Пакрафтинг в Норвегии

Norway-2019_2Rep_479

Хардангервидда-2019

Нитка маршрута:
Kinsarvik – Hardangervidda – Hårteigen – Litlosvatnet – Kvenna – Mogen – Viervatnet – Strengetjørni nedre – Rjukan
Дорога туда: Казань – Хельсинки – Осло (самолет) – Voss stasjon (поезд) – Kinsarvik (автобус)
Дорога обратно: Rjukan – Nottoden – Осло (автобус) – Хельсинки – Казань (самолет)

График движения и километраж активной части:
10.08.2019: город Kinsarvik – оз. Vierdalsvatnet = 11,3 км пешком, набор/сброс высоты 1249/284 м;
11.08.2019: оз. Vierdalsvatnet – оз. Heimsta Hanasteinsvatnet = 14,9 км пешком, 725/518 м;
12.08.2019: оз. Heimsta Hanasteinsvatnet – г. Hårteigen = 18,6 км пешком, 827/575 м;
13.08.2019: г. Hårteigen, днёвка по непогоде = 0 км;
14.08.2019: г. Hårteigen – оз. Litlosvatnet = 14,7 км пешком;
15.08.2019: оз. Litlosvatnet – Kvennedalen = 13,3 км сплав;
16.08.2019: Kvennedalen – вдп. Skyttarfossen = 13,8 км сплав + 1,4 км пешком;
17.08.2019: вдп. Skyttarfossen, днёвка по непогоде = 0 км;
18.08.2019: вдп. Skyttarfossen – оз. Briskevatnet = 16,4 км сплав + 3,8 км пешком;
19.08.2019: оз. Briskevatnet, днёвка по непогоде = 0 км;
20.08.2019: оз. Briskevatnet – оз. Torstjønni = 18,6 км пешком + 6,4 км сплав, 813/660 м;
21.08.2019: оз. Torstjønni – оз. Geitebufjorden = 8,6 км пешком + 11,5 км сплав, 358/489 м;
22.08.2019: оз. Geitebufjorden – оз. Kilsfjorden, полуднёвка по непогоде = 0,8 км пешком + 7 км сплав;
23.08.2019: оз. Kilsfjorden – Trågåstolkdalen = 2 км сплав + 20 км пешком, 1389/591 м;
24.08.2019: Trågåstolkdalen – Rjukan = 12,1 км пешком, набор/сброс высоты 184/948 м (0.5 ходовых дня).

Итого:
Пешка = 124,8 км;
Сплав = 70,4 км;
Всего активных = 195,2 км.

Ходовых дней = 11;
Днёвки = 3,5 (по непогоде);
Всего затрачено = 14,5 дней.

Способ передвижения:
3 пары ног, 3 весла, 2 пакрафта Иволга и 1 паккаяк Кроссривер.

Участники:
Искандер Карманов (Казань) – разработка маршрута, руководство, навигация, фото-видеосъемка, завснар;
Артём Шавкун (Казань) – проработка трансфера, завхоз;
Слава Семёнов (Казань) – толмач, казначей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

(включает краткое описание маршрута)

В этом августе удалось-таки исполнить давнишнюю затею: идея загранпакрафтинга зрела-вызревала и, наконец, реализовалась.
При выборе региона я ориентировался на Европу, в первую очередь на Скандинавию, как район с наиболее привычным климатом, растительностью и рельефом – дабы хоть с ходовыми расчетами и по снаряге не было непоняток. Основная проблема состояла в том, чтобы отыскать для организации двухнедельного линейного маршрута достаточно дикий район – без шоссеек, магазинов и вайфая. И такой вариант нашелся в Норвегии.
Хардангервидда – это обширное горное плато в западной Норвегии. Высоты от 1200 до 1800 м, площадь порядка 800 кв.км. Растительность преимущественно горно-тундровая, деревьев почти нет. На территории плато расположен одноименный нацпарк, самый крупный в Европе (3422 кв.км). Туда мы и нацелились.
В Хардангервидде, как и в других норвежских парках, развитая сеть туристских маршрутов – тропы хорошо маркированы и нанесены на карты, примерно через каждые 15-20 км (средний ходовой день в горах) расположены туристские хижины, где можно переночевать и пополнить запасы газа-продуктов за весьма ощутимую плату. Организацией и содержанием этих хижин, как и троп, заведует норвежская ассоциация трекинга DNT.
На плато много рек и еще больше озер, так что, учитывая большое количество троп, составить пешеводный маршрут оказалось несложной задачей. За основу был взят маршрут по Квенне, который активно катают европейские пакрафтеры и каноисты.
Квенна – это цепочка озер разной величины и проток, некоторые из которых весьма бурные. Пороги разной сложности, от 1-2 кс до мощных водопадов, на которые только полюбоваться. Поскольку маршрут популярен, в сети можно найти координаты порогов и обносов. В общем, для первого знакомства само то. Один минус – маршрут короткий (дней на 5-7), да и пешки маловато – всего 7 км от старта до стапеля. Поразмыслив, я решил сделать Квенну центральной частью комбинированного маршрута, дорисовав несколько версий захода и выхода с возможными модернизациями. Получилось два базовых варианта пакрафтинга, один на 160-170 км, а второй на 190-210, с возможностью перестроения по ходу дела. Вариативность эта оказалась кстати, т.к. по обстоятельствам пришлось выходить с Квенны наиболее коротким вариантом. В итоге реализовался маршрут на 195,2 км, из них 124,8 км пешки и 70,4 сплава. На прохождение ушло 14,5 дней, из которых 3,5 отсиживались по непогоде (3 дневки и одна полудневка). Так что реальных ходовых дней вышло 11.
Карта пройденного маршрута со стоянками, дневными треками и отметками порогов доступна по ссылке
Ниже будет приведено краткое описание особенностей маршрута и обстоятельств его прохождения. Условно поход можно разделить на три этапа: первый – путь от Кинсарвика до Квенны, второй – прохождение проток и озер Квенны до Могена, третий – выход с Квенны к Рьюкану.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Этап I: Кинсарвик–Квенна. Пешка = 59,5 км, сплав = 0 км.

Старт от Кинсарвика, подъем на плато вдоль цепочки водопадов (набор высоты около километра). Стартовый день был солнечным и почти без дождя; как оказалось, это был первый из трёх полностью погожих дней похода. Далее пеший переход под Хартейген. Там нас на 1,5 суток закрыла непогода, плюс у Артема начался бронхит, впервые за много лет в походе потребовались антибиотки. К счастью, лекарства и днёвка помогли. Но от подъема на Хартейген пришлось отказаться. Воспользовались потеплением, проскочили до озера Литлосватнет, которое соединяется с Квенной. Здесь закончился первый этап похода.
Плато Хардангервидда – вовсе не плоскогорье, здесь развитый горный рельеф с многочисленными хребтами, долинами и живописнейшими озерами буквально на каждом шагу. Причем, в отличие от того же Кольского или Полярного, озера эти часто расположены вблизи друг друга, но на разной высоте, при этом сохраняют взаимную независимость. Горы более рельефные, а вот курума практически нет. Не встречалось и обширных горных болот, как на Полярном – видимо, из-за отсутствия мерзлоты. В целом перемещаться там заметно легче, особенно по маркированным тропам. Трудоемок только начальный километровый подъем на плато, с учетом стартового веса пешеводных рюкзаков. Горные виды разнообразнее и меняются чаще.
На прохождение затрачено 4 дня, плюс днёвка под Хартейгеном, итого = 5 дней.

Этап II: Квенна. Пешка = 16,2 км, сплав = 49,9 км.

Отстапелились на оз. Литлосватнет и влились в оз. Квеншёен, выйдя таким образом на классический маршрут по Квенне. Квенна мне очень приглянулась – красивая и достаточно дикая, немногочисленные хижины на озерах нисколько не нарушают уединенности. Сплавщиков тоже почти не видели – лишь двух каноистов, да еще лагерь пакрафтеров издали. По отчетам и фильмам ожидалось заметно больше. Видимо, и тут сказалась непогода.
Квенна – это цепочка озер и порожистых проток между ними. Пороги разной сложности, на любой вкус и квалификацию. Выбираешь и идешь то, что по зубам, а на остальное любуешься при обносе ))) В неторопливом походе можно много где побултыхаться, мы же старались идти в графике, поэтому длинные участки с порогами разной сложности обносили целиком, дабы не терять время на осмотр, прохождение доступных и обнос сложных. Таких участков набралось четыре. При решении о прохождении опирались на нижнюю планку опыта команды. Слава у нас был новичком, для него это не только первый пакрафтинг, но и вообще первое знакомство с порогами. К концу Квенны парень приобрел кое-какой опыт )))
Характерная черта рек Норвегии – внезапные водопадики и водопады, причем эта особенность распространяется и на небольшие протоки, так что ухо надо держать в остро. Частенько в конце простой шиверы обнаруживается порог водопадного типа. Иногда ничто не предвещает, даже и шума особого не услышишь на общем фоне, пока не подойдешь вплотную. В одной из проток я чуть не влетел, благо удалось вовремя углядеть срыв, зачалиться и тормознуть вслед идущих парней. После этого стал вдвойне осмотрительней. Серьезные пороги обносили, с нашим совокупным опытом хватало и простеньких.
Вообще, если обратить внимание на перепады высот между некоторыми смежными озерами на Квенне, то вполне можно представить себе, что творится в протоках между ними )) Как правило, самая большая Ж поджидает в конце протоки, хотя бывают и исключения ))
Ориентировался я на GPS-точки порогов, вычисленных мной по космоснимкам и топокартам, и на реальные треки от норвежского пакрафтера Магнуса Олсена, которыми он поделился со мной перед походом (за что ему большое спасибо!). Как я понял, это традиционные треки обносов по Квенне, используемые европейскими пакрафтерами и каноистами. После похода у меня сложилось впечатление, что обносы начинаются сильно заблаговременно, первые пороги длинных участков вполне проходимы. Это может быть связано с уровнем воды – в половодье тащит сильней и входные каскады мощнее, так что и чалиться лучше заблаговременно.
Водопады на Квенне красивы, особенно впечатляет великолепный Аргеховдфоссен, который расположен в конце Квенны, перед самым Могеном. Натоптанная тропа обноса выводит к его началу и позволяет оценить масштабы этого замечательного природного явления.
На прохождение второго этапа затрачено 3,5 дней плюс 2 днёвки по непогоде, итого 5,5. Спустились к Могену после обеда и сразу двинули на третий этап, вновь вверх на плато.

Этап III: выход с Квенны в Рьюкан. Пешка = 49,1 км, сплав = 20,5 км

Квенна заканчивается впадением в Виньефъёрден, в устье расположена деревушка Моген. Есть тур.приют, где мы скинули пустые газовые баллоны.
Изначально третьим этапом планировался выход на Увдаль. Маршрут мы шли в графике, но по просьбе одного из участников был задействован запасной, укороченный на день, вариант – выход на Рьюкан. Так что сразу после спуска в Моген, сделав пару фоток, вновь попёрли вверх на плато.
Вариант с Рьюканом имел слабое место – довольно длинную водную часть по большим озерам, где сильный мордевинд мог создать определенные сложности. Вначале нам везло, но на второй день сплава включилась турбина, и мы, с трудом преодолев 7 км за полдня, вынуждены были остановиться. Таким образом получили полуднёвку – вымокшие насквозь, отогревались в спальниках. Вечером распогодилось, однако наутро вновь задул крепкий ветер, правда, с солнышком. В итоге вынуждены были свернуть пакрафты и выходить к концу озера Гёйставатнет пешим путем.
На этом закончилась водная часть похода; ветер сдул у нас около 15 км сплава и прибавил пешки. Зато получили третий погожий день, солнце продержалось до самого вечера, наконец-то смогли разгидриться и даже снять флиски! Нам нужно было подобраться поближе к Рьюкану, чтобы выйти в цивил в первой половине следующего дня и к вечеру добраться до Осло. Без дождя и ветра шлось очень хорошо!
Финальные полдня также было тепло – узнав, что мы заканчиваем, погода в Норвегии стала налаживаться ))) Спускались в Рьюкан серпантином. Можно было воспользоваться канатной дорогой, но билеты показались дорогими, решили сэкономить в пользу пива ))
На прохождение третьего этапа затрачено 3,5 дня плюс полуднёвка по непогоде, итого 4.

На этом активная часть похода была завершена, дальше нас ждала дорога в Осло, отдых в кемпинге и норвежские музеи. Но это уже другая история.
В качестве плавсредств были использованы два пакрафта «Иволга» производства Сергея Каржаева и паккаяк «Crossriver» от фирмы «Тритон». Подробности по снаряге, выводы и рекомендации по маршруту будут приведены в заключении, а теперь настало время походного дневника. Традиционно, он создавался общими усилиями; фото и видео преимущественно мои, для съемки на порогах одна из камер передавалась Славе или Артёму, что отражено в комментариях к фото.
Итак, приступим!

Norway-2019_2Rep_085

ДНЕВНИК ПОХОДА, Часть I

Norway-2019_2Rep_171

09.08.2019_Искандер
Вагон поезда «Осло – Берген». Описываю предыдущий день.

Наконец свершилось: мы идем загран-пакрафтинг, и это Норвегия! Для меня это первый опыт организации похода за рубежом, сколько пришлось перерыть инфы и решить вопросов – не перечесть! И вот наконец мы у цели )) Идея загран-пакрафтинга зрела во мне уже несколько лет; перебирать регионы и рисовать нитки я начал с прошлого года, но в окончательном виде маршрут выстроился лишь к началу этого лета.
Идем втроем – я, Артем и свежеиспеченный пакрафтер Слава. Для Славы это первая полноценная пешеводка и первые в жизни пороги. В туризме он сравнительно недавно, пока за плечами несколько пеших походов и сплавов по ровной воде. Но парень активно набирает опыт, думаю, все у него сложится. Перед отъездом успели провести тренировочный ПВД – пробежали по пересечёнке хороший километраж, на сплаве отработали переворот и возврат в лодку. Вода была не самой теплой, Славка промерз и сейчас у него остаточная простуда. Надеюсь, в дороге долечится.
Раскладку в этот раз считал Артем, а сушкой овощей и мяса занимались Гульнара и Слава. Продукты расфасованы по дневным рационам и распределены между участниками для равномерности расхода.
Но вернемся собственно к дневнику. Итак!

Вчера в 00:05 я погрузился в такси и выехал в сторону казанского аэропорта – поход начался! По дороге подхватил Славу и Артема. Главная тема волнений – очень короткая пересадка в аэропорту Вантаа (Хельсинки), всего 40 минут! И за это время, кроме прочего, надо пересечь шенгенскую зону с паспортным контролем и расспросами. В общем, мы нервничали… Переписка с FinAir успокоения не внесла, вердикт был таков: «если не будете тормозить, то успеете». Легко сказать…
На стойке регистрации казанского аэропорта нам подсказали воспользоваться в Вантаа специальным коридором «short connection», который там создан для таких, как мы. Это известие немного успокоило, но все равно было волнительно.
Весовой контроль прошли успешно, норма в 25 кг багажа + 8 кг ручной клади позволила раскидать все без особых проблем.

Norway-2019_2Rep_002

Вылетели из Казани на 10 минут раньше, и также с опережением приземлились в Вантаа. Уже неплохо! Места наши располагались, как назло, в самом хвосте самолета, но нам удалось после приземления проскочить в носовую часть одними из первых, очередь перед нами была невелика. Остальное – дело техники и быстрых ног ))) Обогнали всех и прискакали первыми к таможне, а там – о чудо! – нас приветствовали на родном русском и направили прямиком к той самой заветной линии «short connection». Значит, переписка с авиакомпанией не прошла даром, респект FinAir!
Досмотр был быстрым, дальше бегом на паспортный контроль. Славу, лучше всех говорящего по-английски, выставили вперед как представителя группы для переговоров с пограничником. Молодой парень важно рассматривал документы, потом стал расспрашивать про поход – интересовался подробностями, рассматривал карту («wow! what a long trip!») и одобрительно качал головой; в итоге пожелал удачи и впустил нашу троицу, шлепнув штемпель в паспорта.
Все шло отлично, если не считать того, что Артем в этой беготне потерял посадочный билет; пограничник его не проверил, но как пойдет дальше – вопрос… Обсуждать было некогда, ибо мы уже бежали по длинным коридорам в поисках нашего гейта. Путь был неблизким и извилистым, к счастью, на ключевых поворотах стояли девушки-регулировщицы и направляли нас в нужную сторону. Одна из них нас успокоила: не надо волноваться, посадочный талон распечатают заново у гейта. Так и вышло. Отличный сервис!
Так же быстро прошли предполетный досмотр. В аэропорту Вантаа все максимально автоматизировано, многие точки можно проходить по штрих-коду на билете. В общем, удача была на нашей стороне, и нам удалось без опоздания заскочить в самолет.
В небе до Осло я задрых – сказалась долгая нервная ночь. Приземлились в 08:05 по местному времени и сразу двинули в дьютик: нам требовалось сделать стратегический запас.

Лирическое отступление
Поход в Норвегии, при всех прочих нюансах, связан еще и с особыми заботами о мельдонии. С собой можно провозить не более литра 60-градусной на человека, спирт ко ввозу запрещен. Поскольку дома ничего с такой градусной планкой отыскать не удалось, было решено затариваться в дьютике Гардермуэна (аэропорт Осло), это последний форпост с более-менее человеческими ценами. В самой стране с этим особая ситуация и по ценам, и по режиму продажи.
В итоге все у нас получилось. Ассортимент дьютика поразил разнообразием и ценами (это мы еще в городе не были, потом вспоминали с ностальгией). Мы долго блуждали меж рядов, завороженно разглядывая этикетки, пока любезная продавщица не отвела нас за руку к полкам с той самой шестидесятиградусной. «Вот это для вас!» – сказала она, улыбаясь, и было в этой улыбке нечто неуловимое. Тогда мы не придали этому значения, и лишь на маршруте, распечатав первую порцию «КошкинойКурвы», мы поняли – это был норвежский юмор ))
Кроме финского стеклореза был взят еще местный продукт с лаконичным названием «6/0», он оказался более человечным. Что характерно, большинство напитков в дьютике Гардермуэна разлито в пластиковую тару, что для нас явилось плюсом –  не пришлось фасовать по баллонам и избавляться от стекла, кроме того, теперь у всех был запас плоских полулитровых фляжек для будущих похождений…

Norway-2019_2Rep_003

Помимо крепких напитков, в норму ввоза входит 1,5 л пива на человека, чем мы не преминули воспользоваться – надо же отметить удачный въезд )) Поступили верно, т.к. в городе цены выше раза в 3. Вообще, первый визит в супермаркет Осло поверг нас в глубокую кому, из которой мы выбрались с трудом и моральными потерями…
И вот, обремененные всем этим богатством, подходим мы к дьютиковской кассе, и тут женщина-кассир на чистом русском просит нас предъявить усы, лапы и хвост авиабилеты, без которых алкоголь нам противопоказан... Хорошо, что на этот раз никто не успел потерять свой посадочный )))
По ценам: 0.5 самой дешевой «КошкенКурвы» в дьютике – 115 NOK (около 860 руб. по тому курсу), а в городском Vinmonopolet – уже 350 NOK. Почувствуйте разницу!

Выйдя из дьютика, получив рюкзаки и распихав по ним стратегический запас, мы двинули к поездам, т.к. электричка – самый бюджетный вариант добраться из аэропорта в Осло. Билеты купили в автокассе, один билет = 105 NOK, что на тот момент составляло около 800 рублей. Ехать минут 30-40. Есть еще вариант аэроэкспресса «Flytoget», но он заметно дороже, при этом разница в скорости невелика. Да и спешить нам некуда, мы ночуем в Осло. Немного поплутав, мы нашли перрон с обычной электричкой и, подождав минут 10, погрузились в вагон. Он оказался чистым и комфортным, нашлось и место для рюкзаков.
На улице солнце, тепло. Ехать решили до вокзала в центре Осло, а оттуда пешком до Ekeberg Camping, там по прямой всего 2 км. Это было ошибкой: пункт назначения оказался на горе с серпантинным подъемом и лезть вверх со стартовым грузом и праздничным пивом, да еще и в жару, было непросто. При этом, как выяснилось, билет на электричку позволял также воспользоваться городским транспортом в течении часа. Но мы как-то прошляпили этот момент, а когда одумались, халявное время уже истекло.

Norway-2019_2Rep_007
От вокзала к кемпингу
Norway-2019_2Rep_008
Нам наверх )
Так и шли, взмыленные, распугивая с тропинок прохожих и успевая попутно любоваться леггинсами пробегающих физкультурниц (до топиков взгляд не поднимался – мешал вес рюкзаков). На подходе к кемпингу, пока отдыхали на лавочке, я заметил прогуливающегося Михаила Муна из «ЧГК» – вот ведь случай )))
Доковыляли до кемпинга к 12:35 по московскому и скинули рюкзаки на полянке под березами; парни пошли в офис, а я остался на вещах глазеть по сторонам. Кемпинг расположился обширными полянами на вершине горы. Несколько комплексов с туалетами, душевыми и кухнями для готовки. Большая часть кемпинга отведена для трейлеров и автомобилистов, а на периферии расположены участки для палаток пеших туристов.

Norway-2019_2Rep_009
Ekeberg camping
Norway-2019_2Rep_010

Народ разновозрастный, но в большинстве подтянутый, много бегунов и еще больше бегуний, причем весьма симпатичных. Вообще, женский контингент в Осло впечатляет: спортивные, фигуристые, улыбчивые. Более открыты и приветливы, чем мужчины.
За 330 NOK (2475 руб.) мы получили место под палатку на сутки. Туалет, вода и пользование кухней входит в стоимость, а вот душ уже за дополнительную плату. В кемпинге уютно и чисто. Хорошее местоположение дополнилось еще и отличной, по-настоящему летней, погодой. Нам очень повезло, мы готовились к дождям уже в первый день, а тут такой подарок!..
Поставили палатку, постелились, закинули вещи внутрь и, взяв документы-деньги и ценную электронику, отправились в город. На часах 14:00. Нам нужно докупить газ и продукты (сыр, масло и соль), а также добыть ацетон для ремнаборов. Ну и затариться на Осло и дорогу.

Norway-2019_2Rep_011

В ближайшем маркете KIWI, что находится под горой, мы были нокаутированы ценами и некоторое время в прострации бродили меж рядами. Как здесь выжить руссотуристо – непонятно… Минут через 10 стали находить какие-то варианты и потихоньку возвращаться к жизни. В итоге наше меню на вечер и утро: макароны с креветками и копчёной сёмгой, консервированная фасоль и рогалики. Это самый бюджетный вариант из того, что было представлено на полках. Сыр для маршрута выбрали местного производства – обычный, аналог Ламбера, и аутентичный норвежский Брюнуст. Он оказался специфичным, на мой вкус что-то вроде плотной варёной сгущёнки в брикетах, слегка подсоленой. Много не съешь, но со сладкими кашами на завтрак годится. Затариваться всем этим мы решили на обратном пути вечером, а пока взяли сок с булочками, перекусили рядом с магазином и отправились знакомиться с Осло.
Самый центр города не впечатлил – какой-то суетливый и без своей атмосферы, обычный европейский город. Правда, по сравнению с виденными мной европейскими столицами, народу не так много, без особой толкотни на улицах.
Прошлись по спортивным магазинам, пощупали фирменную снарягу и купили газ по 119 NOK (890 руб.) за 450-граммовый баллон, взяли 5 штук. Еще нам нужен был ацетон в ремнаборы – в самолете провоз запрещен даже в багаже, рисковать не решились, выложили. Отыскали его в строительном магазине, но лишь здоровые баллоны. В итоге пришлось выложить почти 1000 руб. за 0,75 л ацетона, которого отлили в ремнаборы грамм по 50, совсем небюджетненько (((
После хоз.закупок решили выпить кофе в Макдоналдсе, а то засыпали на ходу – сказывалась ночь авиаперелета. Взбодрившись, двинули из центра города в сторону набережной, и по пути наконец ощутили вкус Осло. Совсем другое впечатление: красивый, спокойный, неспешный и уравновешенный город со своим характером и стилем. Настраивает на задумчивое созерцание.

Norway-2019_2Rep_021
Norway-2019_2Rep_028
Norway-2019_2Rep_032

Выйдя к набережной, потихоньку двинулись вдоль нее в сторону своей горы с кемпингом, наслаждаясь видами и атмосферой.

Norway-2019_2Rep_038
Norway-2019_2Rep_034
Norway-2019_2Rep_036

Так потихоньку мы подошли к подножию нашей горы и к маркету KIWI. Еще утром выяснили, что в нем есть пункт приема тары – можно сдать пластиковые и стеклянные бутылки, а также алюминиевые банки из-под напитков. Так что на перекусах бутылочки не выкидывали, копили на сдачу, а юный предприниматель Артем набрал еще «ничейной» тары по дороге. Банка 0.33л –  1 NOK, 0.5л – 2 NOK. Теперь вот сдали – и возрадовались, целый КАПИТАЛ!!! Так что, товарищи, жить можно даже в Норвегии )))
Поднимались на свою гору с хорошими впечатлениями и аппетитом, на подъеме обнаружили тихую полянку со скамейкой и отличным обзором на Осло. Посидели, наслаждаясь прохладным пивом и видами.

Norway-2019_2Rep_012

Потом вернулись в кемпинг и стали варить макароны. Рядом с нами на пригорке нашлась деревянная беседка со столами, где по очереди питались жители кемпинга. В ней мы и расположились со всеми удобствами. Макароны с креветками и сёмгой оказались весьма приятным блюдом, получился настоящий праздничный ужин.
После ужина сидели не долго – сказались дорожные и городские похождения, залезли в палатку и тут же отрубились. Ночь была теплой, я спал не залезая в спальник.

Впечатления дня_Слава
Ацетон стоил нам немалых денег (почти 1000 руб. за 750 мл). Нам, конечно же, не нужно было такое количество, но выбора не было – в туристских магазинах он не продавался. И, несмотря на искреннее желание, симпатичная девушка-консультат, как мне кажется, так и не смогла понять методику полевого ремонта пакрафтов.

10.08.2019, вечер_Артем

Лагерь №1 на берегу озера Vierdalsvatnet (N60°20'37,57" E6°49'38,82")
Описание предыдущего дня, 09.08.2019

Утро провели в кемпинге. Не торопясь завтракали, мыли посуду, собирались. Вдвоем со Славой сходили в супермаркет, сдали банки из-под пива. Купили еще пива. По возвращении в кемпинг внезапно выяснилось, что до поезда осталось всего 1,5 часа.

Norway-2019_2Rep_045
Завтрак в кемпинге
До вокзала решили добираться на автобусе, остановка которого была у входа на территорию кемпинга. Когда сели в автобус, оказалось, что оплатить проезд можно либо специальной проездной картой, либо наличными, ни того, ни другого у нас не было. Мы оказались в некоторой растерянности, но водитель махнул рукой и мы, несмотря на панические ожидания, что вот-вот в автобус зайдут контролеры, бесплатно доехали до вокзала.
Поездка на поезде мне очень понравилась. В поезде был вай-фай, можно было закусывать взятыми заранее продуктами, пить пиво, я вздремнул, за окном проносились захватывающие дух пейзажи. Примерно в 9 вечера вышли в городке Восс. Здесь нам нужно было пересесть на идущий в Кинсарвик автобус.

Norway-2019_2Rep_048  Norway-2019_2Rep_047  Norway-2019_2Rep_051
Norway-2019_2Rep_049

До автобуса был час, и я прогулялся по городку, зашел в кирху в центре. В автобусе так же можно было расплатиться только наличными, поэтому я нашел банкомат и снял деньги заранее. По дороге была пересадка в другой автобус той же компании во время которой мы чуть не забыли пакет с котелками. Спасибо водителю первого автобуса, который в последний момент принес нам наши забытые котелки.

Norway-2019_2Rep_052
Наша следующая, Kinsarvik KAI
В Кинсарвик добрались уже в темноте. Поставили палатку на газоне у ограды местного кладбища и кирхи. Вокруг было много других палаток и домов на колесах. В одном из них немцы пили пиво и громко пели немецкие застольные песни. Дул сильный ветер, наутро мы увидели, что соседнюю палатку-типи повалило ветром и ее обитатели, закутавшись в спальники, спят под открытым небом. Неподалеку был общественный туалет, где можно было набрать воды, помыть руки и посуду. Мы сварили макароны на горелке, поужинали и легли спать.

Впечатления дня_Искандер

День выдался насыщенным транспортной беготнёй и дорожными приключениями. Из множества впечатлений можно выделить следующие особо запомнившиеся.
Вынужденное зайцевание в автобусе. Налички у нас не набралось, а банковские карты терминал автобуса не принимал. Деваться было некуда, но мандраж ощутимо щипал за Ж – очень не хотелось опоздать на поезд, что при разборках с контролерами было весьма вероятно. В итоге все обошлось, к нашей радости.
Ночь на кладбище. Из-за позднего приезда пришлось заночевать в Кинсарвике. Палатку в темноте воткнули, как выяснилось утром, в нескольких метрах от церковного кладбища.
Ну и ночка была выдающейся: первой ее половиной правили крепко выпившие немцы с аккордеоном и бас-гитарой из соседнего трейлера, а второй половиной – налетевший внезапно ураган. Ветрище трепал палатку так, что я стал опасаться за ее участь и судьбу похода. Однако, нормаловская Ладога не подвела, выстояла, а вот пару соседних типи ветер все-таки свалил, и у них были приключения с установкой и забивкой деревянных кольев под проливным дождем. Проснувшись утром, обнаружил, что один из типи так и лежит, а его хозяева спят, накрывшись сверженным тентом.

Norway-2019_2Rep_053Norway-2019_2Rep_054Norway-2019_2Rep_055

10.08.2019, вечер_Слава
Вечер в Лагере №1 на берегу озера Vierdalsvatnet (N60°20'37,57"  E6°49'38,82")

Поскольку легли вчера за полночь, то и встали сегодня поздно, в восемь часов по местному времени. Собрали палатку и вещи, да побежали скорее, тем более, что Искандер разведал уединенное местечко неподалеку, на берегу горной речки. Там, на каменных ступенях, спускающихся к воде, сварили завтрак – жидкую овсяную кашу на сухом молоке, с сухофруктами. Туда же пошла для разнообразия растущая неподалеку спелая малина.

Norway-2019_2Rep_057
Кинсарвик
Norway-2019_2Rep_058
Norway-2019_2Rep_059
Norway-2019_2Rep_060 Norway-2019_2Rep_062
Завтрак на берегу Кинсы
Norway-2019_2Rep_056
Нам наверх
Вышли на маршрут в половине одиннадцатого по московскому времени. Сперва шли вдоль улицы Кинсарвика по новенькой асфальтовой дороге. Не заметно, чтобы кто-то выращивал плантации помидоров и картошки на участке, хотя они не маленькие, сопоставимы с нашими.

Norway-2019_2Rep_065

Миновав городок, вышли к парковке, откуда большинство туристов начинают свой путь к водопадам. От парковки начинается грунтовая дорога, по ней мигом добрались до первого водопада (Tvietafossen) и зданию электростанции (Kinso Kraftverk). Оттуда начинается тропа вдоль длинного водовода, подъем довольно крутой, усеян небольшими камнями.

Norway-2019_2Rep_067     Norway-2019_2Rep_068      Norway-2019_2Rep_070
 Norway-2019_2Rep_069

Труба водовода привела к небольшой плотине, где мы устроили короткий привал, набрали воды и пофотографировались. Дорога от плотины сначала идет более-менее полого и усеяна крупными камнями, но скоро становится похожа на тропу вдоль трубы.
На своем пути мы постоянно встречали других туристов, в основном идущих налегке или с небольшими рюкзачками, но встречались и счастливые обладатели 70-литровых, провожающие наши экспедиционники особо удивленными взглядами.

Norway-2019_2Rep_072-1KODAK Camera

Погода была отличная, ночной ветер стих или затормозился о деревья, окружавшие тропу. Солнце сменялось освежающим ветерком и небольшими грибными дождиками. Лично я не позволял себе и мечтать о такой погоде, пока был в Казани.

Norway-2019_2Rep_079

Долго ли, коротко ли, добрались мы до следующего большого водопада (Nyastolfossen), и сразу же встретили пакрафтера из Британии. Он мгновенно узнал в нас единомышленников и первым начал диалог. Он только увлекся этим, хотя о пакрафтинге мечтал давно, но не мог себе этого позволить – комплект современного легкого снаряжения для пакрафтинга стоит дорого... Пока он успел сходить на Аляску, теперь мечтает пройти какой-то классический маршрут в Америке длительностью около полугода.
У водопада Nyastolfossen расположилось небольшое озеро-запруда, откуда вытекает речка Кинса. Погода благоприятствовала, так что сперва Артем осквернил озеро своим нижним бельем, а затем, после небольших колебаний, Искандер решил присоединиться, правда в натуральном виде. Подобное поведение, вероятно, оказалось заразительным – не прошло и 5 минут, как на противоположном берегу иностранная туристка тоже искупалась голышом.

Norway-2019_2Rep_078
Norway-2019_2Rep_081

Свернув с маркированной тропы на более короткую, предложенную MapsMe, мы вскоре обнаружили, что она, вероятнее всего, выводит на плато через кулуар, который плохо просматривается с нашей точки. После раздумий во время обеда (сух. перекус), решили вернуться на маркированную тропу.

Norway-2019_2Rep_088
Norway-2019_2Rep_084Norway-2019_2Rep_090Norway-2019_2Rep_086
Norway-2019_2Rep_091
Norway-2019_2Rep_092 KODAK Camera Norway-2019_2Rep_096
Norway-2019_2Rep_098

В середине финальной части подъема на плато нас обогнал соло-турист, явно стартовавший значительно позже нас.
Окончание подъема вывело нас в небольшую долинку с озером, которая упиралась в перевал. На противоположных концах озера нашлись места для палаток. Поскольку было уже поздновато, да и неясно, найдем ли за перевалом ровное место под палатку, решили встать лагерем на дальнем конце этого озера (Vierdalsvatnet). Соло-турист, который тоже встал лагерем в начале озера, не смог нам ничего подсказать про перевал и стоянки за ним, так как тоже был тут впервые.

Norway-2019_2Rep_099KODAK CameraNorway-2019_2Rep_101
Norway-2019_2Rep_102

За ужином из традиционных спагетти с фаршем мы попробовали норвежскую 60-градусную водку, купленную в дьюти-фри Осло. Она оказалась очень к месту – расслабила и согрела в наступающей вечерней прохладе. На боковую отправились засветло – устали.

Впечатления дня_Искандер
День выдался хороший, даже отличный!
Погода пока радует, водопады – как и положено – поражают величием, по тропам снуют общительные иностранцы и иностранки.

Norway-2019_2Rep_075
Norway-2019_2Rep_072
 Norway-2019_2Rep_095

На одном из озер мы затеяли спонтанное купание: сперва Артем устроил демонстрацию пролетарских труселей, а за ним и я соблазнился, правда костюмов не демонстрировал, купался голышом. С противоположного берега за нами наблюдала группа туристов. После купания, переодевания и поедания конфет, обнаружили, что одна из зрительниц рискнула последовать нашему примеру. Видимо она, как и я, пролетарскими труселями не обладала, и тоже полезла в воду голяком. Но совершила при этом стратегическую ошибку: с нашей стороны глубина начиналась от берега и заход в воду был коротким, а вот с их стороны было совсем не так… В итоге бедной тётеньке пришлось долго брести по колено в ледяной воде в поисках глубины; так и не достигнув цели, она просто легла в воду, охнула, перевернулась, и скоренько поскакала к берегу.

Norway-2019_2Rep_080

Вообще, туристов на этом участке много, у подавляющего большинства это однодневная экскурсия к водопадам – идут налегке, перемещаются быстро. Мы же со своими пешеводными рюкзаками выглядим здесь экзотикой и привлекаем особое внимание.

KODAK Camera

Достигнув примерно середины подъема, начали встречать утренних попутчиков, уже сгонявших наверх и теперь спускающихся обратно в Кинсарвик; в их числе был пакрафтер из Англии, с которым познакомились у купального озера. Завидев весла, притороченные к моему драйбэгу, он подошел познакомиться – пакрафтинг сближает! ))) Говорили о маршрутах, пакрафтах, водной снаряге. Он пока начинающий, сходил лишь в один маршрут, но мечтает о долгих автономных походах на дикой Аляске. Расспрашивал нас про природу России, дали наводку на наш Russian Packrafting, где он может почерпнуть инфу по регионам и реальным маршрутам. Так потихоньку осваиваемся в международном туристском сообществе ))

Дневной километраж = 11,3 км, набор/сброс высоты по треку = 1249м/284м. Первый день пешки – самый тяжелый, надо подняться на плато с максимальным весом. Но дальше будет легче – набор высоты заметно меньше, плюс ежедневный расход продуктов и газа, ну и организм начнет привыкать к нагрузкам.
А природа тут, ребята, и впрямь прекрасна!

Norway-2019_2Rep_089

11.08.2019, 18:45_Искандер
Вечер в Лагере №2 на берегу озера Heimsta Hanasteinsvatnet (N60°17'17,52"   E6°57'20,26").

Сегодня встали в 06:15, чтобы наверстать упущенное на предыдущих участках время. Под утро прошел дождь и намочил палатку. Жаль. Собирались и завтракали без дождя, но после выхода начало накрапывать и дальше дождило в течение дня с редкими перерывами.
Плато Хардангервидда не такое и плоское, скорее – система невысоких гор, с долинами, хребтиками и перевалами. Весь день вверх-вниз, меж озерами, переваливая из одной долины  другую. Но тропы хорошо натоптаны, и без курума, идется довольно легко.

Norway-2019_2Rep_104
Norway-2019_2Rep_105
Norway-2019_2Rep_107
Norway-2019_2Rep_108 KODAK CameraKODAK Camera
Norway-2019_2Rep_109

По пути встречалось много туристов, общались. Хорошо поговорили с местными норвежскими тётушками, они вышли из Увдаля и уже пятый день на маршруте. Тётушки в возрасте, но в хорошей форме и очень позитивны, приятно было пообщаться!
Прошли две хижины – Stavali и Helnaberg. Хозяйка Stavali пригласила передохнуть и пообедать, но мы там только пофоткали и отправились восвояси (правда, Артем вожделенно поглядывал на оставленный у мусорки спальник, но нам со Славой удалось отговорить его от столь сомнительного приобретения). Хижину Helnaberg прошли под дождем, в домиках топились печи.

Norway-2019_2Rep_112
Norway-2019_2Rep_113 Norway-2019_2Rep_114Norway-2019_2Rep_115
Norway-2019_2Rep_116
Norway-2019_2Rep_127
Norway-2019_2Rep_128

На самом деле, хижины (cabin) – понятие условное, на деле это маленькие хуторки из нескольких зданий: гостевой дом (иногда не один), дом смотрителя и хозяйственные постройки. Здесь туристы могут переночевать, заказать обед и пополнить запасы газа и продуктов. В некоторых хижинах смотрителя нет, посетители сами записываются в журнал и оставляют плату согласно прейскуранту. Система хижин, как и маркированных троп, организована и содержится силами Норвежской ассоциации треккинга (Den norske turistforening, DNT).
Долины Хардангервидды очень живописны, множество озер на разных уровнях, виды впечатляют, однако пасмур и дождь не дают насладиться этим в полной мере. Близ хижин пасутся овечки, их довольно много и они расходятся по склонам далеко, так что, идя по тропе, с разных сторон слышишь звон их колокольчиков.

Norway-2019_2Rep_121
Norway-2019_2Rep_129
 KODAK CameraNorway-2019_2Rep_129-1KODAK Camera
KODAK Camera

Озера по пути рыбные, видны плески, но у нас нет лицензии на этот участок, так что иду-облизываюсь. Зато грибов по пути много, в основном белые и подберезовики. Иду, собираю в пакетик. Попавшиеся навстречу французы, глядя на мой пакетик, сообщили, что «там, на горе есть много ооочень крупных грибов», на что я ответил, что мы берем маааленькие, они вкусней ))). Встреченная чуть позже немецкая парочка тоже подивилась на грибы, но узнав, откуда мы, пожелала «хороших глюков» ))) Пара была интересна тем, что девушка несла рюкзак, а мужчина шел налегке.

Norway-2019_2Rep_133
Norway-2019_2Rep_132Norway-2019_2Rep_131Norway-2019_2Rep_135
Norway-2019_2Rep_136

Так что теперь нас ждет супер-ужин с хорошим грибным приварком. Сейчас сидим в палатке, пережидаем очередной заряд дождя и слушаем, как булькает похлёбка на горелке. Лафа!

Впечатления дня_Артем
Второй день похода. Много красивых видов, ручьи, водопады. Через ручьи на тропе перекинуты мостики. Камни довольно скользкие. Поскользнулся, упал, ушиб голень. На месте ушиба образовалась большая шишка. Но в целом все хорошо.

13.08.2019_Артем
Лагерь №3 под Хартейгеном (N60°11'15,75"   E7°04'04,11").

Вчера, 12.08. С вечера предыдущего дня почувствовал сильную боль в горле. Утром к ней присоединился насморк. Весь день ощущал болезненную слабость, недомогание. Погода была как в предыдущие дни, ветер, заряды мелкого моросящего дождя.

Norway-2019_2Rep_143
Norway-2019_2Rep_144
Norway-2019_2Rep_149
Norway-2019_2Rep_145
Norway-2019_2Rep_153
Norway-2019_2Rep_152Norway-2019_2Rep_156Norway-2019_2Rep_162
Norway-2019_2Rep_163
Norway-2019_2Rep_164

К обеду вышли к приюту. Он был без смотрителя, и мы ради любопытства зашли внутрь. Там квартировались трое, не расположенных к беседам, туристов. Осмотрев все и подивившись ценам, вышли на улицу и расположились обедать за столиком. За обедом выпил ибупрофен, который немного меня взбодрил.

Norway-2019_2Rep_170
Norway-2019_2Rep_173
Norway-2019_2Rep_176Norway-2019_2Rep_174Norway-2019_2Rep_175

После обеда двинулись дальше, по плану должны были дойти до озера за Хартейгеном, заночевать там, а на следующий день попробовать взойти на него.
Хартейген возвышается над окружающим ландшафтом как большая, черная и мрачная крепость, его склоны издалека кажутся почти отвесными. Тем не менее, тропа для подъема есть и на нее даже есть указатель.

Norway-2019_2Rep_181
Впереди Хартейген
KODAK CameraKODAK CameraKODAK Camera

Когда подошли к горе, из-за нее вышла серая пелена – то ли облако, то ли туман. Войдя в это пелену оказались под сильным холодным дождем, очень быстро вымочившим нас до нитки. Ветер не прекращался и было очень холодно. Чтобы как-то согреть руки, я достал и надел неопреновые перчатки, предназначенные у меня для сплава.
Обойдя гору решили искать место для лагеря. Лишайник был весь пропитан водой, всюду сбегали ручки и сверху лил дождь. С трудом, далеко не сразу, удалось найти пятачок земли без луж и ручьев на небольшом холмике. Я переоделся в сухое, мокрую одежду скинул в тамбур палатки и забрался в спальник. Искандер со Славой занялись ужином под непрекращающимся дождем.
Эффект ибупрофена к тому времени прошел, и я чувствовал себя совершенно больным, нос полностью заложило, как только согрелась вода, выпил терафлю. Дождь и сильный ветер продолжались всю ночь.

Norway-2019_2Rep_157

13.08.2019_Слава
Лагерь №3 под Хартейгеном, вечер.

По-видимому, вчерашний дождь загнал нас в не самое удобное место – кругом снежники, от мокрого ветра с дождем мигом замерзают руки, с утра все небо над нами было затянуто серыми тяжелыми тучами, и вот на горизонте с трех сторон проглядывает белизна. С четвертой стороны возвышается Хартейген, весь день наполовину скрытый в тумане. Впрочем, к обеду все небо, докуда хватает взгляда, затянуло серой хмарью. Возможно, что это циклон догнал нас и загнал в палатку на целый день.

Norway-2019_2Rep_186
Norway-2019_2Rep_188
Norway-2019_2Rep_189

С трудом могу представить, насколько комфортно может быть в домике с дровяной печкой, поскольку в палатке в такую погоду сидеть – сущее удовольствие. Что может быть приятней, чем прийти озябшим, залезть в сухой спальник и греть руки о миску с ароматным горячим супом!
Помимо выздоровления, решили пустить силы на готовку: с утра было картофельное пюре с сушеным фаршем, который в первый раз предварительно слегка поварили, на что ранее не хватало времени; на обед был потрясающий горячий гороховый суп с сушеным фаршем и овощами; ну а на ужин нас ждет плов! Такой вот праздник живота.

Norway-2019_2Rep_184-1
"Карантинный барак". Фото А.Шавкуна

Со вчерашнего обеда солнце так ни разу и не показывалось, весь день налетали порывы ветра, начинался и заканчивался средней интенсивности дождь. К обеду будто бы потеплело, но снаружи на мокром холодном ветру это очень сложно ощутить.
Пока готовили завтрак, на дне газового баллона образовался иней. Конец дня, 20:30, солнце так и не показалось. А вчера перед сном выпал снег.

Norway-2019_2Rep_187

14.08.2019, 22:23_Искандер
Лагерь №4 на берегу озера Litlosvatnet (N60°05'17,80"  E7°08'33,79").

Сегодня наконец вырвались из ледяного плена Хартейгена. Весь прошлый день провели в палатке с редкими вылазками; такое ощущение, что стратегические запасы дождя и ветра хранятся именно там.
Артем отлеживался с начинающимся бронхитом, а я с простудой и насморком (расплата за купание), и только добрый мОлодец Слава был готов творить пищу страждущим, за что заслужил звание «стойкого оловянного кашевара». Сидя под проливным дождем и напевая песни, он кипятил суп и плов, поддерживая силы обитателей «карантинного барака».

Norway-2019_2Rep_185

Сегодня встали пораньше и, собрав манатки, чесанули нафиг в сторону Квенны. Перед выходом даже солнце вылезло, но на Хартейген уже не было времени, да и бронхит Артема не позволял рисковать. Впервые за мою многолетнюю практику в походе кто-то серьезно заболел, так, что понадобились сильные антибиотики. Хорошо, что обновили аптечку перед отъездом.

Norway-2019_2Rep_190

Пока спускались к Квенне, потеплело; попутный ветер подгонял нас в спину, так что шли на удивление бодро. Видимо, сказалась дневка, удалось отлежаться и восстановить силы. Артему сегодня уже получше – начал действовать антибиотик. Моя простуда тоже отступила, но остался сильный насморк. По дороге, где успевал – облавливал ближайшие к тропе озера, т.к. в этом районе начала работать лицензия. Но озера мелкие и безжизненные, без каких-либо признаков рыбы. Обедали на берегу небольшого безымянного озерка, обкидал его вдоль и поперек, но также безрезультатно.

Norway-2019_2Rep_193
Norway-2019_2Rep_195
Norway-2019_2Rep_198
Norway-2019_2Rep_196Norway-2019_2Rep_205-1Norway-2019_2Rep_201
Norway-2019_2Rep_203Norway-2019_2Rep_204Norway-2019_2Rep_197
Norway-2019_2Rep_206

Дошли до Литлоса к 15 часам (по Москве). На хуторе 7 или 8 домиков, три из которых объединены в один блок – это, собственно, гостиница для туристов. У нас освободился один газовый баллон, самое время сдать, да и вообще, интересно посмотреть, как тут все устроено. Зашли в дом, нас встретила улыбчивая девушка типичной скандинавской наружности. Мы оставили пустой баллон и спросили разрешения осмотреть внутреннее убранство, она не возражала.

Norway-2019_2Rep_207
Norway-2019_2Rep_208

Побродили по гостинице: очень уютно и чисто, кругом натуральное дерево, металл, минимум пластика. В углу большой столовой на диване расположилась туристка с книжкой, хайкнулись. В другом зале, поменьше – декоративная печка, гитара, шкура оленя на стене. Внизу складское, наверху спальни. Напротив ресепшена на стене карта местности и – ого! – распечатка прогноза погоды на текущую неделю! В углу прихожей журнальный столик и книга отзывов, спонтанно решили вписаться, хотя и не собираемся ночевать в доме – просто дружелюбная и уютная атмосфера покорила ))

Norway-2019_2Rep_210
Norway-2019_2Rep_209Norway-2019_2Rep_212Norway-2019_2Rep_211
Norway-2019_2Rep_213

Побродив и пофоткав, попрощались с хозяйкой и направились к озеру, чтобы на берегу разбить свой лагерь. Берег тундровый, тропинки в карликовых зарослях то сходятся, то расходятся, кое-где сыровато из-за впадающих ручьев. С ровными местами не очень. Наконец, вышли к небольшой бухточке с мелким галечником, там и встали на ночлег. На небе в основном пасмур, но иногда сквозь облака проглядывает солнце, а самое главное – сухо, пока без дождя!

Norway-2019_2Rep_215
Norway-2019_2Rep_216

Поставили палатку, парни стали неспешно сушиться и отдыхать, а я быстренько собрал спиннинг и пошел обкидывать озеро. У лагеря неглубоко и камни, засадил блесну, так что пришлось надувать пакрафт для отцепа. Попытался кидать с пакрафта, но сильный ветер не дает толком рыбачить, разворачивает и относит лодку к берегу. С северного конца нашего озера (Litlosvatnet) впадает ручей, вытекающий из верхнего озера Kollsvatnet; решил прогуляться туда в надежде на улов. К этому времени ветер частично разогнал тучи, солнце осветило долину и пейзаж сразу заиграл сочными северными красками.

Norway-2019_2Rep_221
Norway-2019_2Rep_219

Близ устья ручей разливается множеством мелких проток, берега поросли карликовой ивой, так что бродить там непросто. Кое-как вырвался из кустарника и стал подниматься вверх по берегу ручья. Воды немного, ямок практически нет. У небольшого порожка перекинут мост с овечьим заслоном, не позволяющим им перебраться на другой берег. Пока обкидывал порожек, в сторону Литлоса прошел турист, а затем хозяйская дочка с чупа-чупсом за щекой протопала по мостику с другого берега.

Norway-2019_2Rep_218

Поклевок не дождался – мелко, глубины почти нет. Набрал немного белых грибков и двинул обратно в лагерь, поскольку уже прилично проголодался. Пока бродил со спиннингом, пролился небольшой дождь, но я загидрен, так что все в порядке. По дороге любовался завораживающими вечерними пейзажами, все-таки тундра – моя любовь!

Norway-2019_2Rep_220

В лагере порядок, парни варят плов, укрывшись от ветра за большим камнем – к вечеру заметно похолодало и продолжает холодать. По прогнозу в Литлосе, дальше будет холодать, днем не выше 10 градусов. После праздничного ужина (плов с индейкой, грибная похлебка с салом и чесноком плюс дежурная порция мельдония тем, кто не на «колёсах») решил еще пройтись вдоль озера со спиннингом. Прогулялся примерно на километр, но безрезультатно.

Norway-2019_2Rep_227
Norway-2019_2Rep_223Norway-2019_2Rep_222Norway-2019_2Rep_224
Norway-2019_2Rep_225Norway-2019_2Rep_217Norway-2019_2Rep_226
Norway-2019_2Rep_228

Немного подмерз, вернулся и залез к парням в палатку писать дневник. Артем уже сопит, а Слава модернизирует спальное место. Вот вроде и все события этого дня, пора спать.

ДНЕВНИК ПОХОДА, Часть II

Norway-2019_2Rep_415

16.08.2019, утро_Артем
 Лагерь №5 на берегу Квенны у порога (N60°05'15,82"  E7°16'27,91").
 Вчерашний день, 15.08.

Утром на палатку, траву и все вокруг выпал иней. Было солнечно и безветренно. Собирались долго, надували лодки, укладывали снаряжение. Ко времени отплытия поднялся сильный встречный ветер, который прижимал нас к правому берегу.

Norway-2019_2Rep_232
Norway-2019_2Rep_234
Norway-2019_2Rep_229  Norway-2019_2Rep_230
Norway-2019_2Rep_236
Norway-2019_2Rep_238Norway-2019_2Rep_237Norway-2019_2Rep_239
Norway-2019_2Rep_240

Обедали на протоке между озерами. После обеда вышли на другое озеро, одно из цепи озер, через которые протекает Квенна – наш основной водный участок похода. Мы сменили направление движения, соответственно ветер стал задувать нам справа и сзади.

Norway-2019_2Rep_241Norway-2019_2Rep_243Norway-2019_2Rep_242
Norway-2019_2Rep_246
Norway-2019_2Rep_245KODAK CameraNorway-2019_2Rep_247

Квенна – это цепочка озер, соединенных протоками. Каждая протока – это множество мелей, островков, перекатов, шивер и порогов. Где-то приходилось блуждать, иногда вылезать из лодки и протаскивать ее через перекат, где-то предварительно осматривать водные препятствия.

KODAK CameraKODAK CameraKODAK Camera

В этот день мы прошли два озера, не считая того, где мы стояли лагерем, остановились перед третьим, где в протоке был первый по-настоящему интересный для нас порог. Его решили проходить на следующий день. К вечеру ветер наконец нанес туч и зарядил мелкий, моросящий дождик.

Norway-2019_2Rep_252 Norway-2019_2Rep_253
Квенна, порог №1
Norway-2019_2Rep_254

Приготовили ужин с собранными на стоянке грибами. Поужинав, под дождем забрались в палатку спать.

16.08.2019, вечер_Слава
Лагерь №6 у водопада Skyttarfossen чуть выше озера Sandvatn (N60°04'04,62" E7°27'09,50").

Встали в 8, небо затянуто серой хмарью, но тепло и ветра нет. Пока копошились в палатке, пару раз налетала морось со слабым ветерком, но стоило вылезти, как это прекратилось. Пока готовили завтрак, сквозь тучи показалось солнце. Ночь, кстати, выдалась теплая, но лило, как из ведра. Искандер опасался, что нас подтопит, поскольку мы встали в низинке, но повезло.

Norway-2019_2Rep_255
Norway-2019_2Rep_256

После завтрака Солнце осталось на небе на весь день! Погода была отличная ­ ветра почти не было, лишь изредка попутный!
Искандер не вполне удачно прокатился в пороге, на котором мы встали лагерем, нацеплял камней, так что мы с Артемом не стали рисковать и стартовали ниже порога.

Norway-2019_2Rep_259
Norway-2019_2Rep_265
Солнце слепит...
Norway-2019_2Rep_263
Завис на камне в третьей ступени, в результате развернуло
Norway-2019_2Rep_261-3Norway-2019_2Rep_261-1Norway-2019_2Rep_261-2
Norway-2019_2Rep_269

Вскоре подошли к живописному небольшому каньону с простым порогом, который все успешно прошли.

Norway-2019_2Rep_274
Norway-2019_2Rep_276
Norway-2019_2Rep_277
Norway-2019_2Rep_278Norway-2019_2Rep_282Norway-2019_2Rep_287
Norway-2019_2Rep_294

Затем вышли в следующее озеро, на дне которого Искандер углядел весло. Пока размышляли, как его достать, ветер отнес лодки, и мы потеряли весло из виду.
Следующую протоку, представлявшую собой шиверу, было решено проходить без просмотра. Но оказалось, что она заканчивается порогом водопадного типа, перед которым мы спешно зачалились. Обнесли порог и стали варить обед – лапшу с сушеным мясом и местными грибами.

Norway-2019_2Rep_295
Norway-2019_2Rep_300
Norway-2019_2Rep_304
Norway-2019_2Rep_306
Norway-2019_2Rep_307

А зашел я в эту шиверу особенно безобразно: пока устраивался в лодке, меня отнесло от берега, и тут я, одевая рукавицы, упустил весло. К счастью, пакрафт прибило к ближайшему камню, а весло приплыло прямо мне в руки.

Norway-2019_2Rep_308

Далее прошли поселок Hansbu, после которого тоже были пороги и потом длинный обнос. Шиверы прошли, перед первым порогом зачалились и обнесли, второй порог обошли по протоке, где я собрал много камней – места для маневра мало, а несет хорошо. После сели на мель.

Norway-2019_2Rep_317
Hansbu
Norway-2019_2Rep_319

Прошли дальше, перед последним мощным порогом зачалились по меткам Магнуса и пошли обносить. Встали лагерем после порога, вроде бы по такой воде он не так уж и непроходим, но дело сделано.
По спокойной воде озер ребята гребли не очень быстро, после обеда из-за жары, а до обеда на озере было много островов и порожков, приходилось часто сверяться с навигатором.

Впечатления дня_Искандер
Весь день был отличным – погода и красавица Квенна радовали душу. С утра было морозно, палатка в инее, но потом выглянуло солнце и согрело, стало заметно веселей.
 Прошли несколько порогов и обнесли три. Начало было положено прямо от лагеря – мы ночевали на первом пороге, что встретился нам на Квенне (N60°05'11,85" E7°16'23,47"). С вечера пришли поздно, было не до бултыханий, оставили на утро. Сегодня до завтрака пробежался поглазеть и прикинуть траекторию.
Порог трехступенчатый, входная ступенька простенькая, заход вдоль левого берега. Вторая ступень метров через 40-50, там уже посерьезней, заход ближе к центру. После нее еще один вал, а дальше третья ступень, самая сложная в пороге – перепад и много камней, надо точно зайти в слив. Дальше небольшой косой валик и выход в мелкую шиверу, по которой, как с горки, скатываешься в следующее озеро. На выходе опять ступенька, мелко.
 В этом пороге я решил испробовать посадку ближе к центру, рекламируемую командой Каржаева (якобы она улучшает поведение Иволги в пороге). Ну, посмотрим. Переставил сиденье и упоры, загидрился и пошел. Для первого раза решил идти без груза, чтобы почувствовать нюансы. К моменту старта солнце засияло вовсю, и, конечно, прямо в глаза. Отражение от воды сильное, шел практически вслепую, препятствия становились различимыми лишь перед носом лодки.

KODAK Camera
Перед стартом, сидушка и упоры сдвинуты вперед
Norway-2019_2Rep_266Norway-2019_2Rep_268Norway-2019_2Rep_270
Солнце слепит...
Norway-2019_2Rep_260

В первую ступень зашел нормально, во вторую чуть левее нужного, но терпимо, выровнялся. Перед третьей был необходим маневр с выруливанием в чистый слив, и вот тут я сильно промазал вправо, зацепил дном камень и в какой-то момент завис в лодке на кромке ступени. Спрыгнуть – спрыгнул, но скорость была потеряна, лодку тут же развернуло. Хорошо, что шел пустым, так что удалось быстро крутануть и в следующий вал войти носом. Но проход получился грязным. Дальше пошла мелкая шивера, по которой я, лавируя и цепляя камни, скатился до следующего озера.

Norway-2019_2Rep_261
Заход во вторую ступень
Norway-2019_2Rep_264
Выход из третьей ступени

По поводу посадки по центру: во второй ступени порога я выскользнул из упоров – сказалось отсутствие спинки, вероятно, это тоже отразилось на прохождении, так как степень контроля лодки уменьшилась. Впечатление: в этом варианте, без спинки, посадка по центру не понравилась, особых преимуществ не заметил. Единственный веский аргумент в пользу такого смещения – чтобы нос в валах сильно не закидывало, но это актуально для тех, кто сплавляется порожняком или с символическим грузом. Когда в носу лежит рюк кил на 25 – проблем особых не будет, лодка и так сбалансирована. А вот в мордевинд при такой посадке должен быть выигрыш, обязательно проверим…
После моего не очень удачного прохождения парни решили не возиться и обнесли первый порог берегом. Ну а дальше нас ждал живописный коротенький каньон с небольшим порожком (N60°05'07,78" E7°16'56,09").

Norway-2019_2Rep_273
Norway-2019_2Rep_275

Две ступеньки, в первой проход слева вплотную к скальной стене, во второй – в слив у правого берега. Ничего сложного, как раз для раскатки парням; прошли его поочередно, не разгружаясь. После первого слива в струе хороший петух, в котором мне накидало в лодку, парни обошли его стороной. Выход из каньона по очень мелководной шивере, пришлось изрядно пошкрябать. Пока мы осматривали и проходили, на левый берег шиверы вышли два охотника с оленьей тушей и занялись ее свежеванием. Мы прошли вдоль правого берега, так что пообщаться с ними не получилось.

Norway-2019_2Rep_292

Norway-2019_2Rep_279Norway-2019_2Rep_284Norway-2019_2Rep_289

Квенна – это не совсем река в классическом понимании, а цепочка озер и проток меж ними; генеральное направление – с Запада на Восток. В протоках – шиверы и пороги разной сложности, вплоть до водопадов. Заход в пороги, как правило, простой, а дальше идет усложнение, так что ухо надо держать в остро. В одну такую Ж. мы сегодня чуть не влетели, а начиналось все с простой шиверы. Хорошо, что вовремя удалось увидеть кромку срыва, зачалиться в улово и тормознуть парней, а то было бы веселье. Это, пожалуй, самое яркое впечатление за день ))

Norway-2019_2Rep_297
Norway-2019_2Rep_303
Norway-2019_2Rep_298 Norway-2019_2Rep_302Norway-2019_2Rep_305
Norway-2019_2Rep_306-2

В протоке перед Hansbu выходные ступеньки тоже оказались крутыми, там мне налило половину лодки. При большей воде могло запросто кильнуть.

Norway-2019_2Rep_311
Norway-2019_2Rep_312 Norway-2019_2Rep_314
Norway-2019_2Rep_315

Первый порог ниже Хансбу обнесли – слишком сложное нагромождение камней, второй поленились полностью осматривать (надо было переправляться на ЛБ) и слились по правой мелководной протоке.
Кроме собственных меток порогов, расставленных на основе топокарт и спутниковых снимков, я ориентировался по трекам и точкам от норвежского пакрафтера Магнуса Олсена, переписка с которым была очень полезной и продуктивной. Но вот что характерно: точки начала обносов у него вынесены сильно заранее – возможно, с ориентировкой на большую воду.

Norway-2019_2Rep_318
Пороги за Хансбу
Norway-2019_2Rep_320
Norway-2019_2Rep_321

К вечеру вошли в протоку, ведущую к озеру Sandvatn, в конце которой находится первая из трех главных квеннских Ж. – многоступенчатый водопад Skyttarfossen. Трек Магнуса показывал длинный (почти километр) обнос по пб, не стали разбираться-смотреть, пристали к точке и пошли обносить – хотели разбить лагерь ниже порога, т.к. оттуда начинается район нашей второй рыболовной лицензии.

Norway-2019_2Rep_322
Выход с обноса к оз. Sandvatn
На обносе посеял одну из латексных лент, которые использую для гидроизоляции штанин; после ужина в сумерках пошел искать по записанному GPS-треку и нашел. Разумеется, она лежала почти на старте обноса )) Заодно попались здоровые оленьи рога, притащил их в лагерь. На ночь натянули тент, т.к. небо недвусмысленно намекает…

18.08.2019, 07:40_Искандер
Утро в Лагере №6 у водопада Skyttarfossen чуть выше озера Sandvatn (N60°04'04,62" E7°27'09,50").
Описываю вчерашнюю днёвку.

Проснулись под шум дождя и ветра; небо затянуто напрочь – днёвка, уже вторая по непогоде (первая была под Хартейгеном). Перекусили слегка в палатке, к обеду чуть стихло – вылезли готовить завтрак.

Norway-2019_2Rep_324

Поставленный накануне тент повалило – колышки плохо держатся в почве, надо укреплять камнями. Исправили это дело и стали куковать под тентом. После обеда в коротких промежутках меж дождями ходил смотреть порог, который обнесли накануне, а затем я прогулялся верх по протоке, чтобы оценить подходы к нему.

Norway-2019_2Rep_327KODAK CameraKODAK Camera

Skyttarfossen – это многоступенчатый порог водопадного типа, очень живописный. Для нас непроход. Но обносить его можно значительно ближе, перед ним есть улово и удобная поляна для лагеря. Если дойти на веслах до этого места, то длина обноса сократится вдвое. Внес точку этого места в GPS.
Эта днёвка принесла наконец рыбу! Целый день в перерывах между дождями я бродил вверх-вниз по протоке со спиннингом. В итоге удалось вытащить несколько форелей. Но рыбалка здесь трудовая: за день было всего пять поклёвок; одну отпустил по возрасту, одна сошла у берега, итог – 3 форели. Из двух сварили уху, третью засолили.

Norway-2019_2Rep_325
Norway-2019_2Rep_323 Norway-2019_2Rep_333 Norway-2019_2Rep_339
Norway-2019_2Rep_337

Зато в округе море грибов, кладем их во все блюда, уже приелись. А на этой днёвке у нас было усиленное питание – ели аж 5 раз ))) Форель оказалась с икрой, так что отведали малосольного деликатеса ))
За день несколько раз над нами пролетали вертолеты и гидропланы, воздушное движение здесь очень активное. Ну это и понятно: автодорог тут нет, все приходится забрасывать по воздуху. Почти на каждом озере есть один-два домика, куда завозят припасы и дрова. Но ощущения уединенности это вовсе не нарушает, домики как-то вписываются в береговой пейзаж, да и людей мы особо не видим.
Вот и все события вчерашнего дня – днёвка по непогоде не предполагает особой насыщенности. Вечером ненадолго выглянуло солнце.

Norway-2019_2Rep_336
Norway-2019_2Rep_340

Легли ближе к 23, как залезли – снова полил сильный дождь. Ночью снились красочные сны с приключениями – проснулся с большим сожалением...
Сегодня, похоже, будет солнечно! Вновь сходил полюбоваться на порог  в утреннем свете он выглядит еще красивее.

Norway-2019_2Rep_343
Skyttarfossen
Norway-2019_2Rep_342Norway-2019_2Rep_345KODAK Camera
KODAK Camera

До завтрака попробую еще половить, надо оправдывать лицензию ))

19.08.2019_Артем
Утро в Лагере №7 на выходе из озера Briskevatnet (N60°01'25,28"  E7°39'42,30").
Описываю вчерашний день.

Вчера утром собирались долго. Искандер ходил рыбачить, мы со Славой с это время спали. После завтрака Искандер быстро собрался и вышел раньше, чтобы успеть порыбачить на озере. Мы же со Славой отправились в путь, после того как собрали палатку и все снаряжение.

Norway-2019_2Rep_346-1
Norway-2019_2Rep_347

Прошли озеро, дальше протока с порогами. После осмотра мы с Искандером прошли первую ступень, а потом зачалились и обнесли оставшиеся препятствия, до следующего озеро. Только в одном месте я спустил лодку на воду и прокатился на струе с валами.

Norway-2019_2Rep_349
Norway-2019_2Rep_348
Norway-2019_2Rep_360

После пешего обноса обед на берегу следующего озера. Дул встречный ветер средней силы, поэтому на озере была волна. Пройдя озеро, я остановился подождать Славу с Искандером, в этом момент ветер принес тучу, начался сильный дождь.

Norway-2019_2Rep_378
 Norway-2019_2Rep_381
Первые деревья на Квенне

Короткую протоку с шиверой прошли без проблем. На следующем озере открылись красивые виды. Левый берег оказался лесистым, а окружающие горы имели живописные очертания.

Norway-2019_2Rep_383

В попытке найти место под лагерь пристал к левому лесистому берегу. Попал в хаос огромных, поросших разнообразной северной растительностью валунов, березок и ручейков. Поляну найти не удалось.
Ветер, меж тем, утих и до конца озера дошли без проблем, встали на следующей протоке, на ровном месте среди карликовых берез. Готовили ужин уже в сумерках.

Впечатления дня_ Искандер
Очень много дождя и ветра, встречного разумеется. Артем высказался за сокращение сроков похода в пользу ословского цивила и теперь фигачит вперед без остановки. При этом отрывается далеко, что на его лодке небезопасно, но глас рассудка, похоже, дремлет. Что-то мне это начинает напоминать прошлогодний Кольский…
Поскольку наши Иволги проигрывают его Риверу в скорости, и особенно в ветровом сопротивлении, то мы со Славой постоянно в режиме догонялок. При этом, разумеется, о нормальной ходовой рыбалке речи не идет. Вчера гонки продолжались до 21:00, лагерь ставили уже на автопилоте...
За день было несколько шивер и мелких порожков. Один порог прошли с Артемом (Славка не захотел).

Norway-2019_2Rep_353
Norway-2019_2Rep_354
Norway-2019_2Rep_355
Norway-2019_2Rep_356
Norway-2019_2Rep_364

Потом был длинный обнос – пороги идут в ней один за другим, а в середине водопад. Погода была солнечной, можно было побултыхаться в первой части протоки, но уж больно много осмотров, решили не терять времени.

Norway-2019_2Rep_371
Протока в Gunleiksbuvatnet
Norway-2019_2Rep_372
Norway-2019_2Rep_375
Norway-2019_2Rep_376
Norway-2019_2Rep_373

И правильно сделали, т.к. хорошая погода держалась недолго...

Norway-2019_2Rep_379

19.08.2019_Слава
Вечер в лагере №7 на выходе из озера Briskevatnet (N60°01'25,28"  E7°39'42,30").

Весь день с небольшими перерывами лило. Видели двух каноистов, которые обнесли порог ниже нашего лагеря, а также двух охотников, всех с почтительного расстояния.
Рыбалка сегодня не пошла, зато грибов было вдоволь, и ягод тоже наелись. Морошка пока не приелась, да и места тут, кстати говоря, весьма красивые, кругом отслоившиеся скалы, есть водопад, горный ручей. Солнышко проглядывало пару раз, но ненадолго.

Norway-2019_2Rep_395
Norway-2019_2Rep_385

Впечатления дня_ Искандер
Сегодня опять днёвка по непогоде, уже третья по счету. Ветер свищет, дождь хлещет; тент валило несколько раз, несмотря на камни. В перерывах между дождевыми зарядами пытаюсь ловить, но, несмотря на перспективные места, все старания безрезультатны, лишь зря мокну. Ношу по две мембранные куртки сразу, но они уже не справляются с квеннскими дождями. Парни отлеживаются в палатке.

Norway-2019_2Rep_388
Norway-2019_2Rep_397

Мы стоим на открытом месте, спрятаться от ветра негде. Это берег небольшого залива или части озера, отделенной от основного (Briskevatnet) небольшим порожком, который мы прошли накануне вечером. Несколько рукавов, сливы меж камнями, в нашу воду ничего сложного.
Далее Квенна течет в следующее озеро – Hanserudvatnet, первый порог расположен в 350 метрах ниже нашего лагеря и вполне проходим для пакрафтов (N60°01'33,00"  E7°40'04,04"). Он отмечен огромным валуном на правом берегу, напротив – красивая гора.

Norway-2019_2Rep_386
Norway-2019_2Rep_390

После этого порога есть улово у пб, куда можно успеть зачалиться, если не зевать. А вот метров в 150-ти ниже начинается мощный слив по огромным наклонным плитам, образовавшим здесь квеннское ложе. Порог тянется почти без перерыва более 300 метров – вода скатывается вниз по этой длинной лестнице из плит, разбивается на протоки, и в этих протоках бурлит и клокочет. Очень впечатляющее зрелище!
Затем, после еще одного мощного водопадного порога (основная масса воды падает в левую протоку, а в правой по наклонным плитам бьётся узкая струя) Квенна втекает в озеро Vollevatnet.
Падение на участке между озерами Briskevatnet и Hanserudvatnet около 11 м/км, а между Hanserudvatnet и Vollevatnet – 21 м/км.
К сожалению, из-за непогоды заснять удалось только верхнюю часть порогов.

Norway-2019_2Rep_391
Norway-2019_2Rep_392
Norway-2019_2Rep_393

Тропа обноса начинается немного выше нашего лагеря и ведет сразу ко второму озеру (Vollevatnet), обходя одним махом все пороги на этом участке. Длина обноса около 3 км. Пока я варил вчерашнюю форельку под тентом, по этой тропе проследовали два каноиста. Лодку они оставили у огромного валуна, а сами ушли с рюкзаками на обнос.

Перед сном дожди стихли, решили просушить лодки на ветру, пока есть возможность, а завтра отсюда двинуть сразу на обнос к озеру Vollevatnet.

21.08.2019, 08:20_Искандер
Утро в Лагере №8 на берегу горного озера Torstjonni (N60°02'07,92"   E7°59'27,20").
Описываю вчерашние события.

День вчера был очень длинным и насыщенным, в том числе общением с людьми, что стало приятным контрастом после довольно долгого безлюдья.
Встали рано, на улице дождь. Выйдя, обнаружил, что ветер вырвал центральную оттяжку у тента, пришлось под дождем заниматься ремонтом. Тент восстановил, так что без завтрака не остались )) А на завтрак у нас был вчерашний несъеденный ужин – изобилие грибов дает о себе знать…

Norway-2019_2Rep_399
Norway-2019_2Rep_398

Затем быстро собрались и под дождиком пошли на обнос. Артем двинул напрямую по тропе, которая проходит под склоном горы Simlenuten, а мы со Славой пошли вдоль берега, чтобы полюбоваться порогами. На противоположном берегу заметили лагерь пакрафтеров – похоже, приплыли вчера вечером, днем я их не видел.  Один из них, мужчина в длинном дождевике, рыбачил у порога. Помахали друг дружке.

Norway-2019_2Rep_400
Norway-2019_2Rep_401

Затем мы со Славой вышли напрямик к тропе и на ней повстречали вчерашних каноистов – они возвращались за своей лодкой, которую оставили у Тролль-Камня. Оба норвежцы, с ними спаниель. Спрашивали, как нам погода на Квенне ))
От парней мы узнали, что здесь появляется сотовая связь. На подходе к озеру проверил – действительно есть! Наконец-то пообщались с Гульнаркой, впервые после выхода из Кинсарвика, т.е. сотовая связь появилась на десятый день маршрута.
Тропа обноса проходила мимо выходного порога – полюбовались узкой струей в правой протоке. Зрелищно, несмотря на дождь.

KODAK CameraKODAK CameraKODAK Camera

В итоге тропа привела нас к избушке на берегу озера, рядом обнаружился шатёр каноистов. Отстапелились и снова в путь. Ветер попутный (впервые на Квенне!), гнал сильно. Стало людно: на Vollevatnet видели семью рыбаков (муж с женой проверяли сети на моторной лодке), по берегам появились отчетливые признаки пребывания человека.

Norway-2019_2Rep_407
Norway-2019_2Rep_408

В протоке к следующему озеру Sandhøl было два порога, оба пройдены после просмотра. В первом оказалась неприятная бочка, в которую я провалился по плечи, так что налило полную лодку; впервые за весь поход промочил один сапог. Парни этот порог решили обнести.

Norway-2019_2Rep_414

Norway-2019_2Rep_417
Norway-2019_2Rep_421Norway-2019_2Rep_423Norway-2019_2Rep_424
Norway-2019_2Rep_418

Второй порог прошли в кильватере, обходя особо крупные валы, благо места для маневра хватало.

Norway-2019_2Rep_426
Norway-2019_2Rep_428Norway-2019_2Rep_433Norway-2019_2Rep_435
Norway-2019_2Rep_427

Потом встали обедать на острове. К этому времени ветер раздул тучи и наконец-то вылезло солнце, сразу потеплело. Лафа! Пока обедали, заметили утренних каноистов – они обносили порог.

Norway-2019_2Rep_438
Norway-2019_2Rep_436
Norway-2019_2Rep_437

От озера Sandhøl идет завершающий участок Квенны, после которого она заканчивается впадением в крупное озеро Møsvatn, точнее в один из его заливов. В устье расположен посёлок Mogen, здесь обычно туристы завершают маршрут по Квенне и садятся на паром. Но у нас свой маршрут, который ведет нас дальше.
На этом финальном участке Квенны расположено множество порогов, которые завершаются водопадом Argehovdfossen. Изначальный план был таков: продвинуться максимально к водопаду, чтобы сократить длинную пешку, проходя или обнося отдельные пороги. Но на озере Sandhøl я ошибся в выборе выходной протоки и завел в обмелевший тупик – обозначенный на карте остров стал полуостровом, а весь поток ушел в дальнюю правую протоку. Нужно было выбирать – либо возвращаться, либо стартовать на стандартный обнос до Могена (около 7 км). Посовещавшись, решили не тратить время и выходить по треку Магнуса. К этому моменту каноисты-собаководы догнали нас и стали выгружаться на обнос. Это окончательно укрепило наше решение.
Мы встали рядом, и пока сохли наши пакрафты, общались с парнями. Познакомились поближе, обменялись контактами. Ребят зовут Ян и Джим, а вот имя собачки я запамятовал. Парни очень интересовались природой России и нашим маршрутом, попросили разрешение сфоткать карту, в итоге я им подарил запасной экземпляр. Поговорили о походах и снаряге, я дал им ссылку на Russian Packrafting – вот так, в походе занимаюсь веб-продвижением ))
Ребята идут «классический» маршрут по Квенне, ночуют в Могене (забронировали номер в тур.приюте), а потом на пароме домой. Обносят они в две ходки – сперва рюкзаки, потом каноэ. Пока наши пакрафты подсыхали, парни собрались и вышли раньше нас, на прощанье я сфотографировал их троицу.

Norway-2019_2Rep_440

Мы еще успели пообедать сух перекусом, а потом тоже тронули в сторону Могена. Дорога очень живописна, идет по березовому лесу – корявые деревья, мох, камни, все это радует глаз, особенно на солнце.

Norway-2019_2Rep_443
Norway-2019_2Rep_444Norway-2019_2Rep_446Norway-2019_2Rep_449
  Norway-2019_2Rep_447

Первая часть тропы идет вдали от Квенны, так что посмотреть пороги на этом участке не удалось. Километра через 4 тропа поворачивает к берегу и выводит как раз к началу самого крупного водопада на Квенне (N60°01'13,73"    E7°51'01,82").
Ну что сказать – Argehovdfossen воистину грандиозен! Вода срывается потоками с многочисленных ступеней, кипит и клокочет, а облако водяных брызг оттеняет всю картину… Словами не передать эту величественную красоту!
Завороженные, мы бродили по берегу, любовались и снимали, снимали, снимали… )))

Norway-2019_2Rep_456

Norway-2019_2Rep_454
Norway-2019_2Rep_455
Norway-2019_2Rep_458
Norway-2019_2Rep_460

С тропы есть несколько выходов к разным участкам Argehovdfossen, а ниже установлена калитка, перекрывающая овцам доступ к водопаду.

Norway-2019_2Rep_463
Norway-2019_2Rep_464
Norway-2019_2Rep_465
Norway-2019_2Rep_466

Дальше тропа выводит на небольшую ферму, расположенную на склоне – Agrehovd, здесь открыт сервис по прокату рыболовных снастей и снаряжения, также предлагаются коммерческие рыболовные туры. У крыльца сидит упитанный дяденька и поглядывает в сторону Могена в ожидании клиентов. Мы же пришли с противоположной и не вызвали у него интереса.

Norway-2019_2Rep_470
Norway-2019_2Rep_468Norway-2019_2Rep_469Norway-2019_2Rep_471
Norway-2019_2Rep_472

От фермы начинается грунтовая дорога. Сам Моген расположен ниже, в живописной долинке. Собственно, это небольшая деревенька, даже хутор из нескольких разбросанных по долине домиков, аккуратных и привлекательных. Дорога вывела нас через поля к туристскому приюту – Mogen Turisthytte (N60°01'22,26"  E7°53'25,74"), куда мы не преминули заглянуть.

Norway-2019_2Rep_473
Norway-2019_2Rep_474 Norway-2019_2Rep_475

Приют весьма просторный, чистый и уютный, с отдельными комнатами и общим залом. Напротив входа – барная стойка, тут же продают сувениры. Мы оставили бармену три пустых газовых баллона и поинтересовались ценами на пиво. Стакан 0,33л лагера стоит 95 NOK, это больше 700 руб. Ого… Дружно решили, что не так уж нам его и хочется ))
У крыльца сделали групповой снимок – здесь завершилась вторая часть нашего похода, Квенна пройдена!

Norway-2019_2Rep_476

Что же дальше? Еще перед Могеном по инициативе Артема состоялся совет, на котором он настаивал на пересмотре маршрута – вместо планируемого выхода в Увдаль задействовать запасной вариант с выходом в Рьюкан. Этот более короткий вариант был у меня припасен на случай отставания от графика. Основная мотивация та же – желание побыстрее выйти в цивилизацию, чтобы потусить лишний день в Осло и посетить музей Фрама. Мы со Славой не очень горели разменивать поход на цивил, хотелось пройти по запланированному маршруту; к тому же, у варианта на Рьюкан было слабое место – много сплава по большим озерам, что при длительном мордевинде может аукнуться. Но Артем настаивал, ссылаясь на длительную непогоду и плохое самочувствие. Последний аргумент стал решающим, так что теперь мы выходим на Rjukan.
Стартовали от приюта уже после 17 часов, по пути встретили двух молоденьких туристок, торопившихся в Моген. Дойдя до указателя, свернули с грунтовки на размеченную тропу и полезли обратно в горы. Поднимались долго, в перерывах любовались открывающимися видами на долину озера Møsvatn, точнее его залива Vinjefjorden и путь, по котором мы сюда пришли. Прощай, Квенна!

Norway-2019_2Rep_477
Norway-2019_2Rep_478-1
Norway-2019_2Rep_480

Чем выше поднимались, тем слабее становился сигнал сотовой связи, успел поболтать еще раз с Гульнаркой, а потом связь окончательно пропала.
Наверху по пути будут два озера, на которых работает моя рыболовная лицензия, поэтому решили дойти сегодня до первого из них – вдруг повезет? Но путь туда от Могена неблизкий, около 7 км, из них около 6 в гору, а силы к вечеру уже не те. Поэтому шли долго. По пути встречались небольшие мелкие озера, сильно заросшие травой – ранее в Харданрегвидде таких не попадалось.
В 21:15, пошатываясь, достигли-таки нашего озера, сбросили рюкзаки и пошли искать место под палатку – здесь с этим дефицит. Ближайшая к тропе хорошая полка оказалась занята, так что мы со Славой разбрелись вдоль озера в поисках площадки. Искали минут 20, наконец встали на более-менее ровном пупыре – надеюсь, не сдует. Укрепили хорошенько все оттяжки, поужинали и завалились спать. Времени и сил на рыбалку уже не осталось, попробую завтра.
За день пройдено 18,6 км пешком и 6,4 км на веслах, итого 25 км.

Norway-2019_2Rep_478

ДНЕВНИК ПОХОДА, Часть III

Norway-2019_2Rep_511

22.08.2019_Артем
Утро в Лагере №9 на озере Geitebufjorden (N60°03'07,27"   E8°16'49,51").

Вчера утром было очень холодно. После завтрака Искандер пошел рыбачить пока я и Слава собирали лагерь. Нашими соседями на озере оказалась немолодая (насколько я мог судить) пара, мужчина и женщина.

Norway-2019_2Rep_481
Norway-2019_2Rep_482

Искандер ничего не поймал и вышел раньше нас, чтобы попытаться на соседнем озере, где еще действовала лицензия. Мы догнали его у подвесного моста через небольшую речку. Остановились и отдыхали, пока он рыбачил, примерно час.

Norway-2019_2Rep_483
Norway-2019_2Rep_485
Norway-2019_2Rep_484Norway-2019_2Rep_486Norway-2019_2Rep_487
Norway-2019_2Rep_489

За это время наши ночные соседи догнали нас и прошли мимо. Навстречу тоже попадались туристы. Две совсем молоденькие девушки с большими рюкзаками, которые стали причиной их затруднений при подъеме на подвесной мостик и наших незамысловатых мужских шуток («Слава, помоги же ей, подтолкни под попку!»).
К обеду вышли к большому озеру (Stordalsloni). Озеро, судя по обнажившимся песчаным пляжикам по берегам, ощутимо обмелело, по сравнению с обычным уровнем. Сварили обед и надули пакрафты.

Norway-2019_2Rep_490
Norway-2019_2Rep_491
Norway-2019_2Rep_494Norway-2019_2Rep_492Norway-2019_2Rep_496
Norway-2019_2Rep_497

Погода была очень хорошая весь день, очень солнечная, на озере в спину задул легкий попутный ветер. Мы прошли большое расстояние. Озеро поворачивало на Юг, вместе изгиба в него вдавался мыс, мы остановились на пляже в самой узкой его части, намереваясь завтра перетащить лодки посуху, чтобы не огибать весь мыс и сократить путь.
На одной из остановок я собрал грибов на ужин. Приготовили гороховый суп с грибами, на вид довольно отвратительного, бурого, цвета.

Впечатления дня_Искандер
Вчера был полностью солнечный день, ни единого дождика, просто удивительно! И пешка, и сплав в такую погоду – сплошное удовольствие. Еще бы рыбалка дала результат… Но в этом походе с рыбой туго. Была одна поклевка на озере Vrasjaen, но не реализовалась.

Norway-2019_2Rep_488

Это было последнее место, где работала лицензия, так что зачехлил спиннинг окончательно – рыбалке в Норвегии конец! На том же озере, в самом финале рыбалки, потерял футляр, защищающий кольца телескопа, пришлось мастрячить из подручных материалов. А вот на стапеле нашел маленькую колебалку – без тройника, зато made in Norway! Получил компенсацию за утрату )

Norway-2019_2Rep_498

На озере Viervatnet встретили рыбаков на моторке, при обгоне они вежливо сбросили газ и обошли нас на малом ходу. Приятно, у нас такое поведение встречается все реже, обычно лупят на полном, кичась скоростным превосходством.

Norway-2019_2Rep_503
Norway-2019_2Rep_499   KODAK Camera
Norway-2019_2Rep_500
Norway-2019_2Rep_504Norway-2019_2Rep_509Norway-2019_2Rep_507
Norway-2019_2Rep_508

Встали в очень живописной бухте – пляж, камни, наверху тундра и озерцо. И от ветра хорошо прикрыто.
 Но главное – это стратегическое расположение: здесь узкий (700 м) перешеек в озеро Oksedalstjonni, позволяющий сократить сплав на 7 км.
А поскольку сегодня с утра на улице опять творится черт-те что, мы воспользуемся этой срезкой.

Norway-2019_2Rep_510

23.08.2019_Слава
Утро в Лагере №10 на озере Kilsfjorden (N60°02'09,31"   E8°19'10,66").
Вчерашний день.

Пронесли лодки по берегу метров 500, чтобы немного срезать, и пошли по озеру (Kilsfjorden). Дождь при очень сильном встречном ветре. Часа в 4 подошли к бухте напротив моста, где устроили обед и разбили лагерь, так как дождь и ветер не прекращались.

Norway-2019_2Rep_512

Позже дождь закончился, а вечером вышло солнце. Немного подсушились, пока оно не скрылось за горизонт.

Norway-2019_2Rep_520

Впечатления дня_Искандер
Дождь, дождь, дождь. Мордевинд неистовый и беспощадный. Слабое место выхода в Рьюкан все-таки сыграло. Кое-как, галсами вдоль береговой линии, одолели 7 км и встали перед мостом. Все вымокли до белья и задубели как цуцики, полуднёвка.
При попытке пересечь залив Килсфьёрдена мы со Славой были остановлены стеной ветра и вынуждены были пережидать. Артем опять оторвался вперед и отстаивался по другую сторону залива. Притом буквально часом раньше он клеил дыру в днище. Если б его односекционная лодка спустила в заливе, мы бы ничем не смогли ему помочь, вполне мог загнуться в ледяной воде. Но ничему не учится парень, даже удивительно. Не удержался, отматерил как следует, но, похоже, без эффекта... Это было самое яркое впечатление дня.
В конце полуднёвки выглянуло солнце, и мир преобразился.

Norway-2019_2Rep_515
Norway-2019_2Rep_516
Norway-2019_2Rep_517

Вновь выходить на маршрут было уже поздно, так что просто гулял и фотографировал на память живописную местность. Вряд ли когда-нибудь еще окажусь здесь.
Парни сушили шмотки и собирали грибы.

Norway-2019_2Rep_513

23.08.2019, 21:10_Искандер
Вечер в Лагере №11, на берегу горного ручья в долине Tragastolkdalen (N59°54'32,88"    E8°29'15,95").

Сегодня поднялись в 8 по Москве, как раз перестал дождь и начало выглядывать солнце. На нем и на ветру досушили все промокшие накануне вещи. Славе сегодня вроде полегче, Артем еще покашливает, но в целом команда в норме.

Norway-2019_2Rep_521

После завтрака вышли на воду, и тут… включили мордевинд. Ни раньше, ни позже )) Кое-как прошли мост, прогребли еще с километр и уперлись – ветер гонит волну с барашками, захлестывает и держит на месте. Двигаться кое-как можно, но затрачиваемые усилия совершенно не адекватны результатам.
Выбросились на лб (где обозначена грунтовка) и стали сушить пакрафты – сплавная часть маршрута на этом закончилась, хотя по плану нам следовало прогрести еще около 5,5 км к плотине на Strengetjørni nedre. Ну да ничего, дойдем туда пешком, по километражу выйдет примерно столько же. Этим и хорош пакрафтинг – в любой момент можно сменить сплав на пешку без особых потерь и сложностей.

Norway-2019_2Rep_522Norway-2019_2Rep_523Norway-2019_2Rep_524
Norway-2019_2Rep_525

Ветер дул сильный, но благодаря солнцу мы не мерзли, и лодки высохли довольно быстро. Уложились и вышли через тундру к дороге.
Грунтовка оказалась отличного качества, топали с удовольствием, с шутками-прибаутками. По дороге изредка проезжают джипы с автотуристами-пенсионерами, все вежливо притормаживают и улыбаются. По обочинам в зарослях карликовой березки – вездесущие грибы.

Norway-2019_2Rep_526
Norway-2019_2Rep_527
Norway-2019_2Rep_528
Norway-2019_2Rep_530

Подойдя к озеру Haraldsja, мы расстались с грунтовкой и вновь вышли на маркированную тропу, которая вывела нас напрямик к плотине. По пути встретили норвежскую туристку, путешествующую в одиночестве. Она поведала, что в молодости тоже ходила с большим рюкзаком и ночевала в палатке, а теперь строит маршруты с ночевками в хижинах, чтобы не таскать лишнего. У ее семьи есть свой домик  на озере, где они часто проводят время.
У плотины расположился небольшой хуторок. Вход на плотину свободный, никакой колючки или охранников с автоматами. Красота! Прошли по всем створам на другой берег озера и снова вышли на тропу, ведущую в сторону Рьюкана. На перекуре нашли потерянный пакет с продуктами, но в нем все размокло и не пригодно к употреблению.

Norway-2019_2Rep_532
Norway-2019_2Rep_531Norway-2019_2Rep_533Norway-2019_2Rep_534
Norway-2019_2Rep_535

Обедали гороховым супчиком на берегу ручья, с видом на живописную гору Grottehovda. Поскольку поход заканчивается раньше, появились излишки продуктов и паёк увеличился, что очень кстати. К этому обеду прибавились колбаса, сыр и галеты. Жируем! ))
После обеда совсем потеплело, идем без флисок и трикошек, солнце жарит вовсю, красота! Обидно, что распогодилось лишь под конец – сегодня последний полный ходовой день, завтра должны выйти в Рьюкан, а вечером быть уже в Осло.
Горная тропа вьется вверх-вниз от долины к долине по очень живописным местам. Идем – любуемся, впитываем напоследок прекрасные виды Хардангервидды.

Norway-2019_2Rep_538
Norway-2019_2Rep_539
Norway-2019_2Rep_536
KODAK Camera

Впереди показался островерхий конус какой-то далёкой вершины, так и притягивает взгляд (дома выяснил: это виднелся северный профиль Gaustatoppen (1883 м), наивысшей точки района Телемарк).

Norway-2019_2Rep_541
Norway-2019_2Rep_537
Norway-2019_2Rep_542

Уже под вечер, в 17:30, мы подошли к хижине Helberghytta. Оставили там пустой газовый баллон и от души пообщались с приветливым смотрителем. Седовласый норвежец тоже принял нас за итальянцев (уж не в первый раз, навевает на мысли ))). Сказал, что сейчас не сезон, в приюте всего два постояльца, а в хорошее время все 40 коек заняты и приходится стелить дополнительные матрасы. Расспросил нас про маршрут и посоветовал спускаться в Рьюкан на фуникулёре, т.к. дорога сильно серпантинит. Тепло попрощались и тронули дальше, чтобы оставить назавтра лишь небольшой кусок пешки.
Чуть дальше попались навстречу две группы, идущие в хижину – мощные спортивные норвеги с собакой и молодая парочка. Вот и постояльцы дядьке привалили )) Встали, в виду приближающейся тучи, около восьми вечера на уютной полянке. Узкая долина, рядом журчит ручей, напротив – горы. Красота!

Norway-2019_2Rep_544

Сейчас парни варят привычную грибную добавку ко всем нашим блюдам. Как мы будем жить без норвежских грибов – не представляю... Завтра подъем в 6 утра и ранний выход. Расписания автобусов нам не известно, так что желательно выйти в Рьюкан пораньше, до обеда.
К сожалению, этот интересный поход заканчивается, завтра (24.08) по плану должны ночевать в Осло, а вечером 26.08 вылет в Казань.

Norway-2019_2Rep_543

25.08.2019_Артем
Кемпинг Ekeberg, Осло

Вчера встали рано. Пока солнце не вышло из-за ближайшей горки, было весьма холодно, всюду иней.

В путь тронулись около 9:00 по Москве. Через несколько километров по тундре появились первые хвойные деревья, тропа пошла на спуск, и мы вошли в настоящий лес. У небольшого водопадика умылись и, насколько возможно, привели себя в порядок.

Norway-2019_2Rep_545
Norway-2019_2Rep_548

Спускались с плато по автомобильному серпантину, вокруг появлялось все больше признаков цивилизации. У фуникулера остановились, узнали цену (около 800 рублей с человека), показавшуюся нам неприемлемой, и сходили в туалет. Первый настоящий ватерклозет с теплой водой и бумажными полотенцами, которые я немедленно натырил себе, так как из-за бронхита и постоянного насморка полностью израсходовал запасы туалетной бумаги и вынужден был побираться, периодически просить ее у Славы и Искандера.

Norway-2019_2Rep_549Norway-2019_2Rep_552Norway-2019_2Rep_550
KODAK Camera

К обеду спустились в Рьюкан, небольшой городок в долине реки между двух горных плато. Место показалось нам замечательно живописным, чему, в немалой степени, способствовала отличная солнечная погода.

Norway-2019_2Rep_558Norway-2019_2Rep_556

На местной автостанции выяснили что утренний автобус в Осло мы пропустили, а следующий будет в 15:50, так что у нас было около трех часов. В ближайшем супермаркете закупили еды – рыбу, жареного цыпленка, хлеба и пива. Расположились за столиком в сквере, рядом с автостанцией, под большим каштаном.
После обеда Слава и Искандер пошли в супермаркет, взять провизии на ужин, так как мы должны были приехать в Осло поздно. Я остался в сквере, расстелил пенку под каштаном и поспал.

Norway-2019_2Rep_562
Norway-2019_2Rep_563
Norway-2019_2Rep_564

В обозначенное время пришел автобус, на котором мы, с одной пересадкой, доехали до Осло. На пересадке случилась незапланированная задержка. Когда водитель автобуса, на котором мы должны были ехать в Осло, не приехал. Около получаса понадобилось, чтобы вызвать другого водителя, которым оказалась женщина.
По дороге в автобус село много людей направлявшихся на какой-то музыкальный фестиваль. Они веселились, пили пиво и не только. Меня удивила женщина, сидевшая впереди нас с подругой, за час пути она спокойно уговорила плоскую бутылку виски, без видимых признаков опьянения, если не считать громкой болтовни. Все они сошли в небольшом городе, примерно за час до Осло.
Мы прибыли на центральный автовокзал. В автомате купили суточные проездные билеты, т.к. на следующий день у нас был план поехать в музеи. Остановку нашего автобуса, однако, нашли не сразу и не без труда, пришлось потаскаться с рюкзаками.
Обратил внимание на огромных наглых чаек, подравшихся из-за булки прямо на проезжей части, не обращая внимания на сигналящие машины. В кемпинг добрались уже в сумерках, быстро поставили палатку и поужинали. Слава с Искандером завалились спать, а я вначале отправился в душ.
В кемпинге пообщались с белорусской группой, которые отмечали окончание своего похода. Их инструктор был в Норвегии не первый раз, узнав, что мы собираемся в музей Фрама, сказал, что он там был, и музей очень крутой, а вот в музей корабля викингов ходить не советовал.

Norway-2019_2Rep_554

25.08.2019_Слава
Кемпинг Ekeberg, Осло

Сегодня гуляли по Осло. Поскольку вчера не успели закупиться, то начало дня выдалось еще более голодным, чем предыдущий вечер. Попили чай с парой конфет до с хлебом и по ехали по музеям.
Добирались на автобусе с одной пересадкой (на 34-м до конечной, потом на 30-м). Ехали по вчерашнему суточному билету за 108 NOK. Автобус был полон, многие вышли на остановке «Этнографический музей» (или что-то в этом роде).
А мы сперва сходили в музей Кон-Тики, потом в музей Фрама. Первый понравился больше, поскольку приняли нас там несколько радушнее, но оба музея, конечно, поразили и восхитили.

Norway-2019_2Rep_573
Norway-2019_2Rep_566Norway-2019_2Rep_576
Norway-2019_2Rep_570
Norway-2019_2Rep_576-1Norway-2019_2Rep_577
Norway-2019_2Rep_580
Norway-2019_2Rep_582Norway-2019_2Rep_582-1
Norway-2019_2Rep_582-2
Norway-2019_2Rep_582-3

Наслаждались достижениями норвежского мореходства мы до самого обеда, так что, выйдя из музея, сразу поехали в центр (музеи находятся на окраине и продуктовых магазинов там толком нет).
Перекусив в тихом европейском дворике, мы продолжили нашу прогулку пешком – осмотрели весьма скромный дворец и пару присутственных мест, более интересных в архитектурном плане.

Norway-2019_2Rep_588
Norway-2019_2Rep_593
Norway-2019_2Rep_587
Norway-2019_2Rep_591

Затем мы безуспешно прогулялись за сувенирами и малопродуктивно за гостинцами – с трех часов дня магазины стали стремительно зарываться (воскресенье!), в том числе искомый DNT, магазин местной федерации активного туризма. Также, в поисках обеда, мы обнаружили, что супермаркеты KIWI в Осло по воскресеньям закрыты.
Не без труда по интернету нашли магазин, который работал в воскресный вечер, и отправились туда по набережной. Заодно посетили старую крепость.
В кемпинг успели вернуться по суточному билету. Готовили снова в темноте и, в итоге, поужинали заполночь.

Norway-2019_2Rep_595

26.08.2019_Искандер
Записано дома по памяти.

Утром в день отъезда спокойно выспались, погода отличная, как будто и не было двухнедельного прессинга... Накануне вечером очень долго готовили праздничный ужин – электроплиты на кухне годятся скорее для разогрева или легкой поджарки, но не для длительной готовки. Мы же решили сварить уху из сёмги, раздобыли для этого дела свежий картофель и лук, а специи у нас были...

Norway-2019_2Rep_596

Пока тусовались на кухне, наблюдали за девичьим контингентом кемпинга и даже пытались пристроить Славу, но безуспешно – не желает наводить интернациональные мосты, несмотря на перспективы. Ужинали в глубокой темноте, на веранде, с фонариками.
Утром собирались не спеша, тщательно упаковывая вещи для перелета – большие рюкзаки в багаж, маленькие в ручную кладь. Везем домой норвежский сыр, сладости-вкусняшки и сувениры. На жарком солнце высушили все влажное, включая пакрафты.

Norway-2019_2Rep_601

На обед были традиционные макароны с креветками и фасолью, а также аутентичные рыбные котлеты из супермаркета, которые мы намеревались приготовить на гриле. Но они оказались совершенно несъедобными, навроде подмокших ватных тампонов. Надкусив первый тампон, я сразу оставил эту затею, но парни героически пытались их одолеть. После трапезы некоторых сморило.

Norway-2019_2POINT_606
Norway-2019_2POINT_607
Norway-2019_2Rep_604

Вылет был вечером, на этот раз вышли заблаговременно и добрались до аэропорта уже известным путем, без нервов и суеты. Перед вылетом успели даже перекусить.
Посадка прошла без проблем, полет тоже. Времени на пересадку в Вантаа на этот раз было достаточно, так что и там все прошло спокойно.
В Казань прибыли полтретьего ночи, вызвали такси и по омытому дождями городу разъехались по домам. Поход окончен!

Norway-2019_2Rep_605

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Маршрут
Оказался удачным, как мне кажется, получилось выстроить красивый пакрафтинг в этом районе. Разумеется, есть еще кое-какие варианты-задумки, но оставим их на будущее. Реализованный же маршрут разнообразен и интересен, в пешей части технически несложен, в водной требует определенной квалификации и – главное – внимания и собранности.
Рекомендую заблаговременно поработать с картами и космоснимками Квенны, а также забить в навигатор точки основных порогов и водопадов, чтобы быть наготове и не влететь в какую-нибудь Ж (это вполне реально – пороги часто идут по нарастающей, и при небольшом расходе воды можно не услышать на общем фоне шум приближающегося срыва). Не ленитесь просматривать и обносить – перепады там серьезные.
Треки и точки с нашего похода доступны по ссылке. Там же присутствуют точки основных порогов – какие-то я отмечал с берега, какие-то ставил по космосникам. При прохождении осмотренных порогов треки не писались, т.к. навигатор оставался на берегу. Что шлось с ходу – попало в трек. Отдельно выкладываю треки и метки от Магнуса Олсена, норвежского пакрафтера, который очень помог мне советами при подготовке этого похода. За что ему Большое спасибо!
При подготовке маршрута также весьма полезной оказалась карта от ассоциации DNT: на ней прорисованы все маркированные треки и хижины. Скачать эту карту для загрузки в навигатор бесплатно не получится, но можно установить приложение Norgeskart outdoors для смартфона, в нем загруженные заранее тайлы будут доступны в оффлайне около 2 недель.

Погода
Это отдельная тема, как и у многих в сезоне 2019 )) Полностью солнечных дней без осадков у нас было 3 из 14, в остальное время преобладали холодный ветер с дождями, изредка ливневыми; солнце иногда показывалось, но ненадолго. Температура днем в основном 8-10 градусов, ночью пару раз были заморозки, под Хартейгеном вообще выпал снег. Самое обидное, что в июле до самого нашего приезда в Норвегии стояла жара, и она вновь восстановилась после нашего отъезда ((( Как пошутил Магнус, «you had a really Bad Luck with the weather!»… Что весьма близко к истине ))

Снаряжение
Особых нововведений в этом сезоне не было, использовали проверенные решения.

Пакрафты. У нас были две каржаевские «Иволги» стандартного размера и тритоновский пак-каяк «Кроссривер». Испытания шкуродерами и внезапными камнями в порогах обе Иволги прошли без последствий, ну а Кроссривер традиционно получил несколько пробоин и, соответственно, несколько новых латок Тайвека на днище. К счастью, баллоны в этот раз клеить не пришлось. Зато на озерной части Ривер имеет неоспоримое преимущество за счет обводов и меньшей парусности – в сильный мордевинд угнаться за ним на Иволге сложно. Был момент, когда встречный ветер попросту остановил наши пакрафты и не позволил продвигаться дальше. А пак-каяк преодолевал ветровую преграду и шел вперед.
Возможно, кому-то будет полезен мой сравнительный видеообзор этих двух лодок; он снят в 2017 году, но с тех пор, насколько мне известно, ничего не изменилось.
В деле преодоления ветра пак-каяку помогает также укладка рюкзака за спиной гребца. В этом походе я тоже попробовал на своей Барабульке уложить рюкзак за спину и сместиться вперед. На озерной части получил выигрыш, что ожидаемо – вся выступающая часть груза оказалась сзади, и парусили лишь объемный нос пакрафта и гребец. А вот в порогах все не столь однозначно.
Далее пойдут идеологические рассуждения, для кого сей вопрос не актуален – смело пропускайте. Если коротко – мне удобней идти пороги, когда рюкзак лежит спереди.

Я понимаю, откуда растут корни «смещенной» посадки – на пустом пакрафте в крупных валах сильно закидывает нос и есть опасность кормовой или диагональной свечки. И даже объемная корма не всегда может спасти. Поэтому разумно сместить гребца ближе к центру, и проблема таким образом решается.
Но если идти пороги не разгружаясь (а в нормальной пешеводке это обычное явление, ибо график), то с таким подходом возникает проблема: не всякий экспедиционный рюк войдет за спину в пакрафте, а если и войдет, то вся масса будет сконцентрирована в кормовой части. Речь идет не о пвд-шных рюкзачках с символическим грузом до 10 кг, а о полноценном рюкзаке длительной автономки, ближе к 30 кг.
Пакрафт при такой неравномерной развесовке управляется и разгоняется хуже, это мои личные ощущения с норвежских порогов. Гребец ~64кг плюс рюкзак ~27кг, итого более 90 кг сконцентрировано в задней части лодки, а в носу – только ноги. Дать быстрый разгон такой конструкции для резкого маневра трудно, я порой не успевал переложить курс и упускал задуманную траекторию.
А вот если тяжелый рюкзак расположен в носовой части, по классической схеме, то развесовка получается более равномерной и пакрафт в целом управляется лучше. Загруженному носу достаточно толчка, чтобы маневр начался, дальше он подтягивает остальное. Ну и в бочках массивный нос бывает полезен.
И еще одно соображение. На мой взгляд, смещение гребца ближе к центру ставит под вопрос необходимость высокой объемной кормы, этого классового признака пакрафтов. Ибо кормовая свеча уже не столь вероятна. И логическим продолжением этой схемы является переход от геометрии пакрафта к геометрии надувного каяка или одноместной байдарки. Кстати, Кроссривер как раз из этой серии. Таким образом, если изначально предполагать посадку ближе к центру, то вместо пакрафта разумнее делать пак-каяк ;))

При этом сам производитель «Иволги», Сергей Каржаев, в последнее время по умолчанию предлагает установку сиденья со смещением к центру (это определяется расположением крепежа сидушки на бортах пакрафта и «очка» на съемном фартуке). Видимо, основная масса покупателей предпочитает короткие вылазки с малым грузом.

Палатка. Взяли кондовую «Ладогу-2» от Нормала и не прогадали – все сложности с погодой выдержала отлично, как и ожидалось. В ночь перед стартом в Кинсарвике пронесся ураган, поваливший несколько палаток в кемпинге, Нормал выстоял. Втроем, конечно, тесновато, но терпимо. Зато даже в самые холодные ночи в палатке было очень тепло – плотная ткань внутрянки создает отличный барьер.

Групповой тент. Взял свой 2,8х4м из силиконки от Снаряжения; вес с колышками и оттяжками чуть меньше килограмма. Ветра в тундре знатные, а грунт держит слабо, так что приходилось укреплять колышки камнями. Несмотря на это, несколько раз тент валило, а в одну из особенно ветреных ночей оторвало коньковую оттяжку, пришлось шить на месте. При внимательном осмотре оказалось, что петли для оттяжек прошиты слабовато, надо укреплять.

Рюкзаки. Парни шли стандартно: рюк 120 л + гермовкладыш.
Я же второй сезон в длительных пакрафтингах использую доработанный драйбэг «Canyon-90» от СПЛАВа. Эпизодическая модернизация ведётся до сих пор, много чего уже сделано: изготовлен съемный пояс, усовершенствована подвеска, добавлены боковые фиксаторы и грузовые ручки, внедрен внутренний съемный каркас, ну и еще по мелочи. Перед норвежским походом изготовил гермоклапан, который можно использовать как рюкзачок для радиалок и небольшую герму для мелочей на сплаве.
В современном виде драйбэг уже стал приближаться к искомому идеалу )) Единственный пока не решенный недостаток – длинная спина драйбэга. Регулировка подвеса лямок в нем символическая – либо на гиганта, либо на карлика, единственное рабочее положение – среднее, и оно на высоких людей. Для моего роста 174 см спина в нем длинновата и пояс немного не на месте, но терпимо. Поскольку у меня точка крепления пояса совмещена с фиксаторами лямок, то просто так поднять его не получается.

Ремкомплект и ремнаборы. Общественный ремкомплект включал швейный набор с капроновыми нитками (пригодился для ремонта тента), два вида скотча, веревки, проволоку, оселок, небольшую ножовку, пару гвоздей и еще по мелочи. Кроме этого, каждый пакрафт должен был комплектоваться индивидуальным ремнабором (клей, ацетон, ТПУ-ткань, лента Tyvek). Поскольку ацетон запрещен к провозу в самолетах, нам пришлось покупать его в Осло. Нужно было чуть-чуть, но в хозмагах нашли только литровую бутыль, которая встала нам в 1000 руб.

Одежда
Тут ничего особенного. У меня был ходовой костюм из дельтапланки, плюс комплект декатлоновской псевдомембраны (куртка и штаны Tribord) для дождей и сплава. Дождило постоянно, так что практически не вылезал из них. Куртка у меня уже не новая, для подстраховки взял запасную тонкую. Сильные продолжительные дожди пробивали оба слоя. Из-за холодов большую часть похода не снимал ходовой флиски и трикошек. Ну и обязательным пунктом – отдельный спальный комплект флиса.

Обувь
В последние годы для тундры и т.п. северов у меня утвердился комплект: ЭВА-сапоги (на ходовую и сплав) плюс ЭВА-кроссовки (в дорогу и лагерь). ЭВА-кроссовкам пошел уже 4-й сезон и, похоже, он был последним – на пятках начали разваливаться. Для такой лёгкой и дешевой обувки результат очень неплох.
А вот с сапогами интереснее. До этого за три сезона износил комплект Нордмана (Псков-Полимер) – при хождении по горам под грузом ЭВА растягивается, на пятках образуются складки, в конце похода 2017 года один сапог протерся до дыр. К 2018-му купил новую пару, но сапоги оказались еще мягче, на кольском куруме было некомильфо. К сезону 2019 озадачился поиском ЭВА-сапог с усиленной колодкой. После перебора разных вариантов почти склонился к Torvi, но в конце-концов удалось отыскать редкое ныне детище ИП Колесника – сапоги «Диггер». У них очень толстая подошва с глубоким протектором и серьезно усилены пятки с носками. На ногах ощущаются почти как ботинки, удары по камням практически не отдают в ступню. Вес, за счет тонких голенищ, вменяемый – 686 грамм пара. Такие голенища, к тому же, придают сапогам компактность в свернутом виде. Подошва хорошо «липнет» к камням, даже мокрым – в горах Норвегии не испытывал никаких проблем.
Кстати, именно эти сапоги использует в своих пешеводках последних лет Марина Галкина. Ей удалось удлинить голенища, превратив сапоги в бродни.
У сапог Диггер оказалось всего два недостатка:
1) большой перепад ширины голенища от входа до щиколотки, в результате нога с некоторым трудом лезет в колодку, но главное – не удается полностью загидрить стык голенища со штаниной;
2) сапоги трудно найти в продаже, я свою пару выписал из Кемерова; контакты на оф. сайте отмалчиваются.
Обувь у парней: Слава взял треккинги плюс ЭВА-сапоги. Артем – треккинги и сплавные тапки. Неопреновые носки были у всех.

Спальный комплект
Третий сезон использую такой набор: спальник на клималшилде СПЛАВ «Капсула» (1024 гр) + надувной матрасик от Naturehike (430 гр) + фольгированная ЭВА-подстилка 2x1м (136 гр), которая защищает матрас от проколов и утепляет спальное место. Для надувания матраса использую насос-мешок (95 грамм), он же служит гермой для спальника. Можно надувать и ртом, но тогда внутри скапливается влага. Ну и отдельная герма для спальника в пешеводке не повредит.
К сожалению, в конце второго сезона эксплуатации матрасик стал подтравливать – появились микродырки на границах сварного рельефа. Похоже на технологический просчет. К слову, новые модели этих матрасов у Naturehike имеют другую форму рельефа – возможно, в них этот недостаток устранен.

Водное снаряжение
Из общественного – спасконец 20 м, остальное индивидуальное. Самодельный спасик с комплектом подушек (395 гр), самодельная каска для мягкой воды (189 гр). Для норвежских речек она слабовата, но свой Бампер я отдал Славе, так что вариантов не было.
В качестве импровизированного квази-драйсьюта использовал комплект Tribord из Декатлона (штаны+куртка), он же ходовой на пешке в дождь. От куртки каякера пришлось отказаться из-за ограничений по авиабагажу. Обошелся, но в ней было бы удобнее. Стык куртки и штанов загидривал широким неопреновым поясом (180 грамм).
На ногах ЭВА-сапоги. Штанины фиксируются поверх голенищ и дополнительно обматываются латексной лентой. К сожалению, голенища Диггеров в верхней части имеют избыточную ширину, что мешает организовать хорошую гидроизоляцию таким способом.
Для сплава в холодном климате следует озаботиться перчатками.

Рыбалка и снасти
Рыбалка во внутренних водах Норвегии платная, стоимость лицензии зависит от района и водоема. Лицензия индивидуальная, оформляется на конкретного рыбака и не может передаваться другим участникам группы. На 15 дней похода лицензия на одного рыбака обошлась в 3920 руб. (с учетом банковских пошлин).
Рыбалка не дуровая – трудовая; форель пуганая и добыть ее непросто. Были поклевки крупного гольца, но не реализовались. Вообще, клев был очень вялым – думаю, еще и непогода сыграла. Местные на озерах ставят сети, легально.
Рыбачил на спиннинг: телескоп Шимано (служит верой и правдой уже третий пешеводный сезон), катушка инерционная (Нельма), набор блесен – вращалки Meps, Caperlan + разные колебалки.

Питание
Шли примерно на 400 граммах плюс неучтёнка в виде грибов и рыбы. Рыбы было немного, а вот грибов по нашей погоде – завались (белые, подберезовики и подосиновики). Приварок имели к каждому блюду, так что не голодали. Грибами я наелся, думаю, на несколько лет вперед ))) Ну и с черникой-голубикой-морошкой был полный порядок.
На пеших переходах традиционно делали сух. перекусы – галеты, колбаса, сало, сухофрукты, орехи, конфеты. Горячие обеды расслабляют, потом лениво в лямки лезть. А вот на сплаве варили полноценные.

Кухня
С 15 апреля по 15 сентября в Норвегии костры под запретом в зонах возможного возгорания (леса, поля с сухой растительностью и около). Как показал опыт, на каменистых площадках без растительности и прибрежных галечниках кострища встречаются. Мы готовили на газу. Брали 2 алюминиевых котелка с крышками, две горелки (основную и страховую) и ветрозащиту. Еще был рулон фольги, но не пригодился.

Вес
Ограничение на авиаперелет было 23 кг багажа и 8 кг ручной клади – итого 31 кг / чел., в которые нам вполне удалось уложиться. Газ мы закупали в Осло, там же взяли литр подсолнечного масла и сыр на весь маршрут. В зависимости от личной экипировки, стартовый вес рюкзаков участников разнился. Мой рюкзак весил чуть больше 31 кг – это плата за холодный климат и необходимость водной снаряги. Общественный груз и расходники делились поровну между участниками. Продукты были расфасованы по дням и распределены по рюкзакам для равномерной разгрузки. Всего расходников (газ, продукты, «мельдоний») вышло по 8,7 кг на человека.
Километровый набор высоты в первый день похода со стартовым весом немного утомил, но через день-два, когда группа «втянулась в лямку», стало проще. На выходе с маршрута почти летели ))

Финансы
Поход целиком обошелся мне около 45 тысяч рублей (без Шенгена, который уже был). Львиная доля этой суммы – транспортные расходы: авиаперелет ~19500, поезд OsloVoss ~7000, автобусы ~4500, электрички в аэропорт ~1600. Две ночи в кемпинге ~2800, продукты на поход + питание в городах ~5600. Остальное ушло на ништяки, гостинцы и сувениры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, пройден интересный маршрут в новом для нас формате загранпакрафтинга. Что сказать напоследок? Поход удался и, несмотря на погодные неурядицы, очень понравился. Природа Норвегии прекрасна, жители приветливы, нацпарки многочисленны – а значит, есть повод туда вернуться!

Больше походов, хороших и разных!