5 Июля Пн

031 вороника 031 вороника
032 подъем на водораздел 032 подъем на водораздел
033 болото 033 болото
        Утром прохладно - всего лишь несколько градусов тепла, но день обещает быть ясным, и температура быстро поднимается до комфортных +15. Готовим свой первый походный завтрак и отправляемся в путь. Сегодняшний переход целиком посвящен форсированию ручьев, ручейков, болот, луж и прочей гидрографической мелюзги. К счастью ширина большинства потоков не превышает полутора метров. Проходим без проблем. Зато прибавилось карликовых лесков и матерого кочкарника высотой по колено. Обходить смысла нет, идем сквозь.

Горы с восточной стороны вскоре отступают, и мы выходим на широкую равнину, плавно поднимающуюся к водоразделу между истоком Пайпудыны и излучиной Усы. Вдали высятся две равновеликих горы хребта Изья-хой с косой седловиной между ними. Не хочется верить, что нам надо дойти до их подножия. Впрочем, настроение у нас бодрое и погода на нашей стороне.

Определенные трудности вызывают поиски брода через крупный приток Пайпудыны. Его русло разбивается на многочисленные рукава, и приходиться подбирать многоходовую комбинацию переходов с мели на мель, дабы не залить сапоги. И это здорово, потому что, в это время можно отдохнуть от рюкзаков, брошенных на берегу.

Тундра становится все мокрее и мокрее насколько это вообще возможно, лужи тянутся друг за другом, перетекая одна в другую. Несколько раз натыкаемся на вездеходные следы. Единая колея отсутствует. Иногда следы идут рядом, иногда параллельно, иногда вообще расходятся. Двигаться по ним не стоит, ориентир на горы вдали намного лучше. Неожиданно (так как уже понемногу начинаем забывать о цивилизации) натыкаемся на следы геологоразведчиков. Посреди тундры вбита деревянная табличка, уже нечитаемая, лежат обломки буров и лампочка с надписью «Made in USSR». Спустя некоторое время находим сухой пятачок над ручьем и останавливаемся на перекус.

Миновали пару некрупных овальных озерец, читаемых на спутниковой карте. Понимаем, что мы целый день не видим реку Пайпудыну. Постепенно наша маленькая группа приближается к длинной пологой горе, протянувшейся от нас по правую руку. Река должна протекать перед ней. Эта гора непохожа на остальные: ее склоны, целиком покрытые зелеными каменными осыпями, почти полностью лишены снега. Такой же характер будет иметь и одноименная гора Пайпудына, но ее мы увидим только к вечеру.

Выходим к реке, если ее еще можно так назвать. Ширина – 3-4 метра. Мы идем по дну небольшой лощинки, слева на склоне лежит широкий снежник, тянущийся уже более километра. Из-под снежника бегут десятки ручейков, пробуем пройти по его краю, но снег опасно проминается и уходит под камни, спускаемся вниз и топаем по болоту. Шустрая Пайпудына извивается кольцами, уменьшаясь в ширину на глазах.

Продвигаясь на север и вверх к водоразделу, мы совершаем небольшое путешествие во времени из середины апреля в конец марта по среднерусским меркам. Зеленый цвет остался только у покрытых лишайниками камней, тундра окрасилась в бурые и рыжие цвета, снегу заметно прибавилось. Мы невольно начинаем задумываться о ледовой обстановке на реках и озерах по ходу нашего маршрута. Думы невеселые. Несколько отвлекаемся на снежники рыжего и черного цвета, вода в окрестных бочажках соответствующая. Вид такой, что и в городе увидев, вздрогнул бы, но тут это, скорее всего из-за пыли с гор нанесенной метелями за долгую зиму.

Наконец выходим к длинному озерцу, предпоследнему перед водоразделом. Озеро покрыто льдом. Представляем себе такую же картину на озерах Хадыта, гоним видение прочь, оно возвращается, гоним снова и так несколько раз. Приуныв, поднимаемся чуть выше до округлого озера,  лежащего у подножия водораздела, фотографируем скромный ручеек, дающий начало Пайпудыне и лезем на невысокий косогор, отделяющий нас от излучины Усы.

С водораздела открывается потрясающий вид. Внизу гигантской буквой U распласталась широкая Уса, уносящая свои стального цвета воды вдаль меж расступившихся гор. В сторону истоков Усы протянулась неширокая долина, над которой господствует гора Пайпудына, бесснежная, серо-зеленого цвета, дышащая мощью и спокойствием. Прямо у наших ног – спуск к реке через снежник, заросли кустарничка, обмелевшие рукава и через широкий щебневый пляж. Две горы с косой седловиной от нас в паре-тройке километров впереди.

С трудом оторвавшись от созерцания, ищем место для лагеря. Ветрено. К сожалению, единственное сухое место в округе – открытая всем ветрам плоская вершина водораздела. Скрепя сердце разбиваем лагерь, идем за водой, готовим ужин, а потом с чаем садимся на склоне, обращенном к Усе и около часа молча любуемся «фотообоями». Ирреальное ощущение, особенно, если не смотреть под ноги вниз на склон, а только вперед.

Впрочем, усталость берет свое, разбредаемся по палаткам. К вечеру похолодало до +5+7. На наших глазах с востока на равнину надвинулся облачный фронт, вершины гор утонули в тумане, участок синего неба уменьшался на глазах, пока не исчез совсем.

Поспать, однако, удалось недолго, около полуночи слышу за стенкой палатки посторонний шум, открываю полог и буквально нос к носу сталкиваюсь с пастушьей лайкой. Неподалеку стоят нарты, запряженные шестью оленями, сам оленевод деловито поправляет постромки. Бужу своего напарника посмотреть на эту экзотику. Беседы как таковой у нас с ненцем не получается. Он мнется, видно, что он чего-то от нас хочет, но стесняется попросить. Угадать его желания мы не в силах, но, в любом случае, спирта и табака у нас нет. Наконец ненец прощается с нами и, прыгнув на ходу в нарты, уезжает в сторону гор. И только проводив его взглядом, мы видим, что вдали по левому берегу Усы движется крупное стадо, ползет несколько нарт и хаотично бегает множество собак. Оленеводы каслают на север.