Встреча с хантами.

10 августа. Озеро Хадатаёганлор - река Малая Щучья.

На ночь, Андрей поставил донку с головой хариуса, и утром вытащил налима на 3 кг. После завтрака ухой, продолжили своё путешествие. Погода пасмурная, но без дождя, 10 градусов и  пронизывающий ветер. На истоке Воргошора, возле чумов встретили хантов, двух женщин с детьми.
У хантов
Дима
Пригласили нас в гости. Мы, к сожалению отказались. Вечером нужно быть на озере Большое Щучье. Весь день бредём по дороге вдоль Воргошора, а затем рядом с речкой Нгодяяха. От обочины дороги неожиданно выскочила росомаха и скрылась в высокой траве.  В 20 часов спускаемся к реке Малая Щучья и останавливаемся на ночёвку.Рядом два чума хантов и палатка. В палатке живут трое эстонцев. Они здесь уже три недели. Снимают фильм о жизни народов севера.
Озеро Большое Щучье.

11 августа. Река Малая Щучья -  озеро Большое Щучье - р. Пырятане.

Утром 2 градуса. Попытался рыбачить в реке Большая Щучья. Без результатов. Зашли в чум к хантам. Хозяйка Тайбери Елена Павловна. Зимой проживает в селе Аксарка,  а с весны до поздней осени кочует с оленями по тундре. Старшие дети живут в Москве и в Петербурге.
В гостях у Елены Тайбери
Обошли возвышенность 333,8, оставив позади пост с егерями, и вышли на берег озера Большое Щучье.
_IGP1816

Озеро Бол. Щучье
Великолепная погода. Ясное голубое небо, 12 градусов. Вдоль левого берега за три перехода добрались на северную оконечность озера. На истоке реки Пырятане остановились на ночёвку.

12 августа. Озеро Большое Щучье - река Большая Кара.
Утром 3 градуса. Дошли до Хэм - Вадаяхи,
По Хэм - Вадаяхе
а затем в долину Мядыяхи, в среднем и нижнем течении похожая на карьер по добычи щебня. Открылся потрясающий вид на хребет Оченырд. Солнце припекло. Наступило последнее тепло в этом походе. На реке Большая Кара полил сильный и холодный дождь. Подошёл ненец - молодой парень Василий. Он с двумя братьями пасут оленей. Братья неграмотные, как и родители, никогда не учились в школе.
Встреча с пастухами - Николай.
У них 1000 оленей. каждый олень стоит 10000 - 15000 рублей
Олени на реке Бол. Кара
Василий дал нам 5 кг мяса. На ужин готовим грибы, мясо, рожки. Вечером любуемся облаками. таких расcветов и форм никто из нас не видел.
Хребет Оченырд
Ночёвка на Большой Каре
На озере Очеты.

13 августа. Река Большая Кара - озеро Очеты - река Очетывис.
Ночью сильный ветер надул мерзкую погоду. Утром перебрались через мелкую Большую Кару, и пошли по левому берегу Лимбятаяхи.
Хлынул дождь и усилился ветер. Перевалили к озеру Очеты.
Озеро Отчеты
Вдоль правого берега дорога. Красивейшие места, но погода превратила переход в тяжкое испытание. Андрей умудряется собирать грибы. На берегу реки Очетывис, рядом с озером остановились на ночлег. В паузу между ливнями устанавливаем палатку. Андрей уходит на рыбалку, но через час возвращается без рыбы. Приготовили ужин из грибов, рожек и остатков мяса.

14 августа. Днёвка.
Всю ночь дождь, то усиливается, то стихает. Утром горы в облаках и тумане. В такую погоду о восхождении на Нгэтенапэ можно забыть. Днем температура 7 градусов. Из-за сырости и ветра очень холодно. Андрей снова пошёл искать рыбацкое счастье. Я вдоль берега собираю грибы и высматриваю путь на Нгэтенапэ и в сторону озера Сидяямбто. В округе растут небольшие кусты и вечером как дождь стих, готовим ужин на костре.

15 августа. Восхождение на вершину Нгэтенапэ.
Утром 5 градусов, всё в облаках и тумане. Понимаем, что погода в ближайшие дни не улучшится. Сидим в палатке. После обеда показался кусочек голубого неба. в 13-30 вышли на Нгэтенапэ и опять пошёл дождь.
На Нгэтенапэ
Дима вернулся, а мы решили продолжить свой путь. По ручью в ущелье, покрытым снегом, поднялись на ровный каменистый участок. Впереди, сквозь облака и туман видны крутые, длинные склоны со снежниками. Полезли вверх по одному из снежников. Ближе к верху Андрей сорвался и пролетел 5 метров. Вылезли на гребень. Противоположная сторона которого, обрывается стеной. Наверху штормовой ветер и мокрый снег. Вершины не видно. Пошли в левую сторону и в 17-10 поднялись на вершину. Нашли записку туристов из посёлка Ферзикова Калужской области. Начали спускаться. Постоянно оборачиваюсь и восторгаюсь грандиозным видом. Впереди предстояла тяжёлая ночёвка. У меня не было ни одной сухой вещи, включая спальника. Подошли к палатки в 19-45. В ужин выпили по 50 гр коньяку. Дождь идёт не останавливаясь ни на минуту. Температура 5 градусов.

16 августа.
Дождь продолжается. Сильные порывы ветра. Очетывис вышел из берегов. Вокруг  всё затоплено. Периодически полотенцем собираем воду с днища палатки. От холода спасаемся горячим чаем и едой. Время 21-30 в дожде появились паузы.
Заканчиваем поход.

17 августа. Река Очетывис - р. Парус - Щельяшор.
Утром всё в тумане и облаках. Решаем заканчивать поход. Погода не даёт ни единого шанса. Пошли по правому берегу Очетывис. Река разлилась на несколько рукавов. С большим трудом переходим на левый берег. Находим след вездехода. Идти стало легче. Постоянно налетает мелкий дождик. На противоположном берегу показались чумы, ненцы, стадо оленей. Горы заканчиваются.
Там где заканчиваются горы. Река Очетывис.
Очетывис течёт среди высоких скальных обрывов. Выходим на ровную тундру и поворачиваем на запад. Места интересные, от простора разбегаются глаза.
Через 5 км увидели впереди дорогу, машины. Остановились на ночёвку.
Тундра

Переправа через Парус - Щельяшор.

18 августа.
Погода слякотная, небо затянуто тучами. Никуда не торопимся. В предвкушении того, что сейчас остановим попутку и уедем в Воркуту, спим до 9 часов. После завтрака приближаемся к дороге и путь неожиданно преграждает Парус - Щельяшор, широкая и глубокая река. В поисках брода уходим вверх по течению. Пробираемся сквозь густые ивовые заросли. Обходим многочисленные узкие, но глубокие ручьи. Только вечером находим брод. Переходим реку и на берегу останавливаемся на ночёвку.

19 августа.
Поднимаемся рано. Всё в тумане. С небольшими перерывами моросит дождь. Обходим глубокий ручей. Сквозь заросли и болота наконец вышли на дорогу! Через 30 минут стопим УАЗик на котором едем 35 - 40 км. Затем на двух трубовозах уезжаем в Воркуту. В разговоре с водителе узнаю, что дорога до Байдарацкой губы существует. Появилась возможность в следующем походе добраться до океана. Подъезжая к городу, наконец увидели сухую дорогу.