Это был наш третий успешный зимний лыжный маршрут не менее недели в глухих места Вологодской области.
Вытегорский район - Мальозего (Мальмгора) - Верхнее Тукшозеро - Оярвь озеро - Большое Кангасозеро - Малое Кангасозеро - Долгозеро - Варьозеро - Кривозеро - Черное озеро - Нажмозеро - Маслозеро - Шимозеро - Долгозеро (другое) - Сяргручей - Пяжелка

Пролог

Так получилось, что лет с десяток назад мы задумались основательно насчет зимних походов на лыжах по нашим Вологодским лесам. Особенно это стало весьма актуально с появлением длиннющих новогодних праздников, которые на самом деле в случае отсутствия активной движухи превращаются в сплошное наказание - кому нужны эти 10 дней праздности посреди зимы в городе? Вопрос конечно риторический.
  Ну а в связи с отсутствием опыта и в практических вопросах и в снаряжении, начали эксперементировать и с тем и другим и таким образом пошли своим путем. В итоге у нас появилась своя самодельная палатка (сшил Александр и доводил ее несколько раз до ума после походов), компактная печка "пошехонка" из нержавеющей стали, первая была из чермета (http://poshehonstar.ru/products/pechka-poshehonka-malaya), компактная бензопила Echo, рыбацкие санки на каждую персону, охотничьи лыжи с тросиковыми креплениями, самодельная лопатка для расчистки снега под место установки палатки и свой разработанный рацион питания. Основным и единственным блюдом у нас каждый вечер был борщ (по утрам кашки) - заготовки что говориться делались на берегу методом сублимирования Александром и Виктором.
Понятно что какие то одиночные выезды на одну ночь почти не шли в копилку опыта, ибо речь тут идет именно об автономном движении в абсолютно диких местах в зимнее время в течении нескольких дней.
Теперь собственно почему по Вологодской области? Дело в том, что есть достаточно значимый участок территории на севере Бабаевского района и юге Вытегорского, который является абсолютно диким и труднопроходимым в связи с отсутствием дорог, большим количеством болот и просто неимоверным количеством озер. И вообще характер местности в этих местах напоминает чем то Карелию. Когда то тут проживали вепсы (http://cultinfo.ru/jewels/the-origins-of-the-traditions/veps-poseleni/), но в пятидесятых годах по какой то мутной причине их оттуда всех выселили. Поговаривали что собирались строить ракетную базу или что то подобное, поговаривали что вепсы спрятали свое золото где то там среди озер, когда их в спешном порядке в несколько дней вывозили оттуда на обозах...
Вепсы, потомки легендарной веси – одна из коренных малочисленных народностей России. Первое упоминание о них относится к VI веку. Основными занятиями вепсов были земледелие, животноводство, рыбная ловля и охота. Вепсы известны и как искусные ремесленники: они занимались домоткачеством и шитьем, изготовлением орудий труда, предметов обихода, изделий из керамики. Среди них было много плотников, кузнецов, каменотесов. Вепсская пословица гласит: «Вепс с топором за поясом родился». Столетиями формировался вепсский язык – древнейший из прибалтийско-финских. В разрушенных деревнях вокруг Шимозера одно время еще попадались книжки на вепском языке.
  Больше всего лично меня эти места привлекают наличием уникальных карстовых озер. По имеющимся данным на Шимозере и на Долгозере присутствуют карстовые воронки - Черная яма и Белая яма соответственно, в которые как правило по осени раз в несколько лет уходят почти целиком все воды этих озер. Поэтому всегда было желание стать свидетелем этого необычного явления хотя бы раз, но к сожалению мне не везло постоянно и это я истолковываю всего лишь как знак того, что путь мой через те места пройдет еще не один раз. На фотографии (к сожалению не моей) как раз присутствует такое событие, как уход вод Шимозера в Черную яму.
Группа наша представлена тремя участника - Александром, Иваном(автор) и Виктором (на фото слева направо).
Это было наше третье автономное зимнее путешествие через вепсские земли и Шимозерье, как сердце этих земель. К сожалению отчеты по двум предыдущим трипам уже никогда написаны не будут и этот то последний пишется спустя три года преимущественно по трекам, фотографиям и навязчивым воспоминаниям которые крутятся у меня в голове и твердят - садись, придвигай клавиатуру и пиши уже - мы хотим воплотиться в слова и буквы, мы хотим чтобы нас помнили...

27 декабря 2015 - 1-й день пути

Несколько пояснений по особенностям этого маршрута. Два предыдущих были со стороны Вытегорского района (Горнручей) и со стороны Белозерского района (Панинская) в сторону Шимозера и оттуда примерно одинаковым путем на выход к Пяжелке. В этот раз основная нитка нашего маршрута проходила по границам Вологодской и Ленинградской области, а Шимозеро было как бонус в случае если у нас будет время и силы к нему завернуть, так же рассматривался вариант прямого выхода с Нажмозера к цивилизации, опять же все определялось по итогу многофакторностью природных и физических составляющих.
Дело в том что как раз по границе областей  идет нитка череды длинных озер, представляющих собою как бы длиннющий геологический разлом. Эти места уже несколько лет будоражили мой ум, воображение и мой не угасающий интерес. Поэтому, когда я примерно проработал нитку маршрута и вынес это на обсуждение нашей компании в качестве альтернативного зимнего отдыха на каникулах, предложение мое было принято к рассмотрению и по итогу одобрено.
  Итак в путь.
С трансфером к месту старта нам помог друг Виктора - Алексей на своем ларгусе. Машина оказалась очень вместительной и достаточно комфортной. Без труда разместили наши забитые доверху саночки, рюкзаки и лыжи, ну и сами достаточно комфортно сидели вчетвером в такой машине. Надо сказать еще об одном странном явлении этой зимы - дело ведь было под самый новый год, но снега нигде не было, он реально отсутствовал, так слегка припорошенная мерзлая земля.  И даже при окончательных сборах перед самым выходом некоторых из нас в определенном смысле раздирали сомнения стоит ли вообще брать лыжи. По факту конечно взяли, мало ли как поменяется погода за 10 дней, а вдруг снегопады и снега по пояс, а по итогу они нам так особо и не пригодились, но это я считаю уже было полное везение.
  Нам предстояло проехать на машине километров 400 от Череповца через Вытегру, Ошту и прибыть в финишную точку к Курвошскому погосту, ожидалось что до этого крайнего на юге Вытегорского района населенного пункта дорогу все же зимой чистят, ну а дальше в планах от погоста и должны были начать движение.
  Уже под утро подъезжая к поселку Депо нас неожиданно накрыл сильнейший снегопад, стена белого снега в буквальном смысле преградила дорогу, видимость упала до нуля и минут через 15 медленного продвижения когда было уже не понятно где дорога, а где обочина, пришлось остановиться. К тому моменту все уже порядочно устали, спать полноценно все равно не получалось, так иногда кто нибудь из пассажиров проваливался в дремоту, но как правило не на долго. А Виктор вообще  всю дорогу в том направлении был за рулем, так как Алексею фактически без отдыха предстояло ехать сразу назад в Череповец.
Не прошло и часа и  со стороны Вытегры проехали первые встречные машины, обозначив четкие следы на дороге, к тому же снег перестал идти и мы тронулись в путь. Самое интересное что через несколько километров сугробы неожиданно кончились, то есть снег выпал обильно и очень локально в одном месте.
  Благополучно доехали до Ошты и свернули на юг, а достигнув Курвошского погоста обнаружили что дорога продолжается и далее за ним, но это была уже конкретная лесовозная дорога, по которой аккуратно но можно было еще ехать. Естественно продолжили путь на машине до куда смогли. В общем   проехали достаточно много. Остановились за пару километров до Мальмгоры и решили дальше начать уже наш трип своими ногами, дорога становилась все менее пригодная для проезда легковых машин, благополучно развернули машину, перекусили и помахав Лехе на прощание отправились наконец то в путь.
01 - 1 й день начало ***********************************
  Фото на фоне Мальмгоры (чуть выше 300 метров над уровнем моря), она вроде самая высокая в Вологодской области среди возвышенностей, но реально это за счет плато на котором она находиться. Подъем от дороги по высоте не более 50 метров.
  Ребята поднялись на "вершину", а я оставался внизу, карабкаться вверх после бессонной ночи не хотелось.
Пройдя по дороге несколько сот метров вышли к повороту дороги ровно на юг, но нам надо было как то по кратчайшей прямой постараться выйти к северной оконечности Верхнего Тукшозера, поэтому мы одеваем лыжи и поворачиваем в лес.
В лесу натыкаемся на совсем тонкий слой снега, не промерзшую землю, лужи и болотца под снегом и становиться понятно что пару дней нам точно будет удобнее идти без лыж, вяжем их к санкам и отправляемся в путь.
Идти стараемся в своем темпе с 10 минутными перерывами на отдых, сидим на санках, попиваем еще теплый чай из термосов закусывая карамельками. Погода стоит очень комфортная и мягкая, совсем не холодно.
Иногда становиться даже жарковато на переходах
 Лес смешанный, очень много по направлению движения кустарников и различных зарослей, поэтому скорость продвижения, не смотря на почти полное отсутствие снега, не высокая, к тому же сказывается бессонная ночь и во время отдыха просто начинает вырубать. По этим же причинам в этот день двигались по времени  совсем не долго и решили остановиться гораздо раньше, к тому же у меня очень сильно разболелось правое колено, чем я был очень сильно расстроен, не понятно было пройдет к утру или нет.
  Перейдя небольшой не замерзший ручеек и вскарабкавшись по двухметровому подъемчику, обнаруживаем очень хорошее место под стоянку. Площадка ровная, сосновая сушина в наличие, елок тоже достаточно и главное рядом ручей, а потому не надо топить снег в котелке для готовки пищи.
Чистим площадку, стелем лапник и я с Виктором ставим наш замечательный дом, Саша тем временем бензопилой валит сушину и пилит ее на нужной длинны чурочки.
Шесть чурочек закидываются в палатку мы их используем как стулья и столы для ужинов и завтраков и примерно шесть рубим на мелкие дровишки, которые тоже закинуты во внутрь, возле входа небольшая поленница, на которой потом размещается обувь для просушки. И вот печка уже топиться, в доме становиться вначале тепло а потом и вовсе жарко.
Забираемся во внутрь, принеся воды в котелках и начинаем готовить борщ и чай, для этого мы используем конечно горелку с баллонами газа, ибо "пошехонка" годиться только для топления снега в случае отсутствия источников с водою.
20 1 й день конец ******************************************
Накатили по пятьдесят под борщ, настроение и самочувствие отличное. Виктор выдели мне троксевазин из аптечки для лечения колена и что самое удивительное, на утро оно было абсолютно здоровое и все оставшееся путешествие никак меня не беспокоило. За разговорами коротали время, смотрели иногда на звезды под небом, курили трубки, наслаждались шумами леса - ветер в верхушках сосен и елей - волшебная атмосфера!

Итог дня: пройдено 4.9 км,  средняя скорость 2.61 км/ч, подъем 229 метров, спуск 247.
28 декабря 2015 - 2-й день пути

Как обычно утром первым проснулся Саша и занялся растопкой печки и готовкой завтрака. По ночам в зимних походах мы печку не топим, спим вполне себе комфортно в зимних спальниках на пенках и лапнике. По опыту это вполне нормально даже при температурах в районе -20.
21 2 й день начало ********************************************
  Постепенно из спальников выбираемся и мы с Виктором, в палатке уже тепло и комфортно. Едим кашки, я готовлю всем по чашечке кофе и начинаем паковать вещи в рюкзаки и саночки. Лагерь собирается немного быстрее, чем устанавливается по вечерам, но все равно эта процедура занимает у нас времени примерно час. На улице еще сумрачно.
В финале, когда все вещи уже снаружи, складываем палатку, тут важно очень хорошенько из нее все лишнее вытряхнуть, мусор и превратившийся в кусочки льда конденсат. Для спасения от конденсата Александр в палатке еще после первых вылазок в лес много лет назад  сделал двойной потолок, нас это очень спасало всегда, капельки воды собирались наверху и не замерзая скатываются к бокам палатки, а там уже превращались в лед, по крайней мере изморось на нас с потолка никогда не сыпалась.  Но несмотря на эту тщательную процедуру каждое утро, палатка все равно после каждой ночи становилась немного тяжелее.
В процессе сборов постепенно светлее и к моменту нашего выхода в путь вполне светло. В 9.30 берем азимут, цепляем саночки и начинаем движение.
Второй день нашего путешествия, по моему мнению, был пожалуй самыми трудным по изобилию различных препятствий на нашем пути в виде зарослей кустов, крутых подъемов, спусков и не замерзших ручьев. На самом деле хорошо, что не было снега и мы шли ногами, потому что на лыжах прохождение этого участка было бы еще сложнее.
Через пару часов движения начинают  попадаться крутые спуски и подъемы.
Форсируем ручей.
В одном месте нам попался достаточно большой кусок заболоченного леса и в связи с тем, что лед на болоте был совсем некрепкий и постоянно ломался пришлось делать значительный крюк огибать болотину по краю. Продвижение было весьма своеобразное, приходилось прыгать с кочки на кочку, цепляясь за стволы чахлых деревьев, подтягивая к себе  санки с грузом через не замерзшие лужи.

Прилично вымотавшись на преодолении таких препятствий мы решили встать немного раньше обычного времени, выйдя  после очередного спуска и подъема на ровную площадку. Внизу был замерзший ручей, наверху ели и сушины сосны - все что надо для лагеря.
  В 14.20 принимаем решение, понимая что до темноты к озерам все равно не выйдем, устанавливать лагерь. Как показывал наш опыт, крайнее время когда надо останавливаться и разбивать лагерь в это время года - это 16 дня, обычно старались всегда до 16 найти место, в 17 уже стоит полная темнота.
Дальше отработанная походами процедура: ель под лапник, сушина и чурочки, палатка и колка дров. Топором прорубили лед на ручье и принесли необходимое количество воды и вот мы уже сидим в доме, дрова потрескивают в печке, сушим промокшее за день снаряжение, курим трубки и готовим ужин.
31 2 й день конец **********************************************
Ну и конечно по пятьдесят под борщ, что бы организм пришел в себя. Потом пили чай и не один раз, благо ручей в десяти метрах внизу и за разговорами готовились ко сну. Для меня всегда было необычно то, что в зимних походах мы достаточно рано ложились спать. На улице темно, ветер шумит в кронах деревьев, звезды висят в вышине, скрипят старые высохшие сосны, лес полон очень своеобразных зимних звуков.

Итог дня: пройдено 3.9 км,  средняя скорость 2.17 км/ч, подъем 87 метров, спуск 89.
29 декабря 2015 - 3-й день пути

Подъем в этот день ничем не отличался от других и утренние сборы описанные ранее были точно такими же, хочу только добавить что помимо процедуры очистки палатки ото льда и мусора, так же приходилось тщательно вычищать печку и элементы трубы от сажи и копоти, которой там за вечер скапливалось предостаточно, перед укладкой в сумку-чехол.
32 3 й день начало *********************************************
Отправляемся в путь в 9.51. День обещает быть солнечным и чуть более морозным чем предыдущие и это очень хорошо. Есть опасения, что лед на озерах еще не прочный и нам нужна морозная погода, по низкому снегу движение по льду очень сильно увеличит нашу скорость и пройденные расстояния, мы на это рассчитывали.
Надо сказать, что ближе к озерам немного поменялся характер леса. Труднопроходимых участков попадаться стало все меньше и меньше и поэтому продвижение стало более приятным.
Шли все так же без лыж, проблем с этим совсем не возникало. В этом месте на фото выше остановились на 10 минутный отдых, было очень много заячьих следов и следы ночной лежки парочки лосей. И те и другие в этих местах нам всегда попадались в изобилии, а вот волчьи ни разу.
Иногда попадались спуски и подъемы к ручьям и от них, но тут уж на них главное было контролировать саночки, что бы они не понеслись под склон норовя перевернуться.
А на подходе к началу Верхнего Тукшозера, нашей ближайшей цели, обнаружили неожиданно старую лесовозную дорогу. Прикинули что она по любому где то отходит от той новой, с которой мы свернули три дня назад и что прямо к озеру получается можно выйти по дорогам.
Тут же прочный на вид рыбацкий домик. Снаружи коптильня, кострище, внутри основательная печка из красного кирпича. Сделали рекогносцировку, все осмотрели и заодно отдохнули.
На поверку внутри домика в районе окна в дощатой стене обнаружились очень приличные щели, на фотографии это хорошо видно, так что зимою при топке печки тепло будет очень быстро уходить, если их чем нибудь не законопатить. Времени всего 12.30 и уходить жаль от такого подарка, а останавливаться еще критически рано, столько дней еще впереди идти и не известно что нас ждет по погоде и снегу. Александр дошел до озера и проверил лед на предмет возможности дальнейшего путешествия по нему, но в этом месте озера возможно ввиду того, что тут из него переливается вода в следующее и есть течение, лед оказался слишком тонок. Даже под Александром без рюкзака он предательски трещал.
Принимаем решение двигаться по берегу и попрощавшись со столь привлекательным местом для стоянки мы с легким сожалением отправляемся в путь.
Так получилось что примерно до 13.40 мы шли исключительно по берегу. Сложность была в том что у берега есть небольшой уклон в сторону воды, а в связи с тем что снег фактически отсутствовал, саночки все время норовили скатиться по склону и перевернуться. Ну и многочисленные поваленный деревья и сучки, которые обычно с приходом зимы оказываются все под снегом, так же никак не способствовали скорости нашего продвижения по маршруту.
В конце концов устав бороться со склонами и кувыркающимися санками, проверяем еще раз толщину льда на озере. Лед здесь толще, примерно 5 сантиметров, решаем дальнейший путь продолжать по нему. Я для подстраховки на всякий случай надеваю лыжи, у меня после того как мы ходили в наш первый зимний не совсем удачный поход по льду Андоги и я пару раз оказался подо льдом, просто панический страх перед тонким льдом.
  Успешно идем примерно 40 минут и тут на очередном изгибе берега нам попадается на глаза еще один рыбацкий домик.
Сходим на берег что бы отдохнуть и обследовать территорию. Место зачетное, дрова в лесу есть, возле домика поленница под навесом, внутри капитальная печка из кирпича, лавочка, стол, оборудованные спальные места ну и решаем не искушать больше судьбу. Решение принято - останавливаемся здесь, не смотря на то что еще часа полтора можно было бы идти.
Печь пришлось топить долго, только часа через три когда она прогрелась и стала отдавать тепло, внутри наконец то потеплело. А так пока между делом занимались хозяйством, наводили внутри порядок да пилили и рубили дрова, понимая что из хозяйских запасов потратим много что бы прогреть дом.
В 17.46 ужинаем, уже стало потеплее, но еще не настолько что бы снять верхнюю одежду.
49 3 й день конец **********************************************
К ночи снаружи слегка похолодало, звезды усыпали небо и блестели в отражении озерного льда, иногда со стороны озера раздавался раскатистый ухающий звук и треск, словно от потревоженного исполинского животного - это в следствии мороза и снижения уровня воды в озере по ледяной поверхности ложились причудливыми зигзагами трещины.
Странное было ощущение, как будто мы оказались на краю земли и кругом на тысячи километров нет ни одной живой души. Пили чай, говорили за день, строили планы, сочиняли хвалебный отзыв этому домику и хозяевам его поставившим в обнаруженной здесь и исписанной уже не одним десятком таких отзывов обычной школьной тетради. К ночи внутри домика была просто Африка, помниться даже приоткрывали дверь иногда что бы стало попрохладнее.

Итог дня: пройдено 5.7 км,  средняя скорость 2.39 км/ч, подъем 106 метров, спуск 166.
30 декабря 2015 - 4-й день пути

Подъем, готовка завтрака, в домике тепло и комфортно. Допиваем вчерашний чай, наливаем в термос, варим кофе.
50 4 й день начало ********************************************
На улице морозно и еще темно. В 9 утра начинаем выносить запакованные рюкзаки и снаряжение на улицу. На фотографии внизу хорошо видно в поленнице под скатом крыши нарубленные нами накануне дрова по свежим спилам - потрудились на славу. Забавно было что еще при колке дров устраивали некое смешное соревнование на скорость. Наставим чурочек штук 15 и быстро переходя от одной к другой стараемся одним ударом их разрубать. Благо чурочки были из тополя и рубились легко.
Озеро смотрится просто потрясающе, лед почти чистый и блестит в свете луны холодным черным светом.
В 9.20 мы уже идем по льду в южном направлении.
Прошли мимо острова и через три километра с небольшим вышли к переходу между Верхним Тукшозером и Оярвь озером.
Короткий отдых и километровый переход по перешейку в основном через заросли кустов и мы выходим на Оярвь.
Проходим пару километров по Оярвь озеру и на выходе в южной части озера обнаруживаем пару рыбацких домиков вполне пригодных в том числе для зимней стоянки, обследуем территорию, время на часах начало двенадцатого, отправляемся в дальнейший путь по перешейки между озерами к Большому Кангасозеру.
Тут между озерами обнаруживаем глубокие колеи лесовозной дороги и пробуем немного пройти по ней, но она уходит от озер в сторону, поэтому заворачиваем и по склону берега спустившись к Кангасозеру начинаем движение под правым берегом (на треке хорошо видно). Время 12 дня.
Быстро доходим до конца озера и по короткому 100 метровому и простому переходу вдоль ручья выходим на Малое Кангасозеро. На Малом Кангасозере в южной его части нам так же попалось пара рыбацких домиков и в этом же районе по левому берегу обнаружилась среди сосновых лесов очень хорошая лесовозная песчаная дорога идущая в южную сторону. На фото внизу южная оконечность озера, где мы в 12.30 и вышли на дорогу.

Дальше путь наш лежал по лесу, но это были сосновые боры и хорошие лесовозные дороги. Без каких либо сложностей мы проходим пару километров по дорогам и тропам и спускаемся в 13.30 к Долгозеру. Надо сказать что в районе Шимозерья озер с названием "Долгозеро" два, поэтому по ходу отчета ближе к концу так же появляется еще одно. Это я прописал что бы не возникало путаницы. На острове по направлению движения присутствовал домик, но решаем не тратить время и идем дальше.
В два часа дня мы выходим к мосту который перекинут в узкой части озера с берега на берег, здесь по нему проходит хорошо накатанная лесовозная дорога. В связи с тем, что здесь сильное сужение берегов, присутствует течение воды с южной части на север и на подходе к перешейку и после него большие открытые полыньи безо льда. Выбираемся на берег и доходим до дороги.
 Ну и здесь мы совершили тактическую ошибку. Потом проанализировав ситуацию поняли что надо было как то пройти по берегу метров 200 и уйдя за полыньи выйти опять на твердый лед. Ну а мы пошли по дороге вначале вдоль левого берега, а потом обнаружилось что она круто уходит от озера. К тому моменту отошли прилично, вариант сквозь кусты и завалы напрямую полкилометра к озеру отмели, назад так же возвращаться не хотелось. Посмотрели внимательно карту и GPS поняли что сможем выйти по дорогам к южной части Долгозера дав при этом приличный крюк и все таки решили продолжить движение в этом направлении.
В 16 часов уже почти в темноте мы вышил к берегу и решаем бить лагерь. Вымотались очень сильно. Место не очень - с дровами проблемы. Кое как нашли какие то маленькие еловые сушинки и использовали палки от старого кострища на берегу что бы затопить печку.
Отогрелись, приготовили ужин, более менее пришли в себя.
В этот день конечно мы шли максимально возможное световое время и дистанция получилась очень приличной в 21 километр.

Итог дня: пройдено 20.9 км,  средняя скорость 4.4 км/ч, подъем 277 метров, спуск 252.
31 декабря 2015 - 5-й день пути

31 декабря сегодня наступает Новый год. Наша цель запланированная еще на этапе составления маршрута - это встреча Нового года на Нажмозере в рыбацком домике Румянцева Виктора Николаевича, пяжелского предпринимателя и нашего старого доброго знакомца.
Познакомились мы с ним необычно и давно - когда в первый поход мы проходили с Горнручья и до Пяжелки, как раз в  последний день пути перед самой Пяжелкой уже в абсолютной темноте нас догоняет уазик-буханка и из нее выходит невысокий, но коренастый мужчина с удивленным выражением лица, таких туристов он у себя здесь наблюдал впервые за свою жизнь. Тогда он приютил нас на ночь в гостевом домике на своей деревоперерабатывающей базе в Пяжелке. Ну а тут спустя уже много лет знакомства, созвонились заранее перед выходом на маршрут и спросили разрешения погостить ночь или две на НГ в его домике на озере.
По утру после завтрака решили немного сходить в обратном направлении осмотреть пропущенные острова, прошлись без рюкзаков и саночек. Ничего особенно интересного не обнаружили. Вернулись, загрузились и отправились в путь.
63 5 й день начало *********************************************
  Короткий переход 400 метров по перешейку между озерами и мы вышли на Варьозеро, его тоже преодолели быстро, шли все так же по льду, хотя его слегда припорошило. Протяженность Варьозеро примерно 750 метров, прошли за 20 минут. И опять переход через очередной перешеек в этот раз к Кривозеру, примерно пол часа и мы на льду.

К 12 дня Кривозеро остается позади, выходим на берег, обнаруживаем тропу к дороге. Дальше нам предстояло пройти старой уже почти заросшей в этих местах лесовозной дороге до Черного озера. К этому времени судя по ощущениям стало немного холоднее и поднялся ветерок. До Черного дошли со всеми остановками на отдых за полтора часа, участок достаточно проблемный, много завалов, неровностей и прочих неприятностей.
  С выходом на лед Черного можно было считать сегодняшний трек завершенным, нам оставалось максимум полчаса и мы были у цели. Между озерами тут нет разделения они как бы плавно переходят одно в другое и оказавшись на льду Нажмозера мы удивили вдали долгожданный домик.
В два часа дня завершился наш переход и началась подготовка к Новому году. Топим печь в доме, топим печь в бане, носим воду в баню, на озере у плотков рубим купальню. В общем за хозяйственными заботами не заметно три часа и пролетели.
Немного перекусили и всей компанией отправились в баню, греться и париться.
Очень редко когда посреди походов у нас бывает баня, поэтому ощущения были пожалуй самые-самые невероятные.
Парни отважно купались в купели, я не рискнул и занимался ответственным делом  - снимал все это безобразии на фото, достаточно сложно сфокусироваться когда в неярком свете фонарей в темноте от воды поднимется облако пара, так что пришлось мне их помучить немного.
Ну и Ура!!! Наконец то Новый год! Как это было здорово - такой замечательной компанией у черта на рогах посреди вологодской тайги встречать Новый год, пожалуй в моей жизни это был один из самых ярчайших и незабываемых праздников.
На следующий день у нас был запланирован день дневки, поэтому спать не торопились. Наслаждались пищей и напитками. Специально с собою тащили всю дорогу копченую курицу, мандарины, маслины и ржаной виски производства Александра. А Виктор к столу приготовил макароны, он их готовит мастерски.
81 5 й день конец **********************************************
Ночью выходили покурить трубки, посмотреть на звезды и немного остыть после непривычного устойчивого тепла. Печка в этом доме правильная чугунная, прогревает дом быстро и тепло поддерживает тоже правильно и достаточно экономно.
82 6 й день начало ********************************************
84 6 й день конец *****************************************
Для такого момента у меня в запасе фраза - Рубикон пройден. Мы достигли своей главной цели этого похода - прошли по гряде длинных озер и прибыли на Нажмозеро.

Итог дня: пройдено 13.8 км,  средняя скорость 3.9 км/ч, подъем 155 метров, спуск 122.
01 января 2016 - 6-й непутевй день

Дневка. Отдыхали. Пилили и рубили дрова. Гуляли. В общем то уже на подходе 31 декабря было понятно, что мы пойдем дальше на Шимозеро. Время и погодные условия вполне к этому располагали.
02 января 2016 - 7-й день пути

Около 10 утра наведя порядок в домики и упаковав снаряжение отправляемся в путь в сторону Маслозера, оно примерно в 10 километрах от Нажмозера, но путь в данном случае предстоит исключительно по смешанному лесу, с зарослями кустарников и прочими препятствиями, которыми как правило все смешанные леса и изобилуют.
85 7 й день начало ********************************************
Снега все так же немного, еще чуть-чуть припорошило, идем без лыж. А вот температура значительно упала, к тому же был ветер. Помню очень хорошо, что пришлось одеть в этот день пуховки на руки, только это и спасало.
Пройдя открытый участок по озеру за 10 минут уходим в лес. Вначале от озера идет болотистая почва, поэтому и идти не просто и санки из-за кочек тащить тяжело. Но в общем шли потихоньку.
  Примерно через час с небольшим вышли к месту перехода через речку Ножема, которая берет начало из озера в его северо-восточной части. На удивление речка оказалась широко разлившаяся (по сравнению например с тем что наблюдалось на майские) и абсолютно не замерзшая.
Находим упавшие стволы деревьев и с их помощью перебираемся на другой
берег. Примерно через час от речки мы выходим на перпендикулярно пересекающую наш трек старую лесовозную дорогу. К сожалению идет она не туда куда нам надо и мы пройдя ее углубляемся в район старой вырубки. Здесь уже было как то совсем холодно, по ощущениям -20. Подходим к берущему здесь начало ручью в сторону Маслозера, он же являлся скорее всего причиной сильного заболоченного берега, на который нам надо было выйти.
Начинаем пробираться через сплошные завалы веток и бревен оставленные здесь лесозаготовителями, просто какое то нечеловеческое варварство, как тут лес будет восстанавливаться - не понятно. Жаль что лесозаготовки забрались уже в такие уникальные глубины Вологодской области.
В итоге какие то 1.2 километра мы прорубались целых два часа, вымотались полностью, но в конце концов примерно в два дня вышли на лед озера. Решаем пересечь озеро и вставать на ночь, крайне не хочется уходить от воды да и сил не осталось.
  Потихонечку пересекаем ровную слегка припорошенную гладь ледяного покрова и на берегу почти сразу находим вполне приемлемое место для стоянки, ели для лапника и сушину сосны.
90 7 й день конец **********************************************
В три дня начинаем разворачивать лагерь по стандартной схеме. Саша пилой валит елочку и нарезает веток, я и Виктор чистим место под палатку, стелем лапник и ставим палатку, Александр тем временем валит сушину - 6 чурок под столы и стулья, 6 на дрова. Таскаем на саночках дрова к палатке, рубим, перемещаем их в палатку, затапливаем печь. Пришлось потрудиться прорубая дыру во льду. К этому времени его толщина была уже примерно 12-15 сантиметров и топором конечно было не очень удобно делать прорубь в таком льду, но зато получили не лимитированный доступ к воде.
  Потом отогревались, как обычно сушили одежду и готовили ужин.
Спать легли рано в этот вечер.

Итог дня: пройдено 10.2 км,  средняя скорость 3.03 км/ч, подъем 104 метров, спуск 92.
03 января 2016 - 8-й день пути

Утром все стандартно и чуть раньше обычного мы готовы отправиться в путь, Есть большое желание добраться сегодня до Шимозера. На озере присутствуют рыбацкие домики и нам, в связи с тем что значительно похолодало, очень хочется следующую ночь провести в более комфортных условиях.
В 9.30 свернув лагерь и упаковав снаряжение отправляемся в путь.
91 8 й день **********************************
Характер продвижения ровно такой же как и накануне  - идем смешанным лесом, периодически приходиться прорубаться сквозь кустарники и ельники.
На каком то участке пути нам попадается свежая с глубокими колеями, ямами и лужами лесовозная дорога, судя по всему на новогодние праздники работы прекратили и все уехали в цивилизацию отдыхать, тут же где то стояла пара тракторов и закрытый на замок вагончик-времянка.
Путь идет уже вдоль свежих вырубок по ухабам дороги, санки тащить большая проблема. Окружающие пейзажи не радуют глаз. Какая то варварская вырубка леса - перепахано все бульдозерами, везде груды веток и прочего мусора, понятно что их никто не будет убирать, так и бросят все гнить под солнцем и дождями. Очень грустная картина.
  Уже ближе к Кондозеру (примерно в 2-х километрах от Шимозера) это варварство прекратилось и идем дальше как и в самом начале лесом.
  В 14.40 выходим на лед уставшие и прилично замерзшие, далее нам надо на остров, а это еще полтора километра  - там домик, в котором мы останавливались в наш первый поход через Шимозерье несколько лет назад. Он конечно маленький, но для троих путешественников вполне годиться. Возле входа сразу слева печка, справа у окна совсем маленький столик, возле которого только один табурет тут же у входа, а за столиком и печкой буквально в метре от двери, по ширине от стены до стены на высоте пояса сделан сплошной настил, на котором лежат старые отсыревшие матрасы, спальное место вполне себе для троих путешественников.
  в 15.05 мы возле домика, начинает уже темнеть. С трудом находим какие то дрова - сказывается частое пребывание здесь рыбаков в теплое время года, пилим и  таскаем все в дом, топим печку, рубим прорубь, несем воду в дом, начинаем готовить и сушиться. Быстро становиться тепло.
  Но идиллию позднего туристического вечера троих уставших путешественников через какое то время нарушают нежданные гости. Когда снаружи уже стало совсем темно, вдалеке послышался шум мотора, мы недоуменно смотрели друг на друга   - кого это посреди ночи в вологодской тайге в нескольких днях пути до цивилизации принесло черт знает куда? Оказывается заявился хозяин с Пяжелки со своим свояком и старым дедом. Были уже прилично пьяные, дед вообще в дрова, поэтому его положили просто на спальное место. Нас  выгонять не стали, сказав что как-нибудь разместимся, что если честно представлялось это почти невероятным - размещение 6 взрослых мужиков в домике, где упираясь локтями только-только места для троих. Мы приготовили к тому времени уже борщ и решили всех угостить, ну и налили как обычно по 50 под горячее. Ну а потом понеслось. Эти черти никак не могли угомониться и пили водку из своих запасов бутылку за бутылкой... В начале то было весело, а потом грустно. В общем спать было фактически невозможно, ну а что было делать - если бы мы сразу хотя бы поставили палатку когда они прибыли, то было бы куда перейти и спокойно спать. Но в 12 ночи когда на улице уже выколи глаз и поднялся ветер, свой дом уже ставить не будешь. Ночь была просто кошмар. Бухой в хлам хозяин сидел на табуретке у двери и то топил печь, то открывал дверь когда ему становилось жарко. На резонный вопрос Виктора (мы с ним уже к тому времени перебрались под нары) - зачем ты топишь печь? Отвечал - что бы было не холодно, а когда через 15 минут открывал дверь и Виктор спрашивал - зачем открыл дверь? В ответ слышалось - так жарко же. Ну и это повторялось черт знает сколько.

Итог дня: пройдено 10.9 км,  средняя скорость 2.7 км/ч, подъем 207 метров, спуск 283.
04 января 2016 - 9-й день пути

Под утро удалось немного подремать, что то перекусили, попили чаю и быстрее от этой компании. Выносим снаряжение, пакуем санки и уходим на маршрут. Выход поздний, на часах 10.45.  Сегодня светит солнце и очень холодно, по ощущениям ниже -20 и вдобавок хороший северный ветер. В плане текущего дня дойти до Черной ямы а там сделать переход на Долгозеро и по нему держать уже путь в сторону цивилизации.
92 9 й день начало ****************************************
 Путь по льду Шимозера достаточно прост, идем потихонечку в восточном направлении, ветер неприятно задувает сбоку. В течение полутора часов достигаем нашей цели. Еще накануне выйдя на лед Шимозера понимали, что природное чудо не увидим и в этом году, уровень воды в озере был стандартно высокий для этого времени года, так что картина которую мы увидели была для нас привычная.
А хотелось бы увидеть вот такую.

Но увы не в этот раз. На фото очень хорошо видна приличная глубина воронки, что находилась под нами подо льдом. Сделав короткий привал на отдых, мы выбираемся на берег и по чуть заметной тропе среди елей и берез направляемся к дороге, потом какое то расстояние по ней и далее в сторону Долгозера. За час примерно проходим наземный участок и в 13.20 мы на льду Долгозера. Преодолев чуть более одной трети протяженности озера обнаруживаем на берегу в два часа дня рыбацкий домик. Очень сильно к тому моменту замерзли, порядком устали, сказывалась бессонная ночь. Решаем не отказываться от такого подарка и сворачиваем к берегу.
96 9 й день конец ****************************************
  С дровами вокруг этого домика тоже не очень хорошо, лежит поваленная осенью сосна, на земле она отсырела. С большим трудом пилим и рубим дрова, благо ставить палатку не надо, ну и рассчитываем на большее тепло чем в палатке. Домик стандартный, справа от входа столик, слева печка, а дальше нары от стены до стены на уровне пояса застеленные матрасами, но по размеру он значительно больше, чем предыдущий. Плохо одно - он дощатый, в стенах много дыр. По возможности затыкаем самые большие найденными здесь же тряпками. Затопили печь и где то через час стало вполне нормально, ну а еще попозже вообще хорошо. Дальше прорубь во льду, вода и готовка борща. Когда поели и напились чаю, окончательно пришли в себя. Спать ложимся рано. Прикидываем что есть шанс к финишу выйти за два дня, хотя по плану получалось еще пара ночевок в лесу.
  Спать легли рано.

Итог дня: пройдено 10.4 км,  средняя скорость 3.9 км/ч, подъем 72 метров, спуск 81.
05 января 2016 - 10-й день пути

Проснулись рано, пакуемся, готовим завтрак, кофе. Силы вроде и состояние психики восстановили. И чуть стало светло мы выбрались наружу. В 9.30 полностью готовы и отправляемся в путь, по температурным ощущениям так же холодно как и накануне.
97 10 й день начало ********************************
 Путь наш пролегал по льду Долгозера в сторону лесной дороги, по которой уже не раз хаживали в предстоящие зимние походы и ездили на машинах на майские.
  К 10.45 подходим к концу озера, здесь минимальное расстояние по подъему для выхода на дорогу.
  Ну а дальнейший путь был по лесным дорогам, ничего особенно интересного уже тут не было, кругом лес, впереди полотно дороги. Скорость движения в районе 4 километров в час. Ко второй половине дня стало ощутимо холоднее.
  В 14.35 найдя более менее приличное место под стоянку, начинаем развертывать лагерь. За час все сделано, дом стоит, дрова напилены и печка топиться. Это была единственная ночь, когда рядом со стоянкой отсутствовал источник воды, поэтому приходилось трамбовать снег в котелок и топить воду на печке, процедура не быстрая.
  Ночь была холодная. Лично я надел на себя помимо термухи и полартек в этот раз, наружу из пухового спальника торчал только нос, прикрытый полартековской басковской балаклавкой. Как потом сказал Виктор Николаевич прошедшей ночью было -27.
  В общем было немного экстремально.

Итог дня: пройдено 17.5 км,  средняя скорость 3.9 км/ч, подъем 134 метров, спуск 136.
06 января 2016 - 11-й финальный день пути

Ранний подъем, снаружи дубак, а до цивилизации километров 30, но по дорогам. Завтракаем, пьем кофе, быстро пакуемся и еще в сумерках трогаемся в путь, на часах 9.15. Ну а дальше просто идет намотка километров на протяжении всего дня. Ближе к цивилизации стали попадаться лесовозные машины, похоже лесозаготовители каникулы закончили и приступили к работе.
Около часа дня были в Григорьевской, первый населенный пункт по пути от Шимозера, заходим в магазин, покупаем колы и прочих гастрономических гадостей цивилизации. Прикидываем что предстоит пройти еще столько же по расстоянию до Пяжелки, хотя уже чувствуется усталость, но решаем упираться до победного и поэтому сразу выйдя из магазина отправляемся в дальнейший путь.
  К Пяжелке подходим около четырех вечера, устали уже как черти 32 километра все же. На подходе пробуем вызвонить Николаевича на предмет заночевать на его базе (хотя это не планировалось и договоренности предварительной не было), здесь начинает уже ловить Мегафон, но телефон сообщает что Виктор вне зоны. И как обычно, а именно так и было первые два похода и случилась и в этот раз, уже подходя к отворотке дороги к Пяжелке, слышим сзади гудок подъехавшей машины, останавливается белый хайлюкс и вот и Виктор и с ним еще и Димка (тоже наш знакомец). Грузимся едем на базу, там приятно удивлены, судя по всему дела идут очень хорошо, помимо новых промышленных объектов добавился гостевой домик со всеми теплыми удобствами и даже с душевой кабиной, с отдельной спальной комнатой на втором этаже, где на раскладушки набросаны медвежьи шкуры и там же отдельная комната с бильярдом.
  Вечер провели как короли, отмывались, отъедались, отдыхали.

Итог дня: пройдено 32.0 км,  средняя скорость 5.2 км/ч, подъем 218 метров, спуск 243.

Общая протяженность маршрута составила 130.2 километра, 11 дней, из них один - дневка.