Сплав на катамаранах по реке Мая.
Нитка маршрута
Хабаровск - пос. Бриакан - река Мая - река Уда - пос. Бриакан - Хабаровск
 
Мая - река с женским именем

                         Мая – река с женским именем.

Поверьте на слово, случаются в жизни счастливые моменты, когда мечты вопреки неверию и сомнениям сбываются. В течении трёх лет наша команда искала пути подхода к заветной реке. «Перелопачено» куча интернетовских страничек, прочитано множество альманахов, туристических брошюр и авторских путеводителей. Вывод один - река Мая (имеется в виду река Мая, впадающая в реку Уда, прошу не путать с «Алданской Маей»), весьма труднодоступный и затратный туристический маршрут. И так начнём.

Трёхчасовой полёт на вертолете из посёлка Бриакан, самое запоминающее событие, определившее удачное начало похода. В мире творится неописуемое количество захватывающих и увлекательных историй, это бесспорно, но виды Станового хребта с высоты поднебесья, вписываются  в отдельную тематику природных явлений.

Нам несказанно повезло арендованный вертолёт не смог на одном дыхании доставить в назначенную точку маршрута – истоки реки Мая, пришлось дозаправляться в посёлке Чумикан. Так как траектория полёта изогнулась, то и сами виды за иллюминатором претерпели грандиозные изменения. Во всей своей «альпийской красе» раскрылась южная окраина Станового хребта. 

                                                        Отроги Станового хребта

Ещё один немаловажный фактор сыграл нам на руку - удачная погода, определяемая непредсказуемыми океаническими муссонами. Не смотря на то, что на дворе стоял золотистый и переменчивый сентябрь, она та самая капризная погода была не редкость лучезарной, безоблачной и тёплой. В солнечный день панорамные пейзажи смотрятся на порядок лучше, чем в грозовое ненастье - в этом сомнения нет!

 

                                            Становой хребет 

Становой хребет известен как Внешний Хинган — горная цепь  протяженностью 700 км Является водоразделом рек Северного Ледовитого и Тихого океанов. Высота до 2412 м. Повсеместно многолетние мёрзлые породы. Возраст горных пород достигает более трёх миллиардов лет, в течение которых они бесконечно подвергались воздействию внешних факторов, отсюда особенности рельефа. На склонах произрастает лиственничная тайга, выше 1200 м — кедровый стланик и горная тундра.

Личное восприятие Станового хребта протекало через призму ранее прочитанных рассказов. В обоснованности сказанного привожу двух авторов, благодаря которым произошло платоническое знакомство: Григория Анисимовича Федосеева - «Смерть меня подождёт», и Юрия Васильевича Сергеева «Становой хребет».

Искренне советую будущим путешественникам, прежде чем попадёте в район Станового хребта, к примеру, на реки: Уян, Учур, Тыркан, Мая и Джана, не поленитесь, прочитайте данные произведения. Вам будет легче ориентироваться в плоскости собственных чувств. Будет с чем сравнить увиденное. Ведь, сколько на земле людей столько же и частных мнений.

Становой хребет поражает кажущейся доступностью, это чувство усиливается с высоты птичьего полёта. Лунные пейзажи, лишённые признаков жизни придают ощущение близкой оконечности нашей планеты – мистического края земли.

Кругом куда не кинь взгляд повсеместно хаос камня и зубчатых вершин. Изрезанные лини пирамидальных отрогов вносят путаницу в горную архитектуру. Сложно-построенный рисунок манит, не даёт отвлечься на обыденное и повседневное. У этого состояния существует название - притягательная магия гор.

   

                                                              Становой хребет 

Сделать качественный снимок через поцарапанный пластик иллюминатора немыслимо пришлось открыть «оконце». Пилоты вертолёта вопреки инструкциям не противились нашим желанием, закупорившись у себя в кабине. «Ми-8», всё-таки не «Боинг-747», здесь многое «разрешено». Туристы меня поймут.

Холодный вихрь ворвался сквозь круглое отверстие, выхолаживая теплокровные тела, изнеженные в московских квартирках с климат-контролем. Полёт проходил на высоте от 1800 до 2100 метров, естественно на тёплый воздух, на этих высотах рассчитывать не приходилось. Надо сказать, что вертолётчики вели нас через горные перевалы, подыматься, над высокими вершинами они не пожелали. Толи, подчинились строгим правилам полётов, толи захотели удивить своим мастерством, маневрируя между гор. Во всяком случае, мы были благодарны за этот удивительный полёт.

                                                                         Становой хребет

 

Становой хребет несёт в себе индивидуальную гольцовую структуру. Проще говоря, все возвышенности имеют скруглённые макушки. Здесь не наблюдаются остроконечные вершины как на Памире, Кавказе или Альпах.

Склоны отрогов и отдельно стоящих высоток лишены отвесных скальных срезов. Они покрыты осыпями крупного камня, так называемыми курумами.

Река Мая протекала южнее полётного маршрута. Визуальный контакт с рекой отсутствовал. Причина кроется в отрогах гор заслоняющих её от нашего взгляда. А мы так надеялись узнать о будущей спутнице как можно больше информации.

Из всех непредсказуемых ожиданий, воистину, настораживал только уровень воды в Мае. Лето по данным метеосводок и наблюдений за погодой, констатировалось как жаркое и засушливое. Малая вода явилось бы отягощающим фактором по пути сплава. Волочиться по мелякам не хотелось. Беспокоило ещё и то, что мы летим к истокам Маи. Как известно, начало водной тропы не отличается мощной водяной подпиткой.

Судить о водосборе майского бассейна реки мы могли по её северным притокам берущим начало на склонах Станового хребта. В затенённых распадках и укромных ущельях обозначились белые пластины редких ледников. К сентябрю они изрядно уменьшились в размерах, их стало меньше, значит, и подпитка притоков, без дождевого обилия была скудна.

Вертолёт пересёк три крупных притока: Кононный, Лимну и Салга. Тонкая голубая нить речных помощников извивалась по широким полям галечника – воды в них было мало.

 На подлёте к Мае, приблизительно за тридцать минут до посадки, горные складки разошлись по сторонам. Серый камень уступил живым краскам лесотундры - насыщенной зелени. Речная долина самого крупного притока Маи, Кунь-Маньё поразила обширностью и пространственной свободой.

Низкие берега Кунь-Маньё покрыты заболоченными марями и моховыми равнинами с малыми озерцами. Обильная, приточная вода кувыркалась на резвых перекатах. От сердца отлегло, значит и в Мае, воды будет достаточно для тяжёлых катов.

Длина Кунь-Маньё составляет 109 километров, прежде чем слиться с Аюмканом и воплотиться в Маю, приток собирает изрядное количество живительной влаги.

 

                                                      Река Кунь-Маньё

 Путеводная нить Кунь-Маньё вывела к трёх-лучевой водной звезде. Притоки сошлись вместе. Аюмкан примыкал справа. По силе водотока  приток не шёл ни в какое сравнение с Кунь-Маньё.  На стрелке перед слиянием, возрос лесистый хохолок с приметным пучком из пышных лиственниц, окаймлённых выцветшим ольховником и стройными рядами белоствольных берёзок.

Исток Маи представляет собой бурлящий двух-рукавный перекат. Собравшись в тугую струю объединённый поток, понёсся под уклон.

 Долина Маи окружена невысокими и сглаженными увалами, сплошь покрытыми таежными насаждениями. Вертолёт, проделав нехитрую петлю с одного захода сел на левом берегу реки. Благо мест пригодных для взлётно-посадочной площадки много, как говориться выбор есть. Створки вертолёта раскрылись, и таёжный аромат хвойной свежести  ворвался в салон, вытесняя запахи сгоревших паров керосина. Мы на мае!

 

                                                     Устье реки Кунь-Маньё

 Начало сентября, как на материке, так и в таёжных дебрях считается  «бархатным сезоном». Рыба в преддверии ледостава активно клюёт, набирая вес и нагуливая подкожный жирок. Голубика, брусника, клюква, шикша, красная смородина и дикая малина – наполнились соком и с нетерпением дожидаются интенсивного ягодного сбора. Белый гриб, маслёнок, моховичок и подосиновик  приготовились перекочевать в берестовый туесок и томиться в маринаде с лаврушкой и перцем.

Лично для нас в первую минуту знакомства с Маей тронули не эти таёжные щедроты. Команда несказанно обрадовалась тому, что не пришлось доставать репелленты и москитные сетки. Мошка и комар отсутствовали.  Таёжный гнус накануне заморозков, сыграл свою активную, кровососущую роль мелких «Дракул» и покинул таёжную сцену.

  Наскоро сбросив груз на галечную косу, мы разбежались в стороны.  Вертолёт, разогнав турбины, словно вентилятор нагнал воздушную струю и взмыл ввысь.

 Оглядевшись, и проделав несколько разведочных вылазок, мы поняли - также повезло и с местом для палаточного лагеря. Под ногами шуршал мелкий галечник, словно специально просеянный через дуршлаг. В прибрежной лесополосе валялся сухой плавник - идеальный источник огня для теплотворного костра. В общем - Мая беспредельно радовала!!!

Забегая наперёд, хочется поделиться информацией с будущими туристами - до притока Эдягу-Чайдах, удачных площадок для обустройства лагеря в избытке, а вот ниже притока…, но об этом чуть позже.

 

                                                                    Истоки реки Мая (точка отсчёта)

 Коль речь идёт о реке, по которой предстоит сплавляться, имеет смысл  узнать о ней более подробно и так: - Река Мая течёт по территории Амурской области и Хабаровского края. Берёт начало на слиянии рек Аюмкан и Кунь-Манье. Вливается левым притоком в Уду возле села Удское. Длина реки составляет 363 км. Перепад высот от истока до устья составляет – 779 метров. Название Мая в переводе с эвенского языка - означает лабаз или корзина из бересты.

Ещё не успел затихнуть гул вертолёта в узкой горной долине, а настропалённые рыболовы успели развернуть завидный арсенал снастей. Лёгкий и короткий спиннинг от «DAIWA», катушка с десятью бесшумными подшипниками «BLAK HOLE», прочный плетёный кант «BERKLEY» и любимый «MEPPS» медного окраса – большего на первичный клёв и не требуется.

И так, река в предвечерний час преподнесла щедрый подарок пять крупных ленков. Фаворитом стал экземпляр в 1кг 400 грамм. В верховья реки преобладает так называемый острорылый ленок с заострённой и удлиненной головой. Раскраска такого ленка ярче, она имеет колоритный красный оттенок.

 

                                                             Андрей Косарев и его ленки

 В самой Мае ленок, не смотря на ухищрения с аппетитными приманками, не цеплялся за тройник. Всю фортовую рыболовную нагрузку взял на себя приток Кунь-Маньё. Очевидно, сыграло роль разнообразное строение донного ложа. Мая текла мощным водяным потоком ровно и спланировано, как хорошо обустроенная автострада. Кунь-Маньё наоборот разбился на зоны перекатов и выпрямившихся плёсов, коротких и быстрых. На перекатах наблюдалось характерное сужение русла, сливная струя, волновая стрелка и донные углубления после переката - типичный рыбоносный «аквариум».

Таймень…, да..а…, - самая щекотливая тема таёжных историй. Что же придётся все рекламные обещания рыболовных турфирм поставить с головы на ноги. Упоминания о том, что в Мае водятся монстры под сорок килограмм, были уместны к прошедшему времени эдак годков под двадцать тому назад. На сегодняшний день дела обстоят «несколько» хуже.

Первый зачётный таймень уловился на правом притоке Караялах. Речка небольшая и маловодная. Течение даже не смогло намыть косу при в падении в Маю. Приточная вода распушилась веером, разбилась на отельные косички-ручейки. Таймень схватил выше устья, в водяном кармане под берегом, глубина едвали достигала одного метра.

Боец пропустил первый заброс опытного рыбака успевшего первым подойти к притоку. Он покусился на блесну новичка в команде Андрея Косарева.  Сработал всё тот же проверенный принцип – новичкам в первом походе всегда фартит!

Вес тигра пресных вод при взвешивании показал 11.300. не самый впечатляющий экземпляр. Но если учесть тот факт что этот эпизод произошёл на первый день истинного сплава по реке, то все надежды на зачётных тайменей мы возлагали  на будущие рыболовные деньки.

 

                                                               Первенец - 11,300кг.

 Следующий достойный уважения и похвал таймень вступил в бой ниже притока Атага. Таймень ухватил «блуфокс» третьего калибра ниже порога приблизительно в ста метрах. В этом месте галечная коса вдавалась в реку. Наблюдалось сужение русла и метровая глубина. Быстроток не сопровождался волнением или рябью. На поверхности расходились кругами водяные разводы. Ближе к скалам  над рекой торчали огромные мраморные останцы. Видимо таймень использовал их в качестве скрытой засады. Габариты и вес тайменя соответствовали зачётному экземпляру 7. 500.

И наконец, третий зачётный таймень был схвачен на притоке Лимну.     Долгожданный монстрила атаковал блесну на стрелке, где приток смешивался с Маей. Под берегом наблюдалась двухметровая глубина, огромное скопление булыганов в человеческий рост. Так скажем не самое идеальное местечко для выуживания рыбы. Но Вадим Саликов сумел мастерски извлечь бойца из агрессивной водной среды. Контрольное взвешивание обрадовало, индикаторная стрелка остановилась на делении 9.300. Вот на этой оптимистичной ноте рассказа о таймене на Мае можно и свернуть повествование.

Чтобы бередящая душу, тема получилась объёмной и полной добавлю -   кроме зачётных были пойманы ещё шесть тайменей, так сказать малогабаритных, их вес колебался от 4.100 до 5.500.

Тайменное «эльдорадо» тянулось по Мае от истока до притока Лимну. В дальнейшем атаки на тигра пресных вод были безуспешными. Очевидно, крупный таймень не выдержал прессинга со стороны рыболовной братии.

Не стоит выпускать из виду ещё один не маловажный факт - в период нашего сплава на реке Уда шёл интенсивный нерест кеты отмётывающей икру. Возможно, таймень перекочевал в Уду. Ведь охота за лососёвой икрой  пользуется успехом не только у человека, но и у речных охотников. Позвольте вас спросить, а кто из нас грешных не прочь разжиться красным золотом охотского моря?

Коль повествование, так или иначе, коснулось речи о нересте лосося, отвечу сходу, так сказать столкнусь с интересами лоб в лоб - на Мае нет нереста лосося. Тому подтверждение наши собственные наблюдения и расспросы местных рыбаков из посёлка Удское. Берга Маи не усеяны скелетами отнерестившейся рыбы, вода чиста и прозрачна, в воздухе не витает запах гниющих тушек, на отмелях не наблюдается нерестящаяся рыба, и  на спиннинги не ловится кета или горбуша. Лишь один раз за весь поход на левом притоке Кононный был обнаружен скелет горбуши, единичный и старый, возможно и не этого года.

За неделю до похода на глаза попалась статья о Мае. Суть сказанного в ней сводилась к следующему – в  Мае ленка меньше чем в Якутии, имеется в виду притоки Лены. По исходу путешествия сложилось иное мнение - в Мае ленка много. Как и всегда на количественный лов рыбы влияют несколько факторов – погода, время лова, уровень воды в реке и её температура, опыт рыболова и степень его азарта.

В нашем походе все эти факторы интегрировались в успешную ленковую рыбалку. Ленка в Мае много! Это подтвержденный факт мы сами убедились. В самой реке ленок брал стабильно и уверено, если после переката наблюдался затишек или яма - верный признак ленкового базара. В устье притоков ленок брал на мелких перекатах. Такая рыбалка наблюдалась от истоков Маи и до правого притока Эдягу-Чайдах. Далее, от выше упомянутого притока до левого притока Кононный, ленок клевал только у притоков, в самой Мае, на перекатах он не наблюдался. Видимо из-за того что воды прибавилось и перекаты укрупнились.

Крупный ленок ловился в верхнем течении реки, самый достойный ленок весил 3.300. Остальные обрыбившиеся рыбёшки были в промежутке между 900 - 1600.  После притока Кононный ленок клевал чрезвычайно редко, его вес, не достигал и 800 грамм.

                              Игорь Якушев + ленок на 3.300

 А вот теперь стоит упомянуть ещё кое о чём. В спешке маршрутного графика и по лености организма, мы не ходили по притокам. И только на притоке Атага мы зашли за видимые горизонты собственного бессилия и безволия. Тут нам действительно подфартило,  на трёх километровом участке притока творился настоящий ленковый фурор. Ленок брал через заброс. Он сбивался в малочисленные стайки на глубине тёмных ям. Чтобы не слыть голословным, в правдивости слов даю имена притоков на которых происходили ленковые бои местного значения  - Атага, Салга, Бортик, Лимну, Коннонный.

На этом ленковый пробник не зациклился и не остановился.  Полноценный трофейный прирост был получен ночью, происходила так называемая рыбалка на мышиный имитатор. Пушистая и хвостатая мышка «Маруся» творила настоящие чудеса. За один час она приманивала как минимум с десяток ленков. Крупных и голодных охочих на мышиные зрелища.

На Мае как таковых тихих плёсов нет, вместо них наблюдается быстроток, без волн, весь в поверхностных разводах. В этих местечках и происходила мышиная засада.

 

                                                                 Река Мая ночью.

 Несколько советов будущим рыбакам-мышистам необходимо дождаться полного захода солнца пока не наступит абсолютная темень, по времени это где-то 11-ть часов вечера. Заброс мыша происходит при свете налобного фонарика вверх течения. Свет выключается, затем Маруся подтягивается к берегу перпендикулярно, насколько это возможно, без послабления шнура, чтобы мышь не ушла ниже по течению реки. При соблюдении этих условий отличная рыбалка обеспечена.

Вернёмся на круги своя - сие повествование, конечно же целиком и полностью просвещено Мае. Характер реки порожистый, стремительный и завораживающий. Маю, в целях наилучшего восприятия или изучения необходимо разделить на четыре участка.

Первый участок - от Кунь-Маньё до притока Атага, – ширина реки мала, но достаточна для сплава даже на гружёном судне. Множество мелких перекатов и отмелей. Берега невысоки, сглажены, поросшие лесом. Речная долина по горизонтным меркам просторна. Отвесных скал мало, редкие утёсы подходят к реке и разбиваются на каменистые уступы.

                                                       Верховье реки Мая

 Второй участок от притока Атага – до Эдягу-Чайдах -  река круто поворачивает на юг. Срывается на сорока километрах вниз на восемьдесят метров.

Присутствуют многочисленные участки шивер переходящие друг в друга. Наблюдается сильное сужение русла. Мощные сливы с высокими стоячими волнами. Берга отвесные, скалы безмерно грандиозные и зрелищные. Рядом с рекой стоят гольцы высотой до полутора километров.

                                                      Среднее течение реки Мая

 Третий участок от Эдягу-Чайдах до притока Лимну - река мощна и напориста. Опасные прижимы под скалами. Берега крутые, усеяны валуником. Места под стоянку отыскать непросто. Встречаются круто-свальные пороги с ярко выраженным хвостом пенных валов. Река если и петляет, то делает это на большем пространстве. Существуют длинные прямотоки, на них по-прежнему перекат следует за перекатом.

                             Нижнее течение реки Мая (правый приток Бортик)

 Четвертый участок от притока Лимну до устья Маи (река Уда), - ширина реки колеблется в пределах ста - ста пятидесяти метров. Речные петли разворачиваются в быстро-точные тягуны. Долина реки просторна и свободна, отроги гор сдвигаются к горизонту. Русло Маи разбивается на бесчисленные рукава  теряющиеся в островках. Без труда можно затеряться в непроходных старицах. Впервые появляются древесные заломы. На прижимах у подмываемого берега поваленные расчески, существует реальная опасность наткнуться на обломок ветки и распороть баллоны ката. Из-за мелководья проток сложно подойти к рыбоносным притокам, ключам и речкам. После притока Эльга горы остаются позади кормы, река течёт по низине, берега лесисты и невысоки. Мая до предела не выразительна и скучна. Основной фарватер сложно отыскать, так как протоки похожи друг на друга.

Настал момент истины коснуться главного - у каждой реки существует особое знаковое место. Именно оно и определяет узнаваемое лицо речной путешественницы. Изюминкой Маи является крупный скальный останец, торчащий по центру потока. Он расположен в десяти километрах выше притока Большой Чайдах. Эту каменную скульптуру именуют Совиная голова. Но по нашему общему мнению он скорее похож не голову, а на саму сову зацепившуюся когтями за ветки.

                                                     Останец Совиная голова

 Пройдя майским маршрутом, мы подметили ещё одну речную индивидуальность, после длительного обсуждения этому явлению было дано даже название - Большой речной зигзаг. Теория «Большой речной петли» на Мае вполне может сойти аксиому.  В отношение пейзажа, крупных шивер и удачной рыбалки всё концентрируется в петлевой точке. Большой зигзаг на реке это абсолютное господство камня. Течение несётся с сумасшедшей скоростью, глубины нет, всюду мелко. Быстрина бьёт в кат, крутит им, как хочет, насаживает на  валуны. Но в центре речной петли наблюдается речной затишек после порога, обширный галечный пляж - идеальное место под лагерь и красивая скала в отвесе каменистых уступов и срезов. 

 

                                         Вход в Большой речной зигзаг.

 Мая несёт в себе ещё одну индивидуальность – каждодневные утренние туманы. Осенний вечер быстро сменяется ночными сумерками. Скоропалительная  ночь уступает место холодному, безнадёжно сырому утру.  Мая окутана плотными туманами. Горные перевалы и лесистые склоны затянуты клубами водяной взвеси. Утренние туманы одна из примечательных особенностей  Маи. С этим приходиться мериться, хотя туманы и не доставляют особых хлопот.

Новый день на ранней зорьке облачается в пелену непроглядного тумана. Горные хребты упираются прямо в небеса и противодействуют рассвету. Солнце восходит над горами ближе к десятому часу. Туман продолжителен и запредельно концентрирован.  Противоположный берег размыт в белом молоке. Видимое пространство разделено на фрагменты скал и сектора высокорослой таёжки.  Ориентация возможна только по текущей реке по её  шумящему потоку.

 

                                              Утренние туманы на Мае

 Мая изобилует водопадами. Встречаются как малые, пять-шесть метров так и большие. В скалистых ущельях образуются огромные водопады высотою свыше ста метров.  Практически все водопады  имеют ступенчатое строение.  Водяной поток тугой струёй вымывает мягкие породы, образуя углубления. Расколоть гранит воде не под силу.  С десяток метров поток течёт ровно, затем срывается в бездну. Такие чудеса природы возникли благодаря высокому нагорью в частности и Становому хребту тоже.

                                               Водопад на Мае   

  Всё!!! Следуя философским наставлениям - пришло время собирать камни. И так привожу некоторые умозаключения касаемые бухгалтерии и организации похода.

 Автобус из Хабаровска до вертолетной площадки в Бриакане (туда и обратно) – 120т. Существует возможность уехать рейсовым автобусом за 2т. Но тут есть зависимость от багажа и графика движения. Вертолёт до истоков Маи с дозаправкой в Чумикане 600т.  12 дней чистого сплава до Уды. Вертолёт от устья Маи до вертолётной площадки в Бриакане 300т. Возможен выход из Чумикана на рейсовом самолёте или кораблем до Николаевска на Амуре. Но эти варианты крайне авантюрны.

 

P.S.

 

Отдельным эпизодом в рассказе о Мае хотелось высказать собственное мнение о творчестве Григория Анисимовича Федосеева. В частности определиться с некоторыми фактами о Мае, упомянутыми в рассказе «Смерть меня подождёт».  Кто читал это произведение, конечно, заострил внимание на устрашающих строчках преисполненных страха и смятения:

   От устья Кунь-Манье Мая срезает левобережный отрог, и у переката впервые зарождается ее непримиримый рокот. Впереди, куда стремительно несется река, сомкнулись береговые отроги. Долина выклинилась.  Мая, с гулом врывается в скальные ворота, прикрытые сторожевым туманом, и уходит в глубину земли. 

Сдавленная валунами в тугую струю, река скользит по крутизне вниз. Из темной речной глубины поднимаются огромные валы. В необъяснимом смятении они толкаются, хлещут друг друга, мешаются, и зарождающийся ветерок бросает в лицо влажную пыль. Страшная сила!

На самом деле Мая не является таковой, крупных порогов способных создать катастрофическую ситуацию, нет. Да существуют крутые сливы с метровым валом, но без подводных ступеней и каменистых гряд. Они ни в коем случае не представляют опасности. Перекаты коротки и вполне преодолимы, даже если у вас с нервишками нелады, можно сползти по ним по отмели идущей от береговой косы.  Григорий Анисимович сгустил краски, и в принципе автор имеет на это право.

 Теперь перехожу к самому интересному. В рассказе «Смерть меня подождёт» описан сплав самого автора с двумя товарищами. Смею предположить, что Федосеев не совершал его. Сплав на лодке по Мае конечно имел место быть, но сам автор писал рассказ с чужих слов. Я не намерен принижать заслуг автора и усомниться в его трудах, как на литературном поприще, так и на рабочем, ведь он был геодезистом и составлял подробные карты этих мест.

Впервые я усомнился в документальной достоверности рассказа, когда прочитал вот эти строки:  Справа к седловине падают тесные отроги Станового хребта, слева поднимается Джугджур. Зарождающаяся над перевалом Мая пронизывает их узкой щелью и уползает к далекой Удской равнине, чтобы сбросить свои воды в Охотское море.

В повествовании идёт речь о том, как Григорий и его друзья  проделав пеший маршрут, спустились к истокам Маи по притоку Аюмкан. То есть они вышли на маю с запада. В строчках Справа к седловине падают тесные отроги Станового хребта, слева поднимается Джугджур, кроется совершенно иная ситуация.  По идее слева от них должен был быть Становой хребет, а не справа.  Справа должен тянуться хребет Джугдыр, а не Джугджур.

 Конечно, Федосеев был на Мае, но не верховьях, а в нижнем течении. Если принять прочитанное за истинное положение дел, то он вышел к истокам реки Джана, впадающей  в реку Уда. Там же в этом месте берут начало такие притоки Маи как Лимну и Кононный. Вот как раз по ним Федосеев и мог выйти на Маю.

Далее, в рассказе вскользь упоминается скала Совиная голова. О ней говорится двумя словами из уст проводника Улукиткана. Скальный останец,  торчащий по центру Маи это особое, знаковое место. Он является визитной карточкой Маи, по нему можно узнать реку на любой фотографии или устном описании.

 Поверьте, один раз увидав Совиную голову, не перестаёшь вспоминать о ней. Для автора, она бы явилась уникальным местом, которому можно посветить отдельный эпизод, а не фразу из уст проводника оленевода. Скорее  всего, Федосеев не видел её своими глазами.

Следуя по нити повествования, у героев разбилась долблёнка, и они соорудили плот из десяти метровых брёвен. В таком случае у них получился громоздкий, тяжёлый плот, управлять им очень сложно. А на Мае мы проскочили с дюжину скальных прижимов, которые на десяти метровом развороте бьют точно в каменное препятствие. Такой плот ни за что не пройдёт по такому прижиму. И ещё на Мае очень много отмелей, что не перекат то камни и галечное ложе. Плот постоянно пришлось бы волочить.  

При том уровне воды, в который мы попали на реку можно перейти Маю в брод в любом месте. Реально воды маловато. Бесспорно, Федосеев строил такие плоты и ходил на них, но только по более крупным и полноводным рекам.

Ещё раз повторюсь, я не намерен принижать заслуги Григория Федосеева, я лишь высказал свои идеи и мысли, а соглашаться с ними или нет, это уже ваша собственная история дорогой читатель.   


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: