Лаос / Самостоятельная поездка

Лаос - Таиланд, плюс випассана в Таиланде

2 - 29 января 2020 г.
Большое активное путешествие Лаос - Таиланд в компании друзей, на байках по плато Боловен, випассана на севере Тайланда
Бангкок - Паксе - Плато Боловен- Луанпробанг- Хуасай - Чианграй- Чиангмай - Пай - Бангкок

Общая информация

Мы любим путешествовать в большой и дружной компании. В этот раз нацелились на Лаос. Одна из участниц нашего путешествия как-то увидела фотки плато Боловен в интернете и решила, что это рай на земле, и мы - поехали. Спойлер: видали, мы, конечно, и места и покрасивее, но Боловен тоже был ничего. Путешествие получилось замечательное. Катались на зиплайне (Gibbon experience), видели белый храм под Чианграем, Лаунпробанг и Пай. Отдельные отважные остались еще на випассану в Тайланде.
Поездки мы все планируем заранее, смотрим заметки путешественников, которые прошли до нас этими маршрутами,  и очень всегда благодарны  добрым людям, нашедшим время и кураж опубликовать свои заметки в интернете. В этот раз мы решили написать отчет о путешествии сами- вдруг это поможет тем, кто пойдет за нами.
курс 1 доллар - 63 рубля - 33 бата
курс 1 доллар - 8800 лаосских кип
Бангкок - Паксе

Вид на Паксе из ресторана на крыше Вид на Паксе из ресторана на крыше
курс 1 доллар - 63 рубля - 33 бата
Прилетели в Бангког вечером в основной аэропорт Бангкока Суварнабхуми (билеты где-то по 40-44 тыс рублей). Отель забронировали рядом со вторым аэропортом - Дон Муанг, из которого завтра должны были улетать. Поехали на перекладных: бесплатным автобусом до Дон Муанга, потом на такси до отеля, поэтому потратили много времени, добрались до отеля запоздно. Кафе были закрыты, купили какой-то еды в "7/11".  Поездку всю планировали заранее, тогда же решили, что в Паксе будем добираться через Убон самолетом, так как это было значительно дешевле, чем прямой рейс до Паксе.
Билет до Убона (все еще Тайланд)  стоил 3 600 руб Thai Lion Airlines(билет самолетом до Паксе (Лаос) стоил бы минимум в 2 раза дороже).
Из Убона до Паксе добрались на регулярном автобусе с переходом границы в Chong Mek. Границу перешли легко, видели импровизированные рынок на границе. Мне запомнились тазы с маленькими лягушками за копейки и магазин дьюти фри на границе, где бутылка вина стоила минимум 20 долларов. Лаос - страна контрастов.
От границы до Паксе взяли микроавтобус на нашу компанию в 9 человек. До Паксе добрались засветло. Остановились в отеле на центральной улице,  Pakse Hotel & Restaurant. Думали, чем заняться. Совершенно случайно поднялись в ресторан на крыше отеля посмотреть на happy hour. Ресторан оказался с потрясающим видом на окрестности. Прекрасные виды вместе с happy hour сделали вечер потрясающим. Всем рекомендую. Мне кажется наш отель был одним из лучших в Паксе, напротив были лавочки с фруктами, шелковыми тканями и 3 массажных салона.
Вечером погуляли по ночному городу, сходили на рынок. На завтра предстояло отправиться на плато Боловен на байках. Нам предстояло 2-х дневное путешествие.

Плато Боловен

Один из водопадов Один из водопадов
Купание слона на одном из водопадов Tad Lo Купание слона на одном из водопадов Tad Lo
На следующий день выехали поздно - искали байки по разным конторам. Выехали примерно в 12. Долго искали байки, шумно собирались, долго фотографировались нашей бандой, вообщем никуда не спешили. А нам, между прочим предстояло проехать км 70, и многие из нас садились на байк первый раз. Мы потом поняли, что это было очень самонадеянное поведение.
На плато Боловен что-то около 30 водопадов, мы не ставили себе задачей объехать их все. Но так получилось, что в первый день мы посмотрели только 2 небольших водопада, расположенных неподалеку друг от друга - Tad Mak Ngave и Pha Suam. Нормальное такое место, с мостиком и заброшенной деревенькой на другом берегу. Больше всего понравились огромные прикормленые карпы и сомы, длиной, наверно, метра полтора, которые клубились у одной скалы.
Но до этих водопадов доехали не все байки - один попал в аварию, не вписался в поворот. Очень мы переживали за ребят, которым вместо путешествия по плато Боловен пришлось ехать в больничку шить ногу. Мы тогда поняли, что байки - это средство передвижения повышенной опасности. Я потом разговаривал с местными жителями - аварии с байками не  редко случается.
Из-за дорожного происшествия и поскольку с утра никуда не спешили, выехали мы с водопада где-то в 4 часа и предстояло нам проехать до отеля еще 70 км. Ехали часов 5, очень устали, мысленно благодарили строителей дороги - она была ровной, без колдобин и выбоин. В темноте приехали в Sinouk Coffee Resort (5600 руб за номер) . Место - зачетное, очень красиво, сразу за домиками начинаются кофейные плантации. Жаль, что мы в нем задержались всего лишь на ночь, не успели в нем "пожить" . Отмечаю еще нормальную кухню. Я мечтала о кофейной дегустации, но такого не предлагали, наверно был не сезон.
На утро поехали дальше, остановились в  Tad  Lo. В этом местечке тоже несколько водопадов. (Tad Lo, Tad Than) На Tad Lo пробыли долго: купались (оказалось что купались в месте, где купаются слоны - они пришли после нас), устроили пикник. Здесь рекомендую зайти в кафе Mama Pap - вкусная еда: нам понравились соки и ролы. После Tad Lo поехали в этническую деревню (Сook)
Ночевали в Falls View Resort Tad E-Tu. Резорт расположен прямо около одноименного большого зачетного водопада.
Утром выехали в Паксе. По дороге заехали  на 3 водопада: Tad Fane, Tad Yuang Wat и Tad Champee. На водопаде Tad Yuang Wat были много лавок для туристов, неплохих, с хорошим выбором сувениров, можно было купить текстиль, керамику. На Tad Champee можно было подъехать ближе к водопаду на плоту.
В этот же день полетели из Паксе в  Луангпробанг.
Плато Боловен на байках в результате стало сильным впечатлением нашего путешествия, потому что байки, преодоление трудностей, 50 км пути, которые мы проехали в ночи по плато в сочетании с красотой водопадов и местной экзотикой это было ровно то, что мы искали в этом путешествии - драйв, новые впечатления, экзотика.

Луангпрабанг

Главная улица ЛуангПрабанг Главная улица ЛуангПрабанг
Кормление монахов Кормление монахов
Красоты Луангпрабанг Красоты Луангпрабанг
Прогулочный кораблик на Меконге Прогулочный кораблик на Меконге
Кормление монахов в Луанг Прабанге Кормление монахов в Луанг Прабанге
Урок йоги на террасе кафе Утопия Урок йоги на террасе кафе Утопия
Sunset на Меконге Sunset на Меконге
Девушки их фольклорной группы с кораблика Девушки их фольклорной группы с кораблика
Луангпрабанг
В Луангпрабанге мы никуда не спешили, не стремились сделать программу любой ценой. Надо было отдохнуть после байков. В очень расслабленном режиме провели здесь 3 дня. Ну очень красивый городок. Что успели сделать: сходили в музей лаосского короля (зачетно, нормально, познавательно) , залезли на гору на закате (очень много было народу, рекомендуем идти в другое время), посмотрели храмы (великолепно), съездили в слоновий питомник (новый опыт, кормили слонов) и на водопад Kuang Si Waterfall (один из самых красивых, каких мы видели, а видели мы немало на плато), покормили монахов (в на главной улице туристов много - монахов мало, но через речку монахов было много, было кого кормить) совершили прогулку на кораблике по Меконгу на sunset.  На кораблике перед нами выступала фольклорная группа, достаточно профессионально, девушки были очень милы. Вспомнилась однажды прочитанная фраза - что чем беднее страна, тем красивее официантки и стюардессы. Так и есть. Про sunset есть еще одна история: как то в Африке мы ездили на кораблике по реке Окаванга: крокодилы, бегемоты, красоты,  колоритный улыбающийся капитан, закат, и один мужик из нашей группы с большим чувством говорит"живут же люди, возят туристов на sunsetы, а мы в офисе прозябаем. С тех пор sunset на кораблике для меня как образ другой жизни, которая яркая, и манит и даже показывается в щелочку,  но моей до конца никогда не будет.
Что еще можем порекомендовать: кафе Utopia, там где собираются хиппи и другие неформалы. Муж нашел это кафе, рассматривая снимки на Google: кафе выглядело колоритно даже с воздуха, решили, что сходим и не пожалели, очень атмосферное место  с лежачими диванчиками и видом на Меконг. Кафе "Café Toui" , здесь очень хороши завтраки.
Приключения: была проблема с гестхаусом, заказанным из Москвы. Гестхауз был расположен на набережной, где шли строительные работы (делали набережную), поэтому в комнате был слой пыли толщиной с палец. Окна комнаты выходили на стену соседнего здания. Мы очень непривередливы, но столкнулись с обманутыми ожиданиям, высокий рейтинг на букинге кардинально шел в разрез с отсутствием окон, пылью и стройкой. Поэтому мы  проявили решительность, и переехали в прекрасное место напротив королевского храма, остались очень довольны. Отмечу также необязательность лаосских водителей: мы (зря) заплатили водителю половину условленной платы перед тем,  как пойти на водопад, и он нас кинул, просто уехал со стоянки. Возвращались мы другой маршруткой.

Следующая точка нашего маршрута была поездка на зиплайне (Gibbon Express) Из Луангпрабанг в Хуасай мы поехали рейсовым микроавтобусом. Забрали наc  в отеле туктукой, довезли до какой-то точки, перегрузили в микроавтобус (у нас были проблемы с пониманием этой операции из-за трудностей перевода) И мы поехали по очень живописным, но очень крутым, а иногда и достаточно узким лаосским дорогам. Дорога стала приключением еще и потому , что в середине пути водитель микроавтобуса пересадил нас на локальный bus, сказал что у него шины не в порядке. Мы уверены, что так и было задумано, он довез нас до места откуда шли рейсовые автобусы и сбагрил нас. Зачем ему ехать еще 5 часов по узким дорогам, если с этим спокойно справится локальный bus. Дальше привожу дословно текст Нюси, самой молодой из нашей компании путешественницы со стажем "Ну в общем это старый разбитый автобус, без кондея, где в проходе лежала какая-то мягкая зелёная большая хрень, через которую все прыгали до задних мест. Мест на всех нас не хватало и высадили девушку с двумя маленькими детьми, чтобы посадить наших. Не знаю где наш багаж , сколько ехать , но доехать должны в Хуасай. Ехали мы в сумме 13 часов. Автобус тащился в гору с трудом. Одного местного постоянно рвало.  Ехали долго и мучительно. Оказалось, что у автобуса светила только одна фара, да и то слабо. Когда на меня ложился папа мне казалось, что у меня отваливается та конечность, на которой он лежит. Нас довезли в Хуасай, на автобусную остановку". На автовокзале работала лаосская мафия, которая требовала 25 000 кип  (2,5 доллара)  за человека (нас 9) чтобы доехать до отеля в 5 км от станции. Дали 100 000 кип и поехали с ветерком до отела в Хуасае в кузове открытого пикапа.

Хуасай  - город из которого отправляются на зиплайн "Gibbon experience"
по сути смотреть нечего в этом городке (пыльный маленький аутентичный). Но особо одаренные путешественники могут здесь найти прекрасный монастырь (надо забраться на гору), утреннее кормление монахов (настоящее с монахами и местным населением их кормящих) , виды на реку Меконг.

Хуасай - зиплайн

Дом на дереве Дом на дереве
Домик на дереве, гостинная Домик на дереве, гостинная
Домик на дереве, туалет с видом Домик на дереве, туалет с видом
Зиплайн, самое большое дерево местности Зиплайн, самое большое дерево местности
Дом на дереве, рассвет Дом на дереве, рассвет
Зиплайнер Зиплайнер
Доставка продуктов на зиплайне Доставка продуктов на зиплайне
На зиплайн мы отправлялись утром часов в 8 после невнятного завтрака. Офис конторы "Gibbon experience" поразил своим европейским видом и хорошей организацией работы: всем собравшимся провели инструктаж по технике безопасности, говорили на хорошем английском. Правда просили нас заплатить за 2-х наших отсутствующих друзей, которые, попав в аварию на подъездах к плато Боловен, повредили конечности и поэтому не поехали с нами на зиплпйн. Но мы отбились, сохранив при себе 400 долларов.
До зиплайна ехали с ветерком часа полтора на Тойоте Хайлюкс. Я немного побаивалась зиплайна. Но  мне объяснили мои товарищи, что эти тросы выдерживают 15 тонн на разрыв, и, современные материал такие прочные, в космос летают, точно выдержат человека среднего сложения. Что человек испытывает, когда летит на зиплайне на высоте 300 м? Детский восторг, удивление, чистую незамутненную радость, желание жить, восхищение видами, над которыми пролетает.
В первый день до ночевки на дереве мы прошли 9 зиплайнов, между которыми были пешие переходы по джунглям по тропинкам, отрезки были разными, от 10 минут пешком до полутора часов перехода. Нас сопровождали 2 гида, один нас выпускал, проверяя правильность снаряжения и его закрепления на тросе, второй встречал, помогал добраться до финиша, так как не всегда мы до него долетали. Из смешного: один из гидов нес наш завтрак в пластиковом мешочке, сырые яйца. Довольно забавно было видеть гида, висящим на пропастью с яйцами в руках.
Самым зачетным моментом зиплайна была, конечно,  ночевка в домике на дереве. Домик мог вместить всю нашу компанию 9 человек. Дерево, высотой метров 30, было расположено над долиной, вид на долину и закат был непередаваемый, ты, как будто  растворен в природе. Удивительное чувство.
О людях - гиды были прикольные ребята, честно проверяли наши карабины, развлекали нас рассказами про лаосское жить-бытье.  У лаосцев и тайцев есть популярная байка про матерей, которые уходят к другим мужьям, оставляя своих детей отцам. И гиды и наши водители зачастую были людьми с трудной судьбой, брошенными своими матерями в нежном возрасте. Вечером гиды пришли после ужина принесли рисовой водки (местной самагонки), которая оказалась неплохой. Часть нашей компании выпивала с гидами, играя в карты. К концу вечера все игроки с нашей стороны сносно говорили по английски.
На следующий день часов в 7 утра опять пошли на зиплайн до завтрака, я осталась в домике медитировать. Не пожалела. Гиббонов, конечно, мы так и не увидели. Они ушли из этих мест лет 5 назад. И вообще, почти никаких животных мы не видели в этой поездке, ни в джунглях, ни где, съели азиаты всех зверей, я так думаю, плотность населения высокая и людей много и звери ушли.
Потом еще был зиплайн, к обеду вернулись в Хуасай и поехали на автобусе в Чинграй (уже Тайланд). Путешествие на автобусе было нетяжелым:комфортабельный автобус, легкое пересечение границы, билеты купили в нашем отеле на ресепшн.

Чианграй - Белый храм

Лягушки величиной с голубя на рынке Чианграя Лягушки величиной с голубя на рынке Чианграя
Часы на площади Чианграя Часы на площади Чианграя
Колонна с желаниями. Наверняка все сбудутся Колонна с желаниями. Наверняка все сбудутся
В Чианграй мы решили заехать, в основном, из-за Белого храма. Переночевали мы в отеле Kanlaya Place, место хорошее, норм. С утра погуляли по Чинаграю: зашли в храм Изумрудного Будды. На территории храма есть музей, мы там побродили. Есть еще маленький пруд с большими сомами и черепахами. Шли к храму через живописный рынок: больше всего меня впечатлили жирные лягушки и змейки и черепашки, копошащиеся в тазах. Лягушек я пробовала в этой поездке и неоднократно, похоже на курицу и мне понравилось. Личинок попробовать я не отважилась (их в сушеном виде продавали в большом количестве в аэропорту Чиангмая). К слову сказать, мне очень понравились сушеные сладкие бананы и кокосовые чипсы.
После изумрудного храма часть нашей компании пошла в Котокафе рядом. Первый раз была в таком чудном месте, очень впечатлилась - рай для любителей кошек , ну и я словила эмоцию.
Часов в 12 поехали в Чиангмай на арендованном микроавтобусе. По пути заехали в Белый храм. Ну очень красивый храм. Что запомнилось: руки грешников, которые они тянут из ада на подходах к храму, фрески внутри храма, дерево желаний, белый храм и по контрасту золотые туалеты, скульптурные композиции на выходе с храмовой территории (вход расположен на противоположной стороне от храма).   На фресках внутри храма нарисованы современные герои и персонажи, чудно, в храме было увидеть Бэтмана, Гарри Потера, Супермена, Человека-паука, героя Аватара, летящего на Урюк Макто, Нео из Матрицы, Хищника и других героев современности. Причем все это удивительным образом соседствует с изображениями, присущими традиционной тайской живописи. Эти замысловатые картины изображают проявление добра и зла современного мира и призывают задуматься о нашем будущем. На стенах храма еще есть место для будущих сюжетов. Кто интересно удостоится?
Дерево желаний (есть еще и колодец желаний,но он был закрыт) подарило мне незабываемые эмоции. Можно купить резную металлическую табличку за 60 бат, написать свое желание и повесить на дерево. Таблички потом перевешивают и они формируют своды аллеи желаний. Мне думалось :исполнение желаний за 60 бат, как это изящно и лаконично. Думала, что написать, вспоминала Стругацких,  Пикник на обочине, "счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным.
На выходе с территории полюбовались скульптурными композициями и сфоткались в одной из них, где вместо лиц героев можно было приставить наши лица. Пишу об этом, потому что наши лица встали как родные в фигуры мифических персонажей. Ре инкарнация, как пить дать..
До Чиангмая доехали без приключений На этот раз водитель дождался нас на стоянке, никуда не исчез.

Чиангмай

Сакральные рисунки Серебряного храма. Чиангмай Сакральные рисунки Серебряного храма. Чиангмай
Сакральные гравюры Серебряного храма. Женщинам смотреть нельзя Сакральные гравюры Серебряного храма. Женщинам смотреть нельзя
Серебряный храм Серебряный храм
Чиангмай - второй по величине город в Тайланде. Это чувствуется, настоящий мегаполис со множеством развлечений, более высокими ценами и суетой, присущей мегаполисам. У нас был вечер и пол-дня.  Из достопримечательностей посмотрели: Серебряный Храм, зоопарк.
Серебряный храм не так сильно впечатлил после Белого Храма. Хотя красиво. Было очень странно, что женщин не пускали внутрь храма. Какие секреты хранятся там?

Пай

Каньон, Пай Каньон, Пай
Джем сешн в одном из баров, Пай Джем сешн в одном из баров, Пай
Пай заслуживает более подробного рассказа. Пай - это городок - утопия, которую путешественники создали сами для себя, чтобы потусоваться и пожить в городе их мечты. Мы приехали в Пай вечером, когда уже стемнело, не понимали, как добраться до нашего гест-хауса и на чем. Maps me показывал 1 км. пешком и мы пошли с чемоданами и рюкзаками. Случайно попали на главную пешеходную улицу и оказались в облаке офигительной тусовки, мы поняли, что ехали 13 часов не зря: везде street food (от острой лапши за 40 бат до тако и и фелафеля), гуляющие люди и туса без границ, музыка доносилась из каждого бара, вообщем, подходящее место.
Остановились мы в гест хаусе Сanary, расположенном на берегу реки. Это был правильный выбор: река, виды, подальше от главной шумной улицы, отличные завтраки, покой и расслабленная обстановка. Особенно острое наслаждение получали, когда мы сидели на террасе и смотрели на реку, неспешно попивая местный ром с колой и наблюдая за проплывающими на тюбинге. Гест хауз был не роскошный, но расположение зачетное.
Что можно делать в Пае: тусоваться, покупать сувениры, слушать местных музыкантов, кататься на байке и осматривать местные достопримечательности, ходить на массаж и йогу, знакомиться с людьми со всего света,  просто жить и ощущать неспешное течение пайской жизни.
Наша компания арендовала байки и мы поехали осматривать окрестности - каньон, слоновий питомник, горячие источники. Меня лично сильно манила пещера, куда на закате слетается огромное количество птиц на ночевку, но ехать было далеко, часа 3 и я туда не добралась.
Про слоновий питомник. Кататься на слоне было еще ничего, но купание со слоном в мутной реке оставило неизгладимое впечатление: слон какал в реку, окатывал сидящих на спине из хобота водой, издавал всякие резкие звуки, не желал ложиться на бок, чтобы спустить нас со спины в воду. В конце концов, мне помогли выйти из этой сомнительной для меня ситуации (говорят я сильно кричала)  столкнув в мутную воду, и так и закончилось это купание серого слона и белой женщины. А еще слон с юной наездницей (это была Нюся, чью цитату про local  bus я приводила ранее) ушел  в пампасы. Когда я увидела удалившегося уже на 200 метров слона без сопровождения погонщика с распластанной Нюсей на спине я поняла, что выпавшее на мою долю купание ничто по  сравнению с Нюсиным променадом.
Хочу рассказать еще про йогу в Пае. Я много лет занимаюсь йогой Айенгара (вид хатха йоги) и решила специально сходить на йогу в  Пае, так  как йога очень органично вписывается в здешний спокойный отдых. Я попала на урок йоги с тибетским чашами в студию Yoga Tree, немножко странный был урок: учитель йоги неплохо говорила по-английски, flow  был средней трудности и тоже ничего, но она, по моему, не могла делать и не очень представляла тонкости основных поз типа батхоконасоны. Вообщем любопытство было мое удовлетворено, но практической пользы немного. Примерно то же самое я слышала про уроки тайского бокса от парня, которого я встретила в монастыре.
Хочу рассказать про музыкальные пайские вечера.  В барах поют с настроением. Ходила по барам, слушала музыку, ловила это настроение. Больше всего понравилась вот эта певица с очень низким голосом- Namtan - Wiriya Wiseatkun. Она поет в нескольких барах, ее легко найти по вечерам. https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=ZYhmt0CEOys&feature=emb_logo

В Пае наша команда пробыла 2, 5 дня - всем понравилось. Обратно добирались самолетом из Чианграя в Бангкок и Москву.

А я осталась еще на 8 дней на випассану в монастыре Ват Па Том Вуа. Это монастырь расположен в 2,5 часа езды от Пая  на автобусе в сторону Mae Hong Son
Ват Tам Вуа - випассана

Пешая медитация Пешая медитация
Лесной монастырь на рассвете Лесной монастырь на рассвете
У меня была возможность и я решила остаться в Таиланде на випассану, на 10 дней. Остальные мои спутники этой темой серьезно не интересовались, да и не могли они остаться дольше в Тайланде, улетели в Москву. Долго рылась с интернете, выбирала монастырь. Так как я должна была ехать в монастырь после Пая, то и рассматривала я север Таиланда, остановила свой выбор на Ват Па Там Вуа и не ошиблась: ну очень красивый лесной монастырь, недалеко от Пая, порядки не очень строгие (всего лишь 8 часов медитаций и церемоний в день, а не 12 как в других местах), дружелюбный настоятель и монахи, хорошо говорящие по-английски,  и, как не странно это звучит , возможность познакомиться с интересными людьми из разных стран мира. Для того, чтобы приехать в монастырь, не надо заказывать место или звонить заранее. Принимают всех, кто приехал, места в монастыре достаточно.
Випассана  - это медитация в традиции буддизма.  В Таиланде во многих монастырях принимают учеников и учат их медитативным  техникам. Обучение и проживание в монастыре , как это не удивительно, бесплатное, монастыри и ученики содержатся на деньги буддийских общин и благотворителей. Ученики могут сделать свои пожертвования, на территории монастыря есть donation box. (и надо бросать деньги, если есть возможность, и место правильное, святое прямо таки, и тема хорошая) Говорят, что день проживания в монастыре обходиться где-то в 600 батт.
Випасана медитация направлена на осознание наших чувств и мыслей. Эта практика развивает осознанность (mindfullness), она является инструментом осознания объектов нашего ума. Основа техники - шаг первый - надо осознать свое тело как целое, достичь концентрации на объекте "твое тело", шаг второй  идет наблюдение за своими мыслями и чувствами (необходимо осознавать появление объектов сознания, отразить их, сказать привет и дать исчезнуть) . Монах учил , что у ума бывает только 2 состояния - он либо генерит объект (объект, т.е. мысль, чувство и т.д.), либо рефлексирует, отражает, что эта мысль (объект) "пришла" .  Когда ум в первом состоянии, то он подвержен воздействию мысли (объекта). Когда ум во втором состоянии, он не подвержен влиянию этой мысли, она не имеет над умом (и индивидуумом) власти. Соответственно, можно ослабить влияние на нас наших мыслей, отстраниться от работы нашего бессознательного.
Наверно остановлюсь еще  на том,  зачем все это нужно в буддисткой традиции. В широком смысле медитация представляет собой совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик восьмеричного пути. Медитация - один из видов обучения для развития моральности (morality), концентрации и осознанности, которые необходимо совершенствовать для реализации восьмеричного пути.
Сказанное выше, безусловно, мой и очень дилетантский рассказ о технике медитации лесного монастыря. Можно сходить на сайт монастыря и подчитать. https://www.wattamwua.com/
Как добраться до монастыря. Автобусом из Пая или Mae Hong Son. я добиралась из Пая, 2 -2,5 часа. Сказала водителю заветные слова "Ват Там Вуа" Он остановил автобус посреди дороги и махнул направление. Я вышла вместе с парнем из Германии и мы побрели к монастырю (6- 8 минут пешком), нашли ресепшн. После регистрации в книге прибывших, мне показали женское общежитие и где взять белые одежды. Затем был обед и дневная медитация, далее жизнь моя покатилась по установленному расписанию.
  • 05:00 Morning meditation in kuti
  • 06:30 Rice offering to the monks.
  • 07:00 Breakfast.
  • 08:00 Morning Dharma talk, and meditation class.
  • 10:30 Food offering to the monks.
  • 11:00 Lunch.
  • 13:00 Afternoon Dharma talk and meditation class.
  • 16:00 Cleaning the area and helping in the monastery.
  • 17:00 Free time.
  • 18:00 Evening Chanting, meditation and Dharma talk.
  • 20:00 Meditation on your own, or have tea, coffee, hot chocolate & relax.
  • 22:00 Rest time.
  •  Я не буду пересказывать распорядок дня, достаточно написано в интернете конкретно про этот монастырь. Поделюсь только еще несколькими впечатлениями
Про послушников монастыря. Нас было порядка 130 человек, т.е. немало. В основном иностранцы, русскоговорящих  было мало, тайцев - не больше 10%. Вначале я даже не могла понять, кто говорит по-русски, в монастыре приветствуется молчание. Но это не значит, что разговаривать нельзя. В столовой можно разговаривать в пол-голоса за определенными столами, за какими-то столами надо соблюдать молчание, на них есть таблички, устанавливающие это правило. Можно встречаться на лужайках в перерывах между медитациями. Местами общение между послушниками протекало очень интенсивно. Люди все больше приятные, из разных стран мира, интересно поговорить. Я встретила много молодых людей, которые посетили монастырь краткосрочно во время их большого путешествия по Юго-Восточной Азии: кто-то поехал на 3 месяца между окончанием бакалавриата и поступлением в магистратуру, кто-то между консалтинговыми проектами, кто-то совершал свой Grande Tour. Молодежь зачастую уезжала из монастыря ранее намеченных сроков: строгий распорядок дня , необходимость концентрироваться на медитациях и лекциях, спартанские условия проживания в общежитиях заставляли их сниматься раньше намеченных сроков. Несколько человек остались в монастыре на месяц и больше. Такое возможно, если заранее обратиться к настоятелю с просьбой. В этом случае необходимо взять на себя какую-то работу по монастырю, например каждый день мести дорожки для пеших медитаций и помогать на кухне. Обычный стандартный срок проживания в монастыре дней 6-8.
Полезные советы - что надо взять с собой.  Я была в январе: днем было тепло, выше 25, по ночам было холодно, температура опускалась до - 5. Одеял на выдаче можно было взять достаточно, сколько хочешь, но советую, у кого есть, брать из дома теплые спальники. У меня был спальник на минус 20, точно не замерзала. Еще рекомендую взять надувной коврик, так как матрасов в монастыре не выдают, только тоненькую подстилку. Надувной коврик добавил много комфорта в проживание в dometry.
Про монахов.  Настоятель монастыря абсолютно солнечный человек, я смотрела на него и думала, как же он должен быть счастлив, живя в таком прекрасном месте, и отдав себя делу продвижения буддизма среди непосвященных и тех, кто уже на пути. Монах, который рассказывал про буддизм и учил медитациям делал это профессионально и  производил впечатление очень целостного человека. Он рассказывал, что ушел в монастырь уже в сознательной жизни, вырастив детей. Мне понравилась его брошюра ( есть на сайте монастыря) - Walk to be the knower (я перевела бы ее как "Путь к себе". Во время пребывания в монастыре, я регулярно подчитывала эту брошюру, сверяя мое понимание лекций с печатным словом.
Личные впечатления от випассаны.     Я уехала, безусловно, более осознанной. 8 дней наблюдения за мыслями и концентрации позволили мне лучше узнать себя. Иногда во время медитаций я удивлялась, как однообразны мои мысли, ходят по кругу, думаю одно и тоже, в круге своих забот. Очень хотелось вырваться из этого круга, иногда кольцо мыслей разжималось.  Дома я не практиковала випассану, осталась в подходе пранаямы (это больше про концентрацию на дыхании )