Анотация

В рамках работ по комплексному изучению пещеры Шульган-Таш в марте 1991г спелеоподводниками В.Э.Киселевым (Москва) и  В. Комаровым (Рязань) были произведены погружения в подземной р. Шульган. Пройдены и картированы 6 сифонов общей протяженностью 310 м.

Ныряние из зала Бездны вниз по течению Подземного Шульгана

28 марта. На пару часов застреваем в привходовых залах на фотосъемку. У лестницы нас уже ждет двухбаллонник и груза. Мы несем еще один двухбаллонник, груза, бидон с фонарями и легочниками, мешок с ластами и гидрами, мешок с навеской, емкости с фото. Сужение проходим чуть ли не на выдохе, а два "куля" у нас толще, чем надо. Следующее препятствие - "колодец 33 м". Похоже, что прошлогодний паводок сказался и здесь - вода поднималась выше чем на 10 м. Сейчас уровень низкий - даже на 1-1,5 м ниже чем в наш визит 2 года назад. Витя собирает аппараты, а я, одев гидру, приступаю к фото и осмотру сифона вниз по течению.

… Я одеваю за спину двухбаллонник. Привычным движением пристегиваю нож, в воде влезаю в ласты. Прощальные кадры и телефонный провод с катушки разматывается вслед. К сифону подплываю уже обжатый и ухожу вниз. Приходиться плыть вниз и вправо. Вот и проход. Течение не ощущается - сечение относительно большое. Видимость - метров до трех. Глубина то нарастает до 12 м, то уменьшается до 4-5 м. Кажется, что уже пора всплывать, но каменный свод пресекает эти попытки.
 Через 70 м ход резко поворачивает направо. Плыву вдоль стены долго, метров 20. Похоже, что это тупиковый зал. Дыхание, затрудненное вначале (простуда) восстановилось. Но вернуться и начать поиски продолжения непросто - я уже замутил воду и видимость упала. Приходится возвращаться - 3 рывка. На "горках" опять приходится продуваться. С трудом нахожу провод, хотя он намотан на правую ладонь и пристегнут карабином к страховочному концу.

По дороге два раза привсплываю к своду. В одном месте скопилось немного воздуха, но глубина на глубиномере 2м. Во втором, близ конца, пузыре можно всплыть - высота метра 3, диаметр 4 м. Снова ухожу вниз и метров через 15 всплываю в озере. Не останавливаясь, переворачиваюсь на спину и, выплюнув загубник, тяжело дыша гребу к берегу. Сообщаю ребятам о результатах, снимаю аппарат. Баллон, из которого я дышал, опустел на 80 атм из 150. Похоже, что левая нога немного протекла. Обе перчатки, обжатые на кольцах, порвались и рукавицы промокли.

Вверх против течения из зала Бездны

Иду на разведку в сифон вверх по течению. Игорь, Вова (Петров?) и Костик сопровождают меня до озера (у них нет гидр), где делают несколько снимков. Плыву в ластах по длинному (около 40 м) озеру с "полусифоном" (50см) посередине. Здесь летом 1964 г утонул уфимский спелеолог Нассонов Валерий. За озером широкая галерея с рекой. Фактически это 3 зала, переходящие один в другой. В дальнем - обрушившийся склон и свод завалили ручей, выбивающийся из-под правой стены. Под завалом видны 3-4 лужи-окна. В два из них погружаюсь с головой, надев маску и подводный фонарь. Вроде бы плыть можно - сифон широкий и завален не полностью. Возвращаюсь к баллонам. Забрав все необходимое, мы с Витей тащим свои двухбаллонники и катушку к этим лужам. Соглашаюсь с Витей на обмен аппаратов - у него еще нетронутый, а какой будет сифон - неясно. Сползаю с аппаратом по острым камням осыпи под свод. Что-то внезапно заклинило спуск - это на левое плечо со свода вывалился "кусочек" скалы кг на 10. Аккуратно сбрасываю глыбу в сторону и сползаю в воду, разматывая провод.

Ход широкий, но засыпан глыбами. Через 15 метров всплываю в озере. В центре небольшого озера диаметром 15 метров несколько глыб, за одну из которых привязываю провод. Даю 2 рывка - можно идти. Перемещаюсь к озеру второго сифона и подныриваю под свод, чтобы угадать направление сифона. К моему удивлению, этот сифон почти перпендикулярен предыдущему. Проплыв метров 5-8, возвращаюсь к камню. Пока я размещаюсь на ожидание, соседний камень падает на провод и почти перебивает его.

Мокрая левая нога мерзнет. Вскоре появляется и Витя. Для страховки он снимает с себя аппарат, фонари и пояс. Я ухожу под свод. Глубина нарастает. На глубиномере - 13-14 м. Широкий тоннель уходит вдаль. Через 50 м всплываю в большом гроте. Посередине него завал, перегораживающий реку. Высота здесь до 15 м, диаметр около 15 м. Отношу аппарат к третьему сифону и привычным образом произвожу разведку. Нырять можно. На этот раз Витя появляется быстрее. Он "съел" из своего запаса лишь 20 атм, значит мы можем двигаться дальше. Снова ухожу под воду, оплывая глыбы. Глубина до 7-8 м, но сифон небольшой - около 20 м. За ним галерея с журчащим ручьем и высокими сводами. Неужели конец сифонам? Увы, через 50 м свод опять "ныряет" в озеро. Я оставил всю подводную амуницию у начала хода.

Пока Витя плывет, есть время на обследование двух восходящих ходов. Один из них, у С4, представляет собой крутую глыбовую осыпь, под которой течет слабый ручеек. На самом верху можно залезть по 4 м уступу, но мне не хочется делать это в одиночку. Возвращаюсь вниз и прохожу ко второму ходу. Это слияние двух чернеющих вверху ходов. Стена покрыта толстым слоем размытого кальцита - когда-то здесь шел поток. Карабкаюсь по уступам левого хода. Наверху развилка влево и вправо, в обоих случаях надо залезть на 3 м уступы. Выбираю правый вариант и с трудом взбираюсь на глиняный склон. Отсюда идет широкий сухой ход. Обволакиваясь глиной, проползаю через узость. В тупичке мирно спит летучая мышь! Ясно, что сверху есть щели на поверхность. Вправо уходит 5 м ход, соединяющий с идущей вниз к ручью "трубой". Возвращаюсь к 3 м уступу. Внизу виден свет Вити, окликаю его. За другим уступом начинается ход, который приводит к обвальной высыпке близ С4. Здесь встречаемся с Витей.

Приносим к сифону аппараты. На катушке осталось всего 115 м провода. У Вити еще достаточно воздуха, но на длинный сифон не хватит. Я здорово затек, в левой ноге уже по щиколотку воды, но скалолазание разогрело и можно нырять. Обжимаюсь и ухожу под свод маленького озера. Сифон уходит вниз и направо. Глубина меняется от -13 до -4 м. Кажется, что ход идет вверх - к выходу из воды. Но наверху лишь каменный свод. Я прошел уже около сотни метров. На манометре баллона около 50 атм - надо поберечь его как резерв. Переключаюсь на 150 атм баллон. Дышится полегче. Проплываю еще 10 м и провод натягивается. Видимо, это предел. Надо возвращаться. Даю три рывка и разворачиваюсь. Ход в этом месте широкий и стен не видно. Поднятая с места взмахами ласт и пузырями выдыхаемого воздуха муть снижает видимость до 0,5 м. Витя сматывает провод на руку и я следую ему подобно огромной послушной рыбине, заглотившей наживку.

Перематываем провод на катушку и возвращаемся. Витя каждый раз снимает с каски фонари, чтобы перенести их на 20-50 м к другой луже - у него ломит шею. Я облачаюсь в свои доспехи и жду Витю. Он неторопливо одевается и вдруг пристегивается к ходовому концу. Зачем же я его жду? Но через несколько минут с той стороны сифона два рывка - можно идти.

Здесь мы уже не снимаем - 15 м ход в зале идет по тому же азимуту. 50 м сифон и последний грот. Я уже полон воды и доставать из-за пазухи компас не хочется. Делаю это уже с той стороны сифона. Возвращаемся в зал Бездна. Ребят нет - время уже 23:30, я думаю, они давно в избе. Перекусив остатками трапезы, пакуем груз и начинаем подъем. У веревки останавливаемся. Пуани на заглинянной веревке почти не держит. Приходится наматывать веревку на кулак и, упираясь ногами в скользкий склон, подтягиваться на руках. На мне 7 кг грузов, мешок с ластами и прочим барахлом и все это после многочасовой работы. Добравшись доверху, кричу Вите. Он подтягивает свой бидон поэтапно - на каждом уступе.

В узости я застреваю. Приходится снять грузовой пояс. Отдышавшись, идем дальше. Я отрываюсь вперед и Витя настигает меня лишь в избе. Ребята мирно спят. Время - первый час.

Воклюз на входе в гроте Портал

30 марта. Сегодня завершающий день подводной работы - погружение в воклюзе.

Вся работа, как повелось, начинается со съемки. Затем Витя выбирает камень для страховки и усаживается на него, а я, одевшись, пристегиваюсь к проводу. Обжавшись, медленно погружаюсь в воду. В чистой воде, просвечиваемой дневным светом, видны глыбы, палки и прочий мусор, наполовину забивающий проход. Протискиваюсь, слегка цепляясь шлангами за выступы. Ход поворачивает влево и уходит глубже. На -8 м ход обрывается колодцем. Внизу чернота, но через 2-3 м я на дне большого котла. Куда же плыть? Неужели это мармит, а проход выше? Покрутившись, понимаю, что ход поворачивает на 180о и вновь уходит вниз. Спускаюсь по виткам гигантского штопора, набирая глубину: -15, -20 м, спуск замедляется, -25 м. Смотрю на манометр. Воздуха у меня немного было - 95 атм в одном и 135 в другом баллоне. К сожалению, манометр на коротком шланге и разглядеть значение не удается. По инерции проплываю еще дальше. На глубиномере -28 м и ход ныряет вниз. Идти дальше нет смысла - потребуется декомпрессия и не хватит воздуха. Переключаюсь на второй легочник и возвращаюсь. На выходе провод застревает между двумя глыбами и я с трудом выдергиваю его оттуда. В озере - идиллия. Голубая вода, покрытые кальцитом палки. Всплываю. Руки, на которых лишь шерстяные перчатки, ломит от холода - зря не надел резиновые. Докладываю обстановку и выхожу из воды».