Котор

Фото из Котора и Пераста в хорошем качестве можно посмотреть здесь и здесь

Главное, чтобы поездка состоялась - купить билеты. Когда билеты на самолет Москва-Тиват-Москва были забронированы и оплачены через интернет, все остальное было просто. Составить примерный план поездки, собрать рюкзаки, поменять еврики - и в путь!
2 декабря.
До Москвы мы добрались электричкой 6.12-9.15. Аэроэкспрессом не поехали, дорого 400р за полчаса поездки. Я нашла альтернативный вариант - электричкой м.Савеловская - Лобня, потом автобусом 21 до Шереметьева-1. Там должен был ходить шатл до Шереметьева-2, но на самом деле пришлось ехать на маршрутке, всего потратили 160р на человека. А можно было еще проще - от Речного вокзала ходит автобус, обратно мы на нем и ехали. Мы добрались до нашего терминала Е вовремя, В аэропорту царит тишина и спокойствие. Нам очень пригодились бы сумки-самокаты, расстояния между выходами очень большие. Места сразу забронировали в киоске, взяли 15Е и 16Е, других рядом не было, а потом самолет оказался полупустой, половина пассажиров сразу пересели вперед, мы с дочкой соединились и я прилипла к окошку. Мы все время летели над облаками, только к концу полета показалось море, берег, изрезанный дорогами, кучки домиков, бегущие по дорогам игрушечные машинки. Сели в Тивате под проливным дождем, аэропорт маленький, бегом перебежали в здание аэровокзала. Здесь тоже тишина и пустота, только прибывшие нашим рейсом, быстро на автомате прошли таможню.
Мы договорились на 2 ночи остановиться по коуч-серфингу в Доброте, это пригород Котора. Там у хозяина маленькая гостиница, летом он сдает комнаты, а зимой принимает гостей. Автобусы из аэропорта до Тивата не ходят, только такси, запросили 25е до Доброты. Мы потыкались,  до Тивата идти недалеко, но льет дождь и с рюкзаками не очень приятно, и дороги здесь узкие, без обочины, пешком по ним явно не ходят, и договорились доехать на такси за 20е, как я раньше читала в инете, это здесь обычная цена. Дом в Доброте прямо на берегу залива, напротив - горы, огни на том берегу, там Котор, красота! Здесь тепло, +14. Мы доехали, познакомились с хозяином, выпили кофе. Кухня и гостиная внизу, номер на 2 этаже, душ и туалет в номере. Все замечательно, но так холодно! И пол холодный, плитка, а мы забыли взять тапочки! Интересная обстановка - много старинной мебели, свечи (бывают перебои с электроэнергией). Вечером мы сходили прогуляться по берегу Которской бухты. Дождь, теплый ветер, горят фонари. Пусто, только машины проносятся мимо. Здесь одни отели, сейчас стоят пустые и закрытые. Мы зашли в магазинчик, купили каймак - что-то среднее между маслом и сметаной, все его хвалят в отчетах, булку, печеньки, молоко. Все на 5е. Гречка у нас есть, здесь ее не продают, вообще - надо было больше продуктов с собой брать, если пересчитывать на наши деньги - ужас! В ресторане в меню нам ничего не понравилось. Мы вернулись, все мокрые, Сварили кашу с молоком, подключились к инету. У нас с собой планшет и маленький ноут, но у ноута старая сетевая карта, не подключается по вай-фай, надо было брать вай-фай адаптер, поэтому в инете лазили с планшета. Поискали на booking.com новое жилье, посмотрели прогноз погоды. На четверг-пятницу обещают солнышко, потом опять дожди и грозы. По плану у нас было взять велосипеды, объехать Которскую бухту и залезть на г.Ловчен, но в действительности, конечно, все получилось не так.
3 декабря.
Ночью было очень холодно, а утром я вскочила в 7ч по-нашему, а здесь это только 5ч, и с удовольствием забралась обратно под теплое одеяло. На завтрак - гречка, хлеб с каймаком, потом хозяин довез нас до Старого города в Которе и пошел на работу, а мы зашли в хостел, спросить насчет апартаментов, но здесь дорого, потому что это Котор и центр - 20е за ночь. Зато приветливая девушка дала нам карту Старого города и объяснила, где начало лестницы наверх в крепость св.Иоанна.

Северные речные ворота в Старый город.
В Старом городе мы сразу окунулись в мир византийских узких улочек, лесенок, каменных стен.

Церковь св.Луки
Мы быстро нашли указатель на стене и полезли по мокрым ступеням в крепость, расположенную на высоте 250м. Укрепления выстроены уступами, к которым ведет серпантин лестницы. Узкие ступени местами заменены новыми. По пути много площадок, где можно осмотреться и передохнуть.
Везде валяется много мусора - тряпки, пластиковые пакеты, пустые бутылки, стены исчерканы, все как у нас. А вот в Турции мы ни разу не видели не то, что мусора - даже ни одной надписи на стенах! На пол-пути к вершине - маленькая церковь Богородицы, построенная в благодарность за избавление города от чумы.

Часовня, посвященная Богородице.
После дождя скользко, солнышко пригревает, а мы ночью замерзли и теперь паримся в теплой одежде. Пришлось немного раздеться, народу никого, только несколько спортивного вида парней в футболках пробежали к вершине. Я залезла на самый верх крепости, где находится флаг Черногории. Сверху видно весь Котор, бухту и окрестности.

Вид с крепостных стен.
Мы спустились в Старый город, вышли через главные ворота и прошли до автостанции, сфотали расписание автобусов, завтра переезжаем в Херцег-Нови.

Главные ворота Старого города.
Крепость с южной стороны.
Долго искали, где поесть, в результате зашли в ресторан у ворот Старого города и заказали пасту Монтенегро и чай - на 17е. Макароны оказались жесткие, недоваренные, с острым жирным соусом с добавлением пршюта и сыра, на любителя. Доели с трудом. А чай решили вообще больше не брать, можно и дома его попить, но без запивания есть жирное очень трудно.
Потом мы съездили в Пераст, маленький тихий городок у подножия холма св.Ильи, круто спускающийся к морю.

Пераст

Дома древних знатных семей-кланов перемешаны с церквями, домов 17, 16 церквей. Согласно данным ученых, жизнь в этих местах наблюдалась еще 3500 лет до н.э. Постоянное противостояние Османской империи и венецианцев сделало Пераст важным с политической точки зрения, как оказавшийся на границе с захваченными турками территориями.Также стратегически важным был контроль над о.св.Георгия. Здесь была построена самая высокая колокольня на востоке Адриатического побережья, часы для нее привезли из Венеции.
Мертвый сезон.

Мы погуляли часа 2, посмотрели издали на островки, народу никого, только строители. Слева о.св.Георгия, там Бенедектинское аббатство, для посещений он закрыт. А справа - о.Госпа од Шкрпела или Богоматери на скале. В 1452г.братья-моряки из Пераста нашли на рифе икону богоматери, которая исцелила одного из братьев. Риф еле виднелся на поверхности и тут стали затапливать корабли и бросать камни, так появился остров. Летом можно нанять лодку и сплавать на островок на экскурсию.

Остров св.Георгия, Бенедиктинский монастырь
Остров Богородицы на Скале

Мы вернулись, сошли с автобуса и долго-долго шли пешком по набережной до нашего дома в Доброте. В будущем я стала забивать точку хостела на карте на планшете, чтобы никого не спрашивая выходить в нужное место. Сегодня в хорошую погоду на набережной много гуляющих, нам улыбаются, заговаривают. Вечером забронировали апартаменты в Херцег-Нови, завтра туда переезжаем.

Херцег-Нови

Больше фото из Херцег-Нови можно посмотреть здесь.

4 декабря.
Рано утром в 8.20 наш хозяин подвез нас на вокзал и мы сразу уехали в Херцег-Нови, билет стоит 3,5е. Мы вышли на автостанции, и хотя я посмотрела на карте, куда идти, нашу виллу мы искали долго, спрашивали всех подряд, даже таксистов - никто не знал, даже где такая улица!

Вид на море
Крепость Старого города в Херцег-Нови
Наконец, почтальон направил нас в нужную сторону, а там один дедушка даже проводил нас до самой виллы, по дороге мы болтали с ним по-русски. Комната оказалась замечательная, всего за 17е за ночь. Рядом кухня и ванная, гостей больше нет, на площадке мы одни. Главное - здесь есть кондиционер и тепло! Центрального отопления нет нигде. Хозяйка принесла блюдо мандаринов и яблок, спрашивала, все ли хорошо, что еще надо. Мы заселились и пошли гулять по Старому городу, такие крепости есть в каждом городе на побережье.
Мы обедали в конобе Рисан - семейное заведение, которое очень хвалили в отзывах. Мне понравилось - вкусно, недорого. Мы взяли 2 порции густого горячего супа и 1 порцию второго - огромное блюдо с котлетой, жареной картошкой и салатом. Одолели с трудом.

Здесь тихо и спокойно, туристов мало, мне все нравится. В евро конечно все дорого, но это не основание отказываться от путешествий, стараемся экономить, завтракаем и ужинаем дома, снимаем недорогое жилье. Потом мы прошли по красивой набережной - Променаду - до Игало, где находятся знаменитые курорты.

Форте Маре.
Игало вдали.
По дороге я подошла к рыбаку, он ловил рыбку на хлеб. Поговорили с ним и его другом о рыбалке, о том, какая рыба ловится в Сибири и на Приполярном Урале.

Они знают о проблемах на Украине, осуждают военные действия там, хорошо говорят по-русски. Вообще, в сербском много понятных слов - "хвала" - спасибо, "молим" - пожалуйста, "здраво" - здравствуйте, а вот  "право" - это прямо, а"куча"- дом, а мы сначала думали, это гора какая-то, когда искали нашу виллу. Когда возвращались домой, опять пошел дождь. Погода очень неустойчивая, тучи висят на вершинах гор. Зато дома тепло и сухо! Можно постирать, помыться, есть теплые одеяла. На ужин мы сварили макароны с салатом и вкусный травяной чай, вот чаи здесь замечательные, с самыми разными травками. Ужин получился всего на 2,5е на двоих, и чай с шоколадкой, которые я взяла на сувениры. Шоколад здесь хуже нашего и дорогой - 1,2е за 100г, это почти 80р по цене покупки евро.

5 декабря.
Мы встали поздно, в 8.30. Позавтракали и вышли, немного моросило. Сначала сходили в Савинов монастырь, там пусто и тихо, только цыгане - джипси, нас предупреждали насчет них, что они могут попрошайничать. Рядом с церковью красивое кладбище с фамильными надгробиями.

Потом мы еще погуляли по Старому городу. Цитадель закрыта, Кале-Кула закрыта, грустно.

У морского музея.
Площадь Белависта.
Еще раз зашли пообедать в Рисан, взяли мешано мясо и печеные перцы. Мяса принесли много, большую тарелку, с горкой репчатого лука. Но я вчера его наелась, и Даша целый день от меня отворачивалась, нет бы положили огурчиков или помидорку. Еда не понравилась, перцы оказались очень кислые, с уксусом, мясо все плавало в жире. Мы разочаровались в местной кухне, лучше покупать мясо в магазине и готовить самим, на 7е можно купить 2кг отличной вырезки и пожарить, как мы любим. Помидоры-огурцы вообще стоят 1е за кг. Из десертов - только блинчики и пироженки по 3е.
После обеда мы поднялись в гору с другой стороны дороги, чтобы посмотреть крепость Шпаньола. Кроме внушительных стен смотреть там нечего.

Крепость Шпаньола.
Внутри крепости.
К ужину купили бутылку местного вина Вранац, рис, сыр, хлеб, яблоки, мандаринки по 50с за кг. Вино вкусное.

Будва.

Фото Будвы в хорошем качестве можно посмотреть здесь.

6 декабря.
Утром дождь. Собираемся и бегом на автобус в Будву. Ехали уже не по берегу, а через пролив на пароме.

Будва, первый взгляд.
В Будве нашу забронированную гостиницу опять пришлось поискать, мы по телефону вызвали дежурного, и он нас встретил. Номер простенький, кроме 2-х спальной стоит еще 2-хэтажная кровать, но кроме нас в комнате никто не жил. Да и в гостинице мы были одни, и еще 1 кореец вечером подошел переночевать. Кухня, ванная - общие, но все удобно и рядом. Сходили пообедать  - опять наш выбор был не очень удачен, или здесь вообще так готовят, в тефтелях было очень много хрящей, Даша все повыплевывала, а я, как более привычная к нетрадиционной пище, доела. Захотелось блинчиков на ужин, решили испечь их сами - купили муку, варенье, молоко. Опять пошел дождь, но мы все равно пошли смотреть Старый город.

Море, вдали о.св.Николая
В церкви св.Иоанна можно увидеть икону Девы Марии с маленьким Иисусом (Будванская Богородица), которая считается чудотворной, она была перенесена сюда из соседнего храма Санта-Мария. Говорят, что написал икону сам св.Лука, поэтому она является святыней как для католиков (хотя иконы не в их традиции), так и для православных. Однако более тщательные исследования ученых показали, что она намного старше - реликвия была создана примерно в 13 веке. Жители Будвы считают ее не только главным сокровищем своего города, но и его защитницей.

Церковь Св.Марии, известная как "Santa Maria in Punta", согласно надписи, выгравированной на северной стороне здания, была построена в 840г, что делает ее одним из самых старых зданий во всей Черногории. Приставка in Punta в названии церкви означает, что она была построена "на кончике", на самой юго-западной оконечности города. Ее возвели монахи-бенедиктинцы, возможно храм был частью целого монастырского комплекса. По легенде в этом месте монахи, приплывшие из Испании, передали горожанам икону с изображением Богородицы, чтобы проверить, есть ли в городе христиане.
Церковь Святой Марии, известная как «Santa Maria In Punta»
Здесь находится музей римской мозаики, найденной после землетрясения 1979г на вилле Урбани.
Работа реставраторов.
?Церковь Святой Троицы была построена по многочисленным просьбам верующих рядом с Цитаделью в 1798-1804г. Церковь выстроена в типично византийском стиле и похожа на церковь Святого Успения Богородицы монастыря Подострог, камни белого и красного цвета выкладывались поясами.

Хорошо, мне нравится - как в походе, каждый день на новом месте, устраиваемся и
привыкаем, потом собираемся и едем дальше. Вечером напекли блинов с вареньем и каймаком, угостили и корейца. Он даже не знает, где находится Россия и Москва!

Варенье здесь натуральное, без загустителей, вкусное как мармелад, есть из шиповника, черноплодки, инжира, обязательно купим домой. Забронировали номер в центре Цетине, дорого, 34е за ночь, но что поделаешь! Если брать подешевле в Риеке Црноевича, придется тратиться на такси, автобусы туда не ходят.

7 декабря.
Проспали до 10.30. Позавтракали и пошли посмотреть на остров Свети-Стефан, пешком. Пляжи пустые и грязные, много мусора.

Мы дошли до строящегося огромного отеля, прошли под ним по туннелю, часть его не освещается, идти темно и страшно.

Набережная в сторону Свети-Стефана.

Иногда моросит дождик, но облака поднялись, погода настраивается. Мы дошли до деревни Бечичи, посмотрели там церковь св. апостола Фомы и кладбище.
Встретили указатель на Старую Оливу, которой 2000 лет, но таксисты сказали - это далеко, 3км, решили не ходить, что мы, деревьев не видели? Здесь выгоднее всего брать машину напрокат за 15е в день, пешком - далеко, такси - дорого, общественного транспорта в таких местах нет. Тогда можно посмотреть все. Мы издали полюбовались на Свети-Стефан, он в дымке, там уже идет дождь, и повернули обратно.

Над Свети-Стефаном идет дождь.
Еще раз прогулялись по улочкам Старого города, уже знакомым и узнаваемым. Зашли в пекару, купили по большому круассану с мясом и сыром и обошлись без обеда.

Хотели взять такси до крепости Подострог, но когда стали спрашивать прохожих, нам попался москвич, который давно здесь живет и путешествует почти год. Он очень нам обрадовался, предлагал жить на его съемной квартире в Рафаиловичах, это за деревней Бечичи, уговаривал вместе взять машину и поехать по стране, чтобы сократить общие расходы. В принципе, это выгодно, но мы побоялись подставы, да и маршрут у нас уже был, а с ним планы немного расходились. Он хотел сначала ехать по побережью, в Бар, Сутоморе, а мы планировали залезть на Ловчен и Острог. Пусть наша поездка выйдет подороже, но нам будет спокойнее, не надо ни под кого подстраиваться. Вот и опять вышло, что путешествовать вдвоем - удобнее и комфортнее, чем несхоженой группой. Мы посмотрели по карте, где находится крепость Подострог - совсем недалеко, всего полчаса ходьбы от нашего хостела.

Монастырь Подострог.

Двор монастыря.
Подострог - действующий мужской монастырь. Он перенес и пожары, и землетрясение, после которого был сильно разрушен. С 1950 по 1953 годы был в частной собственности у священника Филиппа Тановича. Чтобы хоть как-то содержать обитель, он вынужден был продать уникальную библиотеку монастыря. С 1953 по 1995 годы находился под охраной государства. В 1995 году был возвращен церкви. Его настоятелем стал иеромонах Савва, приложивший огромные усилия для восстановления монастыря. В 2000 году обитель была отреставрирована. Оба его храма возведены в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот праздник особо почитаем в Сербии и Черногории. Ведь именно с этого дня Сербская православная церковь стала именоваться автокефальной. Малая Успенская церковь была обновлена иеромонахом из Цетине в 1630 году, о чем свидетельствует надпись над входом. Над церковью установлена терраса, на которой стоит каменная цистерна, украшенная искусной резьбой, а основная часть здания находится под землей. Большую Успенскую церковь построил в середине XVIII века Савва Петрович Негош.

Мы пофотали красивую крепость и на обратном пути зашли в мегамаркет, купили 0,5кг мяса, хлеб и дома мясо пожарили. С макаронами и салатом получилось супер! В разы дешевле и вкуснее, чем в местных ресторанах. Завтра выдвигаемся в Цетине. В хостеле мы одни, дежурный сказал - завтра просто оставить ключ в двери, утром дежурного мы не видели. Вечером мы читали про "белый картон", где его получать и что может быть при выезде из страны, если его не будет.  "Белый картон" - это подтверждение вашей временной регистрации в Черногории и уплаты туристических сборов. Называется так, потому что и выглядит как белый картон. Делать по закону обязательно,  реально на вылете в 99% случаев  не проверяют, но если проверят - можно нарваться на большой штраф и запрет на въезд в страну. Типа, как страховка - можете не покупать, но если что - будут проблемы. Дежурный про картон ничего не знал, мы решили утром сбегать в полицию и зарегистрироваться.

Цетине.

Туристический павильончик Туристический павильончик
Фото из Цетине в хорошем качестве можно посмотреть здесь.

8 декабря.
Мы встали в 7.30, позавтракали кашей с яичницей и пошли без рюкзаков сначала добывать белый картон. Зашли в отель Blue Stars, там нам подсказали, где полиция, совсем рядом. Но нужный отдел там открывался с 10ч, мы пошли погулять и наткнулись на турагентство с корабликом на крыше, где тоже выдают картоны, и оно работало! Мы быстро оформили желанный документ на 2 дня, картонка стоит 30с и 80с в день - налог. В принципе, можно оформлять этот картон сразу на весь срок путешествия, а если сказать, что живешь в гостях или в своем доме - то и налог платить не надо. Но дочка у меня законопослушная и мы дальше собирали эти картонки во всех городах. В Херцег-Нови картонку нам сразу же выписала хозяйка, но так далеко не везде.
Путь был свободен, мы забрали рюкзаки, добежали до автовокзала и загрузились в автобус до Цетине, билет стоит 3е. Ехали по серпантину, дорога очень красивая. В Цетине на остановке стоят такси, нам сразу же предложили поездку на Ловчен, но сначала нам надо было заселиться. Виллу мы нашли быстро, она рядом с автовокзалом. Хозяйке Радмиле позвонил ее знакомый таксист и она нас уже поджидала. Нам предложили шикарную большую комнату с печкой, а фактически мы были в доме одни, хозяйка живет в другом месте. Есть кухня - тоже с печкой-плитой и электрической плитой, ванная, даже банные халаты! В кухне есть набор необходимых продуктов, разные чаи, кофе, соль-сахар. Просто роскошно! Хозяйка затопила печку и ушла, а мы оставили рюкзаки и убежали, чтобы успеть съездить на Ловчен, пока солнышко и светло. Договорились, что нас отвезут туда-обратно за 20е, и там час на осмотр мавзолея. Ехать 24км по серпантину, пешком - далековато.

Гора Ловчен, вершина Езерский врх (1657м)

Стоянка машин у Мавзолея.

Вид на лестницу сверху.

Водитель всю дорогу с нами разговаривал по-сербски, в основном все понятно. Водитель вспоминал, как хорошо жили при Тито, когда была Югославия, работала промышленность, а сейчас все остановилось, живут только туризмом. Пенсия 150е, а цены - о-го-го! Очень крутые повороты восьмеркой, нас даже укачало немного. Наверху - необыкновенная красота!

Штировник. На горе - два антенных комплекса.
 На горе Штировник - 2 антенных комплекса. Тот, что повыше - 82м, раньше было 112м, но несколько лет назад его укоротили, изменилась техника и такая высокая антенна стала не нужна. К комплексу идет отдельная линия ЛЭП снизу от Котора, есть и генераторы. Зимой, говорят, часто отключается электричество. Все это было построено в первой половине 80-х, строили специальными подъемниками, большую антенну поднимали вертолетом. Комплекс обслуживает всех: 2 программы государственного телевидения, 2 программы государственного радиовещания, ретрансляцию 3 операторов мобильной связи, полицейскую связь, сейсмологов, метеорологов. Между Штировником и Баром запрещены полеты любой авиации, кроме экстренной и военной.
Горы, море, Цетине внизу, Скадарское озеро немного видно. Почувствуй себя орлом! Туристов кроме нас не было, нам вручили огромный ключ от калитки мавзолея и мы отправились по лестнице в тоннеле. Наверху на смотровую площадку ведет дорожка как в форте Байярд.

Мавзолей Негоша.

Сооружение грандиозное, но больше всего нас впечатлили горные пейзажи вокруг и море вдали. На вершине 1660м холодно, +4, сильный ветер, а внизу +14. Мы постояли у памятника Петру Негушу с орлом, сходили на смотровую площадку и вернулись вниз.

Скадарское озеро вдали.

На смотровой площадке.
Вдали море.

В село Негуши еще за 10е мы ехать отказались. Там есть маркированные тропы, как-нибудь приеду осенью и схожу пешком. На обратном пути мы остановились в местечке Иваново Корыто, где есть источник вкусной воды, наш водитель набрал себе канистру.

Местечко получило название от основателя Цетинья - Ивана Црноевича. Точнее так ранее называли не само место, а дорожку, по которой течет родник из района горы Трештаник, а потом вода собирается в один каменный резервуар, а оттуда вода переливается в корыто. По преданию, оно сделано еще самим царевичем Иваном. По наводке водителя мы сходили пообедать в ресторан Винотека, взяли суп и мусаку - пережареные овощи, запеченные с сыром и яйцом. Потом мы влезли на горку, где стоит башня - табля, на которой раньше выставлялись в качестве трофеев отрезанные головы турок.

Башня-табля над монастырем.

Нашли разрушенную мельницу.

Брошенная мельница.

Полюбовались архитектурой Цетиньского монастыря. Прежнее здание монастыря на горе Чипур было взорвано в 1692г перед отступлением черногорцев. Во время правления Данило I Петровича Негоша монастырь был отстроен заново. На пепелище возвели церковь Рождества Пресвятой Богородицы, остальной комплекс переместился к Орлиной горе.? Использование для строительства камней, оставшихся от уничтоженной обители, символизировало нерушимую связь прошлого и настоящего. На протяжении XVIII-XIX веков Цетиньский монастырь снова подвергался набегам и разрушениям, но каждый раз восстанавливался.

Цетиньский монастырь.

Прошли мимо здания-"бильярда", похожего в плане на бильярдный стол.

Бильярдный дом.

Потом мы прошли по пешеходной улице Цетине, каждый дом - история. Цетине была раньше столицей Черногории, здесь были посольства разных государств.

И пришли домой. В комнате тепло и уютно, печка топится, но дров жрет огромное количество, как наша буржуйка, только успевай подкидывать. Вовремя не подкинул - тухнет. я еле дождалась, пока нагреется электроплита - указатели стерлись, не сразу разобралась, где максимум.

Картина хозяйки.

Вечером я сходила в магазин, купила еще вина, сыра. Мы долго выбирали хостелы в Подгорице и в Баре, думали, куда бы еще сходить...Так и не придумали, пошли спать, утро вечера мудренее.

9 декабря.
Встали в 8.30, позавтракали и в 10.30 вышли. Сегодня солнечно, но немного холоднее, +11. Мы отправились на автовокзал и взяли такси до Риеки Црноевича, это небольшой городок на реке Црноевича, впадающей в Скадарское озеро.

Бывшее Российское посольство.
Больница.
Дорога на Риеку Црноевича.
Можно было бы съездить туда на веле, всего 16км, но по деньгам вышло бы так же, 10+10 е за аренду велов и 20е на такси. Кстати, хозяйка Радмила задумалась, не купить ли ей к следующему сезону еще 1 вел, раз спрашивают. Водитель такси опять попался разговорчивый, ему сейчас положение в стране нравится, потому что он имеет фирму и работает на себя, а не на 10 человек. Мы доехали до Данилова моста.

Риека Црноевича.
Река Црноевича.
Он был построен князем Данило в 1853 году в память об отце Станко Петровиче. Ранее мост был связующим звеном для караванов, идущих с товаром на базары в Вирпазар. Когда-то в Риеке Црноевича находился завод по изготовлению жемчужин из чешуи рыбы, сейчас остались лишь развалины здания. Зато подобные украшения можно купить в Македонии, их делают там и в наше время. История и название городка связаны с правителем Зеты - Иваном Црноевичем (1465-1490). Также тут  работала типография, где была напечатана в 1494г. первая книга на кириллице. Тут была открыта первая аптека в Черногории и оружейная мастерская. В былые времена тут велась активная торговля рыбой. Мы перешли по мосту на другую сторону реки и поднялись на гору, полюбовались открывающимся сверху видом.

Водитель провез нас по дороге чуть дальше, чтобы мы увидели краешек Скадарского озера.

Скадарское озеро.
Потом мы выехали на шоссе Цетине-Подгорица и по нему вернулись обратно. Я купила большую горячую булку с сыром и пршютом, вкусно! Мы по-очереди от нее откусывали, а она все не уменьшалась. И многие так же перекусывают прямо на улице.

Потом мы поднялись на Орлиную гору над Цетиньским монастырем, здесь находится гробница первого черногорского владыки из династии Негушей - митрополита Данило. Отсюда виден крошечный Мавзолей на горе Езерский верх и панорама города. Внизу видны каменные скамьи театра.

Рядом, на холме Чипуре, находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окруженная колоннадой. Этот храм стоял в самом центре прежних монастырских владений, построенных по приказу князя Ивана Црноевича в конце 15 века. У его стен был похоронен Иван Црноевич, оставшийся в памяти подданных как национальный герой и мудрый правитель страны. Турецкие захватчики не щадили ни людей, ни святыни. В 1692 году от монастыря и всех построек остались лишь руины. В церковь в конце XX века были перевезены останки короля Николы I и его супруги Милены.

Церковь Рождества Богородицы на Чипуре.
Рядом находится церковь Влашка. По преданиям за несколько десятилетий до образования города Цетине местные пастухи построили здесь церковь. Хотя в официальных документах она носит имя Рождества Богородицы, жители Черногории и туристы называют ее церковь Влашка («пастушья»). Во время турецких войн город не был оккупирован. Каждый раз захватчики отступали,побросав вооружение. Предприимчивые жители Цетине нашли трофеям достойное применение. Из более чем 1,5 тысяч стволов орудий они изготовили церковную ограду. Прямо напротив главного входа стоит памятник «Душа Ловчена».  Он увековечивает память о черногорских эмигрантах. Люди, отправившиеся на поиски лучшей доли в США, не смогли равнодушно слыщать о страданиях родины. В первые дни после начала I Мировой мужчины в возрасте от 18 лет и старше сели на пароход, чтобы с оружием в руках защищать родную землю. У берегов Албании корабль затонул, спастись не удалось ни одному пассажиру. Памятник был установлен в 1939 году.

Церковь Влашка и памятник Душа Ловчена.
Мы прошли мимо памятника основателю города Ивану Црноевичу и мимо музея короля Николы I. К сожалению, не зашли.

Потом мы сходили пообедать в ресторан Цетине, рекомендованный нашей хозяйкой. Взяли телячий суп - густой и наваристый, не то, что вчерашняя водичка с крошечными кубиками овощей, и я заказала мясной рулет, а Даша - "белое мясо", курицу с жареным картофелем. Порции были громадные и все очень вкусно!

Мы зашли домой выпить кофе, так как жили совсем рядом, и больше никуда и не пошли, все вроде бы уже посмотрели. Вечером пришла хозяйка топить печки, и очень рассердилась, что мы не сходили в музей короля Николы, это же история Черногории! Пришлось пообещать ей обязательно осмотреть его утром. Мы долго с ней разговаривали, ее прадед служил у Кутузова, а сама она член Союза художников, ее картины висят везде в доме. Вообще, дом - как музей, здесь много старинной мебели, древние радиоприемники, печки, старинные часы, фотографии родственников на стенах. Но фотографировать ее комнату она не разрешила. На ужин была картошка и много вкусного жареного мяса. Завтра мы переезжаем дальше, в Подгорице, уже привыкли осваиваться на новом месте, знакомиться с хозяевами, кочевая жизнь не напрягает. На ночь еще раз протопили печку. Посмотрели в интернете про музей короля Николы, вот здесь мы нашли много фото и решили не ходить, мы и так тут как в музее живем.

Острог.

Фото Острога в хорошем качестве можно посмотреть здесь.

10 декабря.
Мы быстро уехали в Подгорице на проходящем автобусе. Билет стоит 3е + 0,5е багаж. С автовокзала мы на автобусе 54b доехали до нашего хостела, ехали долго, минут 20, специально выбирали хостел в сторону Никшича, ближе ехать в монастырь Острог. Я следила за нашим продвижением на планшете в приложении Offline Maps. Очень удобно, забиваешь точку хостела, скачиваешь из инета кусок карты нужной области и следишь за маршрутом. Гармином пользоваться неудобно, мелкий экран, нет хорошей карты. Мы доехали прямо до хостела. нас встретила хозяйка Вера, очень энергичная женщина. Она показала нам наши апартаменты из 2 комнат, в блоке 2 туалета с душем, кухня, холл. Не очень удобно готовить и кушать, потому что стола в кухне нет, все надо носить в гостиную, а там сидят другие люди и хозяйка, которая всем командует - возьми это, поставь сюда, и все время повторяет - будьте как дома. Она угостила нас кофе и предложила отвезти на своей машине на дорогу, чтобы ехать в Острог. Хостел довольно далеко от трассы, можно заблудиться. Сначала подъехал автобус только для студентов, нас туда не посадили. Мы дождались маршрутки до Никшича и доехали до д.Богетичи, оттуда до Нижнего Острога можно доехать на такси.

На дороге около Богетичи.
С нами на дорогу вышел японец, мы познакомились и вместе взяли такси до Нижнего Острога за 10е, то есть по 3,3 е с человека, таксист дал нам свой телефон, чтобы если что, мы его вызвали. Доехали по серпантину до Нижнего монастыря.

Церковь св.Троицы в Нижнем монастыре.
Гостиница для паломников с иконой Спасителя

Здесь находится церковь св.Троицы, гостиница для паломников, кельи, сад и виноградник. В Верхний монастырь мы сначала поднимались по дороге, потом перешли на очень живописную тропу с каменными ступенями, она много раз пересекает дорогу.

Дорога к Верхнему монастырю.
Мы прошли церковь Святого новомученика Станко,  15-летнего мальчика , которому турки отсекли руки за то, что он не хотел выпускать из рук святой Крест.

Вдоль тропы - густые заросли остролиста с красными ягодками, его используют для украшения домов перед рождеством. Подъем был нелегкий, мы взмокли, но дошли!

Монастырь Острог не относится к числу самых древних в Черногории, но известен далеко за пределами своей страны. Первыми пещеры горы, где сейчас расположено здание монастыря, заселили отшельники, дабы в молитвах проводить свою уединенную жизнь.

В  В верхней части находятся самые важные достопримечательности Острога, она встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря. В состав верхней части входят две небольших церкви: Введенская церковь девы Марии и Крестовоздвиженская церковь. Введенская церковь известна тем, что здесь Святой Василий Острожский провел 15 лет в молитвах. Мы осмотрели снаружи только левую часть, Введенская церковь была на ремонте. Там находится и виноградная лоза, которая выросла из скалы, где находилась келья св.Василия, после его смерти. Вроде бы можно зайти и внутрь, но мы были без экскурсии и не спросили, а нам ничего не предложили. У входа в монастырь есть 2 крана с водой, может быть, это святой источник, по другой версии - целебная вода разливается в бутылки и выдается бесплатно всем паломникам в церковной лавке, если спросить. В лавке мы купили красивые сувениры на память об Остроге, здесь также продают мед, варенье, травы, лечебную косметику.

Вид с обзорной площадки

Вниз мы решили спуститься своим ходом по серпантину, всего 10км, чтобы полюбоваться видами.

Дорога к Богетичам.

Я сверялась по карте на планшете, чтобы не заблудиться. В одном месте наверно можно было срезать по старой дороге, но мы решили не рисковать, вдруг там тупик. Японец держался рядом с нами, он бегло говорит по-английски, но не выговаривает "р", поэтому я понимала не все. Я спросила его, поднимался ли он на Фудзи-Яму, он ответил, что она не такая высокая и подъем туда проще. К вечеру похолодало, наш японец стал замерзать. До Богетичи мы добежали уже в темноте, и зашли в конобу покушать, чтобы не искать заведение в пригороде, где находился наш хостел. Мы заказали опять суп-чорбу, а другого здесь и не варят, и "ягнятину в рубашке" с фаршированным картофелем. И как же мы были обмануты! Суп еще был съедобен, а ягнятина была такая гадость - жесткое жирное мясо в сальной шкурке, есть его было невозможно. Картофель был просто полит соусом. Я высказала свое "фе" официанту, и мы решили больше не экспериментировать с местным общепитом, а готовить дома. Мы вышли на дорогу - темно, холодно, фонари не горят, остановка не обозначена, наш японец от холода уже приплясывает. Хорошо, местные ребята подсказали, когда будет автобус, где его ждать и как тормозить - включенной мобилкой. Пришел автобус, я включила планшет, чтобы знать, где лучше выйти, и мы по карте уверенно нашли хостел. Фонари не горят, названий улиц не видно, прохожих нет. Вот как бы мы добрались без планшета? Около хостела всего один маленький магазинчик в том же доме. Я сходила купить молока и печенек, больше ничего там нет. Хозяин сказал, что Россию здесь любят, а Америку - нет. На ужин я сварила остатки гречки, моя каша очень заинтересовала хозяйку, она даже попросила попробовать, здесь такая каша не продается. Обстановка не располагала готовить что-то сложное, да и не из чего было.

Бар.

Фото из Бара в хорошем качестве можно посмотреть здесь.

11 декабря.
Утром мы быстро собрались, позавтракали, на автобусе 54b уехали в Подгорицу. Город обычный, стандартный, новостройки, осматривать его не было желания. Была идея доехать до Бара по железной дороге. Мы зашли на ж/д вокзал, он рядом с автобусным, поезд уходил через час, билет стоит 2,5е. Долго ждать, мы купили по булке - у Даши с шоколадом, у меня с ветчиной, и пошли на автовокзал. Автобус как раз уходил через 10 мин., билет 4е. Мы загрузились и поехали. Переезжали синее Скадарское озеро. В Баре мы не поехали на автовокзал, а опять же по планшету вышли напротив нашего хостела в Шушани.

Бар, цветики-семицветики.

Мандаринки.

Заселились, здесь у нас шикарный на первый взгляд номер-студио, в одном блоке 2 кровати, маленькая кухня, ванная с туалетом и лоджия с видом на море. И совсем недорого - 13е за ночь, а в Цетине мы платили 32е за ночь. На кухне было по нулям - ни чая, ни сахара, ни соли. Попросили у хозяйки немного масла, а соль пришлось купить самим. Здесь гораздо лучше, чем в Подгорице, рядом много магазинчиков, море, дышится легко, до центра пешком идти минут 20. Мы сходили на прогулку, прошли немного по набережной, полюбовались на собор св.Владимира, зашли в порт.

Около Набережной находится дворец короля Николы с ботаническим садом, там растет даже знаменитое дерево гингко-билоба. Король Никола очень любил яхты и корабли, одну яхту он купил у Жюля Верна.
Дворец короля Николы в Тополице.
Недалеко находится большой порт.

Яхт-клуб.

?Вечером был очень красивый закат. Но  пляж здесь грязный, как и везде, много мусора, камни и стены изрисованы.

Стадион
Закат в Баре.

В кафе взяли только суп - жидкую водичку с овощами. Зато потом зашли в мегамаркет и затарились продуктами, так что еле дотащили - мясо, сыр, каймак, джем, овощи на салат. Наш номер в хостеле вроде бы хороший, но много поломано - штанга в шкафу для одежды падает, плинтус оторван, гардина рухнула, выдернув из потолка саморезы, проблемы со смесителем и бачком. Хорошо хоть вай-фай есть, горячая вода и кондиционер, можно номер нагреть, а то Даша после первой дождливой недели совсем зачахла, сморкается и кашляет.

12 декабря.
Мы встали рано и в 9ч уже побежали искать гору Валуицу, с которой в 1904г. Гульельмо Маркони послал первый радиосигнал над морем.

Бар.Осуществленная мечта - своя яхта.
Морское прошлое Бара.
Мы добежали до ворот порта, здесь нас стопанула охрана, дальше нельзя. Но как и везде, русских здесь любят, мы разговорились с охранником, он нам оставил свой телефон - если что, и даже договорился со своим другом-архитектором порта, чтобы тот нас свозил на эту гору на машине. Но друг оказался занят до 14ч, и мы решили не теряя времени осмотреть Старый Бар, всего 4км по дороге. Перекусили в пекаре булочками с йогуртом и пошли к Старому Бару.
Дорога к Старому Бару.

По дороге встретили красивую церковь или монастырь.

Здесь издавна производили оливковое масло. В Мировице растет старейшее оливковое дерево, которому уже больше 2000 лет, диаметр его ствола - более 10м.

Вход в Старый Бар - 2е + 1е за карту, чтобы ничего не пропустить.
Развалины - как в Фазелисе в Турции, аккуратные и маркированные. Старый Бар - это Черногорская Помпея, город разрушенный и заброшенный. Каменное плато под горой Румия над скалами, из-под которых били ключи, было удобным местом для укрепленного поселения. Считается, что в III веке до нашей эры римляне завоевали эти земли и построили крепость на месте нынешнего Старого Бара. В VII веке эти места заселили аваро-славянские племена, которые образовали первое славянское государство Дуклю, позднее переименованное в Зету. в IX-X веках земли находились под властью Византийской империи. Дукля стала мощным государством, а принадлежащий ей город Бар - крупным экономическим, религиозным и культурным центром. Позже Бар входил то в состав древнего сербского государства, то был частью Венецианской республики, то его подчиняла себе Османская империя. Смена правителей находила свое отражение и на стиле городской архитектуры — здесь прослеживаются как романские черты, так и средневековые венецианские нюансы, так и пришедшие вместе с турками элементы восточной культуры.

Мечеть Омербашича.
Руины францисканского монастыря св.Николая
К сожалению, Старый Бар не дошел до нас в своем первозданном виде. Несколько катаклизмов, среди которых мощнейшее землетрясение 1878 года и последовавший чуть позже взрыв городских пороховых арсеналов, почти полностью разрушили город. Восстанавливать старый квартал не имело никакого смысла — порт и недавно построенная железнодорожная ветка до Вирпазара давно перевели центр экономической жизни ближе к морю в Новый Бар, туда же переселилось и основное население из разрушенных жилищ. А Старый Бар остался только в виде развалин, на месте которых уже в наше время был открыт исторический музей и начаты реставрационные работы.

Церковь св.Йована

Здесь очень живописные стены и дома, затянутые плющом, мы ходили и восхищались, туристов кроме нас не было. Внизу в каньоне шумит поток, светит солнце, поет муэдзин - красота! Уходить не хотелось, я замедлилась, впитывая атмосферу старого города и поплыла...
Потом на выходе из Старого Бара мы нашли такси и поехали сразу в Сутоморе, не заезжая в порт. Таксист запросил 10е, сторговались за 5. Даша хотела посмотреть красный коралловый пляж, а я - залезть на турецкую крепость Хай-Нехай. Обиженный нашей скупостью таксист высадил нас на каком-то каменистом пляже между нужными нам точками и сразу умчался.

В Сутоморе
Надо было смотреть по карте на планшете! К огромному огорчению, когда Даша выходила из такси, она обронила там съемную дужку от своих фирмовых темных очков, мы долго ее искали на месте высадки, но так и не нашли, а солнце здесь яркое. Расстроенные, мы побрели в сторону Красного пляжа, долго шли по набережной, вышли уже из городка, а пляжа нет, и кушать хочется! До Бара идти далеко, обочины вдоль дороги нет, мчатся машины, решили вернуться в Сутоморе по другой дороге, по верху. Добрели до ресторана Izvor, и тут нам повезло! Очень красивый интерьер в морском стиле, с колоколами, светильниками, радушно улыбающийся нам как своим знакомым официант, на каждом столе бутылка вина уже стоит.

Мы заказали суп, чебак-чичи и Даше - белое мясо с гарниром. Порции были фантастически большие и вкусные! Еще официант принес нам маленькие бонусные бутерброды с овощной икрой к супу и миску мандаринов на десерт. Первый раз мы оставили чаевые.
Уже темнело и в крепость мы не пошли, насмотрелись уже крепостей в Старом Баре. Обратно уехали на местном автобусе за 50с.
Вечером спросили у хозяйки белый картон - это наша постоянная проблема. В Подгорице хозяйка нам не дала картон, сказала, что за 1 ночь не надо. А здесь хозяйка сначала не поняла, что мы от нее хотим, потом после долгих объяснений заверила, что вот завтра прямо с утра все и сделает. Вчера она говорила то же самое. Завтра суббота, а в воскресенье мы улетаем домой, и турбюро в воскресенье наверно не работает.
На ужин я попробовала сделать блинчики,но сковорода здесь тонкая металлическая, все прилипло и получились какие-то лепешки. Даша предлагала угостить ими хозяйку. Вечером почитали предсказания про очередной конец света и только вздохнули - нам вот белый картон надо добыть, а то из страны могут не выпустить, будет тогда нам конец света...

Ульцинь.

Белый картон - квиток о регистрации. Белый картон - квиток о регистрации.
 Фото в хорошем качестве можно посмотреть здесь.

13 декабря.
Утром опять попытались договориться с хозяйкой, чтобы она оформила нам белый картон. Сегодня суббота, турбюро работает только до 14ч, а у нее все какие-то отговорки. Решили для ускорения процесса и для надежности оформить регистрацию самим. По карте мы нашли агентство и сделали регистрацию на 4 дня, включая Подгорице, где хозяйка нам отказалась ее делать. Может мы и параноики, но кто его знает, денег на штраф у нас нет, лучше подстраховаться.
Потом мы пошли на автовокзал и уехали в Ульцин, самый южный город Черногории, это почти Албания. Столетия владычества Османской империи оставили здесь яркий след в виде множества мечетей и создали особый восточный колорит.
Мы сходили в Старый город, полазали по крепости.

Прозрачная вода Адриатики
За стеной
Дома срослись с камнем
Бухта
Море здесь очень чистое, бирюзовое, погода замечательная, тепло и солнечно, поэтому город выглядит ярко и празднично.
Мы зашли пообедать в ресторан Buddah со статуей Будды у входа.

В ресторане Buddah.
Роспись потолка
Осторожно поинтересовались, большие ли порции? - нормальные! А принесли нам тазик томатного супа (мне пришлось его доедать) и 2 блюда ризотто! Очень вкусно, с сыром, овощами, каким-то соусом, но обалденно много! Я кое-как справилась, а Даша не доела, не влезло. Мы купили мандаринок, на 1е - 3кг. Автобус на 14.15 ушел, пока мы бегали в кассу, хотя водитель нас видел, пришлось ехать на следующем. Около нас все ходил черногорец и тренировал свой русский - расспрашивал, откуда мы, как нам понравилась Черногория.
В Баре мы зашли на вокзал посмотреть узкоколейный паровоз Суторман с вагончиком. Порадовало, что на вокзале нет ни рамок, ни турникетов.

Паровоз Суторман в Баре
В Баре мы купили на подарки вино, каймак, мармелад в баночках, кофе. И все! Купила еще на набережной на память о Черногории сушеную рыбку, похожую на воробья, и по деньгам вышла в ноль. Всего я потратила 315е + 10000р на билеты + 600р на страховку без приключений Liberty. До Тивата придется ехать за Дашин счет. Выезжать придется рано, в 9ч, позже мы на самолет не успеваем. Рассчитались и попрощались с хозяйкой, стоимость регистрации вошла в плату.
14 декабря.
До автовокзала доехали на местном автобусе, проходящий до Тивата не стали ловить, они могут не остановиться. Билет до Тивата стоит 6,5е, нас высадили напротив аэровокзала, дойти метров 200. Камеры хранения здесь нет, поэтому я пошла прогуляться в Тиват, а Даша осталась сторожить рюкзаки. До Тивата идти около 20мин, это красивый курортный городок с белоснежной набережной.

Ботанический сад и дворец я не нашла, вернулась к Даше. Купила еще пршют, чтобы угостить друзей, и инжир. Вылетели мы по расписанию, все места в самолете были заняты.

Тиват, аэропорт.

Поездка мне понравилась, здесь красиво и необычно, чудесное море, горы, хотелось бы еще приехать сюда летом или осенью, чтобы подняться на перевалы и вершины по маркированным тропам, может, взять велосипед напрокат, объехать Которскую бухту, покупаться в море, увидеть все, что мы пропустили.