18 Июля Вс

Завтрак, переправа, аэропорт, некоторые сомнения по поводу объема и веса наших рюкзаков, плата за перевес, рыба, отправленная в ручной клади на рентген, снова сомнения, на этот раз по поводу соответствия нашей флисовой одежды московской жаре и, наконец, отлет. Через три часа мы в Москве, еду на вокзал, чтобы в поезде Москва - Сочи поразить всех своими сапогами. Не верится, что все уже позади…

Посмотреть стоит
На всем своем протяжении маршрут очень живописен. Проблематично сказать, что не понравилось. Чуть меньше энтузиазма во всех отношениях вызвала Щучья, хотя возможно в этом заслуга плохой погоды. Я бы все-таки посоветовал сделать там остановку, а не идти от Хадыты до трассы на одном дыхании. Очень порадовали горы, постоянно возникало желание все бросить и забраться на ближайшую пологую вершину. На дневке мы этому желанию противиться не смогли. Однозначно стоит сделать радиалку на каньон Усы, если вы идете через перевал. Это займет полдня, но оно того стоит. Малая Хадыта впечатлила чуть меньше Большой, которая показалась просто каким-то альпийским озером! Отличное место для дневки и, возможно, похода на ледник ИГАН, которым мы пренебрегли. Река Хадыта поражает быстрой сменой прибрежных ландшафтов: горы-сопки-предгорье-равнина, тундра-лесотундра-рощицы. Ферму овцебыков посетить стоит если не ради животин, то ради вида, открывающегося с вершины последней на маршруте горки. Если будете уезжать на поезде из Лабытнангов, то уделите несколько часов экскурсии в Салехард.

Итог
Поход, несмотря на некоторое изменение маршрута, в целом прошел удачно. Мы остались довольны весьма. Могу отметить некоторые моменты:
-  Пешка до озер Хадыта достаточно большая по меркам водной заброски – обратите внимание на вес ваших рюкзаков. Можно попытаться найти забросчика до Усы, судя по всему летом туда можно проехать, но в этом случае вы пропустите симпатичный отрезок маршрута.
-  Не соблазняйтесь спокойным течением Усы на излучине, каньон, по моему мнению, для байдарок непроходим и труднообносим.
-  Дрова на маршруте есть, особенно много их начиная от устья Хадыты, но все же пренебрегать газом/бензином не стоит.
-  По речным долинам проще передвигаться по предгорью, здесь суше и легче идти, и открывается неплохой вид вниз, однако, зачастую осыпи крупного курумника заставляют терять высоту и спускаться в болота.
-  Бечевание по Изья-шору до подковообразного озера представляется мне не менее (если не более) трудоемким занятием, чем поход с байдаркой в рюкзаке. Причем от озера до начала Малой Хадыты, все равно придется идти пешком.
-  Не рассчитывайте остановиться на дневку или даже ночевку на базе на Большой Хадыте. Эти полуразрушенные и замусоренные домики можно рассматривать как убежище только в самую неприятственную погоду.
-  Река Хадыта в межень скорее всего намного мельче и менее спортивней, чем она была в нашем случае. На реке отсутствуют ярко выраженные пороги и некоторым водникам Хадыта может показаться даже скучной. Щучья действительно малость утомляет. Не вижу смысла плыть по ней ниже Бованенковской трассы.
-  Выбрасываться от разъезда намного комфортнее поездом, хотя на машине есть шанс сразу доехать (дотрястись) до Лабытнангов.

Удачи! И да пребудет с вами Ра!