7 Июля Ср

099 начало спуска 099 начало спуска
100 вид назад 100 вид назад
104 вид в долину 104 вид в долину
        Просыпаюсь рано утром от… жары. Солнце разогрело палатку, внутри – духота. Снимаю лишнюю одежду, расстегиваю спальник и ложусь досыпать.

Утро выдалось отличное, разомлели настолько, что идти никуда не хочется, мелькают шальные мысли о полудневке, но мы только в начале нашего маршрута, тем более его пришлось невольно изменить и дневать мы тут, к сожалению, не будем.

Правая сторона перевала представляет собой бесснежную невысокую пологую гору, всю покрытую каменными осыпями. Слева перевал ограничивает ее полная противоположность – крутая, заснеженная скала. Впрочем, на нее можно подняться не из перевала, а от его начала, вид сверху должен быть замечательным. Выход из перевала далеко впереди закрыт как пробкой горой Сарт-Пэ, лежащей за Изья-шором, самой долины ручья отсюда не видно, и гора кажется ближе, чем она есть на самом деле.

Завтракаем, устраиваем небольшую помывку и стартуем. Идти легко, топаем по оленьим тропам-воргам. Стадо прошло компактно, дорога пробита хорошо. По левую руку от нас бежит ручей, протекая из озерца в озерцо, становясь все более полноводным. В какой-то момент уклон долины резко возрастает, она сужается, каменные осыпи с противоположных склонов смыкаются, и идти становится ощутимо сложнее. Ручей превращается в мощный пенный поток, шумящий меж валунов и плит. Дорога идет то по камням, то по снежникам (успокаиваем себя, что вчера по ним прошло стадо и нарты), то взбирается на правый пологий склон, а то вообще идет по руслу ручья. Еще немного и за очередной бровкой нам открывается вид на окрестности Изья-шора внизу. Смотришь как на карту – все миниатюрное.

Чем дальше спускаемся, тем уже долина. Мы идем справа от ручья, слева прохода по-моему нет совсем. Наконец стенки перевала расступаются, водный поток уходит в сторону, и мы оказываемся в долине. Все обозримое пространство в направлении нашего движения занимают заросли кустарничка и болота, вместе и по раздельности. Стараемся не терять оставшуюся высоту, и продвигаемся вдоль восточного склона гор. Спустя немного времени слышим вдали шум водопада и вскоре выходим к нему. Зрелище весьма живописное. Высота водопада приличная, он разбит на множество ступеней, по которым вода несется прямо на нас, искрясь на солнце, у самого подножия поток веером сбегает с большого каменного выступа. Однозначное место для медитации. Отсюда, кстати, открывается хороший вид на место слияния Изья-шора с Усой. Самого слияния не видно, но завораживают расступившиеся вдали горы и плоская тундра до горизонта. Отдыхаем, пьем воду. Замечаем, что из разных ручьев вода может иметь абсолютно разный вкус. Нам уже попадалась вода с неприятным привкусом, вероятно, все дело в породах, сквозь которые протекают ручьи. Здесь вода вкусная.

Обсуждаем, как идти дальше. Вариантов два: идти строго на север по кратчайшему пути, значит окончательно спуститься в болота, либо держаться склона гор, но уйти в результате чуть восточнее. Принимаем первый вариант. Спустя некоторое время видим стадо, которое мы все время догоняли – оно пасется у склона гор – лишний аргумент в пользу первого варианта. Однако болото здесь зело неприятное – мало того, что приходиться выдирать сапоги из чавкающей жижи, так еще и кустарнички норовят тебя стреножить и повалить в первую попавшуюся лужу. Идем медленно, изредка попадаются крупные камни, на которые присаживаемся отдохнуть. По пути нас догнала пешеходная группа из 6 человек, идущая на Щучьи озера, мы алчно глядим на их «сухопутные» рюкзаки, в которых нет байдарок. На третий день столь несвойственной водникам пешки, мы свято верим в то, что с рюкзаками легче 25 кг можно летать.

Постепенно удаляемся от перевала, вдали «посреди поля» возвышается крутая скала с несколькими острыми зубцами, влево от нее уходит долина в сторону озер Хадыта, вправо – слепой распадок. Кажется, что гора действительно стоит в одиночестве, хотя это лишь начало одной из горных цепей. На нашем левом траверсе – ручей Изья-шор, а за ним Сарт-Пэ – пологая, обтекаемой формы, но не теряющая от этого в величественности. После дневного перекуса, совершенно неожиданно для нас, обнаруживаем, что идем по вездеходке. Колея прослеживается, хотя в этом году по ней еще никто не ездил. Скорость нашего продвижения заметно увеличивается, идти стало легче, да и болота слегка подсохли. Видимо дорога все время шла в нескольких десятках метров от Изья-шора. Выходим к его берегу – провести лодку вверх по течению здесь бы не удалось: сильное течение, кусты по берегам, постоянные перекаты.

Весь день на небе не облачка, мы снова пришли в апрель, вокруг все зелено, кажется, что листья распускаются на наших глазах. Нас, жителей Средней полосы России, все время нашего пути поражают масштабы окружающих пейзажей: горы массивны, горизонт далек, взор скользит по равнине, не встречая препятствий, а где, наконец, у нас можно увидеть сразу столько много неба?

Хотели за день дойти до озера в форме подковы (высота 251 на карте), но вынужденно останавливаемся – путь нам преграждает приток Изья-шора, несущий свои воды из упомянутого выше слепого распадка. Дорога тоже поворачивает вдоль притока, а на повороте имеется отличное ровное сухое место для стоянки. Тут же находим полузаросшее кострище и кучку сушняка. Разбиваем лагерь, ужинаем. Завтра придется искать брод.