ( то есть существенно снижают риск получить банду идиотов, не знающих меры ни в чём). Мы очень довольны нашим отдыхом на Маяке. Рекомендуем. В последний день нашего пребывания на Байкале пережили землетрясение. Очень сильно тряхнуло рано утром, в районе 6 часов. Люстры качались. Все проснулись, но поскольку продолжения не последовало, легли спать далее. Местные говорят, что их довольно регулярно трясет. Но этот толчок был нерядовым и для них. Из Максимихи ходили пешком вдоль берега до мыса Крестового - место красивое и приятное. В это время там не было ни одной палатки, было чисто и встретились нам только местные аборигены, которые живут там почти круглогодично в хижинах, собранных из подручных материалов.
Теперь про полезные знания.
1. Магазины. Их было четыре в Максимихе, когда мы отдыхали. Государственный- недорогой, но с небольшим выбором и три частных - самый хороший по выбору находится на въезде в деревню. В санатории администрации
 Усть-Баргузина, что рядом, есть столовая, которая принимает не только местных постояльцев, но и гостей. Там же можно купить фрукты, творог и свежие сливки (!!!).
2. Купаться-загорать. Сразу за деревней находится пляж.  Песок. Байкал в баргузинском заливе теплее, чем где либо, но в конце июня был весьма прохладным- купались единицы.
3. Доехать куда-нибудь. Во всех гостевых домах вам подскажут телефоны водителей маршруток, диспетчеров, таксистов. Шли пешком ( прогуливались) вдоль автомобильной дороги) - дважды за полчаса нас предложили подвезти, обратно с прогулки вернулись на попутке. Денег не берут. В общем, доехать - не проблема.
4. Экскурсии. Хозяева многих гостевых домов помогают с организацией экскурсий. Мы рекомендуем съездить в Баргузинскую долину- красивое место. К Янжиме, конечно. Есть морские прогулки на корабле. Интересное место - этнографический музей, что близ Максимихи.
5. Рыба. Конечно, самая известная рыба - омуль. А особенно, Баргузинский омуль - именно он считается самым важным среди байкальских омулей. Купить омуля и другую рыбу можно на рынке в Усть-Баргузине. Есть ещё способ- нужно созвониться со специальными людьми (Хозяева гостиницы, где вы остановились, вам подскажут. Нам привезла отличную рыбу Светлана +7 924 351 32 42, +7 924 350 39 58), которые привезут рыбу прямо к вам. Это, возможно, чуть дороже (но не обязательно, кстати), чем на рынке, но гарантия качества с нашей точки зрения, выше: эти люди из года в год работают с одними и теми же гостевыми домами, в которые приезжают на отдых одни и те же постояльцы, покупающие рыбу - обманывать постоянных покупателей не резон.
6. Мобильная связь. В Максимихе нормально работает МТС и Мегафон. На Святом Носу  - только Мегафон, и то не везде - там с мобильной связью скорее плохо, чем хорошо - имейте ввиду. Электричества на полуострове нет.
7. Улан-Удэ. Вкусно поесть и приятно провести время можно в кофейне "Марко Поло" (ул.Коммунистическая, 46; +79148358813). Неплохая кондитерская "Cake story" расположилась за Главпочтамтом (ул.Ленина, 63-1, телефон 66-44-84).
8. Иволгинский дацан. Маршрутка №130 отправляется от ТК "Народный" (ул. Корабельная,32), проезд недорогой. идёт до Иволгинска, откуда нужно взять другую маршрутку до дацана - на этой же остановке они ждут своих пассажиров, прибывших из Улан-Удэ. Есть таксисты - тоже недорого.
9. Спасибы. Надежде и Александру с Маяка за радушный прием, доброе отношения и просто, что они хорошие люди. Сергею из администрации заповедника. Ребятам-рыбакам, которые подвезли нас на своем УАЗике. Многим-многим добрым людям, которых мы встречали по пути.
10. Сохраняйте природу в чистоте, в первозданном виде. Убирайте свой и чужой мусор, пожалуйста. Хорошего вам отдыха, приятных попутчиков и добрых людей.